Что привлекло Базарова в Одинцовой? История любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети. Базаров и Одинцова: взаимоотношения и история любви Что говорят об одинцовой базаров и аркадий

Тургенев в своем романе «Отцы и дети» достаточно красочно описал главную сюжетную линию романа – любовную. Любовная линия показана нам на примере отношений между Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой. Оба героя романа достаточно сильные и волевые личности, которые обладают общими интересами, и как итог: их дружба перерастает в любовь.

Итак, автор как будто делит настроение романа на две части: Жизнь Базарова до встречи с Одинцовой, и после встречи с ней. Однако, если проанализировать сложившуюся ситуацию, то можно отметить то, что любящим оказывается только Евгений. Хотя это и не очень на него похоже, ведь Евгений до встречи с Анной Сергеевной полностью опровергал существование такого чувства, как любовь, и постоянно смеялся над влюбчивым Аркадием. До встречи с Одинцовой Евгений представляется нам как достаточно сильный, уверенный в себе, возможно, даже слегка самовлюбленный юноша, но после встречи ситуация изменилась.

«…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, считал их чем-то вроде уродства или болезни…»

Одинцова же в свою очередь, не так любит Евгения, как хочет проникнуть в его душу. Ей интересны все происходящие с ним изменения, и она хочет знать, что же так влияет на Базарова. Но Базарову достаточно тяжело открыть свои истинные чувства потому, что в жизни он достаточно одинокий и независимый человек, который даже пред близкими не проявляет своих слабостей. И любовь он считает наибольшей из всех возможных слабостей. Анна постоянно наблюдает над происходящими событиями, но все же не хочет торопиться и строить отношения.

Переломным моментом отношений молодых людей было то, что Анна все же добилась признания и откровения от Евгения, но немного не в той форме, в которой она этого ожидала. Евгений под влиянием эмоций высказал Одинцовой все, что у него накопилось, и высказал это достаточно резко. Это скорее можно назвать обвинением Одинцовой в том, что она своей красотой и умом свела с ума Базарова и романтичным признанием считать уж точно нельзя. Сделав это признание, Евгений под влиянием эмоций решает уехать навсегда.

Спустя несколько лет, снова происходит встреча Одинцовой и Базарова. Они уже слегка постарели, набрались опыта и смогли в полной мере проанализировать их отношения. Евгений пытался все эти годы показать Аркадию, что для него все чувства «напускные» и он абсолютно не способен на них, однако он пытался обмануть сам себя. Чувства Базарова только окрепли с годами, однако Анна Сергеевна поняла, что все же в роли мужа его не может видеть.

Перед своей смертью, Базаров понимает, что их отношения не сложились именно из-за его характера и из-за того, что он все-таки не смог в полной мере проститься со своим одиночеством. Ему очень грустно за то, что он так бесцельно потратил свою жизнь и на смертном одре остался в одиночестве. Но даже, если бы судьба решила дать ему еще один шанс на то, чтобы все изменить, Базаров бы все равно остался верен себе и вряд ли бы изменил своим принципам.

Ведь на самом деле, отношения Базарова и Одинцовой с самого начала их знакомства были обречены на провал. В финале романа показаны несколько свадеб, но они показаны какими-то слишком постановочными и отношения напоминают скорее договорные, чем любовные. А Одинцова после смерти Базарова снова выходит замуж по расчету.

«…Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья…пожалуй, до любви…»


Базаров и Одинцова, испытание любовью.
Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

