Дети - герои великой отечественной. Дети войны (30 фото)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Технический колледж управления и коммерции»

Доклад

на тему «Дети войны»

Выполнила работу:

студентка группы 9Т-12

Павлова Анастасия

Проверила:

Волочаева Т.В.

Санкт-Петербург 2015

Юные погибшие герои,

Юными остались Вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла Вас.

Жизнь иль смерть - и нету середины.

Благодарность вечная Вам всем,

Маленькие стойкие мужчины

Девочки, достойные поэм..

Война - страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их.

«Дети и война -- нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», -- написал Твардовский в одном из своих очерков.

Дети и война - два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…

Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне. Или родителей уже не было... Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.

Их отцы уходили на фронт, погибали, а матери часто не знали, где добыть еду, чтобы прожить следующий день. В этом плане немного проще было сельским жителям. У них была земля, которая, хотя и давала скудный урожай, но все же могла немного прокормить. Дети выкапывали остатки картошки, бегали в лес на поиски грибов, ягод и полезных кореньев. Работать им приходилось наравне со взрослыми, потому что не хватало рабочих рук.

В городах для детей ситуация была сложнее. Еду выдавали по пайкам, порции были крошечные. Увеличенную порцию хлеба могли получать работники фабрик и заводов. Многие промышленные предприятия были эвакуированы вглубь страны, вместе с ними ехали и семьи работников. И дети шли работать. И работали иногда быстрее и качественнее, перевыполняя все установленные нормы.

Дети мечтали повторить подвиги отцов и братьев. Многие специально прибавляли себе возраст, чтобы их взяли на фронт или в военное училище, в школу юнг.

Зафиксировано много случаев, когда дети уходили в партизаны, особенно часто это происходило на окупированных территориях. Они мстили за убитых близких, мстили жестоко и беспощадно.Збыли случаи, когда дети вели боевые действия в регулярной армии против нацистов. Многие дети пытались бежать из своих домов на войну, но большинство из них были захвачены военной полицией и возвращены в свои дома. Часто солдаты находили детей в разоренных и сожженных деревнях Советского Союза. Осиротевших детей помещали в специально созданные во время войны детские дома, но иногда мальчишек включали в активные боевые подразделения, где они получали оружие и специальную форму. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 - 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести.

Дети в тылу

В 1941-1942 годы численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то в 1942 - 18%, а в наркомате тяжелой промышленности 24-49,4%. Многие из них в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения. Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы.

В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования.

В 1942 году в цехе завода "Серп и молот" влилось более 3 тыс. неопытных, молодых рабочих. Среди них около 100 человек было бывших школьников. Они быстро осваивали профессию сталевара, перевыполняли плановые задания, и вскоре о молодёжном цехе узнала вся страна.

В первые годы войны на Магнитогорский металлургический комбинат пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не превышал 15-17 лет, но с первых дней они стали обслуживать крупнейшие агрегаты, работали у доменных и мартеновских печей, на 7 прокатных станах, трудились они наравне с кадровыми рабочими, участвовали в соц - соревновании, показывали образцы трудового героизма. За три года войны они выплавили 1 млн. т. стали, 570 тыс. т. чугуна, выпустили 580 тыс. т. проката. Только на Кузнецком металлургическом комбинате, где особенно много работало молодёжи, за годы войны было произведено такое количество снарядной стали, которой хватило бы для изготовления 100 млн. снарядов и танковой стали для 50 тыс. тяжёлых танков.

В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из московских школ. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.

Н а колхозном фронте

Отдавая большую дань рабочему классу в обеспечении победы над немецко-фашистскими захватчиками, нельзя не рассказать об огромном вкладе в общую победу советского крестьянства. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам.

Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.

Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Многие из них в первые же дни войны активно включались в работу на полях и фермах.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушкиклубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн.

683 тыс. пудов зерна. В годы войны трудовое крестьянство страны показали свою сплочённость и стремилось дать фронту и тылу всё, что только могло, чтобы помочь отстоять Родину, великие завоевания колхозного строя.

Взнос пионеров и школьников

Защита Советской Родины от фашистского нашествие потребовала от каждого гражданина СССР найти своё место в общем строю борьбы на фронте и в тылу. В Директиве от 29 июня 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП призывали всех советских людей “организовать всестороннюю помощь действующей армии … обеспечить снабжение армии всем необходимым…”.

Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно-Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги они приобретали танки, самолёты, “катюши” и другое оружие и передавали их войнам действующей армии. Патриотическое движение пионеров и школьников за сбор средств для строительства танков и танковых колонн охватили все школы страны. К весне 1943 года молодёжь и школьники собрали на вооружение для действующей армии около 542 млн. рублей.

Таким образом, в многочисленных формах пожертвований, в самоотверженной труде для действующей армии проявились высокий советский патриотизм, монолитное единство, сплочённость и дружба народов нашей страны.

Пионеры и школьники - с воинами

С воинами - фронтовиками постоянно были связаны пионеры и школьники. Во своей работе они старались походить на взрослых, прекрасно понимали стоящие задачи, понимали, что только общими усилиями тыла и фронта можно победить немецко - фашистски захватчиков, которые прервали мирную жизнь, лишили не только взрослых, но и детей радости и счастья, они сознавали: для того что бы вернуть прерванную радость, необходимо разгромить врага, а для этого нужно давать действующей армии всё, в чём только она нуждается. И они находили различные, посильные для них способы и средства помощи армии.

