Что значит иметь слух. Музыкальный слух: мифы и реальность. Мужчины и женщины слышат музыку одинаково

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.

Преподаватели музыки, вынося вердикт «медведь на ухо наступил», ставят крест на певческой и музыкальной карьере многих людей. Но действительно ли музыкальный слух — удел избранных, или нам чего-то не договаривают? Узнайте ответ здесь, а заодно пройдите тест на наличие музыкальных данных.

Отсутствие музыкального слуха — миф или реальность?

Ученые провели эксперимент по изучению наличия музыкального слуха у собак. Играя на фортепиано одну из нот, они давали псу есть. Через время у собаки выработался рефлекс, и, заслышав нужный звук, она бежала к миске с едой. На другие ноты животное не реагировало. Но если даже у четвероногих братьев наших меньших есть музыкальный слух, то почему в мире так много людей, у которых его нет?

Отсутствие музыкального слуха — миф, в который нас заставили поверить. Ученые утверждают: способность слышать ноты и воспроизводить их есть у каждого, просто не у всех она развита одинаково хорошо. Поэтому музыкальный слух и бывает:

  • абсолютным — такой человек способен определять высоту нот без сравнения с эталоном. Такие уникумы рождаются один на десять тысяч. Обычно этим даром обладают скрипачи и пародисты, имитирующие звуки;

  • внутренним — позволяющим, глядя на ноты, правильно воспроизвести их голосом. Этому учат на уроках сольфеджио в музыкальных школах и консерваториях;
  • относительным — наделяющим своего хозяина способностью точно определять интервалы между звуками и их длительность. Обычно это свойственно трубачам.

Чувство ритма тоже является частью музыкального слуха. Лучше всего оно развито у барабанщиков.

Чтобы определить уровень развития музыкального слуха, обычно обращаются к специалисту. Он предлагает выполнить несколько заданий:

  • повторить мелодию. На инструменте проигрывается музыкальная фраза, которую испытуемый должен воспроизвести голосом, отбивая такт хлопками;

  • отстучать ритм. С помощью карандаша задается ритмический рисунок, который нужно повторить. Таких заданий придется выполнить несколько, и каждый раз ритм будет усложняться;
  • воспроизвести интонирование. Проверяющий напевает мелодию, а тот, которого проверяют, должен ее повторить, сохранив все интонации исполнителя.

Вам могут предложить еще одно задание: угадать ноту. Стоя спиной к музыкальному инструменту, вы должны назвать, какой звук октавы сыграл педагог.

Сразу скажем: такой способ определения уровня музыкальных способностей наиболее точный. Хотя в домашних условиях вы тоже можете попытаться проверить, есть у вас развитый музыкальный слух или нет. В этом вам поможет сайт «Все для детей», где в разделе «Музыкальные тесты» вы найдете далеко не детское задание, выполнив которое, получите объективную оценку своих музыкальных данных, а также узнайте, как быстро выучить ноты на гитаре , оказывается, это совсем не сложно.

Музыка — универсальный язык человечества. Генри Уодсуорт Лонгфелло

Проверить свои способности в распознавании музыкального звучания можно и с помощью заданий, которые предлагаются в этом видео:

Способы развить музыкальный слух

Почему одни люди рождаются с абсолютным слухом, а у других он далек от совершенства? В этом виноват наш мозг. За развитие музыкального слуха отвечает небольшой отдел правого полушария. Там находится белое вещество, которое контролирует передачу информации, в том числе и звуковой.

От количества этого вещества во многом зависит способность правильно воспроизводить ноты. Увеличить его объем невозможно, но вот ускорить протекающие там процессы вполне реально. Для этого существуют упражнения по развитию музыкального слуха. Мы приведем самые действенные из них.

Гаммы

Проиграйте на инструменте все семь нот по порядку и напойте их. Затем проделайте то же самое без инструмента. Когда результат вас удовлетворит, порядок нот следует поменять на обратный. Упражнение скучное и однообразное, зато эффективное.

Интервалы

Играя на инструменте две ноты (до-ре, до-ми, до-фа и т. д.), пытайтесь потом повторить их голосом. Потом проделайте то же упражнение, но уже двигаясь с «верха» октавы. А затем попробуйте проделать то же самое, но уже без пианино.

