Что стало с особняком пороховщикова. Мистическая тайна дома пороховщиковых. «Семья не в курсе»

Путеводитель по архитектурным стилям

Архитекторы Д. Люшин и А.Л. Гун поставили здание в русском стиле на древний деревянный фундамент. А И.А. Колпаков украсил дом резными наличниками, карнизами и подзорами. Проект дома в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Париже. Но, по семейной легенде, Пороховщиков проиграл этот дом в карты.

Первым арендатором помещений в доме Пороховщикова стал электротехник В.Н. Чиколев. Он разместил тут агентство по продаже швейных машин. Были в здании и редакции газет, и «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», и женская Воскресная школа, и библиотека, и педагогический музей, и квартиры.

Московские дома: от дерева к камню

Со временем дом пришел в аварийное состояние. Но в 1995 году его передали в долгосрочную аренду (на 49 лет) актеру Александру Пороховщикову, правнуку первого владельца. Он хотел устроить в здании музей Пороховщиковых, но не успел: 15 апреля 2012 года актера не стало. А за месяц до этого, предчувствуя скорую кончину мужа, в этом доме покончила жизнь самоубийством его жена Ирина.

Дом Пороховщикова восстановлен, и сейчас это клубный дом на 6 квартир.

Говорят, что... ...в доме обитали призраки. Сначала там от неизвестной болезни умерла молодая жена первого владельца, затем в советское время в его подвалах проводили расстрелы, и наконец, Ирина Пороховщикова покончила жизнь самоубийством.

Вконтакте

Построен в 1871-1872 годах для российского предпринимателя и мецената А. А. Пороховщикова, владельца гостиницы « » и одноимённого ресторана.

Здание, построенное на древнем фундаменте из дерева, удачно синтезировало приёмы национальной архитектурной традиции. Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками, карнизами и подзорами, особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик.

Проект дома в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Вене.

История

Особняк был выстроен А. А. Пороховщиковым в том же владении (ул. Арбат, 25), что и принадлежавший ему же доходный дом, но в отличие от последнего выходил фасадом не на Арбат, а в Староконюшенный переулок. Архитекторами постройки стали Д. Люшин и А. Л. Гун (по другим данным - архитектор А. С. Каминский).

Lite , GNU 1.2

Первым съёмщиком помещений в здании был электротехник В. Н. Чиколев, разместивший тут агентство по продаже швейных машин собственного производства. С 1875 по 1878 годы в здании помещались редакции изданий «Газета А. Гатцука» и «Календарь».


SergeyStepykin , CC BY-SA 3.0

В 1880-х годах в особняке размещается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», здесь читали лекции физиолог И. М. Сеченов, зоолог М. А. Мензбир, энтомолог К. Э. Линдеман. 5 марта 1880 здесь на средства меценатов открыта женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей. С конца 1890-х годов здание передано под жильё для состоятельных людей.

В советское время, в 1980-х в Доме Пороховщикова располагалось Киевское районное отделение ВООПиК города Москвы, Совет ветеранов 77-й Гвардейской дивизии народного ополчения Киевского района с музеем, филиал библиотеки имени Н. А. Добролюбова.

Фотогалерея

Полезная информация

Дом Пороховщико́ва

Стоимость посещения

беспалтно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр

Адрес и контакты

Москва, Староконюшенный переулок, дом 36

Статус

Объект культурного наследия РФ № 7710821000.

Реставрация, современное состояние

К концу XX века здание обветшало и в связи с отсутствием должного ухода фактически пришло к аварийному состоянию.

В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) актёру А. Ш. Пороховщикову, правнуку А. А. Пороховщикова, и внуку его тёзки А. А. Пороховщикова, известного российского, а позже советского конструктора.

Актёр собирался создать здесь музей Пороховщиковых. Половина участка, примыкающего к зданию, была использована для строительства современного клубного жилого дома на 6 квартир, примыкающего к дому Пороховщикова сзади. В 2004 году была закончена реставрация самого исторического здания.

Осуществлению планов помешала смерть артиста. Пороховщиков скончался 15 апреля 2012 года, а за месяц до этого, предчувствуя близкую кончину супруга, свела счеты с жизнью его жена Ирина.

Сейчас в здании находятся ресторан, бильярдный зал, а также частные апартаменты.

В списке объектов культурного наследия, открытых для посещения 18апреля и(или) 18мая, только что опубликованном в сообществе(http://community.livejournal.com/arch_heritage/322822.html), значится и дом Пороховщикова:

Очень интересный дом!
Обращение "образованного" общества к вековому культурно-художественному наследию русского народа.
Очень разные аспекты этого процесса можно было бы обсудить на материале этого замечательного памятника (и его многочисленных родственников - в Ногинске, Калуге, Угличе,... и в Москве). Но мне хотелось бы отметить один, возможно, не самый важный, но всё-таки существенный поворот темы.
Выкладывая во множестве сообщения о деревянных домах в своём журнале и в сообществе "Наличники России" (http://community.livejournal.com/nalichnik_ru), я с немалым удивлением отмечаю, что с явной статистической достоверностью время от времени приходят комментарии довольно странной, я бы даже сказала - ненатуральной направленности. Часто в моих сообщениях речь идёт о вандализме - вандализме как населения, так и власти. Куда денешься - это постыдное явление распространено повсеместно. В вышеупомянутых комментариях "ненатуральной" направленности с практически нескрываемым удовлетворением и удивительной "пассионарностью" разрушения делаются попытки "оправдать" вандализм. Все аргументы годятся. В частности - абсолютно негодный и абсурдный:
"В таких домах жить нельзя. Бедные жители - в стенах щели, в квартире сквозняк, и (о ужас!) нет горячей воды и канализации. А потому надо всё скорей крушить" и так далее, всё так же ненатурально.
Да, в домах, построенных 100 лет назад нет современных бытовых удобств, и они нуждаются в серьёзных ремонтах.
Но из этого абсолютно не следует, что вековое наследие надо "сбрасывать с корабля современности" и поощрять вандалов. Архитектурные формы, материалы и стиль декора никоим образом не являются помехой бытовому обустройству на самом современном уровне. Что красноречиво доказывает дом Пороховщикова. Уже более ста лет назад в нём всё было устроено для быта весьма и весьма комфортно и технологично. Хорошо бы, чтобы об этом подробнее написали люди знающие.
Тем более сейчас не может быть в этом вопросе никакого противоречия. Всё давно совместимо "в одном флаконе". Удивительно, что приходят людям в голову такие странные "аргументы"!
Рассмотрим дом поближе.
Прошу не судить строго мои описания и наблюдения - поскольку я не имею образования в этой области, то и протрактовать видимое квалифицированно не имею возможности. Думаю, знающие люди поправят и объяснят, что к чему в деревянном строительстве.


Фасад со стороны Староконюшенного переулка. Посредине три островерхих наличника объединены общей линией наверший, а по бокам - по одному наличнику с горизонтальной линией навершия(технологические скаты не рассматриваем, в систему декора они не входят):

Центральная группа трёх окон:

"Отпиливаю" один наличник:

У окон уличного фасада, расположенных по бокам от центральной группы, наличники такие:

Чуть крупнее верхняя часть:

Нижняя часть:

Вот этот наличник вместе со всей секцией дома:

Из информационной таблички узнаём:
"Памятник архитектуры
Деревянный жилой дом последней трети XIX века
(А.А.Пороховщикова)
1871г.
архитектор А.Л.Гун (нрзб)
Охраняется государством"
Странноватой немножко кажется мне дата. Как-то плохо верится, что в 1871 году создавались ТАКИЕ рисунки. Уж очень смелая и обощающая линия без мелкой деталировки. Лет эдак на 25-30 позже - это было бы естественно и понятно. Но может быть в 1871 году был построен дом, а декор - всё-таки рубежа веков? Впрочем, кто знает, тот пусть и уточняет. Возможно, придётся пересматривать своё устоявшееся мнение ввиду неоспоримых фактов.
Однако вернёмся к последней фотографии. По бокам от окна мы видим удивительный декор. Сходство с домом в Ногинске(http://ehidnazevaka.livejournal.com/2008/07/03/) потрясающее! Ногинская версия(она справа) - явное упрощение-уплощение-удешевление версии московской(слева):

Посмотрим на окошко сбоку. Объёмы значительны:

Доска с птицами прикреплена как-то странновато - какие-то нестыковки и технологические недодуманности (или следы каких-то ремонтов?):

Единственный кадр приплюснутого чердачка (светёлкой эту нашлёпочку не назовёшь):

Теперь крыльцо уличного фасада:

Декор козырька:

Посмотрим на фотографии торцов брёвен крыльца и (якобы) самого дома. Пишу "якобы", потому как в сомнениях. Может быть это всего лишь декор, имитирующий торцы конструктивно безальтернативных брёвен? Может быть и поперечные брёвна не брёвна вовсе, а декорация??? Вся в каких-то подозрениях о неестественности, смотрю на фотографии:

Теперь "подзоры". "Подзоры" беру в кавычки. Подзоры должны быть ажурные, лёгкие. Эти подзоры скорее не подзоры, а сложносоставленный слоёный фриз:

Посмотрим на дом с левого угла (правый угол не слишком презентабелен):

И перейдём к рассмотрению бокового фасада. Мы видим тут единичное окно с другим наличником:

Верхняя часть наличника. В кадр попадают острые-преострые пики забора. Здорово заточены, однако. Интересно, а изначально какой был забор, да и был ли он здесь вообще во времена царской России? Воспринять эту холоднооружейную эстетику как элемент декора не удаётся, как не прищуривайся. Классовое оружие певцов социального мира. Поют и пики затачивают под своё сладкоголосое пение. Это более чем неприлично. И не на отшибе в промзоне, а в самом центре Москвы:

Нижняя доска наличника:

Боковая "пилястра", соответственно нижняя и верхняя части:

Фрагмент навершия вместе с узорным стенным фризом:

Есть на этом фасаде и весьма разнообразно декорированное высокое крыльцо:

Козырёк ближе:

Самые верхние фризы:

Фризов так много, что я уже в них подзапуталась. Кажется, этот фриз относится к плоскому козырьку, который мы видим слева от нарядного навершия бокового крыльца. Правда я уже не могу понять, откуда там взялся подпирающий столбик. Может быть в кадр не попал? Ну да ладно, потом выяснится:

И с этим фризом не всё ясно. Такой же точно идёт понизу. Но здесь он снят в каком-то непонятном месте. Думаю, и это позже прояснится:

Соседи говорят, что иногда видят в окнах бледное лицо. От этих слов становится жутко. Однажды Пороховщиков рассказывал, как в юности он с мамой проходил мимо этого здания в Староконюшенном переулке. Дом, раньше принадлежавший семье актера, но после революции перешедший в собственность государства, снаружи выглядел красиво. Но мама сказала будущему артисту: держись от этого дома подальше, он несет смерть.

В ОСОБНЯКЕ АЛЕКСАНДРА ПОРОХОВЩИКОВА БЫЛА ПЫТОЧНАЯ

Актер напрасно отнесся с иронией к словам своей мудрой мамы.

Виктория Катаева

Споры о том, почему женщина свела счеты с жизнью, не утихают. «Желтая газета» выяснила, что дом, в котором Ира покончила с собой, хранит страшные тайны. Ведь даже мать Александра Шалвовича, когда была жива, запретила сыну приближаться к фамильному особняку. Но он ослушался.

Архитектор умер в 45 лет от странной болезни.
Соседи говорят, что иногда видят в окнах бледное лицо. От этих слов становится жутко. Однажды Пороховщиков рассказывал, как в юности он с мамой проходил мимо этого здания в Староконюшенном переулке. Дом, раньше принадлежавший семье актера, но после революции перешедший в собственность государства, снаружи выглядел красиво. Но мама сказала будущему артисту: держись от этого дома подальше, он несет смерть.

Желая узнать тайну дома, Александр неделями пропадал в библиотеках – поднимал архивы, изучал книги по истории центра Москвы.

– В домашней библиотеке на втором этаже несколько полок было отведено специально под материалы, касающиеся истории дома, – рассказала нам домработница семьи Екатерина Кузнецова.

Известно, что дом построен в 1871 году по заказу прадеда актера. Прадед Пороховщикова был уважаемым и состоятельным человеком, владел гостиницей и рестораном.

В исторических архивах мы нашли информацию, что проектировавший здание архитектор Дмитрий Люшин умер в 45 лет от загадочной болезни – ничего не болело, но стремительно уходили силы.

А у прадеда актера через несколько месяцев после завершения строительства умерла от простуды молодая жена.

– В Москве есть несколько десятков мест с темной энергетикой, и дом Пороховщикова в их числе, – говорит историк, автор экскурсий по мистической Москве Ирина Сергиевская.

Принесла на балкон землю с могилы

Прадед Пороховщикова часть дома сдавал состоятельным жильцам. Например, там жил инженер Владимир Чиколев. Он умер здесь же, в довольно молодом возрасте – 53 года. А философ Сергей Трубецкой, прожив в этом доме несколько месяцев, сбежал в Петербург, но от судьбы не убежишь – вскоре отпрыск княжеского рода умер, ему было 43 года. Несколько лет назад в этом же доме умерла от рака мама Ирины.

После смерти мамы Ира словно тронулась умом: принесла на балкон землю с могилки, поставила фотографию мамы и иконку. Разговаривала с умершей, зажигала свечки, молилась.

А еще несколько лет назад в соседнем доме, в том же Староконюшенном, рухнул потолок, под завалами погибли 4 человека. Все это – страшные факты, от которых не отмахнешься.

Домработница Пороховщиковых рассказывала, что в доме отчетливо слышала шаги – в комнатах, где точно не мог ходить никто из живых. Александр Шалвович говорил, что иногда видит в доме тень маленькой девочки и уже даже привык к загадочной обитательнице особняка.

— Несколько лет назад Александр Пороховщиков передал одному из московских музеев уникальную картину Боттичелли «Тондо», которая перешла актеру по наследству, – рассказала Ирина Сергиевская. – Одна из героинь этой картины – маленькая девочка.
Возможно, бесценной картиной Пороховщиков пытался как бы расплатиться со злым роком, который начал преследовать его близких. Ведь недавно не стало и мамы артиста, которую он очень любил и даже хотел клонировать.

Иван Грозный вешал здесь людей

По одной из версий историков, во времена Ивана Грозного на месте дома, который Пороховщиков взял в долгосрочную аренду у государства в 1995 году, стояла виселица – царь казнил здесь не одну сотню людей.

В 20-е – 30-е годы прошлого века в подвальных помещениях многих домов близ Лубянки пытали так называемых врагов народа. Скорее всего пыточная находилась и в этом, теперь печально известном доме. В особняке много потайных помещений, где следы преступлений можно скрыть.

Как известно, смерть притягивает смерть. Очевидно, именно это имела в виду мудрая мама Александра Пороховщикова, требуя, чтобы сын никогда не приближался к страшному дому. Но он, похоже, не верил судьбу. Александр Шалвович хотел создать в доме музей детской игрушки: добро ведь может нейтрализовать темную энергетику места. Однако сделать этого артист не успел: увяз в судах с родственниками, а потом свалился от болезни.