Что такое рубиновое стекло? Рубиновые звезды на башнях московского кремля

Ровно 80 лет назад на башнях Московского Кремля установили знаменитые рубиновые звезды, которые стали символом столицы. На смену чего они пришли, сколько весят и зачем Никите Михалкову понадобилось их потушить – портал Москва 24 собрал 10 самых интересных фактов.

Факт 1. До звезд были орлы

С XVII века на Спасской, Троицкой, Боровицкой и Никольской башнях Московского Кремля возвышались позолоченные двуглавые царские орлы из меди.

До наших дней они не дошли. По решению нового правительства 18 октября 1935 года орлов сняли, а позднее переплавили. Тогдашние историки решили, что они не представляют ценности и металл просто утилизировали.

Факт 2. Первые звезды установили на четырех башнях

Первую кремлевскую звезду установили 23 октября 1935 года на Спасской башне. С 25 по 27 октября звезды появились на Троицкой, Никольской и Боровицкой башнях.

Факт 3. До рубиновых звезды были медными и с самоцветами

Изначально звезды изготовили из красной листовой меди, которую закрепили на металлическом каркасе. Каждая звезда весила приблизительно одну тонну.

На звездах разместили бронзовые эмблемы серпа и молота. Эмблемы инкрустировали уральскими камнями – горным хрусталем, топазом, аметистом, аквамарином, сандритом, александритом. Каждый камень весил до 20 граммов.

Факт 4. Шпиль Северного речного вокзала венчает кремлевская звезда-самоцвет

Звезды-самоцветы демонтировали незадолго до 20-й годовщины Октябрьской революции. Одну из них, снятую со Спасской башни, впоследствии водрузили на шпиль Северного речного вокзала в Москве.

Факт 5. Рубиновые звезды на пяти башнях

На смену звездам-самоцветам пришли новые – рубиновые. Их установили 2 ноября 1937 года. Прежние звезды потускнели, а самоцветы блестели не слишком ярко.

Факт 6. Внутри звезд – лампы освещения

Рубиновые звезды светятся изнутри. Для их освещения Московский электроламповый завод (МЭЛЗ) разработал специальные лампы в 1937 году.
Мощность электроламп в звездах на Спасской, Троицкой, Никольской башнях составляла 5 кВт, на Водовзводной и Боровицкой – 3,7 кВт.

Факт 7. У звезд разные размеры

Фото: ТАСС/Василий Егоров и Алексей Стужин

Рубиновые звезды Кремля имеют разные размеры. Размах лучей на Спасской и Никольской башнях – 3,75 метра, на Троицкой – 3,5, на Боровицкой – 3,2, а на Водовзводной – 3 метра.

Факт 8. Звезды вращаются флюгером

В основании каждой звезды лежат специальные подшипники. Благодаря им звезда весом в одну тонну может вращаться на ветру как флюгер. Это сделано для уменьшения нагрузки при больших воздушных потоках. Иначе звезда может упасть со шпиля.

Факт 9. В годы войны звезды укрывал брезент

Звезды впервые потушили в годы Великой Отечественной войны. Они были хорошим ориентиром для авиации врага. Звезды зачехлили в брезент. Впоследствии их вновь погасили по просьбе режиссера Никиты Михалкова ради съемки одного из эпизодов "Сибирского цирюльника".

Факт 10. С 2014 года у звезд очередной этап реконструкции

В 2014 году на Спасской башне провели комплексную реконструкцию звезды: у нее появилась новая система освещения с несколькими металлогалогенными лампами общей мощностью 1000 Вт.

В 2015-м заменили лампы в звезде Троицкой башни, а в 2016-м – Никольской. В 2018 году предстоит ремонт на Боровицкой башне.

Что такое рубиновое стекло? Когда появилось? Кто изобрел? Для чего?

Еще в XVII веке умели делать искусственные рубины, для чего в стекло вводили золото. Мастер, знавший секрет золотого рубина, умер, а вместе с ним умер и способ получения рубина. Первым, кто начал изучение цветного стекла и заложил научную основу в его производство, был наш великий русский ученый - Михаил Васильевич Ломоносов.
В создании новых кремлевских звезд принимали непосредственное участие видные ученые, художники, архитекторы, инженеры, рабочие многих специальностей. В изготовлении деталей и материалов участвовало свыше 20 предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительной, электротехнической и стекольной промышленности, научно-исследовательские и проектные институты.

Народный художник СССР Ф. Ф. Федоровский заново определил форму и рисунок звезд, а также их размеры в зависимости от архитектуры и высоты каждой башни. Он же предложил рубиновый цвет стекла.

Серьезная задача была поставлена перед стекольной промышленностью: сварить специальное рубиновое стекло для кремлевских звезд. До этого в нашей стране такого стекла в больших объемах не варили. Задание поручили выполнить Константиновскому стекольному заводу в Донбассе.

Сложность изготовления стекла заключалась в том, что оно должно было иметь разную плотность и пропускать только красные лучи определенной длины волн. Вместе с тем стекло должно было быть устойчивым к резким переменам температуры, механически прочным, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации.

Рецепт для варки стекла был составлен известным московским специалистом-стекольщиком Никанором Илларионовичем Курочкиным - человеком удивительного таланта и необыкновенного мастерства. Еще деревенским парнишкой Курочкин увлекся стекловарением и благодаря своему пытливому уму и прирожденному дару познал "душу" стекла. Он первым в нашей стране стал изготовлять гнутые стекла различной формы и размеров: для прожекторов, самолетов, речных и морских судов, автомобилей.

Под непосредственным руководством и при участии Н. И. Курочкина проводились варка и обработка рубинового стекла для кремлевских звезд. За высокие достижения в области стекольного производства этот выдающийся мастер был удостоен Государственной премии.

Это рубиновое стекло получается путем введения в его состав селена в комбинации с другими химическими соединениями. Его и называют селеновым рубином.
Существует также золотой рубин, медный рубин (гематинон - стекло кровавого цвета), сернистый рубин.

Селеновые рубиновые стекла обладают очень красивой, яркой окраской и имеют одно очень важное и интересное свойство. Меняя соотношение между количествами красителей, можно получать желтые, оранжевые, красные и совсем темно-красные стекла. Селеновые стекла много дешевле, чем золотые, а по красоте цвета не уступают золотым и значительно превосходят медные.

Нидриг работал на стекольной фабрике с самого детства, и сколько себя помнил, занимался одним и тем же, - он насыпал в огромный котел отборный песок, а затем подкладывал дрова, и спустя несколько часов в котле уже булькала вязкая смесь – будущее стекло. Потом начиналась смена стеклодувов, которые делали посуду, а Нидриг уходил домой. И так каждый день.
Работать на стекольной фабрике у богатого хозяина считалось в те времена престижным делом у простого люда. Изделия из стекла, а они были не прозрачно белыми, как сейчас, а мутно зелеными, ведь песок был не лучшего качества, ценились дороже серебряных, и купить их могли только самые богатые люди. Но наибольшей ценностью считалось цветное стекло, получить которое было очень непросто. Стекольщики тайно сотрудничали с алхимиками, чтобы добиться стекла редкого цвета, и научились делать матовое стекло, которое можно было получить, добавляя в песок кости животных. Используя песок другого качества, можно было получать более зеленое стекло. А других цветов в ту пору не знали, как алхимики ни старались.

Нидриг шел на работу сквозь дремучий лес по проложенной им же тропинке. Стекольная фабрика находилась в лесу, ведь для того, чтобы нагреть котел с песком до высокой температуры необходимо было очень много дров, а самый выгодный способ был строить фабрику прямо в чаще леса. Утренние сумерки позволяли видеть дорогу, но даже если бы была глубокая ночь, Нидриг бы не заблудился. Он помнил здесь каждое дерево.
Когда он поравнялся со старым раскидистым дубом, из-за ствола вышла нищая старуха с котомкой на плече.
- Подай монетку, добрый человек! – скрипучим голосом обратилась она к юноше.
- Не самое удачное место, чтобы просить милостыню, - сказал Нидриг, доставая из кармана единственную монетку, что была у него. – Иди лучше в город, на главную площадь. Там много богатеев прогуливается, они подадут тебе лучше, чем я.
Он протянул монету старухе.
Нищая повертела ее, разглядывая с разных сторон, и с сожалением произнесла:
- Да, мало ты дал мне, Нидриг!
- Когда бедняк отдает последнее, это больше, чем подношения богатеев, разве не так? – Нидриг чуть было не обиделся, но спохватился, - Откуда ты знаешь меня?
Старуха хрипло засмеялась.
- Как же мне не знать самого богатого человека в нашем городе!
- Ты что-то напутала, я далеко не богат! - теперь уже смеялся Нидриг.
- Ты скоро будешь очень богат, мой мальчик, - зашептала старуха. - И, надеюсь, тогда ты одаришь меня щедрее.
Она схватила его за руку, и внимательно всмотрелась в его ладонь.
- Да, все правильно! Но прежде, ты встретишь свою любовь!
- Какую еще любовь! – Нидриг выдернул руку. – Спасибо за приятное гадание, но мне нужно спешить, иначе хозяин выгонит меня с работы, и мы будем просить милостыню вместе.
Он поспешил от старухи прочь.
- Верь мне! – крикнула ему вслед старуха. – Только будь решительнее, мальчик. Борись за свое счастье!

Нидриг сломя голову спешил на работу. Он так боялся опоздать, что пришел даже несколько раньше. Он сразу же приступил к делу, лихорадочно колол дрова, насыпал песок в огромный котел, но мысли сами собой возвращались к утренней встрече. «Быть богатым, это хорошо», - думал он, – «Любовь встретить – еще лучше. Но старуха, скорее всего, была просто сумасшедшей».

Смена Нидрига подходила к концу, раскаленное стекло уже булькало в котле, и стеклодувы тут же взялись за дело. В этот момент нельзя было медлить, ведь жидкое стекло могло остыть или же перегреться. В первом случае ничего бы не получилось, к тому же пришлось бы менять котел, ведь отскрести затвердевшее стекло было бы уже невозможно, а во втором случае, изделие вышло бы излишне хрупким и ломким.

Хозяин идет! – крикнул кто-то из рабочих, и стеклодувы утроили свои усилия. Нидриг тоже старательно засуетился у своего котла. В общем-то, его работа уже закончилась, но нужно же было показать хозяину, что он прилежный работник.
Хозяин посещал свою фабрику несколько раз в неделю. Он строго следил за работой своих подчиненных, и если ему казалось, что кто-то ненадлежащим образом выполняет свою работу, нерадивый работник тут же рисковал быть уволенным. Благо, желающих получить работу хватало.
В этот раз он пришел не один, а в сопровождении красивой девушки. Нидриг не заметил хозяина, потому что все его внимание было сконцентрировано на прекрасной спутнице фабриканта.
- Кто она? – шепотом спросил Нидриг одного из рабочих.
- Ты что, Нидриг? – удивился тот. – Это ведь Иниталь, дочь хозяина. Как же ты мог забыть ее, ведь когда вы были детьми, вы были так дружны! Хотя, честно говоря, с тех пор она очень изменилась, настоящая красавица!
Нидриг изумленно смотрел на девушку. Неужели эта утонченная красавица и есть та самая озорная девчонка, которую он так любил дергать за косы! А она носилась за ним, и посыпала его песком.
- Она вряд ли помнит меня, - думал Нидриг. – А если и помнит, то даже здороваться не будет. Ведь она богата, а я беден! А ведь в детстве мы совсем не думали, что нас разделяет такая глубокая пропасть.