Когда же в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов - фронтовиков, пионеры и школьники в нём приняли самое активное участие. Например, в июле 1941 года около 100 тыс. различных подарков были отправлены воинам - фронтовикам от школьников Ленинграда. В 1942 году пионеры и школьники Егорьевского района Московской области для воинов - фронтовиков изготовили 18 тыс. конвертов, 2 тыс. носовых платков и 2 тыс. любовно вышитых кисетов для табака.

Когда же развернулось движение за сбор теплых вещей, пионеры и школьники так же активно приняли участие. Девочки вязали варежки, свитера, носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту обуви.

Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам - фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком “Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.

Многие пионеры и школьники деньги, заработанные в колхозах и на предприятиях, полученные за сбор лекарственных растений, сдавали в “фонд раненому воину”.

Только на фронт

С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали - не просили! - убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог - завышали (года) на год, а то и на два свой возраст.

Война - дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии.

Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. Кое-кому это удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием - вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: “Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания”.

Огромную ненависть и священное желание мести вызвали у советских людей известия о зверствах и бесчинствах гитлеровцев на нашей земле. Уже первые дни войны показали, что гитлеровские захватчики стремятся любой ценой осуществить людоедские планы фашистского командования. Вводя “новый порядок”, они силой насаждали режим террора и насилия.

Многие примеры свидетельствуют о высоком патриотизме советского народа, преданности его социалистической Родине, о самопожертвовании во имя свободы и независимости своей Отчизны.

ребёнок война фронт школьник

Дети - герои Великой Отечественной войны

Вася Коробко

Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.

Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Вывод

Печальных примеров тяжелой участи детей в военное время можно приводить еще много. Нельзя не вспомнить о детских концентрационных лагерях, устроенных фашистами. В них маленькие пленники подвергались нечеловеческим пыткам, «нацистские врачи» ставили на них чудовищные опыты, дети умирали мучительной смертью. Трудно подсчитать, сколько маленьких несчастных узников было замучено в таких концлагерях по всей Европе. Дети, пережившие войну, никогда уже её не забудут. По ночам они по-прежнему слышат грохочущие разрывы бомб, испуганные крики, пулеметные очереди. Они рано взрослели. Взрослели от голода, взрывов, совершаемого на их глазах кровопролития. Родителей убивали на их глазах. Но они не забывали. Они не падали духом и становились сильнее, их поддерживали окружающие, помогали им. Они смогли пережить несчастья и вместе со всей страной строить новую жизнь после войны.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины Великой Отечественной войны. Периоды Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Неудачи Красной Армии в начальный период войны. Решающие сражения войны. Роль партизанского движения. СССР в системе международных послевоенных отношений.

    презентация , добавлен 07.09.2012

    Превращение Оренбургской области в промышленную и сельскохозяйственную базу страны в годы Великой Отечественной войны. Помощь Красной Армии, сбор личных средств в фонд вооружения, долг милосердия. Герои Оренбуржья, их мужество и отвага в борьбе с врагами.

    реферат , добавлен 18.02.2012

    Формирование военно-стратегических доктрин в СССР накануне Великой Отечественной войны. Политические и военно-стратегические просчеты Сталина. Нападение Германии на Советский Союз. Участие «старых» и «новых» полководцев в Великой Отечественной войне.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    Большой патриотический подъем и стремление каждого внести вклад в дело скорейшего разгрома врага. Труженики рубцовского тыла. Сбор средств на покупку вооружения для Красной Армии. Рубцовские комсомольцы. На фронтах Великой Отечественной.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2006

    Роль, значение и техническая реконструкция железнодорожного, морского и авиационного транспорта накануне и в годы Великой Отечественной войны. Эвакуационные перевозки и вклад железнодорожников в победу. Таллиннские операции торгового балтийского флота.

    реферат , добавлен 10.02.2012

    Разработка ядерного оружия во время Великой Отечественной Войны. План военной перестройки в авиации. Развития медицины во время войны. Строительство оборонительных сооружений, помощь в оказании помощи раненым и сбор лекарственных растений детьми.

    презентация , добавлен 15.02.2015

    Начало Великой Отечественной войны. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой и Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Наступление Красной армии в 1944 – 1945 г.г. Окончание Второй Мировой войны. Итоги войны.

    реферат , добавлен 08.06.2004

    Описание трагического начала Великой Отечественной войны, приграничные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Определение направлений продвижения немецкой армии вглубь территории СССР. Причины поражения Красной Армии. Поражение немцев в битве за Москву.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2014

    Знакомство с участниками Великой Отечественной войны. Общая характеристика биографии А. Красиковой. А. Штильвассера как артиллерист-командир орудий: рассмотрение причин госпитализации, анализ наград. Особенности начала Великой Отечественной войны.

    реферат , добавлен 11.04.2015

    Дети-герои Великой Отечественной войны, их вклад в Победу: участие в боевых действиях регулярной армии против нацистов, в диверсиях и в разведке на оккупированных территориях по заданию партизанских отрядов. Признание мужества и подвига юных героев.

Доброго дня, мои дорогие читатели! В День Великой Победы предлагаю вам поговорить на тему «Дети герои войны». Тысячи обычных девчонок и мальчишек прилежно учились, беззаботно веселились и даже предположить не могли, что в одно мгновение их счастливое детство прервётся трудными и жестокими годами с 1941-го по 1945-ый.

В грозный час они приняли на свои хрупкие плечи беды и горечь, трудности и даже смерть, чтобы хоть чем-нибудь помочь в борьбе с врагом, показав, насколько бесстрашными могут быть детские сердца и насколько горяча бывает любовь к родной стране и своему народу.

