Что делать, если чек выбит с ошибкой. Как сделать возврат, чек коррекции, отменить ошибочный чек

С 1 июля 2017 г. все организации на общей системе налогообложения и упрощёнке, а также компании и ИП, торгующие подакцизными товарами обязаны использовать онлайн-кассы (ИП на ПСН и ЕНВД до 1 июля 2018 г. применяют онлайн-кассы только в добровольном порядке). В статье расскажем про ошибочно пробитый чек на онлайн кассе, дадим инструкцию, как исправить документ.

Онлайн-кассы отличаются от обычных касс тем, что оснащены фискальной памятью (фискальным накопителем), который ежедневно передаёт в налоговую службу информацию о выручке организации через специальных ОФД (операторов фискальных данных). Так как данное нововведение работает всего полгода (с 1 января многие организации начали использовать онлайн-кассы), а чиновники ещё не дали официальных разъяснений-инструкций о возможных ситуациях применения онлайн-касс, то открытым остаётся вопрос о возможных ошибках.

Ошибочно пробитые чеки и ошибки

Таблица «Когда оформляется чек возврат прихода»:

Вопрос Ответ
Как называются операции по возврату, оформляемы в тот же день, какой вариант чека используется? Такие операции называются возвратными и оформляются с помощью возвратного чека
Когда можно осуществить возврат денег покупателю? Осуществление возврата наличных покупателю осуществляется до момента закрытия смены кассира, то есть до пробития так называемого сводного Z-отчёта.
Что такое Z-отчёт? Z-отчёт – это специальный документ, который формирует совокупные показатели по выручке определённый организации или ИП за 24 часа (или за рабочий день) и передаёт данные в ИФНС через ОФД.
Как организовать возврат до закрытия смены? Чек возврат-прихода вместе с Z-отчётом отправляется в налоговую службу, при этом делается ссылка на первичный «ошибочный» документ, для того, чтобы вычесть сумму по нему из общего количества дневной выручки
Как вести себя в рамках кассовой дисциплины в ситуации, когда товар возвращается не в тот же день, а в течение 14 дней с момента покупки? Согласно закону о защите прав потребителя, покупатель действительно может вернуть товар в течение 14 дней. Кассир в этом случае должен выписать РКО (расходный кассовый ордер).

Важный момент: оформление чека возврата-прихода на ККТ нового образца возможно только в день покупки товара.

Таблица «Как происходит процесс оформления возврата на онлайн-кассе?»:

Вопрос Ответ
От чего зависит оформление возврата кассира? Прямая зависимость от моделей обновлённых ККТ.

То есть существует специальная кнопка, которая позволяет программно выполнить возврат либо на правах «кассира», либо на правах «администратора» (с помощью ввода определённого пароля).

Как ещё можно оформить возврат, без использования чеков? Возможно оформление акта по форме КМ-3 на возврат денежных средств.

Такие БСО (бланки строгой отчётности) при использовании прежних ККМ (до 1 января 2017 г.) являлись обязательным документом, теперь это не обязательная процедура при возврате.

Важный момент: однако лучше делать данный акт, это важно для полного обоснования причины возврата.

Какие ещё операции необходимы для полного и правильного возврата? – КМ-3,

– пояснительная записка,

Покупатель:

– составляется заявление,

– предъявляется паспорт.

– выдаёт деньги из главной кассы,

– составляется РКО

Таблица «Как осуществить возврат, если покупатель расплачивался банковской картой»:

Вопрос Ответ
Возможен ли возврат, если оплата за товар была осуществлена с помощью платёжной карты? Да, возможен, так как была произведена оплата, следовательно уплаченные за товар средства подлежат возврату
В какой форме покупатель получает свои средства? Покупатель получает возврат в той же форме, то есть безналичными – на карточку
Каков порядок действий со стороны покупателя и со стороны кассира, если возврат происходит не в день покупки? Покупатель:

– составляется заявление,

– предъявляется паспорт.

– средства возвращаются на карточку, в соответствии с Указаниями ЦБ №3073-У от 7 октября 2013 г.

– пояснительная записка,

– полный пакет документов к Z-отчёту.

Таблица «Использование чека-коррекции»:

Вопрос Ответ
В каких случаях используется чек-коррекция? Чек-коррекция используется в ситуациях, когда:

– кассир допустил ошибку и нарушение (и хочет её исправить),

– при технических неисправностях новых онлайн-касс, из-за которых оборудование дало сбой.

То есть речь идёт о ситуациях, когда происходит корректировка расчётов, произведённых ранее, согласно пункту 4 статьи 4.3 закона о ККТ.

Например, ситуация, когда кассир забыл пробить чек и продажа осталась неучтённой, или когда был выбит чек на неправильную сумму.

