Черномор рисунок карандашом. Рисование по воображению. Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора

Богатырь. Защитник Земли Русской. Мастер-класс с пошаговыми фото.

Мастер-класс по рисованию. Богатырь. Защитник Земли Русской.

Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
Описание: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно - эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне могут справится с данной работой.
Поэтапное рисование-поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: выполнение композиции - Богатырь
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, умение анализировать форму изображаемых объектов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к его защитникам,
развить аккуратность в работе
Материалы:
гуашь
ватман формата А-3.,
нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

Последовательность выполнения:

Лист бумаги располагаем вертикально. Тонкой линией намечаем холмы. Больше карандаш нам не понадобится.


Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце), желто-белый, бледно голубой и насыщено голубой.


Размываем границы между "кольцами", делая переходы более плавными.



Холмы выполняем двумя цветами - светло зеленым и темно зеленым.


Размываем границы между цветами делая перехода более плавными.


Начинаем работу над главным персонажем.
Начнем с головы, так как именно от нее будет зависеть пропорции всей фигуры.
Голову выполняем светло розовым цветом.


Прорисовываем шлем.


Приступаем к проработке лица. Тонкой кистью рисуем нос и глаза.


Прорисовываем бороду и усы.


Черным цветом рисуем тени на бороде и шлеме богатыря.


Бело-желтым цветом рисуем свет на бороде и шлеме богатыря.


Темно-розовым цветом рисуем тени вокруг глаз и на щеках.


Рисуем кольчугу крепящуюся к шлему и прикрывающую уши и шею.


Прорисовываем верхнюю часть туловища.


Рисуем нижнюю часть и рукава кольчуги а так же пояс.


Намечаем тень и свет на кольчуге.


Размываем тени и свет по внутреннему контуру смягчая их границы.


Прорисовываем край рубахи и штаны.


Рисуем сапоги.


Прорисовываем щит и рукав рубахи.


Намечаем кулак и узор на щите.


Намечаем тени - на рукаве,штанах и сапогах, щите и под щитом, а так же складки на рубахе.


Размываем тени по внутреннему контуру смягчая их границы.


Намечаем свет - на рукаве,щите, штанах и сапогах.


Размываем свет по внутреннему контуру смягчая его границы.


Рисуем копье.


Намечаем флажок на копье.


Заполняем флажок цветом.


Рисуем тень и свет на копье и флажке.


Размываем свет и тени на копье и флажке, по внутреннему контуру смягчая их границы.


Прорисовываем пальцы на руке.


Прорисовываем металлические пластины на груди,выделяем ворот кольчуги, уточняем узор на щите.


Легкими волнистыми линиями создаем фактуру кольчуги.


Прорисовываем лес на дальнем плане.


Насыщенным белым цветом рисуем основные объемы церкви.


Прорисовываем купол.


Тонкой линиями делим "тело" церкви на части.


Прорисовываем окна и узорчатый пояс.


Рисуем тени и свет на куполах, дверях и стенах церкви.


Прорисовываем крышу и крест.


Легкими мазками придаем холмам фактурность, прорисовываем дорожку от церкви.


Рисуем траву на переднем плане.


Тонкой кистью намечаем колосья.


Прорисовываем колосья. краткое содержание других презентаций

«Рисование фигуры человека» - Форма лица, глаз, бровей, губ, носа, ушей и т.д. у всех людей разная. Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. Форма носа. Голова. Вертикальная линия - это ось симметрии. Глазницы, скулы, контур лица. Часть от линии глаз до подбородка делим на два. Заставляем нашу стандартную заготовку рыдать в три ручья. Черты лица у всех разные. Как рисовать лицо в профиль и пол-оборота.

«Художники-портретисты» - Портрет есть во всех видах изо искусства. Цели и задачи. Левицкий Д.Г.(1735-1822). Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский живописец. Григорий Кириллович. Крамской И.Н. Скульптурный портрет. Брюллов Карл Павлович. Что такое портрет. Портрет. Серов Валентин Александрович. Кипренский Орест Адамович. Репин Илья Ефимович. Тропинин Василий Андреевич. Русские художники-портретисты.

«Карикатура» - Сатирические образы. Народная (фольклорная) картинка. Приемы создания сатирических образов. Гротескный реализм в живописи. Разновидности. Иллюстрации Т.Мавриной. Юмористический рисунок. Немецкий стервятник. Чаепитие в Мытищах. Карикатура может быть юмористической или сатирической. Юмористический или сатирический портрет. Шарж на Игоря Ильинского. Художник-иллюстратор. Черт и Солоха. Юмористический или сатирический рисунок.

