Денис седов бас. Денис Седов: Душа в разных странах поет по-разному. – И что за такой особенный характер у баса


Российский оперный певец – бас-баритон, солист Метрополитен-опера, Ла Скала, Гранд Ковент-Гарден Опера и многих других театров мира, Денис Седов приехал в Бишкек, чтобы поддержать проект «Алмаз & Друзья»..

– Здравствуйте, Денис! От имени всех любителей оперного искусства, я приветствую Вас на кыргызской земле и говорю Вам: «Добро пожаловать!».
– Спасибо. Я рад.
– Вы бывали уже в нашей стране?
– Нет. Всего несколько часов назад, я прилетел сюда из Бразилии. У трапа самолёта меня встретили, привезли в гостиницу. Мне удалось поспать всего пару часов, и вот я снова на сцене.
– И каково Ваше первое впечатление о Кыргызстане?
– Покорила доброжелательность и гостеприимство людей. Все улыбчивые, добрые. Воздух удивительно чистый. Он наполнен ароматом трав и цветов. Весна в самом разгаре. Море солнца и зелени. Очень красиво.

– Денис, только что закончилась репетиция. Как Вы оцениваете акустику зала и игру оркестрантов?
– У вас уютный и продуманный театр. Акустика потрясающая. Скорее всего, здание было построено в 50-х годах прошлого века. Потому что в то время, при строительстве оперных залов, особое внимание уделяли акустическим свойствам. Познакомился я с дирижёром и музыкантами оркестра всего за несколько минут до начала репетиции и сразу начал петь. С маэстро у нас возник контакт с первых же аккордов. Чувствуется профессионализм музыкантов. Они слышат солиста. Мне было комфортно. Всё просто замечательно.
– Безусловно, Вы уже ознакомлены с концертной программой. Чьи образы Вы представите перед нашими зрителями?
– Я начну с куплетов Мефистофеля из оперы Арриго Бойто «Мефистофель». Арию Кончака из оперы Бородина «Князь Игорь», Масканьи – «Сельская честь», песню Николки из оперетты «Бабий бунт» и завершится выступление «застольной из оперы Джузеппе Верди «Травиата». Мне посчастливилось спеть их в Бразилии и вот теперь у вас. На мой взгляд, этого достаточно.
– Насколько мне известно, Вы приехали сюда, как друг Алмаза Истамбаева и по его приглашению. Как Вы познакомились с ним?
– Нас познакомил директор Петербургского театра. Потом мы с Алмазом общались по сайту. Он рассказал мне о проекте и пригласил принять в нём участие. Я с удовольствием согласился. Тем более, что в Кыргызстане я ещё не был. А это – новая поездка, новые люди и новые друзья, что очень важно для меня.
– Вы, конечно, слышали, что Вас называют «современным» Шаляпиным. Как Вы к этому относитесь?
– Фёдор Иванович Шаляпин был умным, добрым, интеллигентным и, безусловно, талантливым человеком. Мне это импонирует.
– Какие черты характера Вам нравятся в людях?
– Открытость, гостеприимство, порядочность.
– А что Вам не нравится в самом себе?
– Лень.
– Тогда по какому принципу Вы живете?
– Работать, работать и ещё раз работать.
Есть ли партии, которые Вы хотели бы спеть?
– Да. Их две – короля Филиппа в опере. Верди «Дон Карлос» и Бориса Годунова в опере Мусорского «Борис Годунов».
– А что мешает?
– Возраст. Эти партии достаточно сложные не в вокальном плане. Возраст души, вот что делает эти партии неповторимыми. Зрителей нельзя обмануть ни гримом, ни костюмами. Только когда голос идёт от души, он будет вибрировать и передавать публике все переживания и эмоции, наполняя сердца восторгом, а глаза – слезами.
– Ваше хобби?
– Я очень люблю рисовать.
– Прямо как Шаляпин. И скульптурами занимаетесь?
– Нет. Скульптурами никогда не занимался. Лет десять я рисовал, а потом увлекся игрой на гитаре. В Бразилии меня привлекли зажигательные ритмы гитар. Я выучил бразильские песни и научился играть на гитаре танцевальные мелодии в стиле Боссанова и самбо. Поначалу развлекал пением друзей, возил гитару с собой на гастроли. Постепенно хобби переросло в работу. Уже 15 лет я занимаюсь гитарой. В Петербурге и Тель-Авиве у меня есть свои творческие коллективы. Так что, гитара победила.
– Самое яркое событие в Вашей жизни?
– Рождение моего сына. В мае ему исполнится девять лет. Плотный график гастролей не помешает нам вместе отпраздновать его День рождение. Возможно, я привезу его сюда, чтобы показать Вашу замечательную и гостеприимную страну.
Спасибо, что уделили время ответить на наши вопросы.

Наша справка. Оперный певец родился в Санкт-Петербурге. В 11 лет Денис окончил с отличием хоровое училище имени М. Глинки по классу хоровое дирижирование и родители отправили его в иерусалимскую Академию музыки и танца имени С. Рубина, поступать на дирижерское отделение. Так вышло, что он случайно пропустил экзамен. Чтобы не терять целый год обучения, Денис решил поступить туда же на вокальный факультет. В 1993 году состоялось первое профессиональное выступление Дениса на фестивале в Германии городе Людвигсбурге. В 1995 году был приглашен для участия в Программе развития молодых артистов Линдеманна в Нью-Йорк – «Метрополитен-опера». В возрасте 22 лет состоялся его дебют в опере «Федора» Умберто Джордано, где он пел вместе с Пласидо Доминго и Миреллой Френи. Одним из ярких этапов в карьере певца стало выступление на церемонии открытия XVIII зимних Олимпийских игр в Японии. В настоящее время в репертуар певца состоит из более 50 оперных ролей, собирающих аншлаги в более чем 40 странах мира.

Оперные шутки, современная музыка и босса нова. Обо всём этом рассказывает известный оперный певец Денис Седов.

Ц.: О чём вы думаете во время пения?

– Пение - это очень быстрая умственная деятельность; если певец хороший и человек сам по себе не оконченная тупица, то в голове его за секунду проносится целый состав мыслей. Главное, чтобы вагончики не столкнулись и не сошли с рельсов. Чтобы этого не произошло, нужно сосредоточиться до выхода на сцену в кулисах, отдать своему внутреннему миру пару минут и после этого - всего себя музыке и через нее зрителю. Во главе состава могут быть разные мысли. В зависимости от музыкальной подготовленности певца это могут быть слова исполняемого нового произведения; некоторые особо одаренные музыканты считают про себя доли в уме. Можно думать о вокале, если это не всё равно: в какой-то момент карьеры голос звучит хорошо и пение, то есть звукообразующая его часть, доходит до автоматики, но иногда певцу приходится думать над каждой пропеваемой нотой. После этого можно думать о музыкальности, артистизме, смысловом наполнении произведения. Если пение происходит во время оперного спектакля, то нужно не забывать смотреть на дирижера (он может обидеться, если на него совсем не поглядывать) и еще помнить все гениальные находки современных постановщиков, которые подчас идут вразрез с тем, что написано у композитора, и не имеют никакого отношения к задуманному действу. А еще есть коллеги-певцы, акустика театра, икота и всё человеческое, включая красивую женщину в короткой юбке в первом ряду, что может ворваться в мыслительный процесс во время пения.

Ц.: Изучаете ли персонажа каким-либо образом? Или просто в рамках конкретной оперы?

– Изучение персонажа состоит из музыкальной части, к которой приступаешь сразу после того, как подписываешь определенный контракт. Разучиваешь мотивчик и читаешь либретто - соответственно, сначала свою собственную роль, потому как интересно, что там написано для тебя дальше, а потом смотришь на другие партии и понимаешь, как складывается происходящее на сцене.

