Что такое сказ в фольклоре и художественной литературе. Каковы особенности жанра сказа? Какие литературные сказы Вам известны

Особенности образа рассказчика в эпическом произведении

Сказ - это повествование с установкой на устную речь (от слова «сказывать»), опирающееся на народные предания и легенды, близкое им по форме, которое содержит зарисовки народного быта и нравов. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу, человека с особым характером и складом речи.

Как жанр русской литературы сказ определяется Литературным Энциклопедическим словарем как «особый тип повествования, ориентированный на современную живую, резко отличную от авторской, монологическую речь рассказчика, вышедшего из какой-либо экзотической для читателя среды (бытовой, национальной, народной) » .

Отмечая оригинальность сказа как литературного жанра, П.П. Бажов писал: «К тому, что рассказывает сказка, относились заранее как к вещи, которая занимает, развлекает, поучает младших. А к сказу относились по-другому, в сказе есть элементы действительной жизни, истории… В основе лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой ».

В лингвостилистическом аспекте сказ получил разработку в трудах В.В. Виноградова, Б.М. Эйхенбаума и др. исследователей.

Глубокий подход к проблеме сказа характерен для академика В.В. Виноградова, который так определяет сказовую форму повествования: «Сказ - это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, это художественная имитация монологической речи, которая воплощает в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения » .

Таким образом, трактовка сказа в лингвостилистическом аспекте в основном сводится к двум точкам зрения. Одна из них исходит из того, что перед нами «установка на устную речь рассказчика », другая основывается на том, что «в большинстве случаев сказ есть, прежде всего, установка на чужую речь, а уж отсюда, как следствие, - на устную речь » .

Глагол «сказывать» принадлежит к разряду одного из наиболее древних слов в русском языке. Издавна выполнял он «двоякую функцию: прямую, обычную («сказывать» в смысле «сообщать», «уведомлять») и специфическую принадлежащую сфере устного творчества («сказывание»)» .

Фольклорные традиции в значительной мере определили природу литературного сказа, своеобразие его стиля, представляющего собой органическое слияние народно-традиционных и книжных элементов.

Творчеством таких выдающихся писателей ХIХ в. как Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Короленко сказ утверждается как полноправный жанр художественной литературы.

В 20-30-е года ХХ в. к литературному сказу обращаются такие писатели, как Б. Шергин, П.П. Бажов, С. Писахов, Э. Пистоленко. Таким образом, одной из важных специфических особенностей литературного сказа является сплав жизненного начала с фольклорными истоками - легендами, сказками, то есть органическое сочетание реального и фантастического.

Важнейшей особенностью жанра сказа, характеризующей его как со стороны содержания, так и со стороны формы является образ повествователя, рассказчика. В сказе повествователь призван дать оценку событий и фактов с точки зрения народа. Повествователь народного сказа - это индивидуальность, герой из народа, голос которого сливается с голосом автора. Повествователь - народ - автор нерасторжимы в сказе. В.В. Виноградов утверждал, что «рассказчик - речевое порождение автора, и образ рассказчика в сказе - это форма литературного артистизма автора. Образ автора усматривается в нем как образ актера в творимом им сценическом образе ». .

Повествование может вестись как бы из трех точек: 1) от человека из народа (Н.В. Гоголь, П.П. Бажов); 2) рассказ может быть голосом коллектива, т.е. «мы» (М.Ю. Лермонтов); 3) рассказ может вестись от лица писателя (С. Есенин). .

Но чей бы голос ни звучал в сказе - представителя трудового люда, коллектива или самого писателя, - он всегда предполагает народную оценку описываемых событий, народный взгляд на явления общественной жизни. Стало быть, рассказчик в сказе является носителем массового сознания, коллективного мироощущения.

Произведение художественной литературы начинается с его заглавия.

Из всех литературных жанров сказ, пожалуй, один из наиболее «чувствительных», наиболее требовательных к заголовку. Что касается сказовых образов, то они сравнительно редко даются в длительном временном развитии, они предстают перед нами чаще всего уже сложившимися, со всеми присущими им общими, «родовыми» и индивидуальными качествами; но это не снижает их художественных достоинств. Наиболее яркие сказовые образы перерастают в типические характеры.

