Что символизирует памятник шолохову в лодке. Необычные места и памятники. Работа на скульптурой

Плывущий в лодке по течению мужик в наброшенном ватнике и разбившиеся на два косяка кони появились на Гоголевском бульваре в 2007 году — это памятник Шолохову, который официально создан Александром Рукавишниковым, однако он только реализовал идею 1980-х годов, принадлежавшую собственному отцу.

Иулиан Рукавишников также был скульптором, причем достаточно известным и нравящимся второму московскому мэру. Ваятель скончался в 2000 году, и Лужков доверил спорный проект его сыну. Неоднозначность идеи была в том, что один монумент в Москве память писателя уже увековечил. Кроме того, прямо за спиной Шолохова виден бывший дом Маслова, где часто гостил Тургенев.

Памятник Шолохову и его соседство

Но коль ничто не помешало разместить там детище второго любимца Лужкова, Зураба Церетели – , то и памятник Шолохову бульвар вынужденно принял. При этом композиция имела очень оригинальную компоновку и ясный исторический подтекст. Оригинальностью построения памятник Шолохову напоминает , нами уже описанный.

По проекту памятник Шолохову должен был дополняться фонтаном, лошади словно реально преодолевали водный поток. Перебои с подачей воды значительно ухудшали восприятие, что привело к появлению оскорбительных прозвищ. Для младшего Рукавишникова это не было неожиданностью, он стойко пережил прозвание и этому скульптурному произведению.

Своей композицией памятник Шолохову показывает и связь писателя с Доном, и раскол страны на белых и красных в виде разделившегося табуна. Конские головы выполнены очень реалистично, до мельчайших подробностей облика и деталей сбруи. Они не на водопое или выпасе, они в судорожном поиске истинного пути.

Монумент лауреату Нобелевской премии по литературе получился удачным, словно объединил и аккумулировал таланты отца и сына Рукавишниковых. Вспоминаются работы старшего – мощный бюст Курчатова в Москве и статуя Древо Жизни перед советским представительством при ООН в Нью-Йорке (не путайте с работой великого Эрнста Неизвестного). У сына также много достойных работ, от монументы Микешину, создавшему , до надгробий Высоцкого и вора в законе Иванькова (Япончика).

Гоголевский бульвар, раньше Пречистенский, проходит широкой полосой от Пречистенских до Арбатских Ворот столицы. Поблизости много достопримечательностей, ранее описанных в наших статьях либо планируемых к описанию. Это и , и всемирно знаменитый музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Работа Александра Рукавишникова — это уже второй памятник Шолохову в Москве. Предыдущий был открыт на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара без ведома московской комиссии по монументальному искусству. Московская комиссия по монументальному искусству возмущалась, пыталась «засадить» незаконного Шолохова елочками, передвинуть его в какой-либо двор, но все же, демонтировать памятник не решилась. Потому и проект Рукавишникова, одобренный городскими властями, приняла в штыки. Мотивировала тем, что одного Шолохова Москве вполне достаточно, да и вообще: не так уж много этот самый Шолохов в этой самой Москве прожил, чтобы памятники ему устанавливать. Не устраивало членов комиссии и запланированное местоположение: скульптурная композиция с фонтаном грозилась перекрыть весь Гоголевский бульвар, к тому же, абсурдным казалось ставить Шолохова возле дома, в котором жил Тургенев.

Тем не менее, 24 мая 2007 года памятник Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре был торжественно открыт.Сам памятник ждал этого момента 20 лет: в 1980-х годах конкурс на увековечивание памяти Шолохова выиграл отец Александра Рукавишникова, Иулиан Рукавишников. Памятник должен был быть установлен на Зубовской площади, однако что-то тогда не срослось, и о проекте забыли, как тогда казалось, навсегда. Через 20 лет Александр Рукавишников, доделав проект отца, выиграл с ним конкурс во второй раз.

Монумент представляет собой сидящую в лодке бронзовую фигуру Михаила Шолохова. Камень, на котором эта лодка установлена вовсе не мель, а имитация водной глади — именно с этой целью он и был покрыт бронзой.


За спиной сидящего в лодке Нобелевского лауреата расплываются клином в разные стороны «трагичные» и «эмоционально нервные» (слова самого скульптора) белые и красные кони, которые символизируют раскол России. Как говорит автор монумента, и белые и красные кони плывут в никуда.

Стоит заметить, что вышеупомянутая комиссия по монументальному искусству Московской городской думы с проектом на Гоголевском бульваре вовсе не смирилась, благодушно оставив Шолохова на прежнем месте, однако, порекомендовав властям куда-нибудь его перенести. Например, на пересечение Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, где его уже дожидается нелюбимый комиссией предшественник.