Когда может проводиться корректировка с помощью чека-коррекции? Корректировка ошибки может быть произведена в любой момент, когда эта ошибка найдена.
Какова цель корректировки? Цель корректировки – приведение в соответствие фактической информации по продажам с фискальными (подлежащими учёту в налоговой).
Можно ли проводить корректировку в меньшую сторону? Корректировка проводится как на уменьшение, так и на увеличение фактического и фискального объёма продаж, однако любые действия должны быть документально обоснованы (для случаев, если поступит запрос со стороны налоговой).
Какие существуют типы ошибок со стороны кассира? 1. Кассир указал в чеке сумму «больше» необходимой (верной);

2. Кассир указал в чеке сумму «меньше» необходимой

В следующем разделе рассмотрим каждую и ошибок по-отдельности.

Таблица «Использование чека-коррекции в ситуации, когда «уменьшили» сумму по чеку»:

Вопрос Ответ
Ситуация: кассир пробил чек на сумму меньшую, чем была получена им на самом деле, и это произошло после ухода покупателя. Как быть? Данная ситуация иллюстрирует факт появления неучтённой выручки от продаж, то есть у налоговой может возникнуть вопрос о сокрытии части налогооблагаемого дохода. Неучтённая выручка также может свидетельствовать о неиспользовании ККТ, что влечёт за собой соответствующие штрафные санкции. Тоже самое происходит, когда кассир неумышленно не пробивает чек.

Важный момент: для того, чтобы избежать штрафа необходимо пробить чек коррекции, данная мера действует тогда и только тогда, когда обнаружение и исправление ошибки произошло до проверки налоговой инспекцией.

Каков порядок действий, если ошибка найдена «самостоятельно»? 1. Создаётся специальный документ – служебная записка , в которой обозначен момент (дата и время) ошибки, которая привела к появлению неучтённой выручки, этот документ регистрируется (появляется номер и дата);

2. В чеке коррекции указывается регистрационный номер и дата служебной записки – это служит основанием для операции коррекции;

3. В чеке коррекции должен быть определён тип расчёта «приход» и «самостоятельная операция» как признак коррекции;

4. Данный чек пробивается и отправляется ОФД, далее кассир сам должен (для перестраховки) связаться с налоговой инспекций и сообщить о факте обнаружения и устранения ошибки.

Каков порядок действий, если ошибка найдена «по предписанию»? Ошибка, найденная «по предписанию», то есть налоговая узнала о неучтённых продажах. Такое может произойти в том числе после жалобы покупателя о невыданном чеке.

Порядок действия кассира таков:

1. Пробивается чек коррекции;

2. Основанием коррекции служит дата и номер предписания (которое ИФНС направляет в бухгалтерию компании);

3. В чеке коррекции должен быть определён тип расчёта «приход» и «операция по предписанию» как признак коррекции.

Важный момент: в случае, когда налоговая направила предписание до момента корректировки ошибки кассиром, организация обязуется выплатить штраф, согласно ст. 14.5 КоАП РФ.

Таблица «Использование чека-коррекции в ситуации, когда «увеличили» сумму по чеку»:

Вопрос Ответ
Ситуация: кассир пробил чек на сумму большую, чем была получена им на самом деле, и это произошло после ухода покупателя. Как быть? Данная ситуация иллюстрирует факт преувеличения выручки от продаж, так как эти данные меньше фискальных данных, то есть реально получено меньше денег, а следовательно – появляется недостача в денежном ящике.

Та же ситуация возникает, когда продавец-кассир пробивает несколько раз один и тот же чек.

Есть ли необходимость в создании чека коррекции? Преобладающее число экспертов в области кассовой дисциплины утверждает, что этого делать не нужно, так как данная ситуация не провоцирует штраф из-за неприменения кассовой техники.
1. Кассир пробивает чек, который квалифицируется как «возврат прихода», который создаётся на сумму недостачи;

2. Создаётся пояснительная записка с раскрытием причины недостачи по кассе.

Таблица «Исправление ошибки в чеке в присутствии покупателя»:

Вопрос Ответ
Ситуация: кассир пробил чек на сумму большую /меньшую, чем была получена им на самом деле, и это произошло в присутствии покупателя. Как быть? Данная ситуация иллюстрирует идеальное стечение обстоятельств, когда можно обойтись без чеков коррекции при помощи возврата прихода.
Каково рациональное поведение кассира в этой ситуации? 1. Кассир пробивает чек на возврат прихода (на неверную сумму);

2. Кассир формирует «правильный чек», который квалифицируется как приход;

3. Кассир отдаёт покупателю правильный чек, и забирает ошибочный.

Таким образом и ОФД, и налоговая инспекция получат верные данные, что позволит обойтись без создания чека коррекции.

Таблица «Создание чека коррекции за прошлую смену»:

Вопрос Ответ
Ситуация: кассир пробил чек на сумму большую /меньшую, чем была получена им на самом деле, и это произошло в предшествующей смене. Как быть? Этот вопрос касается корректировок после закрытия смены.