"Отцы и дети" И.С. Тургенева, на мой взгляд, можно назвать не только романом-полемикой, но и "романом испытаний".
Изучая своего героя, кардинально не соглашаясь с его жизненной философией, автор проводит Базарова - яркого представителя нигилизма - через несколько важных испытаний.
Таким образом, я думаю, Тургенев проверяет жизнеспособность взглядов Евгения Васильевича, их возможность существовать в реальной жизни.
Мне кажется, самым важным испытанием для Тургенева стало испытание любовью.
Мы видим, что до знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров, как истинный нигилист, презирал любовь, не верил в нее.
Отношения между мужчиной и женщиной в представлении этого героя ограничивались лишь физической стороной, физиологией.
Все остальное же, что существует между двумя людьми, этот нигилист считал чепухой, романтическими выдумками аристократов-бездельников.
Именно поэтому разговор об отношении двух полов у Базарова насквозь был пронизан цинизмом.
Именно цинизм сначала преобладал во фразах героя, направленных в сторону Одинцовой.
Впервые Евгений Васильевич увидел эту женщину на балу у губернатора.
Едва войдя в залу, Анна Сергеевна сразу притянула к себе внимание присутствующих мужчин: "увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий..."
Одинцова отличалась не только красотой и чувством собственного достоинства.
Она, несомненно, была умна: "спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба..." В целом, от героини веяло "ласковой и мягкой силой".
Безусловно, Базаров, как умный и тонкий человек, не мог не почувствовать этого. Больше того, Одинцова произвела на героя сильное впечатление. Однако он тут же надел привычную маску цинизма. Первыми фразами нигилиста об Анне Сергеевне были: "Ну, а по-твоему, что она, точно - ой-ой-ой?", "у ней такие плечи, каких я не видывал давно" и "Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа".
Но мы уже понимаем, что Одинцова, равная Базарову по интеллекту, образованности и силе характера, в значительной мере повлияет на его судьбу, станет важным человеком в жизни героя. На это нам намекает и автор. Еще при первом упоминании имени Анны Сергеевны, у Кукшиной, Базаров невольно сближает Одинцову и любовь: "- Нет, зачем говорить о любви, - промолвил Базаров, - а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы ее назвали? Кто эта барыня?" Мы чувствуем, что герой как бы отталкивает от себя возможность полюбить, но эта участь его не минует. Так, в лице Анны Сергеевны, Базарова настигнет сама жизнь. Настигнет и разрушит всю его умозрительную философию.
Мы видим, что, познакомившись с Одинцовой, побеседовав с ней, герой все больше начинает уважать эту женщину как умного и блестящего собеседника. Больше того, Базарову было комфортно и интересно в доме Одинцовой, в окружении ее и ее семьи. И как-то неожиданно для самого себя Евгений Васильевич...влюбился!
Кульминационной в развитии отношений двух героев является сцена признания. Анна Сергеевна, женщина умная, но сдержанная и холодная, сама увлеклась Базаровым. И вот, как будто ненароком, когда она и Базаров достаточно сблизились, чтобы говорить о "внутренних" вещах, Одинцова заводит разговор о счастье.
Она признается, что чувствует себя несчастной, потому что не видит перед собой цели, не знает, для чего ей нужно жить: "Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу". Базаров тут же выводит причину бед героини: "Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье".
И действительно, Одинцова слишком ценит состояние внутреннего равновесия и комфорта, чтобы отдаться чувству.
Но человеческая природа такова, говорит Тургенев, что она не может существовать без любви.
Без любви человек чувствует себя несчастным, он рано стареет, у него нет жизненной цели.
Именно в такую женщину суждено было влюбиться Евгению Базарову.
Героиня выудила из него признание: "Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились".
Больше того, она и сама могла ответить герою взаимностью ("Она не тотчас освободилась из его объятий"), но выбрала другое.
А в душе Базарова произошел переворот. Он понял, что способен полюбить.
Это значило, что любовь существует.
Следовательно, вся система взглядов, философия этого героя была разрушена. Можно сказать, что он потерял жизненную основу, потерял всяческие ориентиры.
Но, кроме того, Базаров потерял и веру в себя. Ведь он влюбился, как самый ничтожный аристократишко, бездельник, которых он так презирал.
Это значит, что он, Евгений Базаров, самый обыкновенный человек, со всеми слабостями и недостатками.
Таким образом, в жизни героя наступил очень серьезный кризис, преодолеть который он не смог.
Базаров не смог принять ценностей "отцов", не смог ответить на коренные вопросы бытия, которые стали приходить к нему.
Поэтому его гибель стала логичным завершением его жизненной истории.
Мы видим, что на страницах романа "Отцы и дети" Тургенев подвергает своего героя самому главному испытанию - испытанию любовью.
Базаров не справляется с ним и погибает.
Так писатель развенчивает популярную в его время нигилистическую теорию и утверждает приоритет незыблемых культурных и этических принципов.

Базаров и Одинцова.

1. Первое появление Анны Одинцовой.

2. Визиты к Анне и признание Евгения.

3. Что значат эти отношения для Базарова и Анны?

Евгений Базаров, герой романа И. Тургенева «Отцы и дети», - нигилист, не признающий ничего, а уж тем более любви, все-таки узнал это чувство. Объектом его любви стала Анна Одинцова . Впервые, когда он увидел Анну на балу у губернатора, она произвела на него впечатление. «Это что за фигура? - проговорил он. - На остальных баб не похожа». Аркадия она тоже поразила «достоинством своей осанки», он заметил, что глаза ее смотрят «спокойно и умно», от лица веет «ласковой и мягкой силой», все в ней красиво. Нос, по мнению Аркадия, немного толст, но такой прелестной женщины он никогда не встречал. Он заговаривает с Анной, рассказывает ей о Базарове, Одинцова приглашает их к себе в Никольское. Ей любопытно познакомиться с человеком, который ни во что не верит.

Базарову же говорят, что «эта госпожа ой-ой-ой!», Евгения привлекает ее красота, но он отрицает ум у красивых женщин, думая, что «свободно мыслят между женщинами только уроды».

Анне двадцать девятый год, «характер у нее был свободный и довольно решительный». Она дочь афериста-игрока и обедневшей княгини, получила блестящее воспитание, вышла замуж по расчету за влюбленного в нее пожилого мужчину, который умер через шесть лет и оставил ей состояние. Сейчас это самостоятельная, властная, независимая и умная женщина.

Друзья приезжают к Анне. Три часа длится визит, во время которого Базаров говорит о ботанике, медицине и гомеопатии, Анна поддерживает разговор и напоследок приглашает друзей приезжать еще. На Базарова она теперь произвела впечатление замороженной герцогини, «владетельной особы». Не остается незамеченной и ее внешность. «Экое богатое тело! - сказал Базаров по дороге. - Хоть сейчас в анатомический театр». В следующий визит Евгений характеризует ее как «тертый калач», «бабу с мозгом». Ей же он понравился «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений».

После замужества Одинцова считала мужчин «неопрятными докучливыми существами», но Базаров поразил ее воображение. Когда он собирается уехать, чтобы повидаться с родителями, Анна внезапно для себя бледнеет, «словно ее что в сердце кольнуло», уговаривает не уезжать.

Пятнадцать дней в Никольском Базаров провел рядом с этой женщиной и почувствовал, что любит ее. Решительным признанием он отвечает на вопрос Одинцовой, почему он напряжен и сдержан. Это не юношеская влюбленность, а сильная страсть. Одинцовой от этого признания «стало и страшно и жалко его». Ее порыв жалости Евгений принимает за ответное чувство, но она пугается и говорит, что он не понял ее. Базаров уезжает, а Одинцова решает для себя, что дороже всего ей спокойствие, поэтому на слова Евгения перед отъездом, что она не любит его и не полюбит никогда, она молчит и думает про себя, что боится Базарова. Когда, прощаясь, Анна спросила, увидятся ли они еще. Евгений ответил: «Как прикажете. В таком случае мы увидимся».

Читатель понимает, что грубые фразы Базарова об Одинцовой были вызваны его смущением переД ней, отвращением к красивым словам, а не цинизмом. В герое идет напряженная внутренняя борьба: «Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней "не добьешься толку", а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил». Это, по-видимому, его первое чувство. Несмотря на сплетни, которые ходили в «свете», Базаров увидел перед собой незаурядную женщину. Одинцовой польстило его внимание и уважение, «одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».

