Что можно сказать о шарике собачье сердце. Повесть "Собачье сердце": характеристика Шарикова. Шарик и Шариков: сравнительная характеристика. Уличная жизнь собаки

Из обыкновенного пса-дворняги формируется невежественный и опасный хам Шариков, наследующий от Клима Чугункина (донора) не только гипофиз, но и несимпатичную наружность, дурные привычки и склонность к алкоголизму. Автор показывает, как постепенно, «обработанный» председателем домкома Швондером, Полиграф Полиграфович (такое имя он выбрал себе) все больше требований предъявляет к профессору Преображевскому, становится угрозой для всего дома.

Первые слова, которые произносит человеко-пес — это вульгарная ругань и лексикон кабака. Став человеком, он следует привычкам и вкусам трижды судимого завсегдатая пивных Клима Чугункина играет на балалайке, одевается с вопиющей безвкусицей («ядовито-небесного цвета» галстук, лаковые штиблеты с белыми гетрами). Возможно, Шариков так и остался бы в рамках дурных привычек, не представляя особой опасности, если бы не Швондер. Поддерживаемый председателем домкома, Полиграф Полиграфевич начинает предъявлять непомерные требования. На справедливые замечания он огрызается: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете». Шариков причисляет себя к трудовому элементу. Театр для него — это «контрреволюция одна». Эскалация безобразий, учиняемых Шариковым, растет. Он уже требует, чтобы его называли по имени и отчеству, приносит из жилтоварищества бумаги на жилплощадь в шестнадцать аршин, на эту жилплощадь Приводит подозрительных личностей, оказавшихся воришками, а затем и невесту. Терпение Преображенского и Борменталя иссякает, но как только Шариков почувствовал угрозу, он становится опасным. Пропав на несколько дней, он появляется в новом виде. «На нем была кожаная куртка с чужого плеча», В бумаге; которую Шариков предъявил профессору, значилось, что он «состоит заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее) в отделе МКХ». Надев кожаную куртку, Шариков обретает себя «по специальности», он ощутил власть и грубо ею пользуется. Вдохновленный Швондером, он сочиняет донос на профессора и его ассистента, обзаводится револьвером и направляет его в конечном итоге на Борменталя, подписав себе смертный приговор. Перенеся обратную операцию, пес, конечно же, ничего не помнит и вполне доволен своей судьбой.

Эксперимент не удался, сам профессор понимает, что в своих научных поисках зашел слишком далеко. Научный интерес не оправдывает чудовищных результатов, полученных в состязании с Творцом. Обращает на себя внимание сцена самой операции: Булгаков усиливает натурализм и физиологичность описания, вызывая чувство отвращения к происходящему. В азарте и волнении «творцы» новой человеческой единицы сами теряют человеческие качества.

Понятно, почему Булгакова волновала тогда проблема подобных научных творений: на его глазах совершался более чудовищный по своим масштабам и результатам социальный эксперимент, задуманный и осуществленный политическими авантюристами — революция и ее последствия. Создавался новый тип человека — гомо советикус, в котором писатель-сатирик увидел прежде всего Шарикова.

Полиграф Полиграфович Шариков – персонаж повести Михаила Булгакова "Собачье сердце", а также одноименного фильма, который вышел на экраны в 1988 году. Шариков – это бывший безродный и бездомный пес, которому в рамках эксперимента пересадили человеческий гипофиз и семенные железы. В итоге после операции бывший Шарик превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, который считает сам себя "человеком пролетарского происхождения". В фильме роль Шарикова блестяще сыграл Владимир Толоконников, и позднее актер говорил: "Шариков - это моя первая и, наверно, последняя яркая роль". Кстати, на роль тогда пробовались и Николай Караченцов, и Владимир Носик.

Бездомный пес Шарик появился в повести "Собачье сердце" с первых строк. Несчастный пес сильно страдал - от ошпаренного поваром из столовой бока, от голода и холода, к тому же у него нестерпимо болел живот, а от погоды просто хотелось выть. От отчаяния Шарик попросту решил подохнуть в одной из московских подворотен – сил на то, чтобы бороться с жестокой, "собачьей" жизнью у него уже не было. И именно в этот момент, когда собака уже смирилась с неизбежным поражением и сдалась, Шарика заметил некий господин явно аристократического происхождения. Тот день закончился для бездомного пса неожиданно – он получил порцию вкуснейшей колбасы, а затем и крышу над головой.