Нельзя не сказать и о том, что, сколько бы лет не было потрачено на проектирование чего бы то ни было, городские власти всегда смогут внести в творение свою лепту. Данная работа Александра Рукавишникова не стала исключением. Как уже говорилось выше, монумент включает в себя фонтан. Говорят, предусматривалась даже специальная система, позволявшая “реке”, в которой плывут кони, течь и зимой, и летом. Самих животных при этом не должно быть видно — из воды выглядывают только их головы (потому-то только головы и были установлены на постаменте). Тем, кто видел все так, как и должно быть, памятник понравился. Некоторые даже предлагали “оставить только лошадей”.

Однако воду коням по какой-то причине отключили. В связи с этим, за сидящим в лодке Шолоховым стал красоваться клин отрубленных конских голов, что сразу начало рождать в головах москвичей и гостей столицы массу ассоциаций. Наиболее известными неофициальными названиям памятника Шолохову стали “мясокомбинат” и “кладбище домашних животных”.

Сам автор к подобной интерпретации своего творчества относится спокойно, замечая при этом, что «любители навешивать ярлыки» и так уже окрестили его монумент Достоевскому «памятником русскому геморрою», а монумент Булгакову - «веник в заднице». Оправдывая Михаила Афанасьевича, можно сказать, что он всего лишь сидит на сломанной скамейке. Но это уже “совсем другая история”…

SPRATO. Текст - Инна Ефимова.

24 мая 2007 года на Гоголевском бульваре был торжественно открыт памятник Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Это - второй монумент автору "Тихого Дона": первый находится с 2002 года на Волжском бульваре. Писатель сидит в лодке на Дону, а по обе стороны от памятника установлены лошадиные головы, "плывущие" в разные стороны, символизируя "красных" и "белых" времен Гражданской войны.

Работа Александра Рукавишникова - это уже второй памятник Шолохову в Москве . Предыдущий был открыт на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара без ведома московской комиссии по монументальному искусству. Московская комиссия по монументальному искусству возмущалась, пыталась «засадить» незаконного Шолохова елочками, передвинуть его в какой-либо двор, но все же, демонтировать памятник не решилась. Потому и проект Рукавишникова, одобренный городскими властями, приняла в штыки. Мотивировала тем, что одного Шолохова Москве вполне достаточно, да и вообще: не так уж много этот самый Шолохов в этой самой Москве прожил, чтобы памятники ему устанавливать. Не устраивало членов комиссии и запланированное местоположение: скульптурная композиция с фонтаном грозилась перекрыть весь Гоголевский бульвар, к тому же, абсурдным казалось ставить Шолохова возле дома, в котором жил Тургенев.


Тем не менее, 24 мая 2007 года памятник Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре был торжественно открыт. Сам памятник ждал этого момента 20 лет: в 1980-х годах конкурс на увековечивание памяти Шолохова выиграл отец Александра Рукавишникова, Иулиан Рукавишников. Памятник должен был быть установлен на Зубовской площади, однако что-то тогда не срослось, и о проекте забыли, как тогда казалось, навсегда. Через 20 лет Александр Рукавишников, доделав проект отца, выиграл с ним конкурс во второй раз.

Монумент представляет собой сидящую в лодке бронзовую фигуру Михаила Шолохова. Камень, на котором эта лодка установлена вовсе не мель, а имитация водной глади - именно с этой целью он и был покрыт бронзой. За спиной сидящего в лодке Нобелевского лауреата расплываются клином в разные стороны «трагичные» и «эмоционально нервные» (слова самого скульптора) белые и красные кони, которые символизируют раскол России. Как говорит автор монумента, и белые и красные кони плывут в никуда. От памятника в сторону пешеходной аллеи Гоголевского бульвара идет мощеная диагональная полоса, подводящая к скамье, выполненной из гранита. Именно так, по мнению Александра Рукавишникова и архитектора Игоря Воскресенского, помогавшего «вписать» композицию в ландшафт, и олицетворяется идея «многогранного и неоднозначного творчества великого писателя, который жил и работал в неспокойное время крупных социальных перемен».


Стоит заметить, что вышеупомянутая комиссия по монументальному искусству Московской городской думы с проектом на Гоголевском бульваре вовсе не смирилась, благодушно оставив Шолохова на прежнем месте, однако, порекомендовав властям куда-нибудь его перенести. Например, на пересечение Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, где его уже дожидается нелюбимый комиссией предшественник.


