Что такое историко литературный процесс. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения. А.С. Пушкин «Д.В. Давыдову»

Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие «историко-литературный процесс».

Непрерывное изменение литературы - очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов.

В современном литературоведении термины «направление» и «течение» могут трактоваться по-разному. Иногда они употребляются как синонимы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм называют как течениями, так и направлениями), а иногда течение отождествляется с литературной школой или группировкой, а направление - с художественным методом или стилем (в этом случае направление вбирает в себя два или больше течений).

Как правило, литературным направлением называют группу писателей, сходных по типу художественного мышления. О существовании литературного направления можно говорить в том случае, если писатели осознают теоретические основы своей художественной деятельности, пропагандируют их в манифестах, программных выступлениях, статьях. Так, первой программной статьей русских футуристов стал манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором были заявлены основные эстетические принципы нового направления.

В определенных обстоятельствах в рамках одного литературного направления могут образовываться группы писателей, особенно близких друг другу по своим эстетическим взглядам. Такие группы, образующиеся внутри какого-либо направления, принято называть литературным течением. Например, в рамках такого литературного направления, как символизм, можно выделить два течения: «старшие» символисты и «младшие» символисты (по другой классификации - три: декаденты, «старшие» символисты, «младшие» символисты).

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга.

1. Чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких - трагические и возвышенные);

2. Чистота языка (в высоких жанрах - высокая лексика, в низких - просторечная);

3. Строгое деление героев на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;

4. Обращение к образам и формам античного искусства.

5. В драматических произведениях – правило трёх «единствв» - места, времени и действия.

6. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

7. Мир – государство. Утверждение положительных ценностей и государственного идеала.

8. Тексты пишутся по правилам, шаблонам. (Н. Буало «Поэтическое искусство», А. Сумароков «Две эпистолы о стихотворстве и пр.)

9. Основная функция – дидактическая.

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

К примеру можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. Положительные герои много рассуждают о нравственности, жизни при дворе, долге дворянина. Отрицательные персонажи становятся иллюстрацией неподобающего поведения. За столкновением личных интересов видны общественные позиции героев.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения не должно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни.

Представители русского классцизма - Антиох Кантемир, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, А.Н. Радищев, Г.Р. Державин и др. В кодификаторе - Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль» Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от английского sentimental - чувствительный, от французского sentiment - чувство) - литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда - интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).

Основные признаки:

1. Уход от прямолинейности классицизма.

2. Подчеркнутая субъективность подхода к миру.

3. Культ чувства,

4. Культ природы

5. Культ врожденной нравственной чистоты, не испорченности

6. Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий

7. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи

В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Несправедливым порядкам феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов - мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Неслучайно они утверждали превосходство «природного», «естественно-го» человека, то есть живущего в гармонии с природой.

Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных.Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные - расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Носителями чувствительности, как правило, оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокими - представители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства).

Одно из основных открытий сентиментализма - индивидуализация героя и изображение богатого душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). Главным героем произведений стал обыкновенный человек. В связи с этим сюжет произведения нередко представлял собой отдельные ситуации будничной жизни, при этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах. Новое содержание потребовало новой формы. Ведущими жанрами стали семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.

В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители - Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.

РОМАНТИЗМ - художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе. Предпосылками возникновения были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм), Великая Французская революция, немецкая классическая философия.

Появление этого литературного направления, как, впрочем, и любого другого, неразрывно связано с социально-историческими событиями того времени. Начнем с предпосылок формирования романтизма в западноевропейских литературах. Определяющее влияние на формирование романтизма в Западной Европе оказала Великая Французская революция 1789-1799 годов и связанная с ней переоценка просветительской идеологии. Как известно, XVIII век во Франции прошел под знаком Просвещения. В течение почти целого столетия французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро, Монтескье) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провозглашали идею естественного (природного) равенства всех людей. Результатом революции стало установление буржуазной республики. В итоге в выигрыше оказалось буржуазное меньшинство, которое захватило власть (раньше она принадлежала аристократии, высшему дворянству), остальные же остались «у разбитого корыта». Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и братство. Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах революции, глубокая неудовлетворенность окружающей действительностью, что и стало предпосылкой для возникновения романтизма. Потому что в основе романтизма лежит принцип неудовлетворенности существующим порядком вещей.

Как известно, западноевропейская культура, в частности французская, оказывала огромное влияние на русскую. Эта тенденция сохранилась и в XIX веке, поэтому Великая Французская революция потрясла и Россию. Но, кроме того, существуют и собственно российские предпосылки возникновения русского романтизма. В первую очередь это Отечественная война 1812 года, со всей очевидностью показавшая величие и силу простого народа. Именно народу Россия была обязана победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Между тем, как до войны, так и после нее основная масса народа, крестьяне, по-прежнему оставались крепостными, по сути, рабами. То, что и раньше воспринималось прогрессивными людьми того времени как несправедливость, теперь стало казаться вопиющей несправедливостью, противоречащей всякой логике и нравственности. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. В результате в русском обществе возникло ярко выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности. Так возникла почва для появления романтизма.

Основные принципы:

1. Противопоставление реальности.

2. Романтическое «двоемирие». Миры «здесь» и «там» в русской литературе не пересекаются.

3. Русский романтик всегда путешественник.

4. Конфликт романтика и толпы.

5. Герой – одиночка.

6. Человек и его внутренний мир больше, чем мир окружающий.

Очень важным для понимания сущности романтизма является понятие романтического двоемирия. Как уже было сказано, неприятие, отрицание действительности - основная предпосылка возникновения романтизма. Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия. Мир для романтиков делился на две части: здесь и там. «Там» и «здесь» - это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» - это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» - некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности. Многие романтики полагали, что добро, красота и истина, вытесненные из общественной жизни, все еще сохранились в душах людей. Отсюда их внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм. Души людей - это их «там». Например, Жуковский искал «там» в потустороннем мире; Пушкин и Лермонтов, Фенимор Купер - в свободной жизни нецивилизованных народов (поэмы Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», романы Купера о жизни индейцев).

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Это принципиально новый герой, подобного ему не знала прежняя литература. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - воплощение романтического бунта против действительности.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. Представители - В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов.

РЕАЛИЗМ (от латинского realis - вещественный, действительный) - метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.

И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, романтик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики - желаемое.

Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма этого времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап просветительский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоевский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятельностью «натуральной школы».

Основные принципы:

1. Объективизм в изображении жизни.

3. Внимание к точности и достоверности детали.

5. Окружающий мир больше, чем человек и его внутренний мир.

6. Важность социальных проблем.

7. Приближение языка художественного произведения к живой речи.

Трагедия реализма заключается в том, что герой перестает быть индивидуальным. Для реализма незаменимых нет. Основные жанры - рассказ, повесть, роман. Однако постепенно границы между жанрами размываются. Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма - соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподобное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность реалистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Представители: А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.

МОДЕРНИЗМ (от французского modern -новейший,современный) - философско-эстетическое движение в литературе и искусстве,возникшее на рубеже XIX–XX веков.

Этот термин имеет различные толкования:

1) обозначает ряд нереалистических направлений в искусстве и

литературе рубежа XIX-XX веков:

символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм,кубизм,имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм;

2) используется как условное обозначение эстетических поисков

художников нереалистических направлений;

3)является сложным комплексом эстетических и идеологических

явлений, включающих не только собственно модернистские

направления, но и творчество художников, полностью не вписывающихся в рамки какого-

либо направления(Дж.Джойс,М.Пруст,Ф.Кафка и другие).

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали

символизм, акмеизм и футуризм.

СИМВОЛИЗМ - нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, со­средоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860-1870-е годы в поэтическом творчестве А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме. Затем через поэзию символизм связал себя не только с прозой и драматургией, но и с другими видами искусства. Родоначальником, основателем, «отцом» символизма считают французского писателя Ш. Бодлера.

В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника.

Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства - не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ - выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений, возникшее в России. Первым манифестом русского символизма стала статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», опубликованная в 1893 году. В ней были обозначены три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация и «расширение художественной впечатлительности».

Символистов принято делить на две группы, или течения:

1) «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и другие), дебютировавшие в 1890-е годы;

2) «младшие» символисты, которые начали свою творческую деятельность в 1900-е годы и сущест­венно обновили облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие).

Следует отметить, что «старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Символисты считали, что искусство - это прежде всего «постижение мира иными, не рассудочными путями» (Брюсов). Ведь рационально осмыслить можно лишь явления, подчиненные закону линейной причинности, а такая причинность действует только в низших формах жизни (эмпирическая реальность, быт). Символистов же интересовали высшие сферы жизни (область «абсолютных идей» в терминах Платона или «мировой души», по В. Соловьеву), неподвластные рациональному познанию. Именно искусство обладает свойством проникать в эти сферы, а образы-символы с их бесконечной многозначностью способны отразить всю сложность мирового универсума. Символисты полагали, что способность постигнуть истинную, высшую реальность дана только избранным, которые в моменты вдохновенных прозрений способны постигнуть «высшую» правду, абсолютную истину.

Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты, - это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя - в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.

Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развер­тывания смыслов. Эту его черту неоднократно акцентировали сами символисты: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов); «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб).

СИМВОЛ стал центральной эстетической категорией нового течения. Символ многозначен: он содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов.

" Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своём значении"... (Вячеслав Иванов)

Важно уметь отличать его от Аллегорического образа, так как аллегория предполагает, прежде всего, однозначное понимание.

АКМЕИЗМ (от греч. акте - высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) - модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, JI. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву. Эстетическая программа была сформулирована в статьях Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» и Мандельштама «Утро акмеизма».

Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «не­познаваемому»: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё» (Городецкий). Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова. Символизм зиждется на неприятии действительности, а акмеисты считали, что не следует отказываться от этого мира, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов.

Собственно акмеистическое течение было малочисленным, просуществовало недолго - около двух лет (1913-1914) - и было связано с «Цехом поэтов». «Цех поэтов» был создан в 1911 году и сначала объединял довольно большое количество людей (далеко не все они в дальнейшем оказались причастны к акмеизму). Эта организация была гораздо более спаянной, чем разрозненные символистские группы. На собраниях «Цеха» анализировались стихи, решались проблемы поэтического мастерства, обосновывались методы анализа произведений. Идея нового направления в поэзии была впервые высказана Кузминым, хотя сам он в «Цех» не вошел. В своей статье «О прекрасной ясности» Кузмин предвосхитил многие декларации акмеизма. В январе 1913 появились первые манифесты акмеизма. С этого момента и начинается существование нового направления.

Задачей литературы акмеизм провозглашал «прекрасную ясность», или кларизм (от лат. clarus - ясный). Акмеисты называли свое течение адамизмом, связывая с библейским Адамом представление о ясном и непосредственном взгляде на мир. Акмеизм проповедовал ясный, «простой» поэтический язык, где слова прямо называли бы предметы, декларировали свою любовь к предметности. Так, Гумилев призывал искать не «зыбких слов», а слов «с более устойчивым содержанием». Этот принцип наиболее последовательно был реализован в лирике Ахматовой.

Литературное течение - АКМЕИЗМ- " генетически" было связано с символизмом.

В октябре 1911 года было основано литературное объединение " Цех поэтов" Название кружка, образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений, указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. " Цех"- стал школой формального мастерства, он заложил основную программу, которой следовал акмеизм.

Руководителями объединения стали не мэтры изначально основавшие акмеизм (Вячеслав Иванов, И.Аненский, М.Волошин) ,а поэты " следующего поколения"- Н.Гумелёв и С.Городецкий.

В основе программы АКМЕИЗМА была заложена статья М. Кумзьмина " О прекрасной ясности", напечатанная в 1910 году.

Принципы:

Логичность художественного замысла

Стройность композиции

Четкость организации всех элементов художественной формы

Таким образом, АКМЕИЗМ в лице М.Кузьмина " реабилитировал" эстетику разума и гармонии, тем самым противостоя крайностям символизма. Акмеизм принес с собою в поэзию ясный и простой язык. Слова ясно и четко называли предметы, явления и образы. Акмеизм наиболее полно выразился "в лирической струне поэзии". Это пейзажная и любовная лирика (М. Волошин, М. Кузьмин).

Простоту и гармоничность слога и поэтики акмеистов (Н. Гумилева, М. Кузьмина, М. Волошина, В. Иванова) унаследовала Анна Андреевна Ахматова, влив в акмеистическую гармоничность и холодок отстраненности восприятия мира мощный поток личных эмоциональных переживаний, пропущенных сквозь судьбы и жизни своих современников в самые трагические и значительные моменты истории двадцатого столетия

ФУТУРИЗМ

Одно из основных европейских авангардистских течений начала 20 века. Возник почти одновременно в Италии и в России. Недолговечное литературное течение.

ФУТУРИЗМ - основное авангардистское направление (авангардизм - крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные положения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных элементов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провозглашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в своих манифестах Маринетти, и обратились, в основном, к эстетическим проблемам. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.

Футуризм был неоднородным направлением. В его рамках можно выделить четыре основные группировки или течения:

1) «Гилея», которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых и другие);

2) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);

3) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);

4) «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: по сути, именно она определила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913), «Взял» (1915).

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «не­избежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Худо­жественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами - контраст комического и трагического, фантастики и лирики. Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.

Как литературное авангардное явление футуризм больше всего " страшился" равнодушия и " профессорской сдержанности". Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала, эпатаж (не путайте и ни коем образом не связывайте это слово с Сергеем Зверевым и прочими представителями сегодняшнего дня, эпатаж возник много раньше). Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступления отмечались ударами гонга, К.Малевич являлся с деревянной ложкой в пелице, В.Маяковский - в своей знаменитой " жёлтой кофте", А. Кручёных носил в шнуре через шею диванную подушку и т.д.

Поэтика ФУТУРИЗМА: в формально-стилевом отношении поэтика Ф. развивала и усложняла установку символизма на обновление поэтического языка.

Футуристы не только обновляли значение слов, но и резко изменяли их отношение между смысловыми опорами текста, а так же энергично использовали композиционные и графические эффекты текста. Лексическое обновление языка достигалось депоэтизацией языка, то есть введение стилистически " неуместных" слов, вульгаризмов, профессиональных терминов. Слово у ФУТУРИСТОВ " опредмечивалось", его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических и фонетических элементов.

Новое отношение к слову привело к активному созданию неологизмов, переразложению и возникновению новых слов (В. Хлебников, В. Маяковский). В отдельных случаях Футуристы отказывались от знаков препинания в тексте.

ПОСТМОДЕРНИ́ЗМ (фр. postmodernisme - после модернизма) - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн - состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, а также массовую культуру этой эпохи.

Постмодернизм в литературе, как и постмодернизм в целом, с трудом поддается определению - нет однозначного мнения относительно точных признаков феномена, его границ и значимости. Но, как и в случае с другими стилями в искусстве, литературу постмодернизма можно описать, сравнивая её с предшествующим стилем. Например, отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска. Постмодернистские писатели ставят случайность выше таланта, а при помощи самопародирования и метапрозы ставят под сомнение авторитет и власть автора. Под вопрос ставится и существование границы между высоким и массовым искусством, которую постмодернистский автор размывает, используя пастиш и комбинируя темы и жанры, которые прежде считались неподходящими для литературы.

Как и в случае с другими эпохами, нет никаких точных дат, которые могли бы обозначить расцвет и упадок популярности постмодернизма. 1941-й год, в котором умерли ирландский писатель Джеймс Джойс и английская писательница Вирджиния Вулф иногда указывается в качестве приблизительной границы начала постмодернизма.

Приставка «пост-» указывает не только на противопоставление модернизму, но и на преемственность по отношению к нему. Постмодернизм - это реакция на модернизм (и результаты его эпохи), последовавшая после Второй мировой войны. Его можно считать также реакцией на другие послевоенные события: начало Холодной войны, движение за гражданские права в США, постколониализм, появление персонального компьютера (киберпанк и гипертекстовая литература).

Постмодернизм ставит под вопрос само существование смысла в современных условиях, считая, что центральным методологическим понятием становится «деконструкция». А каких современных писателей наши критики относят к постмодернистам? Обратимся снова к сайту «Постмодернизм на уроках литературы». Мы находим там В. Пелевина, С. Соколова, С. Довлатова, Т. Толстую и В. Сорокина.

А вот какие признаки постмодернистской прозы мы обнаруживаем:

1) подход к искусству как своеобразному коду, то есть своду правил организации текста;

2) попытка передать своё восприятие хаотичности мира сознательно организованным хаосом художественного произведения;

4) подчёркивание условности художественно-изобразительных средств ("обнажение приёма");

5)сочетание в одном тексте стилистически разных жанров и литературных эпох».

Видеоурок 2: Литературные направления

Лекция: Историко-литературный процесс

Классицизм

Классицизм - основное художественное направление европейского искусства XVII-начала XIX вв.


Данное литературное направление сформировано во Франции (конец XVII в.)

Основная тематика: гражданские, патриотические мотивы

Признаки

Цель

Характерные черты

Представители направления

в России


1. Культивирует тему нравственного долга, патриотизма, «высокого» гражданства
2. Провозглашает преобладание государственных интересов над частными проблемами.
Создание произведений по образцу античного искусства
1. Чистота жанра (высокие жанры исключают использование бытовых ситуаций, героев, для низких неприемлемы возвышенные, трагические мотивы);
2. Чистота языка (высокий жанр использует высокую, возвышенную лексику, низкий –просторечный язык)
3. Четкое разделение героев на отрицательных и положительных;
4. Строгое соблюдение правила «единство 3-х»- места, времени, действия.
Поэтические творения
М.Ломоносова,
В.Тредиаковского,
А.Кантемира,
В.Княжнина,
А.Сумарокова.

Сентиментализм

На смену классицизму во второй половине XVIII в. пришел сентиментализм (англ. «чувствительный», франц. «чувство»). Главенствующей темой искусства становились человеческие чувства, эмоции, переживания.

Сентиментализм - главенство чувств над разумом.



Основным ценностным мерилом сентименталисты провозгласили гармоничное сочетание природы и человека.

Сентиментализм представлен в России произведениями:

    Н.М. Карамзина,

    И. И. Дмитриева,

    В.А. Жуковского (раннее творчество).

Романтизм

В конце XVIII в. в Германии сформировалось новое литературное направление -романтизм. Появлению нового течения способствовали несколько обстоятельств:

    Кризис эпохи Просвещения

    Революционные события во Франции

    Классическая немецкая философия

    Художественные поиски сентиментализма

Герой романтических произведений – воплощение бунта против реалий окружающей действительности.


Представители романтического художественного направления в России:

    Жуковский В.А.

    Батюшков К.Н.

    Языков Н.М.

    Пушкин А.С. (ранние произведения)

    Лермонтов М.Ю.

    Тютчев Ф.И. (философская лирика)

Реализм

Реализм – это правдивое отражение действительности.


Принципы реализма:
  • объективное отображение сторон жизни в сочетании с авторским идеалом
  • воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах
  • жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художественной фантазии (мифа, символа) гротеска.
Реализм перенял от романтизма критику буржуазного миропорядка, творчески ее развил, значительно углубил, поэтому в дальнейшем термин дополнился существенным «уточнением»: Максим Горький определил новое направление как «критический реализм».

Модернизм

Общемировой кризис буржуазной культуры, сформировавшийся на переходе от XIX века к веку XX, вызвал к жизни новое художественное направление, получившим название «модернизм». Новое течение провозгласило полный разрыв с реалистическими традициями в творчестве.


Если в европейском модернизме проявили себя около десятка вновь созданных направлений, то русский вариант нового литературного течения состоит всего из «трех китов»:

    символизма

    акмеизма

    футуризма

Каждое из перечисленных течений ищет такой путь в искусстве, который поможет оторваться от обыденной, скучной действительности, и открыть перед человеком новый, идеальный мир.

Наименование направления

Характерные черты, признаки

Представители в русской литературе

Символизм (греч. «условный знак»)
(1870-1910 –е гг.)

Основное место в творчестве принадлежит символу

1. Отражение мира в реальном и мистическом планах.
2. Поиски «нетленной Красоты», стремление познать «идеальную сущность мира»
3. Мир познается через интуицию
4. Недосказанность, намеки, тайные знаки, особая музыкальность стиха
5. Собственное создание мифов
6. Предпочтение лирическим жанрам
«Старшие» символисты, стоявшие у истоков нового направления – Д.Мережковский (основоположник), З. Гиппиус, В. Брюсов, К.Бальмонт.

Позднее к направлению примкнули «младшие» продолжатели: Вячеслав Иванов, А. Блок, А. Белый

Акмеизм (греч. «акме» – высшая точка) (1910-е годы)
1. Полная аполитичность, совершенное равнодушие к насущным проблемам окружающей действительности.
2. Освобождение от символических идеалов и образов, от возвышенной, многозначной надуманности текстов, излишней метафоричности - отчетливость, определенность поэтических образов, ясность, точность стиха.
3. Возврат поэзии к реальному, материальному миру и предмету
В ранние периоды творчества А.Ахматова, также О.Мандельштам,
Н.Гумилев,
М. Кузьмин,
С. Городецкий.
Футуризм (лат. «будущее»)
(1910 -1912 гг. - в России)
1. Отрицание традиционной культуры, мечта о появлении сверхискусства, чтобы с его помощью преобразить мир.
2. Словотворчество, обновление поэтического языка, поиск новых форм выражения, новых рифм. Тяготение к разговорной речи.
3. Особый способ чтения стихов-
декламирование.
4. Использование новейших достижений науки и техники
5. «Урбанизация» языка, слово – некая конструкция, материал для словотворчества
6. Эпатаж, искусственное создание атмосферы литературного скандала
В. Хлебников (ранние стихи),
Д. Бурлюк,
И. Северянин,
В. Маяковский
Постмодернизм (конец XX –начало XXI века)
1. Утрата идеалов привела к разрушению целостного восприятия действительности,
образовалась фрагментарность сознания, мозаичное восприятие мира.
2. Автор отдает предпочтение максимально упрощенному отражению окружающего мира.
3. Литература не ищет путей понимания мира – все воспринимается в том виде, в каком существует здесь и сейчас.
4. Ведущий принцип – оксюморон (особый стилистический прием, при котором сочетаются несочетаемые вещи и понятия).
5. Не признаются авторитеты, наблюдается явное тяготение к пародийному стилю изложения.
6. Текст представляет собой причудливое смешение различных жанров, эпох.
В. Ерофеев
С. Довлатов
В. Пьецух
Т.Толстая
В. Пелевин
В.Аксёнов
В. Пелевин и др.