«Осенняя ветка» - Ветка липы. Осенняя ветка. Осень. Отпылало лето. Трафареты для листьев. Гербарий. Листья в поле пожелтели. Капустная синяя свежесть. Цветок. Лиловые флоксы. Лист. Последовательность рисования ветки. Ветви. Осенний лист. Ветка. Осенний романс. Осенние ветры. Листья.

«Виды изо» - Виды скульптур. Архитектура. Медиаурок по изобразительному искусству. Графика. Искусство- это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Виды декоративно-прикладного искусства. Виды изобразительного искусства. Круглая скульптура. К какому виду искусства принадлежит рельеф. Пространственно – временные виды искусств. Пластические виды искусств. Виды живописи. Живопись.

«Виды пейзажа» - Морской пейзаж. Корабельная роща. Картины Ивана Ивановича Шишкина. Пейзаж настроения. Научить различать виды пейзажа. Урок рисования. Многообразие природы. Характер пейзажа. Индустриальный пейзаж. Героический пейзаж. Дорога в лесу. Образ свободы. Анализ работ. Пейзаж. Небесный бой. Радуга. Исторический пейзаж. А. М. Васнецов. Сельский пейзаж. Проселок. Озеро. Водный партер в Версальском парке. Пейзаж с руинами.

Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора

Слово «марш» означает «ше­ствие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки ­очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка­ марша - это не только аккомпа­немент нашим шагам, но и порт­рет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения.

По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать.

Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.

Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора».

Но в произведениях Александра Сергеевича Пушкина два Черномора. Один - добрый, это дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане». А другой – злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила».

Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это злой вол­шебник Черномор. И если у головы самый «большой» голос, то у карлика должен быть самый «маленький». И действительно, голос у Черномора такой малень­кий, такой крошечный, что... его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…

В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

В опере про карлика рассказывает му­зыка­ - марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, кото­рые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и бо­рода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.

Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия - высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков - напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Марш Черномора из оперы Руслан и Людмила, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

1. Введение

С детства мы помним двух пушкинских Черноморов – «старого дядьку» тридцати трех богатырей, выходящих из моря в «Сказке о царе Салтане…», и коварного, страшного волшебника, похищающего красавиц в поэме «Руслан и Людмила». Персонажи эти противоположны, но имя у них одно. Почему? Цель нашей работы - узнать происхождение этих имён, откуда Пушкин позаимствовал образ злого волшебника Черномора.

2. Основная часть

Как я уже говорила, что Черноморов у Пушкина два. Один – милейший командир тридцати трёх «боевых пловцов», живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»).

Второй – злобный бородатый карлик, маг-чернокнижник, братоубийца и похититель чужих невест (поэма «Руслан и Людмила»).

Образ Черномора из поэмы«Руслан и Людмила»

О происхождении имени Черномор можно только догадываться. Первая поверхностная ассоциация связывает его с Чёрным морем. Но, если такая тёплая параллель и подходит дядьке из «Сказки о царе Салтане», то у его тёзки из «Руслана и Людмилы» стоит поискать какую-то иную этимологию. Я, например, увидела в этом имени словосочетание «чёрный мор», что означает крупную эпидемию. В поддержку этой версии, вспомним, например, что чуму в средние века именовали либо «чёрной смертью», либо «великим мором»

Исследователи считают, что образ злого волшебника Черномора А.С. Пушкина мог позаимвствовать из богатырской сказки Н.М.Карамзина "Илья Муромец":

Долго б спать мне непрерывным сном,

юный рыцарь! (говорит она)

если б ты не разбудил меня.

Сон мой был очарованием

злого, хитрого волшебника,

Черномора-ненавистника .

Вижу перстень на руке твоей,

перстень добрыя волшебницы,

Велеславы благодетельной:

он своею тайной силою,

прикоснувшись к моему лицу,

уничтожил заклинание

Черномора-ненавистника.

Но поскольку в восточнославянском фольклоре имя Черномор отсутствует, Карамзин мог дать имя своему герою,использовав сложение двух основ -черн- и -мор-.

Первая часть имени Черн- связана с тёмным,чёрным цветом и должна пониматься в связи представлениями о темноте в мифологии народов мира.