Нельзя не сказать и о том, что, сколько бы лет не было потрачено на проектирование чего бы то ни было, городские власти всегда смогут внести в творение свою лепту. Данная работа Александра Рукавишникова не стала исключением. Как уже говорилось выше, монумент включает в себя фонтан. Говорят, предусматривалась даже специальная система, позволявшая “реке”, в которой плывут кони, течь и зимой, и летом. Самих животных при этом не должно быть видно - из воды выглядывают только их головы (потому-то только головы и были установлены на постаменте). Тем, кто видел все так, как и должно быть, памятник понравился. Некоторые даже предлагали “оставить только лошадей”.

Однако воду коням по какой-то причине отключили. В связи с этим, за сидящим в лодке Шолоховым стал красоваться клин отрубленных конских голов, что сразу начало рождать в головах москвичей и гостей столицы массу ассоциаций. Наиболее известными неофициальными названиям памятника Шолохову стали “мясокомбинат” и “кладбище домашних животных”.


Сам автор к подобной интерпретации своего творчества относится спокойно, замечая при этом, что «любители навешивать ярлыки» и так уже окрестили его монумент Достоевскому «памятником русскому геморрою», а монумент Булгакову - «веник в заднице». Оправдывая Михаила Афанасьевича, можно сказать, что он всего лишь сидит на сломанной скамейке. Но это уже “совсем другая история”…

Рядом с домом № 10 по Гоголевскому бульвару там, где находится Творческий союз художников, расположен один из самых неоднозначных памятников в Москве - памятник Шолохову.

Идея установки памятника появилась ещё два десятилетия назад - конкурс выиграл Иулиан Рукавишников, предполагавший поставить его на Зубовской площади. Но тогда в силу каких-то сложностей идея не была реализована. Но в 2000-е гг. скульптурная композиция всё же была установлена. Памятник был открыт в четверг 24 мая 2007 года в день 102-ой годовщины со дня рождения писателя.

Памятник представляет собой бронзовую статую Шолохова, сидящего в донской лодке на реке. Шолохов одет в телогрейку, он бросил вёсла и смотрит вдаль. Позади лодки находятся плывущие в противоположном направлении лошади, выполненные из гранита. Лошади расходятся клином в разные стороны, которые символизируют раскол России на два лагеря - красных и белых. И только один жеребенок плывет прямо, не зная в какую сторону свернуть. Памятник оборудован фонтаном, который подаёт воду на плиту с лошадиными головами, добавляя памятнику реализма.

Однако через некоторое время фонтан перестал работать и теперь головы коней выглядят на гранитной поверхности склона бульвара довольно странно. По этой причине памятник стали называть"мясокомбинат" и "кладбище домашних животных". Так, в результате саботажа московских властей идея всей композиции оказалась полностью извращенной и памятник действительно стал напоминать кладбище животных с отрубленными головами, а Шолохов застрял на берегу в своей лодке.

От памятника в сторону пешеходной аллеи Гоголевского бульвара идет мощеная диагональная полоса, подводящая к гранитной скамье на другой стороне бульвара, на которой барельефами изображены сюжеты гражданской войны (также двух сторон - белая армия и красная армия).

В Москве найдется не так много памятников, вызывающих столь огромное количество недоумений и вопросов. Зачем автор изваял так много лошадей? Почему сюжет сделан на обрыве? И, главное – зачем тут лодка? Тем не менее, фотографы любят здесь искать интересные ракурсы, а, может кто-то, посмотрев на памятник, потянется за томиком писателя, чтобы ощутить на себе всю мощь его литературы.

Одной из зимних забав шутников стало превращение лодки с Шолоховым в подобие лодки Деда Мазая с зайцами - "Шолохов и зайцы".

Кстати...

В Москве есть еще один памятник Шолохову (на пересечении Волжского бульвара и Волгоградского проспекта). Но понятно, что наибольшее количество памятников Шолохову находится на Дону - в Ростове-На-Дону, в Вешенской и т.д.

Еще более интересно, что памятников героям Шолохова едва ли не больше чем самому Шолохову. Есть два деда Щукаря (в Ростове-На-Дону и в Белой Калитве), а в том же Ростове-На-Дону есть аж два Нахаленка.

В Москве есть два памятника Шолохову. Первый находится на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара. Второй появился в российской столице в 2007 году. Он установлен на Гоголевском бульваре. О памятнике Шолохову, расположенном недалеко от Творческого союза художников, рассказано в этой статье.

Юлиан Рукавишников

Памятник Шолохову планировали установить еще в девяностые годы. Именно тогда Юлиан Рукавишников и начал работу над монументом, изображающим автора "Тихого Дона". Работы этого скульптора украшают не только столицу, но и другие города. Одна из них — памятник Чехову в Таганроге.

Изначально памятник Шолохову должен был располагаться на Зубовской площади. Однако проект не утвердили. Работу над монументом продолжил сын мастера, не менее известный скульптор Александр Рукавишников. Памятник Шолохову на Гоголевском бульваре вызвал неодобрение критиков. Впрочем, как и многие работы известного скульптора.

Александр Рукавишников

Скульптор является постоянным участником всероссийских и международных выставок. Его работы установлены в Москве, Владимирской области, Смоленске, Нижнем Новгороде и других городах России. Одна из работ Рукавишникова — памятник Ленину в Копенгагене.

В 2000 году на Цветном бульваре была установлена скульптурная композиция, изображающая великого клоуна и киноактера Юрия Никулина. В 2003-м в Донецке открыли памятник И. Кобзону. Рукавишников хорошо известен и в России, и за ее пределами.

В Москве, вблизи Государственной российской библиотеки, есть памятник Достоевскому, установленный в 1997 году. Эта работа Рукавишникова вызвала бурную критику. Русский писатель представлен в неестественной позе, за что москвичи прозвали это произведение скульптуры "На приеме у проктолога" . Не оценили жители столицы и монумент, установленный на могиле Владимира Высоцкого. Что же касается памятника Шолохову на Гоголевском бульваре, то у него тоже есть несколько неофициальных названий. Одно из них - "кладбище домашних животных". Как выглядит памятник Шолохову? Почему он вызвал бурю недовольства в среде критиков?

Памятник Шолохову

Итак, монумент открыт в 2007 году. изображает писателя, облаченного в телогрейку, сидящего в лодке. Позади Шолохова - плывущие лошади. Гранитные кони условно делятся на две группы, расходятся клином в разные стороны.

Эта скульптурная композиция сегодня - главная достопримечательность Гоголевского бульвара, не считая монумента, изображающие автора "Мертвых душ", установленного здесь более шестидесяти лет назад.

Памятник Шолохову символичен. Лошади, по первоначальной задумке, должны были быть окрашены в белый и красный цвета. Они символизируют народ, разделенный после революции на два лагеря — красных и белых. Среди плывущих животных есть жеребенок, который не примкнул ни к одному из "лагерей".

Писатель обращен лицом к Сивцеву Вражеку, где он прожил много лет. При этом многие полагают, что место для установки монумента выбрано весьма неудачно. Памятник Шолохову находится совсем близко от дома Тургенева, что нелогично. Кроме того, как уже было сказано, в Москве это вторая скульптурная композиция, посвященная советскому прозаику. С Москвой у Шолохова не так много было связано, а потому, как полагают критики, одного памятника достаточно.

Работа на скульптурой

Рукавишникову огромную помощь оказывали родственники писателя. Они снабжали его фотографиями, консультировали. Скульптурную композицию помог гармонично вписать в ландшафт бульвара архитектор Вознесенский. Рядом с памятником - фонтан, откуда вода должна поступать на плиты с лошадиными головами. Это придает композиции реалистичность. Однако вода поступает крайне редко.

Критика

Монумент стал одним из популярных мест для любительских фотосессий. Здесь с удовольствием фотографируются гости столицы. Однако критики не умолкают. Монумент, конечно, не снесут. Но вопрос о переносе его в другое место не закрыт. Жители близлежащих районов привыкли к монументу, они нередко называют его и "скотобойней", и "мясокомбинатом".

Рукавишникова мнение простых москвичей мало беспокоит. Прозвища, которыми жители столицы наделили его произведения, по его мнению, иллюстрируют их культурный уровень.

Стоит несколько слов сказать и о бульваре, где установлен памятник, вызвавший более десяти лет назад бурю негодования.

Современное название эта легендарная московская улица получила в 1924 году. Ранее она называлась Пречистенским бульваром. Гоголевский бульвар имеет долгую историю. Здесь расположено несколько доходных домов, которые являются памятниками архитектуры.

Ближайшая станция метро - "Кропоткинская". Безусловно, главная достопримечательность бульвара - Установлен монумент в 1952 году. Столичные шутники когда-то говорили, что писатель, изображенный скульптором, облачен не иначе, как в шинель Акакия Акакиевича. Сам же автор этого монумента признался, что это самая неудачная его работа. Открытие памятника было приурочено к юбилею русского классика.