Цитатная характеристика членов семей из романа-эпопеи "война и мир". Сравнение семей ростовых и болконских в романе Описание имения Болконских Лысые горы

Замечательный отец, генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский, вырастил отважного сына и прекрасную дочь – княжну Марью.

Княжна Марья жила в деревенской глуши, она любила своё одиночество и никому не жаловалась на него, она понимала боль отца, несправедливо отправленного в отставку императором Павлом.

Она была глубоко верующим человеком и понимала: крест сверх меры Господь никогда не положит ни на чьи плечи. В трудную минуту эта девушка стала опорой овдовевшему князю Андрею, матерью маленькому осиротевшему племяннику, другом Наташе, потерявшей любимого человека.

Толстой наделил эту героиню благородной душой, которая отражалась в ее лучистых, глубоких глазах.

За умение жертвовать собой, «не требуя наград» Господь дарует ей счастье быть любимой женщиной одного из героев романа – Николая Ростова. Она своей жертвенной любовью спасет близких от отчаяния, отдавая себя без остатка людям. Княжна Марья станет матерью четырёх детей, сумеет воспитать не только их, но и мужа. Не одно поколение их рода будет подражать этой замечательной семье.

Семья Болконских жила по принципу: «Нет выше подвига, чем положить живот свой за други своя…». И для детей были на первом месте, прежде всего, честь, совесть, порядочность. Андрею Болконскому сам Кутузов скажет: « Я знаю: твоя дорога – это дорога чести». И не случайно и на поле битвы при Аустерлице, и при Бородино князь Андрей совершит подвиг.

  • Семья Ростовых

Удивительная семья Ростовых, она считалась самой хлебосольной семьей во всей Москве. По праздникам и в дни именин у них обедало по полгорода. Ростовы не делили людей по рангам и чинам, они всегда помогали нуждающимся. Евангельская заповедь «Возлюби ближнего своего…» – была правилом всех членов этой семьи.

Дети, да и сами хозяева дружили с простыми людьми, никогда не обижали своих слуг, и те платили Ростовым уважением и любовью. В этой семье царил русский дух, поэтому все дети выросли добрыми, щедрыми и благородными людьми.

Во время войны 1812 года эта семья жертвует своим имуществом ради раненых солдат и офицеров. А пятнадцатилетний сын Ростовых Петя добровольцем ушел на фронт воевать и погиб, сражаясь с французами. Николай, старший сын, был храбрым и честным воином.

Нравственной опорой семьи станет Наташа, младшая дочь Ростовых. Это о ней князь Андрей скажет: «Там, где она – там свет, там, где ее нет – там тьма!»

  • Семья Курагиных

Образ другой семьи, князя Василия Курагина, где царил дух наживы, обмана, эгоизма, карьеризма…

Семья князя Василия Курагина жила по принципу выгоды и расчета. Учителями детей были только иностранцы. Сын князя Василия, Ипполит, не мог связать по-русски и двух слов, говорил только на французском языке и считался придурковатым малым, однако отец сумел устроить его в дипломаты, нимало не смущаясь непредсказуемостью и тупостью Ипполита.

Второй сын Курагина, Анатоль, стал причиной несчастья князя Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Развратный и беспутный Анатоль расстроил их брак, решив похитить и обесчестить Наташу.

Очень точную характеристику дал Пьер Безухов дочери князя Василия красавице Элен: «Там, где вы – там зло и разврат». Это она в течение всей семейной жизни она изменяла своему мужу. Это она стала причиной горя многих хороших людей. «Подлой, бессердечной породой назовет Толстой всю семью Курагиных». И, действительно, на деньгах, на выгоде и расчете счастья ни себе, ни детям не построишь…

АНАТОЛЬ КУРАГИН

"...очень хорош и большой повеса..."

"...какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын..."
"...Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света..."

"...Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка..."

"...На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него..."

"...Кроме того, в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства. Как будто он говорил им своим видом: «Знаю вас, знаю, да что с вами возиться? А уж вы бы рады!» <...> такой у него был вид и такая манера..."

"...Он не был тщеславен. Ему было совершенно все равно, что бы о нем ни думали. Еще менее он мог быть повинен в честолюбии. Он несколько раз дразнил отца, портя свою карьеру, и смеялся над всеми почестями..."

"...в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову..."

ИППОЛИТ КУРАГИН

"... Милый Ипполит <...> был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но <...> лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот – все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение..."

"...лицо <...> неизменно выражало самоуверенную брюзгливость..."