Эхо

Такое упражнение используют воспитатели детского сада, но оно отлично подходит и взрослым. Воспроизведите с помощью любого проигрывателя (подойдет и телефонный плеер) несколько музыкальных фраз из любой песни, а затем повторите их сами. Не получилось? Сделайте несколько попыток, пока результат вас не удовлетворит. После чего приступайте к следующему песенному отрезку.

Танцы

Включайте любую музыку и танцуйте — так вы развиваете ритмический музыкальный слух. Этому неплохо способствует и чтение стихов под музыку.

Подбор мелодии

Пытайтесь подобрать знакомую мелодию на инструменте. Получится не сразу, но когда выйдет, вы, во-первых, поверите с свои силы, во-вторых, совершите большой прорыв в обучении.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление ис­ключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учереждение дополнительного образования

Муниципального образования город Ирбит

«Ирбитская музыкальная школа»

Методическое сообщение на тему:

Музыкальный слух –

направления и методы его развития

Разработчик: Головкина В.А.,

преподаватель фортепиано

Ирбит 2016

Музыкальный слух –

направления и методы его развития.

«Антислуховая» педагогика – это движения по наименьшему сопротивлению, используя память рук и глаз».

Б.Теплов

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха. Хорошо развитый слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможность чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки (при пении или при игре на инструменте). Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности его развития практически безграничны. Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина - сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.
Успешное развитие слуха зависит от многих факторов, но особенно - от своевременного, как можно более раннего, погружения в мир музыки. Создатель всемирной фирмы «Sony» Масара Ибука в своей книге «После трёх уже поздно» говорит о необходимости правильного воспитания с самого раннего детства. Он предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что, то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи.

Опыт педагога-теоретика из Тамбова М.В. Кушнира также подтверждает опыт японского исследователя. Своего ребёнка он начал учить музыкальному языку с грудного возраста. С первых дней его сын имел возможность слушать классическую музыку, через тактильные ощущения воспринимал ритм. Через несколько лет он мог спеть ту музыку, которую слышал в грудном возрасте. М.В. Кушнир убеждён, что у каждого ребёнка музыкальный багаж должен накапливаться с самого раннего детства, как это было в любой дворянской семье (пение колыбельных, музицирование). М.В. Кушнир создал в своём классе музыкальный багаж искусственно.

Свойства и виды музыкального слуха.

Музыкальный слух - это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Различают 2 разновидности музыкального слуха:

  1. Способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух;
  2. Способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки - внутренний музыкальный слух или внутреннее слуховое представление.

Деление музыкального слуха на внешний (как восприятие) и внутренний (как представление музыкального материала) соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей, а именно - восприятию явлений и предметов и представление их.

Музыкальный слух включает в себя несколько видов:

  • звуковысотный,
  • мелодический,
  • полифонический,
  • гармонический,
  • тембро -динамический.
  • внутренний (музыкально-слуховые представления).

Безусловно, если один из видов развит недостаточно, это в процессе обучения можно сразу почувствовать. Мелодический, гармонический, темброво-динамический слух надо воспитывать и развивать. Существует ещё и вокальный слух, то есть способность правильно интонировать, но его несовершенство может компенсироваться внутренним слухом.

Звуковысотный слух

По словам Теплова, «не может быть музыкальности без слышания музыкальной высоты».

Звуковысотный слух развивается в процессе занятий, работы над произведением. В значительной степени влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. При правильном подходе к начальному обучению можно воспитать и довести звуковысотный слух до совершенства.

Условия развития:

  • Настроенный инструмент даёт чувство стройности.
  • Вокал даёт чувство высоты (действенное средство). Подпевание - форма проявления слуховых представлений. Как метод самонаблюдения при выраженном сопении, гудении.

Методы:

  • унисон с инструментом;
  • дублирование голосом играемой мелодии во время игры (Щапов);
  • пропевание одного из 2-х, 3-х, 4-х голосов (Бах). Профессор Санкети развил свой слух до абсолютного;
  • небыстрое чтение с листа с одновременным определением на слух

интервалов, аккордов;

  • чередование пения и игры по фразам (Нейгауз);
  • пропевание целиком основных тем и мотивов до непосредственного воплощения на клавиатуре.