Базаров в своей безответной любви проявляет свои лучшие качества, он предстает перед читателем как глубокая, сильная натура. Это иная любовь, чем сентиментальное увлечение Аркадия Одинцовой, чувство Аркадия к Кате, Кирсанова-старшего к Фенечке. Кто-то считает отношение Базарова к женщине циничным, но это не так.

Одинцова достойна Базарова. Она замечает их похожесть, и это увлекает ее, но она боится чувства. Базаров видит в ней равную собеседницу: понимающую, умную. Он избегает в разговорах с ней злости и сарказма. Базарова захватывает романтическое чувство, до сих пор ему, материалисту, незнакомое. И природа, обычная летняя ночь, озаряется этим поэтическим чувством. Полюбив, Базаров отнюдь не изменяет своим убеждениям, он только становится духовно богаче. В разговоре с Анной он не рисуется, называя ее аристократкой. Это трезвые мысли честного человека. Он осуждает в Анне чуждое ему, а на ее вопрос, может ли он полностью отдаться чувству, честно отвечает, что не знает. Тем не менее мы видим, что он способен на это. Но Одинцова вполне понимает, что Базаров не пожертвует во имя любви своими убеждениями. Для него дороже любви оказались убеждения, для нее - спокойствие и комфорт, размеренный привычный порядок жизни.

Автор спорит с убеждениями Базарова, показывает несостоятельность его неверия в любовь. В этой истории Базаров выше «аристократки» Одинцовой, она слишком холодна и эгоистична для любви. Одинцова пытается очаровать Евгения, подталкивает его к признанию. Но в Базарове происходит перемена, он видит, как рушатся его убеждения, ищет в Анне ответное чувство. Потеря любимой становится для него ударом. Анна расстается с ним, потому что считает, что они не нуждаются друг в друге и в них слишком много однородного.

Базаров забывается в работе, но ему суждена еще одна встреча с любимой. Евгений препарируя мужика, порезался, в ранку попал трупный яд. Одинцова Приехала к нему с доктором, но только для того, чтобы отдать последний долг умирающему. Евгений ожидал слов любви, но Анна «просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Назаров умирает на руках любимой, отвергнутый ею: «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих». Он жалеет на смертном одре, что не поцеловал тогда Анну, и она целует его в лоб. Для Базарова любовь явилась испытанием его жизненных ценностей, и он выдержал его с честью, не поступившись убеждениями. Но свою любовь к Анне он тоже сохранил в своем сердце на всю жизнь.

Тема. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Женские образы.

Взаимоотношения Е. Базарова и А. Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа.

В «Отцах и детях» любовная фабула проходит не через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Впервые Анна Сергеевна Одинцова появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой, к тому же она «поразила» Аркадия «достоинством своей осанки», но главное, во всем ее облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны - спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга - закон подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг нее.

Рядом с Одинцовой Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение», как юный паж подле своей госпожи.

Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «...холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»). Однако оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел», услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно «богатого тела» Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини - ее холодность («Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)



История любви Базарова к Одинцовой.

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она- «герцогиня», он- «лекарь»; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, - неравнодушный и страстный.

Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нем начинаёт происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось... чего он никак не допускал». Одинцова же принадлежит к тем людям, которые не знают тревоги: она и волновалась «изредка», и кровь у нее «тихо катилась»: просто какая-то женщина-«рыбица»! Герой стоит на пороге большой личной драмы. Но у Базарова не было сил уйти от этой женщины. Он любил ее, и таил свою любовь, и мечтал... о нежности!

Вместе с тем тургеневский герой многое понимает в Одинцовой. Так, он не верит, что она «способна увлекаться», разве что из любопытства.

