Дмитрий Бертман: “Чувствовал, что стану предателем, если уеду из России”. Дмитрий Бертман: Музыкальная режиссура – скорее «кремовый торт», чем «коржик Дмитрий бертман биография семья

"Прагматика культуры" продолжает говорить о рынке образовательных услуг. Один из самых известных и востребованных режиссёров современности, неоднократный обладатель премии "Золотая маска", художественный руководитель Московского театра "Геликон-опера", народный артист России, профессор Российской Академии театрального искусства Дмитрий Бертман в беседе с Мариной Куклинской рассказывает об особенностях российского музыкального образования, собственном преподавательском опыте и проблемах режиссуры музыкального театра.

- Дмитрий Александрович, Вы начали свою преподавательскую деятельность в ГИТИСе (ныне РАТИ) очень рано. Что побудило вас заняться педагогикой?

После того, как я закончил ГИТИС, я с ним не расставался. Будучи в аспирантуре на курсе Ю.П.Ансимова я уже преподавал в качестве ассистента. Спустя некоторое время замечательный режиссёр и педагог М.А Ошеровский предложил мне вести вместе с ним курс режиссёров музыкального театра.

- Сколько человек было на курсе, и все ли они работают по специальности?

На курсе было восемь студентов. Я не очень доволен тем первым выпуском, но, тем не менее, всем выпускникам удалось найти своё место в профессии.

- Подобная ситуация – редкость? Режиссёров выпускается слишком много?

Ну что вы! Профессиональных режиссёров музыкального театра катастрофически не хватает! К сожалению, нынешний уровень абитуриентов не позволяет набирать нужное количество людей, способных обучаться музыкальной режиссуре. Нет данных! В РАТИ идёт совместное обучение режиссёров и актёров – так вот на режиссёрско-актёрских курсах последних лет представители режиссёрской профессии занимают не больше двух-трёх мест. Сейчас у меня на выпускном курсе только один режиссёр. Это серьёзная проблема.

- Какие же требования вы предъявляете к современным режиссёрам музыкального театра?

Лучшие дня

У Пушкина в «Маленьких трагедиях» Сальери говорит о музыке Моцарта: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Если перевести эти слова на язык театра, то «глубине» соответствует наличие концепции, «смелости» - новаторство, «стройности» – умение профессионально выстроить материал. Это и есть основные качества, необходимые режиссёру вообще и режиссёру музыкального театра в частности. Впрочем, сегодня весь театр в той или иной степени – музыкальный.

- Какова востребованность российских музыкальных режиссёров за границей?

В масштабах страны – не очень большая. Не считая Ю.П.Любимова, который является, так сказать «гражданином мира», из российских режиссёров первым стал ставить за границей я. Четырнадцать лет назад я поставил «Пиковую даму» в Ирландии, на одном из крупнейших музыкальных фестивалей. После у меня были постановки в Германии, Австрии, Франции, Канаде, Швейцарии и других странах. Предложений очень много, но, поскольку руководство моим любимым театром «Геликон-опера» требует много творческих сил, я установил себе «лимит» – не больше двух постановок за рубежом в год. Много ставят за рубежом так же Лев Додин, Эймунтас Някрошюс, Андрей Кончаловский, Юрий Александров. Недавно «вошёл в обойму» Дмитрий Черняков. Пожалуй, я назвал почти всех.

- Действительно, не так много. А в чём причины?

Трудно сказать. Но большую роль здесь играет незнание иностранных языков. Заработная плата за границей гораздо выше, и оплачивать работу переводчика для организаторов пороекта крайне невыгодно. Мне пришлось только один раз обращаться к услугам перевод- чика, это было в Турции, где, как и у нас, никто не говорит по-английски.

- Многие представители творческих професси - артисты, музыканты, - попадая за рубеж, вынуждены овладевать другими профессиями. Как Вы думаете, почему?

Вообще-то, это не совсем верно. По всему миру преподают наши артисты балета, цирка, музыканты-инструменталисты. Но если их судьбы не складываются, то чаще всего это связано либо со степенью и яркостью дарования, либо с личными человеческими качествами, неумением показать себя.

- Отличаются ли гонорары российских режиссёров от гонораров их зарубежных коллег?

На первых порах я получал, примерно, в 10 раз меньше, но очень скоро положение изменилось – сначала я сравнялся в гонорарах с зарубежными режиссёрами, а сейчас многих превосхожу по оплате.

- Говорят, что «талант должен ходить голодным»?

Ничего подобного. Талант должен быть сытым, чтобы иметь возможность свободно творить, а не думать только о том, как заработать деньги на хлеб. Во всём мире артисты получают меньше, нежели банкиры, крупные бизнесмены и т.п. На искусстве много не заработаешь, но человек должен иметь право быть сытым.

- Геннадий Рождественский сетовал, что «действие опер в современных постановках происходит либо в космосе, либо на бензоколонке». Йосси Вилер объяснял, что перенёс действие оперы В.Беллини «Норма» в 1938 год для того, чтобы «быть ближе и понятнее сегодняшнему зрителю». Разве это – единственный способ быть интересным современному зрителю?

