Для чего нужно предложение. Зачем нужны сложноподчиненные предложения

В ПОМОЩЬ САМООБРАЗОВАНИЮ

м. ю. федосюк Зачем нужны сложноподчиненные Москва предложения

Во всех современных школьных учебниках русского языка сложноподчиненные предложения рассматриваются преимущественно с точки зрения их формы, а не содержания. Сложноподчиненные предложения, обычно говорится в этих учебниках, - это такие предложения, которые включают в свой состав несколько предикативных частей (или, в другой терминологии, грамматических основ, простых предложений). И далее: части сложноподчиненных предложений не равноправны, а подчинены одна другой, причем на это неравноправие указывают специальные синтаксические средства - подчинительные союзы или союзные слова1.

Если исходить из того, что цель школьного курса русского языка состоит лишь в обучении правилам орфографии и пунктуации, то подобные формальные характеристики можно признать вполне достаточными. Умея находить предикативные части, а также соединяющие их союзы и союзные слова, школьники, скорее всего, смогут научиться правильному пунктуационному оформлению сложноподчиненных предложений. Если же, однако, признать, что не менее важной целью изучения русского языка является «совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его

использования»2, то отнюдь не маловажными окажутся и некоторые вопросы, касающиеся не формы, а содср жания сложноподчиненных предложений.

Чем же сложноподчиненные предложения отличаются от простых по своему содержанию? Зачем такие предложения нужны языку и способен ли он обходиться без них? Почему в одних сферах общения сложноподчиненные предложения широко используются, а в других встречаются достаточно редко? Думается, что обсуждение на уроках русского языка подобных вопросов не только активизирует внимание школьников и их интерес к русскому языку, но и будет способствовать совершенствованию коммуникативных навыков и углублению лингвистических знаний учащихся.

Важной особенностью предикативных единиц является их направленность на обозначение не предметов, а ситуаций. В чем состоит различие между предметами и ситуациями, интуитивно понятно любому носителю языка, однако для точности поясним: предметы - это все то, что занимает место в пространстве, а ситуации - то, что протекает во времени, имеет свое начало и свой конец3.

Сопоставим следующие два предложения:

(1а) За окном я увидел детей. - (16) За окном я увидел, как дети играли в мяч.

1 См.: Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория. 5-9 классы. М. 2005; Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М., 2006; Дейки-на А. Д., Пах нова Т. М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. - М., 2005; Разумовская М. М., Львова С. И. и др. Русский язык: 9 класс. - М., 2005 и др.

г Образовательный стандарт основного обще-

го образования по русскому языку // http:// school.edu.ni/attach/8/l54.DOC. Ср.: М и дослав с к и й И. Г. О соотношении целей и содержания обучения русскому языку в школе // Русский язык в школе. - 2006. - Лё 3-5.

3 См.: Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. -М„ 1976. - С. 70-80.

Предложение 1а простое. Оно состоит из одной предикативной единицы и обозначает только одну ситуацию: «Говорящий увидел детей». Предложение 16 сложноподчиненное. Оно состоит из двух предикативных частей и соответственно обозначает две ситуации: «Говорящий увидел нечто» и «Дети играли в мяч».

Однако для обозначения нескольких ситуаций могут использоваться не только сложноподчиненные предложения, но и сочетания из нескольких самостоятельных простых предложений, а также сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения. В связи с этим возникает вопрос: в чем состоят содержательные отличия сложноподчиненных предложений от других синтаксических единиц, способных обозначать не одну, а несколько ситуаций?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, продолжим наши сопоставления:

(16) За окном я увидел, как дети играли в мяч. - (1в) За окном я увидел детей. Они играли в мяч.

Нетрудно увидеть, что и в сложноподчиненном предложении (16), и в сочетании из двух самостоятельных простых предложений (1в) обозначены две ситуации. Однако различие между этими единицами в том, что, называя две ситуации, сложноподчиненное пред ложение передает только одно сообще ние. Обозначение второй ситуации играет в этом предложении роль обычно го второстепенного члена, в данном случае дополнения: увидел (что?) как дети играли в мяч. Что же касается сочетания из двух простых предложений, то, называя две ситуации, оно передает и два отдельных сообщения.

В справедливости сказанного можно убедиться, если сформулировать вопросы к рассматриваемым предложениям. Очевидно, что сложноподчиненное предложение является ответом на один вопрос: Что я увидел за окном? (Ответ: За окном я увидел, как дети играли в мяч.) А в сочетании простых предложений (1в) каждое из предложений отвечает на свой вопрос: Кого я увидел за окном? (Ответ: За окном я увидел детей)", Что дети делали? (Ответ: Дети играли в мяч.)

