Деление на группы методическая разработка на тему. Деление на тренинговые группы Способы деления на группы на уроке

При организации любой программы тимбилдинга – от аудиторного командообразования и Верёвочных курсов до игрового тимбилдинга, обязательно возникают вопросы, связанные с численностью участников , способами формирования и численностью команд (точнее, групп участников), принимающих участие в тренингах командообразования или в корпоративных мероприятиях с элементами тимбилдинга.

  • Какое максимально возможное число участников программы тимбилдинга?
  • Какой оптимальный размер команды для участия в программе тимбилдинга?
  • Как разделить, или объединить - кому как нравится, участников тимбилдинга в группы (команды)?

Важное замечание! Программа тимбидинга не может быть проведена «сразу для всех», если в вашей компании более чем 12-20 сотрудников . Эти ограничения связаны с особенностями группового поведения - группой динамики, поэтому понятие «группа», «малая группа» или «команда» – основа проведения любых командообразующих программ. Также стоит отметить, что состав и численность команд, сформированных в начале тренинга командообразования, не должна меняться до завершения тренинга, за исключением отдельных программ, где первичной целью является не столько командообразование, сколько развитие коммуникаций, знакомство участников.

Общее количество участников тренингов командообразования зависит от сложности и наполнения программы тренинга, его логистики и количества квалифицированного персонала со стороны организаторов тренинга.

Как правило, размер группы (малой группы, команды) для участия в тимбилдинге – от 8 до 15, в отдельных случаях до 20 человек. Чем больше группа, тем сложнее и дольше будет взаимодействие участников внутри группы, тем выше должна быть квалификация тренера и тем проще должны быть упражнения (задания) тимбилдинга. При размере группы менее 6 человек, проведение тренинга командообразования также будет мало эффективным.

Для большей части тренингов командообразования мы считаем оптимальным размер команды – 12 человек , как в силу описанного выше, так и силу того, что 12 участников можно легко задействовать в упражнениях и заданиях тимбилдинга, где участники делятся по-двое, по-трое, по 4 или 6 человек.

В описании базовых программ тимбилдинга нашей компании обязательно указано оптимальное число участников в команде.

Тимбилдинг (командообразование) - способы объединения в команды

В зависимости от целей мероприятия и программы тимбилдинга, мы предлагаем различные способы объединения участников в группы (малые группы, команды):


Состав команды определён заранее

Формирование команд по спискам, подготовленным Заказчиком. Состав команд формируется исходя из коммуникативных задач, в зависимости от специфики бизнес-процессов, иных целей и задач Заказчика.
Механизм деления на команды:
Деление по заранее подготовленным именным бейджам, где цвета бейджей или иная маркировка определяет причастность к определённой команде.
Деление участников по вывешенным перед тренингом спискам команд.
Деление по заранее высланным участникам спискам команд.
Деление участников по заранее выданным кусочкам паззлов – каждый участник должен найти свою команду, подбирая пазл (достаточно долго).

Спонтанное деление на команды с задачей максимально «перемешать» участников тимбилдинга, разбить сформированные группы друзей и коллег.

Используется в тех случаях, когда важно обеспечить коммуникации и знакомство среди максимальной по охвату аудитории. Часто применяется при организации масштабных корпоративных мероприятий с элементами тимбилдинга или в тех случаях, когда Заказчик не хочет или не готов осознанно формировать группы для участия в тренинге командообразования.
Механизм деления на команды:
При регистрации для участия в тимбилдинге, корпоративном мероприятии, участники в произвольном порядке получают бейджи, либо банданы, маркировочные браслеты (бенды) различных цветов. Количество цветов пропорционально запланированному числу команд. По приглашению Ведущего, Инструкторов, участники «одного цвета» находят друг друга и таким образом формируется команда.
Специальные игровые упражнения, в ходе общей тимбилдинг-разминки перед тренингом. Например, известное задание «атомы-молекулы», когда участники получают задание хаотично перемещаясь по площадке тимбилдинга, по заданию Ведущего подойти к самому незнакомому человеку, потом то же в паре, втроём и так далее, пока не сформируется команда.

Спонтанное деление на команды по выбору участников

Этот способ деления на команды наиболее комфортен для участников, но менее эффективен с точки зрения развития коммуникаций в коллективе.
Используется большей частью при игровом тимбилдинге, в ходе больших корпоративных мероприятий.
Механизм деления на команды:
По приглашению Ведущего или Инструкторов участники сами формируют команды, ограничением служит лишь размер команды.

Социометрический способ формирования команд

Ведущий программы тимбилдинга, координатор тренинга командообразования выбирает нескольких участников – как правило, это самые активные – и предлагает каждому из них сформировать себе команду определённой численности. При этом, совсем не обязательно, что далее в ходе программы этот участник станет лидером (капитаном) команды.

Деление на команды в условиях чётко обозначенных требований и ограничений.

Состав сформированных данным способом команд должен отвечать заданным условиям и ограничениям. Например, в каждой команде не менее 3 девушек, не менее 2 представителей бухгалтерии, один человек с музыкальным слухом и так далее – в зависимости от специфики проводимой программы тимбилдинга. Данный способ формирования команд часто применяется в спортивном тимбилдинге, в программах приключенческого и творческого тим билдинга – в тех случаях, когда требуется создать сбалансированную по составу участников команду.

Команды повторяют по составу подразделения компании Заказчика.

Данный подход можно рекомендовать в том случае, когда межфункциональные взаимодействия между участниками из разных команд второстепенны, коммуникации между подразделениями отлично выстроены или не важны (например, это независимые проектные группы), а численность каждого из подразделений, участвующих в тренинге командообразования от 8-10 до 12-20 человек. С учётом описанного выше, данный способ формирования команд достаточно эффективен, так как даёт возможность сотрудникам подразделений обособится, почувствовать себя одной командой. Тем не менее, на практике этот способ используется достаточно редко.

ПРИЁМЫ ДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА КОМАНДЫ
Как разделить учеников на группы на уроке?






по ряду парт в классе;
по номеру варианта (I и II вариант);
соседи по парте;
по журналу (пополам, через одного, четные­нечетные и т.д.);
по половому признаку - мальчики, девочки;
по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето,
осень);
по дате рождения (четное, нечетное число);
по первой букве имени или фамилии (гласные - согласные,
звонкие - глухие и проч. - актуально для уроков русского
языка);
расчет по номерам (первый­второй­третий и т.д.). Расчет
делается исходя из нужного количества групп (а не числа
участников в группах);
по считалочке (см. считалки на английском языке);
по жребию. В корзине могут находиться:
o






листочки разного цвета - команды красных, желтых,
синих;
o
предметы, заранее положенные учениками (ученики по
очереди вытаскивают предметы и делятся на группы
нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей­то
предмет, находит себе пару);
o геометрические фигуры - команды квадратов,
треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков
математики);
o изображения животных - команды птиц,
рыб,
млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков
биологии и окружающего мира);

o изображения растений - команды деревьев и
кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков
биологии и окружающего мира);
o названия или изображения стран,
городов,
географических объектов - команды европейцев,
азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для
уроков географии и окружающего мира);

o а также ряд других терминов и понятий для каждого
предмета.
 Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно
с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут
разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число
сегментов для получения другого количества групп. Способ
можно использовать на уроках математики.
 Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие
галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например,
команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не
лежит.
 Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг,
опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища
свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она
выходит из круга. Путем нескольких повторений класс
разделяется на пары (должно быть четное число учеников).
 Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп,
так и определить их одним из других способов. Каждый лидер
по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в
своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого
хотят видеть именно они - и так, пока весь класс не будет
разбит на команды.
 Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они
должны найти детей, у которых есть другие части этого текста
или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение

можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или
истории; изображение - на уроке ИЗО или любом другом).
 Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает
несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который
ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад,
Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р.
Толкин, А. Беляев и т.д.).
 И другие способы.
Деление группы на микрогруппы
Для любого тренера важно иметь в своей копилке различные приемы
деления группы на пары и микрогруппы. Ведь деление ­ это отличная
возможность дополнительно влиять на динамику тренинга. И способ
деления может стать отдельным упражнением, нести некую
содержательность и даже возможность для обсуждения.
Я собрала как самые стандартные так и оригинальные способы
деления.
Расчет. Деление на “первый­второй”
Группа стоит в шеренге или в кругу и делиться на первый, второй,
третий, четвертый…
Этот способ можно украсить, если деление производить на каком­
нибудь иностранном языке. Для этого можно обратиться к группе,
кто­то наверняка умеет считать на иностранном языке.
По такому же принципу можно разделить группу на фрукты,
например на апельсины, яблоки и груши.