Согласно положениям пункта 4 статьи 4.3 Закона о ККТ, чек коррекции долен быть пробит после отчёт об открытии смены, но до момента формирования отчёта о закрытии смены. Таким образом, корректировка выручки, согласно дословному прочтению закона, не может быть осуществлена после закрытия кассовой смены.

Сторонники данной трактовки закона говорят о том, что чек коррекции может быть создан только за текущую смену.

Что говорят чиновники федеральной налоговой службы относительно создания чеков коррекции после закрытия смены? Специалисты ФНС в неофициальных источниках говорят, что не запрещено создавать чеки коррекции после закрытия смены.

Важный момент: Согласно мнению (из неофициальных источников) специалистов ФНС, не запрещено создание чеков коррекции после закрытия смены, однако важно в таких чеках указывать момент, когда была допущена ошибка (дата и время).

Каково рациональное поведение кассира в этой ситуации? 1. Кассир пробивает чек коррекции;

2. Кассир указывает в нём дату и время ошибки прихода (в опции «описание коррекции»). Например, может быть такое описание коррекции: «20.07.2017 в 15:25 был сформирован кассовый чек с ошибочной суммой». (А чек коррекции может быть составлен гораздо позже, например 10.08.2017).

Какова ответственность (размер штрафов) за нарушение применения онлайн-касс

Таблица «Размер административной ответственность за неприменение онлайн-касс»:

Вид нарушения Размер штрафа или вид наказания в соответствии 54-ФЗ
Чиновник (или должностное лицо) Организация или ИП
1) Бескассовые операции после 01.07.2017 Штраф должен составить от 25% до 50% от бескассовой продажи (но не менее 10 тыс. рублей) Штраф должен составить от 75% до 100% от бескассовой продажи (но не менее 30 тыс. рублей)

где Х – размер бескассовой операции

2) Повторное неприменение кассы в течение одного года, в том числе, если сумма бескассовых расчётов составила 1 млн. руб.

(после 01.07.2017)

Дисквалификация от года до двух лет Приостановка деятельности на срок до трёх месяцев (90 суток)
3) ККТ не соответствует новым требованиям, нарушены правила регистрации после 01.07.2017 Штраф на сумму от 1,5 до 3 тыс. руб. Штраф:

– для ИП – 1,5 – 3 тыс. руб.

– для юр.лица – 5 – 10 тыс. руб.

4) Нарушение срока представления документов и данных по запросу налоговой (ФНС) Аналогично п.3
5) Невыдача чека или прочего БСО (бланка строгой отчётности) в печатном виде/неотправка данных в электронном виде по просьбе покупателя Предупреждение и штраф в 2 тыс. руб. Предупреждение и штраф:

– для ИП – 2 тыс. руб.;

– для юр.лица – 10 тыс. руб.

Важно! Теперь к ответственности могут привлечь в течение года (ранее период привлечения к ответственности был равен двум месяцам).

Важные вопросы, не рассмотренные в теме статьи

Вопрос №1. Какие данные содержит чек коррекции?

  • наименование чека «Кассовый чек коррекции»;
  • тип операции;
  • сумму чека коррекции;
  • информацию о типе оплаты;
  • совокупные сведения, которые передаются оператору (ОФД) с соответствующими реквизитами кассового чека.
  • на приход или расход денег;
  • на возврат прихода или расхода.

Вопрос №2. Как выглядит объяснительная кассира (служебная записка) о неправильно пробитом чеке?

Пример такой записке приведён ниже.

Звонок в один клик
Генеральному директору

ООО «Рэдфром-ИНТЕРНАЦИОНАЛЬ»

Майорову Д.В.

От кассира-операциониста

Федькиной Ю.Ю.

Объяснительная
25 июля 2017 года в 15:25, работая на контрольно-кассовой технике «Мордор»-549Z, заводской номер которой №526975-00236, ошибочно пробила чек №000356 на сумму 526 руб. 60 коп. (пятьсот двадцать шесть рублей 60 копеек) по причине невнимательности.

Приложение: чек

Подпись Федькиной Ю.Ю

От ошибок, в том числе при обращении с ККТ, никто не застрахован. Вам нужно ознакомиться с данной статьей, чтобы знать, как обезопасить себя от последствий в случае, если вы пробили кассовый чек с ошибкой.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Порядок действий бухгалтера, если чек ККТ пробит с ошибкой
  2. Штрафы за неоприходование выручки
  3. Как составить акт по форме КМ-3

Ошибки в чеке ККТ

Если чек ККТ пробит с ошибками, прежде всего попросите кассира составить акт «О возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам)» по форме КМ-3. Заберите неверный чек вместе c актом в бухгалтерию. Проследите, чтобы ваш кассир правильно заполнил журнал кассира-операциониста (форма КМ-4), в котором ему нужно указать сумму по ошибочному чеку в графе 15.

