Чтение - метод Марии Монтессори (зона русского языка). «У ребенка должно быть детство». Штрихуем и обводим


Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать.

Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори для ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». Применительно к чтению это выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда ребенок сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель или учитель в Монтессори-группе создает вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка. А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

Произойдет это наверняка в период от четырех до шести лет, ведь сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори, завершает восприимчивый период развития речи, а случается это от четырех до шести лет. Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и, чаще всего, нелюбимую ребенком работу. Монтессори пишет, что занятия чтением надо начинать в четыре года.

Однако упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с двух с половиной - трех лет.

Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону русского языка. В нее входят:

Материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
. материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
. материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
. материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
. материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый - для гласных);
. материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.
Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Допустим, интерес к чтению у ребенка появился. С чего же начать, какие пособия первыми должны попасть в руки ребенка? Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать - утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами, нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

Практические упражнения

Упражнение 1
Штрихуем и обводим
Чтение начинается с письма, а письмо - с подготовки руки. Для этого «Монтессори-педагоги» советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев.
Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2
Ощупываем буквы
Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3
Составляем слова
Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Упражнение 4
Пишем слова
Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, - тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

Упражнение 5
Читаем
Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта - к печатному.

Упражнение 6
Играем с рамками-вкладышами
Рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма. Порядок появления фигур: 1) квадрат; 2) правильный треугольник; 3) трапеция; 4) треугольник с дугообразными сторонами; 5) эллипс; 6) круг; 7) овал; 8) прямоугольник; 9) четырехлистник; 10) пятиугольник.

Упражнение 7
От точки к точке
Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек), дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 8
Шершавые буквы
Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона - в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложите заглавные и прописные буквы. Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву: будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы. Есть еще один вариант этого упражнения: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляют кто-то из детей или учитель.

Упражнение 9
Письмо на манке
Поставьте перед ребенком коробку с шершавыми буквами и плоский поднос с
рассыпанной по нему манкой. Сначала он обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторять еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

Упражнение 10
Сочини слово
Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых
написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным
карандашом, другая - красным. На голубом фоне - гласные, на розовом - согласные.
Пары букв для карточек
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,
Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.
Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова,
начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:
БАНКА - ПАЛКА, ВАЗА - ФРАЗА, АСТРА - ЯСТРЕБ.

Упражнение 11
Сочини слово
Ребенку предлагается коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями или (для хорошо читающих детей) с названиями животных, например: ОСЕЛ, КОШКА, УТКА, ПЕТУХ. Во втором - карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: «иа», «мяу», «кря», «кукареку». Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: УТКА - КРЯ, КОШКА - МЯУ, ПЕТУХ - КУКАРЕКУ.

Упражнение 12
Слова и картинки
Подготовьте три набора карточек: 1-й набор - карточки с картинками, 2-й набор -
таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, 3-й набор -
контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение 13
Читаем трудные слова
Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.
Примеры трудностей в прочтении слов
О - А Д - Т
Б - П Г - В
В - Ф И - Ы
Ч - Ш ЫЙ - ОЙ
К - Х Я - Е
С - З Т - Ш
И - Е ТСЯ - ТЬСЯ - ЦА
Г - К ИЙ - ОЙ
На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно
усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).
Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 14
Построй предложение
Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны
письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Упражнение 15
Читаем Толстого
Делаем самодельные книжки: на одной странице остается картинка, а на другой -
помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого. Ребенок читает
предложение в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

Материал нашла в группе в контакте монтессори-школы "Эко" -

15 полезных упражнений

Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания.

Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». Применительно к чтению это выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда кроха сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель или учитель в Монтессори-группе» создает вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка. А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

Произойдет это наверняка в период от четырех до шести лет, ведь сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори, завершает восприимчивый период развития речи, а случается это от четырех до шести лет. Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и, чаще всего, нелюбимую ребенком работу. Монтессори уверена, что занятия чтением надо начинать в четыре года.

Однако упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с двух с половиной – трех лет.

Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону русского языка. В нее входят:

Материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для
обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы
вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного
картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);
материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.
Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Допустим, интерес к чтению у ребенка появился. С чего же начать, какие пособия
первыми должны попасть в руки ребенка? Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами, нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Практические упражнения

Упражнение 1
Штрихуем и обводим
Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого «Монтессори-педагоги» советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев.
Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2
Ощупываем буквы
Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3
Составляем слова
Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Упражнение 4
Пишем слова
Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, – тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

Упражнение 5
Читаем
Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Упражнение 6
Играем с рамками-вкладышами
Рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма. Порядок появления фигур: 1) квадрат; 2) правильный треугольник; 3) трапеция; 4) треугольник с дугообразными сторонами; 5) эллипс; 6) круг; 7) овал; 8) прямоугольник; 9) четырехлистник; 10) пятиугольник.