Деление по качествам.
Тренер поочередно вызывает из группы людей обладающих каким­
либо качеством.
Например, группу нужно поделить на 4 микрогруппы. Сначала тренер
взывает 4­х самых смелых участников. (Их в дальнейшем можно
назначить капитанами). Они встают лицом к группе. За их спинами
капитанов (в шеренгу) встают «самые красивые», их тренер также
вызывает из общей группы. Далее за спинами «красивых» встают
«самые умные» и т.д. Вариации характеристик могут быть самые
разные: самые творческие, самые сильные, самые креативные. В
конце разделения останеться несколько человек ­ самые
осторожные. Им можно предложить самостоятельно выбрать группу.
Подобное деление позволяет собрать в каждой группе не похожих
друг на друга людей.
Выбор лидера. Вызовите участников по числу нужных вам команд.
Они становятся, капитанами и начинают поочередно из общей группы
набирать себе членов команды.
Деление по произвольным признакам. Можно объединять людей в
микрогруппу по одному произвольному признаку, например, по
временам года, цвету волос, одежды. Если группа достаточно
большая и нужно поделить ее на две подгруппы, попросите
участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился
весной, в другой, те, кто родился летом и т.д. Далее, объедините
подгруппы по своему усмотрению. Важно территориально обозначить
место, куда будут собираться группы.

Карты или карточки. Здесь возможно несколько вариантов. Если две
группы, то можно делить по доставшейся участнику цвету масти.
Если две, три или четыре, то просто по доставшейся масти т.д. За
место карт можно использовать любые карточки.
Игра «Атомы и молекулы». Каждый из участников объявляется
одинокий атомом, блуждающий в пространстве. Участники совершает
«броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже
совершая легкие столкновения. Но по команде тренера атомы
объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле называет
тренер.
Деление на двух и более персонажей. Например, Дедов Морозов и
Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и
колобка, небо и землю, пряники и печенье. на царя, царевича, короля
и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви,
бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.
Разноцветные стикеры. Участники встают в круг и закрывают глаза.
Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде
тренера все открывают глаза. После чего все участники должны
молча объединиться в группы.
«Звуки Му». Всю группа превращается в животных. Вначале тренер
должен поделить всех на «первый­второй­третий – четвертый»,
потом назначает каждого каким­либо животным. Например, первые
становиться кошками, вторые ­ собаками, третьи коровами,
четвертые ­ ослами. Количество животных должно равняться числу
нужных групп. Задача группы, после команды тренера найти своих

сородичей. Говорить нельзя, а можно только воспроизводить звуки
своего животного. Группа объединяется в стаю, и объявляет о своей
готовности.
1. Деление на "первый-второй”. Здесь все просто.
Способ можно «украсить» если деление происходит на
каком-нибудь иностранном языке. В этом случае попросите
помощь у группы. Наверняка, кто-то знает счет на
неожиданном иностранном языке.
2. Деление по какому-либо признаку. Группе
предлагается разделиться на заданное количество подгрупп
по какому-либо признаку. Например: по цвету глаз, по длине
волос, по первой букве имени (команда, чьи имена
начинаются на гласную, и команда, чьи имена начинаются на
согласную) и т.д.
3. «Времена года». Если группа достаточно большая и вам
нужно поделить ее на четыре подгруппы, попросите
участников встать по четырем углам. В один угол те, кто
родился весной, в другой, те кто родился летом и т.д.
4. Жеребьевка. Если вам предстоит игра с прописанными
ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой.
5. «Цепочка». Вызовите участников по числу нужных вам
команд. Они выбирают первых участников команд. Далее
первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые
выбирают третьих и т.д.
6. «Нити». Для образования пар ведущий в кулаке
шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на
половину количества участников) так,
что концы
свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает
конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою
пару.
7. «Разрезанная открытка». Берутся
четыре-пять
разных;
открыток

лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на
шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.
Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою
(одинаковых или

команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты,
необходимые для составления целой картинки.
8. «Колечки». Весь класс выходит к доске. Условие:
сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы
его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек,
взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», -
ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех
хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто
быстрее! После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два
раза по три хлопка (в достаточно быстром темпе!) -

соответствовало числу участников команд.
I. Жеребьёвки
Метка
Мериться на палке
Полукруг по алфавиту (имён, фамилий или номеров: домов,
квартир и т.д.)
____Если педагог по своему усмотрению будет формировать
состав временных команд, то многими учениками это будет
ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой
назначенной «свыше» компании может восприниматься
некоторыми учениками даже негативно.
____Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться
разными вариантами жребиев и считалок. На уроках полезно
использовать те виды жеребьевок, которыми ученики
пользуются во время своих игр во дворе. К ним могут быть
добавлены и какие-то другие, сконструированные самим
учителем.
____Когда дети играют у себя во дворе, то они часто
используют различные жеребьевки, которые позволяют без
споров, «по справедливости» выбрать того, кто будет
водить, или определить очередность вступления в игру ее
участников (или команд). «Ребят тешит ожидание решения
не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы», -
справедливо отмечал еще в 1930 г. выдающийся
фольклорист Г.С. Виноградов. В разрешении затруднений

случаем он усматривал гениальный психотерапевтический
прием народной педагогики.
____Особое значение детским жеребьевкам придает
известный фольклорист В.П. Аникин, считая, что народные
игры являются для ребенка своеобразной школой. Именно
они в условиях игрового пространства заставляют детей в
равной степени подчиняться общей воле, являясь главным
средством социализации ребенка, средством приобщения его
к соблюдению этических норм, правил общежития.
____Метка. На каждого играющего готовят по
одинаковой метке: палочке, спичке, травинке. Одну из них
делают короче других. Потом все с одной стороны
зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по
очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит.
Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками).
Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в
шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянет отметинку.
____Мериться на палке. Способ этот удобен, когда выбирать
ведущего приходится из немногих кандидатов. Например,
среди посыльных от каждой команды (или ряда) или
среди капитанов.
____Берется палка (от метра и более). Один из играющих
хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к
нему правыми руками за палку хватается второй, третий и
т.д. Когда все участники жеребьевки вцепились в палку,
первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше
руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные.
И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец
палки. Ему и выпадает жребий.
____Иногда последнему участнику остается столь маленькая
верхушка палки, что возникают споры, кому достанется
жребий - ему или предыдущему. На этот случай
существует игровое правило: последний игрок захватывает
частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг
своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий
остается за ним. Если нет, то за предыдущим.
____Полукруг по алфавиту (имён, фамилий или номеров:
домов, квартир и т.д.). За отведённое время (например, под
громкий размеренный счёт ведущего до ПЯТНАДЦАТИ [с

загибанием пальцев – для «наглядности»]) ученики, выйдя к
доске, строятся в полукруг по определённому «игровому
правилу», который может меняться каждый кон. Если
сначала по алфавитуимён, то по том по алфавиту третьей
буквы в фамилии. Или по алфавитуназвания
улицы проживания. Если по номерам: то или домов,
или этажей, или мобильников. И так далее.
____Если счёт закончился, а полукруг ещё не выстроен, то
ведущий объявляет ПРОИГРЫШ учеников.
И мобилизовано (без проволочек, быстро иподтянуто)
назначает новый игровой принцип построения, тут же
приступая к СЧЁТУ громким, упругим голосом.
____Если ученики успевают построиться вовремя, то по
усмотрению ведущего можно
организовать проверку построения (её проводят сами
ученики: стоящий последним выбирает себе из
полукруга «помощника» и они вдвоём проводят проверку
построения).
____Когда построение полукруга пошло детям на пользу (то
есть они все мобилизовались, подтянулись и готовы
работать), ведущий даёт сигналрассчитаться на первый-
четвёртый. Потом сообщается, что все первые номера – одна
команда, вторые – другая и т.д. Или после расчёта на
первый-четвёртый, каждая четвёрка объявляется рабочей
группой (командой, бригадой).
____В зависимости от заключительного расчёта в полукруге,
построенного по тому или иному игровому правилу, ученики
будут объединяться в команды счисленностью, нужной для
последующей работы. Но состав этих команд будетоткрыто
случайным (и для учеников, и для учителя), что весьма важно
для формирования атмосферы игро/деловой
инициативности у всех участников событийного
ряда «режиссуры урока».
II. По считалочке
Выполнение многих игровых приемов обучения
рассчитано на выбор то ведущего, то капитана, то судьи (или
судей). Учителю проще и быстрее назначать их по своему

усмотрению. Но это частенько ведет к появлению на уроке
каких-то оспариваний, недовольств, отказов работать.
Помочь ученикам освободиться от подобных реакций -
задача учителя. И эту задачу он может с успехом выполнить,
используя мудрость народной педагогики, содержащуюся в
детских жеребьевках, гадалках, считалках.
___Этот способ и деления на команды, и установления
очередности, и выбора ведущего до сих пор является самым
популярным среди детей. В книге«Вспомним забытые
игры» (М., 1990) С.К.Якуб отмечает: «В мое время ребята
знали невероятное количество всяких считалок, некоторые
штук по тридцать, если не больше. Поэтому не то что на дню,
но, почитай, и за целую неделю считалки почти не по-
вторялись. Бывало, такую смешную да заковыристую
услышишь, что завидно становится».
___Итак, все становятся в тесный кружок. Кто-то
один (вызвавшийся добровольно) неторопливо произносит
считалку, указывая пальцем по кругу, начиная с себя, и
далее «по солнцу» (старинное правило многих народных игр
и обрядов: если в любой час дня обернуться к солнцу, то
начало его пути - восток - будет где-то слева, а конец -
запад - справа. Отсюда и счет, и многие обрядовые
движения, такие, как хороводы, ведутся слева направо).
___Те, на кого приходится последнее ударение в считалке,
считаются вышедшими (освобожденными от жребия) или
зачисленными в ту или иную команду (по договоренности).
Они покидают круг и ждут в сторонке.
___Оставшийся последним обычно - водит (вариант: водит
тот, кто первым вышел из круга).
___На кулачках. Все вместе со считающим выставляют
вперед сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге
считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по
правому. На втором ударении - наоборот. На третьем -
своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по
его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого
выставленного кулака.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Все кричали «куку - мак!»
Отжимай один кулак.

На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает
и опускает руку. Расчет повторяется. Так постепенно кулачки
опускаются. Кто опустит оба - выходит (или водит).
Примеры детских фольклорных считалок:
Стакан, лимон - Выйди вон!
Ниточка, иголочка, ти-ти -
Улети!
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
Буду резать, буду бить -
Все равно тебе водить!
По дороге на Кавказ
Едет старый тарантас.
В тарантасе сидит котик,
У него болит животик!
Ехал барин в тарантасе.
Таракана раздавил -
И за это приключенье Три с полтиной заплатил!
Айны, деву,
Рики, факи,
Торба, ерба. Он Дэсмаки,
Дэус, дэус,
Касматэус,
Бакс!
___Специалисты по детскому фольклору среди считалочек
особо выделяют считалочки «с выбором». Наиболее известна
из них следующая:
На золотом
Крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?

Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу
из круга, а называет одного из перечисленных.
Предположим, он произнес слово королевич. Тогда
считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал.
Теперь концом расчета будет слово королевич. На кого оно
придется, тот выходит.
___Таким образом, в считалочках «с выбором» для того, чтобы
вышел один игрок, приходится рассчитываться дважды.
Первый раз полностью, второй - до того слова, которое было
выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют спо-
собность осмысленно воспринимать тексты со слуха.
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько ему
Надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать?
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки, Что угодно для души.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.

О дидактическом потенциале считалочек «с выбором» и
о «парных считалочках» см.:
СЧИТАЛОЧКАХ С ВЫБОРОМ
Реплика-комментарий 1.А: О

Реплика-комментарий 1.Б: ЧУТКОСТЬ К СМЫСЛУ
Реплика-комментарий 2: ЗАРАНЕЕ ЗНАЮТ, КТО ВЫЛЕТИТ
в «пакете» материалов: «БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком
и считалочкой (математика в 1 кл.):Письмо-отчет
учительницы начальных классов и ответные реплики-
комментарии научного руководителя, доктора
педагогических наук В.М.Букатова // Начальные классы //
Разбор «полетов»
Примеры считалок, а также детских закличек, приговорок,
жеребьевок, дразнилок и молчанок можно найти во многих
сборниках и хрестоматиях. Например: Мудрость народная:
Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост. В. П. Аникин. М.:
Худож. лит., 1991, с. 313-341. Очень интересные и ценные
советы читатель найдет в брошюре: Методические
рекомендации для студентов педвузов и фольклорного
кружка в школе на тему: Методика собирания и изучения
современного фольклора детей /Сост. И. Н. Бартюкова.
Орехово-Зуево, 1990.
___Обратим особое внимание учителей, что на уроке можно
использовать вариант жеребьевки, побуждающий детей
расширять объем удерживаемых в памяти разнообразных и
часто используемых считалок.
___Все дети (или ученики одного ряда) стоят кружком. Один
из них ведущий. Он под ритм произносимой им считалочки
поочередно водит пальцем по участникам. На последнем
слове считалочки палец замирает.
___Тот ребенок, на которого указывает палец ведущего,
принимает эстафету и становится ведущим. Прежний же
ведущий выбывает из круга, а новый ведущий начинает
новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится,
то есть определяет того, кому передать эстафету дальше,
чтобы выйти самому из круга.
___Расчет идет до тех пор, пока не останется один-
единственный человек - он и будет водить в предстоящем
задании. На развитии многих детей этот вариант
сказывается гораздо лучше, чем заучивание

дежурных «детских» стишков к очередному мероприятию-
празднику.
III. Разрезанная открытка
.
____Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или
разных; лучше - большого формата). Каждая из них
разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части
перемешиваются.
____Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет
свою команду, объединяясь с теми, кому достались
фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
____Собрав открытку, компания выбирает себе командное
место. Если нужно - оборудует его (сдвигает или раздвигает
столы и стулья; готовит необходимые для
задания «инструменты» - книги, тетради, ручки, таблицы,
учебные пособия, ватман и т. п.).
____Перед сдачей собранной открытки команда
договаривается о своем названии и посыльный выводит его
на доске. После того как все компании напишут мелом свои
командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель
может приступать к рассказу о том, что командам предстоит
выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).
____Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать
через сменных посыльных, которых каждая команда
высылает к учительскому столу.
____Благодаря подобной форме объединения
присутствующих в микрогруппы (игровые команды), само
объединение ученики воспринимают как абсолютно
самостоятельное. Поэтому количество, пойманных педагогом
дидактических зайцев возрастает (о профессиональном
образе 133 зайцевсм. «Диктант на дружбу»). И при
повторении задания на разных занятиях набор этих пойман-
ных зайцев будет различным, что приятно разнообразит
жизнь как учеников, так и учителя.
V. В заплатки
___Все ученики парами расходятся по классу. Потом каждая
пара предлагает ведущему выбор: солнце-дождик, поезд-

самолет, капуста-лук и т. п. Причем эти слова нужно не
только сказать, но и сыграть. Ведущий, отгадывая сыгранное
слово, забирает одного из пары в команду № 1, другого в
команду № 2. И так, пока вся группа не будет разделена,
причем партнеры имеют возможность хорошо запомнить
друг друга. На уроках в начальной школе можно
договориться о том, чтобы загадывать только
одушевленное или неодушевленное существительное или
если один загадывает одушевленное существительное, то
другой - обязательно неодушевленное. Вариантов может
быть очень много: и прилагательные, и цветы, и события, и
писатели и т. п.
___Подобный способ деления дает возможность каждому что-
то сыграть без боязни, так как это игровое перевоплощение
нужно не само по себе (что некоторым детям может казаться
страшным), а всего лишь как вспомогательное задание для
объединения в команды.
Колечки
____Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз
ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все
видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за
руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - ученики
образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков,
все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее!
____После первого разбиения на колечки ведущий
напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке
сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к
большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует
перемешать весь класс.
____После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по
три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) -
ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках
соответствовало бы групповой работе, намеченной им для
урока.
____Например, объединив во время пятого кона игрового
задани явесь класс в колечки-шестерки, учитель
объявляет: «СТОП! Каждое колечко - рабочая группа.
Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать
парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками).

Договоритесь о названии, и пусть посыльный от вашей
команды напишет его на доске».
____Это способ объединения в рабочие команды занимает
очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-
размяться и (или) обновить свой деловой настрой к
восприятию созвучий со сверстниками.
VI. Ворота
Интересен способ деления на две команды с помощью
народной игры ВОРОТА. В книге С. К. Якуба «Вспомним
забытые игры» (М., 1990) дано такое описание (приводим с
сокращением):
Думается, мало кто из нынешних ребят сдыхал об этой игре.
А между тем это очень старая и весьма любопытная игра. В
нее часто играли в прошлом веке, да и во времена моего
детства еще помнили и любили ее.
Играть в «Ворота» можно в любом месте, лишь бы участников
было не меньше двенадцати человек.
Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом,
которые будут изображать из себя «ворота». Они отходят в
сторонку и тайно от всех сговариваются, кто как будет
называться. Мы чаще всего брали себе названия цветов или
деревьев, например «василек» и «ромашка» или «сосна» и
«ёлка». А иногда и что-нибудь другое придумывали - «день»
или «ночь», «яблоко» или «груша», «солнце» или «луна» (и
почему-то часто брали «луна» и «месяц» как будто это не
одно и то же!). Но главное - чтобы названия были красивые
и приятные на слух. Называться «крапивой», «лопухом» или
какой-нибудь «редькой» не советую - наверняка
проиграете.
Потом они должны условиться, за кем из них будет «рай», а
за кем «ад».
Пока идет оговорка, остальные ребята становятся друг за
дружкой гуськом и каждый кладет свои руки на плечи
стоящего перед ним. Постарайтесь при этом встать
приблизительно по росту, чтобы маленькому не пришлось
класть руки на плечи большого. Первым в цепочке будет
самый младший. Он называется «маткой», потому что будет
водить всех остальных. А если все ребята примерно

одинакового роста, то впереди становятся девочки, а поза-
ди - мальчики.
Затем надо сделать «ворота». Те двое становятся лицом к
лицу на расстоянии шага и берутся за руки.
Матка подводит цепочку к воротам, останавливается и
говорит:
- Просим вас,
Пропустите нас
Через ворота!
«Ворота» хором спрашивают:
- Что дадите?
Матка предлагает:
- Последнего хотите?
«Ворота» милостиво соглашаются:
- Ну, идите…
И поднимают руки, открывая ворота.
Руки надо поднимать повыше, конечно не расцепляя их.
Матка проходит в ворота первой и влечет за собой всю
вереницу. Ворота честно всех пропускают, но, когда
проходит последний, опускают руки так, чтобы он оказался
между их руками. Вереница уходит вперед, а пойманного
ворота потихоньку спрашивают: «К клёну или к берёзе?»
Отвечать надо тоже тихо, чтобы в цепочке не услышали.
После того как выбор сделан, пойманного выпускают из
кольца рук, и он становится сзади «клёна» или«берёзы».
Очень бывает приятно, когда угадаешь и попадешь к тому, к
кому хотелось!
А цепочка в это время, не останавливаясь, делает круг, и
матка, увидев, что пойманный уже встает на место, снова
ведет всех к воротам. Говорятся те же слова, и еще один
последний из вереницы убавляется.

Так цепочка и ходит через ворота, с каждым разом становясь
все короче и короче. Но зато по одну и по другую сторону
ворот ребят все прибавляется. Наконец матка одна подходит
к воротам и после выбора отправляется направо или
налево…
Вот тут «ворота“ и объявляют, кто из них был раем, а кто -
адом. Ну и, соответственно, кто из играющих попал в ангелы,
а кто в черти! Так как черти и ангелы терпеть друг друга не
могут, между ними должна произойти борьба».
Конечно, этот вариант несколько громоздок и кто-то из
читателей уже наверняка поставил на нём крест, решив, что
так много учебного времени тратить на подобное задание он
никогда не согласится. Но и в этом случае обратите
внимание на особую скрупулезность авторского описания и
попытайтесь не путать ее с продолжительностью игрового
действия. Опыт показывает, что в классах с обычной
наполняемостью на подобную процедуру уходит ну ни как не
более четырёх с половиной минут. А в малокомплектных
классах - практически моментально.
Четыре с половиной минуты это многовато (хотя поначалу
казалось, что, если на уроке затеять«ворота», то они займут
ну ни как не меньше, чем пол-урока), но если учесть, что
подобная форма одновременно может являться и разминкой-
переключением (после трудных уроков по другим
предметам), и своеобразной подзарядкой класса единым
деловым темпо/ритмом, то становится очевидно, что время
урока, якобы потерянное на игру, окупится сторицей:
всплеском ученической работоспособности и
любознательности, помноженных на их игровую азартность.
Так что как-нибудь соберитесь духом и рискните
попробовать, вдруг да, придется не только ко двору, но и по
сердцу.
Разведчики (связаться глазами с партнером)
___Каждый ребенок связывается глазами с кем-то в классе.
При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами -
только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза».
___Тогда возникают пары партнеров, которым затем
можно дать любое дополнительное задание - поменяться

местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому
сесть и т.д.
___В любой групповой работе важно уметь внимательно и
спокойно общаться друг с другом. Важно и самому
удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание
к себе. В начале выполнения этого задания тренируется
умение быстро связаться взглядами (смотреть друг на
друга). Стоящие в круге перед классом и сидящие за
партами связываются глазами и меняются местами (по
установленному сигналу или без него).
___Потом задания могут усложняться: меняясь местами,
нужно задать вопрос; или поменяться местами со
стульями (без грохота и стука); или«взять» глазами первого
партнера, «бросить», «взять» взглядом
второго,«бросить», «взять» третьего. Или поменяться
местами со вторым, по пути спросив у третьего, на каком
этаже он живет и т.д.
___По ходу таких весёлых разминок школьники понимают,
как важно и самому удерживать внимание на партнёре, и
замечать его внимание к себе.
___Учитель обращается к классу: «Сейчас мы с вами поиграем
в разведчиков. Разведчики - это люди, которые умеют все
делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по
сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов,
подмигиваний и размахиваний руками, только глазами
договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите
друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы
будете договариваться не только глазами, но и, например,
кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что
вы разведчики».
___После сигнала «связаться с разведчиком» ученики
приступают к выполнению. Самое легкое - связаться с
соседом (при этом у детей очень часто рука непроизвольно
дотрагивается до него, то есть «разведчик выдает себя»).
Ведущий подает команду: «Поменяться с разведчиком
местами, а в пути пожать друг другу руку».
___Все, кто не связался, остаются сидеть на местах. Они сами
наказали себя, и когда опять звучит сигнал «связались с
новым, разведчиком», число бесцельно сидящих заметно
уменьшается. Уменьшается и число тех, кто по-прежнему

пытается связываться с соседом. Большинство смело
начинают связываться глазами и с далеко сидящими
партнерами.
___Участники опять меняются. И уж теперь, чтобы в третий
раз связаться с новым партнером, ученикам приходится
хорошо потрудиться и побегать глазами в поисках
свободного взгляда, с которым можно связаться.
___Когда «разведчики» меняются местами, то те, кто вовремя
не связался с партнером и скрыл это, становятся сразу
видны. Видны становятся и ошибки. Два ученика хотят
занять одно место. Оказывается, что один из них, глядя на
чужого разведчика (то есть на того, кто уже «занят») и не
встречая его взгляда, решил, что достаточно самому
смотреть на ничего не подозревающего ученика, пусть
даже «занятого» другим, для того, чтобы считать его своим
партнером. У учеников вызывает смех такой возглас: «А что?
Я на него смотрел, а он на меня никак не смотрит!». Ученики
сами начинают разъяснять, что нужно не ждать, уставившись
на друга, а искать«свободные» глаза и связываться с ними.
___На первых порах полезно вводить и
такое облегчение: после того, как большая часть детей после
сигнала «связались глазами с разведчиком» это сделала,
ведущий подает еще одну команду-сигнал,
вспомогательную:«Встали, кто без разведчика; кто нашел
себе разведчика среди стоящих, садитесь одновременно с
ним (то есть парами), каждый на свое место». Если
упражнение задается в хорошем темпе, то дети его
выполняют с радостью и ждут все новых и
новых усложнений. По тому, как ими выполняется задание,
учитель (воспитатель) может выявить детей и с плохим
зрением, и с малым опытом общения в кругу сверстников.
___При проведении «Разведчиков» очень важно держать
достаточно быстрый(упругий) темп. Тогда эту разминку
школьники выполняют с радостью и ждёт все новых и новых
усложнений, попутно укрепляя навык внимательного,
точного, делового общения.
___В сборнике - Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические
игры в спорте» (М., 1985) - под названием «Разведчики»
описан принципиально другой тип игрового задания:
присутствующие замирают в причудливых позах, запомнив
которые, «разведчик» уходит за дверь; игроки делают

несколько изменений, которые «разведчик» должен
обнаружить, вернувшись в класс (с. 104-105). В этом
сборнике некоторые игры, подобранные для психологической
подготовки спортивных команд, могут заинтересовать и
школьных учителей(например, «Дискуссия» на с. 107-108).
___Для занятий и уроков игровое задание «Разведчики»
является универсальным, модификации которого можно
использовать и в начале, и в середине, и в конце
урока. «Разведчиков» удобно задавать и тогда, когда нужно
по какой-то причине поменять мизансцену.
___Например, часто мальчики предпочитают держаться
отдельно от девочек. Существует много способов
преодоления подобного барьера, один из них заключается в
том, чтобы всем присутствующим поменяться местами со
своими «разведчиками» и связаться глазами с «разведчиком»
новым. После нескольких пересаживаний все ученики
оказываются основательно, хотя и незаметно для себя,
перемешаны друг с другом, что помогает возникновению
новой деловой атмосферы в классе, группе.

По определению Е.И. Пассова, группа – это промежуточное звено между парным и коллективным общением. Здесь, по сравнению с парным общением, требуется больше внимания, учета стратегий не одного, а нескольких собеседников, и учет отношений между собеседниками, поэтому эта форма работы используется учителем значительно реже, чем парная работа.

Мы в своей работе будем придерживаться следующего его определения: группа – это определенное количество учащихся – 3, 4 или 5 человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель, функциональную структуру.

Групповое обучение заключается в выполнении определенных дидактических заданий группой из нескольких человек.

Останавливаясь на классификации групповых форм работы, отметим многообразие критериев их построения. Классификация группы зависит от таких факторов, как уровень обученности учащихся, количество учащихся в группе, продолжительность работы группы, место в ходе урока, знание, умение или навык, формирующиеся при работе в группе и т.д.

Продемонстрируем классификацию групп в зависимости от различных критериев в таблице.

Классификация групп по различным критериям.

Критерий Типы групп
1 Количество членов группы. Малые – 3-4 человека.
Большие – 5-15 человек.
2 Продолжительности работы в группе. Постоянные.
Временные (на четверть, на полугодие).
Сформированные для выполнения одного учебного задания.
3 Устойчивость состава. Постоянные.
Подвижные.
4 Уровень учебных способностей учащихся. Состоящие из учащихся с высокими учебными способностями.
Состоящие из учащихся со средними учебными способностями.
Состоящие из учащихся с низкими учебными способностями.
Смешанные.
5 Место в структуре урока. Для повторения изученного материала.
Для выполнения учебных заданий.
Для проверки качества усвоения знаний и т.д.
6 Цель организации группы. Получение знаний.
Формирование умений.
Формирование навыков.

С точки зрения степени обученности или учебных возможностей учащихся, входящих в группу, можно выделить группы из учащихся с высокими учебными возможностями, средними и низкими учебными способностями или же смешанные по уровню учебных возможностей группы.

Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями. Эти учащиеся имеют навыки самостоятельной работы. Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу. Чтобы учебные группы успешно работали, целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга.

С точки зрения количественного состава учащихся оправдывают себя группы из четырёх человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.

Групповая форма работы может вводиться на разных этапах урока. На этапе формирования знаний у учащихся целесообразно провести с ними сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор изучаемого материала в группах. При такой организации обучения каждый ученик в 8-10 раз чаще, чем при фронтальной, выражает свои мысли вслух.

Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи.

Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.

Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности.

Исследователи утверждают, что групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет: в младших классах 5-7 минут, в средних – 10-15 минут, в старших – 15-20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.

Вопрос о формировании групп является очень важным и предполагает осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учетом их индивидуально-типологических особенностей (например, темперамента, темп овладения учебным материалом, глубина приобретенных знаний, способность самостоятельно применять умения и делиться своими знаниями и т.д.).

Наиболее работоспособными считаются базовые группы по 3-4 человека в каждой, включающих в себя одного учащегося с высокими учебными способностями (лидера), двух учащихся со средними возможностями и одно с низкими.