Вообще, Шарик был очень умным псом, хоть и не "голубых кровей"; так, он с самого раннего возраста научился различать цвета и безошибочно знал, в какой лавке что продают, и где ему может перепасть съестное.

Попав в дом к профессору, Шарик воспрял духом: "Вот это да, это я понимаю", - думал пес. Наконец, после долгих скитаний по промерзшим улицам, после голода и постоянной борьбы за жизнь, ему повезло – теперь у него был настоящий дом, с настоящими хозяевами и сытной едой.

Впрочем, жить в образе собаки Шарику оставалось уже совсем недолго. Шарик попал в дом профессора Преображенского, того самого господина, что подобрал его с улицы, не случайно, и вскоре в обмен на кров и отличное питание он стал частью эксперимента по пересадке собаке человеческого гипофиза и семенных желез.

После успешно проведенной операции Шарик начал свое превращение в человека. У него выпала шерсть, вытянулись конечности, внешность приобрела человеческий облик, а вскоре сформировалась и речь – немного "лающая", отрывистая, но все же человеческая. Так, из бездомного пса Шарика появился Полиграф Полиграфович Шариков, который начал очень быстро адаптироваться в новом для себя обществе. Шариков оказался хорошим подопытным – вскоре сам Преображенский ахнул, насколько быстро и уверенно Шарик нашел свое место в человеческой стае – он моментально разобрался с советскими реалиями и научился качать свои права. Очень скоро он уже выправил себе документы, прописался в профессорской квартире, устроился на работу (причем не куда-нибудь, а начальником отдела по очистке Москвы от бродячих животных).

Сущность Шарикова оказалась до мозга костей пролетарской – он научился пить и начал пьянствовать, дебоширить, доставать прислугу, тусоваться с такими же как он пролетариями, но главное – он начал очень усложнять жизнь Преображенскому. Шариков писал на профессора доносы, а однажды даже начал угрожать оружием.

Этого было достаточно, и в эпилоге Преображенский провел обратную операцию, которая положила конец опасному эксперименту – Шариков снова превратился в Шарика, став собакой. В финале повести к следователям из уголовной полиции, пришедшим в профессорский дом для выяснений, по свисту Преображенского выбегает пес. Он выглядит несколько странно – местами без шерсти, с багровым шрамом на лбу. У него все еще оставались некоторые человеческие манеры (Шарик все еще поднимался на две ноги, немного разговаривал человеческим голосом и садился в кресло), но все же это, без всякого сомнения, была собака.

Лучшие дня

В фильме, поставленном Владимиром Бортко, профессора Преображенского сыграл Евгений Евстигнеев, а самого Шарика – Владимир Толоконников, и роль эта стала самой яркой ролью его актерской карьеры. Позднее актер признавался, что иногда ему становится обидно, что его накрепко и навсегда запомнили только по одной роли, роли Шарикова. А с другой стороны, Владимир как-то сказал: "… Приятно, гордо сознавать, что я сделал что-то значимое в кино. Какая роль после Шарикова может быть ярче? Никакая... Наверно, поэтому остальные мои работы помнят не очень хорошо".

В фильме Толоконников-Шариков произнес немало ярких, ставших крылатыми фраз, вроде "Бить будете, папаша?" или "Я не господин, все господа в Париже", а также "В очередь, сукины дети, в очередь!".

А вообще, имя Шарикова давно стало нарицательным – именно "шариковыми" называют невежественных, малообразованных людей, которые в силу тех или иных причин оказываются у власти.

Полиграф Полиграфович Шариков - однозначно отрицательный персонаж повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», объединяющей вместе сразу три жанра: фантастика, сатира и антиутопия.

Раньше он был обычной бездомной собакой Шариком, но после смелого эксперимента, проведенного талантливым хирургом профессором Преображенским и его помощником доктором Борменталем, он становится человеком. Придумав себе новое имя и даже обзаведясь паспортом, Шариков начинает новую жизнь и раздувает пожар классовой борьбы со своим создателем, претендуя на его жилплощадь и всячески «качая» свои права.

