Директор консерватории. Московская консерватория. Строительство и история. ЦМШ при Московской консерватории

История Московской консерватории началась с открытия небольшого отделения Русского музыкального общества в 1860 году. Главным его руководителем был назначен Николай Григорьевич Рубинштейн. На тот момент ему было всего 25 лет, но он уже был знаменитым пианистом, среди поклонников которого числилось и состоятельное дворянство, которое всячески поддерживало своего кумира. Но не столько связи в высшем обществе, сколько организаторский талант Рубинштейна позволил за очень короткий срок, всего за 10 лет, превратить Москву из музыкального «захолустья» в мировой центр культуры и исполнительства. В первый же год им организуется профессиональный хор, проводятся концерты симфонического оркестра музыкального общества, открываются общедоступные музыкальные классы, заложившие основы будущей Московской консерватории. Рубинштейн давно уже мечтал об учреждении высшего учебного музыкального заведения и воплотить задуманное смог благодаря заслуженной репутации Музыкального общества. Заручившись поддержкой императорской семьи, он сумел собрать необходимые средства для создания Московской консерватории.

На нужды Консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн часто отдавал собственные деньги, а когда их не хватало, не раздумывая брал в долг, расплачиваясь потом гонорарами от своих концертов. На 10-летие Консерватории москвичи подарили музыканту огромный серебряный поднос с грудой рваных бумажек. Это были долговые расписки и векселя Рубинштейна, оплаченные благодарными любителями музыки.

1 сентября 1866 года в доме баронессы Черкасовой на Воздвиженке состоялось торжественное открытие нового учебного заведения. Музыкальная жизнь Московской консерватории началась с исполнения Петром Чайковским на рояле увертюры из оперы Глинки «Руслан и Людмила» и сонаты Бетховена для фортепиано и виолончели, исполненной Николаем Рубинштейном и Бернгардом Косманом.

Директорство Рубинштейн совмещал с должностями преподавателя, дирижера симфонического оркестра и концертирующего пианиста. Его отношение к Консерватории как к святыне заложило духовные основы музыкального образования в России. В первые годы работы в Консерватории было четыре профессора фортепиано и два профессора скрипки; если учащиеся не имели хорошей подготовки, то занимались с адъюнктами. Студент сам выбирал себе класс одного из профессоров, под руководством которого проходил весь курс обучения. А учиться было у кого, ведь занятия вели лучшие музыканты того времени: Петр Чайковский, Иосиф Венявский, Фердинанд Лауб, Людвиг Минкус, Александра Александрова-Кочетова...

Через несколько лет здание на Воздвиженке стало тесным. Консерватория, в которой в 1868 году обучались 184 студента, арендовала старинное здание семьи Воронцовых на Большой Никитской улице, а впоследствии приобрела его. Но уже через 15 лет вновь возникла необходимость в расширении. Консерватория нуждалась в собственном концертном зале, да и количество студентов выросло до 500 человек. Автором проекта перестройки дома стал архитектор Василий Загорский. Сохранили лишь фасадную стену главного корпуса с полуротондой на уровне двух нижних этажей, остальное было сломано и выстроено заново. К осени 1897 года Консерватория получила учебные классы, отлично приспособленные для специфики музыкального образования.

Новое здание

Делом жизни второго директора Консерватории Василия Ильича Сафонова стало строительство нового здания. Огромную сумму в 400 тысяч рублей внес император Александр II, более 200 тысяч пожертвовал купец Г.Г. Солодовников, мебель и оборудование оплатила семья Морозовых, орган подарен фабрикантом С.П. фон Дервизом, мраморные лестницы за свой счет поставил сам архитектор Загорский. Кроме того, архитектор безвозмездно работал над проектом здания и осуществлял руководство строительством.

В день памяти Петра Чайковского, 5 октября 1898 года, открылся Малый зал Консерватории. Учащиеся начали учебный год в новом помещении концертом из произведений великого композитора. Уникальный по своим акустическим параметрам камерный концертный зал служил также актовым залом для официальных мероприятий, поэтому был украшен портретами членов императорской семьи, покровительствующих Консерватории и Русскому музыкальному обществу. В аванзале разместились мраморные доски с именами выпускников, окончивших Консерваторию с золотыми медалями.

