Что значит перфоманс. Перфоманс: что это такое и в чем он заключается? Главные элементы перфоманса. Перфомансы Марины Абрамович

Перформанс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — простыми словами: вид современного искусства, где произведением являются действия самого художника-исполнителя или группы художников. Если в других формах искусства объектом выступает картина, скульптура, движущийся объект (кинетическое искусство), то в перформансе сам автор является произведением.

Перформанс — это авангардное и концептуальное искусство. Изредка перформансом называют даже танец, театр, балет. В каком-то смысле это так и есть, однако под самим термином «перформанс» подразумевается нечто другое — то, что имеет отношение именно к узкоспециализированному жанру, или когда выступление создаётся именно как перформанс и ничто другое.

Впервые слово «перформанс» употребил композитор Дж.Кейдж в 1952году,когда исполнил на сцене произведение «4’33″» (4 минуты 33 секунды тишины). Как действующее направление в искусстве появилось только в 1960-е годы. Самыми яркими представителями этого направления в те годы были: Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс, Олег Кулик, Олег Мавроматти, Елена Ковылина и другие.

Перформанс по своей сути является не только ярким стилем авангарда, который пытается противопоставить себя классическим видам искусства и сделать нечто революционное, но и философия особого рода. Посредством особых концептуальных действий автор пытается передать осмысление той или иной стороны жизни. Передать свои ощущения он пытается не через картину, скульптуру или что-то другое, а через живое взаимодействие со зрителем. Зачастую такие выступления очень необычны и неожиданны. Неподготовленный зритель может вообще не понять, что происходит. Здесь цениться, как мнение и отклик опытного зрителя, который понимает в перформансах толк, так и случайного прохожего, который встретился с проявлением такого искусства случайно. По этой причине перформансы проводятся не только в специальных местах, но и на улицах, в общественных местах и т.д.

Живые картины, которые предполагают активное участие не только автора-художника, но и зрителя, представляют из себя акцию по разрушению стереотипов и взгляда на мир под необычным углом. Творческая составляющая здесь претерпевает кардинальные изменения. Если люди привыкли видеть привычное творчество в своём обычном проявлении, то даже абстракционизм или кубизм для человека, не разбирающегося в искусстве, может стать более понятным, чем тот же самый перформанс. Однако некоторые из видов перформанса стали нам давно привычны и понятны. Такие стилистические решения, как , Флэшмоб, тот же планкинг, гарлем шейк и даже скандально-известный панк-молебен Pussy Riot также являются формами перформанса.

Видео: John Cage: 4\’33\’\’ for piano (1952). Первый в мире перформанс.

Вы идете по улице и вдруг видите перед собой две скульптуры, застывшие и будто бы безжизненные. Кто-то кладет монету в шляпу, лежащую здесь же, на тротуаре, и скульптуры оживают. Они исполняют танец или совершают какие-то движения, характерные для персонажей, которых они представляют, а затем снова замирают. Перфоманс (представление) не окончен, пока скульптуры здесь, он продолжается, просто перешел в статичную форму.

«Перфоманс? Что это?» - спросите вы. Это одно из направлений современного искусства. Возникло оно в шестидесятых годах прошлого века, когда ломались стереотипы во всех областях человеческой жизни: искусстве, политике, общественных и межличностных отношениях. Множество новых течений в философии, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке появилось именно тогда. Что касается современного искусства, в то же время появились течения, сходные с направлением «перфоманс-арт» по форме представления - акционизм, хэппенинг и другие. Что же у них общего, и чем они отличаются?

Для начала разберемся, перфоманс - что короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится самим художником или группой участников. От театра его отличает то, что участники перфоманса не играют выученные и отрепетированные чужие роли. Они действуют в рамках изображаемого ними персонажа или группы персонажей, «проживают» его. Написанных ролей у них нет, но сюжет, как правило, присутствует. Еще одна отличительная черта этого направления современного искусства - центральная роль человека, его представляющего. Если у кого-то возникнет вопрос: «Перфоманс - что это?» - можно смело ответить, что это прежде всего сам перфомансист, его тело, жесты, дополнительные атрибуты в виде костюмов, реквизита и других выразительных средств. В этом кроется главное отличие от изобразительного искусства, где объектом представления является полотно или скульптура. Кроме того, в отличие от классического искусства, восприятие и понимание перфоманса не требует специальной интеллектуальной подготовки, оно рассчитано на любого прохожего, который посмотрел, удивился и пошел дальше, не задумываясь над тем, как это действие классифицировать, кто был его основоположником и каковы будут последствия.