Рассмотрим другие примеры:

(2а) Наша гостиница помещалась в старом двухэтажном доме. - (26) Гостиница, в кото рой мы поселились, помещалась в старом двухэтажном доме. - (2в) Мы поселились в гостинице, она помещалась в старом двухэтажном доме.

Здесь предложение 2а простое, оно называет одну ситуацию и передает одно сообщение.

Предложение 26 сложноподчиненное. Обозначая две ситуации («Мы поселились в гостинице» и «Она помещалась в старом двухэтажном доме»), это предложение является ответом только на один вопрос: Что известно о гостинице, в которой мы поселились? - и, следовательно, передает лишь одно сообщение. Обозначение второй ситуации выполняет в этом предложении роль определения: гостиница (какая?), в которой мы поселились.

Наконец, предложение 2в бессоюзное сложное. Как и в сочетаниях из двух самостоятельных предложений, каждая из частей бессоюзного предложения является носителем отдельного сообще ния. Однако при этом бессоюзное сложное предложение отличается от сочетания самостоятельных простых предложений тем, что единое пунктуационное (и соответствующее ему интонационное) оформление частей бессоюзного предложения подчеркивает, что пс редаваемые им сообщения тесно связаны между собой по смыслу4.

(За) Па востоке небо очистилось от облаков. - (36) Там, где всходило солнце, небо очистилось от облаков. - (Зв) Всходило соли це, и в этом месте небо очистилось от облаков.

В приведенной группе примеров предложение За является простым, оно на зывает только одну ситуацию и пере дает одно сообщение.

Предложение 36 сложноподчиненное. Оно обозначает две ситуации («Всходило солнце» и «Небо очистилось от облаков»), однако к нему можно поставить только один вопрос: Что было там, где всходило солнце? - и, следовательно, оно передает лишь одно сообщение. Обозначение зторой ситуации играет в этом пред-

4 См.: Ширяев Е. Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. -М.. 1986.

ложении роль обстоятельства места: очистилось (где?) там, где всходило солнце.

Предложение Зв является сложносо чиненным. Как и в бессоюзных сложных предложениях, каждая из его частей обозначает отдельную ситуацию и передаст отдельное сообщение, причем единое пунктуационное (и интонационное) оформление указывает на то, что передаваемые сообщения тесно связаны между собой по смыслу. В то же время сложносочиненные предложения отличаются от бессоюзных сложных тем, что содержащийся в них сочинительный союз однозначно определяет характер смысловой связи между сообщениями. Соединительный союз и, например, подчеркивает в описываемых ситуациях черты сходства (как правило, в этом случае ситуации либо совпадают по времени, либо следуют друг за другом, либо находятся в причинно-следственных отношениях). Противительный союз но, напротив, указывает на несоответствие описываемых ситуаций друг другу, т. е. на то, что вторая ситуация противоречит ожидаемому следствию, которое должно было бы вытекать из первой, ср.: Всходило солнце, но все небо было затянуто облаками. Разделительный союз или указывает на то, что в действительности имеет место лишь одна из нескольких названных ситуаций, ср.: Это взошло солнце или просто небо очистилось от облаков?

Все сказанное позволяет нам ответить на первый из вопросов, поставленных в начале статьи. С точки зрения содержания сложноподчиненные предложения представляют собой такие предложения, которые, передавая одно сообщение, обозначают при этом не одну, а несколько ситуаций. Называя некие добавочные ситуации, придаточные части сложноподчиненных предложений играют ту же роль, что и члены простого предложения.

Легко заметить, однако, что придаточные части - это не единственное средство, позволяющее в пределах одного сообщения упоминать несколько ситуаций. Во многих случаях добавочные ситуации могут быть обозначены и иначе - посредством главных или второстепенных членов предложения. Так, вме-

сто сложноподчиненного предложения За окном я увидел, как дети играли в мяч можно употребить простое предложение За окном я увидел игру детей в мяч, а сложноподчиненное предложение Там, где всходило солнце, небо очистилось от облаков аналогично по содержанию простому В месте восхода солнца небо очистилось от облаков. При этом, конечно, возможность замены сложноподчиненных предложений простыми существует далеко не всегда (да и приведенный пример не очень удачен, хотя и допустим). Так, человек, в достаточной степени владеющий русским языком, вряд ли вместо сложноподчиненного предложения Гостиница, в которой мы поселились, помещалась в старом двухэтажном доме употребит простое предложение * Гостиница нашего поселения помещалась в старом двухэтажном доме.

ФЕДОСЮК М.Ю. - 2014 г.

  • ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ: СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ

    ЛАРИОНОВА Л.Г. - 2014 г.

  • ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ: СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

    ЛАРИОНОВА Л.Г. - 2014 г.

  • А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

    Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

    В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

    Г. В ком добра нет, в том правды мало.

    2. 2. Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…

    А. перед главным предложением

    Б. после главного предложения

    В. в середине главного предложения

    3. 3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

    На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

    4. 4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

    Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

    5. 5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

    На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

    6. 6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

    А. придаточное времени

    Б. придаточное определительное

    В. придаточное условное

    7. 7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

    А. Я рассказал, где прошло мое детство.

    Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

    В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

    8. 8. Какое предложение соответствует схеме: (),,()?

    А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

    Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

    9. 9. Какая схема соответствует предложению Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?

    А. () , (), . Б. (), (), . В. [, (), ].

    10. 10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

    А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

    Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

    В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

    11. 11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

    Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

    12. 12. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

    А. …, как будто хотел мне что-то сказать.

    Б. …, что слушали, не проронив ни слова.

    13. 13. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

    А. Узнайте, пожалуйста, …

    Б. С тех пор как мы поселились у озера, …

    В. Девушка так мило улыбалась, …

    Г. Мне нравятся песни, …

    вот у меня вопрос, скажите для чего автор может повторять наречие "много" нескоько раз в предложении? (вот это предложение: Конечно, много

    мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки.)
    я пишу сочинение на лингвистиескую тему. Только если можно что нибудь своими словами.)Я искала в интернете, но все пишут что эмоциональным воздействием. Придумайте ожалуйстя для чего еще этот потор использовал автор?

    Для чего розам нужны шипы()

    Роза-один из самых красивых цветков на свете()Нет другого цветка, который благоухал бы так же приятно()Всякий из вас,увидев розу,тут же захочет её сорвать()Но оказывается, это не так просто()Я уже слышу,как вы хором кричите:"Ой()".Теперь поняли,для чего розе шипы()Для зашиты()Тут есть над чем подумать()
    Вместо скобок поставить знаки припинание (.!?)

    выявить роль ССП в речи;

  • продолжить знакомство со способами выражением в тексте антитезы;
  • познакомиться со стилистической фигурой многосоюзия;
  • продолжить работу над формированием навыка анализа текста.
  • ХОД УРОКА

    1. Слово учителя.

    Уже в 8-м классе мы с вами убедились, что разные по строению виды предложений свойственны разным стилям речи: простые (часто неполные) предложения – разговорному стилю, сложные предложения – книжным стилям речи. Причем сложноподчиненные предложения характерны для официально-делового и научного стилей, а сложносочиненные предложения в этих и публицистическом стилях используются для описания фактов, результатов наблюдения.

    Сегодня на уроке мы с вами понаблюдаем за ролью сложносочиненных предложений в речи.

    2. Работа с текстами.

    Упражнение 1. Карандашом вставьте и объясните пропущенные буквы и запятые. Почему в тексте только одно простое предложение? О чем оно?

    (Это односоставное безличное предложение “Но Чехова нет”. Оно присоединяется противительным союзом, что подчеркивает его противопоставленность сказанному ранее. Первые два сложных предложения настраивают читателя на лирический лад, и вдруг совершенно неожиданное “Чехова нет”, ошеломляющее, падающее тяжелым грузом, короткое и поэтому очень сильное с эмоциональной точки зрения предложение.)

    Устно произведите стилистический эксперимент – сложносочиненные предложения переделайте в простые. Что изменилось в звучании, в интонации текста в таком случае?

    (Если перед нами сложносочиненные предложения, то они показывают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, неторопливость, музыкальность Простые же предложения будут подчеркивать отдельные детали описания.)

    Прочитайте текст.

    Далеко за лесом пряталась усадьба чернел старый парк и стоял господский дом с те…асой и в..н..цианскими стеклами.

    В этом доме одно лето жил Чехов и здесь он написал “Остров Сахалин” и “Дом с мезонином” бе..конечно грустный рассказ о любви к милой девушк.. Мисюсь. Чеховская грусть осталась и живет она в глубине сыроватых аллей в пустых комнатах большого дома…

    Но Чехова нет. В год его смерти мне было двенадцать лет и я видел непоправимое бе..надежное горе отца. У моего отца сразу опустились плечи и затр..слась голова когда ему сказали что умер Чехов…

    (По рассказу К. Паустовского “Ильинский омут”)

    • Выдели во втором абзаце ключевые слова, создающие настроение грусти. (Бесконечно грустный, чеховская грусть, сыроватые аллеи, пустые комнаты).
    • Найдите три случая гиперболы. Как они связаны с настроением текста?
    • Какую роль играет наречие в последнем предложении? (Помогает увидеть стремительность происходящего, моментальную смену облика и настроения человека после ошеломляющей новости о смерти Чехова)

    Для справки

    Сложносочиненные предложения в речи:

      художественное описание - связь между картинами, фактами, чувствами;

      повествование - плавность, музыкальность речи

      Простое предложение - подчеркивание отдельных деталей описания

    Упражнение 2. В данных предложениях найди грамматические ошибки, подчеркни их волнистой чертой, на полях поставь букву “Г”. В чем заключается каждая из них? Ответ найди в материалах для работы, причем пронумеруй их соответственно номерам предложений, где они допущены. Исправь ошибки устно или письменно.

    1. С одного дерева на другое перелетали бойкие синицы, но с каждым днем все ближе весна.
    2. Ум тогда понимали не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием умный связывалась представление о вольнодумстве.
    3. Искали его три дня, но все напрасно, но потом нашли в степи без чувств.

    (Примеры по С. Цейтлин)

    Материалы для работы

    1. Три простых предложения соединены одним и тем же союзом.
    2. Сопоставляются факты, не связанные друг с другом.
    3. Если союз не только, но и употреблен в сложносочиненном предложении, то оно должно начинаться с его первой части.

    Для справки

    Грамматические ошибки ошибки в образовании слов, их форм, а также в построении словосочетаний и предложений.

    Упражнение 3. Вставь пропущенные буквы и запятые. Убелись, что в данным предложениях союз и выражает разнообразные оттенки значений: одновременность (= в то же время ) и последовательность (= затем ) действий; противопоставление (= но ); причина (= так как ); условие (=если ); равенство, тождество (= так же как и ).

    1. На него об..жались и тем не менее люди больше всего нуждались именно в нравстве..ой его требовательност.. .
    2. Вода уже не казалась холодной и жаль было вылезать на берег.
    3. Оглушительно хлопнула дверь втянутая пружиной и Андрей остался один.
    4. Она н.. знала н..кого из прису..ствующих и н..кто н.. знал ее.
    5. Стоило выбрать чере..чур восторже..ое выражение и все рухнуло бы.
    6. В з..ркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака. (По Д. Гранину)

    Нужна ли запятая в шестом предложении?

    Упражнение 4. Вставь и объясни пропущенные дефисы, буквы и знаки. Какое значение имеют здесь союзы а, но ? В каких случаях они образуют стилистическую фигуру антитезу?

    1. Солнце скрылось за пр..тихший сад покинуло пустую гости..ую где оно радос..но бл..стало весь день а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на п..ркете и боже как мучительна его безмолвная печальная прелесть!.. Поз..ним вечером сад чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в темной комнате и все глядела на меня в окно, с высоты, какая (то) тихая звезда… (По И. Бунину “Жизнь Арсеньева”)
    2. Свободные и ловкие движения. Точный и нежный профиль… Чуто (чуть) горб..тся но это у нее прекрасно. Немножко неправильно строение рта и зубов но в ней это оч..ровательно. Но что в ней прекраснее всего это ласковость которая и..ходила из нее так же просто как свет и тепло из солнца. (А. Куприн “Сказка о затоптанном цветке”)

    Убедись, что второй текст-описание начинают назывные предложения. Какое представление о героине описания они у тебя вызывают?

    Для справки

    • Стилистическая фигура – оборот речи, синтаксическое построение, усиливающее выразительность речи.
    • Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления образов, состояний, понятий в художественной речи. На противопоставлении (контрасте, антитезе) может быть основана и композиция литературного произведения, и раскрытие характеров героев.

    Упражнение 4. Вставь и объясни пропущенные буквы и запятые. Какие из них ставятся в сложносочиненных предложениях? Обведи кружком союз и. Одинаково ли звучат предложения с одиночным союзом и повторяющимися союзами? Прочитай два предложения первого и второго типа. В чем выразительность каждого?

    1. Мы шли лесом впереди все светлело светлело потом деревья разбежались по сторонам и нам открылось большое неправдоподобно гладкое розовое под зарей озеро.
    2. Мы вышли из деревни и пошли опушкой мимо крохотных озер мимо болот мимо наполовину съеде..ых прошлогодних стогов и лес налитой предвечерним стекля..ым светом расступался перед нами и сквозь его голые деревья сквозь напряже..ые тугие ветви далеко было видно кругом и во все стороны открывалась нам гулкая мокрая земля… (По рассказу Ю. Казакова “Долгие крики”)

    Для справки

    Многосоюзие:

    • особая интонация,
    • выделение деталей,
    • единство перечислении,
    • широта описания, его “незавершенность”.