"... Из-за самоуверенности, с которою он говорил, никто не мог понять, очень ли умно или очень глупо то, что он сказал..."

ЭЛЕН КУРАГИНА

"...Что за красавица! – говорил каждый, кто ее видел..."

"...у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой..."

"...необычайной, античной красотой тела..."

"...Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем..."

"И как держит себя! Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя!".

"...высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов…"

"...Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он..."

"...Графиня Безухова по справедливости имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально..."

"...Я знал, что она развратная женщина … но не смел признаться в этом..."

"...В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного..."

БОЛКОНСКИЕ

КНЯЗЬ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Внешность Андрея Болконского "... Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой..." "... его красивое лицо..." "... князь Андрей и потирая маленькие белые ручки..." "... князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою ручкой..." "...Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире (по кавалерии), в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга..." (после Аустерлица) "...в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки..." Личность и характер Андрея Болконского Возраст Андрея Болконского в начале романа - 27 лет (в 1805 г.): "...Нет, жизнь не кончена в тридцать один год..." (Андрею Болконскому 31 год в 1809 г.) Андрей Болконский - богатый и знатный дворянин: "...Женское общество, свет радушно принимали его, потому что он был жених, богатый и знатный, и почти новое лицо с ореолом романической истории о его мнимой смерти и трагической кончине жены..." Князь Андрей - светский человек. Он вырос в высшем свете: "...Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка..." При этом Болконский не любит высшее общество: "... Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно..." "... Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти..." Андрей Болконский - умный и начитанный человек: "...он имел репутацию ума и большой начитанности..." Болконский - гордый и жесткий человек. Но с годами он становится мягче: "...он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им интересовались, и все желали его видеть..." "...он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти...." "... этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу..." (виконт Мортемар о Болконском) Андрей Болконский - прекрасный человек, несмотря на свою жесткость: "...Я знаю, что лучше его не бывает людей, и так мне спокойно, хорошо теперь..." Андрей - сдержанный человек. Он следит за тем, что говорит: "... Нельзя, мой милый,везде все говорить, что только думаешь..." (слова Андрея Болконского) Андрей Болконский - волевой человек: "... князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли..." Андрей - хозяйственный помещик: "... Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте..." Болконский - либеральный помещик. Он облегчает жизнь крестьянам: переводит часть крестьян в вольные хлебопашцы, а для других заменяет барщину на оброк: "...во-вторых, потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования. Андрей Болконский строг к своим близким: "...Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей..." Андрей Болконский бывает груб: "...замечаниям Перонской о его грубости..." Андрея Болконского трудно смутить: "...князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен..." Андрей Болконский - самокритичный человек. Он часто критикует сам себя: "... он все критиковал сам свою работу, как это часто с ним бывало, и рад был, когда услыхал, что кто-то приехал..." Андрей Болконский - трудолюбивый и очень способный человек: "... способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он все читал, все знал, обо всем имел понятие) <...> способности работать и учиться..." Андрей любит философа Монтескье - сторонника демократии и разделения власти: "...Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей..." Андрей Болконский любит и умеет танцевать: "...Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени..." "...Князь Андрей любил танцевать..."

Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема семьи и дворянства . Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен).

По мнению Толстого, семья - это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья - это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе «Война и мир» тема семьи по замыслу автора служит важнейшим средством организации текста. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения. В системе всех основных образов романа автор выделяет несколько семей, на примере которых выражает свое отношение к идеалу домашнего очага, - это Ростовы, Болконские, Курагины.

Ростовы и Болконские - это не просто семьи, это жизненные уклады, основанные на национальных традициях. Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых - благородно-наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала XIX века.

В ходе повествования Толстой знакомит читателя со всеми представителями семейства Ростовых, рассказывая о них с глубокой заинтересованностью и симпатией. Дом Ростовых в Москве считался одним из самых гостеприимных, а потому одним из самых любимых. Здесь царил добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви. Это вызывало у некоторых добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью графа Ростова: доброта и любовь всегда притягательны.