Ошибочно пробитый чек означает, что деньги по нему в кассу фактически не поступили. Проверяющие могут посчитать подобные средства неоприходованной выручкой, поскольку сумма отражена в фискальной памяти вашей ККМ. За неоприходование кассовой выручки юридическое лицо могут оштрафовать на 40 000-50 000 руб., а руководителя организации на 4000-5000 руб. по статье 15.1 КоАП РФ. Соответственно задача бухгалтера - проследить за тем, чтобы кассир правильно оформил документы к ошибочному чеку, чтобы не дать повода кому-либо считать неполученную выручку сокрытой.

Правила оформления документов в отношении неверно выбитых чеков прописаны в пункте 4.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.93 № 104 (далее - Правила № 104). Итак, рассмотрим по порядку, что же нужно сделать.

Кассир должен оформить акт

В конце смены попросите кассира в одном экземпляре составить акт по форме КМ-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 (далее - акт КМ-3). В акте КМ-3 указывают номер ошибочного чека и его сумму в графах 4 и 5 соответственно. Подписывают документ кассир-операционист, старший кассир, заведующий отделом (секцией), а также руководитель предприятия. Лучше, если также свою подпись поставит и главный бухгалтер. Поскольку именно он является ответственным за ведение кассовой книги и соответственно за полнотуоприходования выручки в кассу организации (п. 2.6 Положения о порядке ведения кассовых операций от 12.10.2011 № 373-П).

Поскольку деньги по ошибочному чеку не были получены, возвращать их кому-либо не нужно. Акт КМ-3 как раз подтверждает разницу между показаниями фискальной памяти ККМ и фактической выручкой.

Дополнительно вы можете попросить кассира написать объяснительную записку в произвольной форме, в которой он укажет причину допущенной ошибки. Эту записку также приложите к акту КМ-3 . И хотя налоговики не имеют права требовать обязательного наличия такого документа, поскольку пункт 4.3 Правил № 104 не содержит подобных указаний, на практике они иногда это требование предъявляют. Поэтому, чтобы избежать споров с инспекторами, вы можете подготовиться заранее.

Снимите копию с чека и подклейте его

Получив от кассира чек, погасите его, то есть поставьте штамп «Погашено». А затем, чтобы не потерять, наклейте на лист бумаги, приложите к акту КМ-3 и храните вместе с другими кассовыми документами за эту дату не менее пяти лет (п. 11 постановления Правительства РФ от 30.07.93 № 745). Также желательно снять копию с кассового чека и приложить ее к акту КМ-3 вместе с оригиналом. Дело в том, что чеки печатают на термобумаге, которая со временем полностью обесцвечивается, поэтому, чтобы избежать претензий налоговиков, лучше подстраховаться.

Кассир оформляет журнал кассира-операциониста

После того как ваш кассир снимет Z-отчет, проследите, чтобы он правильно заполнил все графы в журнале кассира-операциониста (форма КМ-4). А именно: в графу 10 «Сумма выручки за рабочий день (смену)» необходимо, чтобы он записал всю выручку за день так, как отражено у вас в Z-отчете. В графу 11 «Сдано наличными» кассир впишет сумму уже за минусом данных по ошибочному чеку. А в графу 15 «Сумма денег, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам» кассир впишет как раз сумму по чеку с ошибкой.

В учете отразите фактически полученную выручку

Когда вы будете оформлять приходный кассовый ордер на сумму дневной выручки, из суммы по Z-отчету вычтите данные по ошибочно пробитым чекам. Тогда вы оприходуете в кассу компании именно ту сумму денег, которая фактически получена. Расходный кассовый ордер на неверную сумму оформлять не нужно.

Как поступить, если неверно пробит чек по онлайн-кассе?

Неверно пробит чек по онлайн-кассе. Что делать, если кассир-операционист пробил кассовый чек с ошибкой в сумме платежа? Как исправить ошибки кассира в чеках онлайн-кассы?

Вопрос: Как поступить, если неверно пробит чек по онлайн-кассе: При получении оплаты наличными проведена оплата по банковской карте. В нашей организации оплата производится только наличными. Эта ошибка была обнаружена на следующий день. Каким образом исправить. Сделать возврат и провести новую оплату либо провести корректировочным чеком. Как сообщить налоговой чтобы не было штрафов.

Ответ:

Исправляйте ошибки через возврат, даже если обнаружили их после ухода покупателя. В данном случае сам товар не возвращают. Компания просто исправляет ошибки. Поэтому вместо заявления покупателя возьмите объяснительную об ошибке у кассира.

Отдельно сообщать об этом в налоговую не нужно.

Какие документы оформлять при работе с ККТ

Что делать, если кассир-операционист пробил кассовый чек с ошибкой в сумме платежа

Все зависит от того, когда обнаружили ошибку.

Если ошибку нашли до окончания смены, пробивайте чек с признаком «возврат прихода» и формируйте чек правильно. В дополнительном реквизите указывайте фискальный признак документа (ФПД) неправильного чека.

Если ошибку выявили после окончания смены, оприходуйте в кассу денег ровно столько, сколько на самом деле. Получается меньше, чем пробито по кассе. Потребуйте объяснений у кассира-операциониста.

Затем кассир-операционист пишет объяснительную записку с изложением сути своих ошибочных действий с приложением копий ошибочного чека.

Руководитель принимает решение, что кому делать. Например, кассиру-операционисту – выговор, лишение премии и т. п., бухгалтерии – учесть фактические данные и отразить в учете без ошибок и т. д.

Из статьи журнала

Как исправить ошибки кассира в чеках онлайн-кассы, чтобы избежать штрафов

Какие ошибки часто допускают кассиры

Невнимательность сотрудников приводит к ошибкам, которые искажают бухучет. Вот самые частые из них.

Перепутали способ оплаты. В чеке онлайн-кассы пробивают признак формы расчета - оплата наличными или электронными деньгами. Если кассир их перепутает, сумма наличных по отчету не сойдется с количеством денег в ящике ККТ. Как правило, ошибку удается обнаружить в конце смены. Чтобы ее вычислить, нужно изучить чеки за всю смену.*

Перепутали товар. Кассир может выбить в чеке не тот товар, который продал покупателю. Если стоимость аналогичная, ошибку пропускают. Найти ее удается иногда только во время инвентаризации - будут расходиться остатки товаров.

Другой режим налогообложения. Компания может обойтись одним кассовым аппаратом, когда совмещает несколько налоговых режимов. Тогда кассир должен выбирать ту систему, к которой относится товар.

Если покупатель берет товары, продажа которых подпадает под разные системы, кассиру нужно выбить два чека. Ведь в документе можно установить только одну налоговую систему (таблица 5 приложения 2 к приказом ФНС России от 21.03.17 № ММВ-7-20/229@). Из-за ошибок компания неверно посчитает выручку по каждому режиму.

Как исправить ошибку в кассовом чеке

Кодекс предусматривает штраф за работу на кассовом аппарате, который не соответствует требованиям, - 10 тыс. рублей (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). В частности, если компания неверно настроила ККТ. Если ошибается кассир, штрафов за это нет. Но из-за ошибок налоговая получает неверные сведения. Поэтому все неточности надо исправить.

Ошибки по ККТ компании раньше исправляли по установленному порядку Нужно было забрать у покупателя чек, взять объяснительную кассира и приложить их к акту, который подписывала комиссия из сотрудников компании (п. 4.3 Порядка, утв. Минфином России 30.08.93 № 104). Сейчас компании не должны руководствоваться старыми правилами (письмо Минфина России от 21.07.17 № 03-01-15/46715). А новых правил по исправлению нет. Как в таком случае исправлять ошибки, мы выяснили у налоговиков.

Все частые ошибки кассира нужно исправлять чеком на возврат - пробить чек с теми же показателями, что в ошибочном, но с признаком «Возврат прихода». Затем пробейте чек с правильными данными. Чек коррекции не используйте. Он нужен в исключительных случаях. Например, когда компания не применяла ККТ либо чек по каким-то причинам не ушел оператору данных.

Основное отличие онлайн-касс состоит в наличии накопителя фискального типа, на ежедневной основе передающего в налоговую структуру через специальных операторов фискальных данных (ОФД) сведения о выручке, полученной организацией.

Использование онлайн-устройства обязательно для предприятий, работающих по общей или упрощенной системам налогообложения ( , ), а также реализующих подакцизную продукцию.

Подключение к обязательному использованию новшества иных категорий налогоплательщиков, включая ИП на и , предполагается поэтапно с середины текущего года (с 01.07.2018) и будущего года (с 01.07.2019). Исключение составляют организации и предприниматели, занятые видами деятельности, указанными в утвержденном региональными государственными органами перечне (ФЗ № 54, 22.05.2003).

Обязательной корректировке подлежат расчеты по онлайн-кассе в случаях возникновения ошибок, приведших к проведению по кассе лишних сумм или к возникновению денег.

Возврат денег при неправильном пробитии документа по онлайн-кассе

По онлайн-кассе операции по возврату оформляются:

  • При обнаружении нарушения до завершения смены дежурного кассира (до подбития сводного ) с помощью возвратного чека. Оформленный документ на возврат поступления одновременно с Z-отчетом, содержащим показатели по выручке предприятия за день или сутки (24 часа) работы, направляется оператором в подразделение налоговой структуры. Передаваемый отчет содержит пояснение-указание на первоначальный ошибочный документ, в результате указанная в документе сумма подлежит вычету из показателя общей выручки за день.
  • При возврате денег не в день приобретения продукции, но в срок до 14 дней от даты покупки, соответствующий закону по защите прав потребителей, когда дежурный кассир выписывает кассовый ордер на расход (РКО) и производит выдачу денег из главной кассы. Предварительно кассир принимает от покупателя составленное им заявление с изложением проблемы и проверяет соответствие указанных в заявлении паспортных данных документу, предъявленному гражданином.

К сведению! Оформление возвратного чека возможно только в день совершения приобретения при использовании в работе ККТ новой модели. При всех вариантах возврата рекомендуется составить акт по возврату денежных средств (подобно форме КМ-3 о возврате клиентам денег по кассовым чекам неиспользованным или ошибочно пробитым), который вместе с ошибочными кассовыми чеками (приклеенными на чистый бумажный лист), пояснением и документами к Z-отчету направляется в бухгалтерию компании.

Форма КМ-3 может быть составлена только в виде, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ (№ 132, 25.12.1998). Предприятие вправе разработать иной документ для оформления возврата средств, но и использование КМ-3 не будет нарушением, несмотря на необязательность формы (письмо МФ РФ № 03-01-15/54413, 16.09.2016).

Если покупатель расплачивался за приобретенный товар с помощью платежной карточки, то средства возвращаются также в безналичном виде на карточку (указания ЦБР № 3073, 07.10.2013). При перечислении денег не в день покупки покупатель должен составить заявление и предъявить собственный паспорт, а кассир возвращает средства и передает в бухгалтерию пакет документов (акт, пояснение, Z-отчет).

Внимание! Неустранение по онлайн-кассе нарушений, связанных с возвратом денег, влечет применение в отношении предприятия санкций по КоАП РФ (ст.14).

Корректировка ошибки ввода данных по онлайн-кассе

В случае выявления по онлайн-кассе ошибки ввода данных (не оформлен чек, на чеке отсутствуют некоторые позиции) по вине кассира или из-за технической неисправности аппарата формируется чек коррекции.

Целью процедуры является приведение в соответствие реальных сведений по продажам с подлежащими учету в НС (фискальными). Выполнение корректировки на понижение или увеличение объема продаж возможно в любое время после обнаружения ошибки. Возможны две ситуации.

Ситуация 1. В случае отбития кассиром кассового документа на сумму меньше фактически полученной образуется ситуация появления неучтенной выручки от реализации. Налоговые службы могут трактовать факт как сокрытие доли дохода, подлежащего налогообложению, и незаконное неиспользование ККТ.

Для того чтобы не попасть под штрафные санкции по налоговым платежам, требуется сформировать чек коррекции. При самостоятельном обнаружении ошибки пробитый чек вместе с актом и пояснительной запиской, содержащей время и дату ошибки, направляется оператору (ОФД).

После чего организация (по собственному желанию, но не в обязательном порядке) может обратиться в отделение НС и уведомить об обнаружении и устранении несоответствия. При получении предписания налоговой структуры, поучившей информацию о неучтенных продажах, формируется чек коррекции с указанием в качестве основания предписания НС, который пересылается оператору и в НС вместе с обязательством организации по уплате штрафа (ст. 14 КоАП РФ).

Ситуация 2. Если кассиром пробит кассовый документ на сумму больше фактически полученной, образуется превышение выручки от продажи над фискальными данными (недостача). Создание чека коррекции при этом не является обязательным из-за отсутствия подозрений в неиспользовании кассового оборудования. Кассиру следует пробить документ на возврат поступления на недостающую сумму и подготовить пояснительную записку с объяснением причины недостачи денег в кассе.

Когда пробитие чека на неверную сумму имело место в присутствии покупателя, также можно не создавать чек коррекции. Работник формирует документ по возврату поступления в размере ошибочной суммы, а затем пробивает кассовый документ на приход в правильном размере. Правильный чек передается покупателю, ошибочный возвращается кассиру, а в ОФД и в НС будут направлены верные данные.

К сведению! В случае необходимости чек коррекции должен создаваться в интервале между созданием отчета об открытии смены и отчета о ее закрытии (письмо МФ РК № 03-01-15/28914, 12.05.2017). Но это не означает невозможность внесения исправлений после завершения смены, допустившей ошибку.

При закрытии очередной смены проведенные в кассовых документах и в чеках коррекции суммы используются фискальным накопителем для формирования итоговых сведений по смене (ФЗ № 54, 22.05.2003). Поэтому создание чека коррекции после завершения смены допустимо при условии, что в нем отражается момент допущения нарушения (дата, время). К примеру, документ, составленный 11.10.17 для корректировки ошибки, допущенной 02.09.17, может содержать описание исправления в виде: «Кассовый чек с неверно указанной суммой был сформирован в 10:10 02.09.2017».

Информирование налоговых структур о корректировках

Налогоплательщики обязаны осуществлять передачу в отделения ФНС информации и документов в электронном виде посредством кабинетов ККТ в соответствии с законодательством о применении контрольно-кассовой техники (ст. 5 ФЗ № 54).

Но законодательные нормы не содержат обязанности для пользователей ККТ по информированию налогового органа о выполненной самостоятельно корректировке фискальных данных. Все фискальные документы, включая корректировочные, подлежат передаче в налоговую структуру через специального оператора фискальных данных (ст. 1 ФЗ № 54). Таким способом налоговый орган аккумулирует информацию обо всех произведенных исправлениях по онлайн-кассе.

Внимание! Налогоплательщик освобождается от ответственности за нарушения в сфере использования ККТ (ФЗ № 290, 03.07.2016), если он добровольно уведомил ФНС об использовании ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или о нарушении сроков и порядка регистрации/перерегистрации/применения ККТ, установленных ФЗ № 54. Одновременно с уведомлением налоговых органов организация должна предоставить подтверждение об устранении заявленного нарушения (до вынесения постановления об административном правонарушении).

Чек коррекции позволяет исправить ситуацию с недостачей или избытком денежных средств в кассе. В зависимости от модели онлайн-кассы алгоритм его создания может отличаться. О том, как правильно оформить чек коррекции и избежать штрафа от налоговой инспекции, читайте в нашей статье.

Какие ошибки могут быть в чеке онлайн-кассы

Многие процессы в торговле на данный момент автоматизированы, однако без участия человека обойтись можно в редких случаях. Соответственно, присутствует и человеческий фактор, способствующий возникновению ошибок.

В случае работы с онлайн-кассой, ошибки чаще всего допускаются в формировании чеков. Самые распространенные из них:

  • указание неверной стоимости товара;
  • ошибки в указании вида платежа (наличный или безналичный расчет);
  • отсутствие чека по той или иной операции.

Налоговая инспекция к фактам ошибок в кассовых чеках относится очень строго, ведь по сути из-за подобной ошибки в кассе может оказаться необоснованная выручка или же недостача.

Попробуйте онлайн-кассу Бизнес.Ру, которая позволяет выполнять поиск и просмотр чеков за весь период продаж. Вся информация о возвратах, внесении и выдаче денег из кассы автоматически передается в аккаунт Бизнес.Ру.

Как исправить ошибку в чеке онлайн-кассы


Рассмотрим варианты исправления ошибок в зависимости от их типа.

Кассир перепутал тип оплаты

Сумма за товар была внесена наличными, а кассир указал тип оплаты банковской картой.

В случае совершения подобной ошибки кассовому работнику не нужно будет создавать чек коррекции. Информация по операции была отправлена ОФД и записана на фискальный накопитель сразу же после её совершения.

Исправить ситуацию можно путем проведения операции «возврат» (признак расчета в этом случае будет указан как «возврат прихода»), причем данные первичной продажи должны быть сохранены, в том числе и тип оплаты должен быть указан как «безналичный расчет».

Этот алгоритм поможет отменить ошибочный чек. Следующим шагом будет формирование нового, уже корректного чека, с верным типом оплаты, который должен быть указан как «наличные» и признаком расчета «приход».

Покупатель на руки должен получить два чека – возвратный и корректный, ошибочный чек покупателю в этом случае отдавать не нужно.

Кассир указал неверную стоимость товара в чеке

Попробуйте онлайн-кассу Бизнес.Ру с гибкой настройкой прав кассира. Устанавливайте запрет на продажу и выдачу денег из кассы «в минус». Вводите ограничения на сумму или процент скидки и контролируйте действия кассира удаленно.

Алгоритм исправления ошибки в указании стоимости будет таким же, как описано выше. Необходимо создать возвратный документ, признак расчета в котором будет указан как «возврат прихода».

Эта схема исправления будет актуальна, в случае, если ошибочно пробитый чек будет обнаружен сразу.

Если же недостача или излишки обнаружены в конце смены или же через некоторое время после совершения ошибки, кассиру не обойтись без чека коррекции с приложением к нему всех необходимых документов.

Что такое чек коррекции и в каких случаях его пробивают


Чек коррекции позволит откорректировать ситуацию с необоснованной недостачей или же избытком денежных средств в кассе. Стоит отметить, что отсутствие чека по той или иной продаже не обязательно является следствием ошибки кассира.

Чек может отсутствовать в случае, если вышла из строя касса, произошло отключение электроэнергии, то есть в работе кассового аппарата произошел сбой.

Попробуйте онлайн-кассу Бизнес.Ру, которая может работать без интернета неограниченное время и гарантирует 100% сохранность и защиту ваших данных.

Причина, по которой создается чек коррекции онлайн-кассы, должна быть подробно описана в документе-обосновании при создании подобного чека. Пояснительная записка, приложенная к чеку коррекции как раз и будет данным обоснованием.

Как пробить чек коррекции по онлайн-кассе

Универсальной инструкции к формированию чека коррекции не существует. Всё зависит от производителя и модификации онлайн-кассы, установленной на вашем предприятии.

Каждый производитель формирует алгоритмы работы выпускаемой техники на свое усмотрение. Однако, так как конечная цель у всех онлайн-касс одна, некоторые процессы все же перекликаются.

Для наглядности процедуру создания корректировки, а вместе с ней и чека коррекции можно рассмотреть на примере онлайн-кассы Атол-90ф:

  • нажимаете кнопку Х;
  • выбираете тип кассового чека;
  • нажимаете кнопку ВВ;
  • вводите сумму коррекции;
  • снова нажимаете клавишу ВВ;
  • закрываете операцию нажатием кнопки ИТ.

Оформление чека коррекции на онлайн-кассе Атол-90ф

Возможно на других онлайн-кассах алгоритм будет схожим, однако модель кассы несомненно влияет на процесс создания чека коррекции.

Реквизиты чека коррекции онлайн-кассы

Какие реквизиты кассир должен внести в чек коррекции:

Реквизит «Признак расчета»:

1 - Приход – указывается в случае внесения денежных средств в кассу магазина;

3 - Расход – указывается в случае изъятия денежных средств из кассы магазина.

Реквизит «Тип коррекции»:

0 – операция является самостоятельной;

1 – операция была выполнена по предписанию.

Реквизит «Основание для коррекции»:

  • описание коррекции.

В момент создания чека коррекции кассир должен указать в нем дату и номер пояснительной записки (обоснование корректировки).

Обязательной информацией будет сама сумма расхождения, которую необходимо «выровнять».


Ниже рассмотрим наглядный пример.

Описание ситуации:

13 июня 2017 года в 19:15 случился сбой в работе электрической сети магазина, по причине которого временно вышла из строя онлайн-касса. В это же время была совершена продажа товара на общую сумму 2000 рублей.

Из-за произошедшего сбоя, касса не выдала чек. Покупатель не стал дожидаться восстановления работы кассовой техники и покинул магазин.

Спустя некоторое время работа была восстановлена, а в кассе магазина числился излишек денежных средств.

Кассир написал объяснительную записку с подробным изложением случившейся ситуации, после чего создал чек коррекции согласно сумме продажи, не проведенной по кассе.

Пошаговая инструкция по оформлению чека коррекции


Чек коррекции является официальным фискальным документом, который передается в Федеральную налоговую службу. У налоговой в свою очередь могут возникнуть вопросы по поводу создания подобных чеков.

Важно! Во избежание лишних вопросов предпринимателю лучше самому, не затягивая со сроками, передавать информацию о подобных корректировках в налоговую инспекцию.

Так же по каждому факту корректировки должен быть собран пакет документов, который будет храниться непосредственно в самом магазине.

Важно! К каждому чеку коррекции нужно прикладывать пояснительную записку, в противном случае процедура корректировки не будет иметь под собой веских оснований.

Алгоритм корректного проведения процедуры корректировки:

1. Обнаружив в кассе лишние денежные средства, кассир оформляет соответствующий акт.


2. Следующим шагом будет оформление пояснительной записки к корректировочному чеку. К обязательной информации, указанной в пояснительной записке, относятся:

  • номер, присвоенный документу;
  • дата и время, когда документ был создан;
  • дата и время инцидента, который привел к недостаче/излишку денежных средств в кассе магазина;
  • подробное описание произошедшей ситуации.

Данная пояснительная записка должна быть приложена к чеку коррекции как документ, на основании которого проведена корректировка.

В чеке должна содержаться следующая информация:

  • сумма, подлежащая корректировке;
  • признак расчета (коррекция прихода/коррекция расхода);
  • тип коррекции (самостоятельная операция/ операция по предписанию (например, если получено предписание от налоговой инспекции));
  • основание коррекции (здесь указывается дата и номер пояснительной записки).

Оформление чека коррекции на различных онлайн-кассах

4. Процедуру проведения корректировки можно считать завершенной только после того, как информация о ней будет передана в ФНС путем личного посещения инспекции или же через ЛК налогоплательщика на сайте налоговой.

Как сказано выше, затягивать с извещением налоговой не стоит.

Важно! Если инспекция отметит факт несоответствия в кассе предприятия раньше, чем от предпринимателя будут получены пояснения, избежать штрафа у налогоплательщика не получится.

Однако, даже если штраф выставлен – это не является основанием для отсутствия корректировки, чек коррекции все равно должен быть создан. Основание для коррекции в данном случае будет указываться как «реквизиты предписания», тип коррекции «операция по предписанию».


Когда именно должен быть сформирован чек коррекции сказать сложно, в законодательстве Российской Федерации предписаний на этот счет нет. Единственное указание по времени создания корректировки гласит, что она должна быть проведена после открытия и до закрытия смены.

Чаще всего данная информация интерпретируется как обязательное проведение корректировки строго в ту смену, когда возник излишек (недостача) в кассе.

Однако здесь возникает вопрос, как быть если ошибка в кассе выявлена через несколько дней, или же если корректировка производится на основании предписания полученного от налоговой инспекции (которое можно получить и через несколько месяцев).

В этом случае чек коррекции оформляется в рамках смены, в которую ошибка была выявлена, то есть в промежуток между закрытием одной кассовой смены и открытием следующей чек коррекции не может быть сформирован.