Базовая группа – это группа, которая формируется учителем на длительный срок, участие в ней чередуется с участием в других типах групп.

Для формирования групп в первую очередь было принято во внимание уровень владения теми или иными знаниями, умениями или навыком, определенный в результате нулевого среза.

Кроме того, методисты выделяют и некоторые другие способы формирования групп на уроке. Рассмотрим некоторые из них.

1. По выбору педагога. При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии учащихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые учащиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.

2. По желанию учащихся. Недостатком такого способа являются:

  • излишняя эмоциональность процесса формирования групп;
  • возможная затянутость;
  • возможность формирования неравных по уровню учебных возможностей групп.

3. По набору лидеров. В данном случае лидеры назначаются учителем, а они в свою очередь называют имена тех, кого они хотели бы взять к себе в группу.

4. По определенному признаку (по первой группе в имени, в соответствии с тем, в какое время родился ученик, по знаку зодиака, по цвету глаз и т.д.). Недостатки такого способа:

  • группы могут оказаться разными по количественному составу;
  • группы могут быть не равны по уровню учебных возможностей.

5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер).

6. Случайным образом (жребий, четный/нечетный, «фанты»).

При этом исследователи утверждают, что для продуктивной работы учащихся необходимо создать комфортные психологические условия и благоприятный микроклимат в группе.

Изучив рекомендации методистов и учителей-практиков, лучше всего формировать группы на усмотрение учителя, но с учетом пожеланий учащихся. Для выявления предпочтений учащихся применяется такая диагностическая методика, как социометрия.

Учащимся каждой опытной группы было предложено ответить на три вопроса:

  1. Кого бы ты пригласил(а) на свой день рождения?
  2. С кем бы ты хотел(а) выполнять ответственное задание?
  3. Представь, что ты оказался(лась) на необитаемом острове. Кого бы ты хотел(а) видеть рядом с собой?

Опираясь на результаты социометрии, определяем приблизительный состав групп.

Бывает, что часть учащихся не получает выборов и не является желательными ни для одной и групп. Они также не могут работать как самостоятельная группа, так как все они обладают низкими учебными возможностями. Следовательно, необходимо формирование групп учителем с учетом всех критериев.

Опираясь на классификации специалистов, охарактеризуем наши учебные группы как малые (3-5 учащихся), временные (на одно учебное полугодие), смешанные (по уровню учебных возможностей учащихся).

Заметим, что качество усвоения материала на уроке зависит не только от уровня учебных возможностей, но и от психологических особенностей каждого ребенка. Учащиеся могут обладать разными особенностями внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость), памяти (учащиеся могут обладать визуальной, аудиальной, кинестетической памятью), мышления (дедуктивное, индуктивное), воображения (активное или пассивное, репродуктивное или продуктивное, конкретное или абстрактное) и т.д. Ни один из видов памяти, мышления или воображения не может быть признан хуже или лучше другого, но учащихся в группы можно подбирать так, чтобы они дополняли друг друга, тогда все вместе они справятся с тем заданием, с которым не справились бы поодиночке.

ПРИЁМЫ ДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА КОМАНДЫ

Как разделить учеников на группы на уроке?

    по ряду парт в классе;

    по номеру варианта (I и II вариант);

    соседи по парте;

    по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);

    по половому признаку - мальчики, девочки;

    по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

    по дате рождения (четное, нечетное число);

    по первой букве имени или фамилии (гласные - согласные, звонкие - глухие и проч. - актуально для уроков русского языка);

    расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

    по считалочке (см. );

    по жребию. В корзине могут находиться:

    • листочки разного цвета - команды красных, желтых, синих;

      предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);

      геометрические фигуры - команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);

      изображения животных - команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);

      изображения растений - команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);

      названия или изображения стран, городов, географических объектов - команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);

      а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.

    Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.

    Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.

    Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).

    Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они - и так, пока весь класс не будет разбит на команды.

    Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение - на уроке ИЗО или любом другом).

    Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).

Деление группы на микрогруппы

Для любого тренера важно иметь в своей копилке различные приемы деления группы на пары и микрогруппы. Ведь деление - это отличная возможность дополнительно влиять на динамику тренинга. И способ деления может стать отдельным упражнением, нести некую содержательность и даже возможность для обсуждения.

Я собрала как самые стандартные так и оригинальные способы деления.

Расчет. Деление на “первый-второй”

Группа стоит в шеренге или в кругу и делиться на первый, второй, третий, четвертый…

Этот способ можно украсить, если деление производить на каком-нибудь иностранном языке. Для этого можно обратиться к группе, кто-то наверняка умеет считать на иностранном языке.

По такому же принципу можно разделить группу на фрукты, например на апельсины, яблоки и груши.

Деление по качествам.

Тренер поочередно вызывает из группы людей обладающих каким-либо качеством.

Например, группу нужно поделить на 4 микрогруппы. Сначала тренер взывает 4-х самых смелых участников. (Их в дальнейшем можно назначить капитанами). Они встают лицом к группе. За их спинами капитанов (в шеренгу) встают «самые красивые», их тренер также вызывает из общей группы. Далее за спинами «красивых» встают «самые умные» и т.д. Вариации характеристик могут быть самые разные: самые творческие, самые сильные, самые креативные. В конце разделения останеться несколько человек - самые осторожные. Им можно предложить самостоятельно выбрать группу. Подобное деление позволяет собрать в каждой группе не похожих друг на друга людей.

Выбор лидера. Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, капитанами и начинают поочередно из общей группы набирать себе членов команды.

Деление по произвольным признакам. Можно объединять людей в микрогруппу по одному произвольному признаку, например, по временам года, цвету волос, одежды. Если группа достаточно большая и нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой, те, кто родился летом и т.д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению. Важно территориально обозначить место, куда будут собираться группы.

Карты или карточки. Здесь возможно несколько вариантов. Если две группы, то можно делить по доставшейся участнику цвету масти. Если две, три или четыре, то просто по доставшейся масти т.д. За место карт можно использовать любые карточки.

Игра «Атомы и молекулы». Каждый из участников объявляется одинокий атомом, блуждающий в пространстве. Участники совершает «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но по команде тренера атомы объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле называет тренер.

Деление на двух и более персонажей. Например, Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье. на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви, бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.

Разноцветные стикеры. Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

«Звуки Му». Всю группа превращается в животных. Вначале тренер должен поделить всех на «первый-второй-третий – четвертый», потом назначает каждого каким-либо животным. Например, первые становиться кошками, вторые - собаками, третьи коровами, четвертые - ослами. Количество животных должно равняться числу нужных групп. Задача группы, после команды тренера найти своих сородичей. Говорить нельзя, а можно только воспроизводить звуки своего животного. Группа объединяется в стаю, и объявляет о своей готовности.

1. Деление на "первый-второй”. Здесь все просто. Способ можно «украсить» если деление происходит на каком-нибудь иностранном языке. В этом случае попросите помощь у группы. Наверняка, кто-то знает счет на неожиданном иностранном языке.

2. Деление по какому-либо признаку. Группе предлагается разделиться на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Например: по цвету глаз, по длине волос, по первой букве имени (команда, чьи имена начинаются на гласную, и команда, чьи имена начинаются на согласную) и т.д.

3. «Времена года». Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на четыре подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой, те кто родился летом и т.д.

4. Жеребьевка. Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой.

5. «Цепочка». Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т.д.

6. «Нити». Для образования пар ведущий в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.

7. «Разрезанная открытка». Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

8. «Колечки». Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее! После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три хлопка (в достаточно быстром темпе!) - ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало числу участников команд.

I. Жеребьёвки

____ Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно.

____ Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На уроках полезно использовать те виды жеребьевок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе. К ним могут быть добавлены и какие-то другие, сконструированные самим учителем.

____ Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки, которые позволяют без споров, «по справедливости» выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (или команд). «Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы», - справедливо отмечал еще в 1930 г. выдающийся фольклорист Г.С. Виноградов. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический прием народной педагогики.

в «пакете» материалов: «БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.): Письмо-отчет учительницы начальных классов и ответные реплики-комментарии научного руководителя, доктора педагогических наук В.М.Букатова // Начальные классы // Разбор «полетов»

Примеры считалок, а также детских закличек, приговорок, жеребьевок, дразнилок и молчанок можно найти во многих сборниках и хрестоматиях. Например: Мудрость народная: Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост. В. П. Аникин. М.: Худож. лит., 1991, с. 313-341. Очень интересные и ценные советы читатель найдет в брошюре: Методические рекомендации для студентов педвузов и фольклорного кружка в школе на тему: Методика собирания и изучения современного фольклора детей /Сост. И. Н. Бартюкова. Орехово-Зуево, 1990.

___ Обратим особое внимание учителей, что на уроке можно использовать вариант жеребьевки, побуждающий детей расширять объем удерживаемых в памяти разнообразных и часто используемых считалок.

___ Все дети (или ученики одного ряда) стоят кружком. Один из них ведущий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает.

___ Тот ребенок, на которого указывает палец ведущего, принимает эстафету и становится ведущим. Прежний же ведущий выбывает из круга, а новый ведущий начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга.

___ Расчет идет до тех пор, пока не останется один-единственный человек - он и будет водить в предстоящем задании. На развитии многих детей этот вариант сказывается гораздо лучше, чем заучивание дежурных «детских» стишков к очередному мероприятию-празднику.

III. Разрезанная открытка .

____ Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.

____ Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

____ Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно - оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» - книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т. п.).

____ Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии и посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

____ Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных , которых каждая команда высылает к учительскому столу.

____ Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микрогруппы (игровые команды), само объединение ученики воспринимают как абсолютно самостоятельное. Поэтому количество, пойманных педагогом дидактических зайцев возрастает (о профессиональном образе 133 зайцев см. « »). И при повторении задания на разных занятиях набор этих пойманных зайцев будет различным, что приятно разнообразит жизнь как учеников, так и учителя.

V . В заплатки

___ Все ученики парами расходятся по классу. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор: солнце-дождик, поезд-самолет, капуста-лук и т. п. Причем эти слова нужно не только сказать, но и сыграть. Ведущий, отгадывая сыгранное слово, забирает одного из пары в команду № 1, другого в команду № 2. И так, пока вся группа не будет разделена, причем партнеры имеют возможность хорошо запомнить друг друга. На уроках в начальной школе можно договориться о том, чтобы загадывать только одушевленное или неодушевленное существительное или если один загадывает одушевленное существительное, то другой - обязательно неодушевленное. Вариантов может быть очень много: и прилагательные, и цветы, и события, и писатели и т. п.

___ Подобный способ деления дает возможность каждому что-то сыграть без боязни, так как это игровое перевоплощение нужно не само по себе (что некоторым детям может казаться страшным), а всего лишь как вспомогательное задание для объединения в команды.

Колечки

____ Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее!

____ После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс.

____ После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) - ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для урока.

____ Например, объединив во время пятого кона игрового задани явесь класс в колечки- шестерки , учитель объявляет: «СТОП! Каждое колечко - рабочая группа. Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками). Договоритесь о названии, и пусть посыльный от вашей команды напишет его на доске».

____ Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.

VI. Ворота

Интересен способ деления на две команды с помощью народной игры ВОРОТА. В книге С. К. Якуба «Вспомним забытые игры » (М., 1990) дано такое описание (приводим с сокращением):

Думается, мало кто из нынешних ребят сдыхал об этой игре. А между тем это очень старая и весьма любопытная игра. В нее часто играли в прошлом веке, да и во времена моего детства еще помнили и любили ее.

Играть в «Ворота» можно в любом месте, лишь бы участников было не меньше двенадцати человек.

Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые будут изображать из себя «ворота». Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто как будет называться. Мы чаще всего брали себе названия цветов или деревьев, например «василек» и «ромашка» или «сосна» и «ёлка». А иногда и что-нибудь другое придумывали - «день» или «ночь», «яблоко» или «груша», «солнце» или «луна» (и почему-то часто брали «луна» и «месяц» как будто это не одно и то же!). Но главное - чтобы названия были красивые и приятные на слух. Называться «крапивой», «лопухом» или какой-нибудь «редькой» не советую - наверняка проиграете.

Потом они должны условиться, за кем из них будет «рай», а за кем «ад».

Пока идет оговорка, остальные ребята становятся друг за дружкой гуськом и каждый кладет свои руки на плечи стоящего перед ним. Постарайтесь при этом встать приблизительно по росту, чтобы маленькому не пришлось класть руки на плечи большого. Первым в цепочке будет самый младший. Он называется «маткой», потому что будет водить всех остальных. А если все ребята примерно одинакового роста, то впереди становятся девочки, а позади - мальчики.

Затем надо сделать «ворота». Те двое становятся лицом к лицу на расстоянии шага и берутся за руки.

Матка подводит цепочку к воротам, останавливается и говорит:

- Просим вас,

Пропустите нас

Через ворота!

«Ворота» хором спрашивают:

- Что дадите?

Матка предлагает:

- Последнего хотите?

«Ворота» милостиво соглашаются:

- Ну, идите…

И поднимают руки, открывая ворота.

Руки надо поднимать повыше, конечно не расцепляя их.

Матка проходит в ворота первой и влечет за собой всю вереницу. Ворота честно всех пропускают, но, когда проходит последний, опускают руки так, чтобы он оказался между их руками. Вереница уходит вперед, а пойманного ворота потихоньку спрашивают: «К клёну или к берёзе?» Отвечать надо тоже тихо, чтобы в цепочке не услышали.

После того как выбор сделан, пойманного выпускают из кольца рук, и он становится сзади «клёна» или«берёзы». Очень бывает приятно, когда угадаешь и попадешь к тому, к кому хотелось!

А цепочка в это время, не останавливаясь, делает круг, и матка, увидев, что пойманный уже встает на место, снова ведет всех к воротам. Говорятся те же слова, и еще один последний из вереницы убавляется.

Так цепочка и ходит через ворота, с каждым разом становясь все короче и короче. Но зато по одну и по другую сторону ворот ребят все прибавляется. Наконец матка одна подходит к воротам и после выбора отправляется направо или налево…

Вот тут «ворота“ и объявляют, кто из них был раем, а кто - адом. Ну и, соответственно, кто из играющих попал в ангелы, а кто в черти! Так как черти и ангелы терпеть друг друга не могут, между ними должна произойти борьба».

Конечно, этот вариант несколько громоздок и кто-то из читателей уже наверняка поставил на нём крест, решив, что так много учебного времени тратить на подобное задание он никогда не согласится. Но и в этом случае обратите внимание на особую скрупулезность авторского описания и попытайтесь не путать ее с продолжительностью игрового действия. Опыт показывает, что в классах с обычной наполняемостью на подобную процедуру уходит ну ни как не более четырёх с половиной минут. А в малокомплектных классах - практически моментально.

Четыре с половиной минуты это многовато (хотя поначалу казалось, что, если на уроке затеять«ворота», то они займут ну ни как не меньше, чем пол-урока), но если учесть, что подобная форма одновременно может являться и разминкой-переключением (после трудных уроков по другим предметам), и своеобразной подзарядкой класса единым деловым темпо/ритмом, то становится очевидно, что время урока, якобы потерянное на игру, окупится сторицей: всплеском ученической работоспособности и любознательности, помноженных на их игровую азартность.