Если повезет и на дебют оперной роли попадается здравый режиссер-постановщик со своими полезными мыслями и советами, то это очень помогает заложить краеугольный камень в создание характера, который будет изменяться, обогащаться и расти от постановки к постановке, если, конечно, людям театра понравится твое первое исполнение и тебя пригласят в другой театр исполнить ту же роль. То же самое относится и к дирижеру, и в этом тандеме (певец - дирижер - режиссер) может родиться что-то стоящее, а если все три участника тандема - великие люди в своей профессии, то рождается нечто неповторимое.

Ц.: Правда ли, что в групповых сценах массовка болтает, когда не поет?

– В оперном театре обычно болтает хор, а не массовка, да и то только на репетициях, если это приличный театр. А так, конечно, в большом скоплении людей, когда не занят рот и все друг друга знают, грех не пообщаться, пока там тенор душит сопрано!

Ц.: Подкалывают ли артисты друг друга, есть ли какие-нибудь приколы или шутки во время выступления? Например, рок-музыканты то чесноком намажут микрофон, то клавиши на синтезаторе скотчем склеят.

– Обычно в опере принято шутить на последнем спектакле из серии, после которого все приглашенные певцы разъезжаются по домам и находятся вне досягаемости для возмездия дирекции и репрессий театра. В зависимости от театра и шутят по-разному. Могут наклеить длинный нос, чтобы рассмешить коллег, или вставить слово «тампакс» в арию. А есть и покруче - например, вбитый снизу гвоздь в трон царя Бориса, чтоб на него сел во время спектакля - и кровищи полные штаны. Или прибитые к полу сапоги на быстром переодевании в кулисах - вставляешь обе ноги и носом в пол! По-разному шутят, по-разному…

Ц.: Что вы думаете о современной неоперной музыке? Что сами предпочитаете слушать (если предпочитаете, конечно)? Или только опера?

Мне действительно никогда не нравилась музыка с американо-английского рынка, разве что немного, лет в 14–15. Ни U2, ни Elton John, ни George Michael, или даже Michael Jackson, Beatles или Elvis Presley… Ну не был я фанатически настроен слушать всё это, точно так же, как и русскую попсу. Хотя знакомился с творчеством почти всех «грейтов» - от Billy Evans до Tom Waits, и Pink Floyd с Led Zeppelin. Но с момента моей первой поездки в Бразилию и, конечно, во время моей жизни там я познакомился с целой вселенной бразильской музыки: десятки гениальных композиторов-песенников, народная бразильская музыка (по-простому - самба) - мелодичность, ритм, гармоническое изобилие - всё меня в ней привлекает. Я научился играть эту музыку и сейчас даже выступаю на профессиональной сцене, исполняя песни на португальском языке в своем любимом стиле босса нова. Назову только три имени из ста - это Том Жобим, Жоао Жильберту и Каетано Велозо.

Ц.: На каких оперных сценах мира (не в России) доводилось вам работать? Каковы различия между разными школами оперного пения?

– Я работал в сорока странах и спел за рубежом около ста постановок - в Азии, Европе, Южной и Северной Америке. В активе практически все главные или крупные театры. В период всеобщей глобализации и в эру пластинок и Интернета, мне кажется, вопрос различных школ стерся, как и виртуальные границы между культурами разных стран. Это раньше, приплыв на пароходе в Италию или приехав на перекладных в Россию, люди могли услышать других певцов впервые и сказать себе: «Ого! Здесь поют совсем по-другому!». А теперь любой звук, скрежет или кикс, исполняемый кем-то в Аргентине, может быть через час услышан в Японии на youtube. И, конечно, слушая и сравнивая, люди учатся лучшему. Сегодня нет школ - сегодня есть правильное или неправильное пение. Плюс, конечно, душа, которая в разных странах поет по-разному.

Ц.: Хотелось бы вам принять участие (или уже принимали?) в каких-то оперных экспериментах, когда это не классические постановки, а что-то новое?

– Я принимал участие в первой постановке современной оперы «Три сестры» по Чехову - пел партию Солёного. Это был очень необычный спектакль, созданный усилиями японских постановщиков. Концепция оперы состояла в использовании элементов кабуки и японского пластического театра буто. Все женские роли исполнялись загримированными контратенорами (мужское сопрано), а костюмы были созданы в ателье дизайнера Кenzo. Эта постановка много гастролировала. Есть пластинка и видео.

Ц.: Что вам больше всего нравится в вашей профессии? Каково это - быть оперным певцом?

– В моей профессии мне нравится петь. Это призвание! Это невозможно прекратить делать, если ты еще можешь. Это театр и его магия! Артистический вход, гримерки, кулисы, пустой зал и сцена за два часа до действа… Это публика, которая ждет чуда каждый миг, огромный вброс адреналина и обмен энергией с залом. На сцене забываешь обо всём, кроме сцены. Это непередаваемо! Любые болячки артиста отступают под светом софитов. И это тоже магия театра. И, естественно, путешествия по свету. Один мой друг сказал мне в ответ на мое хныканье по поводу частых разъездов: «Денис, зачем люди хотят выиграть в лотерею? На что они хотят потратить деньги? На то, чтоб путешествовать! Как ты! А тебе за это еще и платят!» Конечно, это прекрасно - быть певцом, но не забывайте, что в то же время это неимоверно тяжело - из-за ритма жизни, в котором мы живем.

Ц.: Кто из современных (не старых) оперных певцов кажется вам самым-самым?

– Мне нравится мой коллега - бас из Германии Рене Папе. Я с ним пою вместе в августе.

Ц.: Что было самым большим вызовом в вашей карьере?

– Самым большим вызовом было научиться петь правильно и найти педагога. Молодым певцам очень сложно найти правду в этом море советов, педагогов, помощников. Это самое трудное и самое главное - найти свой голос, чтобы он служил долгие годы.

Ц.: Какой вопрос вы бы задали самому себе?

– Я задаюсь одним и тем же вопросом: карьера баса длится 45 лет - как я вынесу еще 25 лет? :)))

Беседовала Анна Самофалова.

Всемирно известный оперный певец (бас-баритон), завоевавший любовь публики, благодаря уникальным вокальным данным, силе голоса, артистизму, а также широкой музыкальной палитре.
​В репертуаре Дениса Седова - классическая опера, народные песни, романсы, босса нова, самба.

​Особое восхищение вызывает то, что артист поёт на восьми языках.

​Денис Седов родился в Санкт-Петербурге. В 6 лет, увидев документальный фильм про школу певчих при капелле: «Ленинградские соловушки», он сказал маме, что хочет учиться именно там.

​Спустя 11 лет Денис с отличием окончил Хоровое училище им. М. И. Глинки при Государственной академической капелле по классу хоровое дирижирование.

​В 17 лет поехал поступать на дирижерское отделение в иерусалимскую Академию музыки и танца им. Рубина, но … случайно пропустил экзамен, т. к. была опубликована неверная информация о дате проведения конкурса. Чтобы не терять целый год обучения, Денис решил поступить туда же на вокальный факультет (с детства он пел в хоре, и к тому моменту уже начал заниматься сольным пением, знал две арии, с которыми и поступил) с надеждой перевестись на дирижерский факультет через год... Но этому не суждено было случиться, потому что молодого певца заметили и сразу стали предлагать работу.

​Уже в 19 лет состоялось его первое профессиональное выступление на фестивале в Людвигсбурге (Германия), где Денис спел концерт современной музыки с оркестром.

​Денис один из немногих певцов неамериканского происхождения, приглашенных для участия в престижной Программе развития молодых артистов Э. Линдеманна в "Метрополитен-опере" (Нью-Йорк), где он стажировался 2 года у таких легенд оперы как Рената Скотто, Луи Килико, Режин Криспен, Карло Бергонци.

​В 22 года по приглашению самого Джан Карло Менотти (итальянский композитор, друг Бенджамина Бриттена) поехал выступать на свой первый летний фестиваль в Сполето (Италия) и через год записал первую пластинку «Ариодант» Генделя с Анне-Софи фон Оттер на "Deutsche Grammophon".