За героические подвиги сражавшиеся вместе с отцами и братьями маленькие «сыновья и дочери полков», как их часто называли, были награждены орденами и медалями. Пятеро пионеров военного времени были удостоены высшего звания Героев Советского Союза, к сожалению, все – посмертно. Их имена стали известны далеко за пределами маленькой родины каждого, поэтому хочу именно про этих юных героев и рассказать в сообщении о детях войны.

План урока:

Мальчик из легенды

Так наречён славой юный разведчик Ленинградской партизанской бригады Лёня Голиков. Худенький 14-летний деревенский мальчишка из Лукино Новгородской области с добытой на поле боя винтовкой ушёл в партизаны и бродил под видом нищего по населённым пунктам, оккупированным немцами, собирая ценные тайные сведения о количестве боевой техники и расположении вражеских войск.

На его счету 27 боевых походов и 78 убитых немецких солдат. Лёня Голиков остановил врага, разрушив 2 железнодорожных и 12 автомобильных мостов, тем самым не дав немцам пройти. Он уничтожил 2 вражеских продовольственных склада, оставив неприятеля без пропитания, и 9 машин, лишив немцев боеприпасов. Отважный деревенский паренёк в одиночку остановил машину с немецким генералом, добыв ценные сведения для советской разведки.

Свою первую медаль «За отвагу» Лёня Голиков получил ещё в июле 1942 года. Они погиб вместе со штабом своей партизанской бригады в 1943 году в неравном бою. Матери принесли наградной лист о присвоении сыну за его героический подвиг высшего звания Героя Советского Союза.

Девочка с косичками

Это название произведения А.Солодова о юной подпольщице, которая тоже была удостоена высшего звания за подвиги в Великой Отечественной, Зинаиде Портновой. Ученица 7 класса Ленинградской школы в свои 15 приехала в 1941-м на лето в Витебскую область и стала участницей подпольной юношеской организации «Юные мстители».

Участники молодёжного движения подрывали электростанции, поджигали заводы, на которых советских людей заставляли работать на фашистскую Германию, сожгли вагоны со льном, которые планировались к отправке для оккупантов. Всего «Юные мстители» совершили больше 20 диверсионных операций.

Девушка стала участвовать в диверсиях, вела разведывательную работу, распространяла листовки против врага. Устроившись в столовую для немецких офицеров, она сумела отравить более 100 солдат. С 1943 года она стала партизанкой-разведчицей в отряде.

После разгрома молодёжного движения по заданию партизан Зина Портнова должна была установить новые связи с теми, кому удалось выжить, но её по наводке предателя поймали после очередной операции. Немцы допрашивали юную разведчицу, обещая сохранить жизнь за имена партизан и подпольщиков. Но даже самые изощрённые фашистские пытки не сломили её характер. В 1944 году искалеченную, но так и не поддавшуюся Зинаиду Портнову расстреляли.

Ему было всего 14

Белорус Марат Казей попал в партизанский отряд в 13 лет, в 1942 году, после того, как его мама была повешена немцами в Минске. Полный ненависти к фашистам, он пробирался в немецкие гарнизоны, добывая необходимые для советской армии разведсведения.

Вместе со старшими Марат участвовал в диверсионных мероприятиях на объектах, особо важных для немцев: подрывал вражеские эшелоны, минировал железную дорогу. В 1943 году, будучи раненым, поднял солдат в атаку, что помогло им выбиться из вражеского кольца. За свой подвиг юный пионер тогда получил награду «За отвагу».

В 1944 году по время возвращения с разведки Марат вместе с командиром наткнулись на врага, который взял их в «кольцо». Когда все патроны закончились, и осталась лишь только граната, Марат подпустил ближе фашистов и взорвал их вместе с собой. Награждённому Герою Советского Союза тогда было всего 14.

Не жалея себя

Ещё один юный герой, который хотел вместе с немцами подорвать себя на гранате, — школьник из Тульской области Саша Чекалин. С 1941 года он стал добровольцем партизанского отряда «Передовой», который действовал на оккупированной территории его родного села. Прослужить он там успел чуть больше месяца, но внёс героический вклад в борьбу с фашистами.

Юный патриот собирал сведения о местах нахождения и количестве немецких военных частей и их вооружении, выслеживал маршруты передвижения. Партизанский отряд, где состоял Александр, поджигал складские помещения, подрывал на минах гитлеровский автомобильный транспорт, отправлял под откос немецкие вагоны, уничтожал вражеские патрули и караулы.

Простудившись, Саша слёг, по переданным предателем сведениям фашисты его нашли в доме, где он был спрятан. Партизан пытался взорвать себя вместе с немцами, но граната не сработала. После долгих пыток и допросов Сашу Чекалина повесили на центральной площади на глазах согнанных односельчан. В 1942 году юному герою за его подвиги было присвоено высшее звание.

Самый юный из всех Героев СССР

Окончив всего 5 классов украинской школы, Валя Котик стал партизаном-разведчиком, собирая оружие и боеприпасы, рисуя и расклеивая карикатуры на фашистов. В 1942-м получил первое задание, подорвав немецкого жандарма. Участвовал в 6 подрывных операциях, в результате которых были разрушены железнодорожные поезда и склады с боеприпасами.

Работал связным в подполье, узнавал о расположении немецких постов и времени смены вражеского караула. В 1943 обнаружил место нахождения телефонного кабеля противника, по которому поддерживалась связь с Гитлером в Варшаве.

Во время участия в двух боях он был ранен, но смертельное ранение Валя получил в 1944-м во время боевых действий за город Изяслав. Он стал самым молодым из тех, кто был удостоен звания Героя Советского Союза.

В своём сообщении мы рассказали лишь про пять детей-героев Великой Отечественной. На самом деле их, самоотверженных и смелых, было намного больше. Они сражались на море и в небе, в отрядах партизан и подпольях, катакомбах и крепостях.