Так что как-нибудь соберитесь духом и рискните попробовать, вдруг да, придется не только ко двору, но и по сердцу.

Разведчики (связаться глазами с партнером)

___ Каждый ребенок связывается глазами с кем-то в классе. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами - только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза».

___ Тогда возникают пары партнеров, которым затем можно дать любое дополнительное задание - поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т.д.

___ В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание к себе. В начале выполнения этого задания тренируется умение быстро связаться взглядами (смотреть друг на друга). Стоящие в круге перед классом и сидящие за партами связываются глазами и меняются местами (по установленному сигналу или без него).

___ Потом задания могут усложняться: меняясь местами, нужно задать вопрос; или поменяться местами со стульями (без грохота и стука); или«взять» глазами первого партнера, «бросить», «взять» взглядом второго,«бросить», «взять» третьего. Или поменяться местами со вторым, по пути спросив у третьего, на каком этаже он живет и т.д.

___ По ходу таких весёлых разминок школьники понимают, как важно и самому удерживать внимание на партнёре, и замечать его внимание к себе.

___ Учитель обращается к классу: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики - это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».

___ После сигнала «связаться с разведчиком» ученики приступают к выполнению. Самое легкое - связаться с соседом (при этом у детей очень часто рука непроизвольно дотрагивается до него, то есть «разведчик выдает себя»). Ведущий подает команду: «Поменяться с разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку».

___ Все, кто не связался, остаются сидеть на местах. Они сами наказали себя, и когда опять звучит сигнал «связались с новым, разведчиком», число бесцельно сидящих заметно уменьшается. Уменьшается и число тех, кто по-прежнему пытается связываться с соседом. Большинство смело начинают связываться глазами и с далеко сидящими партнерами.

___ Участники опять меняются. И уж теперь, чтобы в третий раз связаться с новым партнером, ученикам приходится хорошо потрудиться и побегать глазами в поисках свободного взгляда, с которым можно связаться.

___ Когда «разведчики» меняются местами, то те, кто вовремя не связался с партнером и скрыл это, становятся сразу видны. Видны становятся и ошибки. Два ученика хотят занять одно место. Оказывается, что один из них, глядя на чужого разведчика (то есть на того, кто уже «занят») и не встречая его взгляда, решил, что достаточно самому смотреть на ничего не подозревающего ученика, пусть даже «занятого» другим, для того, чтобы считать его своим партнером. У учеников вызывает смех такой возглас: «А что? Я на него смотрел, а он на меня никак не смотрит!». Ученики сами начинают разъяснять, что нужно не ждать, уставившись на друга, а искать«свободные» глаза и связываться с ними.

___ На первых порах полезно вводить и такое облегчение: после того, как большая часть детей после сигнала «связались глазами с разведчиком» это сделала, ведущий подает еще одну команду-сигнал, вспомогательную:«Встали, кто без разведчика; кто нашел себе разведчика среди стоящих, садитесь одновременно с ним (то есть парами), каждый на свое место». Если упражнение задается в хорошем темпе, то дети его выполняют с радостью и ждут все новых и новых усложнений. По тому, как ими выполняется задание, учитель (воспитатель) может выявить детей и с плохим зрением, и с малым опытом общения в кругу сверстников.

___ При проведении «Разведчиков» очень важно держать достаточно быстрый(упругий ) темп. Тогда эту разминку школьники выполняют с радостью и ждёт все новых и новых усложнений, попутно укрепляя навык внимательного, точного, делового общения.

___ В сборнике - Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры в спорте» (М., 1985) - под названием «Разведчики» описан принципиально другой тип игрового задания: присутствующие замирают в причудливых позах, запомнив которые, «разведчик» уходит за дверь; игроки делают несколько изменений, которые «разведчик» должен обнаружить, вернувшись в класс (с. 104-105). В этом сборнике некоторые игры, подобранные для психологической подготовки спортивных команд, могут заинтересовать и школьных учителей(например, «Дискуссия» на с. 107-108).

___ Для занятий и уроков игровое задание «Разведчики» является универсальным, модификации которого можно использовать и в начале, и в середине, и в конце урока. «Разведчиков» удобно задавать и тогда, когда нужно по какой-то причине поменять мизансцену.

___ Например, часто мальчики предпочитают держаться отдельно от девочек. Существует много способов преодоления подобного барьера, один из них заключается в том, чтобы всем присутствующим поменяться местами со своими «разведчиками» и связаться глазами с «разведчиком» новым. После нескольких пересаживаний все ученики оказываются основательно, хотя и незаметно для себя, перемешаны друг с другом, что помогает возникновению новой деловой атмосферы в классе, группе.

Деление на команды

(объединение в «малые группы»)

Через работу в постоянных и временных микрогруппах - игровых командах - уменьшается дистанция между детьми, которые начинают находить подходы друг к другу. В некоторых случаях они открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела, которым занята малая группа (команда).

Если воспитатель по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими детьми это может ощущаться как навязывание чужой воли. Тогда работа в такой назначенной «свыше» компании будет восприниматься некоторыми детьми даже негативно.

Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На занятиях полезно использовать те виды жеребьёвок, которыми дети раньше пользовались во время своих игр во дворе.

Разрезанная открытка . Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.

Каждый из участников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно – оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» – книжки, рабочие альбомчики, карандаши и ручки, листы бумаги и т. п.).

Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии и посыльный рисует символ-эмблему на доске (или первую букву из названия, если может). После того как все компании выведут мелом первые буквы своих командных названий (пользоваться подсказками и заглядывать в книжки и Азбуки – можно!) или изобразят нужные эмблемы, воспитатель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к воспитателю.

Благодаря подобной форме объединения детей в микрогруппы (игровые команды), само объединение ученики воспринимают как абсолютно самостоятельное.

В заплатки (способ деления на две команды). Все дети парами расходятся по комнате, чтобы тайком от других договориться о «выборе». Потом каждая пара подходит к ведущему и произносит зачин:

– Мати-мати, чьи заплати? (есть и другие варианты зачина)

Ведущий отвечает: – Мои!

После этого загадывающая пара предлагает ведущему свой «выбор»: солнце-или-дождик, поезд-или-самолет, капуста-или-лук и т. п. Причем договорившимся эти слова нужно произнести не только слаженно и громко, но и сыграть «сценку-фотографию» (один одно, другой другое – по уговору; вариант см.: Превратился сам).

Ведущий, отгадывая какое из произнесенных слов кем было сыграно, забирает одного из этой пары в команду № 1 и отправляет другого в команду № 2. И так, пока вся группа не будет разделена.

На занятиях в подготовительной группе можно условится, что сегодня все будут загадывать только одушевленное или неодушевленное . Или если один загадывает что-то из одушевленного, то другой – обязательно что-то из неодушевленного.

Подобных вариантов может быть очень много: и съедобное-несъедобное, и плавает-тонет, или только цветы, а может быть и даже события (обед-или-тихий час, Новый год-или-Пасха, день рождения-или-генеральная уборка) или названия книжек, стихов, сказок и т. п.

Подобный способ деления дает возможность каждому ребёнку что-то сыграть без боязни, так как подобное игровое перевоплощение нужно не само по себе (что некоторым детям может казаться страшным), а всего лишь как вспомогательное задание для объединения в команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Способы деления на равные части

На данном занятии дети познакомятся со способами деления на равные части, с понятиями "целое", "половина"....

Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательной области «Познание» (Формирование элементарных математических представлений) «Сказка про Геометрика» (для старшего дошкол...