Меняется время, меняются режиссёрские позиции. Я уже наигрался в «бензоколонки» и «38-й год». Мне это неинтересно. Сейчас огромный дефицит «эмоционального театра». Главное на сцене – это актёр. Но, увы! - сегодня работа с актёром считается немодной и ненужной. Всё чаще появляются непрофессиональные постановщики, не умеющие работать с материалом, и, более того, делающие вид, что так и должно быть. К сожалению, в наше время утеряны крите- рии истинного профессионализма.

- В музыкальном театре сегодня довольно часто ставить оперы пытаются драматические режиссёры. С чем это связано? И каков результат подобных опытов?

Для режиссёра драмы музыкальный театр – своего рода «бизнес». Прежде всего, это возможность выхода во внешний мир, поскольку снимается проблема языкового барьера – основным средством общения становится музыка. Это иные, более высокие, гонорары; внушительные бюджеты. Образно говоря, музыкальная режиссура – скорее «кремовый торт», чем «коржик». Но, если такие величины прошлого в области драматического театра, как Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд ставили оперы, то это было обусловлено высочайшей культурой личности, прекрасной образовательной базой, менталитетом в целом. Сегодня некоторые драматические режиссёры, обращаясь к оперному спектаклю, надеются на то, что «музыка сама вывезет». Они не понимают, что методика работы с драматическим актёром и оперным певцом, абсолютно разная.

Драматический актёр имеет ту же базу, что и режиссёр, говорит с ним на одном профессиональном языке, по сути является соавтором постановки, может предложить собственное решение образа. Певец образован, прежде всего, как музыкант. Он будет внимательно слушать режиссёра, но останется при этом абсолютно беспомощным в актёрском отношении. Он в такой же степени «владеет» профессией актёра, как любой прохожий на улице. Иногда певцу помогает чутьё, интуиция. Но чаще всего, выходя на сцену, он забывает обо всех режиссёрских указаниях и смотрит только на дирижёра.

- Студенты РАТИ, надеюсь, составляют исключение?

РАТИ – единственное учебное заведение, где воспитываются именно актёры музыкального театра, а не только певцы. Правда, здесь возникают другие проблемы. Абитуриенты, обладающие отличными вокальными данными, стремятся попасть в консерваторию или Институт им. Гнесиных. Актёрское мастерство у нас на высоком уровне, но количество часов на собственно музыкальное образование в РАТИ необходимо увеличить. Эту проблему легко объяснить - раньше наш факультет воспитывал артистов музыкальной комедии, но сегодня оперетта, как жанр, изжила себя, а в российский мюзикл я не очень-то верю…

- Почему?

Нет исполнительской традиции, не существует техники должного уровня, наконец, нет публики для этого жанра. Наш зритель, воспитанный на блестящих актёрах театра и кино, более требователен, нежели посетители бродвейских театров. Но и приходя в театр оперетты - таких, впрочем, почти не осталось – большинство из них перешли в ранг «музыкальных»), зритель хочет слышать очень качественный вокал. Недаром такие оперетты как «Летучая мышь» Штрауса, «Весёлая вдова» Легара идут в крупнейших оперных театрах мира. Единственный путь, по которому, на мой взгляд, следует двигаться РАТИ – это воспитание артистов оперы (именно артистов, а не певцов), способных испонять и оперетту, и мюзикл.

- Есть ли разница во вкладе государства в развитии культуры в нашей стране и за рубежом?

Есть и очень большая. Во всём мире функционируют законы о меценатстве, спонсорстве, освобождающие от налогов. Вследствие этого за границей существуют даже тендеры на спонсирование. Крупные компании и меценаты соревнуются между собой, стараясь не упустить возможности проспонсировать тот или иной проект. В нашей стране спонсор и спонсируемый должны заплатить такой налог, что сама акция теряет всякий смысл. Поэтому главным источником финансирования творческих проектов у нас до сих пор является государственная дотация. Таким образом процентное участие государства больше, а реальные денежные суммы гораздо меньше.

- При Вашей востребованности не возникало желание уехать на постоянную работу за границу?

У меня немало таких предложений, но я убеждён, что мой театр «Геликон-опера» – самый лучший. Я постоянно ощущаю поддержку всей труппы, а это 520 человек; поддержку государства, особенно в лице Ю.М.Лужкова. Я не могу и не хочу бросать мой театр.

обращение к Дмитрию Бертману
жанна 18.10.2008 10:16:07

Уважаемый Дмитрий Бертман. Меня зовут Жанна. Я обрашаюсь к вам за помощью, помогите мне устроится в оперный театр России, пожалуйста. Раннее я работала в оперном театре солисткой оперы. на данный момент я преподаватель вокала. Я ещё молода, мой голос звучит и я бы хотела петь в опере. Я очень люблю это искусство. мой голос коллоратурное сопрано.Пожалуйста откликнитесь на мою просьбу. К сожалению я незнаю ваш е-mail.искренне вам заранее благодарна.

Дмитрий Бертман является уроженцем Москвы и родился 31 октября в 1967 году. Самым первым просмотренным спектаклем будущего таланта стала сказка, которую ставил московский ТЮЗ и на тот момент ему исполнилось всего 2,5 года.

