Что такое опричнина. Введение опричнины на Руси и её последствия. Начало и отмена опричнины. Последствия опричнины

Опричниной (от слова «опричь» – кроме) начали называть специально выделенный государю земельный удел, и штат царских приближенных, и особое войско. В опричные владения входили ряд городов и уездов в центре страны (Суздаль, Можайск, Вязьму), богатые земли русского Севера, некоторые уезды на южных рубежах державы. Остальная ее территория была названа «земщина».

Весь государственный аппарат делился на две части – опричный и земский. Вошедшие в опричнину феодалы (вначале их было 1000, а к 1572 г. – 6000) ходили в специальной униформе: в черном кафтане и черной же островерхой шапке. Преданность своему царю, готовность «вымести и выгрызть» изменников символизировали привязанные к шеям коней и колчанам для стрел метлы и собачьи головы.

Само слово «опричь» («опричнина») начало употребляться задолго до правления . Уже в XIV столетии опричниной называли часть наследства, которая достается вдове князя после его смерти. У нее было право получать доходы с определенной части земельных угодий, но после ее смерти все это возвращалось к старшему сыну. Вот что такое опричнина - специально выделенный в пожизненное владение удел.


У слова «опричнина» со временем появился синоним, восходящий к корню «опричь», что значит «кроме». Отсюда «опричнина» - «тьма кромешная», как ее еще временами называли, «опричник» - «кромешник». Но этот синоним употреблялся только с XVI столетия.

Причины Опричнины

В общем, все разногласия историков по поводу причин возникновения опричнины, можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям:
Опричнина была обусловлена личными качествами Ивана Грозного и у нее не было никакого политического смысла (В.Ключевский, С.Веселовский, И.Фроянов);
Она была хорошо взвешенным политическим шагом Ивана IV и направлялась против социальных сил, противостоящих его «самовластию». Такое утверждение, в свою очередь, также «раздваивается». Одни исследователи считают, что целью опричнины было сокрушить боярско-княжеское экономическое и политическое могущество (С.Соловьев, С.Платонов, Р.Скрынников). Другие (А.Зимин и В.Кобрин) полагают, что опричнина «направлялась» в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), и еще была направлена против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей державе организации. И любое из этих положений не бесспорно, потому спор об опричнине продолжается.

1560 год — им была упразднена Избранная рада, хотя именно она смогла создать ту базу, на которой впоследствии и расцвело пышным цветом государево величие.

1558 год — началась Ливонская война. Многие представители боярской знати были против нее. Они в открытую высказывали свое недовольство. Все это способствовало накалу страстей в высших эшелонах власти. Государь усиливал давление на бояр, но те не желали покорно склонять головы перед царской волей. Некоторые князья начали уезжать за границу. К примеру, предательство в 1563 году военачальника князя Андрея Курбского, входившего в состав Избранной рады и бежавшего в враждебную Литву (после чего и без того мнительный государь стал везде видеть заговор, убедился в неверности ему бояр).

Картина Н. В. Неврева. Изображено убийство боярина И. Федорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал.

Введение опричнины

Действия свои против бояр-княжат государь открыл невиданным поступком. В самом конце 1564 года он уехал из Москвы, не сказав куда, и остановился за Троице-Сергиевым монастырем в Александровской слободе (сейчас город Александров). Оттуда в январе 1565 года он прислал в Москву грамоту, в которой говорилось, что он оставляет свое царство из-за боярской измены. Москвичи, отправив к государю посольство с духовенством во главе, уговаривали его не покидать царства. Иван Грозный согласился остаться на царстве, только с условием, что ему не станут мешать «класть свою опалу» на изменников, а иных и казнить, а ему самому учинить себе «опричнину»: «двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной». Так была введена знаменитая опричнина.

Цель опричнины

Когда опричнина устроилась, она стала действовать. Цель опричнины заключалась в том, чтобы забрать всякую силу и значение у той княжеской аристократии, которая образовалась в столице из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей царя. Испытав на себе властолюбие своих бояр, Иван IV счел их «изменниками» и, не удовлетворившись опалами на отдельных лиц, надумал обезвредить все боярство.