    Одиночный союз - конечность действия, завершенность описания.

    3. Подведение итогов.

    Мы с вами хорошо, плодотворно поработали. Давайте подведем итог проделанному. Какую же роль играют сложносочиненные предложения в речи?

    • ССП в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность;
    • Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство;
    • с помощью союзов А, НО ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий;
    • использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его “незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.

    4. Домашнее задание.

    Представьте себе, что стоите у окна многоэтажного дома, на высоком мосту, на холме.. Что вы видите или могли бы увидеть? Напишите этюд об этом… Постарайтесь использовать ССП и стилистическую фигуру многосоюзие, чтобы описание было более выразительным…

    С давних времен предложение служит человеку в качестве выражения законченной мысли или словесного озвучивания чувств. Суть того, зачем нужны предложения, содержится и отображается в их разновидности: повествовательные предложения (чтобы рассказать о чем-то), восклицательные (выражают эмоции), вопросительные (чтобы узнать о чем-то) и побудительные (побуждают к действию). Это разновидности предложений по целям высказывания.

    Чтобы понять, зачем нужны предложения и, соответственно, зачем нужны знаки конца предложения, стоит для начала дать определение самому термину «предложение». Наименьшая единица языка, представляющая собой организованное объединение слов (или одно слово) и имеющая интонационную и смысловую законченность. Как в письменной, так и в устной речи, с помощью предложений люди могут сообщать что-то, побуждать к действию или вопрошать. Длина предложения может быть различной, вплоть до одного слова (например: Стемнело.).

    Построение предложений происходит по определенным законам. Основным требованием является обязательное уведомление о том, что или кто действует. Или, что совершается с самим предметом речи. Данная информация отражается при помощи главных членов предложения или хотя бы одним из них. Например: Лето. Жара.

    Виды предложений

    Предложения также делятся на простые и сложные.

    Чтобы понять, зачем нужны сложные предложения, следует определить их отличие от простых предложений. Рассматривая строение сложных предложений, мы замечаем их более разветвленную структуру, которая включает в себя от двух и более предикативных основ.

    Однако следует указать, что сложносочиненное предложение всегда можно заменить двумя аналоговыми простыми предложениями, не теряя при этом смысла. Например: "Пришли морозы, природа замерла в ожидании тепла". Этот же смысл: "Пришли морозы. Природа замерла в ожидании тепла". В сложноподчиненных предложениях подобная замена невозможна, так как происходит потеря первоначального смысла.

    Важным отличием сложного предложения от простого является и то, что оно часто содержит в себе синтез различных семантических отношений. Примером этому могут послужить противоположно-возместительные или противоположно-сопоставляющие предложения ("Отец уже работает, а дядька по-прежнему бездельничает").

    Из вышеприведенного следует, что потребность в сложных предложениях заключается в необходимости отображения каких-либо семантических отношений между структурами. Помимо этого, именно сложные предложения помогают сделать речь более выразительной и информативной. А характерны сложные предложения для письменной речи и книжных стилей.

    Зачем нужны сложноподчиненные предложения?

    Сложноподчиненное предложение, являясь разновидностью сложного предложения, содержит в своей структуре две части: главную и зависимую, со значением неравноправности составляющих его частей, которое определяется подчинительными союзами и союзными словами, находящимися в придаточном предложении. Причем связь между частями является двусторонней. Это обусловлено тем, что придаточное предложение не может логически существовать без главного, а главное требует наличия зависимого. Среди сложноподчиненных предложений выделено три группы, которые сопоставляются с второстепенными членами, содержащимися в простом предложении: дополнением, определением, обстоятельством.

    Особенностью придаточного определительного предложения является то, что оно используется как средство связи только союзных слов, выполняющих синтаксическую функцию и закрепляющих место придаточного предложения после главного. Значение придаточного изъяснительного (дополнительного) предложения заключается в том, что именно дополнение способно ответить на вопросы косвенных падежей.

    Целью придаточных обстоятельственных предложений является соотношение со смысловыми блоками обстоятельств. Эти предложения обозначают признак происходящего действия. Таковым может быть: место, время, условие, цель, причина или следствие, уступки или сравнение, образ действия, степень или мера.