​В возрасте 22 лет он также спел свою дебютную партию в «Метрополитен-опера» в опере "Федора" Умберто Джордано вместе с Пласидо Доминго и Миреллой Френи.

​Одним из ярких этапов в карьере певца стало выступление на церемонии открытия XVIII зимних Олимпийских игр в Нагано (Япония). Тогда «Симфонию № 9» Бетховена в исполнении 24-летнего баса Седова слышала огромная аудитория в миллиард человек.

​Сейчас в активе певца: более 50 оперных ролей и 20 лет сольной карьеры, аншлаги в сорока странах мира: Денису Седову рукоплескали миланский Ла Скала, парижская Гранд Опера, лондонская Королевская опера Ковент Гарден, нью-йоркский Метрополитан-Опера, театры в Сан Франциско, Барселоне, Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро, Сантьяго, Тель-Авиве, Японии и Китае. И это далеко не весь список. Денис Седов выступал практически со всеми крупнейшими оперными труппами США и Европы.

​Денис Седов пел с такими звёздами как Пласидо Доминго, Йо-Йо Ма, Пьер Булез, Риккардо Мути, Николай Гяуров, Джеймс Левайн, Курт Мазур, Сейджи Озава, Нани Брегвадзе. Певец сотрудничал сразу с такими известными звукозаписывающими лэйблами, как: Deutsche Grammophon, Telarc, Naxos.

​Денис Седов ведет обширную гастрольную деятельность не только за границей. Российские слушатели около восьмидесяти городов от Москвы и Санкт Петербурга до Мурманска и Воркуты, от Тюмени и Казани до Иркутска, Читы, Владивостока и Сахалина смогли услышать голос певца на сценах своих филармоний и оперных театров.

В планах певца работа сразу в нескольких авторских проектах. Прежде всего, уникальная шоу-программа "С балалайкой вокруг света" с ансамблем БисКвит, также программу бразильской популярной музыки - босса нова и самба - " White Bossa Project" в камерном составе. Артист, владеющий восемью языками, аутентично передает настроение песен со всего света.

Официальный сайт артиста:

7

«В Саранске — прекрасный Музыкальный театр»

Оперный бас Денис Седов - «Столице С»

Оперного певца Дениса Седова по праву называют человеком мира, он исполнял главные партии в лучших театрах - «Ковент-Гарден», Парижской опере и «Ла Скала». 3 февраля известный вокалист принял участие в концерте «Парад лучших басов современности», который состоялся на сцене Музыкального театра им. Яушева в рамках первого всемирного Шаляпинского фестиваля. Организатор - фонд «Таланты мира». Артист рассказал ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ о силе голоса и самом запоминающемся концерте в своей жизни.

«Я впервые в Мордовии. В Саранске прекрасный Музыкальный театр, - сказал Денис в перерыве между репетициями. - Здесь прекрасная акустика. Чисто, красиво. Удобные гримерные…»

Все оперные певцы возят с собой по чемодану лекарств! За 20 лет классического пения с постоянными разъездами и сменой климатических поясов уже понял, как лечить горло при минимальной простуде!

«С»: Вы сторонник пения без микрофона…

Оперные исполнители учатся этому десятилетиями, а потом пытаются осуществить на сцене. Микрофон - это преграда между исполнителем и слушателем. Оперный жанр был создан для пения без технических приспособлений, чтобы поставленный голос звучал мощнее оркестра.

«С»: Вы поете очень легко, без напряжения. Что за этим стоит?

Многие годы работы над вокальной техникой и тяжелая внутренняя работа. Я рад, если люди воспринимают мое пение, не замечая этого.

«С»: Как вы нашли свое призвание?

Как говорят друзья, меня ведут по жизни высшие силы! С раннего детства знал, что буду певцом. В 6-летнем возрасте посмотрел документальный фильм про школу певчих при капелле «Ленинградские соловушки» и захотел связать жизнь с музыкой. Сразу решилась родительская проблема, куда определить ребенка учиться! Дальнейшая судьба тоже определилась кем-то свыше. Я пропустил экзамен на хоровое и симфоническое дирижирование, поэтому поступил на вокальный факультет и уже не ушел с этой стези. В самые сложные минуты знал: я здесь, чтобы петь и посредством музыки передавать какую-то энергию в зал.