Когда Нидриг был ребенком, он часто бывал на стекольной фабрике, где работал его отец. Хозяин приходил со своей дочерью, и не обращал внимания на то, как она веселится с Нидригом. Прошло время, девочку отдали в школу при монастыре, и она перестала приходить на фабрику. Нидриг же, повзрослев, занял место своего отца, который к тому времени уже не в состоянии был работать, и стал единственным кормильцем в семье. Денег хватало едва, чтобы прокормить семью, но на большее он и не мог рассчитывать.

Здравствуй, Нидриг, услышал он мелодичный голос Иниталь, и поднял глаза на девушку. – Ты помнишь меня?
- Я не забывал о тебе ни на минуту, - сказал Нидриг, и это была сущая правда. – Ты стала еще прекраснее.
- Спасибо, - она улыбнулась. – Тебя тоже не узнать, - ты просто видный жених теперь!
- Мне некогда думать о невестах, главное работа, - буркнул Нидриг.
- Что за болтовня на рабочем месте! – сурово окрикнул юношу хозяин.
- Отец, это же Нидриг! – вмешалась Иниталь. - Помнишь, я так весело играла с ним, когда мы были детьми?
- Но сейчас вы давно уже не дети, - хмуро сказал хозяин фабрики. – Теперь у вас ничего нет общего, кроме воспоминаний, и давно уже пора позабыть детские глупости. Не отвлекай его от работы.
Он развернулся и пошел прочь, показывая, что разговор закончен.
- Я еще приду! – шепнула Иниталь юноше, и поспешила за отцом.

Последний час своей смены Нидриг провел как во сне. Перед глазами все время стоял образ Иниталь, прекрасной гордой девушки, то вдруг захлестывали воспоминания детства, и Нидриг видел перед собой озорную девчонку, с торчащими в разные сторонами косичками. Как-то он признался ей в любви, и неумело поцеловал в нежную щеку, а она обозвала его глупым, и влепила затрещину. Нидриг тихо рассмеялся, вспоминая, что чувствовал себя тогда полным идиотом. Ведь ему казалось, что все было настолько серьезно! Он обиделся на Иниталь, и даже не разговаривал с ней два дня, а потом, все как-то забылось.
Рабочий день закончился, и Нидриг поспешил домой. Засыпал он с мыслями об Иниталь.

На следующий день девушка пришла на фабрику без отца. Нидриг усердно растапливал котел, стараясь скрыть охватившее его смущение, а Иниталь заворожено глядела, как булькает в котле раскаленное стекло.
- А помнишь, - сказала она, - мы вот так же сидели и смотрели на стекло, а твой отец, точно как ты сейчас, подкладывал дрова в огонь и рассказывал нам интересные истории.
- Я все помню, - сказал Нидриг. – Он говорил, что расплавленное стекло подобно нашей кипящей жизни, а затвердевший бокал – это память о нас. И когда он разбивается, нас забывают. Но все больше и больше появляется новых бокалов. Жаль, что простые люди не могут купить себе посуду из стекла, только лишь глиняную.
- Твой отец говорил, что придет время, и каждый человек на земле будет иметь стеклянную посуду, и стоить она будет совсем недорого. Он говорил, что для этого и работает.
- Да, - вздохнул Нидриг, - он не жалел себя. А ты, правда, веришь, что даже бедняк когда-нибудь сможет купить себе чашку из настоящего стекла?
Девушка пожала плечами.
- Кто знает! Я всегда верила твоему отцу.
- А ты помнишь, как сыпала мне песок за шиворот? – лукаво спросил Нидриг.
- А ты весело фыркал, пытаясь отряхнуться, - рассмеялась Иниталь.
Она зачерпнула песок из огромного ящика в свою ладонь, и он золотой лентой заструился сквозь ее тонкие пальцы обратно в ящик.
- Твой отец говорил, что людей на свете столько же, сколько песчинок в этой куче, - задумчиво произнесла она, разглядывая песчинки. – Неужели так много?
Она резко отряхнула руки.
- Я уж подумал, ты снова осыплешь меня песком! – весело сказал Нидриг.
- Нет уж! Ты снова будешь дергать меня за косы, а ты теперь вон какой сильный!
Они рассмеялись.
- А ты помнишь, как поцеловал меня? – неожиданно спросила Иниталь.
- Я бы и сейчас повторил это, - сказал Нидриг, поражаясь невесть откуда взявшейся смелости.
Иниталь покраснела и убежала.
“Я полный идиот!” – вынес себе приговор Нидриг. – “Я обидел ее, она больше не придет”.

Но, спустя день, Иниталь пришла снова, и приходила каждый день. Они говорили о самых разных вещах, то вспоминали снова детство, то принимались фантазировать о том, каким будет будущее, или просто молчали, глядя как плавится стекло в котле и потрескивает огонь. Им было просто хорошо вместе.
Нидриг с каждым днем ловил себя на мысли, что с нетерпением ждет прихода девушки. Очень скоро у него пропал аппетит, началась бессонница, а мысли в голове сами собой стали слагаться в рифмы. Нидриг понял, что по-настоящему влюбился. “В одном старуха точно была права”, думал он. “Любовь я встретил”.
Он стоял у своего котла, и в перерывах между работой, когда никто не видел, писал на клочке бумаги стихи для своей Иниталь.
“Она самая прекрасная девушка на всей земле!” – думал он. “Но что ей нужно здесь, на фабрике? Она живет в роскоши, у нее много богатых кавалеров. Почему же она приходит сюда? Неужели ей так интересен процесс варки стекла?”
- Глупый, она к тебе приходит!
Нидриг вздрогнул и покраснел, услышав за спиной голос одного из рабочих. Бедный юноша не заметил, как начал рассуждать вслух.
- Еще чего! – недовольно буркнул смущенный Нидриг. – И нечего подслушивать, в конце концов!
- Работать, а не болтать! – осадил всех вошедший в цех хозяин.
Дочери с ним не было.
- Это что такое? – хозяин бесцеремонно выдернул из кармана Нидрига сложенный лист бумаги.
- Отдайте! – крикнул Нидриг.
Хозяин не обратил на него внимания, и стал читать:

Когда города устают,
И улицы тихо пустеют,
Я слышу как гимны поют
Во славу моей королевы.
Неслышимые голоса,
Невидимые почитатели:
То звезды, луна, небеса,
Крупицы от лика Создателя.

Это ты для моей дочери стишки пишешь, нищий?!
Нидриг стоял ни жив, ни мертв, не в силах ответить что-либо.
- С чего вы взяли, ваша милость! – вступился за парня тот самый рабочий. – Он посвятил стихи жене нашего славного монарха. Или ваша дочь за короля уже замуж вышла? Извините, не знал. Примите поздравления!
Стекольщики засмеялись.
- Молчать! – рявкнул на них фабрикант.
Он подошел к Нидригу вплотную и гневно произнес:
- Мне не нравится, что моя дочь проводит здесь слишком много времени!
- А я здесь причем? – обретя дар речи спросил Нидриг.
- А при том, что лишишься работы, если это повторится! С дочерью я уже поговорил. Я не для того отдавал ее обучаться в элитный пансион, чтобы чтобы она потом общалась с необразованным рабочим! Пора осознать свое место, парень. Где ты, а где она! Тебе никогда не стать равным моей дочери, запомни это. Никогда! С завтрашнего дня ты будешь работать в ночную смену, так будет лучше.
Хозяин резко развернулся и вышел. Нидриг стоял не шелохнувшись и тупо глядел на закрывшуюся за фабрикантом дверь. Он чувствовал себя совершенно разбитым и втоптанным в грязь.
- Эй, парень, не бери в голову! – сказал рабочий, и дружески хлопнул его по плечу. – Ты еще покажешь себя, я уверен. А девицу эту забудь, так будет лучше и для нее, и для тебя.
- Посмотрим, - тихо сказал Нидриг.

С тех пор Нидриг стал работать по ночам. Нельзя сказать, будто бы это было тяжело для него, он привык отсыпаться днем. Гораздо сложнее он переживал разлуку с Иниталь. Через несколько дней тоска настолько захлестнула Нидрига, что он решился на отчаянный шаг.
Ранним утром после работы он отправился в город, где без труда нашел роскошный особняк своего хозяина. Он пробрался в сад, и к своей величайшей радости увидил Иниталь. Она поливала цветы и пела грустную песню.

То был июль. Жара и зной.
В пустом саду совсем одна
Роза цвела.
Ее печальной красотой
Пленялись солнце и луна,
Белым бела.
В честь ее аромата
Ветер пел серенады,
Бабочки и стрекозы,
Ласточки и скворцы.
День все длиннее,
Зной все сильнее.
Роза поникла,
Слишком уж сильно
Солнце палило. В такой жаркий день
Розе нужна благодатная тень,
Дождь чтоб ее лепестки оросил.
Роза лишалась сил.

То был июль. Жара и зной.
Смертельный зной
Для розы той.

Нидриг так заслушался, что чуть было не упустил ее, - девушка направилась к дому.
- Иниталь! – окликнул ее Нидриг.
Девушка вздрогнула и обернулась.
- Нидриг?
- Я очень хотел увидеть тебя, - Нидриг вышел из кустов, скрывавших его.
- Я так рада, что ты здесь! – сказала Иниталь. – Я очень скучала по тебе. Отец запретил видеться с тобой, пригрозив, что иначе прогонит тебя с работы.
- Зачем мне работа, если… - Нидриг замолчал.
Он взял девушку за руку, и заглянув в ее глаза, спросил:
- Ты помнишь, когда мы были детьми, я сказал, что люблю тебя?
- Я все помню, - сказала Иниталь, опустив глаза.
- Я люблю тебя.
- Я тоже, - прошептала девушка.
Нидриг глубоко вздохнул, пытаясь сдержать охватившее его ликование. Он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете.
- Я пришел просить твоей руки, - сказал он.
- Но отец никогда не выдаст меня за тебя, - вздохнула Иниталь. – Он прогонит тебя, лучше уходи! Будем встречаться втайне от него.
- Но я не хочу тайны! – воскликнул Нидриг. – Я хочу, чтобы все знали, как сильно я люблю тебя! Я скажу твоему отцу, что буду хорошо работать. Вдруг он все же согласится?
Он решительно направился к дому.
- Ты сошел с ума! – крикнула ему вдогонку Иниталь.

Как и следовало ожидать, хозяин стекольной фабрики был вне себя от бешенства.
- Ты так ничего и не понял? Ты не ровня моей дочери! Тебе даже в этом доме находиться не пристало! Ты чернь, голытьба! Ступай вон! И можешь готовиться к увольнению, пока я не подыщу тебе замену.
- Я так и знала, - печально прошептала Иниталь.
- Если ты, правда, любишь меня, - сказал Нидриг, когда хозяин не мог его слышать, - приходи сегодня ночью к церкви. Мы обвенчаемся тайно.
- Я люблю тебя. Я приду, - серьезно ответила девушка.

На все свои сбережения, скопленные за долгие годы работы, юноша купил два обручальных кольца из чистого золота, и поздней ночью, вдали от посторонних глаз, Нидриг и Иниталь обвенчались.
А потом он привел ее на стекольную фабрику. Котел со стеклом еще не успел остыть, и Нидриг подбросил новых дров в огонь. Стекло забурлило.
- Пусть никто, кроме нас двоих, никогда не узнает, что наша любовь скреплена священными узами, - торжественно сказал Нидриг. – Эту тайну мы доверим только стеклу.
И они сняли свои обручальные кольца, которые были на их руках всего около часа, и бросили их в кипящую смесь, которая с жадностью поглотила их.
- Я буду любить тебя всю жизнь! – сказала Иниталь.
- Я буду любить тебя вечность! – сказал Нидриг, и поцеловал ее.
- Мне пора! – спохватилась девушка. – Отец может заметить мое исчезновение. Прощай!
- Я провожу тебя, - сказал Нидриг. – Ночью лес может быть опасен.

Когда он вернулся, уже начинал брезжить рассвет. Пришли стеклодувы, а вслед за ними и хозяин.
- Я нашел тебе замену. Завтра можешь не приходить, - сказал тот.
Нидриг не успел ответить, как раздался изумленный крик одного из стеклодувов:
- Стекло! Не может быть! Оно стало красным!
Все сбежались смотреть на чудо. Хозяин с трудом протиснулся сквозь толпу рабочих, и, взяв в руки только что отлитый бокал, посмотрел сквозь него на свет. Стекло отливало цветом драгоценного рубина.
- Делать только самые изысканные формы! – хозяин лихорадочно отдавал распоряжения. – Один сервиз я отправлю самому королю! Рубиновое стекло! Никто в мире не производит этот цвет! Я буду сказочно богат! Но как это получилось? А?
Все посмотрели на Нидрига, который залился краской, неотличимой от цвета только что полученного стекла.
- Что ты добавил в стекло? – неестественно ласково спросил его хозяин.
Нидриг пристально посмотрел на него и ответил:
- Это мой секрет!
- Я заплачу тебе. И не уволю, - сказал хозяин, теряя терпение. - Говори!
- Вот мои условия, - спокойно сказал юноша. - Я хочу 60 процентов от прибыли, полученной от продажи рубинового стекла. За это каждый раз я буду делать его для вас. Но секрета не открою.
- Шестьдесят процентов? – хозяин побагровел. - Да ты, парень, рехнулся! Или забыл, с кем разговариваешь?!
- Хорошо, - невозмутимо ответил Нидриг. – Я пойду работать на другую фабрику. Уверен, мне будут очень рады.
- Десять процентов! – крикнул хозяин.
- Мне было очень приятно у вас работать, - сказал Нидриг, собирая свои вещи.
- Тридцать восемь! – выдавил фабрикант.
- До свидания! – через плечо бросил Нидриг, и направился к выходу.
- Согласен! - быстро сказал хозяин, и нехотя протянул ему руку.
- Ну вот и хорошо, - Нидриг улыбнулся, и договор был скреплен крепким рукопожатием, а затем оформлен на бумаге.
Хозяин не скрывал своего ликования. Да, парень оказался не прост, каким казался, но тех сорока процентов, которые ему доставались, хватило бы, чтобы покрыть всю прибыль, получаемую от продажи обычного стекла! Ведь теперь его клиентами станут самые богатые лорды, каждый из которых непременно захочет приобрести редчайшие изделия из рубинового стекла.
Уже спустя пару месяцев Нидриг стал самым богатым человеком в городе.
- Хозяин, - сказал как-то Нидриг, который по привычке называл отца Иниталь хозяином, хотя они давно уже стали равнозначными партнерами, - вы помните наш разговор по поводу вашей дочери?
- Я уж думал, ты забыл, – смутился фабрикант.
- Так что?
- Я почту за честь, если ты возьмешь ее в жены! - честно признался тот.
- Вот и славно! – ответил счастливый Нидриг.
И они сыграли великолепную свадьбу, Иниталь и Нидриг снова обвенчались, на этот раз уже официально. Когда молодожены выходили из церкви, в толпе зевак Нидриг заметил ту самую старуху, которая нагадала ему любовь и богатство. Он отстегнул от пояса свой тугой кошелек, набитый золотом, и протянул его нищей:
- Прости, что усомнился в твоем гадании.
- А я не гадалка, мальчик. Просто хотела, чтобы тебе было приятно. Ты сам сотворил свое счастье, - старуха засмеялась, и исчезла в толпе.

Через год у Иниталь и Нидрига родился замечательный сын, а когда он достиг совершеннолетия, Нидриг передал ему секрет рубинового стекла.
С тех пор, чтобы получить рубиновый цвет, в стекло всегда добавляют немного золота.

Звезды на башнях Кремля появились не так давно. До 1935 года в самом центре страны победившего социализма еще красовались золоченные символы царизма, двуглавые орлы. Под катом нелегкая история кремлевских звезд и орлов.

С 1600-х годов четыре кремлёвских башни (Троицкая, Спасская, Боровицкая и Никольская) украшались символами российской государственности - огромными золочёными двухглавыми орлами. Орлы эти не восседали на шпилях столетиями - они менялись достаточно часто (ведь до сих пор некоторые исследователи спорят, из какого они были материала - металла или позолоченного дерева; есть сведения, что туловище некоторых орлов - если не всех - было деревянным, а прочие детали - металлическими; но логично предположить что те, первые двухглавые птицы, были изготовлены полностью из дерева). Этот факт - факт постоянной ротации шпилевых украшений - следует запомнить, ведь именно он сыграет впоследствии одну из главных ролей во время замены орлов на звёзды.

В первые годы советской власти все двуглавые орлы в государстве были уничтожены, все кроме четырех. Четыре позолоченных орла сидели на башнях Московского Кремля. Вопрос о замене царских орлов красными звездами на башнях Кремля неоднократно возникал уже вскоре после революции. Однако такая замена была связана с большими денежными расходами и потому не могла быть проведена в первые годы Советской власти.

Реальная возможность выделить средства для установки звезд на кремлевских башнях появилась значительно позже. В 1930 году обратились к художнику и искусствоведу Игорю Грабарю с просьбой установить художественную и историческую ценность кремлёвских орлов. Тот ответил: "... ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем".

Парад 1935 года. Орлы смотрят как пролетает Максим Горький и портят праздник Советской власти.

