Что такое ретрофлексия. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Ретрофлексия Один из механизмов избегания. Тенденция обращать мобилизованную энергию во вред самому себе (например, или соматизация), или делать самому себе то, что хотелось бы получить от других (например, хвастовство).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

РЕТРОФЛЕКСИЯ

(англ. retroflection ) - один из основных защитных механизмов, выделяемых в гештальт-терапии наряду с интроекцией , проекцией и слиянием . Буквально слово «Р.» означает «обращение назад на себя». Смысл этого механизма состоит в том, что человек вместо активного изменения среды и обстоятельств направляет энергию на изменение самого себя. При Р. человек делает для себя то, что он хотел бы сделать другому или то, что он хотел бы получить от другого. При этом происходит разделение себя на объект, который подвергается изменению, и субъект, который, собственно, изменяет. По выражению некоторых авторов, при Р. человек «сжимает свою психологическую вселенную до самого себя, не ожидая ничего от др.» (И. Польстер, М. Польстер, «Интегрированная гештальт-терапия»). Возникновение Р. связывается, в частности, с недостаточным вниманием окружающих к ребенку, в результате чего у него формируется интроективное убеждение: «Никто не способен позаботиться обо мне. Следовательно, я должен сделать это сам». Точно так же происходит «разворот» на себя негативных эмоций, испытываемых по отношению к окружающим. В лучшем случае Р. может выполнять функцию жесткой самокоррекции, однако при частом повторении этот механизм превращается в тиски, сковывающие человека в статичном состоянии, когда он оказывается не способен повлиять на внешний мир, сосредоточивая всю свою энергию на самом себе. (А. А. Корнеев.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ретрофлексия" в других словарях:

    ретрофлексия - ретрофлексия … Орфографический словарь-справочник

    ретрофлексия - и, ж. (нем. Retroflexion … Словарь иностранных слов русского языка

    ретрофлексия - сущ., кол во синонимов: 1 смещение (44) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ретрофлексия - ж. Произношение согласного звука в некоторых языках в таком положении артикуляционных органов, когда язык поднимается к твёрдому нёбу (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ретрофлексия - ретрофлексия, ретрофлексии, ретрофлексии, ретрофлексий, ретрофлексии, ретрофлексиям, ретрофлексию, ретрофлексии, ретрофлексией, ретрофлексиею, ретрофлексиями, ретрофлексии, ретрофлексиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов

    ретрофлексия - ретрофле/ксия, и … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    РЕТРОФЛЕКСИЯ - (retrofleхюп) смещение кзади како голибо органа или его части, в частности, аномальное смещение кзади верхней части матки (т.е. той ее части, которая наиболее удалена от шейки матки) … Толковый словарь по медицине

    ретрофлексия - Один из механизмов избегания. Тенденция обращать мобилизованную энергию во вред самому себе (например, мазохизм или соматизация), или делать самому себе то, что хотелось бы получить от других (например, хвастовство) … Словарь по гештальт-терапии

Чем отличается невротик от здорового человека? Если кратко и по самой сути, то вот чем: невротик старательно лжёт сам себе, не разрешая себе ни видеть правды, ни делать и чувствовать то, что хочется чувствовать и делать. Этим невротик искажает свою картину мира, потому что если долго и старательно врать самому себе, то в конце концов и сам поверишь в своё враньё.

А искажённая картина мира — это плохо. Это как неправильная карта, которая вместо сельсовета выводит на топкое болото... Кому в походе нужна такая карта?

Вот поэтому невротик, вооружённый стопкой неверных карт и подвержен риску в жизни больше, чем кто-либо другой. По крайней мере, жизнь его не бывает счастливой. Но поговорим же о ретрофлексии .

По-другому её ещё можно назвать — ауто-агрессия. Хоть это и не до конца верно, зато сразу в общих чертах становится понятно, о чём пойдёт речь. Точный перевод терминаретрофлексия — «поворачивание на себя, к себе».

Ретрофлексивное поведение возникает тогда, когда чувства и действия, которые человек хотел бы направить на внешнюю среду, он туда направить не может... И тогда он бумерангом возвращает их сам себе.

Ретрофлексия бывает двух видов — «хорошая» и «плохая». В кавычки я взяла эти слова потому что ничего хорошего в «хорошей ретрофлексии», конечно, нет. Это вообще очень плохая, разрушительная стратегия избегания , как классифицируют её гештальт-терапевты.

Но, тем не менее, «Хорошая ретрофлексия »

По тем или иным причинам мы иногда не можем выразить миру свои приятные чувства — нам запретили это в детстве, не отвечая лаской на ласку, мы — стесняемся, мы потерпели фиаско в любви или дружбе... Тогда, как только у нас возникает желание приласкать кого-то и получить, естественно, эту ласку в ответ , мы начинаем ласкать себя...

Характерные жесты не полученной от других людей — любви, одобрения, дружелюбия и поддержки:

  1. поглаживание себя по лицу, по телу, по рукам, Оглаживание, охорашивание.
  2. поза, «обнимающая себя за плечи»,
  3. рука, выставленная в качестве подпорки для нашей головы...
  4. игра со своими волосами.

Психологи называют это формулой «Я делаю себе то, что хотел бы получить от других ».