Структура сказа сложна и многогранна. В сказе, как и в других литературных жанрах, есть и своя завязка, и кульминация, и развязка. Есть в нем портрет и пейзаж, диалог и монолог, своя, только данному жанру присущая композиция. И все эти элементы подчинены решению главной художественной задачи: отражению исторической эпохи.

Николай Семенович Лесков (1831-1895).

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя. - М., 2000, с. 130

Двуголосие как своеобразие стилистики сказа Лескова: автор и рассказчик. Достоинство и ум простолюдина в народно-ироническом слоге сказа. Его контрастная композиция: противостояние России императорской и народной. Историческая правда и народное предание в художественном строе сказа. Ироническое и высокопоэтическое как нераздельно контрастное в стилистике «Левши». (1883). Белиновская З.С., Маевская Т.П. Эпос с «человечкиной душою». (Материалы к урокам по сказу Н.С. Лескова «Левша». // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. №2, 1992, с. 2- 5

Основная тематика творчества Лескова - изображение быта послереформенной России. Писатель всеми силами стремится уберечь национальную самобытность русского народа, выступает против враждебных ему сил.

Тема и идея сказа Н.С. Лескова «Левша».

Тема самобытности, талантливости, самоотверженности русского народа находит воплощение в «Левше». Это сказ о тульском оружейном мастере, судьбе талантливого человека из народа. Гениальный мастер не имел своего имени, а только прозвище - Левша.

Предисловие М.С. Горячкиной к кн. Лесков Н.С. Левша: (Сказ о тульском косом левше и остальной блохе). - М., 1985, с. 7

Турьянская Б.И., Холодова Л.А., Виноградова Е.А. Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М., 1999, с 103-111

Мы можем выделить 4 основных идейных мотива сказа «Левша»:

1. Поразительные способности русского народа.

2. Истинный патриотизм Левши, народа.

3. Невежество, ограничивавшее его возможности.

4. Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей (от царедворца до городового) доходящее не только до побоев, ограбления, но, в сущности, и до убийства гениального мастера.

Замысел «Левши», по признанию Лескова, возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский ее подковал». Полухина В.П. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература».6 класс. - М., 1996)

Предисловие М.С. Горячкиной к кн. Лесков Н.С. Левша: (Сказ о тульском косом левше и остальной блохе). - М., 1985, с. 7

«Облик сказителя в сказе «Левша», его речь сливаются с обликом и речью главного героя сказа. Оригинальность восприятия жизни, чуждой сказителю и герою, комическое и сатирическое переосмысление многих ее понятий, языка и создает особый стиль сказа о Левше. Сравнивая впоследствии стиль своей легенды «Скоморох Памфалои» и стиль «Левши», Лесков писал: «Этот язык, как язык «Стальной блохи», дается не легко, а очень трудно, и одна любовь к делу может побудить человека взяться за такую мозаическую работу. Но вот этот-то самый «своеобразный язык» ставили мне в вину и таки заставили меня его немножко портить и обесцвечивать».

Лесков использует в нем приемы сказочного повествования: зачины, построения диалога, концовки: «Государь говорит: «Что тебе, мужественный старик, от меня надобно?» А Платов отвечает: «Мне, ваше величество, ничего для себя не надо…»

Автор характеризует стиль сказа «Левша» как «баснословный», то есть сказочный, басенный, а характер героя считает «эпическим». Но Левша предстает перед читателями как живой человек, а не условный сказочный герой. И впечатление это создается во многом благодаря народному разговорному языку, данному во всей его бытовой достоверности, благодаря умению сказителя раскрыть психологию персонажа через диалог. И события и речь персонажей сказа лишена фантастики. Все воспринимается как вполне реальное и правдоподобное. И этому восприятию не только не мешает причудливый язык сказа, но даже помогает - настолько он оживляет, делает незабываемыми нарисованные типы людей.

Богато использованы русские пословицы и поговорки в языке сказа: «Небо тучится, брюхо пучится, - скука большая, а дорога длинная», «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина» и т.п.

Предисловие М.С. Горячкиной к кн. Лесков Н.С. Левша: (Сказ о тульском косом левше и остальной блохе). - М., 1985, с. 7

Излюбленный жанр Лескова «сказ», повествование от первого лица, требовал особого дара перевоплощения. (Впоследствии этот прием с успехом применяли и другие писатели, можно сказать, что этот жанр трансформировался в особый вид рассказа с повествователем от первого лица). Блестящим мастер «сказа» - рассказа был Зощенко; уверенно говорил от имени своих героев и Владимир Высоцкий.

П.П. Бажов (1879-1950) был родом из уральского рабочего поселка. Он получил духовное образование, участвовал в Гражданской войне, занимался газетной публицистикой. В художественную литературу Павел Бажов пришел поздно, в 57 лет, однако успел создать целый свод «Сказов старого Урала». Всего с 1936 по 1950 год он написал свыше сорока сказов. Первый выпуск его сборника «Малахитовая шкатулка» вышел в 1939 году. (37 сказов).

Писатель отрицал саму возможность обработки фольклора: «Я не знаю, какое я имею право обрабатывать, у меня в этом отношении есть сомнение. Ведь это так говорится, а на самом деле против народного творчества не создать. Всякая попытка изменения выйдет хуже того, что там». Сказы Бажова лишь по внешним признакам напоминают былички и сказки, бытовавшие в горнозаводских поселках. Сюжеты и многих героев писатель создавал сам, смешивая фольклорные и литературные приемы повествования.

Сказы дополняют друг друга, некоторые герои переходят из сказа в сказ, фантастические события происходят в пределах общего времени и пространства. В целом складывается эпос Урала. В центре каждого сказа - жизнь людей труда, в которой вдруг случается нечто фантастическое. Сила трудового человека, его талант и мудрость противопоставлены и силе угнетения, воплощенной в разных хозяевах жизни, и тайной силе природы. Драма этого сложного противостояния и составляет основу проблематики сказов.

Основные тематические циклы сказов П.П. Бажова:

1. Сказы о природных богатствах Урала.

2. Сказы о мастерах Урала.

3. Сказы о тяжелом положении трудового народа.

4. Сказы о заводчиках и их приближенных.

5. Сказы о семейных отношениях.

Следует заметить, что все вышеупомянутые темы сказов П.П. Бажова имеют очень тонкие, размытые границы и могут взаимопроникать друг в друга, то есть несколько тем могут спокойно сосуществовать в одном сказе.

Его манера вести рассказ о былом (как бы в действительности - на той горе, за тем леском…) создает впечатление живой устной речи, обращенной непосредственно к читателю-слушателю. Оттого диалектные слова, простонародные речения воспринимаются как органичная особенность книжного текста (вместе с тем Бажов выступал против нарочитого фольклоризма в литературном языке)

Павел Бажов делил свои сказы по тональности, по строю речи на три группы: сказы «детского тона» (например, «Огневушка-Поскакушка»), «взрослого тона» («Каменный цветок») и «исторические рассказы» («Марков камень»).

Повествование ведется от лица явно заинтересованного рассказчика. Читателю передается и его сочувствие беднякам-горюнам, и неодобрение за неспособность на добро, на ласку. Тактично, но неуклонно утверждает рассказчик идеал жизни не сказочной, а самой что ни на есть реальной: «Жили-поживали, добра много не наживали; а на житье не плакались, и у всякого дело было».

Маленького читателя завораживает изображенная обстановка - реальная и вместе с тем таинственно-сказочная. Трижды попадает он вместе с героями в разные жилища: первое - самое обычное, где как будто поселилось горе, второе - изба Коковани, где так уютно работать и слушать сказки, а третье - лесной балаган, где случается неповторимое чудо. От обыденного мира, где переплелись добро и зло, - к миру, где сказка сплетается с реальностью, - такова логика композиционного построения.

Павел Петрович Бажов - крупнейший мастер литературного сказа. Многие прозаики и поэты считали его свои учителем.

литература рассказ детский сказка

Сказ

сказ , сказа, муж.

1. Повествование, ведущееся от лица рассказчика (нар.-поэт. , лит. ). Проблема сказа у Лескова.

2. Термин некоторых грамматик, обозначающий или сложное синтаксическое целое или ритмико-синтаксическую единицу речи (грам. неол. , введен профc. Пешковским).

Вот тебе и весь (или последний мой) сказ (разг. ) - выражение, употр. в знач. : кончено, больше ничего не скажу, больше ничего не жди от меня. «Глупый ты - вот тебе и сказ весь!» Салтыков-Щедрин .

Фразеологический словарь русского языка

Сказ

Вот тебе и весь сказ прост. - вот и все, больше не о чем говорить

Словарь лингвистических терминов

Сказ

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Сказ

1) - жанр фольклора, повествование о современных событиях или недавнем прошлом; в отличие от легенды, обычно не содержит фантастического элемента.

Рб: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

Асс: легенда

* "Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение, говорили они о неисчерпаемых сокровищах уральской земли, не только уже открытых, но и главным образом о тех, какие еще не найдены и хранятся в недрах гор... В живописных деталях сказов запечатлелись характерные черты быта... Народ запечатлел в слове и юморе, в легендах и сказах свое поэтическое восприятие явлений жизни, морально-этические воззрения, свою мудрость" (Л. Скорино). *

2) - форма эпического повествования, основанная на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа - рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

Асс: Образ рассказчика, словесная маска, стилизация

Пример: Н.В. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки", Н. Лесков. "Левша", П. Бажов. "Малахитовая шкатулка", М. Зощенко. Рассказы

* "Сказ - это не только один из важнейших видов развития новеллы, рассказа и повести, но и мощный источник обогащения языка художественной литературы. Сказ как форма литературно-художественного повествования, широко применяемая в русской реалистической литературе XIX века, прикреплен к рассказчику - "посреднику" между автором и миром литературной действительности" (В.В. Виноградов). *

Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

Сказ

Термин, введенный А. М. Пешковским, употребляющим в том же смысле и термин «фраза» (см. Предложение ), соответствующий термину Овсянико-Куликовского «синтаксическое целое» и обозначающий, по его определению, «кусок речи, заканчивающийся одной из трех интонаций: законченно-повествовательной (на письме знак точки), вопросительной или восклицательной с соответствующим трояким ритмом». По грамматическому составу С. «может быть и сочетанием предложений («Не даром говорится, что дело мастера боится») , и отдельным предложением полного состава («Я ехал на перекладных из Тифлиса»), и неполным предложением («Какой скандал!»)», и одним словом («Пожар!»),

Термины и понятия лингвистики. Синтаксис: Словарь-справочник

Сказ

Форма авторской речи, при которой на протяжении всего произведения изложение осуществляется в духе языка и характера того лица, от имени которого ведется повествование. С. – доведенное до предела цитирование: формально это речь повествователя, автора, но по существу автор скрывается за сплошной цитатой.

Энциклопедический словарь

Сказ

  1. фольклорная форма (в т. ч. устный народный рассказ), стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Литературные сказы (Н. С. Лесков, П. П. Бажов) генетически связаны с фольклором.
  2. Принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа - рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь (А. Веселый, рассказы М. М. Зощенко).
Определение сказа

В «Краткой литературной энциклопедии» А. П. Чудаков и М. О. Чудакова (1971) определяют сказ следующим образом:
СКАЗ - особый тип повествования, строящегося как рассказ некоего отдаленного от автора лица (конкретно поименованного или подразумеваемого), обладающего своеобразной собственной речевой манерой.

Большой Энциклопедический словарь - "СКАЗ"

СКАЗ 1) фольклорная форма (в т. ч. устный народный рассказ), стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Литературные сказы (Н. С. Лесков, П. П. Бажов) генетически связаны с фольклором.2) Принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа - рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь (А. Веселый, рассказы М. М. Зощенко).

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой -

СКАЗ м. 1) Повествование, ведущееся от лица рас~чика. 2) Произведение устного народного творчества о действительных событиях современности или недавнего прошлого, в котором повествование ведется от лица рас~чика. 3) разг.-сниж. Слова, речь, выражающие чью-л. волю, решение, мнение.

Сказ как вид литературного повествования

Материал из Википедии

Сказ - вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа - наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.

В русской литературе известны сказовые произведения Н.С. Лескова («Левша» (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе), П.П. Бажова (написанная в духе народного говора уральских горнозаводских рабочих книга «Малахитовая шкатулка»), Б.В. Шергина (повествующие о характере, культуре, быте, облагораживающем труде русских поморцев), М.Х. Кочнева (представляющие особенности языка, быта, рабочего фольклора ивановских ткачей). Своеобразное, точное и интересное определение сказа в «Шелковых крыльях» дал М.Х. Кочнев: «Сказ с рассказом живут рядом. Сказка тоже в дружбе с ними: рассказ и сказка как бы по бокам идут, а сказ - в середочке. У сказа, как у поговорки, уши чутки, глаза зорки. Только вот о чем не забывай: сказ не сам по земле ходит - его жизнь за собой водит». (Словарь литературных терминов)

Стилизация может достигаться подражанием сказочному, былинному и песенному складу (сказочная стилизация), например у Мельникова-Печерского , «В лесах»: «За Волгой в лесах, в Черной Рамени, жил-был крестьянин, богатый мужик. У того крестьянина дочка росла. Дочка росла, красой полнилась». Другой прием стилизации - подражание диалектам и профессиональным говорам крестьян, например у Лескова , «Житие одной бабы»: «Надоело ему это до смерти, злился он как змей лютый; а все по вечерам заходил к Прокудину. Стали большаки конопельку ссыпать, и Прокудин возов с пяток ссыпал». Рассказчиком в сказе может выступать и горожанин, в таких случаях автор подражает просторечию и профессиональным говорам городского населения, например у Лескова, «Штопальщик»: «Я его благодарю и говорю, что никаких желаниев не имею и не придумаю, окромя одного, - если его милость будет, сказать мне…». Возможно также подражание архаичным и необычным формам письменной речи, например у Лескова, «Запечатленный ангел»: «И сему-то подобным мирственным духом, как я вам представил, жили мы без малого яко три года. Спорилося нам все, изливались на нас все успехи точно из Амалфеева рога, как вдруг узрели мы, что есть посреди нас два сосуда избранных божия к нашему наказанию» - стилизация древнерусских поучительных книг.

Значение слова СКАЗ в Словаре литературоведческих терминов

1) Тип повествования, основанный на стилизации речи того героя, который выступает в роли рассказчика. Повествование в С. ведется от лица героя (персонажа), в присущей именно ему речевой манере, и имитирует живую разговорную речь со всеми характерными для устной формы речи особенностями (спонтанность речи, нередко - употребление разговорной и просторечной лексики и фразеологии, использование диалектизмов (см. диалектизмы), профессионализмов (см. профессионализмы), жаргон измов, неполных предложений и т. п.). Примерами С. в русской литературе являются "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя, "Левша", "Очарованный странник" Н.С. Лескова, сказы П. Бажова, многие рассказы М. Зощенко.

2) Повествовательный жанр, произведение в форме С. 3. Жанр устного народного творчества (см. устное народное творчество), повествование о событиях прошлого или современности, которое ведется от лица рассказчика.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СКАЗ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СКАЗ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    456990, Челябинской, …
  • СКАЗ в Большом энциклопедическом словаре:
  • СКАЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого …
  • СКАЗ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Народное эпическое повествование. С. о народных героях. 2. В литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся …
  • СКАЗ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    фольклорная форма (в т.ч. устный нар. рассказ), стоящая на грани бытовой речи и худ. творчества. Лит. сказы (Н.С. Лесков, П.П. …
  • СКАЗ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ска"з, ска"зы, ска"за, ска"зов, ска"зу, ска"зам, ска"з, ска"зы, ска"зом, ска"зами, ска"зе, …
  • СКАЗ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) лит. Форма повествования в литературном произведении, воспроизводящая особенности языка и характера героя, от лица которого ведется рассказ. …
  • СКАЗ
    Бажов - мастер этой …
  • СКАЗ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бажовская …
  • СКАЗ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Фольклорная …
  • СКАЗ в Словаре синонимов Абрамова:
    || вот и весь …
  • СКАЗ в словаре Синонимов русского языка:
    дзерури, кубаир, повествование, …
  • СКАЗ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • СКАЗ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    сказ, …
  • СКАЗ в Орфографическом словаре:
    сказ, …
  • СКАЗ в Словаре русского языка Ожегова:
    В литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица Сказы Лескова. сказ народное эпитечкое повествование С. о …
  • СКАЗ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) фольклорная форма (в т. ч. устный народный рассказ), стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Литературные сказы (Н. …
  • СКАЗ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    сказа, м. 1. Повествование, ведущееся от лица рассказчика (нар.-поэт., лит.). Проблема сказа у Лескова. 2. Термин нек-рых грамматик, обозначающий или …
  • СКАЗ в Толковом словаре Ефремовой:
    м. 1) Повествование, ведущееся от лица рассказчика. 2) Произведение устного народного творчества о действительных событиях современности или недавнего прошлого, в …
  • СКАЗ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • СКАЗ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Повествование, ведущееся от лица рассказчика. 2. Произведение устного народного творчества о действительных событиях современности или недавнего прошлого, в …
  • КУРБСКИЙ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Курбский Андрей Михайлович (ок. 1528 - 1583), князь, известный политический деятель и писатель. Родился около …

Есть литературные произведения, при чтении которых создается впечатление, что слушаешь неторопливую устную речь. Как будто у костра ночью кто-то ведет интересное прочим слушающим, неспешное повествование. к таким и приемам относится и сказ. Что такое сказ? Обратимся за помощью в толковании термина к словарям.

Определение

В словарях пишется, что это - фольклорное или авторское произведение, а точнее - форма его изложения. Она специфична по своей интонации и стилям. Но основное: сказ как бы воспроизводит речь устную вообще, и народного персонажа в частности. А еще, сказ - особый вид повествования в отдельно взятом художественном произведении. Он построен как бы от лица рассказчика, позиция и стилевые нормы которого отличаются от стиля изложения самого автора. Этим и создается желаемый художественный эффект.

Сказ - жанр литературы

В русской литературе, согласно заключениям исследователей-литературоведов, сказ берет свои начала от произведений Николая Гоголя. Но в яркой манере и особо искусно он был представлен в творчестве Николая Лескова. Его сказы о праведниках и героях из народа «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе», «Тупейный художник», «Очарованный странник» - произведения, где в полной мере раскрыты данные

В русской литературе

Что такое сказ в художественной литературе? Суть такой манеры изложения в том, что рассказ как бы ведется не от лица отстраненного и объективного автора, а от лица субъективного рассказчика (как правило, участника соответствующих событий). При этом текст самого произведения как бы имитирует речь живого устного рассказа. А рассказчик в произведении, как правило, относится не к тому социальному и что автор и читатель. Так у Лескова это могут быть: купец, монах, солдат, отставной городничий. И каждый из рассказчиков говорит именно той речью, которая ему свойственно в большей мере. Этим и достигается художественный эффект в произведении. Этим сказ и производит впечатление на слушателя (и читателя). Данная манера придает произведению живость и оригинальность в изложении сюжетов, углубляет социальный контекст художественного произведения, придает тексту индивидуальные творческие характеристики, дает излагаемым событиям более тонкую и индивидуальную оценку. Взять, к примеру, целые абзацы текста из «Сказа о Левше» Лескова, где индивидуальные характеристики описываемого, увиденного Левшой в Англии, звучат весьма оригинально и ярко. Еще один русский писатель - мастер подобного жанра - Бажов. Все, наверное, помнят его «Малахитовую шкатулку» по форме и содержанию также являющуюся литературными сказами. Павел Бажов, фольклорист, впервые сделал литературные обработки народных сказов Урала: «Голубая змейка», «Серебряное копытце», «Горный мастер», «Медной горы Хозяйка» и многих других произведений русского фольклора, придав им яркую форму и определенную выверенную лаконичность. Все они вошли в книжку «Малахитовая шкатулка», переизданную на сегодняшний день многомиллионными тиражами.

Русские сказы

Данным термином в соответствующих науках о литературе могут называться различные прозаические не сказочные жанры УНТ: предания, былины, былички, легенды (в основном, в фольклористике). Что такое сказ, и чем он отличается, например, от сказки? В сказке, в основном, идет речь о волшебстве, необыкновенных приключениях и чудесах (исключение - бытовые сказки). А персонажи зачастую вымышленного характера: Баба Яга, Змей Горыныч. В сказках добро обычно побеждает зло.

Что такое сказ? Он опирается в первую очередь на предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, а в основе, как правило, лежат реальные события, происходившие давно. И главная отличительная черта - наличие лица, от которого ведется повествование, базирующееся на фольклорной основе.