В августе 1935 года в центральной печати было опубликовано следующее сообщение ТАСС: "Совет Народных Комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях Кремлевской стены, и 2 орла с здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом".

Проектирование и изготовление первых кремлевских звезд было поручено двум московским заводам и мастерским Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Выдающийся художник-декоратор, академик Федор Федорович Федоровский взялся за разработку эскизов будущих звезд. Он определил их форму, размеры, рисунок. Кремлевские звезды решили изготовить из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды, с обеих сторон, должны были сверкать выложенные из драгоценных камней эмблемы серпа и молота.

Когда эскизы были созданы, изготовили макеты звезд в натуральную величину. Эмблемы серпа и молота временно инкрустировали имитациями драгоценных камней. Каждую звезду-макет осветили двенадцатью прожекторами. Именно так предполагали освещать настоящие звезды на башнях Кремля в ночное время и в пасмурные дни. Когда включили прожекторы, звезды заискрились и засверкали мириадами разноцветных огней.

Осмотреть готовые макеты приехали руководители партии и Советского правительства. Они дали согласие на изготовление звезд с непременным условием - сделать их вращающимися, чтобы москвичи и гости столицы отовсюду могли любоваться ими.

В работе по созданию кремлевских звезд участвовали сотни людей различных специальностей. Для Спасской и Троицкой башен звезды изготовляли в мастерских ЦАГИ под руководством главного инженера института А. А. Архангельского, а для Никольской и Боровицкой - на московских заводах под руководством главного конструктора.

Все четыре звезды отличались друг от друга художественным оформлением. Так, на гранях звезды Спасской башни были исходящие от центра лучи. На звезде Троицкой башни лучи были сделаны в виде колосьев. Звезда Боровицкой башни представляла собой два контура, вписанных один в другой. А лучи звезды Никольской башни рисунка не имели.

Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра.

Несущая конструкция звезд выполнялась в виде легкого, но прочного каркаса из нержавеющей стали. На этот каркас накладывались обрамляющие украшения из листов красной меди. Они были покрыты золотом толщиной от 18 до 20 микрон. На каждой звезде с двух сторон укрепили эмблемы серпа и молота размером в 2 метра и весом в 240 килограммов. Эмблемы были украшены драгоценными уральскими камнями - горным хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами. Для изготовления восьми эмблем потребовалось около 7 тысяч камней величиной от 20 до 200 каратов (один карат равен 0,2 грамма.) Из докладной Паупера, сотрудника оперативного отдела НКВД: "Каждый камень огранен бриллиантовой гранкой (на 73 грани) и во избежание выпадения заделан в отдельный серебряный каст с серебряным винтом и гайкой. Общий вес всех звезд - 5600 клгр.".

Звезда для Никольской башни. 1935 год. фот. Б.Вдовенко.

Каркас эмблемы был сделан из бронзы и нержавеющей стали. К этому каркасу отдельно крепился каждый драгоценный камень в оправе из позолоченного серебра. Двести пятьдесят лучших ювелиров Москвы и Ленинграда в течение полутора месяцев трудились над созданием эмблем. Принципы расположения камней были разработаны ленинградскими художниками.

Конструкция звезд была рассчитана на нагрузку ураганного ветра. В основание каждой звезды установили специальные подшипники, изготовленные на Первом подшипниковом заводе. Благодаря этому звезды, несмотря на значительный вес, могли легко вращаться и становиться своей лобовой стороной против ветра.

Перед установкой звезд на башнях Кремля у инженеров возникли сомнения: выдержат ли башни их тяжесть и штормовые ветровые нагрузки? Ведь каждая звезда весила в среднем тысячу килограммов и имела парусную поверхность в 6,3 квадратных метра. При тщательном исследовании выявилось, что верхние перекрытия сводов башен и их шатры пришли в ветхое состояние. Пришлось усилить кирпичную кладку верхних этажей всех башен, на которые предстояло установить звезды. Кроме того, в шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен дополнительно ввели металлические связи. А шатер Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось сооружать заново.

Теперь перед специалистами Всесоюзной конторы Стальпроммеханизация Л. Н. Щипаковым, И. В. Кунегиным, Н. Б. Гитманом и И. И. Решетовым встала ответственная задача - поднять и установить звезды на башнях Кремля. Но как это сделать? Ведь самая низкая из них, Боровицкая, имеет высоту 52 метра, а самая высокая, Троицкая,- 77 метров. В то время больших подъемных кранов не было, по специалисты Стальпроммеханизации нашли оригинальное решение. Они спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно встраивали металлическое основание - консоль. На ней-то и собирали подъемный кран.

Наступил день, когда все было готово к подъему пятиконечных звезд. Но прежде решили показать их москвичам. 23 октября 1935 года звезды доставили в Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького и установили на постаментах, обитых кумачом. В свете прожекторов засверкали позолотой лучи, заискрились уральские самоцветы. Осмотреть звезды прибыли секретари городского и районных комитетов ВКП(б), председатель Моссовета. В парк пришли сотни москвичей и гостей столицы. Всем хотелось полюбоваться красотой и величием звезд, которые вскоре должны были вспыхнуть в небе Москвы.

Снятых орлов выставили на обозрение там же.

24 октября 1935 года на Спасской башне установили первую звезду. Перед подъемом ее тщательно полировали мягкими тряпками. В это время механики проверяли лебедку и мотор подъемного крана. В 12 часов 40 минут раздалась команда «Вира помалу!» Звезда оторвалась от земли и начала медленно подниматься вверх. Когда она оказалась на высоте 70 метров, лебедка остановилась. Стоявшие на самой вершине башни верхолазы осторожно подхватили звезду и направили на шпиль. В 13 часов 30 минут звезда опустилась точно на опорный штырь. Очевидцы события вспоминают, что в этот день на Красной площади собралось несколько сотен людей, следивших за операцией. В тот момент, когда звезда оказалась на шпиле, вся эта толпа начала аплодировать верхолазам.

На следующий день пятиконечная звезда была установлена на шпиле Троицкой башни. 26 и 27 октября звезды засияли над Никольской и Боровицкой башнями. Монтажники настолько отработали технику подъема, что им требовалось на установку каждой звезды не более полутора часов. Исключение составила звезда Троицкой башни, подъем которой из-за сильного ветра продолжался около двух часов. С того момента, как газеты опубликовали постановление об установке звезд, прошло чуть больше двух месяцев. А точнее - всего 65 дней. Газеты писали о трудовом подвиге советских рабочих, которые за такой короткий срок создали настоящие произведения искусства.

Звезда со Спасской башни венчает теперь шпиль Речного вокзала.

Первые звезды недолго украшали башни Московского Кремля. Уже через год под воздействием атмосферных осадков потускнели уральские самоцветы. К тому же они не в полной мере вписывались в архитектурный ансамбль Кремля из-за больших размеров. Поэтому в мае 1937 года было решено установить новые звезды - светящиеся, рубиновые. Тогда же к четырем башням со звездами прибавилась еще одна - Водовзводная. Главным инженером по разработке и установке звезд был назначен профессор Александр Ланда (Фишелевич). В Самаре до сих пор хранится его проект - пять массивных альбомов чертежей в красных переплетах. Говорят, впечатляют не меньше, чем сами звезды.

Рубиновое стекло было сварено на стекольном заводе в Константиновке, по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология - «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото; селен - это и дешевле, и цвет глубже.

В основании каждой звезды установили специальные подшипники, чтобы они, несмотря на тяжесть, могли вращаться, как флюгер. Им не страшны ржавчина и ураган, поскольку "оправа" звезд выполнена из специальной нержавеющей стали. Принципиальная разница: флюгера указывают, куда дует ветер, а кремлевские звезды - откуда. Уяснили суть и значение факта? Благодаря ромбообразному поперечному сечению звезды она всегда упорно становится в лоб против ветра. Причем любого - вплоть до урагана. Даже если вокруг и снесет все подчистую, звезды и шатры останутся целехоньки. Так спроектировано и построено.


Но вдруг обнаружилось следующее: на солнечном свете рубиновые звёзды кажутся... чёрными. Ответ был найден - пятиконечные красавицы нужно было сделать двухслойными, а нижний, внутренний слой стекла должен быть молочно-белым, хорошо рассеивающим свет. Кстати, это обеспечивало и более ровное свечение, и сокрытие от людских глаз нитей накаливания ламп. Кстати, тут тоже возникла дилемма - как сделать свечение ровным? Ведь если лампа установлена в центре звезды, лучи, очевидно, будут менее яркими. Помогла комбинация различной толщины и насыщенности окраски стекла. Кроме того, лампы заключены в состоящие из призматических стеклянных плиток рефракторы.

Фото chistoprudov

От мощных ламп (до 5000 ватт) температура раскочегаривалась внутри звезд, как в паровозной топке. Жар грозил разрушить и сами колбы ламп, и драгоценные пятиконечные рубины. Профессор записал: "Вполне понятно, что нельзя допустить лопания и растрескивания стекла в случае дождя или перемены погоды и падения стекла вниз. Вентиляторы работают безотказно. Через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час, что полностью гарантирует от перегрева". 
Пятиконечным кремлевским светилам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно.


Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе. Мощность трех - на Спасской, Никольской и Троицкой башнях - 5000 ватт, и 3700 ватт - на Боровицкой и Водовзводной. В каждой смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Интересен механизм смены ламп: к звезде даже не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут.

Шпили кремлевских башен украшали геральдические двуглавые орлы. Московский Кремль имеет 20 башен и только четыре из них были увенчаны гербом государства. Первого двуглавого орла водрузили на вершине шатра Спасской башни в 50-х годах XVII века. Позднее русские гербы были установлены на самых высоких проездных башнях Кремля: Никольской, Троицкой, Боровицкой.

Вопрос о замене царских орлов на башнях Кремля на фигуры, символизирующие новый период в жизни страны, неоднократно возникал уже вскоре после революции 1917 года. В 1930 году специалисты реставрационных мастерских под руководством Игоря Грабаря дали заключение, согласно которому фигуры двуглавых орлов исторической ценности не представляли и, следовательно, могли быть заменены. Вместо "символов царизма" решили установить звезды.

23 августа 1935 года было опубликовано решение Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) о замене двуглавых орлов на башнях Кремля пятиконечными звездами с серпом и молотом к 7 ноября 1935 года.

24 октября 1935 года при большом скоплении народа на Красной площади на Спасскую башню была водружена пятиконечная звезда. 25 октября звезду установили на шпиле Троицкой башни, 26 и 27 октября — на Никольской и Боровицкой башнях.

Корпус звезд был выполнен из нержавеющей стали, облицованной медными золочеными листами. В центре них с двух сторон находились серп и молот, украшенные уральскими самоцветами — топазами, аметистами, аквамаринами. Каждый из семи тысяч камней, использованный для декора, был огранен и помещен в оправу.

Рисунок ни на одной из звезд не повторялся. Расстояние между их лучами на Спасской и Никольской башнях составляло 4,5 метра, на Троицкой и Боровицкой — соответственно четыре и 3,5 метра. Звезду на Спасской башне украшали лучи, расходящиеся из центра к вершинам. Лучи звезды, установленной на Троицкой башне, были выполнены в виде колосьев. На Боровицкой башне узор повторял контур самой пятиконечной звезды. Звезда Никольской башни была гладкой, без рисунка.

Звезды весили около тонны каждая. Шатры кремлевских башен не были рассчитаны на такую нагрузку, поэтому перед установкой звезд их укрепили, а на Никольской — построили заново. Подъем звезд в то время был большой технической проблемой, так как не было высотных башенных кранов. Для каждой башни пришлось изготовить специальные краны, их установили на консолях, укрепленных на верхних кирпичных ярусах.

Освещенные снизу прожекторами, первые звезды украшали Кремль почти два года, но под воздействием атмосферных осадков самоцветы потускнели и потеряли свой праздничный вид. К тому же они не в полной мере вписывались в архитектурный ансамбль Кремля из-за своих размеров. Звезды получились слишком большими и визуально тяжело нависали над башнями.

В мае 1937 года было решено установить к двадцатилетию Октябрьской революции новые звезды, причем на пяти кремлевских башнях, в том числе на Водовзводной.

2 ноября 1937 года новые звезды зажглись над Кремлем. В их создании участвовали свыше 20 предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительной, электротехнической и стекольной промышленности, научно-исследовательские и проектные институты.

Эскизы новых звезд разработал народный художник СССР Федор Федоровский. Он предложил рубиновый цвет стекла, определил форму и рисунок звезд, а также их размеры в зависимости от архитектуры и высоты каждой башни. Пропорции и размеры были выбраны настолько удачно, что новые звезды, несмотря на то, что их установили на башнях различной высоты, кажутся с земли одинаковыми. Достичь этого удалось благодаря различной величине самих звезд. Самая маленькая звезда горит на Водовзводной башне, расположенной в низине: расстояние между концами ее лучей три метра. На Боровицкой и Троицкой звезды крупнее — соответственно 3,2 и 3,5 метра. Самые большие звезды установлены на Спасской и Никольской башнях, расположенных на возвышенности: размах их лучей — 3,75 метра.

Основной несущей конструкцией звезды является объемный пятиконечный каркас, опирающийся у основания на трубу, в которой размещаются подшипники для ее вращения. Каждый луч представляет собой многогранную пирамиду: у звезды Никольской башни двенадцатигранную, у остальных звезд — восьмигранную. Основания этих пирамид сварены между собой в центре звезды.

Для равномерного и яркого освещения всей поверхности звезды на Московском электроламповом заводе были разработаны и изготовлены специальные лампы накаливания мощностью в 5000 ватт для звезд Спасской, Никольской и Троицкой башен и 3700 ватт для звезд Боровицкой и Водовзводной башен, а для предохранения звезд от перегрева специалисты разработали особую вентиляционную систему.

Для более надежной работы ламп в каждой из них смонтированы две нити (спирали) накаливания, включенные параллельно. Если одна из них перегорает, то лампа продолжает светиться с уменьшенной яркостью, а автоматическое устройство сигнализирует на пульт управления о неисправности. Лампы обладают чрезвычайно высокой световой отдачей, температура нити накаливания достигает 2800°С. Для того чтобы световой поток равномерно распределялся по всей внутренней поверхности звезды, и особенно в концах лучей, каждую лампу заключили в рефрактор (объемную пустотелую пятнадцатигранную фигуру).

Сложной задачей было создание специального рубинового стекла, которое должно было иметь разную плотность, пропускать красные лучи определенной длины волн, быть устойчивым к резким перепадам температуры, механически прочным, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации. Оно было изготовлено под руководством известного специалиста-стекольщика Никанора Курочкина.

Чтобы свет равномерно рассеивался, каждая кремлевская звезда имела двойное остекление: внутреннее, из молочного стекла, толщиной два миллиметра, и наружное, из рубинового стекла, толщиной шесть-семь миллиметров. Между ними предусматривался воздушный зазор в 1-2 миллиметра. Двойное остекление звезд было вызвано особенностями рубинового стекла, которое имеет приятный цвет только при подсвечивании с противоположной стороны, однако при этом отчетливо просматриваются контуры источника света. Без подсвечивания рубиновое стекло выглядит темным даже в яркие солнечные дни. Благодаря внутреннему остеклению звезд молочным стеклом свет лампы хорошо рассеивался, нити накаливания становились незаметными, а рубиновое стекло при этом высвечивалось наиболее ярко.

Освещаются звезды изнутри и днем и ночью. При этом для сохранения сочного рубинового цвета днем они подсвечиваются сильнее, чем ночью.

Несмотря на значительную массу (около одной тонны), звезды на кремлевских башнях сравнительно легко вращаются при изменении направления ветра. Благодаря своей форме они всегда устанавливаются лобовой стороной против ветра.

В отличие от первых несветящихся звезд, рубиновые имеют только три разных рисунка (Спасская, Троицкая и Боровицкая одинаковые по рисунку).

Механизмы для обслуживания кремлевских звезд расположены внутри башен. Управление оборудованием и механизмами сосредоточено на центральном пункте, куда автоматически подаются сведения о режиме работы ламп.

В годы Великой Отечественной войны звезды, как и весь Кремль, были замаскированы. В 1945 году, сняв камуфляж, специалисты обнаружили, что от осколков снарядов зенитной артиллерии на рубиновых стеклах появились трещины и пробоины, которые ухудшили их внешний вид и затруднили эксплуатацию. Реконструкция кремлевских звезд проводилась с 7 сентября 1945 года по 7 февраля 1946 года. Во время нее заменили остекление звезд на трехслойное, состоящее из рубинового стекла, хрусталя и молочного стекла. Рубиновым стеклам на звездах Спасской, Троицкой и Боровицкой башен придали выпуклую форму. Во время реконструкции удалось также улучшить освещенность звезд. Во всех пяти лучах каждой звезды были сделаны смотровые люки.

Были установлены электрические лебедки для замены ламп в звездах и монтажа оборудования, но основные механизмы остались прежними — образца 1937 года.

Моют звезды, как правило, каждые пять лет. Ежемесячно для поддержания надежной работы вспомогательного оборудования проводятся плановые профилактические работы; более серьезные работы проводятся каждые восемь лет.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников