Деление десятичных дробей на 10.100 1000 правило. Действия с десятичными дробями

Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 5 класс

учитель математики

МАОУ «СОШ №110»

Г.Новокузнецк Кемеровской области.


Логическая задача У портного есть кусок сукна длиной 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?



1. Расставьте в следующих равенствах запятые: 32 + 18 = 5 736 – 336 = 4 14 ∙ 5 = 7 10, 8: 3 = 36 12 ∙ 10 = 12


2. Вычислить устно: 9, 396 ∙ 100; 2, 3754 ∙ 1000; 640, 75 ∙ 10000; 59, 87∙ 10.


3. Задача: В кафе пекут вкусные пирожные. Мне дали рецепт: Мука 2 кг Сахар 2 кг Яйцо 30 штук Масло 1кг Сгущенка 0, 4 кг Из одной порции получается 80 штук. Я хочу попробовать испечь пирожное дома. Мне нужно уменьшить рецепт в 10 раз. -Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество продуктов в 10 раз?


ПРОБЛЕМА:

мы обнаружили, что у нас нет быстрого, удобного, устного способа деления десятичных дробей на 10 и 100.

  • Сформулируйте цель вашей деятельности.
  • Сегодня на уроке, я хочу:
  • повторить …
  • выяснить …
  • понять …
  • узнать …
  • научиться применять…

Закрепление

1. Выполните деление:

а) 7,504:10; б) 25,307: 1000; в) 0,0368:100;

г) 0,56:10000

2. Выполните деление в рецепте для пирожного

Мука 2 кг

Сахар 2 кг

Яйцо 30 штук

Масло 1кг

Сгущенка 0, 4 кг


  • 7, 583 м = (7, 583∙100) = 758, 3 см
  • 6537 м= (6537:1000) =6, 537км
  • 6537ц = (6537:10) =653, 7 т

  • 7, 3456 м в сантиметрах, миллиметрах;
  • 6, 043 т в центнерах, килограммах;
  • 346 мм в сантиметрах, метрах;
  • 73, 6 кг в центнерах, тоннах.

  • 7, 3456 м = 734,56 см = 7345,6 мм;
  • 6, 043 т = 60,43 ц = 6043 кг;
  • 346 мм = 34,6 см = 3,46 м;
  • 73, 6 кг = 0,736 ц = 0,0736 т.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание Выучить правило на стр. 209, выполнить №1375(и,к,л,м), составить свою карточку по теме, решить ее .

В этой статье мы разберем такое важное действие с десятичными дробями, как деление. Сначала сформулируем общие принципы, затем разберем, как правильно выполнять деление десятичных дробей столбиком как на другие дроби, так и на натуральные числа. Далее мы разберем деление обыкновенных дробей на десятичные и наоборот, а в конце посмотрим, как правильно выполнять деление дробей, заканчивающихся на 0 , 1 , 0 , 01 , 100 , 10 и др.

Здесь мы возьмем только случаи с положительными дробями. Если же перед дробью стоит минус, то для действия с ней нужно изучить материал о делении рациональных и действительных чисел.

Yandex.RTB R-A-339285-1

Все десятичные дроби, как конечные, так и периодические, представляют из себя всего лишь особую форму записи обыкновенных дробей. Следовательно, на них распространяются те же принципы, что и на соответствующие им обыкновенные дроби. Таким образом, весь процесс деления десятичных дробей мы сводим к замене их на обыкновенные с последующим вычислением уже известными нам способами. Возьмем конкретный пример.

Пример 1

Разделите 1 , 2 на 0 , 48 .

Решение

Запишем десятичные дроби в виде обыкновенных. У нас получится:

1 , 2 = 12 10 = 6 5

0 , 48 = 48 100 = 12 25 .

Таким образом, нам надо разделить 6 5 на 12 25 . Считаем:

1 , 2: 0 , 48 = 6 2: 12 25 = 6 5 · 25 12 = 6 · 25 5 · 12 = 5 2

Из получившейся в итоге неправильной дроби можно выделить целую часть и получить смешанное число 2 1 2 , а можно представить ее в виде десятичной дроби, чтобы она соответствовала исходным цифрам: 5 2 = 2 , 5 . О том, как это сделать, мы уже писали ранее.

Ответ: 1 , 2: 0 , 48 = 2 , 5 .

Пример 2

Посчитайте, сколько будет 0 , (504) 0 , 56 .

Решение

Для начала нам нужно перевести периодическую десятичную дробь в обыкновенную.