Формирование опричнины

В своем новом «дворе», куда он не пускал «изменников-бояр», он получил силы и средства для действий против них. Он брал к себе в опричнину один за другим те города и уезды, в которых имелись старые удельные вотчины бояр-княжат, и применял к ним тот порядок, какой применялся Москвой в захваченных областях (Новгороде, Пскове, Рязани). Именно из взятых в опричнину уездов выводились вон все опасные и подозрительные для царя Ивана люди, как правило потомки удельных князей. Их переселяли на окраину государства, на новые земли, где не было никаких удельных воспоминаний и где эти люди не представляли из себя опасность.

Старые же их земли отбирали «на государя» и они шли «в раздачу». Вместо удаленной знати государь селил в их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и которые зависели только от него. Совершая это дело разорения и изгнания старой знати, государь, по его выражению, «перебирал людишек». Он делал это до конца своей жизни, на протяжении почти 20 лет, и постепенно забрал в опричнину половину всего государства. Оставшаяся половина находилась в старом положении, управлялась боярской думой и называлась «земщиною», или «земскими» (людьми). 1575 год — над земщиною Иван Грозный поставил было особого «великого князя» в лице подчиненного ему крещеного татарского (Касимовского) царя Симеона Бекбулатовича, но вскоре свел его в Тверь.

Ход событий

Опричнина была жестокой мерой, разорившей не только княжат, но и множество других людей, - всех тех, кого насильственно переселяли с места на место, у кого забирали вотчины и хозяйство. Сама по себе опричнина должна была возбудить ненависть гонимых. Однако действия опричнины сопровождались еще жуткими зверствами. Иван Грозный не только изгонял знать из ее вотчин: он мучил и казнил неприятных ему людей. По приказу царя рубили головы «изменникам» не только десятками, но целыми сотнями. 1570 год — государь разорил целый город, именно Великий Новгород.

Заподозрив новгородцев в какой-то измене, он пошел на них войной как на настоящих врагов и губил их без всякого суда на протяжении нескольких недель.

Поход на Новгород

Иван собрал всех опричников, которые были способны носить оружие, вперед были отправлены разъезды, которые заняли все почтовые станции и городки по дороге, под предлогом борьбы с чумой въезд и выезд из Новгорода запретили – чтобы никто не мог предупредить северян о движении опричного войска.

Грабежи и убийства начались еще по дороге – в Твери и Торжке, а 2 января 1570 года передовые отряды опричников подошли к Новгороду и сразу окружили его, «дабы ни един человек из града не убежал». В Новгороде опричниками был устроена кровавая резня: «Царь и великий князь сед на судище и повеле приводити из Великаго Новагорода владычних бояр, и служилых детей боярских, и гостей, и всяких городцких и приказных людей, и жены, и дети, и повеле перед собою люте мучити».

Московский застенок времен опричнины. А. Васнецов

Несчастных жгли огнем, после привязывали к саням длинной веревкой и тащили две версты до Новгорода, где связывали (детей привязывали к матерям) и бросали с моста в реку, где другие «каты» заталкивали их под лед огромной полыньи палками. «Главу заговора», новгородского архиепископа Пимена, отправили в Москву – старика, больше 30-ти лет окормлявшего Новгород, посадили на кобылу задом наперед и приказали всю дорогу дуть в волынку – атрибут скоморохов. В столице церковный суд лишил Пимена сана, его заточили в Никольском монастыре в Веневе, где через год тот скончался.

Город полностью разграбили, на оставшихся в живых новгородцев наложили огромные штрафы, которые выбивались – в прямом смысле – кнутом на «правеже» еще много месяцев. Годы спустя царь впишет в составленный им «Синодик опальных», список убитых его волею людей, страшную в своей лаконичности фразу: «По Малютине скаске новгородцев отделал тысящу четыреста девяносто человек». И историки по сей день спорят, является ли эта цифра общим количеством погубленных в Новгороде людей или это «достижение» только отряда под началом Малюты Скуратова.