Что в этом плохого? Возникает привычка, порождённая чётким, недвусмысленным запретом — не подходи к объекту своего влечения ! Как только возникает импульс общения — он (импульс) блокируется, и человек остаётся опять наедине с собой. Энергообмена не происходит. Человек не отдаёт никому свою энергию, не посылает «в космос» сигналов типа «Я чайка, я чайка, как слышите, приём...» А значит «с другой планеты» к нему никогда не придёт ответ «Я сокол, я сокол, слышу Вас хорошо, иду в Вашем направлении, уточните координаты»...
А когда энергией никто не обменивается, то своя — застаивается, как болото, и прокисает. И не спасают уже самообнимания и самопоглаживания, толку от них раз за разом становится всё меньше и меньше.

Тем не менее, есть ещё и «Плохая ретрофлексия» илимэа кульпа, мэа кульпа !

Помните общий её механизм? «Когда некие эмоции, которые первоначально направлялись вовне, направиться туда не смогли...и вынуждены были вернуться...»

Каким эмоциям, направленным на окружающих людей, мы обычно не даём ходу? Правильно — негативным и разрушительным. Похвально!

Только направляем мы всё это обратно на самих себя. Психологи употребляют здесь формулу «Я делаю себе то, что хотел бы сделать другим ».

Этот способ избегания своих подлинных чувств доводит человека до страшных психосоматических заболеваний, до суицида или суицидального образа жизни (который психологи называют «медленное» или «отсроченное» самоубийство). Это в тяжёлом случае.

А в «лучшем» случае человек приобретёт вредную привычку обвинять себя во всём, станет излишне уязвим, чувствителен и самокритичен. Закрепит он такой характер, научится обвинять себя во всём, а там и тяжёлый случай может наступить.

Главное вовремя заметить эту привычку ретрофлексии и отучить человека обвинять себя в той ситуации, когда всем очевидно, что логичнее обвинить настоящего виновника.

Вот пример. Официант в кафе принёс Вам разбавленное пиво, холодный кофе или салат, посыпанный орехами, хотя Вы ему чётко объяснили, что Ваш салат орехами посыпать не надо. И вот, вместо того, чтобы направить свой праведный гнев на нерадивого официанта, мы начинаем обвинть себя за то, что:

А) мямля
б) не произвожу впечатление «злого дядьки»,
в) хожу в такие позорные кафе,
г) живу в таком позорном обществе, где официанты все — борзые, а клиент — ничто.

Видите, сколько ненужной злости на себя, когда надо было просто проявить точечную и регламентированную обществом агрессию против обычного нарушителя Ваших прав.

Привычка к неосознаваемому самонаказанию тоже проявляется в конвульсивных жестах и действиях:

А) мы режем и обжигаем себе пальцы,
б) ударяемся телом о мебель, крича «Мебель в этом доме меня ненавидит!»
в) кусаем губы,
г) дерём волосы щёткой,
д) если мы — малые дети, то вообще, открыто лупим сами себя кулаками по телу.

Как узнать человека, одержимого ретрофлексией?

  1. Он сидит в неудобнейшей позе — перекрюченной и перекособоченной, примостившись на краешке стула. На предложение устроиться удобнее, он отвечает, что емутак удобно. Ему действительно так удобно.
  2. Он сжимает кулаки добела,
  3. Он кусает губы,
  4. у него ходят желваки,
  5. Он делает резкое движение вперёд, а потом с силой опрокидывает себя назад, в ту же позу. Это называется «насильственно прерванные жесты».
  6. Другие мышечные блоки и зажимы,
  7. Затруднённое дыхание,
  8. Частое сглатывание и моргание,
  9. Напряжения в определённых участках тела при переживании эмоций (Когда я об этом рассказываю, у меня начинает болеть голова...»)
  10. Несовпадение мимики с содержанием речи (рассказывает о трагедии и улыбается)

Как отучиться от ретрофлексии?

  1. Начать следить за собой. Как только мы отследили у себя очередную нелепую позу в момент переживания эмоций, запоминаем её. А затем утрируем до идиотизма. Например, мы втягиваем плечи и сутулимся, когда боимся людей. Доведите этот «жест» до абсурда, изобразите «бабу-ягу», и этот мышечный зажим Вас покинет. Он не любит утрирования (когда над ним смеются) и яркого света внимания на него направляемого.
  2. Посещать бассейн и массажиста. Особенное внимание нужно уделить массажу лица... Хоть мы и не привыкли к такой услуге как массаж лица, но это, пожалуй, первое, с чего стоит начать. Наше бедное лицо привыкает к таким не осознаваемым нами гримасам, что его порой нужно «перелепливать» заново ибо показывает оно уже не наши черты, данные нам природой, а всю нашу психоневрологию и больше ничего. Как шутит народ: «Если Вы стали похожи на Вашу фотографию на паспорте — срочно в отпуск!»
  3. И, наконец. Поломать стратегию избегания правды жизни. Самое трудное — научиться открыто (в рамках дозволенного нашей культурой и УК РФ) выражать свои правдивые эмоции по отношению к людям, как позитивные, так и негативные эмоции. Грубо говоря, научиться продуктивному и полноценному общению. Как? О! Это работа всей жизни...