Основу тяги к искусству вложила в Дмитрия его мама, видя его театральные выступления и музыкальные концерты. Они постоянно посещали залы консерватории, где проходили выступления Рихтера, а через небольшой период времени юное дарование самостоятельно проявил интерес к творчеству таких известных женщин, как Елена Образцова и Нина Архипова.

Дмитрий Бертман увлеченно наблюдал за этапами развития их карьеры и за интересной творческой деятельностью.

Как была выбрана профессия

После того, как маэстро окончил школу, Дмитрий Бертман принял твердое решение о том, что его жизнь будет связана с искусством. После некоторых раздумий, в начале 1984 года он стал студентом ГИТИСа им. Луначарского. О своем выборе он не пожалел.

Именно там молодой человек начал учиться на режиссера музыкального театра. Когда Дмитрий, который не представляет свою жизнь без творчества, получает желаемый диплом, он уже является создателем нескольких работ музыкального и драматического вида, которые ставили в небольших столичных театрах. Активный молодой человек вышел на дорожку, ведущую к успеху и славе.

Основным достижением Бертмана становится именно Одесский театр , и он до сих пор с наслаждением вспоминает свои первые репетиции в храме, как его называли, Мельпомены. На сцене с воодушевлением собралось почти сто человек, каждый представлял особую значимость для хора.

Создание Геликона

Стоит заметить, что режиссер не ставил перед собой такую цель, как создание театра, но однажды, совместно с выпускниками ГИТИСа. Дмитрий Бертман поставил несколько спектаклей, а после посчитал, что сложился крепкий альянс, который разрывать было бы совершенно неразумно. Ребята продолжили работу, вкладывая в нее новые идеи привлекающего зрителя.

Далеко не последняя роль была за теми, кто был его коллегами, с которыми они частенько собирались по окончанию представления за яствами и напитками. Несколько удачных и плодотворных работ принесли немалую пользу и оставался вопрос только за тем, какое название дать этому альянсу.

По предложению одного из артистов решили использовать словарь, в котором нашли слово Геликон.

Это было названием горы , расположенной в Древней Греции, где давным-давно бог Аполлон проводил долгие часы со своими музами.

Семья и награды

При общении с Дмитрием достаточно часто возникает вопрос о его личной жизни, которая стоит там, за кулисами театра:

  • есть ли жена;
  • как зовут детей;
  • есть ли у них собака.

На самом деле Бертман этого не имеет, и основная его семья — это театр, он полностью заполнил его жизнь.

Что касаемо заслуг маэстро, то их отмечали и в России, и за границей, а создав эксклюзивный театр он стал почетным деятелем искусства, присвоенный ему Борисом Ельциным. Бертман удостоен престижной награды, по инициативе президента Франции Жака Ширака.

Ему вручили орден под названием Академическая пальма, олицетворяющая талантливого человека на всей французской территории.

В стране моды постепенно расширяется репертуар театральных выступлений, Дмитрий бывает там со своими гастрольными турами и собирает большую аудиторию зрителей.

Бертман является человеком, обладающим большим количеством собственных увлечений, скрытых от посторонних глаз и одно из них — это классическая музыка. Среди его любимых композиторов можно отметить:

  • Моцарта;
  • Чайковского.

На втором месте по популярности среди его хобби стоит поглощение художественной литературы.

У режиссера собственная обширная библиотека, а также он обладает большой слабостью к старинным предметам и картинам, созданным руками известнейших художников.

В его доме хранятся такие изделия, как редчайшие часы, приобретенные им в Швейцарии, когда он был на гастролях в Королевской опере, а также часы напольного вида большого размера выполненные в темном цвете. Они являются идентичными тем, которые были поставлены на сцене в качестве декораций спектакля Пиковая дама.

Об участии в проектах на телевидении

Дмитрий стал принимать участие в различных программах на ТВ для того, чтобы постараться сблизить народ и искусство. Речь идет именно о Большой опере, конкурсе молодых вокалистов, который транслирует канал Культура на протяжении длительного времени.

Артист признан почетным членом в жюри. Было мнение что конкурс не наберет высоких рейтингов, однако предположения не оправданы. Благодаря проекту удалось обнаружить немало талантливых людей. По мнению Бертмана эта программа важная, нужная и будет подниматься на самые верхние строчки рейтингов популярности.

Худрук "Геликон-оперы" вошел в возраст силы

Чайковский в 50 лет написал «Пиковую даму», Верди - «Силу судьбы», Пуччини - свой «Триптих», Моцарт... вообще не дожил. А Дмитрий Бертман счастлив тем, что со всеми из них водит добрую, хотя местами и сложную дружбу. Он имеет возможность прийти в свой театр, который пришлось выстрадать и отстоять, он горд тем, что «Геликон» известен не только цельной эстетической платформой, но и атмосферой театра-семьи.

С Галиной Вишневской. Фото: gorproect.ru

«У меня постоянно с Римским-Корсаковым споры идут»

- Вот входите в театр - какая первая мысль возникает? На чем себя ловите?

Ой, когда вхожу - до сих пор не верю, что все это не сон, что мы обрели историческую сцену, и я наслаждаюсь красотой нашего здания, талантом труппы и - да, понимаю, что я самый счастливый человек в мире.

- Любимый уголок есть?

Все любимое: костюмерные, классы, вплоть до вентиляционных шахт - это тоже завораживающее зрелище. У нас их две. Одна - на «минус первом» этаже, другая - на четвертом. Эти шахты - как декорации к спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда». А еще любимейшее место - выход на крышу, где открывается потрясающий вид на Москву - на храм Христа Спасителя, Кремль, на высотку на площади Восстания. Это такое заветное место, куда можно прийти с близкими друзьями, помедитировать там, ведь сверху все жизненные ситуации по-другому видятся. И под сценой пространство уникальное, где вся машинерия стоит - целый завод... Я там каждый день бываю.

- Читатель спросит: что вы там делаете каждый день?

А как же? Чтобы машинерией пользоваться, ее надо хорошо знать, так что желательно бывать там почаще.

- А на что специально обученный человек?

Я сам должен разбираться во всем, чтобы разговаривать со специалистами на одном языке. Так и строился театр: я поначалу ничего не понимал в строительстве, но потом стал жить на этой стройке, стал узнавать каждого строителя, инженера в лицо и по имени.

- А на каком месте вы стоите в зале в момент репетиции?

Зрительный зал - это самый-самый финал работы, это уже момент контроля, а до этого - бегаю-бегаю, камерно репетирую в классах, ведь выстроенная мизансцена - это уже результат...

- Вот вы не имеете возможности пообщаться с уже покойным композитором, но есть ли у вас такая потребность?

Отчего же не имею возможности? Прежде я должен вникнуть во все нюансы его биографии и мироощущения, знать его время, все, что его окружало, буквально почасово.

- Почасово?

Конечно. И когда я все это уже знаю, то только тогда имею право задать композитору какие-то вопросы.

- Как?

На кладбище еду, например. Очень люблю лавру Александро-Невскую - там Чайковский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков; прихожу к ним в гости с цветами. На венское кладбище хожу к великим. В Москве - на Новодевичье. Обязательно. Там можно сконцентрироваться, подумать, что-то даже сказать. Все это интимный процесс.

- А бывает, что ответа нет - контакт не налажен?

М-м-м... Обычно контакт налаживается, но ситуации разные бывают. Я вот знаю, что у меня хорошие отношения с Чайковским, Бородиным, Шостаковичем, а вот с Римским-Корсаковым споры идут. Но все равно стараюсь с ним как-то договориться.

- То есть он мужчина колючий?

Ну... мы с ним мыслим по-разному. Парадоксально-смешные ситуации происходят: приезжаю - бах, ремонт памятника, он забит! И я тогда Римскому-Корсакову под доски подкладываю цветы. Он на меня иногда обижается за купюры.

- За вырезанные места в произ­ведении?

Да. Ну приходится! И тогда я иду к нему и объясняю, почему это делаю. И он - иногда - открывается, ну знаете, солнышко выходит... А иногда я понимаю, что он слышит, что ему говорю, но все равно не соглашается.

- И много кого резать приходится?

Бывает. Но при этом с Чайковским у меня все хорошо, он дает мне эту возможность с радостью. С Рубинштейном сначала был на «вы», потом он на «ты» перешел. Теперь мы друзья.

- То есть купюры они стали прощать? Мол, что делать, цифровой век...

Они прощают, если купюры делаются мотивированно, то есть для концентрации драматургии, для того чтобы произведение стало успешным - а в их времена оно могло, кстати, не иметь никакого успеха.

- А как общаться с теми, с кем нельзя встретиться лично на кладбище? Вот Верди...

Да ну что вы! С Верди отлично общаемся, с ним легко - он очень театральный, он по своей сути режиссер, то есть коллега. Верди - мастер, педагог...

- То есть он не будет говорить, что музыка первична, и хоть ты убейся.

Нет, я сам говорю, что музыка первична. Вопрос в другом: что нужно сделать для успеха спектакля? А им-то успех тоже нужен.

- Ну да, чтоб они сказали: Дима, 50% твоих аплодисментов - это нам.

Я думаю, что 99% аплодисментов - это им. Нет, правда. Это не самокритика и не кокетство. Ведь даже если спектакль поставлен ужасно и безобразно, зритель все равно будет хлопать, потому что когда Виолетта в «Травиате» будет умирать, и тут начнет звучать скрипка, то зал все равно заплачет, вне зависимости от режиссера. «Музыка вывезет все», - говорил Борис Покровский. И этим многие пользуются. Даже те, кто не владеет профессией оперной режиссуры. Особенно это касается иных драматических режиссеров, приходящих на оперное поле, которые думают только над своим концептом, а хор пусть себе поет, а музыканты пусть себе как-нибудь играют, - и музыка их в итоге оправдывает.


Роскошный зал «Стравинский» в «Геликоне».

«Вот выйду на сцену - а меня в коррупции обвинят!»

- Не возникало желания остаться на сцене в качестве актера?