Характеристика главного героя

Полиграф Полиграфович - необычное и уникальное существо, появившееся в результате пересадки гипофиза и семенных желез от человеческого донора к собаке. Случайным донором стал балалаечник, вор-рецедивист и тунеядец Клим Чугункин. Накануне операции его убивают ножом в сердце в пьяной драке и профессор, проводящий исследования в сфере омоложения человеческого организма, пользуется его органами в научных целях. Однако пересадка гипофиза не дает эффекта омоложения, а приводит к очеловечиванию бывшей собаки и её превращению в Шарикова всего за несколько недель.

(Владимир Толоконников в роли Полиграфа Полиграфовича Шарикова, х/ф "Собачье сердце", СССР 1988 )

Внешность нового «человека» получилась довольно неприятная и можно сказать отталкивающая: невысокий рост, жесткие и растущие как кусты на выкорчеванном поле волосы, лицо почти полностью покрытое пухом, низкий лоб, густые брови. От бывшего Шарика, который был самым обычным дворовым псом, потрепанным жизнью и людьми, готовым на все ради вкусно пахнущего кусочка колбасы, но с верным и добрым собачьим сердцем, у нового Шарикова остается только врожденная ненависть к кошкам, что и повлияло на его выбор будущей профессии - заведующий отделом очистки города Москвы от бродячих животных (от котов в том числе). Зато наследственность Клима Чугункина проявилась в полной мере: тут тебе и безудержное пьянство, и наглость, и хамство, вопиющая дикость и аморальность, и наконец точный и верный «нюх» на классового врага, которым оказался его создатель профессор Преображенский.

Шариков всем нагло заявляет что он простой труженик и пролетариат, борется за свои права и требует к себе уважительного отношения. Он придумывает себе имя, решает получить паспорт, чтобы окончательно узаконить в обществе свою личность, устраивается на роботу ловцом бродячих кошек и даже решает жениться. Став как он думает полноценным членом общества, он считает себя вправе тиранить своих классовых врагов Борменталя и Преображенского, нагло претендует на часть жилплощади, чтобы устроить свою личную жизнь, с помощью Швондера стряпает на профессора лживый донос и угрожает ему револьвером. Выдающийся хирург и светило с мировым именем, потерпев полное фиаско в своем эксперименте и неудачу в воспитании получившегося человекоподобного монстра Шарикова, идет на осознанное преступление - усыпляет его и с помощью очередной операции превращает обратно в собаку.

Образ героя в произведении

Образ Шарикова был создан Булгаковым как реакция на происходящие в то время (20-30-е годы XX века) события, приход к власти большевиков и его отношение к пролетариату как к строителям новой жизни. Впечатляющий образ Шарикова дает читателям понятное описание очень опасного социального явления, которое зародилась в послереволюционной России. Очень часто такие страшные люди как Шариков получали власть в свои руки, что приводило к ужасающим последствиям, разрухе и уничтожению всего самого лучшего, что создавалось веками.

То что нормальные интеллигентные люди (такие, как Борменталь и Преображенский) считали дикостью и аморальностью, в обществе того времени считалась нормой: жить за чужой счет, доносить на всех и вся, относиться с презрением к умным и интеллигентным людям и т.д. Не зря же «редкостную мразь» Шарикова профессор все же пытается переделать и воспитать, тогда же как новая власть принимает его таким какой он есть, всячески поддерживает и считает полноценным членом общества. То есть для них он вполне нормальный человек, совсем невыпадающий за рамки обычного поведения.

В повести Преображенский, понявший свою ошибку вмешательства в дела природы, успевает все исправить и уничтожить свое страшное творение. Однако в жизни все намного сложнее и запутаннее, невозможно сделать общество лучше и чище с помощью революционных насильственных методов, такая попытка заранее обречена на провал, и это доказывает сама история.

Шариков Полиграф Полиграфович – один из главных героев повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”. В начале повести Шариков – это просто добродушный дворовой пес, которого подбирает профессор Преображенский. Он лечит рану пса и хорошо с ним обходится. Шарик доволен жизнью.