  • Историческая летопись 5
  • За чужую свободу 49
    • Часть вторая 49
    • Часть третья 84
  • 107
  • Кошмары наяву. (Из человеческих документов о мире и войне. Очерки) 141
    • I. Подмижуй 141
  • 166
  • Николай Иванович Гродеков. (1883 - 1913 гг. Воспоминания - заметки) 189
    • I. Гродеков по воспоминаниям сослуживцев и старожилов, как военный губернатор Сыр-Дарьинской области. - Черты его характера. - Отношение к курильщикам и алкоголикам. - Заботы о народном образовании. - Церковно-строительство. - Создание русских поселков. - Холерный бунт 1892 году в Ташкенте. - Деятельность в Приамурье. - Назначение туркестанским генерал-губернатором 189
    • II. Встреча нового генерал-губернатора. - Взгляд Гродекова на переселенческое дело. - Положение Туркестанского края в конце 1906 года. - Перемены в личном составе. - Борьба с революционным движением. - Реорганизация переселенческого дела. - Трения с главным управлением земледелия по переселенческом вопросу. - Прием у генерал-губернатора, рабочий его день. - Заботы о разных просветительных учреждениях. - Памятник Кауфману. - Отношение к Хиве и Бухаре. - Взгляд Гродекова на военно-народное управление. - Уход Николая Ивановича из Туркестана. - Память о нем среди русского населения, особенно отставных ветеранов, поселившихся в крае 196
  • К истории польско-русских отношений 215
  • Из раскольничьих дел недавнего прошлого 239
  • Легенды о войне 246
    • Аэропланы 247
    • Начало конца мира 249
    • Вильгельм 250
    • Скобелев 253
    • Великий князь Николай Николаевич 255
    • Казак Пашнин 257
  • Немцы 40 лет назад. (Из личных воспоминаний) 264
    • I. Как вели себя немцы во время франко-прусской войны 264
    • II. Как воспитывали они чувства воинской части и доблести в своих воинах 265
    • III. Как немцы соблюдали законы и обычаи войны в борьбе с французами 269
    • IV. Что думали немцы сорок лет назад о войне с Россией; их полное незнакомство в то время с нашей родиной 271
  • Профессор Иван Иванович Соколов. (К двадцатипятилетию его педагогической и учено-литературной деятельности) 277
  • Новая Земля 286
    • I. Отход парохода Мурманского о-ва "Королева Ольга Константиновна" на Новую Землю. - Краткая история колонизации Новой Земли. - Путь до первого становища. - Белушья губа. - Освящение часовни. - "Птичий базар" 286
    • II. Перевозка животных (собак). - Селение Малые Кармакулы. - Школа, баня, - Снабжение колонистов "жизненными припасами" и система рассчетов 295
    • III. Маточкин Шар. - Природа. - Маленькое приключение. - Пьянство самоедов, их характер и тяжелое денежное положение 302
    • IV. Ольгинский поселок. - Его обитатели и печальные стороны их существования. - Посадка живого груза: медведи, песцы, совы. - Возвращение назад. - Буря. - Качка. - Туман. - Заключительное слово 308
  • Из записной книжки историка 318
    • Ход военных действий в борьбе с немцами. - Болгарская измена славянскому делу. - События во внутренней жизни России 318
  • Критика и библиография 324
    • В.И. Адамович. Оправдание представителями германской интеллигенции нынешней войны и способа ее ведения Германией и Австро-Венгрией и отповедь представителей интеллигенции во Франции, Англии и России. Петроград. 1915. Стр. 68. Ц. 40 к. 324
    • Б.Д. Греков. Новгородский дом святой Софии. Опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины. Ч. I. Пгр. 1914. Стр. XIV+544+129. Ц. 3 р. 325
    • Н.Г. Высоцкий. Первый скопческий процесс. Материалы, относящиеся к начальной истории скопческой секты. Москва. 1915. Стр. I+XX+I+345. Ц. 2 р. 327
    • А.К. Дживелегов. Александр I и Наполеон. Москва. 1915. Стр. 302. Ц. 1 р. 75 к. 329
    • Труды полтавской ученой архивной комиссии. Вып. 12. Полтава. 1915. Стр. 240+21. Цена не обозначена 330
    • У.Г. Иваск. Жизнь и труды Василия Ивановича Собольщикова, старшего библиотекаря и архитектора императорской публичной библиотеки (с гравированным портретом). Москва. 1914. Стр. 59. Цена 1 р. 50 к. 331
    • Действия нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Сборник. Том XV. Выпуски IV и V. В память 300-летия царствования дома Романовых. Том XVII. Выпуски II и III. Нижний Новгород. 1913-1914. Стр. 163; 148; 20, 5, 32, 6, 48, 10; 6, 4, 12, 3, 3, 30, 12, 2, 3, 25. Цена не обозначена 332
    • История музыки всех времен и народов - проф. Л.А. Саккетти. Пгр. 1915. Издание "Шиповник". Выпуск III. 202-296. Со множеством иллюстраций. Цена по подписке 332
    • Н.Н. Сергиевский. Августейший поэт К.Р. (Жизнь и деятельность: великий князь Константин Константинович как государственный и общественный деятель, поэт и человек. Оценка творчества в письмах наших классиков. Мои воспоминания). С портретами, редкими автографами и снимками постановки драмы "Царь Иудейский". Издание журнала "Наша Старина". Пгр. 1915. Стр. 49. Ц. 75 к. 334
    • Речи Либания, перевел с греческого, с введением, примечаниями и двумя приложениями С. Шестаков. Т. I. Казань. Стр. 5+XC+522. Ц. 3 р. 60 к. 335
    • Н.М. Затворницкий. Наполеоновская эпоха. Библиографический указатель. Выпуск первый. Птр. 1914. Стр. XIV+328 и 8 отдельных таблиц. Цена 3 рубля. Выпуск второй. Пгр. 1915. Стр. IV+314 и 8 отд. табл. Цена 3 рубля 336
    • Профессор Н.К. Грунский. Лекции по педагогике. 2 изд. Юрьев. 1914. Ц. 1 р. 50 к. - А.М. Медведков. Педагогика для самообразования, школы и семьи. Петроград. 1914. Ц. 1 р. 35 к. - П.Ф. Каптерев. Дидактические очерки. Теория образования. Издание второе. Петр. 1915. Ц. 2 р. 40 к. 338
    • К.Р. "Царь Иудейский", драма в 4-х действиях и 5-ти картинах. Спб. 1914. Типография министерства внутренних дел. Снимки с постановки драмы и портретов действующих лиц в фотографии К.А. Фишера; клише, печать цветных фототипий и гелиогравюры т-ва Р. Голике и А. Вильборг. Эскизы костюмов - под наблюдением П.К. Степанова, эскизы декораций Н.Н. Болдырева; эскизы занавесей И.Г. Окорокова; цветные рисунки сцен по фотографиям К.А. Фишера исполнены М.И. Хвостенко. Обложка, заставки и цветные портреты П.П. Либена. Стр. 284+12. Цена 20 р., в переплете 25 р. 339
    • Н. Маркс. Рисунки Е. Арцеулова. Легенды Крыма. Москва. 1914. Вып. I. Изд. 2-е. Стр. 43. Рис. 15. Ц. 1 р. 340
    • "Виленский Временник", издается при Муравьевском музее в Вильне. Книга VI. Архивные материалы Муравьевского музея, относящиеся к польскому восстанию 1863 - 1864 годов в пределах Северо-Западного края. Часть первая. Переписка по политическим делам гражданского управления с 1-го января 1862 г. по 1-ое мая 1863 г. Составил А.И. Миловидов. С двумя хромолитографическими снимками и шестью цинкографическими факсимиле в тексте. Цена 3 р. 75 к. Стр. XVI+462 340
    • Проф. Н.В. Ястребов. Галиция накануне великой войны 1914 года. Пгр. 1915. Стр. VIII+146. Ц. 1 р. 25 к. 342
    • Н.М. Лагов. Галичина, ее история, природа, богатства и достопримечательности. Пгр. 1915. Стр. VIII+123. Ц. 80 к. 342
    • Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Издание управления кавказского учебного округа. Выпуск 43-й. Тифлис. 1914. Стр. III+IV+232+156+176+VII+243. Цена не обозначена 343
    • В. Лебедев. За государя великого князя. Историческая повесть половины XV века. Москва. Издание А.Д. Ступина. 1914. Стр. 96. Цена 35 коп. 344
    • А. Ренников. Золото Рейна. О немцах в России. Со многими рисунками и картами. Пгр. 1915. Стр. 395. Ц. 1 р. 50 к. 345
  • Новости истории 347
    • Немец-узурпатор царских подарков и ливадийский дьячок. - Зловещее пророчество о трагедии первого марта. - Потревоженные тени крепостного века. - Архив Философовых. - Новоржевские помещики и крестьянское раскрепощение. - Дряхлеющий феодал и новая жизнь. - Из жизни А.П. Философовой. - Либеральная жена военного прокурора. - Достоевский среди салонных философов. - Лев Толстой в рассказе яснополянского крестьянина. - Глеб Успенский в сеемейном быте. - Роман поневоле автора "Растеряевой улицы" 347
  • 362
    • Последние дни диктатуры Бисмарка 362
    • Гете в роли военного репортера 366
    • "Душа России" 368
    • Гибель эрцгерцога Рудольфа и Марии Вечера 371
    • Наследственность 372
    • Гоголь и Диккенс. Пикквик и Чичиков 375
    • Англо-русская книга о немецком засилье 376
  • Смесь 379
    • Медаль в память К.Р. 379
    • Новое общество 380
    • Чествование северных мореплавателей 381
    • 45-летие литературной деятельности В.Н. Жука 382
    • Юбилей П.О. Морозова 383
    • Двадцатипятилетний юбилей профессора А.П. Рождественского 383
    • Юбилей профессора С.П. Глазенапа 384
    • Девятисотлетие смерти св. кн. Глеба 384
  • Некрологи 386
    • Дурново, П.Н. 386
    • Духовской, С.А. 387
    • Коломнин, П.П. 387
    • Коссович, П.С. 388
    • Лутугин, Л.И. 388
    • Нечаев, А.В. 389
    • Ордынский, А.К. 390
    • Пальм, С.А. 391
    • Савина, М.Г. 392
    • Флеров, Н.М. 393
    • Челышев, М.Д. 394
    • Шапиров, Б.М. 394
    • Шур, м.А. 395
  • Заметки и поправки 395
    • I. К воспоминаниям г. С.У. "Мозаика" 395
    • II. По поводу рецензии П.М. Майкова 396
    • III. По поводу статьи А. Сигова "замок князя Паскевича в Гомеле" 396
    • IV. По тому же поводу 399
  • Последняя надежда 401
    • XIII. Внутри стен 403
    • XIV. Поднятое покрывало 408
    • XV. Отлив 414
    • XVI. Игроки 418
    • XVII. На Королевском мосту 423
    • XVIII. Город, который скоро забывает 429
  • Историческая летопись 443
  • За чужую свободу 485
    • Часть третья 485
  • Сан-Стефано. (Записки гр. Н.П. Игнатьева с примечаниями А.А. Башмакова и К.А. Губастова) 546
  • Кошмары наяву. (Из человеческих документов о мире и войне). (Очерки) 578
    • II. Отрава 578
  • За тридцать лет. (Листки из воспоминаний) 601
  • Маленькая историческая тайна 617
  • Марк Лукич Кропивницкий. (Воспоминания земляка) 627
  • Из воспоминаний бывшего судебного деятеля 632
    • XVI. Генерал 633
    • XVII. Философ 635
    • XVIII. Скорый 637
    • XIX. Законник 637
    • XX. Рассеянный 639
    • XXI. Прозорливый 640
    • XXII. Доктор 641
    • XXIII. Блюститель нравственности 642
    • XXIV. Поручик 643
  • Одна из теней прошлого. (Из истории Холмского края) 647
  • Анатолий Александрович Флеров. (К 35-леетию его учебно-административной деятельности) 664
  • Немцы в Самарских степях. Очерк 675
  • Памяти Марии Гаврииловны Савиной 691
  • Сенатор Г.А. Тройницкий 698
  • "Борьба с зеленым змием" 705
  • Граф Сергей Юльевич Витте. (Материалы для биографии) 724
  • В старую Москву. (Из поездки великих князей в 1861 году) 742
  • Критика и библиография 774
    • Русский биографический словарь. Лабзина - Ляшенко. Издаваемый Императорским русским историческим обществом. Петроград. 1914. Стр. 844. Цена 5 р. 774
    • Князь Олег. Петроград. 1915. 40+IV+204 стр. Цена 6 руб. 775
    • Балканский союз. Воспоминания и документы. И.Е. Гешов. Пгр. 1915. Стр. 110. Ц. не обозначена 777
    • Записки Сергея Михайловича Соловьева. С портретами. Кн-во "Прометей" Н.Н. Михайлова. Пгр. 1915. Стр. 174. Ц. 2 р. 778
    • Сергей Бертенсон. Дед русской сцены. О жизни и деятельности Ивана Ивановича Сосницкого. Петроград. 1916 г. 175 стр.+XXI. С тремя портретами. Цена 1 р. 50 к. 779
    • Депутат от России (Воспоминания и переписка Ольги Алексеевны Новиковой). составил W. Stead. Перевод Е.С. Мосоловой. Петроград 1915. Т. I и II. Цена 2 р. 50 к. за оба тома 780
    • Воронежская старина. Выпуск тринадцатый. Издание воронежского церковного историко-археологического комитета. Воронеж. 1914. Стр. 109+243+115. Цена 2 руб. 50 коп. 781
    • С.И. Лаврентьева. Пережитое (Из воспоминаний). Пгр. 1915. Стр. 327. Ц. 1 р. 20 к. 782
    • Сказки и песни Белозерского края. Записали Борис и Юрий Соколовы. (С вводными статьями, фотографическими снимками и географической картой). Издание отделения русского языка и словесности императорской академии наук. М. 1915. Стр. 665, XV, CXVIII 783
    • Гр. Ф. де-Ла-Барт, доктор истории западной литературы. Литературное движение на Западе в первой трети XIX столетия. I. Люди сумеречной поры. II. Романтический синтез (1760 - 1830). Лекции. М. 1914. Стр. X+3+245. Цена 1 руб. 50 коп. 785
    • Гр. Ф. де-Ла-Барт, доктор истории западной литературы. Беседы по истории всеобщей литературы. Часть I. Средние века и Возрождение. Пособие к лекциям. Издание 2-ое, совершенно переработанное и дополненное. М. 1914. Стр. XIV+349. Цена 2 руб. 785
    • В. Герье. Философия истории от Августина до Гегеля. Москва. 1915. Стр. II+267. Цена 1 р. 50 к. 787
    • В.К. Шилейко. Вотивные надписи шумерийских правителей. Изд. Н.П. Лихачева. Петроград. 1915. Стр. XXXIV+24. Ц. 3 р. 788
    • Памятники мировой литературы. Античные писатели. Лукиан. Биография. Религия. Москва. 1915. Стр. LXIV+320. Цена 2 руб. 25 коп. 791
    • Л.П. Карсавин. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках, преимущественно в Италии. Пгр. 1915. Стр. 360. Ц. 3 р. 792
    • Памяти Дмитрия Васильевича Ройтмана (15 октября 1872 - 23 декабря 1911 г.) Петербург. 1914. 231 стр. 793
    • К. Шумский. Очерки мировой войны на суше и на море. Обзор военных действий на главных театрах. С чертежами и рисунками. Издание т-ва А.Ф. Марс. Пгр. 1915. Стр. 252. Ц. 1 р. 50 к. 794
    • В.П. Семенников. Материалы для истории русской литературы и для словаря русских писателей эпохи Екатерины II. На основании документов архива конференции императорской академии наук. Петроград 1915. Стр. 161 795
    • П.С. Коган. Пролог. Мысли о литературе и жизни. Пгр. 1915. Стр. 63. Ц. 80 к. 796
    • В.И. Рубцов. Учебный курс истории новейшей русской литературы. Для средних учебных заведений. Пгр. 1915. Стр. 363. Ц. 1 р. 35 к. 796
  • Новости истории 798
    • Петербургские поджоги в воспоминаниях Е.И. Ламанского. - Обер-прокурорское засилье и владычный трепет. (Из переписки Победоносцева и архиепископа Никанора). - Начальник цензуры М.П. Соловьев, обличаемый пером бывшего сослуживца. - Феоктистов и "крамолв" поэта Полонского. - Пушкинский праздник в освещении современного Собакевича 798
  • Заграничные исторические новости и мелочи 809
    • Борода во Франции теперь и прежде 809
    • Кто был Кант 810
    • Вальтер Скотт о пруссаках 811
    • Приключения американки в Германии 813
    • Из воспоминаний о Дюма 822
    • Болгарская страна Македония или сербская? 824
  • Смесь 827
    • Памяти просветителя Руси 827
    • Пятидесятилетний юбилей журнала "Педагогический Сборник" 828
    • Юбилей московского библиографического общества 828
    • 50-летие профессорской деятельности протоиерея В.Г. Рождественского 829
    • К русскому учительству 829
  • Некрологи 831
    • Авдаков, Н.С. 831
    • Круглов, А.В. 832
    • Родионов, Л.М. 833
    • Русов, А.А. 833
    • Рыстенко, А.В., профессор 834
    • Скребицкий, А.И. 834
    • Соколовский, А.Л. 835
    • Соловьев, Н.В. 836
  • Последняя надежда 837
    • XIX. В бреши 839
    • XX. "Девятнадцать" 843
  • Часть вторая 848
    • I. Улица Св. Иакова, д. №8 848
    • II. Лоцман брошен 854
    • III. Простой банкир 860
    • IV. Путь со множеством изгибов 865

Русская литература является великим достоянием всего русского народа. Без нее, начиная с 19-го века, немыслима мировая культура. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы имеют свою логику и характерные черты. Начавшись более тысячи лет назад, его феномен продолжает развиваться и во временных рамках наших дней. Именно он станет предметом описания данной статьи. Мы ответим на вопрос о том, какова периодизация русской литературы (РЛ).

Общая информация

В самом начале повествования нами обобщена и представлена периодизация русской литературы. Таблица, компактно и наглядно демонстрирующая основные этапы ее развития, иллюстрирует развитие культурного процесса в России. Далее рассмотрим информацию в подробностях.

Заключение

Русская литература действительно способна всколыхнуть "чувства добрые". Ее потенциал бездонно глубок. От солнечного музыкального слога Пушкина и Бальмонта до интеллектуально-глубокого и образного представления нашего виртуального века Пелевиным. Любителям сентиментальной лирики понравится творчество Ахматовой. В нем имеется и мудрость, присущая Толстому, и филигранный психологизм Достоевского, перед которым снимал шляпу сам Фрейд. Даже среди писателей-прозаиков встречаются те, чей слог по художественной выразительности напоминает поэзию. Это Тургенев и Гоголь. Любители тонкого юмора откроют для себя Ильфа и Петрова. Желающие вкусить адреналин от сюжетов криминального мира откроют романы Фридриха Незнанского. Ценители фэнтези не разочаруются от книг Вадима Панова.

В русской литературе каждый читатель сможет найти то, что тронет его душу. Хорошие книги подобны друзьям или попутчикам. Они способны утешить, посоветовать, развлечь, поддержать.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ анализ рассматривает художественное произведение как компонент автономного историко-литературного ряда, т. е. как элемент диахронического текста. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ анализ рассматривает художественное произведение как компонент автономного историко-литературного ряда, т. е. как элемент диахронического текста.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Контекстом анализа служит сам литературный процесс: Контекстом анализа служит сам литературный процесс: внутренние закономерности отечественного или мирового литературного процесса, внутренние закономерности отечественного или мирового литературного процесса, место писателя в истории литературы (контрапункт традиции и новаторства в его творчестве воспринимаются исследователем как факторы, обусловившие появление, проблематику и поэтику художественного произведения). место писателя в истории литературы (контрапункт традиции и новаторства в его творчестве воспринимаются исследователем как факторы, обусловившие появление, проблематику и поэтику художественного произведения).


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «... первая задача будущего исследователя происхождения тургеневского романа - выяснить размеры и характер пушкинского наследия в нем, а потом характер и причины отклонения Тургенева от пушкинской нормы. Это вопросы специальные. Все же мы позволим себе указать, по второму вопросу, на громадную (замеченную современниками) роль романа Ж. Санд в сложении романа Тургенева. Но романы Ж. Санд, т. е. те из них, которые имеют отношение к нашему вопросу, принадлежат литературному потомству «Адольфа» и представляют развитие и расширение констанова roman d"analyse» (Л. Пумпянский) «... первая задача будущего исследователя происхождения тургеневского романа - выяснить размеры и характер пушкинского наследия в нем, а потом характер и причины отклонения Тургенева от пушкинской нормы. Это вопросы специальные. Все же мы позволим себе указать, по второму вопросу, на громадную (замеченную современниками) роль романа Ж. Санд в сложении романа Тургенева. Но романы Ж. Санд, т. е. те из них, которые имеют отношение к нашему вопросу, принадлежат литературному потомству «Адольфа» и представляют развитие и расширение констанова roman d"analyse» (Л. Пумпянский)