Анна Сергеевна действительно «была любопытна»: в отношениях с Базаровым ей хотелось и «его испытать», и «себя изведать». Но в итоге Одинцова испугалась. Не случайно в сцене объяснения героев Тургенев дважды повторяет слово «испуг». Возможно, она испугалась необузданности Базарова, неожиданной грубости его чувств? Так пытаются объяснить несостоявшуюся любовь героя. Хотя стихийность Базарова можно расценить и прямо противоположно: как проявление его глубокой искренности.

В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно, «царица».

Основа жизни Одинцовой - материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других.

Базаров - нигилист, был человеком чуждого мира Одинцовой. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными, привычными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении - бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».

Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, проникновенным и страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя за марает, да ты и не дорос до нас...»

В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.

Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.

Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М. Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств.

Женские образы

Анна Сергеевна Одинцова Молодая красивая женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства. Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом. Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия. Она неспособна на сильную страсть
Фенечка Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни - семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее
Катя Локтева Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Чуткая натура - любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера. Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя - воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов

Иван Сергеевич Тургенев создал нетленное произведение, оставшееся в веках вечным современным вопросом. «Отцы и дети» роман актуальный вера, сегодня, завтра. Здесь затронуты вопросы воспитания нравственности, отношения к жизни и к своему будущему, вопросы положения в обществе и выходах в свет. И, конечно, немаловажная роль в романе отведена любви и чувствам, их проявлениям и, как бы ни звучало грубо, но выражениям своих чувств, изменениям в человеке с приходом любви.

Евгений Базаров, герой романа, описывается изначально, человеком, посвятившим себя своей идее - науке, труду, рационализму. Считается нигилистом и противником каких-либо человеческих слабостей, уж тем более какой-то там любви.

(Евгений Базаров)

Всё меняется после встречи с гением чистой красоты, Анной Сергеевной Одинцовой. Эта женщина ставит себя высоко, независимо, хладнокровна, горделива, мудра. Естественно, первоначальные качества поражают до глубины души молодого Евгения Васильевича. Вскоре успешный целеустремлённый человек понимает, что не может жить как прежде, отдавая все силы и мысли только работе. Анна покорила его сердце и забрала душу - Евгений влюбился.

Анна Сергеевна, овдовевшая обеспеченная барышня не стара и крайне привлекательна, даже красива. Её уверенность и нордические черты характера дано полюбить не каждому. Но, проблема в том, что саму Анну, по всей видимости, высокие чувства не трогали ещё (или уже) никогда. Женщина примеряет на себя удобства, комфорт, рассчитывает действия на будущее, прикидывает выгодные стороны союза.

Её приятное расположение и симпатия к влюблённому человеку не пошла далее, чем заинтересованность. Анна стремилась к удовлетворению комфортом, тишиной и размеренностью, но пылкие терзания Евгения сбили её с мысли о создании семьи или даже партнёрства. Оживлённый любовью и окрылённый счастьем Евгений нравился ей куда меньше, чем тот, кем он был ранее.

Нет точного ответа на вопрос о возможном будущем Анны и Евгения, что бы было с героями далее. Если бы Анна влюбилась в Евгения, изменилось бы её поведение и взгляды на жизнь, на отношение к людям в целом. Евгений разочаровался в своих жизненных принципах, которыми дышал до знакомства с Анной, а вот женщина не сумела принять другой мир и оттолкнула от себя трепетные чувства. Базаров ушёл из жизни скоро, но ушёл человеком, знающим что такое любить и отдавать своё тепло, делиться радостью внутренней и стараться делать мир вокруг себя лучше. Суждено ли Анне познать столь высокое чувство, преодолевающее любые сложности в жизни и судьбе - кто знает?

От искреннего чувства невозможно скрыться. Обманывать самого себя человек не научился и по сей день. И хочется верить, что история безразличия в душе рано или поздно закончится у каждой «Немного Анны», «немного Кати», «немного Снежной Королевы». Жить во взаимности и любить не так страшно, как не понимать и не принимать зов другой души. И лучше уйти, постигнув счастье, чем жить до 100 лет глухо - немо - слепым и безразличным ко всему.