Из Новгорода опричное войско двинулось в Псков, который ожидала та же участь. Однако «пскопских» спас местный юродивый Никола, который протянул государю кусок мяса. На недоумение царя – зачем ему мясо в пост, юродивый, согласно легенде, отвечал: «Да разве Ивашка думает, что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько он уже съел?». По другой версии, юродивый потребовал: «Хватит мучить людей, уезжай в Москву, иначе лошадь, на которой ты приехал, не повезет тебя обратно». На другой же день лучший государев конь пал, и испуганный царь приказал возвращаться в столицу. Как бы там ни было, но Псков смог отделаться малой кровью – царь поверил знамению и покорился, как он считал, Божьей воле.

Псы государевы

По всему государству, много лет кряду, вламываясь в частные дома, опричники проливали кровь, насильничали, грабили и оставались безнаказанными, так как считалось, что они «выводили измену» из царства. Царь Иван, получивший имя «Грозного» за свои казни и зверства, сам доходил до неистовства и необыкновенной распущенности. Кровавые казни сменялись у него пирами, на которых тоже лилась кровь; пиры переходили в богомолья, в которых бывало и кощунство. В Александровской слободе Иваном Грозным было устроено что-то вроде монастыря, где его развратные опричники были «братиею» и носили черные рясы поверх цветного платья.

От смиренного богомолья братия переходила к вину и крови, глумясь над истинным благочестием. Московский митрополит Филипп (из рода бояр Колычевых) не смог смириться с распущенностью нового царского двора, обличал государя и опричников за что и был низложен Иваном с митрополии и сослан в Тверь (в Отрочь монастырь), где в 1570 году его задушил один из самых жестоких опричников - . Царь не постеснялся расправиться и со своим двоюродным братом князем Владимиром Андреевичем, которого подозревал в умыслах против себя еще со своей болезни 1553 года. Князя Владимира Андреевича убили без суда, так же, как мать и жену его. Не умеряя своей жестокости, государь не ограничивал никаких своих вожделений. Он предавался всяческим излишествам и порокам.

Последствия опричнины

Цель, которую поставил себе Иван IV, устраивая опричнину, была достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена и унижена; старые удельные вотчины княжат перешли к царю и были обменены на другие земли. Опричнина, несомненно, повела к разорению державы, потому что разрушила хозяйственный порядок в центральных московских областях, где сосредоточены были княжата с их удельными вотчинами.

Когда Грозный выселял крупных вотчинников с их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а потом начали уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться за новыми владельцами, мелкими помещиками, не имевшими никаких земельных льгот. Народ охотно шел на окраины государства, где не было ужасов опричнины, отчего центральные области все пустели и пустели. К концу царствования Грозного они запустели до такой степени, что с них государь не получал уже ни ратных людей, ни податей. Таковы были в конце концов последствия опричнины.

Еще опричнина имела далеко идущие политические последствия. Она привела к ликвидации пережитков удельного времени и укреплению режима личной власти государя. Ее социально-экономические порядки оказались пагубными. Опричнина и затянувшаяся разорили государство. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию в 1570–1580-е гг., современники называли «порухой». Одним из пагубных последствий внутренней политики царя Ивана стало закрепощение русского крестьянства. 1581 год — были установлены «Заповедные лета», впредь до отмены которых крестьянам было запрещено покидать своих владельцев. На деле это значило, что крестьян лишили древнего права перехода в Юрьев день к другому хозяину.

Совершенно очевидно только одно, что опричнина не была ступенью к прогрессивной форме правления и не способствовала развитию государства. Эта была кровавая разрушавшая его реформа, о чем могут свидетельствовать ее последствия, в том числе наступление « » в начале XVII века. Мечты народа и прежде всего дворянства о сильном государе, «стоящем за великую правду» воплотились в разнузданный деспотизм.

Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4 .

Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).

Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

Причины введения опричнины

Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной .

В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.

Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

Начало и развитие опричнины. Основные события.

Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.

В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.

В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

Конец опричнины

Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

Результаты опричнины Ивана Грозного

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

Опричнина в современном обществе воспринимается как явление исключительно негативное – результат помешательства царя, которому везде мерещились измена и заговор. Тем не менее многие отечественные историки видели в опричнине прогрессивные тенденции.

Режим чрезвычайного управления

Прежде чем вести разговор об опричнине следует остановиться на эпохе, ее породившую. Россия Ивана Грозного – страна, которая только начала расширение своих границ и обретение могущества. А пока – это скудные земли Нечерноземья, лежащие в северо-западной части Евразии; редкое и разрозненное население, которым трудно управлять; опальные города, где не раз вызревал очаг смуты; отсутствие выхода к Балтийскому, Черному и Каспийскому морям, и, как следствие, к мировым торговым путям; разорительные набеги кочевников с юга и востока, а также непрекращающиеся войны за территорию со Швецией, Польшей и Литвой.

Иван IV искренне верил, что только неограниченная власть монарха поможет навести порядок в этих суровых и обширных землях. На исходе 1564 года царь отъезжает в свою резиденцию в Александрове, откуда шлет в столицу две грамоты. В первой Иван обвиняет бояр в расхищении казны и измене, чем объясняет свой отказ от власти, во второй, адресованной москвичам, царь жалуется на боярские обиды и заверяет, что зла на народ не держит.

Не прошло и двух дней, как в Александров пожаловала делегация во главе с архиепископом Пименом, которая принялась уговаривать Ивана Васильевича вернуться к управлению государственными делами. Царь согласился, но тут же изложил свои условия: в стране нужно ввести, говоря современным языком, режим чрезвычайного положения, отменяющий существовавшие ранее правовые нормы: единственным полновластным законом будет слово монарха. Так в России вводилась опричнина, официально просуществовавшая с 1565 по 1572 год.

В поисках смысла

Нам кажется, что смысл опричнины лучше всего должны были понимать современники Ивана Грозного. Однако изучая письменные источники тех далеких времен исследователи не находят внятных оценок этого знакового явления. Русские летописи хоть и раскрывают нам всю полноту картины злодеяний опричников, но при этом избегают открытого обличения царя. Какой бы ни был государь, в ту эпоху он воспринимался исключительно как помазанник божий.

Начиная с XVIII столетия, отнюдь не ища оправданий деяниям царя, и уж тем более опричникам, историки пытались дать объективные и взвешенные оценки одному из наиболее трагичных эпизодов в истории России. Так Василий Татищев в установлении опричнины усматривал намерение царя пресечь измену бояр. Для Сергея Соловьева опричнина явилась олицетворением перехода от «родовых» отношений к «государственным».

Член-корреспондент Петербургской академии наук Сергей Платонов в числе тех исследователей, кто находил немало положительных черт в опричнине. Историк свои заключения выстраивает на том, что современники не понимали Ивана Грозного. Между тем царь, по его словам, в своих действиях руководствовался существующими угрозами, исходившими от княжеской оппозиции.

Продолжая мысль Платонова, современный историк Руслан Скрынников определяет концепцию опричнины как результат столкновения «могущественной феодальной аристократии и поднимающейся самодержавной монархии».

Исследователь русского средневековья Александр Зимин обращает внимание на положение Церкви, как большого социально-политического института, препятствовавшего централизации страны. Именно опричнине, по мнению Зимина, удалось включить церковь в государственный аппарат.

Для доктора исторических наук Даниила Альшица опричнина была не случайным эпизодом, а необходимым этапом становления самодержавия, другими словами, начальной формой аппарата верховной власти. Благодаря опричнине, со слов Альшица, и появилось самодержавие на Руси в том виде, как мы его сегодня понимаем. Более того, историк заявляет, что опричнина не была прекращена в 1572 году, а просуществовала до конца жизни Ивана Грозного.

Пересмотр землевладения

Историки отмечают, что в широком смысле опричнина не была новым явлением в русской жизни, потому что именно так назывался удел, выдаваемый вдове князя, «опричь» (кроме) другой земли. В опричнине Ивана Грозного земля делилась уже между ставленниками царя и остальной частью населения – «земщиной».

В летописях можно прочитать, что царь «возненавидел грады земли своея» и в гневе разделил их и «яко двоеверны сотворил». Для историков такая реакция летописца объяснима, так как царь не считал нужным растолковывать народу принимаемые им решения. Согласно Платонову, Иван Грозный последовательно включал в опричнину, одну за другой, внутренние области государства для того, чтобы пересмотреть систему землевладения и провести учет землевладельцев.

В дальнейшем царь удалял на окраины неугодных ему людей, а взамен расселял надежных. Высланные землевладельцы по замыслу Грозного могли быть полезны для защиты рубежей государства. Эта операции приобрела характер массовой мобилизации и в конченом итоге должна была заменить крупное вотчинное землевладение мелким поместным землепользованием. Однако, как это часто бывало у Грозного, не обошлось без перегибов, и насильственный передел земли приобрел характер массового бедствия.

Специалист по эпохе Ивана Грозного Владимир Кобрин считает, что опричнина не изменила структуру крупной собственности: и боярскому, и княжескому землевладению удалось пережить смутные годы политического террора.

Борьба с изменой

Царь был абсолютно уверен, что со всех сторон его окружали изменники. Однако сегодня невозможно точно установить, чем в большей степени руководствовался Иван IV, раскручивающий маховик террора, – болезненной подозрительностью или реальной угрозой исходившей от его приближенных.

Со слов Скрынникова, первоначальный замысел опричнины заключался в «охранении жизни царя», и только потом она должна была покончить со злоупотреблениями боярства и прочими перекосами в государстве. Однако наделив широчайшими полномочиями опричников, царь фактически благословил их на бесчинства.

Своего апогея своевластие опричнины достигло зимой 1569-1570 годов во время похода Ивана Грозного на опальный Новгород. Но было ли это актом жестокого мщения безумного царя, как это часто освещалось в отечественной историографии? Как замечает российский историк-славист Борис Флоря в книге «Иван Грозный», осенью 1569 года царь получил информацию о зреющей измене в вольных городах Пскове и Новгороде.

Речь шла о масштабном заговоре среди приказной администрации и социальной верхушки, целью которого была сдача Пскова и Новгорода литовскому королю. Этот заговор не был плодом больного воображения царя, так как в начале 1569 года к Литве подобным путем уже отошел приграничный Изборск – мощная почти неприступная крепость.

Но существовала и другая проблема. 1568 и 1569 годы стали неурожайными для Новгородской республики. Местная элита, по сообщениям современников, сосредоточила у себя значительные запасы зерна, вызвав тем самым резкий рост цен на хлеб и обрекши население на голодную смерть. Возможно, эта продуктовая блокада имела далеко идущие замыслы новгородской верхушки.

Поводы для вмешательства царя были более чем серьезные. По мнению исследователей, если бы заговор удался, к Литве могло отойти до трети территории России. Вместо выхода к Балтике, которого добивался Грозный в ходе Ливонской войны, Москва могла получить у себя под боком опасного и сильного врага. И тогда под вопросом оказалась бы целость государства как такового.

Поход на Новгород обернулся жестоким погромом и масштабным процессом по делу о заговоре. Осуждая зверства, которые чинили опричники, грабя и убивая горожан, историки, тем не менее, отмечают, что казням предшествовали тщательные судебные разбирательства, которые продолжались в течение трех недель после захвата Новгорода.

Любопытно, что Новгородский погром не ускользнул от внимания российских правителей последующих эпох. Так, всегда проницательная Екатерина II отмечала, что о причине гнева царя говорит отнюдь не вольное правление Новгородской республики, а «причина была, что Новгород, приняв Унию, предался Польской Республике, следовательно, царь казнил отступников и изменников, в чем по истине сказать меры не нашел».

  • 6. Борьба народов Руси за свержение ордынского ига. Куликовская битва. Стояние на реке Угре.
  • 7, 8. Северо-восточная Русь в конце 13 - первой половине 15 веков. Московское княжество при Иване Калите и Дмитрии Донском
  • 9. Предпосылки
  • 10. Образование единого Российского государства. Московская Русь во второй половине 15 – начале 16века. Правление Ивана 3.
  • 11. Россия в 16 веке. Укрепление государственной власти при Иване 4. Реформы Избранной Рады 1550 года.
  • 12. Опричнина и её последствия
  • 13. Смутное время в начале 17 века.
  • 14. Социально-экономическое и политическое развитие России в 17 веке
  • 15. Соборное Уложение 1649 года. Усиление самодержавной власти.
  • 16. Воссоединение Украины с Россией в 17 веке и последствия.
  • 17. Рп Церковь и государство в 17 веке.
  • 20. Россия в конце 17 века - начале 18 века. Реформы Петра.
  • 21. Внешняя политика России в первой четверти 18 века. Северная война. Реформы Петра 1.
  • 22. Культура России первой четверти 18 века
  • 24. Россия в 30-е-50-е годы 18 века. Дворцовые перевороты
  • 25. Внутренняя политика Екатерины 2
  • 26. Внешняя политика Екатерины II.
  • 27, 28. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти 19 века
  • 29. Тайные декабристские организации. Восстание декабристов.
  • 30. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Николая 1
  • 31. Культура и искусство России первой половины 19 века
  • 32. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века
  • 34. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века
  • 35. Внешняя политика России во второй половине 19 века
  • 36. Революционное народничество
  • 37. Культура России 60-х-90-х годов 19 века.
  • 39. Культура России в начале 20 века
  • 40. Первая российская революция 1905-1907 гг.
  • 41. Деятельность государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.
  • 42. Политические партии России в начале 20 века. Программы и лидеры.
  • 43. Реформаторская деятельность Витте и Столыпина.
  • 44. Россия в первой Мировой войне.
  • 45. Февральская революция 1917 года в России.
  • 46. (Победа вооруженного восстания в Петрограде.) Октябрь 1917. Второй Всероссийский съезд советов. Создание Советского государства.
  • 47. Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.
  • 48. Советская страна в период нэПа.
  • 49. Образование ссср.
  • 50.Общественно-политическая жизнь в стране в 1920-е гг.
  • 51.Особенности советской модернизации экономики: промышленность и сельское хозяйство в конце 1920-х – 1930-е гг. Индустриализация/коллективизация.
  • (?)52. Общественно-политическая жизнь советского государства в конце 20-х-30-е годы 20 века.
  • 53. Внешняя политика России в 20-е-30-е годы 20 века
  • 54. Ссср в годы вов
  • 55. Холодная война. Её влияние на м/ународные отношения.
  • 56. Ссср в первое послевоенное десятилетие. Внутренняя и внешняя политика.
  • 57. Ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века. Хрущёвская оттепель; внутренняя и внешняя политика.
  • (. Внешняя политика ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века)
  • 59. Перестройка в ссср. Основные результаты.
  • 60. Суверенная Россия в первой половине 90-х годов 20 века
  • 12. Опричнина и её последствия

    Неудачи во внешней политике начала 60-х гг. XVI в. создали у Ивана IV иллюзию тотальных боярских измен и саботажа его мероприятий. Это побуждает Грозного ввести в стране новый порядок управления государством, который был направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.

    Иван Грозный ввел опричнину, совершив 3 декабря 1564 г. своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделялось на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. На земщине оставалось прежнее управление, а опричниной полностью распоряжался царь. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались "опричные служилые люди". Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по экономической и политической мощи "великих" боярских родов. Главной мерой стало создание опричного войска (1 тыс.человек) - личной охраны царя. Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, придавались чрезвычайные к карательные функции: "грызть" изменников и "выметать" из государства измену (знак опричника - голова собаки и метла у седла лошади) - то есть проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом.

    Вершиной опричнины стал поход на Новгород, который почему-то был заподозрен в мятеже. По дороге были разорены Тверь, Торжок, другие города и деревни. Сам Новгород был подвергнут невиданному 40-дневному разграблению опричным войском. Подвергнуты пыткам и казнены до 10 тыс.человек.

    Введение опричнины не способствовало военным успехам и в 1572 г. она была отменена. Однако некоторые элементы опричнины продолжали существовать до смерти Ивана Грозного. За период его правления, сопровождавшегося обострением борьбы в обществе, предприняты серьезные шаги к укреплению русского государства и самодержавия.

    Итогом опричнины стали огромные человеческие жертвы, разрушение сословной монархии. Боярская оппозиция была уже сломлена и большей частью физически истреблена. Класс собственников был уничтожен. Установлены отношения подданства. Опричнина истощила экономику и вызвала хозяйственный кризис 70-80 гг., нарушение экономических связей, запустение деревень и городов, голод и нищету. Были нарушены организация и комплектование поместного войска. В обществе же назрело всеобщее недовольство.

    13. Смутное время в начале 17 века.

    1598-1613 (смута-распад государственности)

    После смерти Ивана4(1584)престол унаследовал Федор - не способный для правления человек. Вся власть была у его шурина Бориса Годунова. Начало смуты положила гибель сына Ивана Грозного. После смерти Федора, не имевший наследства, Земским собором был избран царем Борис Годунов. Что позволило отодвинуть назревавший соц. конфликт. 1601 - в Польше объявляется самозванец Лжедмитрий, выдававший себя за сына Ивана4 . в1605 Бояре предав Бориса присягнули к Лжедмитрию, который начал царствовать. В1606в ходе восстания Лжедмитрий убит. На троне Василий Шуйский. Усиление крепостного гнета, нестабильность и произвол феодалов вызвали восстание крестьян, холопов. 1606-первая крестьянская война. Основные причины: процесс закрепощения (указы1581,92,97),нестабильность и смута во властных структурах. Иван Болотников -глава восстания крестьян и холопов из Путивля двинулся На Москву.

    Летом 1607 г., когда войско Ивана Шуйского осаждало Тулу, в Стародубе появился второй самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий II). Лжедмитрий II добился некоторых успехов. В июне 1608 г. Лжедмитрий II подступил к Москве, В Тушино перебралось немало дворян и представителей власти, недовольных правлением Шуйского. В стране установилось двоевластие. Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов. В Москве произошел дворцовый переворот.

    Причины смуты: 1. прервался род Рюриковичей (последователи от Бога) 2. Начало 17в являлось катастрофой для России (голод, всеобщее недовольство, люди начинают покидать родные села для путешествия по стране) 3. Нравственная проблема

    ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ: Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства. В конкретных геополитических условиях был избран дальнейший путь развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология, сословный строй как социальная структура.

    Словом «опричнина» издревле назывался особый земельный удел, который получала вдова князя, то есть земля «опричь» — кроме – основных земель княжества. Иван Грозный решил применить этот термин к выделенной ему в личное управление территории государства, собственный удел, в котором он мог бы править без вмешательства боярской думы, земского собора и церковного синода. Впоследствии же опричниной стали называть не земли, а проводимую царем внутреннюю политику.

    Начало опричнины

    Официальным поводом введения опричнины стало отречение Ивана IV от престола. В 1565 году, отправившись на богомолье, Иван Грозный отказывается возвращаться в Москву, объяснив свой поступок изменой ближайших бояр. Царь составил два письма, одно боярам, с упреками и отречением от престола в пользу своего малолетнего сына, второе – «посадскому люду», с заверениями, что виной его поступку боярская измена. Под угрозой остаться без царя, помазанника божьего и защитника, посадские люди, представители духовенства и боярства отправились к царю в Александровскую слободу с просьбой вернуться «на царство». Царь же в качестве условия своего возращения выдвинул требование выделения ему собственного удела, где он бы мог править по своему усмотрению, без вмешательства церковных властей.

    В результате вся страна была поделена на две части – земщину и опричнину, то есть на государственные и личные царевы земли. В опричнину вошли северные и северо-западные районы, богатые плодородными землями, некоторые центральные уделы, Прикамье и даже отдельные улицы Москвы. Столицей опричнины стала Александровская слобода, столицей государства по-прежнему оставалась Москва. Опричными землями управлял лично царь, а земскими – Боярская Дума, казна у опричнины так же была отдельная, собственная. Однако Большой приход, то есть аналог современного Налогового управления, отвечавший за поступление и распределение налогов, был един для всего государства; общим оставался и Посольский приказ. Это как бы символизировало, что, несмотря на разделение земель на две части, государство по-прежнему едино и нерушимо.

    Согласно замыслу царя опричнина должна была предстать неким аналогом европейского церковного Ордена. Так, Иван Грозный называл себя игуменом, его ближайший сподвижник князь Вяземский стал келарем, а небезызвестный Малюта Скуратов – пономарем. За царем, как за главой монашеского ордена, был закреплен ряд обязанностей. В полночь игумен вставал на чтение полунощницы, в четыре утра служил заутреню, затем следовала обедня. Соблюдались все православные посты и церковные предписания, например, ежедневное чтение Священного Писания и всевозможные молитвы. Религиозность царя, и прежде широко известная, в годы опричнины доросла до максимального уровня. При этом Иван самолично принимал участие в пытках и казнях, отдавал приказы о новых зверствах, нередко прямо во время богослужений. Столь странное сочетание крайней набожности и неприкрытой, порицаемой церковью, жестокости стало впоследствии одним из основных исторических свидетельств в пользу душевной болезни царя.

    Причины опричнины

    «Измена» бояр, на которую царь ссылался в своих письмах с требованием выделения ему опричных земель, стали лишь официальным поводом для введения политики террора. Причинами же у радиальной смены формата правления послужило сразу несколько факторов.

    Первой и, пожалуй, самое весомой, причиной опричнины стали неудачи в Ливонской войне. Заключение в 1559 году ненужного, по сути, перемирия с Ливонией стало фактически предоставлением отдыха врагу. Царь настаивал на проведении жестких мер в отношении Ливонского ордена, Избранная рада считала развязывание войны с крымским ханом более приоритетным направлением. Разрыв с некогда ближайшими сподвижниками, деятелями Избранной рады, и стал, по мнению большинства историков главнейшей причиной введения опричнины.

    Однако на этот счет существует и иная точка зрения. Так, большинство историков XVIII-XIX веков считали опричнину результатом душевной болезни Ивана Грозного, на ужесточение характера которого повлияла смерть любимой жены Анастасии Захарьиной. Сильное нервное потрясение стало причиной проявления самых страшных черт личности царя, звериной жестокости и неуравновешенности.

    Нельзя не отметить и влияние боярства на смену условий власти. Опасения за собственное положение послужили причиной переезда некоторых государственных деятелей за границу – в Польшу, Литву, Швецию. Большим ударом для Ивана Грозного стало бегство в Литовское княжество Андрея Курбского, друга детства и ближайшего соратника, принимавшего активное участие в государственных реформах. Курбский направил царю ряд писем, где осуждал действия Ивана, обвиняя в тирании и убийствах «верных слуг».

    Военные неудачи, смерть жены, неодобрение действий царя боярством, противостояние с Избранной радой и бегство – предательство – ближайшего соратника нанесли серьезный удар по авторитету Ивана IV. И задуманная им опричнина должна была выправить сложившуюся ситуацию, вернуть подорванное доверие и укрепить самодержавие. Насколько опричнина оправдала возложенные на нее обязательства, историки спорят до сих пор.