И первый шаг этой дороги в тысячу ри — просто осознать , проснуться от бессознательного поведения, увидеть наконец, что есть проблемы, перечислить их хотя бы основные — начав с ними работать как можно скорей.

Гештальт-терапия направлена не на атаку, победу или «преодоление» сопротивлений, а на осознавание клиентом этих сопротивлений. Сопротивления могут быть нормальными и необходимыми для психического равновесия. Но их обострение и постоянное возникновение в несоответствующие моменты может говорить о невротическом поведении.

Слияние (конфлюенция)

«Слияние – это состояние неконтакта

ибо оно состоит в отсутствии границ своего Я». Ж.-М. Робин

Слияние состоит в том, что человек вообще не чувствует границы между «Я» и «не Я», полагает, что он и среда – одно целое. В состоянии слияния происходит полное отождествление с другим /ми, отказ от различий и непохожести, утрачивается чувство реальности собственного Я. Любой резкий разрыв конфлюенции повлечет за собой сильную тревогу, усиленную чувством вины.

Признаки слияния:

Использование местоимения «мы» вместо «я»;

Повторение попыток прийти к негласному соглашению с терапевтом, например, «вы, как женщина, конечно, меня поймете; как всякий разумный человек, я. Естественно…и вы, конечно…»;

Частое упоминание о семье, группе, партии и т.д. в контексте «само собой разумеющихся вещей»;

Заявки на сеансе, касающиеся отношений с близкими людьми: «Хочу разобраться со своей дочкой, у нее проблемы…» (клиент хочет решить за кого-то какую-то проблему);

Трудности в осознавании конфликтов и агрессии внутри близких отношений;

Затягивание времени пребывания вместе, трудности расставания.

Ретрофлексия

При ретрофлексии человек оборачивает мобилизованную энергию против себя самого, причиняя себе то, что он хотел бы сделать другим (например, кусает себе губы или сжимает руки, чтобы не ударить другого человека; делает себе то, что он хотел бы получить от других, например, бахвальство).

Признаки ретрофлексии:

Клиент говорит о том, что он хочет, но не может сделать чего-то;

Сообщение о телесных симптомах, возникающих в связи с эмоционально напряженными событиями;

Наличие психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, язва 12-перстной кишки, ВСД и т.д.);

В поведении: неловкие, неудобные позы или мышечные блоки, зажимы, напряжения; боли (заметные или декларируемые); зажатое неровное или поверхностное дыхание; неспецифические повторяющиеся жесты (когда человек что-то сам себе делает); гримасы.

В речи: обилие возвратных грамматических форм; резкое изменение регистра голоса во время эмоционально значимых переживаний; «рассказы о…» — по сути заговаривание своих собственных актуальных переживаний.

Проекция –

Вынесение вовне внутриличностных процессов или причин, попытка сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека;

Отказ от какой-то части себя, которая, переставая быть частью нас самих, проявляется во внешнем мире;

Механизм, когда нечто, принадлежащее внутреннему миру человека, он приписывает фигурам внешнего мира, другим людям, неживым объектам.

Проекция рассматривается как патологическая только в том случае, если она проявляется как постоянный и стереотипный механизм защиты и возникает вне всякой зависимости от реального поведения других людей в данный момент времени. Нередко это проявляется в стремлении клиента в разговоре об окружающих произвольно обозначать их каким-то обобщающим словом, например, «вы не слушаете меня…», «меня никогда не понимают…», вместо: «я думаю, что сейчас ты меня не совсем понял…». Другому человеку приписывается то, что происходит внутри нас самих, например, «вы, я вижу, утомились» — говорит ученикам уставший учитель.

Признаки проекции:

Речь обеднена «я-высказываниями». Вместо них «ты-высказывания», интерпретации, оценки, суждения о том, что думает другой;

Предположения о чувствах и отношении других в свой адрес;

Объяснение своих переживаний и состояний с помощью безличных обстоятельств: погоды, ситуации, социальных условий и т.д.;

Предсказания событий или чьего-то поведения.

Виды проекции (Ж.-М. Робин, 1996):

Зеркальная проекция – субъект находит в другом характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь;

Проекция катарсиса – субъект приписывает другому характерные черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому;

Дополнительная проекция – субъект обнаруживает или приписывает другому характерные черты, которые позволяют ему, тем самым, оправдать свои собственные.

Дефлексия (отклонение) –

это процесс ухода от прямого контакта с собой, т.е. от своих собственных глубоких переживаний, и/или от контактов с окружением. Это часто бывает результатом недоверия, отсутствия безопасности и страха боли, пережитыми в прошлом.

Дефлексирующий человек слишком часто шутит, иронизирует, меняет темы, его речь обобщена и абстрактна, ее содержание тонет в словах, он задает больше вопросов, чем делает утверждений, говорит за других или неизвестно кому. Он «не слышит» реплики терапевта, «не видит» выражения его лица, «не понимает» то, что терапевт говорит или делает. Такой человек не может ни выразить себя, ни почувствовать другого по-настоящему. Он избегает контакта, переводя прямой контакт в формальный, косвенный, неотчетливый.