Детям войны установлены памятники в их родных городах, их именами названы улицы. Об их подвигах написаны литературные произведения, сложены стихи и сняты кинофильмы. Всё это для того, чтобы мы никогда не забывали о том, что пришлось пережить советским людям во имя нашего с вами мира. Официальный список всех пионеров-героев был составлен в 1954 году.

А закончить проект предлагаю отрывком из произведения Сергея Михалкова:

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ - за нас с тобой.

А знаете ли вы, что Героями становились не только люди, но и целые города? Прочитайте об этом . А расположен тест по теме войны.

На этом я с вами прощаюсь. Не забудьте 9 мая отдать дань памяти погибшим во время войны и возложить цветы к памятнику в вашем городе. О подвигах советских людей нужно помнить!

Юные герои Великой Отечественной воины

Познавательный материал для внеклассной работы по литературному чтению или по истории для начальной школы по теме: ВОВ

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Это были простые дети и подростки, о которых знали только родные, одноклассники и друзья.

Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Вместе со взрослыми на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Нет! — сказали мы фашистам, —

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот»....

Где найдется в мире сила,

Чтобы нас она сломила,

Под ярмом согнула нас

В тех краях, где в дни победы

Наши прадеды и деды

Пировали столько раз?..

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши...

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым…

Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закаленным!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ — за нас с тобой.

Отрывки из стихотворения С. Михалкова «Быль для детей»

Казей Марат Иванович (1929-1944), партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1965, посмертно). С 1942 г. разведчик партизанского отряда (Минская область).

В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Ад ой Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пятнадцатилетний Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Портнова Зинаида Мартыновна (Зина) (1926-1944), юная партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). Разведчик партизанского отряда «Юные мстители» (Витебская область).

Война застала ленинградку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, — это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, в деревне Мостище Зина была выдана предателем фашистам. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная партизанка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием — званием Героя Советского Союза.

Котик Валентин Александрович (Валя) (1930—1944), юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). С 1942 г. — связной подпольной организации в г. Шепетовка, разведчик партизанского отряда (Хмельницкая область, Украина).

Валя родился 11 февраля 1930 г. в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, руководители партизанского отряда доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Обыкновенный мальчишка, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Погиб Валя как герой в одном из неравных боев с фашистами.

Голиков Леонид Александрович (1926—1943). Юный герой-партизан. Бригадный разведчик 67 отряда четвертой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях.

Всего им уничтожено 78 фашистов, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Отличился в боях у деревень Апросово, Сосницы, Север. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награжден орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».

13 августа 1942 г., возвращаясь из разведки от шоссе Луга — Псков неподалеку от деревни Варницы подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1943 г. в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Президиум Верховного Совета Указом от 2 апреля 1944 г. присвоил ему звание Героя Советского Союза.

Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, летчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А еще всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошел работать на авиационный завод, потом на аэродром. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолет. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награжден вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

Юта Бондаровская летом 1941 г. приехала из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла ее страшная война. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Партизанский отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев — у эстонского хутора Ростов — Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью «Партизану Отечественной войны» I степени, орденом Отечественной войны I степени.

Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи — на юге Ленинградской области — была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих ребят, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: «За отличную учебу». Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с юной партизанкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Юная патриотка была расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны I степени.

За операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но получить свою награду юная героиня не успела.

Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела — деревню заняли фашисты. И тогда однажды ночью Лариса с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П.В. Рындин вначале отказался принять «таких маленьких». Но молоденьким девчонкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях. Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны I степени стоит горькое слово: «Посмертно».

Не мог мириться со зверствами фашистов и Саша Бородулин . Раздобыв винтовку, Саша уничтожил фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей — настоящий немецкий автомат. Это и стало веской причиной приема его в партизанский отряд. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 г. был награжден орденом Красного Знамени. Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд. В группе добровольцев Саша остался прикрывать отступление отряда. Когда все товарищи погибли, отважный герой, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя.

Подвиг юного партизана

(Отрывки из очерка М. Даниленко «Гришина жизнь» (перевод Ю. Богушевича))

Ночью каратели окружили деревню. Гриша проснулся от какого-то звука. Он открыл глаза и глянул в окно. По освещенному луной стеклу мелькнула тень.

— Папа! — тихо позвал Гриша.

— Спи, чего тебе? — отозвался отец.

Но мальчик больше не спал. Ступая босыми ногами по холодному полу, он тихонько вышел в сени. И тут услышал, как кто-то рванул двери и несколько пар сапог тяжело прогремели в избу.

Мальчик бросился в огород, где стояла баня с маленькой пристройкой. Сквозь щель в дверях Гриша видел, как вывели его отца, мать и сестер. У Нади текла кровь из плеча, и девушка зажимала рану рукой...

До самого рассвета простоял Гриша в пристройке и смотрел перед собой широко раскрытыми глазами. Скупо цедился лунный свет. Где-то с крыши сорвалась сосулька и с тихим звоном разбилась на завалинке. Мальчик вздрогнул. Он не чувствовал ни холода, ни страха.

В ту ночь у него между бровей появилась маленькая морщинка. Появилась, чтобы никогда уже не исчезать. Семью Гриши расстреляли фашисты.

От деревни к деревне шел тринадцатилетний мальчик с не по-детски суровым взглядом. Шел к Сожу. Он знал, что где-то за рекой был его брат Алексей, были партизаны. Через несколько дней Гриша пришел в поселок Ямецкий.

Жительница этого поселка Феодосия Иванова была связной партизанского отряда, которым командовал Петр Антонович Балыков. Она и привела мальчика в отряд.