Упражнение 7
От точки к точке
Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек), дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 8
Шершавые буквы
Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона – в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложите заглавные и прописные буквы. Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву: будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы. Есть еще один вариант этого упражнения: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляют кто-то из детей или учитель.

Упражнение 9
Письмо на манке
Поставьте перед ребенком коробку с шершавыми буквами и плоский поднос с
рассыпанной по нему манкой. Сначала он обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторять еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

Упражнение 10
Сочини слово
Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых
написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным
карандашом, другая – красным. На голубом фоне – гласные, на розовом – согласные.
Пары букв для карточек
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,
Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.
Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова,
начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:
БАНКА – ПАЛКА, ВАЗА – ФРАЗА, АСТРА – ЯСТРЕБ.

Упражнение 11
Сочини слово
Ребенку предлагается коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями или (для хорошо читающих детей) с названиями животных, например: ОСЕЛ, КОШКА, УТКА, ПЕТУХ. Во втором – карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: «иа», «мяу», «кря», «кукареку». Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: УТКА – КРЯ, КОШКА – МЯУ, ПЕТУХ – КУКАРЕКУ.

Упражнение 12
Слова и картинки
Подготовьте три набора карточек: 1-й набор – карточки с картинками, 2-й набор –
таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, 3-й набор –
контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение 13
Читаем трудные слова
Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.
Примеры трудностей в прочтении слов
О – А Д – Т
Б – П Г – В
В – Ф И – Ы
Ч – Ш ЫЙ – ОЙ
К – Х Я – Е
С – З Т – Ш
И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА
Г – К ИЙ – ОЙ
На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно
усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).
Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 14
Построй предложение
Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны
письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Упражнение 15
Читаем Толстого
Делаем самодельные книжки: на одной странице остается картинка, а на другой –
помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого. Ребенок читает
предложение в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ
ЗА: Анна В., мама двоих детей
Оба моих сына ходят в «Монтессори-садик» и там учатся читать по ее методу. И они, и мы с мужем очень довольны. Мы не сторонники раннего обучения чтению, ничего не форсируем – когда дети сами захотят, когда мозг их дозреет, тогда и начнут читать.
Одному сейчас пять, другому четыре – оба хорошо знают буквы, умеют их писать,
старший читает простые слова. Но больше всего в «Монтессори-методе» нас привлекает то, что дети развиваются гармонично: они не только учатся читать, но и учатся общаться друг с другом, развивают мелкую и крупную моторику, внимание, память, они приучены к порядку и очень самостоятельны. У нас в семье нет слова «скучно» – сыновья всегда могут сами занять себя.

ПРОТИВ: Валентина Б., мама шестилетней Варвары
Я очень хотела заниматься с ребенком чтением по методу Монтессори. Но сделать
самостоятельно все необходимые материалы оказалось просто невозможно - слишком много требуется сил и времени; то, что у меня получилось, никак не годилось для использования в процессе учебы - буквы кривые, некрасивые. Пришлось все выбросить. Никаких садов и развивающих групп рядом с нашим домом нет. Мы без проблем научились читать обычным способом, по букварю - и оказалось, что никакой нужды в Монтессори нет, и я только зря время потеряла.

Многие родители задаются вопросом: как подготовить ребёнка к школе и научить читать?

Мария Монтессори - итальянский врач, педагог и учёный, предложила способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать.

Мария Монтессори была уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». Применительно к чтению это выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда кроха сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель создает вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка. А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

Произойдет это наверняка в период от четырех до шести лет.

Однако упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с двух с половиной – трех лет.

Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону русского языка. В нее входят:

Материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);
материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами. Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждала Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами, нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге.

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Штрихуем и обводим

Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2. Ощупываем буквы

Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3. Составляем слова

Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Упражнение 4. Пишем слова

Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, – тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

Упражнение 5. Читаем

Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Упражнение 6. От точки к точке

Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек), дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 7. Сочини слово

Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых
написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным
карандашом, другая – красным. На голубом фоне – гласные, на розовом – согласные.
Пары букв для карточек
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,
Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.
Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова,
начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:
БАНКА – ПАЛКА, ВАЗА – ФРАЗА, АСТРА – ЯСТРЕБ.