У меня было несколько случаев в жизни, но я не хочу, чтобы они повторились. Вот, например, когда еще учился в ГИТИСе, я поставил в любительском театре Дома медиков «Иоланту» Чайковского. Там пели все - от народных артистов до студентов и просто любителей. И вот не пришел один мой однокурсник на небольшую роль Бертрана, привратника королевского замка. Что делать? И мне пришлось наложить на себя грим Бертрана и весь спектакль петь эту роль, чтобы спасти ситуацию. Но это стресс, и пел я, наверное, ужасно, так что… нет, не надо... Или вот выйду на сцену - а мне пришьют «коррупционную составляющую», что я вышел специально лишних денег заработать. В свете всех последних событий...

Все эти коррупционные скандалы на театре - если с высоты птичьего полета - это то чистилище, которое нужно пройти при переходе страны от социализма к капитализму?

Ой не знаю. Я - если по системе Станиславского - не знаю «что воровать» и «где воровать». Вот задамся я целью: мне нужно украсть. Хорошо. Но сразу вопросы: что и где, потому что оперные театры каждый месяц еле-еле концы с концами сводят, эти деньги, которые мы получаем, они очень малы для нашей отрасли. И зарабатываем мы как учреждение маленькие деньги, ведь билеты стоят дешево по сравнению с европейскими ценами. Увеличивать цену билетов нельзя - так мы сразу отсекаем зрителя. Вот и не знаю, где взять эти лишние деньги, а главное, как это сделать, когда вся финансовая деятельность идет через электронную систему в «облаке» и за каждой операцией театра одновременно следят и Казначейство, и Департамент, множество структур видят прохождение документов. Да плюс каждый раз мы сдаем баланс, проверки, отчеты!

- То есть захоти вы украсть миллион-другой - ничего не получится?

Конечно, не получится. Чтобы выписать гонорар, надо сначала утвердить смету в Департаменте по культуре, а потом еще это согласовать. И любая сделка, каждое проведение денег идет по электронному обороту, это даже не бумажка, ничего задним числом не сделаешь и не впишешь.

- Часто говорят, что даже в творческих людях материальный фактор сегодня побеждает...

Я это вообще никак не ощущаю ни у себя, ни у своих артистов. Поэтому и счастлив: все вокруг делают не деньги, а театр - Театр! У меня, наоборот, возникает чувство жалости, что труд артистов оплачен не в той степени, в которой его можно было бы оценить. Ведь труд оперного артиста очень тяжелый, связанный со многими человеческими факторами. Во-первых, нужно родиться с голосом. И голос - это тот божественный дар, который артист должен всю жизнь отрабатывать. Потому что если этот дар не отрабатывается, то он забирается богом ровно так же, как и давался. И забрать его может любой грипп, отравление, стресс, конфликт, неправильный урок с педагогом, длинный перелет, окрик дирижера, лишний спектакль, который певец спел, чтобы выручить театр.

- А были на вашей памяти случаи, когда певцы теряли голос?

Конечно, были. Когда театр только начинался, у нас еще было мало певцов, не было дублирующих составов, а билеты продали, надо петь, и певица исполняла четыре дня подряд сложнейшую партию. И аппарат не выдерживал. И это необратимо. Такие вот грехи на мне. И не потому, что я заставлял, это было обоюдное желание, потому что артист жаден до сцены, его, наоборот, приходится спасать и оберегать от таких подвигов.

- Вот вы как вообще людей видите - лицами или голосами?

- Но встречаются же обманки? По телефону говоришь - один человек, встречаешь - другой совсем.

Было один раз такое. С Монтсеррат Кабалье. Я слушал ее с детства, знал записи, видел в спектаклях и совершенно иначе представлял ее как человека, пока не стал с нею работать. Это была самая большая обманка. И единственная.

- А ваши две другие великие женщины-подруги - Вишневская и Образцова, - с ними было полное соответствие?

Абсолютно. Точнейшее. Люди с прямым характером. Галина Вишневская потому и выбрала Образцову и поначалу ее опекала, что они очень похожи: обе блокадницы, обе из Петербурга, очень эмоциональные, чувственные, эротичные. И они обе... как бы точное слово найти... обе «неправильные».

- В правильном смысле «неправиль­ные»?

Да. Они исключение. На чем и стоит великое искусство. Потому что когда все правильно - там нет искусства. И с ними я продолжаю, конечно, общаться. Но мне не хватает обратной связи. Как у Мандельштама написано, перефразируя: у меня - в телефоне - еще есть адреса, по которым найду мертвецов голоса.


С Еленой Образцовой и Анной Нетребко.

«На что мне обижаться? Меня что, недооценили?»

А вас никогда не посещала мысль, что опера - это совсем не «вид искусства», как об этом нам рассказывает энциклопедия, а что-то совсем иное - по своей сути и значимости? Ну в свете того, о чем мы говорили ранее... то есть вроде как развлечение, а с другой стороны, космическое явление.

Другое абсолютно. Потому что музыка - это информация, это вибрация какого-то божественного происхождения. В любой точке мира люди, владеющие разными языками, слушая одну и ту же музыку, будут в одних и тех же местах плакать, замирать, улыбаться; то есть музыка - это язык, который понимают все, причем одинаково. Другое дело, что есть люди, которые не заслужили его понимать. Или им это пока не дано.