Наиболее ярким представителем семьи Ростовых является Наташа - обаятельная, естественная, жизнерадостная и наивная. Все эти черты дороги Толстому, и за них он любит свою героиню. Начиная с первого знакомства, писатель подчеркивает, что Наташа не похожа на других героев романа. Мы видим ее дерзким ребенком, когда на именинах она бесстрашно, несмотря на присутствие графини Ахросимовой (которую боялся весь свет), спрашивает, какое пирожное будет подано на сладкое; затем повзрослевшую, но все такую же живую, непосредственную и обаятельную, когда ей предстоит принять первое важное решение - отказать Денисову, сделавшему ей предложение. Она говорит: «Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный... но не надо... это... а так я вас всегда буду любить...» В словах Наташи нет прямой логики, но при этом они трогательно чисты и правдивы. Позднее мы видим Наташу с Николаем и Петей в Михайловске, в гостях у дядюшки, когда она исполняет русскую пляску, вызвав восхищение у окружающих; Наташу влюбленную в князя Андрея, а потом увлекшуюся Анатолем Курагиным. По мере взросления развиваются и свойства характера Наташи: жизнелюбие, оптимизм, влюбчивость. Толстой показывает ее и в радости, и в горе, и в отчаянии, и показывает так, что читатель не может сомневаться: все ее чувства искренни и неподдельны.

По ходу повествования мы много важного узнаем и графе Ростове: о денежных заботах Ильи Николаевича; о его гостеприимстве и добродушии; о том, как неподражаемо и задорно танцует он Данилу Купора; о том, сколько стараний он прилагает для устройства приема в честь Багратиона; о том, как в порыве патриотического восторга, вернувшись из дворца, где он слышал и видел императора, отпускает своего младшего несовершеннолетнего сына на войну. Графиню Ростову Толстой почти всегда показывает глазами Наташи. Главная ее черта - любовь к детям. Для Наташи она - первый друг и советчик. Графиня понимает своих детей с полуслова, всегда готова предостеречь их от ошибки и дать нужный совет.

С особо трогательной симпатией относится Толстой к Пете - младшему сыну Ростовых. Это прекрасный, добрый, всех любящий и всеми любимый мальчик, так похожий на Наташу, верный товарищ ее игр, ее паж, беспрекословно выполняющий все желания и прихоти сестры. Он, как и Наташа, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет пожалеть пленного французского барабанщика, зовет его ужинать и угощает жареным мясом, так же как звал всех к себе в дом, чтобы накормить и обласкать, его отец, граф Ростов. Гибель Пети - яркое свидетельство бессмысленности и беспощадности войны.

У Ростовых любовь - основа жизни семьи. Здесь не боятся высказать свои чувства ни друг перед другом, ни перед друзьями и знакомыми. Любовь, доброта и сердечность Ростовых распространяются не только на ее членов, но и на людей, волей судьбы ставших их близкими. Так, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный жизнерадостностью Наташи, решается изменить свою жизнь. В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолем Курагиным. Здесь всегда готовы оказать помощь друг другу и в любую минуту встать на защиту родного человека.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с Болконскими. Но Болконские, в противоположность Ростовым, придают большое значение своей родовитости и богатству. У них не принимают всех без разбора. Здесь царит особый порядок, понятный только членам семьи, здесь все подчинено чести, разуму и долгу. Во всех представителях этого семейства ярко выражено чувство фамильного превосходства и собственного достоинства. Но вместе с тем, в отношениях Болконских присутствует естественная и искренняя любовь, скрытая под маской высокомерия. Гордые Болконские по складу характера заметно отличаются от уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение этих двух родов, в представлении автора, возможно лишь между нехарактерными представителями этих семей (Николай Ростов и княжна Марья).

Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Но если описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, то Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова), завсегдатаев балов и светских раутов. Жизненный уклад семьи Болконских основан на любви и сплоченности. Всех представителей семейства Курагиных объединяет аморальность (тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка устроить побег Наташи), расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Не случайно представители семьи Курагиных относятся к высшему свету. С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Достаточно вспомнить искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

Князь Василий Курагин - глава семейства Курагиных - яркий тип предприимчивого карьериста, стяжателя и эгоиста. Предприимчивость и стяжательство стали как бы «непроизвольными» чертами его характера. Как подчеркивает Толстой, князь Василий умел пользоваться людьми и скрывать это умение, прикрывая его тонким соблюдением правил светского обхождения. Благодаря этому умению князь Василий многого добивается в жизни, потому что в обществе, в котором он живет, искание разного рода выгод является главным в отношениях между людьми. Ради своих корыстных целей князь Василий разворачивает весьма бурную деятельность. Достаточно вспомнить кампанию, развернутую с целью женитьбы Пьера на его дочери Элен. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Началась осада Марии Болконской, богатой невесты для Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту «операцию». О какой любви и семейном благополучии может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией рассказывает Толстой о князе Василии, когда тот одурачивает и обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения, скрывая свои поступки под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.