Упражнение 8. Читаем трудные слова

Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.
Примеры трудностей в прочтении слов
О – А Д – Т
Б – П Г – В
В – Ф И – Ы
Ч – Ш ЫЙ – ОЙ
К – Х Я – Е
С – З Т – Ш
И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА
Г – К ИЙ – ОЙ
На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно
усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).
Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 9. Построй предложение

Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны
письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Материал подготовлен для отчета по теме самообразования, с этим материалом я выступала на курсах воспитателей. Материал содержитследующие главы: 1. Особенности методики М.Монтессори обучения письму и чтению; 2. Классификация материалов; Приложение: Серии материалов и списки слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Обучение детей чтению методом Марии Монтессори

Кемерово 2011

Введение ……………………………………………………….....................3

Глава 1. Особенности методики М. Монтессори

Обучения письму и чтению…………………………………….4

Глава 2. Классификация материалов для обучения чтению………..8

Глава 3. Обучение чтению……………………………………………....10

Заключение…………………………………………………………………17

Список литературы…………………………………………………….…18

Приложения

Приложение 1. Серии материалов для совершенствования

Приложение 2. Списки слов……………………………………………….20

Введение

Характерной чертой современного российского образования является бурный процесс создания и реализации вариативных программ. Это стимулирует развитие педагогики в целом, способствуя обогащению содержания, форм и методов воспитания и обучения; создает воспитателям и учителям дополнительные возможности для творчества и профессионального совершенствования; предоставляет родителям возможность выбора подходящей образовательной программы для своих детей. В последнее время в образовании появился такой термин как «Социальный заказ родителей», и одним из пунктов этого заказа является то, что ребёнок выпускаясь из детского сада должен уметь читать.

В связи с происходящими в обществе процессами демократизации и гуманизации отечественного образования происходит развитие системы М. Монтессори и распространение ее в различных регионах России.

М. Монтессори посвятила всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. Работая с детьми, она постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом замечено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого – только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда. Такая среди и создаётся в нашем образовательном учреждении, в том числе и для обучения детей чтению.

Цель моей работы: «Изучение теоретических знаний и освоение практических навыков в обучении детей чтению методом М. Монтессори».

Для реализации данной цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы образовательной системы Марии Монтессори.
  2. Охарактериховать особенности методики М. Монтессори обучения детей письму и чтению.
  3. Дать классификацию материалов для обучения чтению.
  4. Рассмотреть дидактические Монтессори – материалы.

Глава I

Особенности методики Монтессори обучения письму и чтению

Важной отличительной особенностью подхода Монтессори является то, что дети сначала учатся писать, а потом читать. Опыт Монтессори доказал, что оба процесса происходят не одновременно. Даже если это противоречит предрассудкам, накопившимся в нашем опыте, письмо все же предшествует чтению. Чем же обоснована эта точка зрения, и что нужно понимать под чтением?

М. Монтессори сказала: «Ребёнок, который не слышал, как слово произносится, но узнал его, увидев на столе составленным из картонных букв и может сказать, что оно значит, - такой ребёнок, по-моему, читает» . К 5 – 6 годам, когда сенситивный период развития языка подходит к концу, мускульная система ребёнка, тесно связанная с развитием процесса мышления, становится вполне совершенной. Рука ребёнка достаточно точно и быстро выполняет указания мозга. Замедлить этот процесс объективно невозможно, и перепрыгнуть его тоже. Поэтому мы наблюдаем прежде всего спонтанное стремление детей именно к рисованию, постепенно превращающемуся в письмо. Ребёнок пытается отобразить с помощью орудия письма систему языковых знаков (от объясняемого словами рисунка к изображению букв и затем слов). В спонтанной деятельности детей заметно, что письмо опережает чтение. При этом ребёнок осваивает не письмо и чтение, как таковые, а методом письма и чтения, то есть анализирует звуки речи и письменные знаки и сливает их в слова, интерпретируя в понятия. Слово, которое ребёнок читает, состоит в таком же отношении к письменной речи, как слово, которое он пишет, - к членораздельной речи. И то и другое помогает воспринимать обращённую к нему речь. Поэтому, пока ребёнок не воспринимает понятий при помощи написанных слов, он не читает.

Научная педагогика М.Монтессори предполагает подробное осмысление с одной стороны объективной картины нейропсихологических процессов, происходящих в детях 4 – 6 летнего возраста, а с другой – общей картины языка как знаковой системы.

Монтессори не считала чтением механическое воспроизведение звуков, соответствующих написанным или напечатанным буквам, если их смысл оставался ребенку неясным. Проверка правильности составления из букв слова также не является чтением, так как слово было известно заранее. В действительности, ребенок читает только тогда, когда понимает зная. Иными словами, при чтении ребенок интерпретирует мысли других, в то время как при письме он выражает свои мысли. Последнее справедливо, а в случае записи продиктованного слова, так как его нужно сначала услышать и понять смысл, а потом уже написать. Выражение собственных мыслей проще, чем понимание чужих. С этой точки зрения, слушать лекцию труднее, чем ее читать.