В 1901 году наконец-то были завершены работы по строительству нового здания, что торжественно отметили открытием Большого зала Московской консерватории, в котором был установлен орган работы мастера Аристида Кавайе-Коля. Концертный зал на 1800 мест впечатляет обилием света, дворцовым обликом отделки. Возвышенное настроение подчеркивают 14 портретов-медальонов великих композиторов: Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Глюка, Вагнера, Глинки, Чайковского, Рубинштейна и Бородина работы академика живописи Н.К. Бондаревского. Но главным достоинством Большого зала остается его непревзойденная акустика, которой удалось добиться благодаря технически безупречному проекту Загорского, тщательно подобранным строительным материалам, двойному потолку зала с прослойкой воздуха, раковине эстрады, прекрасно отражающей звук. Все это до сих пор делает Большой зал одной из лучших концертных площадок в мире.

С 1958 года в зале проводится престижный Международный конкурс имени П.И. Чайковского.

Орган Большого зала - гордость Консерватории. Величайший инструмент, заказанный в Париже, уступал размерами только органу Домского собора в Риге. Орган был сделан на средства железнодорожного магната барона фон Дервиза, дети которого обучались у П.И. Чайковского. Многие специалисты приравнивают ценность органа Большого зала к скрипкам Страдивари.

На этом расширение Консерватории не закончилось. В 1983 году в комплекс зданий Московской консерватории вошло красивейшее здание классицизма конца XVIII - XIX века - городская усадьба Колычевых. В 1886–1918 годах здесь находилось Синодальное певческое училище, для которого со двора был пристроен большой зал с хорами. Любимый исполнителями и слушателями за «полетную» акустику нарядный бело-голубой зал был открыт после долгой реставрации в 1983 году концертом гениального пианиста Святослава Рихтера. В 1986 году зал стал «Рахманиновским» в честь великого композитора, выпускника Московской консерватории.

На сцене Большого зала могут одновременно разместиться оркестр в 130 человек и хор в 200–250 человек.

В настоящее время Московской консерватории присвоен статус университета, который не имеет больше ни один музыкальный вуз страны. Сбылись надежды Рубинштейна о том, что выпускники Консерватории станут виртуозными исполнителями, а произведения русских композиторов - мировым достоянием.

Музей Н.Г. Рубинштейна

В память об основателе Консерватории Николае Рубинштейне был создан музей его имени. В бывшем кабинете первого директора хранятся реликвии, связанные с историей Консерватории. В 1943 году на основе его экспозиции был создан Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Научно-музыкальная библиотека им. С.И. Танеева

Библиотека Московской консерватории создана в 1909 году, в наши дни входит в пятерку крупнейших музыкальных библиотек мира, а по собранию русской музыки не имеет себе равных. Фонд библиотеки - около 1,5 миллиона экземпляров, среди них 20 тысяч редчайших партитур и рукописей.

ЦМШ при Московской консерватории

Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. Чайковского создана в 1935 году на основе Детского отделения под руководством профессора А. Гольденвейзера и директора Консерватории С. Шацкого. Особое учебное заведение с уникальной системой раннего профессионального образования окончили знаменитые музыканты Владимир Ашкенази, Максим Венгеров, Эдуард Грач, Наталья Гутман, Олег Каган, Леонид Коган, Владимир Крайнев, Николай Петров, Михаил Плетнев, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Николай Луганский, Денис Мацуев.

Памятник Петру Чайковскому

С 1940 года Московская консерватория носит имя Петра Ильича Чайковского, ее выпускника и преподавателя. В 1954 году в сквере перед главным корпусом великому композитору был открыт памятник работы скульптора Веры Мухиной. Первый вариант памятника был торжественным и официальным - Мухина хотела изобразить Чайковского дирижирующим оркестром. Но небольшое пространство сквера у Консерватории изменило творческий замысел. Памятник стал более камерным и одухотворенным. Это образ Чайковского - композитора, сидящего за пюпитром. Великий музыкант готовится записать музыкальную фразу, левой рукой по-дирижерски отсчитывая ритм. Вокруг памятника установлена бронзовая решетка с шестью фрагментами произведений Петра Ильича: оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой симфонии, Первого концерта, Скрипичного концерта и романса «День ли царит…». Памятник является объектом культурного наследия федерального значения.

Святая Цецилия

Стеклянное полотно с изображением святой Цецилии - покровительницы музыкантов - было установлено в Большом зале Московской консерватории с момента его открытия. Но во время Великой Отечественной войны оно было разбито. Долгое время осколки пролежали на складе, а потом исчезли. А место Цецилии заняла картина Ильи Репина «Славянские композиторы». Однако во время масштабной реставрации зала и возвращения ему первоначального облика было решено воссоздать витраж по сохранившимся фотографиям, и 8 июня 2011 года он вернулся на прежнее место.

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского - один из самых знаменитых творческих вузов мира, который представляет собой синтез высшего музыкального учебного заведения, научного центра, библиотеки и концертной организации. Московская консерватория - единственный музыкальный вуз России, которому присужден статус университета.
История консерватории начинается с того времени, когда Московское отделение Русского музыкального общества решило создать специальную музыкальную школу - консерваторию. За основу были положены частные классы. Первым директором консерватории, основанной 13 сентября 1866 года, стал крупный музыкант Николай Григорьевич Рубинштейн.
Первоначально под классы арендовали дом у баронессы Черкасовой на углу Воздвиженки и Борисоглебского. Дом был заметный, с тремя высокими этажами. Первый этаж занимали магазины: «торговля Чичкина» - известного всей Москве продажей молочных продуктов высокого качества и крупный магазин готового платья «Отто». А все другие помещения заняли будущие музыканты и профессура. Несколько лет здесь работал и жил П.И.Чайковский.
В 1876 году Московская консерватория переехала на Большую Никитскую, в двухэтажный дом - бывший дворец князя Воронцова. Взвесив свои возможности, музыкальное общество решило приобрести усадьбу в собственность.
В начале XVIII века земля, на которой сегодня стоит консерватория, принадлежала князьям Прозорским, затем перешла к князьям Долгоруковым. В мае 1766 года у князя Николая Долгорукова землю купила княгиня Екатерина Романова Дашкова, урожденная Воронцова. Имя Екатерины Дашковой прочно вошло в летопись отечественной культуры.
На купленной у Долгорукова земле Дашкова строит в 1792 г огромный по тому времени дом. Автором проекта был Василий Иванович Баженов.
В 1812 году дом сгорел, но к 1824 году был восстановлен.
После смерти княгини Е.Р.Дашковой усадьбой владел ее племянник граф Михаил Семенович Воронцов. Он и его наследники сдавали усадьбу под самые разные учреждения, а так же и частным лицам, так в 1876 году в дом графа Воронцова вселяется новый арендатор - Московская консерватория.
Это здание в течение пятнадцати лет удовлетворяло классным, учебным потребностям консерватории, но к концу этого периода стало тесно, поскольку число учащихся значительно возросло, и стала ощущаться потребность в собственном концертном зале. Так как старое здание было заложено в Московском городском кредитном Обществе, то был рассмотрен целый ряд предложений относительно покупки под постройку различных земельных участков в Москве. 27 ноября 1893 года было решено строить консерваторию по проекту академика архитектуры В. П. Загорского на месте дома князя Воронцова. В 1894 году, после перевода консерватории во временное наёмное помещение в доме князя Голицына на Волхонке, началась разборка старого здания.
Закладка нового здания состоялась 9 июля 1895 года. Первый камень заложили у Императорского подъезда со стороны Среднего Кисловского переулка. После освящения В.И.Сафонов и другие почетные гости положили в основание серебряные рубли чеканки 1895 года и закладную плиту. К осени 1897 года уже было закончено сооружение всех классных комнат и квартир служащих.
Большую помощь в строительстве консерватории и ее оборудовании оказали меценаты: текстильные фабриканты братья Морозовы взяли на себя оборудование и меблировку зала. Великолепный орган, до сих пор украшающий Большой зал, заказал в Париже предприниматель фон Дервиз. Миллионер-сахарозаводчик Харитоненко подарил ковры. Даже архитектор Загорский выложил свои деньги на покупку мраморных ступеней лестниц.
7 апреля 1901 года состоялось торжественное открытие Большого зала, означавшее одновременно завершение всех работ. Торжественная часть завершалась исполнением специально написанной кантаты-гимна «Воздвигнут храм искусству дорогому». С этого дня началась регулярная концертная деятельность в Большом и Малом залах.
В 1912 году в здании консерватории открылся музей имени Николая Рубинштейна - первый музыкальный музей в России. В 1943 году на его базе создали обширный Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки, позднее получивший помещение на улице Фадеева.
В годы второй мировой войны концертная деятельность в Большом зале прекратилась: в его помещениях расположили лазарет.
В мае 1940 года, в честь столетия со дня рождения композитора, Президиум Верховного Совета СССР присвоил консерватории имя П.И.Чайковского
В 1954 г. перед зданием консерватории был установлен памятник П.И.Чайковскому работы скульптора Веры Мухиной. В 1957 году правый корпус был перестроен для размещения учебных помещений и «Белого» концертного зала.
Указом президента Российской Федерации в 1991 г. Московская консерватория отнесена к числу особо ценных объектов культурного наследия народов России.
В 2000 г. ЮНЕСКО наградило Московскую консерваторию медалью Моцарта за вклад в мировую музыкальную культуру и воспитание молодых талантов.
Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского - предмет национальной гордости всех россиян.

Ведущее высшее музыкальное учебное заведение России и мира. Входит в когорту ведущих, престижных музыкальных учебных заведений, подаривших миру сотни прославленных музыкантов. В феврале 1866 года генерал-губернатор Москвы получил от председательницы Российского музыкально общества Великой княгини Елены Павловны «рескрипт» с разрешением «учредить в Москве высшее музыкальное училище на основании Устава подобного Училища в Санкт-Петербурге...» . Директором был назначен выдающийся пианист, дирижер, общественный деятель Н.Г. Рубинштейн .

1 сентября 1866 гоода в доме баронессы Черкасовой на Воздвиженке при большом стечении друзей музыкального искусства состоялось торжественное открытие Московской консерватории. В своей речи Н.Г. Рубинштейн подчеркнул, что главная цель создания консерватории - «возвысить значение русской музыки и русских артистов» . Приглашенный в Москву из Петербурга молодой профессор Петр Ильич Чайковский, только что окончивший первую русскую консерваторию, говорил о необходимости и пользе профессионального музыкального образования. Князь В.Ф. Одоевский посвятил свое выступление будущей научной деятельности консерватории.

27 сентября 1866 года состоялось первое заседание Совета профессоров консерватории под председательством ее директора Н.Г. Рубинштейна. Совет постановил, что полный курс обучения пению в консерватории распределяется на 5 лет, игре на музыкальных инструментах - на 6 лет. Было также решено проводить ученические вечера. Наряду со специальностью, изучались теоретические дисциплины и история музыки (в качестве отдельного предмета - история церковного пения в России). Кроме музыкальных, в консерватории открылись общеобразовательные «научные» классы - по русскому языку и литературе, всеобщей истории литературы, по географии, математике, физике, немецкому и французскому языкам, эстетике и мифологии . На первых порах в консерваторию принимали всех желающих. Материальная зависимость консерватории от платы за обучение заставляла принимать в нее не только тех, кто был способен стать музыкантом-профессионалом. Особенно больших расходов потребовал состоявшийся в 1871 году переезд консерватории в новое помещение - дом Воронцовых на Большой Никитской ул., располагавшийся на месте ее теперешнего здания. К середине 1870-х годов складывается в своей основе профессорско-преподавательский состав учебного заведения. Традиционным становится участие учеников в деятельности оркестра и хора РМО, наиболее талантливые воспитанники, равно как и их учителя, постоянно вносят лепту в концертную жизнь города.

Так возник и укрепился этот удивительный феномен - Московская консерватория. С тех пор она прошла огромный путь. На долю ее, как и на долю всей России, выпало немало тяжких испытаний, - революции, войны, не всегда оправданные реформы, порой наносившие колоссальный ущерб. Но, несмотря ни на что, во все времена консерватория поражала мир блистательными успехами своих питомцев, одно перечисление которых могло бы составить многотомный справочник.