«С»: Такие проекты, как «Парад лучших басов современности», способны популяризировать оперное искусство?

Конечно. Это и есть цель наших поездок в российскую глубинку. За два года я объездил 80 городов и везде наблюдаю огромный интерес. Нас ждут и потом пишут море писем с благодарностью.

«С»: Концерт посвящен памяти Федора Шаляпина. Какие произведения из репертуара великого певца вам нравится петь больше всего?

Русскую народную песню «Эй, ухнем» в обработке Шаляпина. Это самое любимое! Народность этого певца непередаваема. Нужно услышать его голос, чтобы понять: Шаляпина понимали все слои населения России.

«С»: Правда, что мощью своего голоса Федор Шаляпин разбивал бокалы?

Я не видел, как он это делал. Но однажды лично наблюдал, как стакан, тихо стоящий на тумбочке, разлетелся сам без посторонних звуков! Видимо, какое-то напряжение молекул… После одного из моих концертов друзья говорили, что дрожали стены, когда я пел «Пляски смерти» Мусорского. Там есть очень сильные моменты… Думаю, это шутка была! (Смеется - «С».)

«С»: Вы работали на самых престижных сценах мира, участвовали в открытии Олимпиады в Нагано… Если было бы возможно, какой из концертов хотели бы повторить?

Закрытие фестиваля «Сполето» в Италии, где я исполнял ораторию Мендельсона. Это отличная музыка, большая форма - два с половиной часа. Был непередаваемый концерт летним вечером… На площади у собора сидели 10 тысяч человек. Огромный хор, большой оркестр и четыре крепких солиста… В прямом эфире концерт транслировало итальянское телевидение RAI…

«С»: Вы гордитесь принадлежностью к русскому народу?

Конечно. Сейчас много лишнего говорят о духовности и русской нации вообще… Правда в одном: ни у одного народа нет такой глубокой души, как у нас.

«С»: Вас называют человеком мира, а где ваша духовная родина?

В Питере. Еще мне нравится Рио-де-Жанейро. Эти города схожи по энергетике, несмотря на разный климат.

«С»: В рамках проекта «Парад лучших басов современности» вы гастролируете вместе с заслуженными артистами России Владимиром Кудашовым и Владимиром Огневым. Как проводите время вне концертов?

Сегодня приехали на поезде из Москвы и до репетиции сразу завалились спать в гримерках! Обычно делимся рассказами о прожитом… Нам весело!

«С»: Что вы читаете?

Я 20 лет прожил на Западе и всегда читал русскую классику. Перечитал все - от Толстого до Набокова.

«С»: Хватает времени на просмотр художественных фильмов?

Много смотрю, когда летаю на самолетах. Когда-то на меня неизгладимое впечатление произвел Андрей Тарковский. Давно это было… Новинками мало интересуюсь. «Левиафан» не смотрел и вряд ли буду. И без того в жизни каждого россиянина ежедневно происходит много негативного. Видимо, поэтому фильм не нашел у нас столь сильного отклика.

«С»: Какие женщины вам нравятся?

Как сказал сатирик Михаил Жванецкий, среди женщин надо выбирать веселую, из веселых - умную, а из умных - преданную!

Личное дело

Денис Седов

> Родился в 1974 году в Санкт-Петербурге. Окончил хоровое училище им. Глинки при певческой капелле Санкт-Петербурга. В 1991 году переехал с семьей в Израиль. Учился в Иерусалимской академии музыки. Был принят в оперную студию в Тель-Авиве. Позднее вступил в программу молодых певцов в «Метрополитен-опера», где два года занимался у Рената Скотто и Карло Бергонци.

Участвовал в церемонии открытия зимней Олимпиады-1998 в Японии. Принимает участие в оперных постановках по всему миру.