С суровыми лицами слушали Гришу комиссар отряда Павел Иванович Дедик и начальник штаба Алексей Подобе- Дов. А он стоял в изорванной рубашке, со сбитыми о корни ногами, с негаснущим огнем ненависти в глазах. Началась партизанская жизнь Гриши Подобедова. И на какое бы задание ни отправлялись партизаны, Гриша всегда просил взять его с собой...

Гриша Подобедов стал отличным партизанским разведчиком. Как-то связные сообщили, что гитлеровцы вместе с полицаями из Кормы ограбили население. Забрали 30 коров и все, что попало под руку, и едут в направлении Шестого поселка. Отряд направился в погоню за врагом. Руководил операцией Петр Антонович Балыков.

— Ну, Гриша, — сказал командир. — Пойдешь с Аленой Конашковой в разведку. Узнайте, где враг остановился, что делает, что думает делать.

И вот в Шестой поселок бредет утомленная женщина с мотыгой и мешком, а с нею мальчик, одетый в не по росту большую телогрейку.

— Это же просо сеяли, люди добрые, — обращаясь к полицаям, сетовала женщина. — А попробуй поднять с малым эти вырубки. Нелегко, ох, нелегко!

И никто, конечно, не заметил, как следят зоркие глаза мальчонки за каждым солдатом, как они все замечают.

Гриша побывал в пяти домах, где остановились фашисты и полицаи. И обо всем узнал, потом подробно доложил командиру. В небо взвилась красная ракета. И через несколько минут все завершилось: партизаны загнали врага в хитро расставленный «мешок» и уничтожили его. Награбленное добро вернули населению.

Ходил в разведку Гриша и перед памятным боем у реки Покать.

С уздечкой, прихрамывая (в пятку попала заноза), маленький пастушок сновал среди гитлеровцев. И такая ненависть горела в его глазах, что, казалось, одна она могла бы испепелить врагов.

А затем разведчик докладывал, сколько видел у врагов пушек, где стоят пулеметы и минометы. И от партизанских пуль и мин находили себе могилы на белорусской земле захватчики.

В начале июня 1943 г. Гриша Подобедов вместе с партизаном Яковом Кебиковым пошел в разведку в район деревни Залесье, где размещалась карательная рота из так называемого добровольческого отряда «Днепр». Гриша пробрался в дом, где подвыпившие каратели устроили вечеринку.

Партизаны бесшумно вошли в деревню и целиком уничтожили роту. Спасся только командир, он спрятался в колодец. Утром его оттуда вытащил местный дедок, как поганого кота, за загривок...

Это была последняя операция, в которой участвовал Гриша Подобедов. 17 июня вместе со старшиной Николаем Борисенко он поехал в деревню Рудую Бартоломеевку за мукой, приготовленной для партизан.

Ярко светило солнце. На крыше мельницы порхала серая птичка, наблюдая хитрыми глазенками за людьми. Широкоплечий Николай Борисенко только взвалил на подводу тяжелый мешок, как прибежал побледневший мельник.

— Каратели! — выдохнул он.

Старшина и Гриша схватились за автоматы и бросились в кустарник, росший у мельницы. Но их заметили. Свистнули злобные пули, срезая веточки ольшаника.

— Ложись! — подал команду Борисенко и выпустил длинную очередь из автомата.

Гриша, целясь, давал короткие очереди. Он видел, как каратели, будто бы наткнувшись на невидимую преграду, падали, скошенные его пулями.

— Так вам, так вам!..

Неожиданно старшина глухо охнул и схватился за горло. Гриша обернулся. Борисенко задергался всем телом и затих. Его остекленевшие глаза смотрели теперь безразлично в высокое небо, а рука впилась, как будто прикипела, в ложе автомата.

Кустарник, где теперь остался один Гриша Подобедов, окружили враги. Их было около шестидесяти человек.

Гриша стиснул зубы и поднял руку. К нему сразу же бросилось несколько солдат.

— Ах вы, ироды! Чего захотели?! — крикнул партизан и в упор полоснул по ним из автомата.

Шесть гитлеровцев свалилось ему под ноги. Остальные залегли. Все чаще и чаще над Гришиной головой свистели пули. Партизан молчал, не откликался. Тогда осмелевшие враги вновь поднялись. И вновь под метким автоматным огнем вжимались в землю. А в автомате уже кончились патроны. Гриша выхватил пистолет. — Сдаюсь! — крикнул он.

К нему рысцой подбежал высокий и тонкий, как жердь, полицай. Гриша выстрелил ему прямо в лицо. На какой-то неуловимый миг мальчик окинул взором редкий кустарник, тучки на небе и, приставив пистолет к виску, нажал на спусковой крючок...

О подвигах юных героев Великой Отечественной войны, можно прочитать в книгах:

Авраменко А.И. Гонцы из неволи: повесть / Пер. с укр. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 208 е.: ил. — (Юные герои).

Большак В.Г. Проводник в бездну: Докум. повесть. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 160 с. — (Юные герои).

Вуравкин Г.Н. Три страницы из легенды / Пер. с белорус. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 64 с. — (Юные герои).

Валько И.В. Куда летишь, журавлик?: Докум. повесть. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 174 с. — (Юные герои).

Выговский B.C. Огонь юного сердца / Пер. с укр. — М.: Дет. лит., 1968. — 144 с. — (Школьная библиотека).

Дети военной поры / Сост. Э.Максимова. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.

Ершов Я.А. Витя Коробков — пионер, партизан: повесть — М.: Воениздат, 1968 — 320 с. — (Библиотека юного патриота: О Родине, подвигах, чести).

Жариков А.Д. Подвиги юных: Рассказы и очерки. — М.: Молодая гвардия, 1965. —- 144 е.: ил.

Жариков А.Д. Юные партизаны. — М.: Просвещение, 1974. — 128 с.

Кассиль Л.A., Поляновский М.Л. Улица младшего сына: повесть. — М.: Дет. лит., 1985. — 480 с. — (Военная библиотека школьника).

Кеккелев Л.Н. Землячок: Повесть о П. Шепелеве. 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 143 с. — (Юные герои).

Корольков Ю.М. Партизан Леня Голиков: повесть. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 215 с. — (Юные герои).

Лезинский M.Л., Эскин Б.М. Живи, Вилор!: повесть. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 112 с. — (Юные герои).

Логвиненко И.М. Багряные зори: докум. повесть / Пер. с укр. — М.: Дет. лит., 1972. — 160 с.

Луговой Н.Д. Опаленное детство. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 152 с. — (Юные герои).

Медведев Н.Е. Орлята благовского леса: докум. повесть. — М.: ДОСААФ, 1969. — 96 с.

Морозов В.Н. В разведку шел мальчишка: повесть. — Минск: Госиздат БССР, 1961. — 214 с.

Морозов В.Н. Володин фронт. — М.: Молодая гвардия, 1975. — 96 с. — (Юные герои).

2 «а» класса МОУ СОШ №5

Руководитель: Глузгал Л. П.

Цели работы:

  • узнать о военном детстве своих бабушек и дедушек;
  • выяснить, какими игрушками играли дети в военное время;
  • узнать о новогодних игрушках времён Великой Отечественной войны.

Источники информации:

  • воспоминания наших бабушек и дедушек;
  • изучение музейных экспозиций;
  • работа с литературными источниками и ресурсами Интернета.

План работы

  1. Воспоминания наших бабушек и дедушек.
  2. Изучение музейных экспозиций.
  3. Ёлочные игрушки военных лет.
  4. Заключение.
  5. Используемые ресурсы.

Воспоминания наших бабушек и дедушек

Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Были ли игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны? Такие вопросы поставили мы перед собой и начали поисково-исследовательскую деятельность по теме «Игрушки военных лет».

Источниками информации для нас стали:

  • Воспоминания наших бабушек и дедушек;
  • Изучение музейных экспозиций;
  • Работа с литературными источниками и ресурсами Интернета.

В ходе исследования выяснилось, что у нескольких ребят нашего класса есть бабушки, чьё детство пришлось на военное время. Сейчас им от 70 до 80 лет. Вот их имена:

  • Потехина Вера Федоровна (бабушка Гаврилова Саши);
  • Лебедева Евгения Павловна (бабушка Лебедева Ростислава);
  • Лучникова Валентина Васильевна (бабушка Шаповаловой Даши);
  • Казакова Любовь Ивановна (бабушка Хорошаевой Дианы);
  • Цветкова Вера Ивановна (бабушка Мухиной Насти);
  • Балыкова Надежда Ивановна (прабабушка Балыковой Насти);
  • Исаева Людмила Михайловна (бабушка Блохиной Маши).

На классном часе они поделились с нами воспоминаниями о нелёгких годах своего военного детства.

«Когда шла война, мне было 8 лет» - вспоминает Потехина Вера Федоровна. «Хорошо помню, как провожали на фронт солдат. Наша семья тогда жила в глубоком тылу в г. Ташкенте, где выпускали боевые машины, самолёты, одежду, продукты для фронта. Мы, гражданские жители, были ограничены во всём, всё распределялось по карточкам, поэтому каждый ощущал на себе и холод, и голод. Взрослые трудились по 10-12 часов, поэтому все заботы о домашних делах были на нас. Но основной работой была учёба. Часто учились в холодных классах, не хватало бумаги, поэтому вместо тетрадей пользовались отходами полиграфической промышленности. Занятия проводились по военной программе. Кроме основных предметов, изучали военное дело - учились собирать и разбирать автомат, пользоваться противогазом, правильно ходить в строю. За хорошую учёбу получали награды - брезентовые ботинки. Были очень рады им, т. к. обуви не хватало. На завтрак мы получали кусочек хлеба, мясных продуктов не было, ели мясо черепах».

А как же игрушки? Оставалось ли время для игр? Да. И подтверждение этому фотография Казаковой Любови Ивановны, где она изображена маленькой 7-летней девочкой. А в руках у неё кукла, сшитая её мамой из ваты и тряпочек. Только голова куклы является купленной заготовкой.

Из воспоминаний Лучниковой Валентины Васильевны мы узнали, что действительно «куклы были в основном тряпичные, которые делали сами. А ещё брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали игрушки из всего, что попадалось под руку. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком и связав верёвкой».

Цветкова Вера Ивановна родилась в 1947 году, но о трудностях военных лет знает от своей сестры Валентины, родившейся в 1941 году. «В деревне, где мы жили, покупных игрушек не было, были игрушки-самоделки, которые мастерили из бумаги, фантиков, разных тряпиц. Кукол, например, шили сами из белого холста, голову набивали или опилками, или паклей (волокно от переработки льна, которое называли ещё «омялки»), лицо раскрашивали химическими карандашами. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Волосы тоже делали из пакли, они получались жёлтого цвета. Платье шилось из цветных лоскутков. Такими куклами играли девочки. А мальчики катали «коляски», которые изготавливали из деревянных брёвнышек. Любили играть свистульками, которые делали из дерева, тонких сучков ивы. В то время по деревням ездили сборщики старой одежды и макулатуры. В обмен на сданные вещи «тряпичники» давали глиняные свистульки. Это была самая желанная игрушка для ребёнка того времени. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, как целой посудой, берегли их, хранили, тщательно мыли».