- То есть не только артистов бог выбирает, но и зрителей?

Конечно. В этом смысл театра и любого искусства - делать выбор зрителей, окружать себя теми, кто тебе близок. Это уже отношения - когда мы, «Геликон», нуждаемся в своем зрителе, а этот зритель нуждается в нас.

Кстати в свете этой зрительской любви: не было ли соблазна к 50 годам взять и почувствовать себя великим? «Я великий», и все тут.

Ну на это же время надо. Пока у меня не было времени задуматься об этом. А задумаешься - сделаешь шаг назад, уходишь от того, чем ты должен заниматься. А что мне бронзоветь? И на что мне обижаться? Меня что, недооценили, что ли? У меня, наоборот, всегда комплекс: я, может, и недостоин того, что имею. Поэтому всегда искренне благодарю тех, кто мне помогал, понимаю, что они мне сделали аванс и что нельзя их подвести. Это касается и моих педагогов, и тех, кто помогал и помогает делать театр. Поэтому, когда меня ругают - Бертман опять похвалил мэра, мол, лижет, - у меня внутри возникает чувство обиды и сопротивления, потому что я искренен здесь: как можно не говорить про человека, который тебя сделал счастливым? Я вместе с театром прошел через все власти, начиная с Горбачева, и все люди, от которых зависел прогресс дела моей жизни, они всегда помогали и помогают, потому что они видели результат. Я за всю свою жизнь ни разу не дал никому взятку, ни разу у меня никто ее не попросил. Ни разу я с понятием коррупции не столкнулся. Поэтому и говорю, что счастливый.

- Но можно иногда - как худруку - включить диктатора?

У меня две роли. Как по Шаляпину: в артисте должно жить два человека - это художник и контролер. Как руководитель я беру на себя ответственность - за актеров, за их жизни. Беру на себя все проблемы, пытаюсь их решать, не жду чуда. Поэтому я для своих артистов - глава семьи. У нас большое доверие. Я знаю про них много вещей, которые останутся со мной на всю жизнь. Стараюсь помочь им - чтобы они достигали каких-то результатов с меньшими потерями для себя. Жестким бываю редко - в моменты непослушания, когда не может быть других способов. Но, повторяю, это очень редко случается, ведь для меня очень важен отбор в нашу семью. Если кто-то чего-то не делает, я к себе отношу эти проблемы - значит, плохо их воспитал.

- В театре задерживаетесь?

До глубокой ночи. И не остаюсь один, потому что таких сумасшедших, как я, у нас полный театр. Уходя в два ночи, еще можно за дверью класса слышать поющий голос - кто-то занимается. А вахтер и охранник, провожая, мне рассказывают, как сегодня спел тот или иной артист, дают свою критическую оценку. Вместе с нами приходят пить этот «эликсир счастья». Равно как и уборщицы, которые по 25 лет уже работают, с которыми я давно на «ты». В театре в принципе люди не работают ради денег, это как церковь - здесь служат.

- Была когда-нибудь мысль бросить все?

Это невозможно. Нет, нереально. Да, когда шла борьба за это здание, мне было страшно физически - были угрозы, было нападение, - и параллельно у меня возникали хорошие предложения из разных стран: мол, уезжай к нам. Но семья-то здесь, как можно бросить? Давно понял: если возникают какие-то сложности, то самый большой катарсис - от их решения.

- А на какой возраст себя ощущаете?

Может, впадаю в маразм, но сейчас ощущаю себя моложе. Хотя когда был молодым, ощущал себя старше. Слушайте, когда я в 21 год закончил ГИТИС, стал приезжать в театры, выходил и говорил «а давайте репетировать» - на меня смотрели круглыми глазами: «Это что? Это режиссер?». Поэтому пришлось себя как-то «подстаривать»: пришлось надевать костюмы, брюки со стрелками, галстуки. А сейчас все пошло в другую сторону: мне интереснее с молодежью, хочу смотреть на мир их глазами и наконец можно ходить в джинсах... Посмотрите на артистов - моих сверстников. Они выглядят на тридцать. Отлично сохранились. А почему? Потому что такая атмосфера у нас - нет никакой злости, люди остаются молодыми, они все приняли средство Макропулоса. Так и живем.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

Дмитрий Бертман
Дата рождения 31 октября (1967-10-31 ) (51 год)
Место рождения
  • Москва , РСФСР , СССР
Гражданство
Профессия
Годы активности с 1988 - наст. время
Театр «Геликон-Опера »
Награды
Дмитрий Бертман на Викискладе

Биография

Дмитрий Бертман родился в Москве. В 1984 году , в 16 лет, поступил в ГИТИС имени А. В. Луначарского , на курс профессора Г.П. Ансимова , где получил специальность режиссёра музыкального театра. Ещё в студенческие годы поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей вначале в своем театре-студии, а затем и в профессиональных театрах Москвы, Твери , Одессы . Дипломной работой стала постановка в 1988 году мюзикла Ренато Рашела «Черепаший день, или Супружеская идиллия» в Тверском областном театре драмы .