Мелодический слух.

Мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Хотя чистота интонирования, точность воспроизведения и восприятия звуковысоты музыкальной мысли необходима.

  1. Интонация - это осмысление звучания. Мелодический слух находится в прямой зависимости от художественного качества. «Интонация - ядро музыкального образа, как средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения» (К.Н. Игумнов).
  2. «Интервал - наименьший интонационный комплекс» (Б.В. Асафьев). Мелодический интервал - это та или иная степень напряжения.
  3. Мелодический рисунок должен быть пережит. Он воспринимается через ощущение его и упругости, сопротивляемости, психологической весомости.

а) близкий или далёкий;

б) консонанс или диссонанс;

в) в пределах лада или «вне его» (Савшинский).

Слышание продольных (горизонтальных) интонационно-интервальных строений, т.е. «музыкальных слов» (мотивов) - один из важных аспектов развития мелодического слуха

  1. Восприятие мелодического целого.

Фортепиано требует сильного, яркого, воссоздающего слухового воображения. Поэтому мыслить и действовать надо так, «чтобы малое вбиралось большим, большее – еще более значимым, чтобы частные задачи подчинялись центральным» (Баренбойм). «Продольное слышание – горизонтальное мышление» (К.Игумнов).

Вот как рассказывает Майкапар об игре А.Рубинштейна: «Огромное построение фраз, при всей ясности входящих в его состав мотивов, мелодий, частей, объединялись у него в одно неразрывное целое, как одна фраза колоссального объема».

Л.Оборин ценил в игре «напряжение от звука к звуку, рельеф контура мотива, искренность, но не вседозволенность».

Творческое начало – одно из национальных черт русской фортепианной школы. Я.Флиер рекомендовал петь не только мелодию, но и другие детали фактуры, приближая их к звучанию человеческого голоса.

Методы и приёмы:

а) Проигрывание мелодии без сопровождения.

б) Восприятие мелодии на более простом сопровождении (Гольденвейзер).

в) Исполнение на фортепиано аккомпанемента и пропевание мелодии, желательно «про себя».

г) Рельефное, укрупненное по звуку проигрывание мелодии на РР в аккомпанементе (Н. Метнер).

Д.Асафьев требовал от слуха ежеминутного осознания логики развертывания звучащего потока, через интонацию, смысл, живую речь.

Полифонический слух.

Лишь тогда, когда каждый голо, в своих повышениях понижениях, поет самостоятельно, самостоятельно делает свои акценты, самостоятельно декламирует музыкальную мысль – лишь «тогда начинает светиться душа рояля» (Мартинсен).

Полифоническое ухо необходимо всюду, т. к. умение воспринимать и оперировать несколькими музыкальными линиями требуется в любой форме или жанре. Важен объём слухового внимания, его устойчивость и распределяемость.

Одни из главных заповедей:

  1. Умение оттенить, высветить отдельные элементы звуковых конструкций.
  2. Не дать «слипнуться», спутаться нитям музыкальной ткани.

«Звуковая перспектива» по Флиеру и Игумнову, как у художников: передний план, фон, линия горизонта не только в полифонии, но и в гомофонии.

Методы и приёмы:

г) Исполнение вокальным ансамблем полифонических произведений.

Все фуги пелись в классе Н. Метнера.

д) Проигрывание целиком с показом насыщенно одного из голосов, другие затушёвывая.

Гармонический слух.

Музыкальное развитие детей, их слуховая готовность требует тактильных ощущений, т.е. практического погружения в мир гармонии. Наступает момент, когда необходимо перейти от образно-теоретического освоения гармонии к практическому, иначе гармония окажется лишь теоретическим предметом, а это может затормозить музыкальное развитие ученика. Требуется обратная связь, которая рождается лишь при игре на инструменте: «слышу - осязаю».

Гармонический слух - это проявление слуха к созвучиям: комплексам различной высоты в их одновременном сочетании. Сюда входят: умение отличить консонирующие от диссонирующих созвучий; слуховое «небезразличие» к ладовым функциям аккордов и их тяготениям; разборчивость на части правильных и фальшивых аккомпанементов. Всё это требует работы по формированию таких умений и навыков.

Механизм формирования гармонического слуха:

а) Восприятие ладовых функций аккордов;

б) Восприятие самого характера звучания вертикали. Аккордовая вертикаль. Повторение, освоение ведёт к образованию представлений. Через оседание и закрепление в слуховом сознании аккордовых формул и формируется гармонический слух.

Пристальное «всматривание» в ладогармонические связи, соединенные последования в процессе длительных контактов «просвещают» и окультуривают гармоническое ухо.

«Знание законов тональностей и интервалов, угадывание аккордов и голосоведения – дают музыкальный талант» (Н. Римский-Корсаков).

Приёмы и метода развития:

  1. Проигрывание в медленном темпе с вслушиванием до понимания склада композиции, её модуляционного плана, мелодического и гармонического содержания, выводя из этого фразировку, оттенки, педаль и т.д.
  2. Извлечение их произведений «спрессованных» гармоний и последовательное, «цепочечное» проигрывание их на клавиатуре (Оборин, Нейгауз).
  3. Арпеджированное исполнение новых или сложных аккордовых образований. Метод дробления, упрощения.
  4. Варьирование, видоизменение фактуры при сохранении гармонической основы.
  5. Подбор гармонического сопровождения к мелодиям, игра с листа цифрованного баса.

Так как методик по развитию гармонического слуха мало, каждый продвигается как может. Это и цветные ступени гамм, затем на такого же цвета карточках картинки для интервалов, аккордов.

Придумываются всевозможные игры (слуховые, зрительные, образные), примерно в следующей последовательности:

  1. Интервалы.
  2. Трезвучия (TDT, TST). Играть секвенционно, по диатоническим и хроматическим ступеням гаммы.
  3. Гармонические последовательности, осуществляя соединения по общему звуку.
  4. Разные виды фактурной фигурации в жанрах марша, вальса, польки и

т. д. Аккорды двумя или одной рукой, разбивая их.

  1. D и его обращения с разрешениями на слух, называя ноты, по секундам секвенционно.
  2. Подбор мелодии, с аккомпанементом или с использованием готовых мелодий в песенниках и подбором к ним сопровождений.

Тембро-динамический слух.

Это высшая форма функционирования музыкального слуха. Для тем- бро-динамики имеются значительные возможности в исполнительстве. Этот вид важен во всех видах музыкальной практики, начиная со слушания музыки, но особенно в исполнительстве. Важно, чтобы ученик слышал музыку темброво: звук тёплым - холодным, мягким - острым, светлым - тёмным, ярким - матовым и т. д.

Определить, конкретизировать художественные требования к звуку - главная задача педагога. Метафора, ассоциация образа, меткое сравнение способствуют развитию слухового воображения. Если сталкиваешься со слабо развитым тембро-динамическим слухом ученика - следует проигрывать пьесу с утрированием нюансировки. Больше играть с оттенками, искать тончайшие нюансы, слухом вытягивать желаемое звучание.

Внутренний слух.

Это музыкально-слуховые представления. Развитие этого вида слуха - одна из главных и очень важных задач:

  1. «Способность к мысленному представлению тонов и их отношений без помощи инструмента или голоса». (Римский- Корсаков).
  2. Способность произвольного, не скованного обязательной опорой на внешнее звучание, оперирования слуховыми представлениями.
  3. Исполнительский внутрислуховой образ - это новообразование, а не простая копия звучания. Поэтому важно с первых шагов уделять внимание подбору: вижу-слышу, слышу - представляю движение. Играть мысленно - значит думать. (А.Рубинштейн). Также уместна игра без инструмента.

Приёмы развития:

  1. Подбор по слуху, транспонирование.
  2. Исполнение в замедленном темпе с установкой на предслышание последующего материала.
  3. Проигрывание способом «пунктира»- фраза вслух, фраза « про себя» и при этом сохранять слитность движения.
  4. Беззвучная игра на клавиатуре - пальцы слегка дотрагиваются до клавиш.
  5. Прослушивание малоизвестных сочинений с прочитыванием текста одновременно.
  6. Освоение музыкального материала «про себя».
  7. Выучивание пьесы или его отдельного куска глазами наизусть, а лишь затем его осваивать на клавиатуре.

Экскурс в историю.

Если слегка углубиться в историю музыкального воспитания, то необходимо отметить, что придворные, служившие при дворах вельмож и королей, были обязаны иметь музыкальное образование, т. к. им постоянно приходилось петь с листа и играть на различных инструментах. В исполнителях же ценилось прежде всего умение импровизировать. В России музыкальное воспитание вводиться как обязательная дисциплина в учебных заведениях с конца XVIII - начала XIX века. Появляются частные учителя. В Петербурге - Рангоф; Гнесины - в Москве; Майкапар - в Твери.

Музыкальная школа старого типа не разграничивала подготовку любителей и будущих профессионалов. Постепенно положение меняется.

Отходят в сторону музыканты умеющие почти всё. Приходит время специалистов узкого профиля. Сейчас мы опять возвращаемся к дифференцированному подходу воспитания детей. Но слуховым навыкам внимание уделяется в разных местах по-разному. Развитие же слуха, по словам Р.Шумана, самое важное.

Развитие навыков с развитием слуха и есть обучение. От слухового воображения зависит все. Творческая работа труднее механической, тренировать ухо труднее, чем тренировать пальцы (Игумнов).

«Ученик окажет себе очень хорошую услугу, если он не устремится к клавиатуре до тех пор, пока не осознает каждой ноты, секвенции, ритма, гармонии и всех указаний, имеющихся в нотах». (И.Гофман).

Литература:

  1. Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978г.
  2. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К., 1982г.
  3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002г.
  4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984г.
  5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К.,2001г.

Анатолий Воронин

Большинство людей любят петь или играть на музыкальных инструментах. Тем не менее, далеко не у всех это получается хорошо. Очень часто правильному исполнению мешает отсутствие музыкального слуха. Многие считают, что эта способность является врожденной, и ее невозможно усовершенствовать.

На самом деле существуют практические способы, как музыкальный слух можно развить самостоятельно, даже в домашних условиях. В данной статье мы расскажем вам, как можно без особого труда развить абсолютный музыкальный слух, и что для этого необходимо делать.

Виды музыкального слуха

Музыкальный слух – достаточно сложное и многогранное понятие.

Среди его разнообразных видов можно выделить основные:

  • абсолютный слух – способность безошибочно определять любую ноту, не сравнивая ее с заведомо известными звуками. Считается, что это умение может быть только врожденным, хотя некоторые ученые имеют другое мнение по этому вопросу;
  • интервальный или относительный слух – умение узнавать высоту звуков, сравнивая их с эталонными. Развить можно самостоятельно именно относительный вид. И сделать это настолько хорошо, что его будет невозможно отличить от абсолютного;
  • ладовый слух – умение чувствовать и слышать различия и взаимоотношения между звуками в определенной музыкальной композиции. Развитие этого вида особенно важно для тех, кто учится играть на музыкальных инструментах;
  • звуковысотный вид помогает определять, отличаются ли звуки по высоте, даже при минимальной разнице;
  • мелодический слух позволяет слышать и понимать, как меняется высота звуков по мере проигрывания мелодии. Для тех, кто занимается вокалом, наиболее важен именно этот вид;
  • гармонический вид позволяет услышать созвучия, определить, из скольких и каких конкретно звуков состоит аккорд;
  • наконец, ритмический слух определяет возможность чувствовать ритм, то есть различать длительность звучания нот в их последовательности.

Как в домашних условиях самому развить музыкальный слух?

Для развития относительного слуха человеку достаточно всего лишь по 30-40 минут в день выполнять следующие упражнения:


  1. Пение гамм. На любом музыкальном инструменте необходимо сыграть гамму до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до и одновременно пропеть ее голосом. Затем повторить то же самое без инструмента. Через некоторое время можно сыграть гамму в обратном направлении и спеть ее с инструментом и без;
  2. Проигрыш интервалов. Упражнение, аналогичное предыдущему. Здесь необходимо сначала сыграть на музыкальном инструменте любой нотный интервал в прямом и обратном направлении, а затем пропеть его голосом;
  3. Эхо. Это упражнение замечательно подойдет даже для ребенка, ведь для него не нужно никаких специальных умений. Для взрослых людей оно также чрезвычайно полезно. Включите на магнитофоне или компьютере вашу любимую песню и прослушайте только первую строчку. Выключите запись и пропойте ее голосом. Повторяйте так с каждой строчкой не менее 3-5 раз, пока песня не закончится;
  4. В начале занятий работайте в среднем диапазоне, не стараясь взять очень высокие или низкие ноты. Когда вы научитесь хорошо определять звуки, повторяйте все вышеуказанные упражнения сперва максимально высоким, а затем низким голосом;
  5. Наконец, легче всего развить это качество, просто постоянно занимаясь музыкой. Слушайте любимые произведения, подпевайте известным исполнителям, пробуйте играть на разных музыкальных инструментах, танцуйте. Постарайтесь сочинить хотя бы простенькую песенку. Также очень полезно популярное сегодня развлечение – караоке.

Как можно быстро развить музыкальный слух у ребенка?

Кроме упражнения «Эхо», описанного в предыдущем разделе, для детей можно использовать следующие методики:


  1. Прочитайте ребенку отрывок из его любимой сказки. Он должен запомнить столько, сколько
    сможет. Через некоторое время попросите малыша повторить все, что вы ему прочитали. Упражнение нужно делать до тех пор, пока кроха не сможет в точности воспроизвести отрывок;
  2. Усложните предыдущее упражнение – попросите ребенка не только повторить текст, но и постараться произнести его с вашей интонацией. Каждый раз читайте сказку по-разному;
  3. Следующее занятие подойдет для группы детей. Посадите всех ребят в круг, а одному из них завяжите глаза. Пусть малыши по очереди произносят определенные слова, а тот, у кого завязаны глаза, пытается отгадать, кто и что сказал;
  4. В дальнейшем можно проделать эти же упражнения с детскими песнями. Пропойте отрывок из любимой песни вашего сына или дочери, и пусть малыш за вами повторит.
admin

Считается, что и музыкальный слух – это дар, который человек получает при рождении. Поэтому вокалистами становятся избранные люди. Остальным остается пение под караоке, фальшивые ноты и непопадание в темп. Практика показывает, что человек в состоянии прокачать любой навык. Как гимнасты развивают гибкость, а спортсмены – выносливость. Также обстоит дело и со слухом. Постоянные тренировки дадут результат, и вы зазвучите чисто и красиво. Как развить музыкальный слух?

Зачем развивать музыкальный слух?

Если вы решили связать жизнь с музыкой, то без развития слуха не обойтись. Он нужен вокалистам, певцам, звукорежиссерам, продюсерам и специалистам, касающимся музыкальной сферы. Музыканты трактуют состояние, когда человек не попадает в ноты. Это отсутствие связи между слухом и звуком. Другими словами человек слышит ноты, понимает звучание мелодии, но когда дело доходит до вокала, то выдает фальшивое пение.

У музыкантов не возникает вопрос, зачем развивать музыкальный слух? А вот любители вокала, люди, видящие себя на сцене либо одаренные природой, задумываются над этой дилеммой. Нет предела совершенству. Даже если начальные данные заложены природой.

Люди с плохим слухом и мечтающие петь, при таких показателях ставят крест на мечте, не задумываясь над развитием навыков. Если ребенок мечтает о сцене, то поддержите его. Запишите для начала в музыкальную школу. Улучшение музыкального слуха полезно для детей, помогает при изучении иностранных языков.

Музыкальная школа, пройденная в детстве – это хорошая основа для улучшения слуха. Но, можно обойтись и домашними упражнениями. Здесь важна частота тренировок и четкая программа. Если хотите более быстрый результат, то наймите репетитора, который даст частные уроки сольфеджио.

Как развить музыкальный слух самостоятельно? Воспользуйтесь подборкой приведенных упражнений:

Понадобится музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Вначале нажимайте клавиши подряд от ноты «до» до «си». Прислушайтесь к звучанию клавиш и пропойте гаммы. Вначале вверх, затем вниз. Если фальшивите, то начинайте сначала. Чтобы закрепить результат и прочувствовать звучание нот, сделайте упражнение несколько десятков раз (20–30 повторов).
Выберите музыкальные произведения, которые вам нравятся. Подбирайте мелодичные песни. Реп и рок не подойдет, поскольку такие произведения далеки от мелодичности. Далее включайте песню, прослушиваете небольшой отрезок и останавливаете трек. Старайтесь полностью повторить песню, попадая в ноты. Если возникли сомнения, то прослушайте отрывок вновь. Поработайте эхом, дослушав песню до конца.
Возьмите музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Перед вами стоит задача слушать и петь интервалы. Данное занятие эффективно помогает для развития музыкального слуха. Берете любую ноту и соединяете ее со следующей. Например, «до» — «ре» и так до ноты «си». Прослушиваете звуки, затем воспроизводите их. Повторяйте упражнение несколько раз, проигрывая музыкальную комбинацию вверх и вниз.

Выберите ноту из музыкального ряда и «опевайте» ее со всех сторон. Для этого постройте следующую комбинацию. Для начала берете базовую ноту, затем повышаете на один тон вверх. После возвращаетесь в исходную позицию и берете направление к нижнему полутону. Заканчиваете «опевание» базовой нотой. На практике выглядит следующим образом: «до–ре–до–си–до». Продолжайте упражнение с каждой нотой, «опевая» на слог «ла».

Приведенная программа рассчитана на новичков. Задача упражнений – закрепить навыки и довести умения до автоматизма. Как только почувствуете, что уверенно выполняете описанные упражнения, то расширяйте количество нот. Задействуйте две клавиши, направляя их в каждую сторону. Берете нижнее «до», опускаете вниз, затем от верхнего «до» ведете вверх.

Приведенные выше упражнения сложно выполнять все вместе. Вначале опробуйте каждое, затем выберете наиболее легкие. Отработайте упражнения до совершенства, затем постепенно добавляйте новые. Комбинируйте различные методы, чтобы добиться желаемого результата.

Повышайте знания. Если с музыкой, вы не сталкивались и не имеете профессионального образования, то начните с изучения нотной грамоты. Курсы и полезные материалы найдите в интернете. Они помогут не заучивать ноты, а понять основные принципы. Нотная грамота – это особый язык, на котором общаются музыканты. Вы сможете читать нотные записи.

. Подобное желание появляется при глубоком изучении музыки. Если до этого момента классика не частый гость в вашем доме, то поменяйте ситуацию. Включайте произведения регулярно, во время уборки, отдыха, чтения книги. Пусть звучит ненавязчивым фоном. Со временем заметите, как начнете подпевать и воспроизводить правильные ноты. Интересно, что сложные аккорды учатся быстрее в известных композициях. Поэтому развивайтесь, выискивая новые музыкальные произведения.
Чистое пение невозможно без музыкальной памяти. Прослушав несколько раз мелодию, вы должны запомнить ее и без труда воспроизвести. Найдите программы для улучшения слуха и запоминания нот. Удобно, что курсы устанавливаются на планшет и мобильный телефон. Каждодневные занятия дают хороший результат. Прослушивайте уроки в обеденный перерыв, или добираясь на занятия, работу.
Запишитесь в хор. Оттачивайте мастерство сразу же на практике. Сейчас много организаций, занимающихся хоровым пением. Подберите кружок по интересам: исполнение народных или эстрадных песен. Посещая занятия, почувствуете, какие моменты нужно подтянуть, посоветуетесь с преподавателем. Если необходимо, то возьмете индивидуальные уроки.

Занимаясь над развитием слуха в домашних условиях, подготовьтесь морально. Самостоятельные занятия требуют вдвое больше усилий и терпения. На первых порах не исключены ошибки и разочарования. Самое главное, не обманывайте себя, не допускайте фальши. Выполните меньше упражнений, но качественней. Постоянная тренировка даст результаты: попадание в ноты и улучшение вокальных данных.

18 марта 2014, 12:35