Элен - единственная из всех детей князя Василия, кто не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется тем, что она была настоящей дочерью своего отца и рано поняла, по каким правилам нужно играть в свете, чтобы добиться успеха и занять прочное положение. Красота - единственное достоинство Элен. Она это прекрасно понимает и использует его как средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех присутствующих мужчин. Выйдя замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».

Сыновьями князь Василий открыто тяготится. Младший сын князя Василия - Анатоль Курагин - вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет в глазах». Анатоль уверен, что мир создан для его удовольствий. По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что он «должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует с его пустым внутренним обликом. Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его ухаживания за Наташей Ростовой, когда она была невестой Андрея Болконского. Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия - Ипполит - охарактеризован автором как повеса и фат. Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.

Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной Толстой изобразил с иронией и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для Курагиных и Друбецких все средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью этого является стремление завести выгодные знакомства. Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Женские образы в романе. Проблема истинной и ложной красоты Наташа Ростова

Княжна Марья Болконская

Элен Курагина

1. Детство

Наташа показана в романе, начиная с детских лет - здесь, в детстве, источник ее искренности, непосредственности, веселости.

О детских годах княжны Марьи не сказано ничего о матери в семье не вспоминают, детей воспитывает отец, который является для них авторитетом

Ничего не сказано о детстве Элен и всех Курагиных.

2. Семья. Воспитание

В родительской семье счастлива, жизнь ее гармонична и наполнена событиями. В доме всегда много молодежи, гостей, музыки, веселья. Поэтому Наташа общительна, любит музыку и серьезно занимается пением.

В родительской семье несчастлива, зажата, испытывает чувство страха. Дом живет замкнутой, размеренной жизнью. Все подчинено распорядку дня старика Болконского. Гостей не бывает. Письма к княжне Марье редки, да и те он просматривает. Княжна Марья в одиночестве музицирует на клавикордах.

Взаимоотношения в родительской семье автором не обозначены, их как бы не существует, они холодны и формальны, подчинены законам светского общества и сведены не к душевным внутрисемейным отношениям, а к взаимовыгодным сделкам. Дом Курагиных не показан. Элен появляется только в театре и на светских раутах, подчеркивается ее светская холодность и манерность.

3. Черты характера

Пылкая, искренняя, увлекающаяся, порывистая натура. Она наслаждается жизнью. Любит петь, танцевать, гадать и рядиться на святки, ездит на охоту.

Сдержанная, рассудительная, искренняя натура. В ней много кротости, смирения, жертвенности.

Холодная, высокомерная, равнодушная, самовлюбленная натура.

4. Внутренний мир

Обладает богатой, широкой душой, умеет глубоко чувствовать, страдать, переживать, любить.

Наделена духовным богатством, внутренней гармонией, преданностью, умеет тонко чувствовать, разделять чужое горе.

Показаны ее бездушие, внутренняя пустота, безнравственность, порочность.

5. Любовь

Любовь для Наташи - главное в жизни. Для нее это, в первую очередь, романтические отношения, страсть, сопровождающаяся полетами души, порывами, безумствами. Затем - осознание красоты человеческой души как основы семейного счастья и спокойствия.

Любовь для княжны Марьи - это основа семьи, в которой горит тихий, ровный семейный очаг, построенный на-доверии, гармонии и равновесии чувств.

Понятие любви принципиально не существует для Элен Курагиной. Она никогда не испытывала этого чувства.

6. Своя семья

У Наташи появляется собственная семья*. Она сильно меняется, растворяется в детях и интересах мужа. Главное для нее - здоровье детей. Для Толстого Наташа - идеал жены и женщины-матери.

У княжны Марьи появляется своя собственная семья - муж, дети. Она выстраивает с ними иные отношения, нежели были в ее родительской семье. Заботится о духовном, нравственном воспитании детей. Ведет дневник. Пытается уравновесить пылкий, непростой характер своего мужа - Николая Ростова.

Толстой не дает Элен возможности создать настоящую семью. Первый ее брак с Пьером был браком по расчету, она презирала мужа, относилась к нему снисходительно-надменно и уничижительно отзывалась о нем в обществе. Была готова ко второму, более респектабельному и выгодному браку. Никогда не хотела детей и считала их обузой. Для Толстого она - воплощение худших женских качеств.