В 1997 году Дмитрий Бертман удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

В 1997–2001 годах трижды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссёр музыкального театра» (за спектакли «Кармен», «Царская невеста», «Леди Макбет Мценского уезда»). В 2001 году Дмитрий Бертман возглавлял музыкальное жюри «Золотой маски». В 2005 году спектакль в его постановке «Диалоги кармелиток» был удостоен театральной премии СТД «Гвоздь сезона». В 2006 году этой же премией был награждён спектакль «Упавший с неба» по мотивам оперы С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».

В конце 2005 года Дмитрий Бертман стал лауреатом премии им. К.C. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры.

В 2007 году художественный руководитель «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман удостоен премии города Москвы за постановки спектаклей сезона 2004-2006 годов и значительный вклад в музыкальную культуру Москвы.

23 февраля 2008 года президент Республики Эстония Тоомас Хендрик Илвес вручил Дмитрию Бертману Орден Земли Святой Марии (Крест Маарьямаа) IV степени за постановку в таллиннском театре «Эстония» антифашистской оперы «Валленберг» Эркки-Свен Тюйра.

Дмитрий Бертман также лауреат Государственной премии Эстонии и премии Эстонского театрального союза.

Указом Президента Российской Федерации за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Дмитрий Александрович Бертман награждён Орденом Дружбы.

Дмитрий Бертман в течение многих лет тесно сотрудничает с телеканалом «Культура», являясь режиссёром и участником многих телепередач.

23 октября 2011 года решением VI (XX) Съезда Союза театральных деятелей Российской Федерации художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Народный артист России Дмитрий Бертман был единогласно выбран секретарём СТД РФ.

23 октября 2011 года решением VI (XX) Съезда Союза театральных деятелей Российской Федерации художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Народный артист России Дмитрий Бертман был единогласно выбран секретарём Союза театральных деятелей России .

В 2012 году Дмитрий Бертман стал членом Совета по культуре при председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

8 октября 2014 года Дмитрий Бертман становится постановщиком исторического концерта в Государственном Академическом Большом театре России - Оперного бала Елены Образцовой , приуроченном к 75-летию великой певицы.

В концерте приняли участие звезды мировой оперы Анна Нетребко , Мария Гулегина , Хосе Кура , Дмитрий Хворостовский , Юзиф Эйвазов, Ольга Перетятько и другие.

Вместе с выдающимися артистами на сцене Большого театра в этот вечер выступал хор театра «Геликон-опера».

2 ноября 2015 года - Дмитрий Бертман открывает историческую сцену театра «Геликон Опера» на Большой Никитской. На торжественной церемонии открытия театра после реставрации дворца княгини Шаховской выступают звезды мировой оперы Дмитрий Хворостовский, Александр Антоненко, Инва Мулла и Ольга Бородина .

В январе 2015 года артисты театра «Геликон-опера» приняли участие в совместном проекте театра и Московской государственной филармонии - постановке спектакля «Демон» А. Г. Рубинштейна с участием Дмитрия Хворостовского, Асмик Григорян и Александра Цымбалюка, а также Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова под управлением Михаила Татарникова . Режиссёром спектакля стал Дмитрий Бертман.

Первыми спектаклями, поставленными Дмитрием Бертманом после возвращения «Геликон-оперы» на Большую Никитскую, стали оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (воссоздание легендарного спектакля К. С. Станиславского 1922 года),

В марте 2016 года на сцене Финской национальной оперы в Хельсинки состоялась долгожданная премьера оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского в постановке Дмитрия Бертмана.

В апреле 2016 года состоялась премьера оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Deutsche Oper am Rhein (Германия).

В июне 2016 года на сцене бразильского Муниципального театра Сан-Паулу Дмитрий Бертман поставил «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (совместная постановка театра Сан-Паулу и «Геликон-оперы»).

28 января 2017 на сцене театра «Геликон-опера» состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в постановке Дмитрия Бертмана. Вместе с художественным руководителем театра над спектаклем работали выдающийся дирижер современности народный артист СССР Владимир Федосеев, художник-постановщик из Канады Камелия Куу и художник по свету американец Томас Хазе.

2017 году в Musik&Theater MUTH (Вена, Австрия) состоялась премьера оперы Г.Ф. Генделя "Альцина".

В июне 2017 состоялась премьера оперы Дж. Верди "Трубадур" на сцене театра "Геликон-опера", а уже в декабре "Пиковая дама" П. Чайковского.

Весной 2018 года долгожданная премьера оперы А. Рубинштейна "Демон" на сцене Большого театра "Лисео" (Барселона, Испания). Спектакль - совместная постановка театр "Лисео" и театра "Гелкион-опера".

Летом 2018 года московская публике была представлена опера Н.А. Римского-Корсакова "Золотой петушок" . Спектакль - совместная постановка с Deutsche Oper am Rhein (Германия).