Людмила Михайловна Исаева вспоминает, что «играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок. Кукол шили из рваных тряпочек, набивали соломой, угольками рисовали лицо. Очень любили играть битой посудой. Летом делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом».

Изучая воспоминания других детей войны, найденные в Интернете, мы узнали о ещё одном способе изготовления самодельного мяча. Влажной рукой гладили коров и таким образом собирали с них шерсть, потом смачивали этот ворс в воде, скатывали, в итоге получался очень прыгучий мячик.

Изучение музейных экспозиций

Следующим этапом нашей поисково-исследовательской деятельности было изучение музейных экспозиций. Для этого мы посетили два музея нашего города: «Музей кукол» и «Музей городского быта». К сожалению, игрушки военных лет в них не представлены. Но, посетив «Музей кукол», мы узнали технологию изготовления игрушек из подручных материалов. Именно так и поступали наши бабушки. Увиденные игрушки в «Музее городского быта» - кот в сапогах и медвежонок похожи на игрушки военного времени, но относятся к более раннему периоду.

А вот на выставке игрушек военных лет в Туле можно увидеть даже фабричные игрушки. Одна из них - парусиновый мишка с бантиком. Несколько таких мишек изготовила местная артель, шившая обмундирование для фронтовиков, во время полуторамесячной обороны Тулы. В экспозиции выставки также представлены тряпичные куклы и целлулоидные пупсы, жестяная стрекоза, вырезанная в эвакуации из банки от тушёнки. Ценный экспонат выставки - ещё один мишка, с которым в 1943-м году играл маленький ребенок. Мишка сделан из той же ткани, из которой шили фронтовые гимнастерки.

А наша встреча с медвежонком военных лет произошла в г. Мышкине при посещении Мышиных палат. Один из залов палат посвящён медведю. Вот здесь-то мы и увидели плюшевого медведя, который принадлежал одному мальчику из блокадного Ленинграда.

«Сколько малышей осенью 1941 по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-мишек в бомбоубежище и обнимали их во время налетов!» - рассказывает Сергей РОМАНОВ, историк, исследователь, реставратор и коллекционер. Собирает он самые различные игрушки, в том числе и старых плюшевых мишек.

Коллекция собирается уже около 20 лет, в ней более 3,5 тысяч игрушек.
Большую часть его коллекции занимают куклы. Здесь есть кукла «Юрий Никулин», и целлулоидный мальчик в костюме гитлерюгенда - ее привез Молотов из Германии сразу после подписания пакта о ненападении. В коллекции елочных игрушек Сергея Романова также встречаются поистине редкие вещицы. Например, матовый шар цвета самолетного крыла. По нему шагают зверюшки и человечки в буденовках. Над ними вьется надпись: «С Новым 1941 годом!»

Ёлочные игрушки военных лет

Из воспоминаний Надежды Ивановны Балыковой мы узнали, что украшение ёлки к Новому году во время войны было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «В дома приносили настоящую живую ёлку. Так как жили очень бедно, то украшали её тем, что было под рукой. Чаще всего это были самодельные игрушки из бумаги, ваты, дерева. Электрических гирлянд тогда не было, поэтому вместо них использовали свечи » - вспоминает Б алыкова Н. И.

Много интересного о праздновании Нового года в военное время можно узнать на выставке «Елка Победы»
в Центральном музее Великой Отечественной войны.

На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволо-ки, картона и даже из стреля-ных гильз. Военная тема ста-ла главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бью-щего фрицев. Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов: к примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы.

Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. На кабельном заводе из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки и снежинки. Ламповый завод выдувал шарики, представляющие собой те же лампочки, но без цоколя. В эти тяжёлые для страны годы на заводе «Москабель» крутили проволочные украшения. В дело шли отходы производства, но из отходов получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные красные звезды, внутри которых помещался советский герб — «Серп и молот».


У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает. Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну.

С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. «Сыновья полка», пионеры – деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов – их посмертно признавали героями, хотя они были гораздо младше нас с вами. Наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать свою Родину. Они оставались дома и терпели страшные лишения. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо.

В этой подборке лишь некоторые истории детей, которые гибли на линии фронта за собственную страну; детей, которые совершали такие поступки, о каких взрослым страшно было задуматься; детей, которых война лишила детства, но не силы духа.

Марат Казей, 14 лет, партизан

Участник партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского на оккупированной территории Белорусской ССР.
Марат родился в 1929 году в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить 4 класса сельской школы. Его родителей арестовали по обвинению во вредительстве и “троцкизме”, братьев и сестер «разбросали» по бабушкам-дедушкам. Но семья Казеев не обозлилась на советскую власть: В 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, Анна Казей, жена “врага народа” и мать маленьких Марата и Ариадны, прятала у себя раненых партизан, за что была повешена. Марат ушел в партизаны. Он ходил в разведку, участвовал в рейдах и подрывал эшелоны.


А в мае 1944-го при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области 14-летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить было некуда, подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие – две гранаты с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними.
В 1965 году Марату Казею присвоено звание Героя СССР.

Борис Ясень, молодой актер


Борис Ясень – актер, сыгравший Мишку Квакина в фильме «Тимур и его команда». По некоторым данным в 1942 году он вернулся с фронта, чтобы принять участие в съёмках ленты «Клятва Тимура». На сегодняшний день молодой актер считается без вести пропавшим. В ОБД «Мемориал» информации о Борисе нет.

Валя Котик, 14 лет, разведчик


Валя – самый юный Герой СССР. Родился в 1930 году в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев. В 1942 году начал выполнять поручения по разведке от подпольной партийной организации, а осенью этого же года выполнил первое боевое задание – ликвидировал начальника полевой жандармерии. В октябре 1943 года Валя разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада. Парень был смертельно ранен в феврале 1944 года.
В 1958 году Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза.

Саша Колесников, 12 лет, сын полка


В марте 1943 Саша вместе с другом сбежал с уроков и отправился на фронт. Он хотел добраться до части, где командиром служил его отец, но в пути встретил раненного танкиста, который воевал в отцовском подразделении. Тогда узнал, что батюшка получил от матери известия о его побеге и по прибытии в часть его ждал страшный нагоняй. Это изменило планы мальчика и он сразу же пристроился к танкистам, которые направлялись в тыл на переформирование. Саша наврал им, что остался совсем один. Так в 12 лет он стал солдатом, «сыном полка».

Несколько раз успешно ходил в разведку, помог уничтожить поезд с немецкими боеприпасами. В тот раз немцы поймали мальчика и, озверев, долго избивали, а потом распяли – прибили руки гвоздями. Сашу спасли наши разведчики. За время своей службы Саша «дорос» до танкиста и подбил несколько вражеских машин. Солдаты называли его не иначе как «Сан Санычем».


Домой вернулся летом 1945 года.

Алеша Ярский, 17 лет


Алексей был актером, его вы можете вспомнить по фильму «Детство Горького», в котором мальчик сыграл Лешу Пешкова. Парень ушел на фронт добровольцем, когда ему было 17 лет. Погиб 15 февраля 1943 года под Ленинградом.

Леня Голиков, 16 лет


Когда началась война, Леня добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел младше своих тогда ещё 14-ти лет. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам.

В 1942 году он вступил в отряд. Ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Один бой Леня вел в одиночку против фашистского генерала. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр он преследовал врага и убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Тогда штаб партизан немедленно переправил бумаги самолетом в Москву.


С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Мальчик погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области.

Володя Буряк, младше 18 лет


Сколько лет точно было Володе – неизвестно. Знаем только, что в июне 1942 года, когда Вова Буряк плавал юнгой на корабле «Безупречный» вместе со своим отцом, он еще не достиг призывного возраста. Отец мальчика был капитаном судна.

25 июня корабль принимал груз в порту Новороссийска. Перед экипажем стояла задача прорваться в осажденный Севастополь. Тогда Вова заболел и корабельный врач прописал парню постельный режим. В Новороссийске у него жила мама и его отправили лечиться домой. Неожиданно Вова вспомнил, что забыл сказать напарнику по расчету, куда положил одну из запасных деталей пулемета. Он вскочил с постели и побежал на корабль.

Моряки понимали, что это плавание скорее всего окажется последним, ведь пробиваться в Севастополь с каждым днем становилось все труднее. Они оставляли на берегу памятные вещи и письма с просьбой передать их родным. Узнав о том, что происходит, Володя решил остаться на борту эсминца. Когда отец увидел его на палубе, парень ответил, что не может уйти. Если он, сын капитана, покинет корабль, то все точно поверят, что судно не вернется из атаки.


«Безупречный» подвергся нападениям с воздуха 26 июня с утра. Володя стоял у пулемета и обстреливал вражеские машины. Когда судно стало уходить под воду, капитан Буряк отдал приказ покинуть судно. Борт опустел, но капитан 3 ранга Буряк и его сын Володя не покинули своего боевого поста.

Зина Портнова, 17 лет


Зина служила разведчицей партизанского отряда на территории Белорусской ССР. В 1942 году она вступила в подпольную комсомольско-молодежную организацию «Юные мстители». Там Зина активно участвовала в распространении агитационных листовок и устраивала диверсии против захватчиков. В 1943 году Портнова попала в плен к немцам. Во время допроса она схватила со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух фашистов, пыталась сбежать. Но ей не удалось этого сделать.


Из книги Василия Смирнова «Зина Портнова»:
«Допрашивали ее самые изощренные в жестоких пытках палачи…. Ей обещали сохранить жизнь, если только юная партизанка во всем признается, назовет имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твердостью этой упрямой девочки, которая в их протоколах именовалась “советской бандиткой”. Зина, измученная пытками, отказывалась отвечать на вопросы, надеясь, что так ее быстрее убьют.… Однажды, на тюремном дворе заключенные видели, как совсем седая девочка, когда ее вели на очередной допрос-пытку, бросилась под колеса проезжавшего грузовика. Но машину остановили, девчонку вытащили из-под колес и снова повели на допрос…»

10 января 1944 17-летнюю Зину Портнову расстреляли. В 1985 ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Саша Чекалин, 16 лет


В 16 лет деревенский мальчик Саша стал членом партизанского отряда «Передовой», в Тульской области. Вместе с другими партизанами он поджигал фашистские склады, подрывал машины и устранял вражеских часовых и патрульных.

В ноябре 1941 года Саша тяжело заболел. Какое-то время он находился в одной из деревень Тульской области, близ города Лихвина, у «проверенного человека». Один из жителей выдал юного партизана фашистам. Ночью они ворвались в дом и схватили Чекалина. Когда дверь распахнулась, Саша кинул в немцев заранее приготовленную гранату, но она не взорвалась.

Фашисты несколько дней пытали мальчика. Потом его повесили. Тело оставалось на виселице более 20 дней – убирать его не разрешали. Сашу Чекалина похоронили со всеми воинскими почестями только когда город освободили от захватчиков. В 1942 ему присвоили звание Героя Советского Союза.