“Обо мне заботятся, – подумал пес,- очень хороший человек. Я знаю, кто это. Он волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки…”

В результате эксперимента по пересадке гипофиза на свет появляется Шариков. Вначале профессор думал, что ему удалось создать

Человеческое существо, но вскоре становится понятно, что, на самом деле ему удалось “воскресить” уголовника Клима Чугункина.

“Вы стоите на самой низшей ступени развития, – перекричал Филипп Филиппович, – вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные…”

Шариков аморален и глуп, у него нет ни чести ни совести. Он лишен даже зачатков нравственности и благородства. Свою новую жизнь он начинает играя на балалайке, пьянствуя и ругаясь. Он пристает к женщинам и портит мебель, устраивает в квартире потоп. Из пса Шарика получилась “такая мразь,

Что волосы дыбом встают”. Шариков получает поддержку власти в лице Швондера, который видит в нем пролетария и полноценного члена общества. От пса у Шарикова осталась, пожалуй, только нелюбовь к кошкам. Швондер находит ему работу по душе – теперь он руководит отделом по отлову кошек. Но и тут Шариков проявляет жестокость, не свойственную ни животным ни людям.

Профессор Преображенский стойко сносит проделки своего подопечного и поначалу питает надежду на его перевоспитание. Но поведение человека-пса с каждым днем ухудшается. Шариков переходит все границы когда пишет на профессора донос и угрожает его убить.

“Но кто он? Клим, Клим. Вот что-с: две судимости, алкоголизм, “все поделить”, шапка и два червонца пропали…..Хам и свинья…”

Преображенский делает “обратную” операцию” и на свет снова возвращается добрый ласковый пес Шарик. Словами профессора Преображенского автор как бы подводит черту, вывод: “Наука еще не знает способа обращать зверей в людей.” А настоящим зверем был не пес Шарик, а бездушный и жестокий Клим Чугункин.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Профессор Преображенский – один из главных героев повести. Филипп Филиппович – гениальнейший доктор, талантливый ученый, “европейское светило” медицины. Он уединенно...
  2. Швондер – один из героев повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”; представитель пролетариата, председатель домкома. Автор описывает героя с нескрываемой...
  3. Действие повести Булгакова "Собачье сердце" происходит в Москве. Зима 1924/25 года. В большом доме на Пречистенке живет и ведет прием...
  4. М. А. Булгаков – один из наиболее ярких и талантливых писателей середины 20 века. Темы его произведений остаются актуальными и...

Произведение Булгакова «Собачье сердце» дало жизнь новому понятию «шариковщина». Как правило, такие новообразования носят негативный оттенок. Сравним, например, с обломовщиной. И эта отрицательная доминанта имеет право на существование. Шариков, преображенный профессором из пса, хотя и получил «человеческое» сердце, так и не смог стать настоящим человеком. Если рассматривать шариковщину как социальное явление, то следует, наверное, обратиться к его происхождению.
Такая порода, как Шариков, получилась благодаря соединению пса и трижды судимого человека - Клима Чугункина.
В результате операции Преображенского и Борменталя получилось новое существо - Полиграф Полиграфович Шариков. Смысл операции заключался в пересадке собаке человеческого гипофиза, что является, по мнению профессора, главным в определении человеческой личности. «Одним словом, гипофиз - закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо. Данное!» Преображенский делает акцент на слове данное, т. е. это дается человеку извне, а не присуще ему на самом деле. Все это подтверждается и поступками Шарикова, который попадает в новую для него среду. Какова же эта среда? Раньше при большом количестве народа калоши профессора никто не трогал. А вот «в марте 17-го в один прекрасный день пропали все калоши». Или другой пример, «2-ой подъезд Калабуховского дома па Пречистенке следует забивать досками и ходить кругом через черный двор». И эта среда воспитывает и формирует человека. В результате именно такой человек: судимый, страдающий алкоголизмом получает вторую жизнь в теле собаки ив новой обстановке, царившей в квартире Преображенского.
Но этот новый вид живого существа выходит за пределы созданного профессором рая и попадает в мир разрухи, которая идет в «головах» людей. Ведь они не смогут изменить свое положение в лучшую сторону, пока поют хором на какой-то квартире. И это социальное окружение тянет Шарикова на самое дно жизни. Он начинает воровать и выпивать. Вот как его описывает Булгаков: «Тот, шатаясь и прилипая к шубам, бормотал насчет того, что личности ему не известны, что они не сукины сыны какие-нибудь, а « хорошие». Да и сам облик только что появившегося человека описывается автором с некоторой долей иронии. Называя его «человечек», он сразу показывает незначительность Шарикова.
Не малую роль в становлении человека играет и духовное воспитание. Шари-кову же оно заменяется социальным. Он читает переписку Энгельса с Каутским, а не произведения классики, которые, наверняка, есть в доме профессора. Шариков ищет социальной справедливости, требуя прописать себя в квартире Преображенского. Он хочет создать семью с барышней, соврав ей про свои раны. Но ведь эти новые веяния современной эпохи должны иметь под собой не только социальное, но и нравственное начало.
Можно сказать, что облик Шарикова, созданный Булгаковым, аморален. У него нет элементарного чувства уважения к другим, не говоря уже о том, что не стоит плевать в колодец, из которого пьешь. Действительно Клим Чугункин в собачьей шкуре получает шанс на новую жизнь с чистого листа. Но окружение, которое выбирает Шариков, не способствует развитию положительных качеств характера. Под влиянием домкома Швондера он требует себе жилплощади в квартире профессора. Однако сам Швоидер тут же наталкивается на то, что культивирует в Шарико-ве: «На учет возьмусь, а воевать - шиш с маслом». На что Преображенский, злобно переглядываясь с Борменталем, замечает: «Не угодно ли мораль». Уже однажды испорченного человека невозможно перевоспитать заново, и поэтому Шариков все больше опускается. Пьяный он вредит не только себе, но и окружающим. Хорошо, что есть люди, которые «жертвам» помогают выйти из-под влияния аморального Шарикова: «Дарья Петровна, грандиозная и нагая, тряхнула его: «Полюбуйтесь, господин профессор, на нашего визитера Телеграфа Телеграфовича. Я замужем была, а Зина невинная девушка»?.
Он искусно обманывает барышню, которую привел жить в квартиру Преображенского. Шариков наврал ей, что шрам от операции есть итог его ранений в боях. И не рассказал, конечно, кто он такой. Его звериные повадки не изживаются даже после операции. Он не развивается в обществе, которое дарит ему новую жизнь. Он так и остается собакой, но уже в переносном смысле. «Вы стоите на самой низшей ступени развития, - перекричал Филипп Филиппович, - вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные...» Избавиться же от этого Шарикову никто не помогает. Наоборот, домком словно предчувствуя выгоду, потворствует развитию в нем отрицательных качеств. Этого опасного влияния Бормепталь^опасается больше, чем Преображенский: «Да ежели его еще обработает этот Швондер, что ж из него получится?! Боже мой, я только теперь начинаю понимать, что может выйти из этого Шарикова!» И здесь же в этом разговоре мы еще больше убеждаемся в том, что профессор создал человека, который со временем надеется перевоспитать. «Коты - это временно, - говорит Филипп Филиппович. - Это вопрос дисциплины двух-трех недель. Уверяю вас. Еще какой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться». Получается, что остатки собачьего спустя какое-то время смогли бы отмереть как атавизм. Однако сердце все равно остается собачьим. А может оно и к лучшему, что сердце не человечье. Ведь все поступки мы совершаем по воле разума или велению сердца. Но человеку, вокруг которого только разруха и уголовщина, остается одно: жить сердцем. «Сообразите, что весь ужас в том, - предостерегает профессор, - что у него уж не собачье, а именно человечье сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!»
В Шарикове отразились, как в зеркале, все перекосы того времени и сложившихся в них обстоятельств. Кругом царит только шариковщина. И нет от него спасения даже в лаборатории профессора. Шариковщина, как явление, описанное Булгаковым, становится предостережением всем поколениям. Создавая что-то новое, вы должны быть готовы придать ему не только форму, но соответствующее содержание. Ведь именно нам потом придется бороться с необратимыми последствиями данного явления. А может просто не стоит это все и затевать. У нас же сердце несобачье и облик далек от социальных перегибов и аморальности.