Темнота соотносится как с добром, так и со злом.

Значение второй основы Черномор - -мор-. В первую очередь приходят слова на память морить, мор , смерть, как я упоминала чуть раньше.

Морить
1. Уничтожать, травить.
2. Мучить, изнурять.
3. Доводить до состояния слабости, изнеможения.

Мор, (устар.)

Повальная болезнь со смертельным исходом, эпидемия.

Смерть

Прекращение жизнедеятельности организма.

Морана

Если углубиться в историю, то мы обнаружим,что у славян в древности существовала богиня смерти Морана или Морена . Имя Морана (Морена) действительно родственно Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.

Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».

Легенды рассказывают, как Морана со злыми приспешниками каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.

Морана или Морена - это богиня бесплодной болезной дряхлости и ее неизбежного конца, смерти. Слово «мор» означает поголовную или внезапную смерть людей. В этом слове осталась память о жестокой и неумолимой богине, которая не принимает никакие жертвы.

Радость ей приносят только увядшие цветы, сгнившие плоды, опавшие листья и угасшие человеческие жизни.

Время Морены связано с угасанием: опали все листья, беспросветные темные ночи, часто шумит унылый дождь и воет ветер. В дни Морены людям приходится надеяться только на себя. Люди стараются реже выходить из своих теплых домов.

Образ Черномора из «Сказки о царе Салтане»

Рассмотрим происхождение имени героя из «Сказки о царе Салтане».Может быть, этот Черномор, «старый дядька», предводитель морской стражи острова Буяна, связан с Черным морем? Прямых указаний в «Сказке о царе Салтане» на это нет, есть только косвенные, например то, что корабельщики возвращаются с запада на восток, торговали где-то в западных странах донскими жеребцами. Но этот образ связан со стихией воды, так как Черномор живёт в море:

Где-то вздуется бурливо

Окиян, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Вода – как доисторический первобытный океан во многих мифах о сотворении мира является источником всякой жизни, вышедшей из неё. Скорее всего, имя доброго дядьки произошло от Чёрного моря.

Кощей Бессмертный

А вот имя злого колдуна пока загадка. Начнем с того, что Черномору подходит характеристика, обычно даваемая Кощею: «злой колдун, похищающий женщин – жен и невест сказочных героев», отрицательный персонаж русских народных сказок и в русском фольклоре, царь, иногда всадник на волшебном говорящем коне. Изображется в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым. Причем появление обоих персонажей внезапно, так можно выделить определенные черты сходства между Черномором и Кощеем. Чисто внешне они не похожи. Разное у них и семейное положение: у Кощея есть дочь Василиса Премудрая (она же Царевна-Лягушка) и сестра по отцу Баба-Яга. У Черномора детей и сестёр нет, но был брат-великан, им же и обезглавленный. Но, собственно говоря, на этом различия и заканчиваются…

А общие их черты дают все основания предположить, что прототипом пушкинского Черномора явился именно Кощей. Если обратиться к старославянскому языку, то имя Черномор будет буквально переводиться как «имеющий уродливое тело», а не Чёрное море, как у безобидного дядьки!

Одним словом, Кащей куда ближе Черномору, чем море, хотя и схожих черт с написанием много. Оба злодея баснословно богаты. Оба увлекаются чародейством и магией. Оба имеют способность к левитации – перемещению по воздуху, что используют для похищения молоденьких девушек.

Теперь понятно, откуда могло взяться имя злодея. Над этим вопросом ломал голову не один исследователь, и версий тоже множество, но сегодня мы обговорили одну из самых близких версий загадки имени Черномор.

3. Заключение

Наверное, мы никогда не узнаем, как появились эти совершенно одинаковые герои по имени и совершенно разные по характеру. Для нас герои Пушкина навсегда останутся тайной.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что они неразделимы и не существовали бы друг без друга, так как темнота- неотъемлемая часть бездны, начала, породившего всё живое во Вселенной. Но во Вселенной все явления существуют только потому, что есть нечто противоположное им: день и ночь, верх и низ, жизнь и смерть, вода живая (источник жизни) и вода мёртвая (источник гибели, смерти), хороший- плохой, правый и левый, но так можно продолжать до бесконечности, ведь в мире всё противоположно и уравновешенно. Существование добра предполагает наличие зла. Темнота "рождает" и то и другое, отсюда- два Черномора, сказочные антиподы.