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «…форма поэзии зависит от характера художественного гения того иного народа: гекзаметр гомеровского эпоса не что иное как просодия песнопений греческого народа» «…форма поэзии зависит от характера художественного гения того иного народа: гекзаметр гомеровского эпоса не что иное как просодия песнопений греческого народа» И. Гердер. И. Гердер.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Краткий и очень важный сигнал одиночества: Краткий и очень важный сигнал одиночества: Выхожу один я на дорогу. Выхожу один я на дорогу. Оппозиция: «выхожу» и «на дорогу». Дорога (как правило) русской и мировой поэзии они, как правило, означает: меняющиеся связи путника с людьми и миром, задают ожидание общения и встреч, Оппозиция: «выхожу» и «на дорогу». Дорога (как правило) русской и мировой поэзии они, как правило, означает: меняющиеся связи путника с людьми и миром, задают ожидание общения и встреч, но в данном случае это ожидание не сбывается: один, но в данном случае это ожидание не сбывается: один, поэтому контраст между сигналом одиночества и соседними словами, символами будущего общения, подчеркивает безотрадное состояние героя. поэтому контраст между сигналом одиночества и соседними словами, символами будущего общения, подчеркивает безотрадное состояние героя.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Безотрадное состояние: в следующей строке есть едва уловимое, но совершенно реальное присутствие печали: Безотрадное состояние: в следующей строке есть едва уловимое, но совершенно реальное присутствие печали: Сквозь туман кремнистый путь блестит... Сквозь туман кремнистый путь блестит... «Кремнистый», т. е. усеянный мелкими камнями, каменистый, «Кремнистый», т. е. усеянный мелкими камнями, каменистый, что вызывает представление о трудном и суровом пути, и эта ассоциация, значительная сама по себе, обогащается ощущением скорби, которая навеяна лунным пейзажем (путь в ночи, естественно, блестит лишь при свете луны, а с ней неразлучен эпитет «печальный»). что вызывает представление о трудном и суровом пути, и эта ассоциация, значительная сама по себе, обогащается ощущением скорби, которая навеяна лунным пейзажем (путь в ночи, естественно, блестит лишь при свете луны, а с ней неразлучен эпитет «печальный»).


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «Печальная луна» - общезначимый для мировой поэзии культурный символ, у поэтов она всегда связана с изображением тягостной грусти, невеселой думы (А.Н. Афанасьев); «Печальная луна» - общезначимый для мировой поэзии культурный символ, у поэтов она всегда связана с изображением тягостной грусти, невеселой думы (А.Н. Афанасьев); исключения наблюдаются в пародийных текстах: исключения наблюдаются в пародийных текстах: Кругла, красна лицом она, Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна Как эта глупая луна На этом глупом небо­склоне - На этом глупом небо­склоне - «Евгений Онегин» «Евгений Онегин»


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Туман и любое умаление света, (например, затмение), соотносятся в мифологических воззрениях славян с недобрыми знамениями, предчувствием потерь и ущерба (А.Н. Афанасьев). Туман и любое умаление света, (например, затмение), соотносятся в мифологических воззрениях славян с недобрыми знамениями, предчувствием потерь и ущерба (А.Н. Афанасьев). Эти ассоциации, порождаемые контекстом русской, мировой поэзии, уже в самом начале стихотворения влекут за собой атмосферу печали. Эти ассоциации, порождаемые контекстом русской, мировой поэзии, уже в самом начале стихотворения влекут за собой атмосферу печали.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Третий и четвертый стих: Третий и четвертый стих: невеселому, скорбно-озабоченному настроению противополагается покой Вселенной, где все находится в согласии, гармонии друг с другом («Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит»), невеселому, скорбно-озабоченному настроению противополагается покой Вселенной, где все находится в согласии, гармонии друг с другом («Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит»), и где лермонтовский человек ничему не причастен и ничему не принадлежит. Его внутренняя отчужденность окружающему закрепляется словом «пустыня»: безлюдное пространство, в котором невозможны какие- либо связи одного с другими. и где лермонтовский человек ничему не причастен и ничему не принадлежит. Его внутренняя отчужденность окружающему закрепляется словом «пустыня»: безлюдное пространство, в котором невозможны какие- либо связи одного с другими.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Однако сама «пустыня» неотделима от единого целого, космоса, или Вселенной, ибо она «внемлет Богу», и поэтому одиночество героя, как будто вытесненного из огромного мира или вырванного из связей с ним, обретает безграничный, универсальный, а следовательно, истинно романтический характер. Однако сама «пустыня» неотделима от единого целого, космоса, или Вселенной, ибо она «внемлет Богу», и поэтому одиночество героя, как будто вытесненного из огромного мира или вырванного из связей с ним, обретает безграничный, универсальный, а следовательно, истинно романтический характер.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Чувство одиночества подтверждается и начальными стихами второй строфы: Чувство одиночества подтверждается и начальными стихами второй строфы: «В небесах торжественно и чудно...» - это взгляд вверх, с земли, «В небесах торжественно и чудно...» - это взгляд вверх, с земли, Но: «Спит земля в сияньи голубом...» - Лирический герой видит землю как будто всю целиком, в нимбе голубого сияния (снова взгляд вверх?): романтическое пространство Но: «Спит земля в сияньи голубом...» - Лирический герой видит землю как будто всю целиком, в нимбе голубого сияния (снова взгляд вверх?): романтическое пространство


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Противоположность точек зрения в пятом и шестом стихах (одна – с высоты, другая - снизу) создает впечатление, что лермонтовский человек ощущает себя неким центром, вокруг которого размещается остальной мир: романтический эгоцентризм Противоположность точек зрения в пятом и шестом стихах (одна – с высоты, другая - снизу) создает впечатление, что лермонтовский человек ощущает себя неким центром, вокруг которого размещается остальной мир: романтический эгоцентризм


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Подобно Демону, лермонтовский человек он не принадлежит ни земле, ни небу, «бездомен» как на земле, так и на небесах, отторгнут от небесного рая, где «торжественно и чудно», и не может принять земной юдоли. Подобно Демону, лермонтовский человек он не принадлежит ни земле, ни небу, «бездомен» как на земле, так и на небесах, отторгнут от небесного рая, где «торжественно и чудно», и не может принять земной юдоли. Так обнаруживается вся мера неприкаянности и трагизма лирического героя, что и возбуждает у него мучительный вопрос: Так обнаруживается вся мера неприкаянности и трагизма лирического героя, что и возбуждает у него мучительный вопрос: Что же мне так больно и так трудно? Что же мне так больно и так трудно? На этом кончается первая часть стихотворения На этом кончается первая часть стихотворения


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Утверждение своих, особых ценностей начинается с отрицания: «Уж не жду от жизни ничего я...» - Утверждение своих, особых ценностей начинается с отрицания: «Уж не жду от жизни ничего я...» - это о земной несовершенной жизни, с которой не может примириться гордое, протестующее сердце. это о земной несовершенной жизни, с которой не может примириться гордое, протестующее сердце. Следующую строку не следует читать (понимать) буквально, потому что в ней скрыт сугубо лермонтовский смысл. Ключ к нему - во всей лирике поэта, от других поэтических систем она отличается необыкновенным единством мысли, воззрений, мироощущения. Следующую строку не следует читать (понимать) буквально, потому что в ней скрыт сугубо лермонтовский смысл. Ключ к нему - во всей лирике поэта, от других поэтических систем она отличается необыкновенным единством мысли, воззрений, мироощущения.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «И не жаль мне прошлого ничуть...» - свидетельство одной важнейшей черты поэтического сознания Лермонтова - его убеждении в «небесном происхождении» человеческой души, о том, что душа помнит о былой небесной гармонии. «И не жаль мне прошлого ничуть...» - свидетельство одной важнейшей черты поэтического сознания Лермонтова - его убеждении в «небесном происхождении» человеческой души, о том, что душа помнит о былой небесной гармонии. Показательны стихи об ангеле, несшем душу на горестную и бренную землю: Показательны стихи об ангеле, несшем душу на горестную и бренную землю:


По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге великом он пел, и хвала Его не притворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. «Ангел»


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «Прошлое», о котором говорится во второй строке третьей строфы стихотворения «Выхожу один я на дорогу...», обозначает «былое» небесное блаженство, утраченную гармонию. «Прошлое», о котором говорится во второй строке третьей строфы стихотворения «Выхожу один я на дорогу...», обозначает «былое» небесное блаженство, утраченную гармонию. Поэт вроде бы не жалеет о ней и ничего не ожидает от земной жизни, но смысл его заверений вступает в явное противоречие с их интонацией, в которой звучит горечь невосполнимых утрат. Она-то и не дает герою при всем его отчаянии, отречься от несомненных идеалов, перестать томиться о них. Поэт вроде бы не жалеет о ней и ничего не ожидает от земной жизни, но смысл его заверений вступает в явное противоречие с их интонацией, в которой звучит горечь невосполнимых утрат. Она-то и не дает герою при всем его отчаянии, отречься от несомненных идеалов, перестать томиться о них.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «Я ищу свободы и покоя» - «Я ищу свободы и покоя» - и пушкинское: и пушкинское: «На свете счастья нет, но есть покой и воля...» (стихотворение «Пора, мой друг, пора!..»). «На свете счастья нет, но есть покой и воля...» (стихотворение «Пора, мой друг, пора!..»). НО: НО: Надежда, которая питала Пушкина, явно поколеблена в драматическом сознании Лермонтова. Это обусловлено принципиальным различием эпох, которые формировали двух гениев: «до» и «после» декабрьского восстания. Надежда, которая питала Пушкина, явно поколеблена в драматическом сознании Лермонтова. Это обусловлено принципиальным различием эпох, которые формировали двух гениев: «до» и «после» декабрьского восстания. То, что для Пушкина было символом веры («есть»), стало для его преемника недосягаемым идеалом («ищу»), То, что для Пушкина было символом веры («есть»), стало для его преемника недосягаемым идеалом («ищу»), почему и возникает желание: «Я б хотел забыться и заснуть!». почему и возникает желание: «Я б хотел забыться и заснуть!».


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Стремление «забыться и заснуть» - Стремление «забыться и заснуть» - бунт одинокой личности против несовершенного мироустройства, но не самой жизни. бунт одинокой личности против несовершенного мироустройства, но не самой жизни. Жажда идеала сильнее отчаяния, и сон мыслится не выключением из бытия («...не тем холодным сном могилы», когда дух «утонет в бездне бесконечной»), а инобытием, при котором жизнь и смерть –это такими же взаимодополняющими членами пары, как небо и земля во Вселенной. Жажда идеала сильнее отчаяния, и сон мыслится не выключением из бытия («...не тем холодным сном могилы», когда дух «утонет в бездне бесконечной»), а инобытием, при котором жизнь и смерть –это такими же взаимодополняющими членами пары, как небо и земля во Вселенной.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Жизнь становится похожей на смерть («навеки... заснуть»), смерть - на жизнь («Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь») - это состояние нирваны, Жизнь становится похожей на смерть («навеки... заснуть»), смерть - на жизнь («Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь») - это состояние нирваны, которое лишь одно может дать герою чувство покоя и свободы, поэтому: которое лишь одно может дать герою чувство покоя и свободы, поэтому: Исчезают одиночество и неприкаянность лермонтовского человека. Исчезают одиночество и неприкаянность лермонтовского человека. Его замкнутый на себя мир: («Но, потеряв отчизну и свободу, Я вдруг нашел себя в себе одном») (недаром герой ощущает себя как будто центром Вселенной, ей не принадлежащим) вступит в иные отношения с космосом. Его замкнутый на себя мир: («Но, потеряв отчизну и свободу, Я вдруг нашел себя в себе одном») (недаром герой ощущает себя как будто центром Вселенной, ей не принадлежащим) вступит в иные отношения с космосом.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Душа героя и Вселенная - в полном согласии; небо («сладкий голос») и земля («темный дуб») обернутся к нему любовью и благоволением. Душа героя и Вселенная - в полном согласии; небо («сладкий голос») и земля («темный дуб») обернутся к нему любовью и благоволением. Мир героя приобщится к миру Вселенной. Однако эта идиллия возможна только тогда, когда лермонтовский человек перестанет быть болевой точкой в мироздании. Мир героя приобщится к миру Вселенной. Однако эта идиллия возможна только тогда, когда лермонтовский человек перестанет быть болевой точкой в мироздании. На других условиях гармонии между ним и окружающим миром быть не может. На других условиях гармонии между ним и окружающим миром быть не может.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Тема песни («сладкий голос» или голос «отрадный», из чернового варианта), возникающая при поддержке гармонической звукописи в последней строфе: Тема песни («сладкий голос» или голос «отрадный», из чернового варианта), возникающая при поддержке гармонической звукописи в последней строфе: симметрия звуков: симметрия звуков: "у" - в 1-м и 4-м стихах: 2; "у" - в 1-м и 4-м стихах: 2; "е" - в 1-м и 3-м стихах: 4; во 2-м и 4-м стихах: 2; "е" - в 1-м и 3-м стихах: 4; во 2-м и 4-м стихах: 2; "л" - в 1-м и 4-м стихах: 3 "л" - в 1-м и 4-м стихах: 3 и единая рифма с чередованием женских и мужских окончаний, что придает особую ритмикоинтонационную завершенность стихам пятой строфы), и единая рифма с чередованием женских и мужских окончаний, что придает особую ритмикоинтонационную завершенность стихам пятой строфы),


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «Выхожу один я на дорогу...» - одно из последних стихотворений Лермонтова, итог сквозных для его творчества тем, мотивов, исканий. В этой жемчужине русской лирики нашли отражение предельно обобщенная, свободная от исторических и политических реалий философская трактовка трагического конфликта поэта с миром, его романтически безграничный пафос отрицания, психологическая глубина откровения героя, который бесконечно жаждет идеала и не верит в его существование. «Выхожу один я на дорогу...» - одно из последних стихотворений Лермонтова, итог сквозных для его творчества тем, мотивов, исканий. В этой жемчужине русской лирики нашли отражение предельно обобщенная, свободная от исторических и политических реалий философская трактовка трагического конфликта поэта с миром, его романтически безграничный пафос отрицания, психологическая глубина откровения героя, который бесконечно жаждет идеала и не верит в его существование.



ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный но разлитая и напевном строе всего стихотворения, начиная с "Ангела", связывается с тем особым лермонтовским Эдемом, которому он присвоил имя "отрады", с идеальной полнотой бытия, недостижимой в земных борениях, однако включающей в себя музыкально преображенные земные ценности (цветение природы,женскую любовь)» но разлитая и напевном строе всего стихотворения, начиная с "Ангела", связывается с тем особым лермонтовским Эдемом, которому он присвоил имя "отрады", с идеальной полнотой бытия, недостижимой в земных борениях, однако включающей в себя музыкально преображенные земные ценности (цветение природы,женскую любовь)»