Еще одно отличие письма от чтения состоит в том, что при письме задействована также моторика. Дети 3-4 лет находятся в сенситивном периоде развития и совершенствования движений, и овладеть первоначальными моторными навыками, необходимыми при письме, не составляет для них в это время особого труда. Чтение же представляет собой достаточно сложный интеллектуальный процесс. Остается сказать, что письмо, является фактом, при котором преобладают психомоторные механизмы, в то время как при чтении налицо чистая работа разума. Итак, письмо проще чтения, поскольку не требует от ребенка слишком больших интеллектуальных затрат, поэтому оно у Монтессори и предшествует чтению. И когда ребёнку, умеющему писать, показывают слово, которое он должен, прочитав, истолковать, он долго молчит и обыкновенно прочитывает составляющие слово звуки так же медленно, как он бы их писал. Смысл слова становится очевидным, лишь когда оно произнесено ясно и с фонетическим ударением. Но для того чтобы правильно поставить ударение, ребёнок должен узнать слово, т.е. усвоить понятие, этим словом выражаемое. По – этому читать мы начинаем с названий, т.е. с чтения названий предметов, имеющихся в группе или хорошо известных детям.

Монтессори тщательно проанализировала процесс письма и чтения и выделила основные умения, которые при этом использует человек. Каждое их этих умений можно развивать отдельно – как непосредственно, или прямо, при помощи специально предназначенных для этого дидактических материалов, так и опосредованно, или косвенным образом, во время занятий с материалами, имеющими иную цель. Совокупность приобретенных таким образом навыков позволит ребенку самостоятельно начать писать и читать.

Письмо даёт возможность исправлять или, лучше сказать, направлять и совершенствовать механизм членораздельной речи ребёнка, чтение же облегчает развитие понятий и ставит их в связь с развитием речи. Письмо содействует выработке физиологического языка, а чтение – выработке языка социального.

Возникает ещё один вопрос: Как именно читает слова ребёнок: вслух или про себя? По свидетельствам М.Монтессори, и по наблюдениям Монтессори – педагогов, без соответствующей просьбы взрослого, дети читают молча, так как они делают это пока очень медленно. Дети произносят вслух прочитанное слово только в том случае, если смогли понять его.

Вот что пишет об этом М. Монтессори. «между мысленным чтением и произнесением слов вслух огромная разница. Вслух говорят, громкая речь служит для соприкосновения двух или нескольких лиц, которые таким способом обмениваются мыслями, чтение же находится в соотношении с письмом. Здесь звуки не существуют ни для слушания, ни для произношения…Звуки книги сами по себе немы. Чтение же вслух есть нечто более сложное. При чтении вслух человек говорит не для того, чтобы выразить собственные мысли, а для того, чтобы вскрыть мысли другого в письменной речи. Читающему приходится воспринимать глазом слово за словом и переводить его в звуки. И в то же время придавать выразительность словам. Поэтому необходимо, чтобы ум и глаз проделывали быструю работу схватывания целой фразы в то время, как человек произносит слова медленно и монотонно» .

Что касается вопроса, какой срок нужен для того, чтобы научиться читать и писать, то опыт М. Монтессори и Монтессори – педагогов показал, что от момента, когда ребёнок начал писать, переход от этой низшей стадии – графического языка к высшей – чтению отнимает в среднем две недели. Однако уверенность в чтении достигается гораздо позднее, чем совершенство в письме. В большинстве случаев дети пишут отлично, но читают посредственно.

Глава II

Классификация материалов для обучения чтению

«Чтение – это интерпретация мысли с помощью графических знаков. …Фактически, письмо готовит ребенка к механической интерпретации соединения изображенных буквами звуков, образующих слово, которое ребенок видит написанным. Ребенок, следовательно, может читать звуки слова» .

М. Монтессори сказала: «Ребёнок, который не слышал, как слово приозносится»Таким образом, умеющий писать ребенок имеет хорошую основу для обучения чтению.

Приведу классификацию материалов для чтения. Эти материалы делятся на четыре группы. На материалах первой группы ребенок учится читать. Они, в свою очередь, делятся на три подгруппы: материалы для чтения отдельных слов, последовательности слов и чтения предложений.

Подгруппа материалов для чтения отдельных слов состоит из трех разделов: «Слово», «Предложение» и «Тест». Для улучшения ориентации воспитателя и ребенка материалы первой серии изготавливают из розовой бумаги, второй серии из зелёной, третья серия – из голубой, четвёртая – из белой (Приложение 1).

Каждый раздел состоит из подгрупп:

Раздел «Слово» - интуитивное чтение (контроль: фигурки и педагог); чтение из окружающей среды (контроль: предметы и педагог); Чтение с классификацией (контроль: контрольные карты).

Раздел «Предложение» - чтение заданий (контроль: выполнение заданий); Чтение «книг» (2 – 3 предложения).

Раздел «Тест» - списки слов.

Каждая серия содержит материалы из всех подгрупп, а также, возможно, некоторые дополнительные материалы.

Цвет канта материалов серии «Определения» зависит от того, к какой из трех групп можно условно отнести определенный термин; к группе «Растения», «Животные», «Человек». В первом случае это – зеленый, во втором – красный, в третьем – желтый, аналогично картам для расширения словарного запаса и классификации понятий в окружающем мире.

Материалы второй группы служат для того, чтобы ребенок на практике ощутил и воспринял функции всех частей речи, узнал, на какие вопросы они отвечают, и какие условные обозначения им соответствуют. Названия частей речи на этом этапе еще и вводятся. Третья группа материалов предназначена для исследования слов, четвертая – для анализа предложений.

Глава III

Обучение чтению

Применение Монтессори – материалов для обучения чтению в России невозможно без их адаптации. Это связано с особенностями русского языка.

Рассмотрим дидактические Монтессори – материалы розовой серии. Мы их предлагаем ребенку в следующей последовательности. Открывает серию материал «Первое чтение». Он представляет собой набор из пяти-семи уменьшенных предметов, названия, которых не содержит трудностей чтения, и небольшие листочки розовой бумаги. Вот пример такого набора: шар, слон, рыба, бусы, кукла, ручка. Воспитатель пишет на бумаге названия предметов, ребенок читает их и кладет рядом с соответствующими предметами. Поскольку он нередко указывает слово по первым двум-трем буквам, такое чтение называют иногда интуитивным.

Чтобы ребенок увидел, как из букв постепенно получаются слова, их сначала записывают в его присутствии. В дальнейшем мы готовим карточки со словами заранее, и дети упражняются с ними самостоятельно. Ребенок должен почувствовать радость от того, что он впервые читает, поэтому целесообразно включать в набор более семи предметов, чтобы не вызвать у него чрезмерного напряжения. Лучше составить несколько разных наборов и представить каждый из них по отдельности. Также дети могут заниматься с двумя-тремя наборами одновременно.

Если при «Первом чтении» количество предметов было ограничено, то «Чтение с предметами из окружающей среды» дает ребенку более широкие возможности выбора. Я пишу на листочках бумаги названия предметов, имеющихся в комнате, - стол, стул, пол, полка, ваза, карандаш; ребенок читает и кладет слово рядом с соответствующим предметом. При этом ребенок должен не только найти его среди разнообразной мебели, посуды, дидактических материалов и т.д., но и решить, какой из множества стульев и полок предпочесть. Для упражнений снова готовлю карточки с названиями различных предметов. Если привязать к карточкам ленты – их можно будет подвешивать, а это детям нравится.

«Классификация при чтении» завершает подгруппу материалов для чтения отдельных слов. Материал представляет собой двойной набор карт: рисунки, слова подписи к ним на отдельных карточках, а также контрольные карты, содержащие точно такие же рисунки вместе с подписями. Принцип подбора рисунков здесь тот же, что и в материале расширения словарного запаса и классификации понятий окружающего мира: изображения предметов или живых существ, объединенных одними обобщающими понятиями, и рисунок, на котором они собраны все вместе, иллюстрирующий это понятие. В качестве примера следующий набор карт: птицы, грач, павлин, синица, филин, страус, утка, аист.

Презентация материала состоит в следующем. На столе раскладывают карты – рисунки, карточки со словами лежат друг под другом отдельно. Ребенок читает слова и кладет их под соответствующими рисунками. Затем берут контрольные карты и проверяют правильность выполнения работы. Мне достаточно ознакомить ребенка только с одним набором карт, с другими наборами он сможет заниматься самостоятельно.

Для дополнительных упражнений можно изготовить книжечки с картинками и подписями к ним, состоящими из одного слова. Принцип классификации здесь также сохраняется. Такие книжечки нравятся детям. Дома они с гордостью рассказывают родителям: «Сегодня я читала книжку!».

Потренировавшись в чтении отдельных слов ребенок переходит к чтению последовательностей слов. С этой целью я презентую материал «Задания», я пишу на бумаге задания типа: дай карандаш, нарисуй дом, вытри стол, найди лист бумаги. Знаков препинания и заглавных букв он при этом не употребляет. Ребенок читает и выполняет задания. Подобные задания пишут также на картах, подготовленных заранее. С такими картами дети впоследствии могут работать самостоятельно.

Завершает розовую серию материал «Тетрадь для чтения». На этом материале ребенок учится читать предложения. В тетради имеются сюжетные картинки и подписи к ним, которые состоят их одного предложения и умещаются на одной строчке. Желательно, чтобы все подписи в совокупности составили связный рассказ, например такой. «Игрушки. У Иры кубики. Ира строит домик. У Алины клоун. Клоун носит жабо. У Лары кукла. Кукла спит. Ира, Алик и Лара рады игрушкам». В группе должно быть несколько разных тетрадей для чтения, чтобы интерес детей к этому занятию не пропал.

Если ребенок проработал материалы розовой серии, можно переходить к «чтению с трудностями», то есть к зелёной или голубой сериям. Таких серий несколько, и начинать можно практически с любой.

Вводный материал голубой серии аналогичен «первому чтению» розовой серии. Он представляет собой набор из четырех-пяти уменьшенных предметов, названия которых не содержат трудностей чтения, - например, ракушка, конус, лист, квадрат, тигр – и один предмет, содержащий трудность в названии, например, мел. В материал входят также два ящика с напечатанными на маленьких карточках буквами с одной стороны, прописная строчная, с другой – заглавная. В одном ящике буквы синие, во втором красные.

Презентация материала состоит из двух частей. Сначала мы пишем на листочках бумаги слова без трудностей, а ребенок, как и при «первом чтении», раскладывает их рядом с соответствующими предметами. Последним записывают слово с трудностью, причем трудность выделяют красным цветом: «мел». Мы произносим это слово правильно. Во второй части презентации мы с помощью двух ящиков разъясняем, как читают подобное сочетание букв. Слово с трудностью выкидывают из синих и красных букв, причем красные буквы используют для визуального выделения трудности чтения. Затем вместе с ребенком мы выкладываем еще несколько слов с той, же трудностью, например: лес, мех, персик, поле.

После занятий с уменьшенными предметами переходим, как и в случае с розовой серией к реальным предметам. Я записываю названия предметов, окружающих ребенка, выделяя красным цветом буквы, представляющие собой трудность чтения: мел, крем, веник. Ребенок читает их и кладет карточки рядом с соответствующими предметами.

Далее следует два материала, которым нет аналога в розовой серии: тетрадочки и карты с трудностями чтения. Тетрадочка содержит слова, трудность в которых выделена красным – по одному слову на странице. Для удобства работы с материалом на титульном листе тетрадочки имеется крупная красная буква. На карте также написаны слова с трудностями, но красным выделено трудное место только в первом слове, которое тоже проиллюстрировано картинкой. Презентация обоих материалов более чем проста: ребенок читает, а мы сличаем. Так осуществляется переход к чтению с трудностями, визуально не выделенными. Во всех остальных материалах текст пишут карандашом или ручкой одного цвета.

«Классификация при чтении» может содержать слова, как с трудностью, так и без нее. Одна и та же трудность может также встречаться в слове несколько раз, что усложняет ребенку работу по сравнению с предыдущими материалами. Вот пример набора карт для этой серии: фауна, зебра, бегемот, кенгуру, белка, беркут, канарейка, медуза. В е-, ё-, ю-, и я-сериях целесообразно сделать также наборы карт для чтения слов, содержащих эти буквы после гласной или в начале слова. В таких комбинациях они читаются, так как называются. Например: животные, енот, гиена, волк, лиса, кабан, ехидна.

Если ребенок научился читать предложения можно перейти к текстам. Для этого существуют серии материалов «Определения». Наряду с совершенствованием чтения эти материалы передают ребенку новую информацию естественно-научного содержания и способствуют созданию внутреннего порядка в его создании. Материалы в доступной для ребенка форме рассказывают о структуре предметов, о строении растений и животных. Каждому новому термину дается объяснение в виде небольшого текста, состоящего из двух-четырех предложений. Лучше, если тексты составлены на основе книг или атласов по ботанике, зоологии, анатомии, географии. Тексты сопровождаются иллюстрациями. Так, например, если речь идет о строении цветка, то на рисунках все время изображен цветок, но закрашена только та его часть, о которой идет речь в соответствующем тексте: цветок, пестик, тычинки, чашечка, лепестки. Таким образом, материал «определения», тесно соприкасается с разделом «Космическое воспитание».

Перед началом работы с серией «Определения» обращаются к реальному предмету, о структуре которого пойдет речь: цветку, дереву, животному и т.д. Предмет разделен, если это возможно, на части и рассматривают его по отдельности. Если же предмет нельзя расчленить или просто жаль разрушить, то его рассматривают целиком, обращая внимание ребенка на отдельные части. Так, сухие лепестки и тычинки тюльпана сами легко отпадают от стебля, а вот ломать дерево совеем не нужно. Животных, например жирафа, можно увидеть в зоопарке.

Серия «Определения» состоит из тетради с иллюстрациями, описанной выше, и конвертов А и Б. Тетрадь предназначена для расширения словарного запаса. Часть слов ребенку уже знакома, новые понятия вводятся на трехступенчатом уроке.

Конверт А содержит материал, совершенно аналогичный «Классификации при чтении»: карты с такими же рисунками, как и в тетради, карточки со словами – названиями предмета и его частей, контрольные карты к ним. Во время презентации ребенку предлагается прочесть слова и сопоставить их рисункам. Коррекция ошибок проводится с помощью контрольных карт.

В конверте Б находятся книжечка с определениями и материалы для упражнений 1,2 и 3. В книжечке с определениями мы видим все те же рисунки, что и в открывающей серию тетради, и текста к ним. Вводимый термин – название части предмета о которой идет речь – выделен красным цветом. Ребенок читает текст и рассматривает картинки.

Материал для упражнения 1 представляет собой карты с такими же текстами, как и в книжечке с определениями, но без иллюстраций. Термины по – прежнему выделены красным. Мы даем ребенку текст, предлагаем прочесть его и найти подходящий рисунок в книжечке с определениями. Как только рисунок найден, тексты на карте и в книжечке сравниваются. Так осуществляется контроль ошибок.

Материал для упражнения 2 отличается от материала для упражнения 1 только тем, что в текстах оставлено свободное место для пропущенных терминов, а сами они написаны на отдельных карточках. Ребенок читает текст и ищет пропущенное понятие. Проверить ошибки можно при помощи одного из двух предшествующих материалов.

Материал для упражнения 3 представляет собой карты из упражнения 1, разделенные на полосы, из которых ребенок должен снова составить связный текст. Основная моя задача здесь – показать ребенку систематическую работу с материалом.

Пример текста серии «Определения», «Жираф. Жираф – самое высокое животное в мире. Его рост почти 5 м. Туловище жирафа сильное. Передняя часть туловища шире задней. Вытянутая голова плывет высоко над поверхностью земли. Часто шея покачивается из стороны в сторону. Она украшена короткой гривой. Тонкие ноги жирафу нужно широко расставить, чтобы попить воды. Хвост с черной кисточкой – важное средство общения».

Заключение

В процессе моей работы над темой «Обучение детей чтению методом М. Монтессори» я изучила особенности этой методики и опробовала игры, разработанные московскими педагогами.

Каждый материал содержит в себе возможность контроля над ошибками, что позволяет ребенку самостоятельно работать с ним, без помощи педагога. Материал эстетичен. Он как бы «просит» ребенка «возьми меня». Он стоит на полке в единственном экземпляре и позволяет ребенку сделать свой внутренний выбор. Материал устроен таким образом, что малыш взяв его, готов продолжить работу, проявляя активность и инициативу и повторяя эту работу неоднократно.

Метод М. Монтессори используется мной в работе 2 год. Мои результаты следующие. В возрастной группе 4-5 лет 5 детей, слова и словосочетания из розовой и зелённой серии читают 3 ребенка, предложения 1. В возрастной группе 5-6 лет 3 детей, читают предложения 2 ребенка, читает краткие рассказы 1 человек. В возрастной подгруппе 6-7 лет 8 детей из них свободно читают рассказы 7 человек, различают слова, называющие предмет, действие предмета, признак предмета все. И все это сверх базовой программы. Метод М. Монтессори помогает многим детям развиваться быстрее, сообразно их естественным потребностям.

Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению, и как технические приемы, предложенные упражнения – только один из таких способов. Но в отличие от других методик, в методике М. Монтессори, чтение и письмо становятся естественным результатом развития ребенка.

Список литературы

  1. Монтессори, М. Дом ребёнка: метод научной педагогики [Текст]/ М. Монтессори. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 269 с.
  2. Монтессори, Мария. Мой метод. Начальное обучение [Текст] / М.Монтессори. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 190 с.
  3. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика [Текст] / М.Г. Сорокова. – М.: Академия, 2005. – 273 с.
  4. Хилтунен, Е. Практическая Монтессори – педагогика [Текст]/ Е. Хилтунен. – М.: ЮНИОН-паблик. Альта-принт, 2005. – 87 с.

Статьи из сборников, журналов и газет

5. Хилтунен, Е. Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка [Текст]/ Е. Хилтунен // Монтессори клуб. – 2009. - № 5. – С.63 – 67. Зелёная


татьяна пустоутова
Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению

Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению . Но в отличие от других методик , в методике М . Монтессори , чтение и письмо становятся естественным результатом развития ребенка. Как известно, М. Монтессори вопреки общественному взгляду утверждала, что письмом ребенок способен овладеть прежде , чем чтением . Но еще раньше мышление ребенка становится способным сопоставлять одни предметы с картинками, картинки с написанными словами, написанные слова с другими написанными словами и все это озвучивать. Создается впечатление, что ребенок считывает нечто, но ни с печатного текста, а с картинок. Поэтому мы говорим : малыш «читает» интуитивно.

Наблюдение за маленькими детьми помогли составить небольшую коллекцию дидактических материалов, развивающих мышление ребенка с помощью языка в доазбучный период. Именно их можно назвать материальными для развития «интуитивного чтения » , так как целью работы с ними является прежде всего развитие языковой интуиции.

Важной отличительной особенностью подхода Монтессори является то , что дети сначала учатся писать, а потом читать. Опыт Монтессори доказал , что оба процесса происходят не одновременно. Даже если это противоречит предрассудкам, накопившимся в нашем опыте, письмо все же предшествует чтению . Чем же обоснована эта точка зрения, и что нужно понимать под чтением ?