Признаки дефлексии:

Жалобы на скуку, вялость и т.д.;

Избегание зрительного контакта;

Обилие «двойных посланий»;

Неконгруэнтность чувств с выражаемыми реакциями;

Уход от эмоционального напряжения;

Стремление не выделяться;

Поворот тела от контакта с человеком;

Постоянные движения, топтание на месте или «non-stop».

Интроекция

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Возникает, когда ценности, верования, отношения и т.д. «проглатываются целиком», не проверяясь. Внутренний конфликт развивается, когда ребенку не позволяют пробовать, сравнивать, опровергать, изменять и/или принимать систему верований его значимых людей. Это интериоризация «правил» жизни, полученных от значимых взрослых. Этот процесс происходит непосредственно как ролевое обучение, и его можно увидеть в имитации и ролевых играх. Основной инструмент – фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно, утверждения его личностной силы, помогающей различать «меня» и «тебя».

Проекция

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Критическое осуждение других за те их особенности, которыми обладает сам проектор. Такой способ искажения реальности мешает человеку оценивать свой вклад во взаимодействии с окружением. Личностная идентификация и эмпатия с другими. Ясное видение мира, чувствование (что происходит и собирается произойти), понимание и принятие ответственности за свои наблюдения, осознавание проекции и восприимчивость к новой информации. Возврат тех свойств, отношений, верований, поведения и чувств, которые клиент проецирует на других посредством предоставления клиенту возможности идентифицировать проекции при помощи диалога на «горячем стуле» (между осуждаемым и осужденным). интеграция происходит, когда клиент вновь возвращает себе непринимаемые части себя.

Ретрофлексия

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение. Самоконтроль и самодисциплина. Человек способен осуществить этот дискриминационный процесс, когда переживает внутренние побуждения, чувства и т.п. Перераспределение энергии так, чтобы внутренняя борьба, раскол были вскрыты. Таким образом, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением. Этот процесс сопровождается работой с дыханием на осознавание напряжения, познанием тела и когнитивных ключей; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.

Слияние

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Заключается в «слитых» отношениях, когда нет разницы между людьми. Слияние — самый близкий к взаимозависимости невротический процесс. Это чувство слияния с другими. Примерами могут быть: религиозный опыт, интимные и любовные отношения, опыт «я-ты» в терапии, групповой работе, работе в команде. Противодействие слиянию – контакт, дифференциация и артикуляция. Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать их с выборами, потребностями и чувствами других людей. Главный фокус вмешательства – развитие границ.

Дефлексия

С Уважением, Скрипачева Е.Н., психолог, кандидат психологических наук.


А ещё у нас есть


Обращая на себя то, что хотел бы сделать другому, человек бьет себя по руке или пинает ногой стул, вместо того чтобы ударить кого-то, грызет ногти вместо того, чтобы укусить. Высшая форма ретрофлексии – самоубийство: человек убивает самого себя вместо того, чтобы уничтожить того или то, что заставляло его страдать.

Из книги Фредерика Перлза «Практика гештальттерапии»

"...Ретрофлексия буквально означает «разворот в противоположную сторону». Ретрофлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми или объектами. Различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были осуществлять манипулирование в ситуации, изменять среду, удовлетворяя какие-то потребности организма; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия или цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «действующую» и «испытывающую воздействие».

Почему начавшееся в направлении вовне, к среде действие не продолжает развиваться в том же направлении? Потому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда – по больше части другие люди – оказалась враждебной его усилиям, направленным на удовлетворение . Люди его намерения и наказывали его. В таком нервном состоянии ребенок – а как правило это происходит в детстве – не мог не проиграть. Чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и навязывает свои желания вопреки его желаниям.

Вместе с тем, как не раз было показано в последние годы, наказание не устраняет потребность в поведении, которое наказывается; ребенок научается лишь сдерживать соответствующие реакции. Импульс или желание остаются такими же сильными, как раньше, и, не будучи удовлетворенными, постоянно организуют двигательный аппарат, – позу, рисунок мышечного тонуса, начинающиеся движения, – в направлении открытого выражения. Но поскольку последнее грозит наказанием, организм начинает вести себя по отношению к импульсу так же, как вела себя среда, – то есть подавлять его. Таким образом энергия разделяется. Часть ее по-прежнему стремится к первоначальной и никогда не достигаемой цели; другая часть ретрофлексируется, чтобы держать эту стремящуюся наружу часть под контролем. Сдерживание достигается напряжением мышц, антагонистичных тем, которые вовлекаются в наказуемое действие. На этой стадии две части человека направлены диаметрально противоположно друг к другу и сходятся в «клинче». То, что первоначально было конфликтом организма и среды, превратилось во «внутренний конфликт» между одной частью личности и другой ее частью – между одним поведением и другим, противоположным.

Не делайте из этого поспешного вывода, что было бы хорошо без дальнейших хлопот «освободить запрещаемое». В некоторых ситуациях сдерживание необходимо, даже спасительно – например, сдерживание дыхания под водой. Вопрос в том, есть ли рациональные основания для того, чтобы сдерживать данное поведение в данных обстоятельствах. Если человек переходит улицу, вряд ли ему стоит доводить до явного поведения импульсы борьбы с приближающейся машиной за право пройти. В социальной ситуации тоже возможны случаи, когда борьба неуместна, – как и противоположные.