0 , (504) = 0 , 504 1 - 0 , 001 = 0 , 504 0 , 999 = 504 999 = 56 111

После этого конечную десятичную дробь также переведем в другой вид: 0 , 56 = 56 100 . Теперь у нас есть два числа, с которыми нам будет легко провести необходимые вычисления:

0 , (504) : 1 , 11 = 56 111: 56 100 = 56 111 · 100 56 = 100 111

У нас получился результат, который мы также можем перевести в десятичный вид. Для этого разделим числитель на знаменатель, используя метод столбика:

Ответ: 0 , (504) : 0 , 56 = 0 , (900) .

Если же в примере на деление нам встретились непериодические десятичные дроби, то мы будем действовать немного иначе. Мы не можем их привести к привычным обыкновенным дробям, поэтому при делении приходится предварительно округлять их до определенного разряда. Это действие должно быть выполнено как с делимым, так и с делителем: имеющуюся конечную или периодическую дробь в интересах точности мы тоже будем округлять.

Пример 3

Найдите, сколько будет 0 , 779 … / 1 , 5602 .

Решение

Первым делом мы округляем обе дроби до сотых. Так мы переходим от бесконечных непериодических дробей к конечным десятичным:

0 , 779 … ≈ 0 , 78

1 , 5602 ≈ 1 , 56

Можем продолжить подсчеты и получить примерный результат: 0 , 779 … : 1 , 5602 ≈ 0 , 78: 1 , 56 = 78 100: 156 100 = 78 100 · 100 156 = 78 156 = 1 2 = 0 , 5 .

Точность результата будет зависеть от степени округления.

Ответ: 0 , 779 … : 1 , 5602 ≈ 0 , 5 .

Как разделить натуральное число на десятичную дробь и наоборот

Подход к делению в этом случае практически аналогичен: конечные и периодические дроби заменяем обыкновенными, а бесконечные непериодические округляем. Возьмем для начала пример деления с натуральным числом и десятичной дробью.

Пример 4

Разделите 2 , 5 на 45 .

Решение

Приведем 2 , 5 к виду обыкновенной дроби: 255 10 = 51 2 . Далее нам надо просто разделить ее на натуральное число. Делать это мы уже умеем:

25 , 5: 45 = 51 2: 45 = 51 2 · 1 45 = 17 30

Если перевести результат в десятичную запись, то мы получим 0 , 5 (6) .

Ответ: 25 , 5: 45 = 0 , 5 (6) .

Метод деления столбиком хорош не только для натуральных чисел. По аналогии мы можем использовать его и для дробей. Ниже мы укажем последовательность действий, которую нужно для этого осуществить.

Определение 1

Для деления столбиком десятичных дробей на натуральные числа необходимо:

1. Добавить к десятичной дроби справа несколько нулей (для деления мы можем добавлять любое их количество, которое нам необходимо).

2. Разделить столбиком десятичную дробь на натуральное число, используя алгоритм. Когда деление целой части дроби подойдет к концу, мы ставим запятую в получившемся частном и считаем дальше.

Результатом такого деления может стать как конечная, так и бесконечная периодическая десятичная дробь. Это зависит от остатка: если он нулевой, то результат окажется конечным, а если остатки начнут повторяться, то ответом будет периодическая дробь.

Возьмем для примера несколько задач и попробуем выполнить эти шаги уже с конкретными числами.

Пример 5

Вычислите, сколько будет 65 , 14 4 .

Решение

Используем метод столбика. Для этого допишем к дроби два нуля и получим десятичную дробь 65 , 1400 , которая будет равна исходной. Теперь пишем столбик для деления на 4:

Полученное число и будет нужным нам результатом деления целой части. Ставим запятую, отделяя ее, и продолжаем:

Мы добрались до нулевого остатка, следовательно, процесс деления завершен.

Ответ: 65 , 14: 4 = 16 , 285 .

Пример 6

Разделите 164 , 5 на 27 .

Решение

Делим сначала дробную часть и получаем:

Отделяем полученную цифру запятой и продолжаем делить:

Мы видим, что остатки стали периодически повторяться, и в частном стали чередоваться цифры девять, два и пять. На этом мы остановимся и запишем ответ в виде периодической дроби 6 , 0 (925) .

Ответ: 164 , 5: 27 = 6 , 0 (925) .

Такое деление можно свести к уже описанному выше процессу нахождения частного десятичной дроби и натурального числа. Для этого нам потребуется умножить делимое и делитель на 10 , 100 и др. так, чтобы делитель превратился в натуральное число. Дальше выполняем описанную выше последовательность действий. Такой подход возможен благодаря свойствам деления и умножения. В буквенном виде мы записывали их так:

a: b = (a · 10) : (b · 10) , a: b = (a · 100) : (b · 100) и так далее.

Сформулируем правило:

Определение 2

Для деления одной конечной десятичной дроби на другую необходимо:

1. Перенести запятую в делимом и делителе вправо на то количество знаков, которое необходимо для превращения делителя в натуральное число. Если в делимом не хватит знаков, допишем в него нули с правой стороны.

2. После этого делим дробь столбиком на получившееся натуральное число.

Разберем конкретную задачу.

Пример 7

Разделите 7 , 287 на 2 , 1 .

Решение: Чтобы делитель стал натуральным числом, нам надо перенести запятую на один знак вправо. Так мы перешли к делению десятичной дроби 72 , 87 на 21 . Запишем полученные числа столбиком и вычислим

Ответ: 7 , 287: 2 , 1 = 3 , 47

Пример 8

Вычислите 16 , 3 0 , 021 .

Решение

Нам придется переносить запятую на три знака. В делителе для этого не хватит цифр, значит, нужно воспользоваться дополнительными нулями. Считаем, что получится в итоге:

Видим периодическое повторение остатков 4 , 19 , 1 , 10 , 16 , 13 . В частном повторяются 1 , 9 , 0 , 4 , 7 и 5 . Тогда наш результат является периодической десятичной дробью 776 , (190476) .

Ответ: 16 , 3: 0 , 021 = 776 , (190476) ​​​​​​

Описанный нами метод позволяет делать и наоборот, то есть делить натуральное число на конечную десятичную дробь. Посмотрим, как это делается.

Пример 9

Подсчитайте, сколько будет 3 5 , 4 .

Решение

Очевидно, что нам придется перенести запятую вправо на один знак. После этого мы можем приступить к делению 30 , 0 на 54 . Запишем данные столбиком и вычислим результат:

Повторение остатка дает нам в итоге число 0 , (5) , которое является периодической десятичной дробью.

Ответ: 3: 5 , 4 = 0 , (5) .

Как разделить десятичные дроби на 1000, 100, 10 и др.

Согласно уже изученным правилам деления обыкновенных дробей, деление дроби на десятки, сотни, тысячи аналогично ее умножению на 1 / 1000 , 1 / 100 , 1 / 10 и др. Получается, чтобы выполнить деление, в данном случае достаточно просто перенести запятую на нужное количество цифр. Если значений в числе не хватит для переноса, нужно дописать нужное количество нулей.

Пример 10

Так, 56 , 21: 10 = 5 , 621 , а 0 , 32: 100 000 = 0 , 0000032 .

В случае с бесконечными десятичными дробями мы поступаем таким же образом.

Пример 11

Например, 3 , (56) : 1 000 = 0 , 003 (56) и 593 , 374 … : 100 = 5 , 93374 … .

Как разделить десятичные дроби на 0,001, 0,01, 0,1 и др.

Воспользовавшись тем же правилом, мы можем так же разделить дроби на указанные значения. Это действие будет аналогично умножению на 1000 , 100 , 10 соответственно. Для этого мы переносим запятую на одну, две или три цифры в зависимости от условий задачи и дописываем нули, если цифр в числе окажется недостаточно.

Пример 12

К примеру, 5 , 739: 0 , 1 = 57 , 39 и 0 , 21: 0 , 00001 = 21 000 .

Это правило действует и в случае с бесконечными десятичными дробями. Советуем только быть внимательными с периодом дроби, которая получается в ответе.

Так, 7 , 5 (716) : 0 , 01 = 757 , (167) , поскольку после того, как мы перенесли запятую в записи десятичной дроби 7 , 5716716716 … на два знака вправо, у нас получилось 757 , 167167 … .

Если же у нас в примере непериодические дроби, то все обстоит проще: 394 , 38283 … : 0 , 001 = 394382 , 83 … .

Как разделить смешанное число или обыкновенную дробь на десятичную и наоборот

Это действие мы также сводим к операциям с обыкновенными дробями. Для этого надо заменить десятичные числа соответствующими обыкновенными дробями, а смешанное число записать в виде неправильной дроби.

Если мы делим непериодическую дробь на обыкновенную либо на смешанное число, нужно поступить наоборот, заменив обыкновенную дробь или смешанное число соответствующей им десятичной дробью.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Урок математики ФГОС 5 класс "Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 ..." (технологическая карта+презентация)

Разработка урока математики в 5 классе в соответствии с ФГОС

Учитель: Леванович Светлана Владимировна

Тема урока : «Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000…».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технологии: Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения. Практико-ориентированная.

Дидактическая цель: формировать правильные навыки деления десятичных дробей на 10, 100, 1000…; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по математике за счет включения в нее новых элементов; способствование развитию у обучающихся умения делить десятичную дробь на натуральное число.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь выполнять деление десятичных дробей на 10, 100, 1000…; знать и уметь применять на практике полученные знания.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь формулировать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; уметь формулировать свое мнение и позицию в коммуникации; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь осознанно строить речевое высказывание; извлекать из математических текстов необходимую информацию; выполнять действия по алгоритму.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Материалы и оборудование: компьютеры, проектор, интерактивная доска.

Основные термины, понятия: делимое, делитель, частное, целая часть числа, дробная часть числа.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой, проверяет готовность к уроку

Демонстрирует готовность к уроку

Регулятивные: контролируют свои действия

II. Мотивация к учебной деятельности

Презентация

Слайд №1

Приложение1

Сегодня наш урок пройдет под девизом:

«Знания имей отличные по теме дроби десятичные».

Одну из главных ролей на уроке исполняет…(запятая)

Все свои достижения вы будите вносить в лист оценивания. (Звездочка – все правильно ответил, квадратик – ответ с недочетами, треугольник – ответ с ошибками)

Слушают учителя. Знакомятся с листом оценивания

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя

III. Актуализация опорных знаний

Презентация

Слайд №2

Интерактив-ная доска

Слайд №3

Давайте вспомним, как умножают и делят десятичные дроби на натуральные числа.

На нашей замечательной планете много неизвестного, неизученного, интересного. Вы сможете прочитать название высочайшей горной вершины мира, если правильно решите устно примеры и впишете буквы в таблицу с ответами.

21,36

4,26

2,13*2 У 0,22 * 10 Н 7,12 * 3 Ж

1,7 + 1,4 О 16,8: 2 М 5 – 2,6 Л

7,8 – 4,2 Г 0,058 * 100 А 36,48: 12 Д

Это Джомолунгма.

Кто знает ее второе название?

Формулируют правила умножения и деления десятичных дробей на натуральные числа.

Решают устно примеры, вписывают ответы в таблицу

Эверест

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме

IV. Формулирование проблемы, планирование

Презентация

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Эта высочайшая вершина мира – мечта любого альпиниста. Мы тоже сегодня постараемся покорить эту вершину. Сейчас мы попытаемся узнать ее высоту и год, когда она была впервые покорена.

Год покорения: 1953000: 1000

Высота: 884,8: 100

Посмотрите на эти примеры и попробуйте сформулировать тему урока.

Все ли числа мы умеем делить?

Посмотрите на эти примеры и сформулируйте более точно тему урока.

65,78: 10 0,056: 100

87: 10 54: 1000

8: 10 4,12: 100

12,43: 100 768,9: 1000

Записываем в тетради тему урока

Чему мы должны научиться на уроке?

Что должны открыть для себя?

Слушают учителя

Деление на 100, 1000 …

Первое число натуральное, умеем делить

Второе число, десятичная дробь, не умеем делить

Деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д.

Записывают в тетради число, классная работа, тему урока

Познакомиться с правилом деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. Научиться выполнять деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.по правилу.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного).

Коммуникативные: уметь формулировать свое мнение и позицию в коммуникации

V. Изучение нового материала

Работа с учебником стр. 209

Вспомните, как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?

Кто догадался, как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?

Давайте проверим ваши предположения.

Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы:

Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?

В каком случае дописывают нули перед целой частью?

Формулируют правило умножения на 10, 100, 1000 и т.д.

Говорят свои предположения

Работают по статье учебника

Отвечают на вопросы учителя, формулируют правила

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий, высказывать свое предположение.

Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения

VI. Закрепление изученного материала

Слайд №7

Интерактив-ная доска

Приложение2

Слайд №8

Интерактивная доска

Слайд №9

Приложение1

1. Организует выполнение упражнений

А сейчас мы можем найти высоту горы Джомолунгмы?884,8: 100

Решим примеры:

65,78: 10 = 6,578 0,056: 100 = 0,00056

87: 10 = 8,7 54: 1000 = 0,054

8: 10 = 0,8 4,12: 100 = 0,0412

12,43: 100 = 0,1243 768,9: 1000 = 0,7689

2. Самостоятельная работа (тест №1). Карточка

Поставьте букву правильного ответа в таблицу:

Если вы решили правильно, то у вас получится фамилия известного узбекского математика Джемшида ибн – Масуд аль-Каши, который написал сочинение « Ключ арифметики ».В своей работе он изложил учение о десятичных дробях. Записывал он десятичные дроби так же как сейчас, но не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял чертой. В Европе дроби были заново изобретены только через 100 лет Симоном Стевином. В России учение о дробях изложил Л.Ф.Магницкий.

Проверьте работу друг у друга и поставьте оценки:

Если совпали все буквы – оценка «5»

Если 1 или 2 буквы не совпали – оценка «4»

Если 4 буквы не совпали – оценка «3»

Поставьте свои оценки в лист оценивания.

Решают пример:

884,8: 100 = 8,848 км = 8 км 848 м

Решают примеры, проговаривают правило.

Ответы записывают на интерактивной доске

Работают самостоятельно

  1. Выполните деление: 24,5: 10

А) 2,45 Б) 0,245 В) 0,0245 Г) 245

  1. Выполните деление: 57,31: 100

О) 5,731 Л) 0,5731 К) 0,05731 Н) 573,1

3. Выполните деление: 374:10

О) 0,374 П) 374 Ь) 37,4 Н) 3,74

4. Выполните деление: 24:100

Р) 24 К) 0,24 Ь)2,4 Ф) 0,024

5. Решите уравнение: 10у=48,3

В) 483 П) 0,0483 Д) 0,483 А) 4,83

6. Решите уравнение: 10х = 8

Н) 0,08 Ш) 0,8 Р) 80 М) 8

7. Какая из данных десятичных дробей на координатном луче

расположена левее:

И) 1,256 Л) 1,29 О) 1,34 Р) 2,54

Осуществляют взаимопроверку

Выставляют оценки в лист оценивания

Регулятивные: уметь составлять план последовательности действий, оценивать уровень владения учебным действием. Познавательные: уметь выделять необходимую информацию, создавать алгоритм собственной деятельности.

Коммуникативные: уметь формулировать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

VII. Физминутка

Анимация

Приложение3

Проводит физминутку

Выполняют физические упражнения

Регулятивные: уметь контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

VIII. Повторение изученного материала

Слайд №10

Слайд №11

Приложение1

1. А вы знаете, какова длина (рост) попугая? Я вам предлагаю задачку на повторение:

Длина удава равна 9,12 м. Все знают из мультфильма, что длина удава равна 38 попугаям. Чему равна длина попугая?

Какое правило, мы здесь применим?

2. Проверим, как усвоил каждый из вас тему «Деление десятичных дробей на натуральные числа».

Откройте компьютеры и выполните тест по теме «Деление десятичных дробей на натуральные числа»

Занесите количество набранных баллов в лист оценивания.

Отвечают правило.

Решают задачу в тетрадях (работа парами).

Один ученик у доски.

9,12: 38 = 0,24 м = 24 см

Выполняют на компьютерах тест №2.

Ставят баллы в лист оценивания

Познавательные: уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.

IX. Рефлексия учебной деятельности

Приложение1

Интерактивная доска

Слайд №12

Организует рефлексию.

- Что мы нового узнали на уроке?

Расскажите, как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?

В листе оценивания поставьте себе оценку за работу на уроке.

Рисует три ступеньки на слайде.

Выставим свои результаты оценивания на гору Джомолунгма, посмотрим кто покорил вершину.

А так же, в листе оценивания поставьте знаки:

! – на уроке мне все было понятно. Со всеми заданиями я справился самостоятельно;

!? – На уроке мне почти все было понятно. Не все получалось сразу, но я все равно справился с заданиями;

? – Помогите! Мне требуется помощь!

Нарисуйте, какое у вас настроение.

Отвечают на вопросы учителя.

Выставляют себе оценку за работу на уроке в лист оценивания.

Выставляют результаты своего оценивания

Работа с листами оценивания

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, строить речевое высказывание.

Личностные: осознание важности полученных знаний

X. Домашнее задание, подведение итогов урока

Учебник:

Стр. 208, п. 35.

№1375 (и - м), № 1379 (в, г), №1380 (г).

Отмечает учащихся активно работавших на уроке.

Оценки выставятся с учетом оценочных листов.

Слушают комментарии учителя, записывают домашнее задание в дневник

Просмотр содержимого документа
«Прилож. 1 (Оценочный лист)»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И._____________________________________

1. Оценка за ТЕСТ №1:_____________

2. Количество баллов за ТЕСТ №2_________________


4. Оценка за работу на уроке _____________________


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Киреевская средняя общеобразовательная школа № 1»

администрации муниципального образования Киреевский район

Конспект

урока в 5 классе

«Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.»

Учитель:

Воронцова Галина Николаевна

2015 год

Цель урока: Выработать у учащихся умения и навыки сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дробина натуральное число.

Задачи:

- образовательные:

повторить основные действия с десятичными дробями

(сравнение, округление, сложение и вычитание, умножение и деление).

-развивающие:

продолжить формирование умений работать с десятичными дробями, формировать умения применять полученные знания при выполнении более сложных заданий.

-воспитательные:

воспитание положительной мотивации к обучению, развивать представление о толерантности (грамотно и корректно взаимодействовать друг с другом, терпение во взаимоотношениях, умение не терять при общении свою индивидуальность).

Структура урока.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

1. Ребята, мы знаем, что уже в глубокой древности людям приходилось считать. В результате счёта предметов появились натуральные числа. Измерение расстояний, деление целого на части привели людей к понятию дробного числа. Сначала они пользовались простыми дробями: 1/2,1/3,1/4…. Затем более сложными. Из множества дробных чисел выделили те, которые имеют знаменатель 10,100,100…. Их назвали десятичными. На протяжении многих уроков вы учились работать с десятичными дробями, а на сегодняшнем уроке мы обобщим знания и умения по теме « Дроби десятичные».

I .Устный счет. (После каждого ответа ставить знак «+» в оценочный лист)

1. Прочитайте числа: а) 23,256; 325,23; 685,269; б) 689,254; 2154,23; 325,9865.

2. Округлите дроби: 28,2358; 685,2358; 0,2258 а) до десятых; б) до сотых; в) до целых; г) до тысячных.

3. Сравните: а) 26,325 и 26,328; б) 0,235 и 1,235; в) 958,36 и 958,63.

4. Среди дробей 33,7;11,12;54,02;17,143;0,0019 назовите самую большую и самую маленькую десятичные дроби.

Молодцы ребята, справились со всеми заданиями! Вы научились сравнивать и округлять десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей очень важная операция, например, « великан-микроб» имеет размеры 0,1 мм, а «великан-вирус» 0,0000016мм. Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание микробом или вирусом и узнают какая это болезнь(вирусные инфекции -грипп, корь, энцефалит и др.)

Какие правила вы использовали при выполнении данных упражнений?

По какому правилу нужно округлять десятичные дроби?

Какое мы знаем правило для сравнений десятичных дробей?

5. Верно ли высказывание.

1) Второй после запятой разряд в записи десятичной дроби – разряд сотых

2) Цифра пять в записи 2,35 находится в разряде десятых

3) Корень уравнения х + 2,5 = 6 - число 4,5

4)При умножении десятичной дроби на 1000 запятая в записи дроби переносится вправо через три цифры.

5) Корень уравнения у · 23,17 = 231,7 – число 10

6. Найди ошибку.

а) 8,5+ 2 = 8,7

б) 0,52 – 0,3 = 0,22

в) 0,1 – 0,003 = 0,07

г) 2,5 ∙ 100 = 25

(Поставить знак «+» в оценочный лист)

II . Самостоятельная работа

1 вариант 2 вариант

1. 0,41 - 0,385; (0,025) 1. 62,5 - 8,419; (54,081)

2. 0,613 + 32,7; (33,313) 2. 5,2 + 317,9; (323,1)

3. 3,5 х 18; (63) 3. 0,18 х 12; (2,16)

4. 0,2535 х 100; (25,35) 4. 3,256 х 10; (32,56)

5. 261,6: 8; (32,7) 5. 138,6: 7. (19,8)

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте ответы и поставьте оценки: у кого нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», у кого 3 и более ошибок – «2».

Какие правила мы использовали при выполнении этих заданий?

По какому правилу, мы с вами складываем десятичные дроби?

По какому правилу, нужно вычитать десятичные дроби?

Какое правило используется при умножении и делении десятичных дробей на натуральные числа?

Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?

(Поставить знак «+» в оценочный лист строка «Знание правил»)

III .Правило деления на 10, 100

Как изменяется число при умножении на 10, 100, 1000? Что произойдет с числом при делении на 10, 100, 1000?

Давайте попробуем сформулировать правило деления числа на 10, 100, 1000.

Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000, … , надо:

Перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе.

Какая же у нас тема сегодняшнего урока? (Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.)

Найдем это правило на с.209 прочитаем его.

Вычислить: (у доски) 65,78: 10; 87:10; 8:10; 12,4: 100 ; 54:100; 68,9: 1000

Повторить правило деления на 10, 100 и т.д.

Вычислить:

37,9:1

37,9:10

37,9:100

37,9:1000

197:1

197:10

197:100

197:1000

(Поставить знак «+» в оценочный лист)

IV. Физминутка

V . Работа в группах. Решение задачи.

Стороны одного прямоугольника 12 см и 6,6 см. Площадь второго прямоугольника в 10 раз меньше площади первого. Найдите ширину второго прямоугольника, если его длина 8 см.

    12 ∙ 6,6 = 79,2 (см 2)-площадь первого прямоугольника.

    79,2: 10 = 7,92 (см)- площадь второго прямоугольника.

    7,92: 8 =0, 99 (см)- ширина второго прямоугольника.

(Поставить знак «+» в оценочный лист)

VI . Работа с учебником.

Задача № 1349, с. 210.

Каким способом решаем эту задачу?

(Поставить знак «+» в оценочный лист)

VII . Итог урока.

VIII .Рефлексия. Детям предлагается небольшая анкета

IX . Д/з: № 1375 (3 столбик), № 1387

РЕЗЕРВ.

Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (3 кг)

Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40 км)

У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)

К Айболиту на прием пришли звери. Все, кроме 2, собаки. Все, кроме 2, кошки. Все, кроме 2, зайцы. Сколько животных пришло к Айболиту? (3)

Зайцы пилят бревно. Они сделали 12 распилов. Сколько получилось чурбаков? (13)

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя ученика______________________________________

Вид задания

Отметка

Устный счет

Самостоятельная работа

Знание правил

Решение примеров на деление

Решение задачи по действиям

Решение задачи уравнением

АНКЕТА

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

ПРАВИЛА. Тема: «Десятичные дроби»

1.Натуральные числа - числа, которые используют для счета предметов.

2. Дробью или обыкновенной дробью называется число, состоящее из одной или нескольких равных частей (долей) единицы. Число, которое стоит над чертой дроби, называется числителем, а число, записанное под чертой дроби - знаменателем.

3. Если знаменателем дроби являются числа 10, 100, 1000 и т.п., то такая дробь называется десятичной.

4. При сложении (вычитании) десятичных дробей надо: 1) при необходимости уравнять количество знаков после запятой, добавляя нули к соответствующей дроби; 2) Записать дроби так, чтобы их запятые находились друг под другом; 3) Сложить (вычесть), не обращая внимания на запятую; 4) Поставить запятую под запятыми складываемых (вычитаемых) дробей.

5. Подчёркиваем цифру округляемого разряда.

Вертикальной чертой отделяем все цифры, стоящие справа от округляемого разряда.

Если справа от подчёркнутой цифры стоит цифра 0, 1, 2, 3 или 4, то подчёркнутую цифру оставляем без изменений, а все цифры после вертикальной черты отбрасываем.

Если справа от подчёркнутой цифры стоит цифра 5, 6, 7, 8 или 9, то к подчёркнутой цифре добавляем 1, а все цифры после вертикальной черты отбрасываем

6.Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую;2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

7.Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д. надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.

8. Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую; 2) поставить в частном запятую, когда закончится деление целой части.

9.Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д. надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр влево, сколько нулей стоит в делителе после единицы.

10. Чтобы перемножить две десятичные дроби, 1) выполнить умножение, не обращая внимания на запятые; 2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

11.Чтобы умножить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001 и т. д. надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр влево, сколько нулей стоит в множителе перед единицей.

12. Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, сначала переносим запятую в делимом и делителе вправо на столько знаков, сколько их после запятой в делителе. А затем выполняем деление на натуральное число.

13.Та десятичная дробь больше, у которой целая часть больше. И наоборот, та десятичная дробь меньше, у которой целая часть меньше. при равенстве целых частей у десятичных дробей сравниваются дробные части. Если число символов после запятой у сравниваемых дробей не совпадает, тогда к дроби с меньшим количеством символов приписываем нули и сравниваем получившиеся числа дробных частей
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Вывести правило умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
  2. Развить навыки умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

Задачи урока:

Образовательные: вывести правило умножения и деления десятичной дроби на 10, 100 и т.д.