Монтессори не считала чтением механическое воспроизведение звуков, соответствующих написанным или напечатанным буквам, если их смысл оставался ребенку неясным. Проверка правильности составления из букв слова также не является чтением , так как слово было известно заранее. В действительности, ребенок читает только тогда, когда понимает зная. Иными словами, при чтении ребенок интерпретирует мысли других, в то время как при письме он выражает свои мысли. Еще одно отличие письма от чтения состоит в том , что при письме задействована также моторика. Дети 3-4 лет находятся в сенситивном периоде развития и совершенствования движений, и овладеть первоначальными моторными навыками, необходимыми при письме , не составляет для них в это время особого труда . Чтение же представляет собой достаточно сложный интеллектуальный процесс. Остается сказать, что письмо , является фактом, при котором преобладают психомоторные механизмы, в то время как при чтении налицо чистая работа разума. Итак, письмо проще чтения , поскольку не требует от ребенка слишком больших интеллектуальных затрат, поэтому оно у Монтессори и предшествует чтению .

Монтессори тщательно проанализировала процесс письма и чтения и выделила основные умения, которые при этом использует человек. Каждое их этих умений можно развивать отдельно – как непосредственно, или прямо, при помощи специально предназначенных для этого дидактических материалов, так и опосредованно, или косвенным образом, во время занятий с материалами, имеющими иную цель. Совокупность приобретенных таким образом навыков позволит ребенку самостоятельно начать писать и читать.

«Чтение – это интерпретация мысли с помощью графических знаков. …Фактически, письмо готовит ребенка к механической интерпретации соединения изображенных буквами звуков, образующих слово, которое ребенок видит написанным. Ребенок, следовательно может читать звуки слова. Таким образом, умеющий писать ребенок имеет хорошую основу для обучения чтению .

Приведем классификацию материалов для чтения . Эти материалы делятся на четыре группы. На материалах первой группы ребенок учится читать. Они, в свою очередь, делятся на три подгруппы : материалы для чтения отдельных слов , последовательности слов и чтения предложений .

Предлагаем вниманию родителей некоторые дидактические Монтессори – материалы , с которыми знакомим ребенка в следующей последовательности. Открывает серию материал «Первое чтение » . Он представляет собой набор из пяти-семи уменьшенных предметов , названия, которых не содержит трудностей чтения , и небольшие листочки розовой бумаги. Вот пример такого набора : шар, слон, рыба, бусы, кукла, ручка. Воспитатель пишет на бумаге названия предметов , ребенок читает их и кладет рядом с соответствующими предметами. Поскольку он нередко указывает слово по первым двум-трем буквам, такое чтение называют иногда интуитивным.

Чтобы ребенок увидел, как из букв постепенно получаются слова, их сначала записывают в его присутствии. В дальнейшем мы готовим карточки со словами заранее, и дети упражняются с ними самостоятельно. Ребенок должен почувствовать радость от того, что он впервые читает, поэтому целесообразно включать в набор более семи предметов , чтобы не вызвать у него чрезмерного напряжения. «Классификация при чтении » завершает подгруппу материалов для чтения отдельных слов . Материал представляет собой двойной набор карт : рисунки, слова подписи к ним на отдельных карточках, а также контрольные карты, содержащие точно такие же рисунки вместе с подписями.

Метод М . Монтессори используется нами 3-й год. Наши результаты следующие. Из 21 ребенка группы в возрасте 5,5 лет - закончили букварь и стали читать детские книги - 7 детей, получив за это медали за освоение азбуки и детские книги. В возрасте 6 лет - 6 детей, читают небольшие рассказы из 4 предложений – 3 детей, по 1 предложению - 5 детей. И все это сверх базовой программы. Метод М . Монтессори помогает многим детям развиваться быстрее, сообразно их естественным потребностям.

Публикации по теме:

Конспект занятия с применением методики Марии Монтессори в образовательной области «Социализация» Актуальность методики Марии Монтессори в образовательной области социализация. В группу пришло электронное.

Аналитический отчет по самообразованию «Развивающие игры с детьми с использованием методики М. Монтессори» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ» АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА.

Использование элементов методики Монтессори для создания предметно-пространственной среды Главный принцип методики Монтессори базируется на девизе: «Помоги мне это сделать самому!» и заключается в создании специальной развивающей.

Консультация для педагогов «Особенности обучения 6-летних первоклассников» Каждый ребенок уникален и неповторим, а получаемые им те или иные знания, овладение теми или иными навыками, несомненно, преломляются через.

Методики для исследования трудностей в общении у детей. В статье указаны цели методики и необходимый стимульный материал. Подборка методик для исследования детей, имеющих трудности в общении Методика «Лесенка» Авторы: Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн В. Г. Щур.

Направления (задачи) методики обучения детей развитию речи Основные задачи (направления) развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи,.