Если ретрофлексия находится под сознаваемых контролем, то есть когда человек в данной ситуации подавляет определенную реакцию, выражение которой повредило бы ему, – никто не будет оспаривать нормальность такого поведения. Ретрофлексия патологична, только если она осуществляется по привычке, хронически, без контроля. Тогда она перестает быть чем-то временным, неким способом дождаться более подходящей ситуации, а превращается в «мертвую точку», постоянно удерживаемую в человеке. Больше того, поскольку эта стабилизированная «линия фронта» не меняется, она перестает привлекать внимание. Мы как бы забываем о ее наличии. Это вытеснение – и .

Если ваше социальное окружение действительно оставалось по-прежнему неумолимым и непреодолимым, то есть если бы выражать определенные импульсы для взрослого человека было бы так же опасно и наказуемо, как для ребенка, тогда вытеснение – «забытая» ретрофлексия – было бы эффективным и желательным. Но ситуация меняется! Мы не дети. Мы выросли, стали сильнее, обрели те «права», которых лишены дети. В этих кардинально изменившихся обстоятельствах стоит заново попробовать получить то, что нам нужно от среды.

Когда мы сдерживаем (supress) определенное поведение, мы сознаем как то, что сдерживается, так и сам факт сдерживания. При вытеснении (repression), мы же утеряли сознавание как вытесняемого, так и самого процесса вытеснения. Психоанализ акцентировал восстановление сознавание вытесняемого, то есть блокированного импульса. Мы же стремимся восстановить сознавание самого блокирования, дать человеку почувствовать, что он это делает, и как он делает это. Если человек обнаруживает свое ретрофлексивное действие и вновь обретает контроль над ним, блокированный импульс обнаружится автоматически. Поскольку ничто его не сдерживает, он просто выйдет наружу. Большое преимущество работы с ретрофлектирующей частью состоит в том, что она сравнительно легко достижима для сознавания; эту активную часть, осуществляющую подавление, можно непосредственно почувствовать, не полагаясь на догадки и толкования.

Теоретически лечение ретрофлексии просто: нужно вновь обратить направление ретрофлектирующего действия – изнутри наружу. При этом энергии организма, ранее разделенные, вновь соединятся и разрядятся в направлении среды. Блокированный импульс получит возможность по крайней мере выразиться, а может быть и получить удовлетворение. И, как в любом случае, когда подлинная потребность организма удовлетворена, возможен отдых, усвоение и рост.

Практически, однако, обратный поворот ретрофлексии не осуществляется непосредственно. Все части организма выступают на защиту ретрофлексии, как бы в предотвращении катастрофы. Человека охватывает замешательство, страх , чувство вины и потребность обвинить других. Попытка обратить , разорвать «клинч» двух частей личности, вызывает такую реакцию, как будто осуществляется нападение на тело, на его «природу», на саму его жизнь. Когда находившиеся в «клинче» части начинают освобождаться и разделяться, человек испытывает невыносимое возбуждение, ради уменьшения которого ему может понадобиться временно снова вернуть свой «клинч». Нужно постепенно привыкнуть к этим возрождаемым непривычным чувствам и научиться ими пользоваться. Сначала человек попадает в состояние тревоги и готов отступить в притуплённое несознавание.

Главная причина страха и вины при обращении ретрофлексии состоит в том, что большинство ретрофлектированных импульсов – это разного рода агрессии, от самых мягких, до самых жестоких, от убеждения до мучительства. Одно только сознавание таких импульсов уже пугает. Но агрессия, в широком смысле слова, совершенно необходима для и . Кроме того, обращение ретрофлексии не создает новой агрессии, она уже присутствует. Она есть, но направлена на себя, а не на окружающее. Мы не отрицаем того, что агрессия может быть и «неправильно» употребляемой по отношению к объектам и другим людям, так же как она патологически неправильно применяется, если фиксировано направлена против себя. Но пока человек не начнет сознавать свои агрессивные импульсы и не научится применять их конструктивно, они, разумеется, будут применяться неправильно! Фактически именно их вытеснение – создание и поддержание жесткого «клинча» мускулатуры – делает агрессию столь опустошительной, «антисоциальной» и невыносимой. Если агрессивные импульсы получат возможность спонтанно развиваться в контексте всей личности, а не будут сдавливаться и удушаться в «клинче» ретрофлексии, человек сможет оценить их более полно и разумно..."

От редакции Психологоса:

Ретрофлексия - достаточно редкое явление, характерное более для не очень адекватных, проблемных людей и которое обычно может разглядеть только натренированный гештальт-терапевт. Если вы любите искать у себя проблемы, вы найдете в себе и ретрофлексию, если же вам кажется более перспективным заниматься своим развитием, вместо поиска мешающих вам проблем вы будете ставить перед собой конкретные задачи и их успешно решать. Итого: если вы понимаете, что вы действительно тяжелый (для себя или других людей) человек, вам стоит обратиться к психотерапевту и некоторое время поработать со своими проблемами, в том числе с ретрофлексией. Если вы человек адекватный и ставите задачи развития, ретрофлексия вас волновать не должна, и вам скорее на

В процессе ретрофлексии человек прекращает попытки повлиять на окружение, становясь отдельной и самосохраняемой единицей, возвращая всю энергию обратно в замкнутую внутриличностную систему и порывая контакты с окружением. Такая форма невзаимодействия с окружением также поддерживается интроекциями заботящихся людей, относящимися к природе чувств и их выражению. Например, ребенок интроецирует послание: "Большие мальчики не плачут!", - и, столкнувшись с болевыми ощущениями, прячет свою боль внутрь, останавливает слезы и причитания.

Развивающий процесс. В процессе развития ретрофлексия проявляется во время стадии автономии (стадия стыда-сомнения) и исходит из физиологической потребности контролировать собственный кишечник и мочевой пузырь, т.е. "сдерживать" и "отпускать". Эта физиологическая необходимость затем переводится в психологическую необходимость "позволять" и/или "отпускать" чувства, поведение.

Определение. Ретрофлексия – это процесс возврата чувств назад, точно против себя; человек подставляет себя в определенное место среды как объект или мишень для выражения чувств. И.Польстер писал: “Ретрофлексия подчеркивает центральную человеческую силу, позволяющую разделить себя на наблюдателя и наблюдаемого - на того, над кем производится действие и того, кто это действие производит”(1997). Этот раскол часто вызывает внутренний стресс и напряжение, потому что он заключен внутри “Я” и не выражается в поведении человека.

"Здоровое использование " . Здоровое использование выражается в самоконтроле и самодисциплине,т.к. сознательная адаптация индивида к социальным нормам имеет функциональную ценность, потому что она обеспечивает тот тип контроля, который защищает человека от внешней опасности. Другими словами, человек способен осуществить этот дискриминационный процесс, когда переживает внутренние побуждения, чувства и т.п.

"Нездоровое использование". Нездоровое функционирование выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение, т.е. калечение самого себя (крайняя форма проявления ретрофлексии – суицид).

Проявления

1.Задержки дыхания.

2.“Проглатывание” чувств.

3.Мускульные проявления, такие как сжатие кулаков, закусывание губ или, например, ситуации, когда человек задыхается.

4.Изменение тона и цвета кожи в местах, где возникают блоки.

5.Положение тела (скрещивание ног,скованные руки и т.д.).

6. Жалобы на психосоматические болезни и/или депрессию.

Различают два типа процесса:

¨ субъект делает самому себе то, что хотел бы сделать другим: “Я хотел бы, чтобы другие…”, “Я стараюсь быть …”

¨ субъект делает самому себе то, что хотел бы, чтобы ему сделали другие: “Другие хотели бы, чтобы я…”, “Я стараюсь быть…”

Выделяют также профлексию - комбинацию проекции и ретрофлексии: субъект делает другому то, что хотел бы,чтобы этот другой сделал ему.

Вмешательство. Движение по направлению к росту может заключаться в перераспределении энергии так, чтобы внутренняя борьба, т.е. раскол, замеченный ранее, была вскрыта. Вместо того чтобы находиться только внутри человека, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением. Неделание ретрофлексии состоит в успешном поиске подходящих других действий. Этот процесс сопровождается работой с дыханием, которая позволяет осознавать напряжение; познанием тела и когнитивных ключей; действиями, направленными не столько на себя, сколько на других; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.

Трансформация энергии из внутренней во внешнюю зависит от постоянного одобрения дыхания и, в соответствующий момент, экстернализации, вербальной экспрессии и намеренного преувеличения конкретных телесных поз или движений. Например, когда клиент закусывает губу, спросите его: “Над чем ты хочешь поразмыслить?” или, когда клиент сжимает кулаки, попросите клиента выразить на внешнем объекте, т.е. подушке, все то, что он сдерживает и обращает на себя.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Научные основания групповой психотерапии
Еще Аристотель называл человека “общественным животным” и рас­сматривал его потребность в установлении контактов с себе подобными в качестве источника его силы. Научные исследования влияния группы

Понятие групповой психотерапии
История. Пока психологи пытались объяснить, каким образом группы влияют на поведение людей, практики использовали работу с малыми группами с психотерапевтической целью. Один из первых, кто

Современные теории групповой психотерапии
Совершенно очевидно, что первоначально деятельность психотерапевтических групп осуществлялась методом проб и ошибок. При этом для объяснения наблюдаемых феноменов специалисты использовали идеи Г. Л

Психология группы, эффект группового воздействия
Группа – это социально-психологическое понятие, обозначающее совокупность людей, связанных общей целью и включенных в типичные для них виды деятельности, регулируемые общими ценностями и нормами.

Потребности членов коррекционных и терапевтических групп
Клиенту в процессе отбора следует отводить существенную роль. Предпочтительнее, чтобы клиент сам отказался от участия в группе, чем начал посещать встречи и затем испытал дискомфорт от преждевремен

Общие требования к комплектованию групп
Состав группы определяется направленностью, формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы (группа встреч, группа умений и т. п.). Наиболее важный вопрос, который п

Организационные основы групповой психотерапии
Открытые и закрытые группы. Создавая группу, психотерапевт организовывает ее как открытую или закрытую. Закрытая группа, начав работу, “закрывает двери”: не п

Подготовительные процедуры групповой психотерапии
Общая идеология групповой работы Психологический риск. Есть определенные категории клиентов, которые обладают повышенной психологической восприимчивостью. Часто уров

Руководство группой: cтиль руководства
Стиль руководства. К. Левин со своими коллегами выделили три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский. Авторитарный стиль. Все виды поведения клиен

Этические принципы работы группового терапевта
Краеугольным камнем любой профессии является профессиональная этика. Психологи, работающие с любыми категориями клиентов, оказывают на их личность сильное влияние, и потому обязаны следовать опреде

Основные типы исследовательских ориентаций межличностных отношений
К одной из таких типологий можно отнести разработанную Б. Лабином и У. Эдди (1970) классификацию групп в соответствии с исследовательской ориентацией человеческих отношений. Они выделяют три

Виды психокоррекционных групп
До сих пор не существует однозначной типологии психологических групп. Даже среди профессионалов в области образования, психологии и психотерапии такие термины как группа поддержки, групповая терапи

Модель тренинговых групп
История создания и развития групп тренинга тесно связана с именем психолога Курта Левина и целой плеяды его учеников. Занимаясь экспериментальной, а затем практической социальной психологией он при

Модель групп встреч как терапевтической группы
Группы встреч в отличие от групп тренинга являются терапевтическими психокоррекционными группами. Как уже отмечалось, существуют два основных направления в понимании психокоррекционных гру

Адаптивные возможности психокоррекционной группы
Формулируя теоретические основания группоцентрированного подхода к лидерству и управлению, Т.Гордон предлагает ряд утверждений, не предполагающих их экспериментальной проверки, которые можно обозна

Механизмы групповой психотерапии
Групповая формация. Каждый клиент по-своему привыкает к группе, и в этом смысле группа является микрокосмом. Клиенты используют типичные адаптивные способности, защитные механизмы и способы

Понятие “групповая динамика” и ее основные законы
Впервые терми “групповая динамика” был использован Куртом Левиным в статье “Эксперименты в социальном пространстве” в журнале “Гарвардское педагогическое обозрение” в 1939 г. в США. В этой статье К

Основные элементы групповой динамики
В понятие групповой динамики входят 5 основных и несколько дополнительных элементов. Основные элементы: 1)Цели группы. 2)Нормы группы. 3)Структура группы и пробл

Фазы развития группы
Психокоррекционная группа с момента ее создания до завершения работы проходит несколько стадий (фаз) своего развития. Большинство исследователей этого вопроса приходят к выводу о том, что

Психокоррекционное влияние групповой терапии
В отечественной психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструктивную и реализационную фазы групповой динамики (Слуцкий А.С. и Цапкин В.Н.(1985) и др.). В принципе, эта динамик

Терапевтическая идеология психоанализа
Фундаментальное правило психоанализа. Основным правилом является то, что клиент согласен быть абсолютно честным с аналитиком. Все идеи, импульсы, мысли и чувства должны вербализироваться. Эт

Теоретические основания группаналитической психотерапии
Основателем группового анализа является С. Г. Фулкс (S. H. Foulkes, 1899-1976), который после более чем тридцатилетней работы с группами писал в одной из своих последних статей, что групповой анали

Слойная модель группового процесса
Так называемая трехслойная модель подразделяется следующим образом: 1. Поверхностный слой сознательного, реального общения или групповая динамика. В данном случае большое внимание у

Основополагающие принципы группанализа
К основополагающим принципам группанализа С.Фулкс относил следующие: 1. Понимание того, что целостная групповая ситуация является основой для анализа всех межличностных взаимодействий в гр

Метод и основы методики работы психотерапевта, ориентированного на группанализ
Основной упор в работе дирижера делается на прояснение закрытой для группы информации. При этом основное внимание участников группы обращается не только на то что, но и как это было с

Основные принципы поведения ведущего группанализа
Ведущий слушает свободный поток ассоциаций в группе, как и психоаналитик в работе с индивидуальным клиентом. В отличие от последнего он устанавливает не только основные темы, обсуждаемые и возникаю

Стадии групповой динамики
Начальная стадия соответствует началу терапии и включает в себя обсуждение причин, из-за которых человек обратился к психоаналитику, определение приемлемой для клиента продолжительности курса терап

Механизмы группаналитической психотерапии
Регрессия Регрессия усиливается с течением группового процесса до такой степени, что член группы оказывается на младенческой стадии психологического развития. Во избежание этого некоторые

Феномены группаналитической практики
Взаимоотношения с матерью Разрушение и восстановление взаимоотношений. Двусторонние отношения, в рамках которых психоаналитик олицетворяет для членов группы ненавист

Оживление и преодоление эдипова комплекса
Эдипов мотив в трехсторонних отношениях между матерью, отцом и ребенком является центральной проблемой невроза, поэтому он играет значительную роль в групповой ситуации. Типичные для эдипова компле

Агрессия
Агрессивность имеет огромное значение в групповой ситуации. Взгляды на природу агрессивности очень расходятся. Некоторые исследователи считают агрессивность автономным влечением наряду с с

Теоретические основания группоцентрированной психотерапии
Группоценрированная психотерапия была разработана в начале 40-х годов Карлом Р.Роджерсом в США, и главная ее особенность – оптимистический образ человека и акцент на свободу выбора. Роджерс рассмат

Сходство и различия индивидуальной и групповой терапии
Сходство. Индивидуальная и групповая психотерапия имеют достаточно много общих черт. Однако остановимся на наиболее существенных из них: Микроклимат. Прежде всего, в силу фун

Процесс групповой терапии
Организация и процедура., Обычно группы в группоцентрированной терапии состоят из шести человек и терапевта. Такое количество участников было найдено эмпирически. Вопрос об опт

Группцентрированная терапия как процесс
Группоцентрированная терапия радикально отличается от других подходов. Ныне существуют подходы, при которых сильно полагаются на интерпретацию, при других - на совместную деятельность; в некоторых

Групповой психотерапевт и члены группы как терапевты
Наилучшей подготовкой для проведения группоцентрированной терапии является практика индивидуальной клиентоцентрированной терапии. Различия между этими двумя практиками в основном затрагивает методи

Теоретические основания психодрамы
Джейкоб Л.Морено считается не только одним из основателей групповой психотерапии, но является и автором одного из интереснейших и динамических методов психотерапии - психодрамы. В начале прошлого в

Методика психодрамы и ее основные элементы
Всякая психодрама включает в себя целый ряд элементов. Ведущий психодрамы. Это специально подготовленный психотерапевт, своеобразный режиссер-постановщик (в немецком

Фазы психодрамы
Психодрама осуществляется в трех фазах: фазе разогрева (или Warming-up), фазе игры (или действия), и фазе обсуждения (или заключительной фазе). Все три фазы отличаются друг от друга в психодраматич

Основные и вспомогательные техники психодрамы
Рассмотрим некоторые конкретные техники психодрамы: Замена ролей - обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они, уже получив некоторый опыт в

Психодрама, центрированная на группе
Центрированная на группе психодрама занимается эмоциональными отношениями участников группы друг с другом и возникающими здесь и теперь общими проблемами, вытекающими из этих отношений. Иногда “цен

Теоретические основания гештальттерапии
Основателем гештальттерапии является Ф.С.Перлз. В отличие от З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера и других, он внес вклад в психологию личности скорее в области психотерапевтической практики, нежели в област

Интроекция
Говоря о перспективах человеческого развития, основанного на сильном желании, по контрасту с фрейдовской сексуальностью, Ф. Перлз первым связал процесс усвоения пищи организмом с психологическим си

Проекция
Противоположностью интроекции является проекция. Если интроекция – это тенденция принимать на себя ответственность за то, что в действительности является частью окружения, то проекция – это тенденц

Дифлексия (отклонение)
Дифлексия (deflection) - это неосознаваемый механизм ухода, направленный на прекращение контакта и усиление изоляции человека как от других, так и от его собственного опыта. Этот проц


На этой стадии терапевт начинает устанавливать контакт с клиентом, общаясь с ним и собирая информацию. В это же время ведутся наблюдения за языком тела клиента, слушаются содержание и интонация гол

Выделение проблемы
Это первая точка выбора в терапевтическом процессе или работе. Терапевту необходимо определить есть ли кризис, требующий немедленного внимания и быстрого принятия решения, либо это вопрос, требующи

Типы экспериментов
Гештальттерапия базируется на концепции осознания, которое само по себе, целебно. Главная ответственность психотерапевта – усиливать познание клиента здесь и сейчас на многих уровнях

Работа с горем
Горе – универсальное переживание всех людей. В течение жизни временами мы все что-то теряем, будет это смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и т.д. или что-либо другое. Горе – сложны

Работа со сном
Работа со сном в гештальт-подходе предполагает рассматривать элементы сновидения как части “Я” человека. Эти части – элементы личности, которые находятся в конфликте. Перлз открыл, что полярности н

Возвращение отторгнутых частей себя
Некоторые эксперименты направлены на возвращение чувств, характеристик или способностей, которые в ранних интроекциях, полученных от взрослых, были отмечены как "плохие". Когда ребенок вы

Теория и практика группы в гештальттерапии
Границы теории и метода гештальттерапии. Теория гештальттерапии рассматривает, прежде всего, границы контакта организма и его окружения. Практический опыт имеет в этой теории исключительно в

Методика групповой работы
Существует некий общий алгоритм обсуждения психотерапевтического случая в группе (В.Шлей, С.Папе, 1995). 1. ФАЗА. Клиент: сообщает случай (сообщение спонтанное, неподготовл

Теоретические основания поведенческой психотерапии
Использование поведенческой терапии для лечения психических расстройств является относительно новым методом, пришедшим в течение последнего десятилетия, и важность его становится все более очевидно

Методы поведенческой терапии
Систематическая десенситизация. Систематическая десенситизация разработана Джозефом Вольпе и основывается на поведенческом принципе противообусловливания, который утверждает, что с

Десенситизация стимула
Десенситизация проводится систематически путем прохождения клиента через список, начиная от сцен, провоцирующих самую легкую тревогу, до сцен, провоцирующих большую тревогу; при этом клиент находит

Методические компоненты группы тренинга умений
В последние годы широкое распространение получили группы тренинга уверенности в себе. Именно с этой целью чаще всего и формируются группы тренинга умений. Причинами, заставившими представи

Терапевтическая модель группы тренинга умений
Поведенческая терапия широко использует в работе групп тренинга умений методики, основанные на стимуле и реакции, поощрении и наказании. Все эти компоненты поведенческой терапии имеют свое количест