В 1901 году МК обрела уникальный архитектурный ансамбль, построенный по инициативе одного из ее выдающихся директоров В.И. Сафонова архитектором В.П. Загорским. Ныне вуз располагает четырмя учебными корпусами и четырмя концертными залами, отличающимися превосходной акустикой, - грандиозным Большим ( 1737 мест) и великолепными камерными - Малым (436 мест), Рахманиновским (252 места), Концертным залом имени Н.Я. Мясковского (64 места). На сценах этих залов выступали прославленные российские и зарубежные исполнители - пианисты А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Н.К. Метнер, Г.Г. Нейгауз, С.В. Рахманинов , С.Т. Рихтер, А.Н. Скрябин, С.Е. Фейнберг, органист Шарль Видор, певцы А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин, виолончелисты А.А. Брандуков, С.Н. Кнушевицкий, С.М. Козолупов, хормейстеры Н.М. Данилин, А.Д. Кастальский, А.В. Свешников, дирижеры Б. Вальтер, О. Клемперер, С.А. Кусевицкий,. Здесь осуществились премьеры сочинений Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича.

В 1940 в дни празднования 100-летия со дня рождения П.И. Чайковского МГК было присвоено его имя. А через год, в 1941, многие педагоги и студенты ушли на фронт, защищая Родину в эпоху Великой Отечественной войны . Имена погибших навеки занесены на Доску боевой славы МГК.

После Победы начался новый расцвет МГК. О бурном взлете ее композиторской школы свидетельствуют имена таких выпускников, как С.А. Губайдуллина, Э.В. Денисов, Б.А. Чайковский, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин, А.Я. Эшпай. Мировое признание МГК обрела благодаря победам ее воспитанников на Международных конкурсах - назовем пианистов Я.И. Зака, Э.Г. Гилельса , Л.Н. Оборина, Я.В. Флиера, скрипачей Л.Б. Когана, Д.Ф. Ойстраха, В.Т. Спивакова, В.В. Третьякова, альтиста Ю.А. Башмета, виолончелистов Н.Г. Гутман, М.Л. Ростроповича, Н.Н. Шаховскую, дирижера Г.Н. Рождественского, вокалистов И.К. Архипову, П.И. Скусниченко. Многие их выступления зафиксированы в записях, которые ныне переводятся на современные носители и становятся важным вкладом МГК в музыкальную культуру и образование во всем мире.

С 1958 года в стенах МГК каждые четыре года проходит Международный конкурс им. П.И. Чайковского. С середины XX в. в МГК учатся посланцы разных стран мира. Среди блестящих выпускников — вокалисты Н. Гяуров (Болгария), Б. Парра (Эквадор), К. Уотсон (Ямайка), пианисты Дан Тхай Шон (Вьетнам), Лю Ши Кунь (Китай), Р. Лупу (Румыния), А. Морейра-Лима (Бразилия), И. Погорелич (Югославия), виолончелистка Ж. Дю Пре (Великобритания). В 1965 был создан Деканат по работе с иностранными учащимися.

На рубеже тысячелетий в МГК появились новые кафедры, факультеты, отделы. В настоящее время учебное заведение насчитывает 8 факультетов: фолклорный , оркестровый, вокальный, симфонического и хорорового дирижирования, исторического и современного исполнительского искусства, композиторский, историко-теоретический, повышения квалификации. Помимо 25 кафедр, работающих на факультетах, существует 10 межфакультетских: камерного ансамбля и квартета, концертмейстерского искусства, истории и теории исполнительского искусства, межфакультетская кафедра фортепиано, кафедра современной музыки, музыкально-информационнных технологий, русского языка, иностранных языков, гуманитарных наук, физического воспитания и спорта. Многие выпускники учебного заведения продолжают совершенствовать свое мастерство в аспирантуре и ассистентуре-стажировке.

Важное место занимают в вузе научные отделы. Со дня основания МК в ней начали создавать библиотеку - ныне она называется Научная музыкальная библиотека имени С.И. Танеева. Некоторые подразделения МГК - Лаборатория звукозаписи, Научный центр народной музыки им. К.В. Квитки - успешно работают на протяжении десятилетий; другие - в силу разных причин были закрыты, но потом возродились вновь - Научно-исследовательский центр церковной музыки им. протоиерея Димитрия Разумовского, Музей имени Н.Г. Рубинштейна; третьи - Центр современной музыки, Научно-исследовательский центр при кафедре музыкально-информационных технологий, Центр «Музыкальной культуры мира» — возникли в последние годы. С 1938 МГК регулярно издает газету «Советский музыкант» (с 1991- «Российский музыкант»). В 1998 у нее появилось приложение - газета «Трибуна молодого журналиста».

Во все времена МК поражала необычайным размахом концертной деятельности; в ней участвуют как юные воспитанники учебного заведения, многие из которых уже лауреаты всероссийских и международных конкурсов, так и их маститые наставники. Разнообразны студенческие коллективы, выступающие в консерваторских и других - отечественных и зарубежных - залах: Хор МГК (художественный руководитель - профессор С.С. Калинин), Камерный хор МГК (основатель - профессор Б.Г. Тевлин, художественный руководитель - доцент А.В. Соловьев), Концертный симфонический оркестр МГК (художественный руководитель - профессор А.А. Левин), Симфонический оркестр студентов МГК (художественный руководитель - профессор А.А. Левин), Камерный оркестр МГК (художественный руководитель - преподаватель Ф.П. Коробов), Камерный оркестр МГК «Московия» (художественный руководитель - профессор Э.Д. Грач), Ансамбль солистов «Студия новой музыки» (художественный руководитель - профессор В.Г. Тарнопольский, дирижер - профессор И.А. Дронов), Оперный театр МГК (директор - И.А. Соболев), Фольклорный ансамбль МГК (художественный руководитель - профессор Н.Н. Гилярова).

В историю МК вошли возглавлявшие ее в разные годы прославленные музыканты - Н.Г. Рубинштейн, С.И. Танеев, В.И. Сафонов, М.М. Ипполитов-Иванов , А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз , В.Я. Шебалин, А.В. Свешников. Ныне учебным заведением руководит Заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой теории музыки, профессор А.С. Соколов.

Сегодня МГК развивает традиции, восходящие к ее истокам. Консолидация разных поколений - умудренных опытом музыкантов и их юных учеников, неразрывная связь с прошлым и одновременно - постоянная устремленность в будущее, углубленное постижение искусства и неутомимая просветительская деятельность - все это позволяет осуществлять крупные, масштабные проекты. Верность гуманистическим идеалам, титанический труд, без которого немыслимо совершенствование мастерства, бескорыстное служение музыкальному искусству - вот то, что помогает МГК ныне, как и прежде, выполнять свое главное предназначение: сохранять «защитный» слой нашей жизни - духовную культуру.

Преемником С. И. Танеева, возглавлявшего Московскую консерваторию с 1885 по 1889 годы, назначили Василия Ильича Сафонова , вступившего в должность директора консерватории весной 1889 года.

Один из выдающихся русских музыкальных деятелей, Сафонов был разносторонне одаренным, волевым и целеустремленным человеком. Окончив Петербургскую консерваторию в 1880 году, он начал преподавать в ней специальное фортепиано. В Петербурге успешно разворачивалась и концертная деятельность Сафонова как пианиста. Особенно высокую репутацию он завоевал в качестве ансамблевого исполнителя (в частности, будучи постоянным партнером знаменитого виолончелиста, одного из директоров Петербургской консерватории К. Ю. Давыдова).

Инициатива привлечения Сафонова в Московскую консерваторию принадлежала Чайковскому. Личное обращение Чайковского, к творчеству которого Сафонов относился с горячей восторженностью, в большой мере предопределило решение пианиста о переезде в Москву, где он предвидел для себя перспективу широкой и разносторонней музыкальной деятельности.

С осени 1885 года Сафонов стал профессором Московской консерватории и уже в первые годы работы проявил себя отличным педагогом, обладающим строго продуманной системой методических принципов и умением привить своим ученикам, наряду с техническими навыками, высокую артистическую культуру, художественный вкус и понимание существа исполняемых произведений. Одновременно он продолжал выступать и на концертной эстраде, заняв вскоре после своего переезда видное место в московской музыкальной жизни.

Период 17-летнего директорства Сафонова (1889-1906) — один из самых блестящих в истории Московской консерватории. Конечно, это нельзя отнести только за счет его личных заслуг. Многие из достижений «сафоновской эры» были подготовлены предшествующим развитием учебного заведения. Расцвет Московской консерватории отражал и общий подъем русской музыкальной культуры на рубеже XIX и XX веков — приход Сафонова к руководству вузом произошел при необычайно благоприятных обстоятельствах.

Уже на третий год пребывания Сафонова на директорском посту, весной 1892 года, Московская консерватория подарила миру двух гениальных музыкантов — А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова. Первый из них окончил ее как пианист по классу В. И. Сафонова, второй — по классу фортепиано А. И. Зилоти и по классу композиции А. С. Аренского. Экзаменационной работой Рахманинова по композиции была опера «Алеко». Скрябину присудили малую золотую, а Рахманинову — большую золотую медаль.

Возглавив консерваторию, Сафонов взял на себя также руководство ее оркестровым классом. Перед публикой он выступил в первый раз в качестве дирижера 16 ноября 1889 года в концерте, посвященном 60-летию А. Г. Рубинштейна, в присутствии самого юбиляра, П. И. Чайковского и многих видных музыкантов.

Вступление Сафонова на пост директора консерватории ознаменовало собой укрепление не сколько ослабевшей в предыдущие годы связи ее учебной работы с концертной деятельностью ИРМО, ведь в 1889 году, когда возник вопрос о замене уехавшего М. К. Эрдмансдёрфера, подходящей для этого фигурой оказался как раз Сафонов. С осени 1890 года Сафонов занял место постоянного дирижера симфонических концертов ИРМО в Москве, совмещая эту должность с обязанностями директора консерватории. Таким образом, произошло возвращение к существовавшему при Н. Г. Рубинштейне порядку, когда управление оркестром в симфонических собраниях входило в обязанности директора консерватории.

Как дирижер Сафонов обладал достоинствами, выдвинувшими его в ряд признанных мировых мастеров дирижерского искусства. Уже в середине 1890-х годов он завоевал широкую известность не только в России, но и в зарубежных странах (Германия, Чехия). Однако основным центром его дирижерской деятельности до 1906 года оставалась Москва. Концерты Московского отделения ИРМО под его руководством отличались свежестью, содержательностью программ и высоким уровнем исполнения. Наряду с классическими образцами музыкальной литературы он уделял большое внимание новым произведениям русских и зарубежных композиторов. Именно Сафонов впервые познакомил московскую публику со многими интересными новинками того времени.

В концертах ИРМО постоянно выступали хор и солисты — ученики консерватории. Среди произведений, исполненных силами учащихся или при их участии, можно назвать кантаты И. С. Баха, оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя и «Сотворение мира» Й. Гайдна, «Реквием» В. А. Моцарта, Мессу До мажор и Девятую симфонию Л. ван Бетховена, первую часть оратории «Рай и Пери» Р. Шумана, сюиту из «Млады» и «Песнь о вещем Олеге» Н. А. Римского-Корсакова, Первую симфонию с хором А. Н. Скрябина.

Консерватория откликалась на знаменательные события культурной жизни: в 1897 году был дан ученический концерт к 100-летию со дня рождения Ф. Шуберта. Годичный акт 1898/99 учебного года посвятили 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, широко и торжественно отмечавшемуся по всей стране. На следующий день после актового вечера, в котором исполнялись про изведения русских композиторов на пушкинские тексты и сюжеты, женский хор консерватории вместе с хорами других московских учебных заведений исполнил перед памятником Пушкина кантату памяти великого поэта, специально написанную к этой дате М. М. Ипполитовым-Ивановым на слова В. И. Сафонова. Памяти Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского посвятили один из общедоступных концертов консерватории, проводившихся в начале 1900-х годов под управлением Сафонова в помещении цирка на Воздвиженке.

Важным событием явилось совместное исполнение силами двух консерваторий оратории А. Г. Рубинштейна «Вавилонское столпотворение» 16 ноября 1902 года по случаю открытия в Петербургской консерватории скульптурного памятника ее основателю. Дирижировал объединенным коллективом исполнителей директор Московской консерватории Сафонов.

Сафонов стремился пропагандировать и творчество воспитанников консерватории, включая их сочинения в программы открытых концертов. 17 марта 1892 года Рахманинов сыграл в экстренном симфоническом собрании в пользу нуждающихся учащихся одну часть своего Первого фортепианного концерта. Оркестром дирижировал Сафонов. Под его управлением впервые прозвучала Первая симфония Р. М. Глиэра, написанная им к окончанию консерватории в 1900 году. Годом позже Московскую консерваторию оканчивал С. Н. Василенко, представивший в качестве выпускной работы кантату «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре». В следующем сезоне была исполнена экзаменационная работа Л. В. Николаева — кантата «Гимн духовной красоте» на стихи П. Б. Шелли.

В 1890-х — начале 1900-х годов был публично показан и ряд ученических оперных спектаклей, в том числе «Все они таковы» («Cosi fan tutte») В. А. Моцарта, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Вольный стрелок» К. М. Вебера, «Виндзорские кумушки» О. Николаи, «Фераморс» А. Г. Рубинштейна, а также уже ранее ставившиеся «Фиделио» Л. ван Бетховена и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта.

Все эти факты свидетельствуют о серьезной постановке оперного класса в консерватории.

Занятия в хоре являлись обязательными для учащихся всех специальностей. Высокий уровень хорового и оркестрового дела засвидетельствован многими видными, авторитетными музыкан тами, обучавшимися в те годы в Московской консерватории. Помимо приобретения необходи мых практических навыков участие в коллективных классах способствовало общему развитию учащихся, расширяло их знакомство с музыкальной литературой.

Ценным культурно-просветительным мероприятием стала организация выездных концертов консерваторского оркестра в расположенных неподалеку от Москвы городах (Тула, Владимир) в 1902 году.

Из специальных классов консерватории наиболее сильными в то время были фортепианные, возглавлявшиеся В. И. Сафоновым и П. А. Пабстом. Именно на 1890-е годы приходится расцвет педагогической деятельности Сафонова, в классе которого в ту пору занимались будущие крупнейшие мастера пианистического искусства, прославившиеся на исполнительском или педагогическом поприще. Одновременно с А. Н. Скрябиным в 1892 году окончил Московскую консерваторию И. А. Левин, завоевавший мировое признание как пианист феноменальных, неограниченных виртуозных возможностей. К ученикам Сафонова по классу специального фортепиано принадлежат также Е. А. Бекман-Щербина, Р. Я. Бесси-Левина, А. Ф. Гедике, Е. Ф. Гнесина, М. Н. Мейчик, Н. К. Метнер, Л. В. Николаев.

Среди окончивших консерваторию по классу Пабста должны быть в первую очередь названы А. Б. Гольденвейзер и К. Н. Игумнов, вскоре приглашенные для преподавания в Московскую консерваторию и создавшие в ней впоследствии собственные пианистические школы.

Преемником П. А. Пабста стал его ученик К. А. Кипп, приступивший к работе в консерватории еще в начале 1890-х годов и выдвинувшийся в ряды ведущих педагогов фортепианного класса.

В 1898 году профессором класса специального фортепиано стал и А. Н. Скрябин. Не обладая склонностью к педагогике, он через несколько лет отказался от нее. Но влияние тонкой художественной индивидуальности Скрябина оставило неизгладимый след в памяти его воспитанников.

В этот период закладывается традиция активного, успешного участия воспитанников фортепианных классов консерватории в различных исполнительских конкурсах. Победителем Второго Международного конкурса имени А. Г. Рубинштейна (Берлин, 1895) стал И. А. Левин, почетными дипломами на Третьем Международном конкурсе имени А. Г. Рубинштейна (Вена, 1900) были отмечены выступления А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзера и Н. К. Метнера.

Будучи прекрасным исполнителем камерной музыки, В. И. Сафонов очень большое значение придавал ее освоению. Именно у него в классе камерного ансамбля занимались К. Н. Игумнов и А. Б. Гольденвейзер, ставшие впоследствии не только выдающимися солистами, но и замечательными интерпретаторами камерного репертуара.

Московская консерватория: материалы и документы (в 2 томах). Том 1. Москва, «Прогресс-Традиция», 2006