7. Вера

В начале романа Наташа равнодушна к вере. Она «как все»: знает и выполняет обрядовую сторону, но душа её еще не наполнена верой. Затем, после истории с Анатолем, разрыва с Болконским и нравственной болезни находит в вере утешение, что во многом способствует ее выздоровлению. Пытается многое понять для себя, почувствовать. Она понимает предсмертное просветление души князя Андрея.

Княжна Марья на протяжении всего романа живет верой, молится, принимает странниц, мечтает о паломничестве. Верит в спасительную силу намоленного образа, который дает брату, уходящему на войну.

Она понимает, что князь Андрей нашел для себя истину в Боге.

Показана как человек, ни во что не ставящий Божьи заповеди. Она эгоистична, не умеет любить людей, лжива, надменна. Обет венчания для нее простая формальность. Элен задумывает перейти в католичество только для того, чтобы, обманув православную церковь, внешне соблюдая приличия, выйти второй раз замуж за более респектабельного и богатого человека.

8. Внешняя и внутренняя красота

Наташа в детстве некрасива, но в юности и молодости ее красота набирает силу, заставляет обращать на себя внимание. Ее красота изменчива в зависимости от душевного состояния, в котором она находится. Но Толстой неоднократно подчеркивает ее «блестящие», «сияющие» глаза. Внешность Наташи - как отражение ее богатого, искреннего внутреннего мира.

Толстой постоянно подчеркивает внешнюю некрасивость княжны Марьи, но «прекрасные лучистые глаза» освещают это лицо удивительным светом. Любовь преображает ее до неузнаваемости. Богатый духовный мир делает внешне некрасивую героиню прекрасной.

Воплощение внешней совершенной красоты и внутренней пустоты и бездушия. Элен напоминает холодную античную статую в светской застывшей маске. Автор не раз упоминает ее «мраморные плечи», как бы отполированные многими восхищенными взглядами, и «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку.

9. Авторское отношение

Любимая героиня Толстого наделена богатой внутренней жизнью, переживаниями, проведена через множество событий, потерь, через взросление и осознание истины. Автор наделяет героиню внутренними монологами, в своих рассуждениях раскрывает мотивы ее поступков, мыслей, чувств.

Княжна Марья - одна из любимых героинь Толстого. Она также проходит через ряд потерь и испытаний.. Но характер ее более устойчив. Она менее увлекающаяся и более рассудительная натура, поэтому ее образ не претерпевает значительных изменений в течение романа. Она изображена Толстым как более цельная натура. Автор также наделяет ее множеством внутренних монологов, она пишет письма, ведет дневник.

Для Толстого образ Элен - это агрессивная пустота в красивой оболочке. У нее нет души, а значит, нет внутренней жизни. Автор не дает ей не только внутренних монологов, но также каких-либо значимых событий и поступков. Нет даже диалогов с другими героями. Её образ почти всегда дан «в пересказе» - о ней говорят, но ее самой нет: говорят о ее успехах, болезни, смерти. Толстому чужд такой тип пустых безнравственных светских красавиц.

Размышление о семейных ценностях (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Семья - это одна из наибольших ценностей в жизни каждого человека. Члены семьи дорожат друг другом и видят в близких людях радость жизни, поддержку, надежду на будущее. Это при условии, что семья имеет правильные нравственные установки и понятия. Материальные ценности семьи нарабатываются годами, а духовные, отражающие эмоциональный мир людей, связаны с их наследственностью, воспитанием, средой.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в центре повествова­ния три семьи - Курагины, Болконские, Ростовы.

В каждой семье тон задаёт глава семейства, и он передаёт своим детям не только свойства характера, но и свою нрав­ственную суть, жизненные заповеди, понятия о ценностях - те, в которых отражены стремления, наклонности, цели и старших, и младших членов семьи.

Семья Курагиных является одной из известных в высших кругах Петербурга. Князь Василий Курагин, человек неис­кренний и недалёкий, тем не менее сумел выстроить для сына и дочери самое выгодное положение: для Анатоля - успешную карьеру, для Элен - брак с одним из самых богатых в России людей.

Когда бездушный красавец Анатоль беседует со старым князем Болконским, он едва удерживается от смеха. Ему пред­ставляются «чудацкими» и сам князь, и слова старика о том, что ему, молодцу Курагину, надо служить «царю и отечеству». Ока­зывается, полк, к которому «причислен» Анатоль, уже выступил, и Анатолю не быть «в деле», что ничуть не смущает светского повесу. «При чём я числюсь, папа?» - цинично спрашивает он своего отца, и этим вызывает гнев и презрение старого Болкон­ского, генерал-аншефа в отставке, человека долга и чести.