В 2018 году был доверенным лицом кандидата в мэры в Москвы

». Народный артист России ()

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Дмитрий Бертман родился в Москве. В 1984 году , в 16 лет, поступил в ГИТИС имени А. В. Луначарского , на курс профессора Г.П. Ансимова , где получил специальность режиссёра музыкального театра. Ещё в студенческие годы поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей в профессиональных театрах Москвы, Твери , Одессы . Дипломной работой стала постановка в 1988 году мюзикла Ренато Рашела «Черепаший день, или Супружеская идиллия» в Тверском областном театре драмы .

    В конце 2005 года Дмитрий Бертман стал лауреатом премии им. К.C. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры.

    23 октября 2011 года решением VI (XX) Съезда Союза театральных деятелей Российской Федерации художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Народный артист России Дмитрий Бертман был единогласно выбран секретарём Союза театральных деятелей России .

    В 2012 году Дмитрий Бертман стал членом Совета по культуре при председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

    8 октября 2014 года Дмитрий Бертман становится постановщиком исторического концерта в Государственном Академическом Большом театре России - Оперного бала Елены Образцовой , приуроченном к 75-летию великой певицы.

    В концерте приняли участие звезды мировой оперы Анна Нетребко , Мария Гулегина , Хосе Кура , Дмитрий Хворостовский , Юзиф Эйвазов, Ольга Перетятько и другие.

    Вместе с выдающимися артистами на сцене Большого театра в этот вечер выступал хор театра «Геликон-опера».

    2 ноября 2015 года - Дмитрий Бертман открывает историческую сцену театра «Геликон Опера» на Большой Никитской. На торжественной церемонии открытия театра после реставрации дворца княгини Шаховской выступают звезды мировой оперы Дмитрий Хворостовский, Александр Антоненко, Инва Мулла и Ольга Бородина .

    В январе 2015 года артисты театра «Геликон-опера» приняли участие в совместном проекте театра и Московской государственной филармонии - постановке спектакля «Демон» А. Г. Рубинштейна с участием Дмитрия Хворостовского, Асмик Григорян и Александра Цымбалюка, а также Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова под управлением Михаила Татарникова . Режиссёром спектакля стал Дмитрий Бертман.

    Первыми спектаклями, поставленными Дмитрием Бертманом после возвращения «Геликон-оперы» на Большую Никитскую, стали оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (воссоздание легендарного спектакля К. С. Станиславского 1922 года),

    8 марта 2016 года по инициативе Дмитрий Бертмана, на сцене театра «Геликон опера» состоялся специальный музыкальный проект посвященный 75-летнему юбилею артиста театра и кино Андрея Миронова . «Мальчишник для Андрея Миронова» транслировали на канале «КУЛЬТУРА» 2 мая 2016 года. В этот вечер для зрительниц «Геликона» пели народный артист России Сергей Безруков, народный артист России Юрий Васильев, заслуженный артист России Александр Олешко, заслуженный артист России Евгений Дятлов, Сергей Маховиков, Юрий Чурсин, Антон Эльдаров, Алексей Гоман, Руслан Алехно. Музыкальные подарки к Международному женскому дню приготовили и солисты театра «Геликон-опера» заслуженный артист России Вадим Заплечный, Алексей Исаев, Вадим Летунов, Александр Миминошвили, Андрей Паламарчук, Александр Клевич, Михаил Егиазарьян, Дмитрий Скориков, Михаил Давыдов, Максим Перебейнос, Пётр Морозов, Андрей Паламарчук, приглашенный солист театра Дзамболат Дулаев.

    В марте 2016 года на сцене Финской национальной оперы в Хельсинки состоялась долгожданная премьера оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского в постановке Дмитрия Бертмана.

    В апреле 2016 года состоялась премьера оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Deutsche Oper am Rhein (Германия).

    25 апреля в Театр «Геликон-опера» при участии Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» состоялся новый международный культурный проект «Лига Maestri». Торжественная церемония была посвящена оперной диве Марии Гулегиной. Концерт «Виват, Мария!» объединил на главной сцене «Геликон-оперы» солистов театра и драматических актеров - лауреатов и номинантов Первой театральной премии «Хрустальная Турандот». В этот вечер примадонну чествовали народная артистка РСФСР Алла Демидова, народный артист РСФСР Сергей Шакуров, заслуженный артист России Даниил Спиваковский, лауреат театральных премий «Золотая Маска» и «Хрустальная Турандот» Игорь Миркурбанов. В концерте приняли участие солисты театра Константин Бржинский, Игорь Морозов, Максим Перебейнос, Дмитрий Скориков, Дмитрий Хромов, Дмитрий Янковский, хор и симфонический оркестр театра «Геликон-опера» под руководством Валерия Кирьянова. Вел концерт народный артист России Евгений Князев.

    27 апреля в Концертном зале им. Чайковского Московской государственной филармонии с участием театра «ГЕЛИКОН ОПЕРА» состоялось концертное исполнение оперы «Норма» В. Беллини при участии мировой оперной звезды Марии Гулегиной, солистов театра «Геликон-опера» заслуженных артистов России Ксении Вязниковой и Михаила Гужова, а также Ирины Рейнард, Ильи Говзича, Дмитрия Хромова, артистов хора и оркестра театра «Геликон-опера». Дирижёр Константин Хватынец