Развивающие: развитие логического мышления, культуры математической речи, памяти, умения анализировать, развитие визуальных и слуховых каналов восприятия информации

Воспитательные: воспитание умения работать в коллективе, воспитание самостоятельности.

Вид используемого на уроке программного обеспечения:

Презентация (POWER POINT), программа-тренажер “Умножение и деление на 10, 100 и т.д.”,

Необходимое аппаратное обеспечение: локальная сеть Wi-Fi, мультимедийный ноутбук, проектор, экран, нетбуки.

Ход урока

Презентация

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, чему вы научились на прошлом уроке?

Учащиеся: Нужно знать таблицу разрядов.

Учащиеся повторяют разряды, проговаривая их хором. (Слайд 2)

Затем они по очереди читают десятичные дроби, появляющиеся на слайдах презентации. (Слайд 3): 1,2; 1,35; 1,012; 0,008; 0,207; 4,20; 10,01; 0,0001; 5,0043; 10,0107; 2,90461.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Что произойдет с числом, если запятую перенести на 1 разряд вправо? Как изменяется значимость цифры при перемещении ее на 1 разряд влево? (Слайд 4)

Учащиеся: Число увеличится в 10 раз.

Учитель: Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 10 раз? Учащиеся: Умножению на 10.

Учитель: Что произойдет с числом, если запятую перенести на 2 разряда вправо? Как изменяется значимость цифры при перемещении ее на 2 разряда влево?

Учащиеся: Число увеличится в 100 раз.

Учитель: Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 100 раз? Учащиеся: Умножению на 100.

На слайде 6 появляются примеры. Учащиеся объясняют, как их решить, опираясь на правило.

1)12,78*10=
2)14,52*100=
3)2,5*100=
4)9,745*100=
5)0,0021*1000=
6)0,74*1000=

4. Закрепление навыков умножения десятичной дроби на разрядную единицу. (Слайд 7).

Ученики самостоятельно и письменно решают примеры в тетради, затем следует самопроверка решений. Учитель обращает внимание на правильную запись решения (Слайд 4)

    1)0,052*100=
    2)84305*10=
    3)3,08*100=
    4)0,0084*100=
    5)45,006*1000=
    6)203,1*1000=

5. Изучение нового материала.

Учитель: Что произойдет с числом, если запятую перенести на 1 разряд влево? Как изменяется значимость цифры при перемещении ее на 1 разряд вправо? (Слайд 8)

Учащиеся: Число уменьшится в 10 раз.

Учитель: Какому арифметическому действию соответствует уменьшение числа в 10 раз? Учащиеся: Делению на 10.

Учитель: Что произойдет с числом, если запятую перенести на 2 разряда влево? Как изменяется значимость цифры при перемещении ее на 2 разряда вправо?

Учащиеся: Число уменьшится в 100 раз.

Учитель: Какому арифметическому действию соответствует уменьшение числа в 100 раз? Учащиеся: Делению на 100.

На слайде 10 появляются примеры. Учащиеся объясняют, как их решить, опираясь на правило.

1)12,78:10=
2)14,52:100=
3)2,5:100=
4)974,5:100=
5)0,21:1000=
6)0,074:1000=

6. Закрепление навыков деления десятичной дроби на разрядную единицу.

(Слайд 11). Ученики письменно в тетради решают примеры, затем проверяют себя. Учитель обращает внимание на правильную запись решения (Слайд 8)


7. Физкультминутка.

    Быстро встали, улыбнулись,
    Выше-выше подтянулись.
    Ну-ка плечи распрямите,
    Поднимите, опустите.
    Вправо, влево повернитесь,
    Рук коленями коснитесь.
    Сели, встали, сели, встали,
    И на месте побежали.

8. Практическая работа с использованием нетбуков.

Ученики работают с программой-тренажером. (Приложение1) Им нужно решить 7-10 примеров.

Для тех учащихся, кто быстро справился с заданием – дополнительное задание (Слайд 14)

Вставьте вместо звездочки знак действия, а вместо квадратика – число, чтобы получилось верное равенство:

3,582 * _ = 358,2
275,2 * _ = 2,752
5,7364 * _ = 5736,4
0,195 * _ = 1950
205,93 * _ = 2,0593
6817,3 * _ = 6,8173

9. Домашнее задание. Выучить правило, № 662,663,664,665 во всех а) и б).

10. Итоги урока. Учитель предлагает всем оценить свою работу.

Учащиеся делают выводы, повторяют правила, изученные на уроке.