Элен - жена умнейшего, однако крайне наивного и доброго Пьера Безухова. Когда умирает отец Пьера, то князь Василий, старший Курагин, строит бесчестный и подлый план, согласно которому незаконнорожденный сын графа Безухова мог бы не получить ни наследства, ни графского титула. Однако интрига князя Василия не удалась, и он с его напором, цинизмом и хи­тростью почти силой соединяет брачными узами доброго Пьера и свою дочь Элен. Пьера поражает то, что в глазах света Элен была очень умной, но только он один знал, насколько она была глупой, вульгарной и развратной.

И отец, и молодые Курагины - это хищники. Одна из их се­мейных ценностей - умение вторгнуться в чужую жизнь и сло­мать её в угоду своим эгоистическим интересам.

Материальные выгоды, способность казаться, но не быть - вот их приоритеты. Но срабатывает закон, согласно которому «…нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Жизнь мстит им страшно: на поле Бородина ампутируют ногу Анатолю (он всё-таки должен был «служить»); рано, в расцвете молодо­сти и красоты, умирает Элен Безухова.

Семья Болконских - из знатного, известнейшего в России рода, богатая и влиятельная. Старый Болконский, человек че­сти, одну из важнейших семейных ценностей видел в том, на­сколько его сын выполнит одну из главных заповедей - быть, а не казаться; соответствовать статусу семьи; не разменивать жизнь на безнравственные поступки и низменные цели.

И Андрей, человек сугубо военный, не задерживается в адъютантах «светлейшего», Кутузова, так как это «лакейская должность». Он на передовых рубежах, в центре сражений при Шенграбене, в событиях при Аустерлице, на поле Бородина. Бескомпромиссность и даже жёсткость характера делают князя Андрея человеком, крайне сложным для окружающих. Он не прощает людям их слабостей, так как требователен к себе. Но постепенно, с годами, к Болконскому приходят мудрость и иные жизненные оценки. В первой войне с Наполеоном он, будучи известным человеком при штабе Кутузова, мог радушно встретить никому не известного Друбецкого, который искал покровительства влиятельных людей. В то же время Андрей мог позволить себе небрежно и даже с презрением отнестись к просьбе боевого генерала, заслуженного человека.

В событиях 1812 г. молодой Болконский, много страдавший и много понявший в жизни, служит в действующей армии. Он, полковник, командир полка и мыслями, и образом действий вместе со своими подчинёнными. Он принимает участие в бес­славном и кровопролитном сражении под Смоленском, идёт тяжёлой дорогой отступления и в битве при Бородине получает рану, ставшую смертельной. Следует отметить, что в начале кампании 1812 г. Болконский «навеки потерял себя в придвор­ном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии».

Добрый дух семьи Болконских - княжна Марья, которая при её терпении и всепрощении сосредоточивает в себе идею любви и доброты.

Семья Ростовых - это любимые герои Л.Н. Толстого, которые воплощают в себе черты русского национального характера.

Старый граф Ростов с его расточительностью и щедростью, увлекающаяся Наташа с постоянной готовностью любить и быть любимой, Николай, который жертвует благополучием семьи, защищая честь Денисова и Сони, - все они совершают ошибки, которые дорого обходятся им самим и их близким.

Но они всегда верны «добру и правде», они честны, они жи­вут радостями и бедствиями своего народа. Для всей семьи это наивысшие ценности.

Юный Петя Ростов убит в первом же бою, не сделав ни еди­ного выстрела; на первый взгляд, гибель его нелепа и случайна. Но смысл этого факта в том, что юноша не щадит своей жизни во имя царя и отечества в самом высоком и героическом смысле этих слов.

Ростовы окончательно разоряются, оставив в захваченной врагами Москве своё имущество. Наташа со всей горячностью доказывает, что спасти несчастных раненых гораздо важнее, чем спасти материальные ценности семьи.

Старый граф гордится дочерью, порывом её прекрасной, светлой души.

На последних страницах романа Пьер, Николай, Наташа, Марья счастливы в состоявшихся, построенных ими семьях; они любят и любимы, они крепко стоят на земле и радуются жизни.

В заключение можно сказать, что высшие семейные цен­ности для любимых героев Толстого - чистота их помыслов, высокая нравственность, любовь к миру.

Здесь искали:

  • тема семьи в романе война и мир
  • Семья в романе война и мир
  • семьи в романе война и мир