Ближайшие соратники такого рода представления - акционизм и хэппенинг. Мы уже знаем про перфоманс, что это театрализованное действие художника, не преследующее никаких конкретных целей и не требующее непосредственного участия публики. В этом его главное отличие от хэппенинга, который возможен только при активном участии публики. Хэппенинг только «затевается» художником, а что же выйдет в итоге, зависит от зрителей-участников.

Акционизм - направление в современном искусстве, которое акцентирует внимание не на плоде творчества, а на самом творчестве, на процессе создания некоего произведения искусства. Художник рисует при публике, музыкант - наступает на музыкальные педали, и из-под его ног звучит музыка и так далее. Постепенно акционизм претерпевал изменения и сращивался с политикой и эпатажем. Сегодня мы видим множество безобразий, называемых «художественными акциями». Одна из самых известных и резонансных из них - «выходка» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Это была протестная акция, осуществленная посредством музыкальных и изобразительных средств (разноцветные колготки на головах, использование музыкальных инструментов, декламирование неких политических текстов). Поэтому девушки полагали, что совершают действие в духе акционизма, что же из этого получилось, мы знаем.

Описанные направления (акционизм, хэппенинг, перфоманс) в искусстве воспринимаются по-разному. И сторонники, и противники приводят весомые аргументы в пользу своих позиций. Пожалуй, единственным достойным судьей в этом споре станет время, которое расставит все по своим местам. Давайте немного подождем…

Перфоманс, стоит обратиться к авторитетным источникам. Согласно словарю живописных терминов, перфоманс (от англ. performance – «выступление», «исполнение», «игра», «представление») – короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой художественной галереи, музея или на открытом воздухе.

Эта форма современного искусства в конце 1960-х годов, вобрав в себя элементы театра, поэзии. Но при всей своей эклектичности перфоманс имеет ряд особенностей, которые делают его вполне самостоятельным явлением сегодняшней культурной жизни.

Отличительные черты перфоманса как формы искусства

Перфоманс является спланированным действом. Он предполагает наличие определенного сценария, в котором может быть продумано все, включая малейшие движения. Действие становится похоже на игру, правила которой определяет сам художник.

Особое значение в действии отводится художнику. Автор перформанса примеряет на себя роль некого персонажа и выбирает определенную поведенческую модель, которая помогает выразить замысел представления.

При этом предполагается невовлеченность зрителя в процесс. Сторонний человек не становится частью художественного действия, а остается наблюдателем.

Перфоманс протестует против традиционных художественных принципов, не требует от зрителя восприятия с позиций привычного искусства. Действие зачастую имеет ироничное, пародийное начало, нацелено на эпатаж. Тем самым выражается радикальная эстетическая позиция художника.

Известные перфомансисты и их работы

Одним из самых знаменитых перформансистов современности является югославская художница Марина Абрамович. Свой творческий путь она начала в конце 1960-х. К этому периоду относятся первые эксперименты со звуком и пространством. Однако настоящую славу ей принесли совместные работы с голландским перформансистом и фотографом Уве Лейсипеном, более известным под псевдонимом Улай.

Яркий пример совместного творчества Абрамович и Улая – перфоманс «Отношения во времени». Художники, расположившись друг к другу спиной, сплели свои волосы и находились в таком положении 16 часов. Все это время в зале галереи не было никого, кроме ее сотрудников. В начале 17-го часа, когда Марина и Улай уже были изрядно утомлены, в зал пригласили зрителей. Художникам удалось продержаться еще час, после чего представление было завершено.

Связанная статья

Популярным жанром современного творчества стал перфоманс. Перфоманс – это вид искусства, при котором художественное произведение состоит только из действий актеров в определенное время и в определенном месте.

Перфоманс впервые появился в 1952 году. Основоположником данного направления искусства считается Джон Мильтон Кейдж, который исполнил на сцене «4 минуты и 33 секунды тишины».

Действие вне времени и пространства

Данная форма выступления появилась в результате уличных выступлений футуристов, театра Баухауза и клоунады дадаистов. Суть заключается в преодолении пространства картины.



В результате творчества многих художников, таких как Крис Бурден, Йозеф Бойс и многих других в 60-е гг. прошлого столетия перфоманс стал новым направлением в мире искусства и творчества. Однако на Западе он просуществовал недолго, и к концу 80-х годов развитие концептуального действия полностью прекратило свое существование.

  • Для западного человека перфоманс стал жанром сумасбродства и искусственной игры, где художник волен начать и закончить действие в любой благоприятный для него момент.

В настоящее время приверженцами данного стиля являются американский историк Стивен Коэн, сербский Марина Абрамович и некоторые российские , такие как Олег Кулик, Елена Ковылина и многие другие.

При посещении культурных мероприятий – спектаклей, выставок, театрализованных шоу – очень часто можно услышать иностранное слово «перформанс». Не каждый из нас понимает его значение. Но чтобы чувствовать себя своим среди своих в обществе образованных и культурных людей, разберем, что это понятие означает простыми словами, и каковы его основные отличия от классического искусства?

Содержание:



Определение

За последние несколько десятков лет искусство подверглось значительным изменениям, которые были не только положительными. Одним из новых веяний, которое имеет весьма противоречивую окраску в искусствоведении, является перформанс (от английского «performance» – представление, действие, спектакль) – это одна из форм современного искусства, где произведением выступают действия самого автора, за которыми зрители наблюдают в режиме реального времени.

Основные черты:

  • Происходящее, которое захватывает дух;
  • Эфемерность;
  • Активность;
  • Основное внимание приковано к одному или двум героям;
  • Очень часто – основное содержание составляют немые сцены, поскольку главное в этом виде искусства – зрительное восприятие;
  • Сам творец, создатель – произведение искусства;
  • Своеобразный синтез, переплетение самых разных спецэффектов – шума, громкого музыкального сопровождения, звуковых эффектов, театральных перевоплощений, ярких необычных актерских костюмов и т.д.

Говоря простыми словами, перформанс – это неординарное, странное, интригующее, иногда шокирующее зрителей представление, всевозможные публичные движения.

Примеры: нашумевший панк молебен «Pussy Riot»; Петр Павленский, прибивший свое мужское достоинство гвоздем к мостовой Красной площади; знаменитый заокеанский живописец Джексон Поллак, постеливший под ноги ватман и рисовавший ними по бумаге разноцветными красками; российский живописец Олег Кулик, примеривший на себя образ человека-пса, который громко рычит и бросается на толпу людей. Подобные действия авторов представлений всегда вызывают сильные эмоции и чувства, живой интерес, бурное обсуждение у зрителей.

Термин «перформанс» впервые был введен в обращение в 60-х годах прошлого века, но его истоки берут начало с рубежа XIX и ХХ веков. Еще в годы перед Первой мировой войной иконоборцы-футуристы и конструктивисты использовали в своих работах идею данного вида искусства. Эти представители нового веяния вдохновлялись бурным темпом развития технологий и в своей работе прибегали к нетрадиционным методам привлечения целевой аудитории к своим картинам с помощью их размещения в альтернативных средствах массовой информации.




Энди Уорхол и Йоко Оно – это второе поколение представителей идей перформанса. Они целенаправленно неожиданно отменяли запланированные встречи с почитателями их творчества. Наперекор всем установленным в искусстве правилам и нормам, эти продолжатели перформанса вовлекали зрителей в содержание художественного действия, аудитория становилась непосредственным участником шоу. Эта тенденция в перформансе является основной и в наши дни.

Перформанс – это, прежде всего, развлечение, приятное времяпрепровождение, но бывает и так, что автор обращается к этому виду с целью распространения и афиширования какой-либо важной информации или проблемной задачи.

Перформанс в искусстве

Если объектом действия в других видах искусства выступает картина, скульптура, то в перформансе – это сам человек. Буквально недавно к перформансу стали относить хореографию и театр, но истинная его сущность проявляется во взаимодействии зрителя и талантливого творца. Для того, чтобы передать созерцателям и ценителям искусства свои переживания, эмоции и мысли, автор задействует все свое тело. С помощью жестов, движений, мимики он доносит основную идею своего произведения до зрителя.




Достаточно часто перформанс стали представлять не только на профессиональной сцене, а и просто на улицах города, что иногда бывает полной неожиданностью для проходящих мимо людей, абсолютно не подготовленных к этому, и не сразу осознается и принимается ими. Для перформанса важны мнение и отзывы не только постоянной аудитории, но и случайных зрителей.

Основные элементы перформанса

Перформанс включает в себя четыре основных элемента:

  1. Непосредственно актер (исполнитель);
  2. Синхронная взаимосвязь случайного прохожего и талантливого творца и их совместное действие;
  3. Время;
  4. Место.

Составляя единое целое, эти элементы создают некоторое живое действие, показанное зрителю в конкретное время и в конкретном месте. Перформанс предусматривает придуманный заранее замысел, в котором в мельчайших подробностях прорисованы все нюансы и детали. Автор берет на себя образ конкретного героя и исполняет его роль, руководствуясь четко построенной моделью поведения, позволяющей донести до зрителя идею, используя разнообразные реквизиты, атрибуты, позы и жесты. Нередки случаи, когда герой перформанса представляет себя с определенной долей иронии и сатиры, рассчитывая таким способом значительно впечатлить случайного зрителя, задеть его за живое.

Виды

Зависят от задач, которые ставит перед собой автор, и значения самого представления для зрителя:

  • Современное исполнение – в основе представления лежит желание автора отразить истинную реальность всего происходящего в настоящий момент времени;
  • Провокационный или соц-арт перформанс – цель исполнителя состоит в том, чтобы продемонстрировать публике свой неудержимый характер и вызвать у зрителя смятение от увиденного, буквально потрясти и повергнуть его в шок.

Отличие инсталляции от перформанса

Современными видами искусства являются хепенинг, инвайронмент, лэнд-арт, инсталляция. Многие путают последнее с перформансом.



Инсталляция (от английского «to install» – устанавливать) – это своеобразный изменчивый, с точки зрения жанра и пластики, вид современного искусства, род занятий, в котором преобладают творец, предопределяющий жест и растянутый эпизод проецирования. Единственным сходством инсталляции с перформансом является факт частоты негативных отзывов общественности об этих видах искусства современности. Инсталляция не изображается, не сочиняется, не играется, она создается техническим способом – собирается, складывается их отдельных, разорванных эпизодов, отрывков, фрагментов.

Искусство инсталляции выражается в представлении пространственной композиции, созданной автором из таких составных частей:

  • Визуальные данные;
  • Текст;
  • Натуральные объекты;
  • Промышленное сырье;
  • Технические изделия;
  • Бытовые объекты.

Марсель Дюшан, французский сюрреалист и дадаист, – родоначальник инсталляции.

Предшественники этого вида искусства, уходящие своими корнями к античным временам, – различные алтарные сооружения в древних культурных местах. Больше всего произведений искусства, относящихся к инсталляции, было во времена знаменитых стилей рококо и барокко. Систематизацию и жанровую осмысленность инсталляция получила относительно недавно, в то время, когда границы образов и жанров внутри искусств были совсем разрушены.



Отличие от классического искусства

Отличительные черты перформанса и классического искусства представлены в таблице.

Отличительные признаки

Перформанс

Классика

Предмет творения

Центром является безличный объект (картина, скульптура)

Необходимость в длительной подготовке

Обдумывается до мелочей, но одновременно предполагает импровизацию, самопроизвольные действия, что создает эффект полной неожиданности для зрителя

Требуется длительная репетиция

Главная роль

Отсутствует

Присутствует

Проживание роли

В последние годы в искусстве появляются все новые и новые направления и веяния. Не все они получают положительную реакцию общества. Это обусловлено глубиной смысла, который они несут в себе. Это относится и к перформансу – виду современного искусства, в котором сам автор является его творением.

За последние полвека искусство претерпело колоссальные изменения, но, к сожалению, не в лучшую сторону. После внимательного прочтения данной статьи вы узнаете про перфоманс, что это такое и чем он отличается от традиционного искусства.

Перфоманс - что это значит?

Данное понятие весьма растяжимое, перфомансом можно окрестить всевозможные публичные акции . Например, знаменитый заокеанский живописец Джексон Поллак постелил на дороге ватман, стал на него голыми ногами и разбрызгал на бумаге разноцветные краски, а российский живописец Олег Кулик вжился в образ человека-пса и бросался, на людей громко рыча.

Есть несколько определений термина «перфоманс» :

  • Модель искусства, в котором основное действие составляет один или несколько человек;
  • Небольшое театральное представление, которое показывает профессионал с маленькой группой добровольцев. Обычно выступление происходит практически без слов, потому что главное в перфомансе - визуальная часть;
  • В первую очередь он ориентирован на визуальное восприятие, перфоманс является своеобразным синтезом различных эффектов, громкой музыки и театра.

В перфомансе сам художник является произведением искусства.

Что такое перфоманс в искусстве?

В основу данного искусства положено действие человека. Если в иных течениях искусства основную роль играют статуи и картины, то в перфомансе творением искусства считается сам индивид. Совсем недавно перфоманс стали связывать с хореографией и театром, но в истинном виде его считают взаимодействием созерцателя и талантливого автора. С помощью своего тела человек старается передать зрителям свои замыслы, мысли и чувства.

Очень часто схожего рода выступления становятся полной неожиданностью для прохожих. Совсем не подготовленный созерцатель сразу может не осознать, что происходит. Перфоманс очень высоко ценит как эксперта данного искусства не только постоянного зрителя, но и случайного прохожего. По данной причине перфомансы показывают не на профессиональной сцене, а чаще всего на улице.

Чем отличается инсталляция от перфоманса?

Многие люди знают такие слова как перфоманс и инсталляция. Но, к сожалению, не часто можно услышать положительные отзывы об данных модных направлениях. Так чем же отличается перфоманс от инсталляции? И какие определяют перед собой цели и важные задачи живописцы, действующие в данных направлениях.

Слово «инсталляция » произошло из английского языка из глагола «to install», что в переводе на русский язык означает - «устанавливать», что в какой-то степени изображает технические критерии выработки инсталляции: её не «изображают» и не «сочиняют», а именно определяют, образовывают и собирают из раздельных разрезанных фрагментов.

Искусство инсталляции - пространственная композиция, сделанная живописцем из разнообразных элементов:

  1. Зрительной информации;
  2. Текстовой информации;
  3. Естественных объектов;
  4. Индустриальных мануфактур;
  5. Индустриальных изделий;
  6. Объектов быта.

Разнообразные возведения алтарного вида в культурных помещениях считаются самыми античными предшественниками инсталляции. Множество инсталляционно-подобных вещей было в разное время, а особенно в эпоху стилей рококо и барокко. Инсталляция, всё-таки, систематизировалась и жанрово была осмыслена совсем недавно, когда почти полностью разрушились образные и жанровые рубежи внутри искусств.

Родоначальниками инсталляции были сюрреалист и дадаист из Франции Марсель Дюшан .

Наравне с предметами, акциями, хеппенингами, перфомансами, инвайронментом и лэнд-артом, инсталляция являет своего рода плавающий, в жанровом и пластичном отношении, вид занятий, где преобладающими являются предопределяющий жест, живописец и расширенный отрывок проецирования.

Основные элемента перфоманса

Он содержит в себе 4 основных элемента, которые выделяют перфоманс на фоне остальных классических объектов искусства, таких как изваяние или холст.

К данным элементам причисляются:

  • Сам исполнитель;
  • Одновременное взаимодействие случайного свидетеля и гениального исполнителя;
  • Время;
  • Пространство.

Опираясь на эти элементы, можно с уверенностью утверждать, что перфоманс - это некое живое изображение, продемонстрированное зрителям в определённый час и в определённом месте. Он предполагает обусловленный план, где с точностью продуманы все мельчайшие движения. Автор облачает себя в образ какого-нибудь героя и чётко следует определённому типу поведения, который дозволяет сформулировать идею его выступления при помощи разнообразных атрибутов, поз и жестов.

При этом прохожие не завлекаются в данный процесс, а являются только зрителями . Очень часто герой нашей статьи представляет собой сатирическое действие, рассчитанное на весьма сильное впечатление случайного свидетеля.

Какие бывают виды перфоманса?

Обычно он бывает нескольких типов и в первую очередь зависит от поставленной задачи и значения выступления. Чаще всего зрителям предлагают увидеть современное исполнение, но лишь иногда на городских улочках возможно наблюдать такие своеобразные действия, как провокационный или соц-арт перфоманс.

В первом случае выступление основывается на желании исполнителя изобразить истинную достоверность всего, что происходит на данный момент. Во втором случае показать зрителям свой неукротимый нрав и пробудить у людей сильное потрясение от просмотренного или даже ввести зрителя в состояние шока.

Чем перфоманс отличается от классического искусства?

Главное различие классического искусства от современного перфоманса состоит в предмете творения. Если в классическом искусстве в центре заинтересованности стоит безличный объект (холст, изваяние), сотворённый талантливым исполнителем, то в перфомансе основным является сам исполнитель.

Если спектакль требует длительной репетиции, то перфоманс хотя и обдумывается до мелочей, но предполагает самопроизвольные деяния и эффект полной неожиданности в час выступления. В перфомансе напрочь отсутствует известное всем понятие «главная роль».

За последние десятилетия в современном искусстве стали появляется всевозможные течения в данной статье мы приоткрыли завесу тайны и узнали про перфоманс, что это такое действие, в котором сам исполнитель является произведением искусства.

Видео-перфоманс «Хочу шубу»

В этом ролике художник Вероника Орлова покажет «кровавый перфоманс» на площади в Санкт-Петербурге в защиту пушных животных, из которых человек изготавливает меховые изделия: