Чем отличается драма от мелодрамы? Чем отличаются драмы от мелодрам, и чем они схожи

Зародившаяся в далёком средневековье драма, как жанр, по сей день сохраняет свои основные признаки. В основе любого драматического сюжета читатель или зритель всегда обнаружит конфликт главного героя с персонажами, олицетворяющими либо устои общества, либо правила системы. ВРоссии в последнее время очень популярны отечественные мелодрамы, которые в обиходе называют русские мелодрамы (сайт). Однако зрители часто путают понятия «драма» и «мелодрама». Чем же они отличаются?

В относительно небольшом произведении (сценарии) почти нет описаний, повествований или слов автора «за кадром», основная часть принадлежит диалогам. Удачный нерастянутый сюжет удерживает внимание зрителя или читателя до конца произведения.

Повествуя о сложной судьбе главного героя, будь то человек из народа или известное историческое лицо, драма нередко заканчивается трагически, оставляя глубокие переживания у зрителя.

Но в искусстве как в жизни: тяжёлые события переплетаются с незатейливыми интригами, а злоключения персонажей могут выглядеть комично. Изначально мелодрама была музыкально-драматическим жанром.

В семнадцатом веке в Англии драму могли играть лишь несколько театров, имеющих специальную лицензию. Всем остальным достались комедии и музыкальные пьесы. Но желание делать постановки с серьёзным сюжетом привело к небольшой хитрости: драма получила музыкальное сопровождение. Приставка «мелос» с греческого переводится как «песня».

Уже в девятнадцатом веке мелодрама претерпела ряд изменений: ушли тонкие психологические моменты, музыки стало меньше (позже она исчезнет совсем). Мелодраму стали играть для менее взыскательной публики.

До нашего времени жанр практически не изменился. Это по-прежнему интересная жизненная история, немного похожая на сказку. В характерах её героев нет полутонов. До конца повествования подлец остаётся подлецом, а добрые и порядочные герои после всех злоключений обретают долгожданное счастье. Сюжет мелодрамы строится на борьбе противоположностей, «эксплуатирует эмоции», вызывая сильные ответные реакции у зрителя.

Если с драмой всё ясно, то понятие «мелодрама» в России и за рубежом воспринимается по-разному.

Мы легко можем поставить знак равенства между словосочетаниями «хороший фильм» и «удачная мелодрама». Умение делать фильмы и постановки в этом жанре для наших сценаристов и режиссёров не является чем-то зазорным.

Для западных деятелей театра и кино слово “мелодрама” чаще всего означает плохой фильм о любви, в котором ничего нет кроме эмоций. Но известны примеры, когда именитые режиссёры намеренно выбирают именно такую форму повествования для создания ярких произведений.

Драма и трагедия очень близки по своей сути. Мы не на шутку переживаем за героев таких произведений, ведь те оказываются в предельно сложной ситуации. Но каждый из двух жанров обладает и своими особенностями. Чем отличается драма от трагедии? Попытаемся это выяснить.

Общие сведения

Как драма, так и трагедия принадлежат разным направлениям искусства. Одно из них – литература. Следует отметить, что в этой области есть два понятия «драма». Так называется и род литературы, и один из относящихся к нему жанров. В драматический род входит и трагедия. Оба рассматриваемых жанра относятся также к театру. А драма является еще и любимой многими частью кинематографа.

Драматические и трагедийные творения затрагивают серьезные философские проблемы, а в основе их сюжетов всегда лежат конфликты и противоречия. Герои таких произведений или постановок испытывают страдания.

Сравнение

Исторически два жанра возникли не одновременно. Первой очень давно появилась трагедия. Она существовала еще в древнегреческом театре и была там, наряду с комедией, ведущим жанром. Драма получила свое развитие гораздо поздней. Со временем она вытеснила трагедию.

Чтобы выявить отличие драмы от трагедии, проанализируем каждый из жанров. Кто является их действующими лицами? В ранней трагедии это мифологические герои, в более поздней – исторические личности. Трагедийные персонажи ведут борьбу в крайне сложных, часто исключительных, обстоятельствах, проявляя при этом героические черты своего характера.

В драме действия нередко разворачиваются вокруг обычных людей. Главные герои в ней также переживают острые конфликты, и атмосфера произведения является напряженной. Но в отличие от возвышенной трагедии драма приближена к реальности. Она имеет, как правило, бытовую тематику.

Часто противоречия, составляющие содержание драмы, развиваются внутри семьи, на фоне любовных отношений или в духовном мире человека, находящегося в разладе с собой и обществом. При этом в таких произведениях нередко присутствует монолог, помогающий лучше понять переживания того или иного персонажа.

В чем разница между драмой и трагедией? Яркий отличительный признак – то, что драма, несмотря на всю серьезность своего сюжета, имеет не столь печальный финал. Трудная ситуация зачастую не является для героя непреодолимой. И во многом исход событий драмы зависит от самого человека. Даже если персонаж гибнет, это становится результатом его собственного выбора, и развязка могла бы быть другой.

Ситуации трагического произведения неразрешимы. Герой попадает в безвыходное положение по воле судьбы. Он пытается бороться в сложившихся условиях, но, несмотря на свои усилия, погибает. В трагедии над всем происходящим властвует неумолимый рок.


Жизнь любого человека достойна того, чтобы написать по ней книгу или снять фильм - даже в самой простой, даже скучноватой жизни нередко происходит такое, до чего не додуматься даже самому крутому фантасту или автору детективов. И ничего страшного в том, что к нам не приходят в гости инопланетяне и преступники не убивают каждого встреченного нами - даже без подобного экстрима наше существование не лишено неожиданных поворотов и парадоксального развития вроде бы стандартной ситуации.

Именно о таких событиях в жизни такого же, как мы, ординарного человека, оказывается, читать и смотреть фильмы интереснее всего! Ведь именно подобным нам героям мы сильнее всего сопереживаем, а представить себя в подобной ситуации нам проще простого. И проведенные параллели с нашей жизнью заставляет нас переосмысливать свои поступки и находить ответы на вопросы.

Мы не всегда склонны задумываться, к какому, собственно, жанру относится запавшая нам в душу книга или понравившийся фильм. Но именно такие произведения о судьбах обычных людей, как правило, относятся к жанру драмы. Драма раскрывает внутреннюю жизнь человека, то, как он конфликтует с близкими и обществом в целом, как выбирается из болота общего непонимания... И нужно заметить, что драма не обязательно рассказывает о любви - как и во всей литературе и кинематографе, жанры драмы поистине безграничны. Возможны драмы политические, военные, даже детективы иногда пишутся в жанре драмы. Но о каких аспектах жизни героя не повествует драма, в ее центре всегда конфликт человека с окружающим его миром. Любая драма имеет психологическую подоплеку, и читая или смотря драматическое произведение, любой начинает задумываться над собственной жизнью.

Но люди зачастую нуждаются и в более легких для восприятия и понимания произведениях - и, хотя поджанр мелодрамы выделился из драматических произведений значительно раньше, широкое распространение он получил только с развитием телевидения. Действительно, что может быть более мелодраматичным, чем нескончаемые сериалы "про любовь" с неизменно счастливым концом? Именно в этом и заключается основное отличие мелодрамы от драмы - основной сюжет ее всегда любовь, и все время сериала посвящено раскрытию чувств и переживаний героя, а насыщенность его эмоциями удивляет. Мелодрама не требует от зрителя долго вникать в сюжет - с первых минут он уже вовлечен в действие и заворожен сюжетом. В качестве примера не очень популярной, но весьма поучительной мелодрамы можно привести фильм «Миллионер», почитать о его сюжете и посмотреть сам фильм можно здесь iphoneipa.ru .

Пожалуй, именно в этом главное отличие этих близких, но таких разных жанров - счастливо оканчивающаяся мелодрама заставляет нас волноваться во время просмотра серии, но довольно быстро улетучивается из памяти, стоит нам переключиться на что-то другое. Драма же, напротив, откладывается в мозгу надолго, заставляя перебирать уже совершенные поступки и заглядывать вперед - как запланированные действия отразятся на вашей жизни. И не столь важно, что мелодрама всегда заканчивается счастливо - порой трагический финал драмы остается в нашей памяти на куда более долгий срок.

Читая книгу или смотря игру профессиональных актеров, мало кто задумывается над тем, к какому типу жанра относится то или иное произведение. Однако книге или кинофильму вы даете некоторую оценку, при этом не только выражаете собственное мнение в виде «понравилось-не понравилось». Как правило, вы рассуждаете об игре актеров, а также качестве текста, но для этого необходимо знать соответствующие законы жанра и уметь определять их.

Скорее всего, вы слышали такое выражение как «жизненная драма» или «красивая мелодрама». В чем же отличие драмы от мелодрамы? Драма – это, можно сказать, народный вариант трагедии, который описывает жизнь простых людей, с их стремлениями и переживаниями, на фоне реальности того мира, который наблюдает целевая аудитория за окном. И как в жизни, противостояние общества и личности оборачивается испорченными судьбами тех, кто бросил вызов системе.

Кроме того, поджанром драмы является мелодрама. Ее можно отнести к легким и массовым жанрам, где главная целевая аудитория - это прекрасная половина человечества. Интрига мелодрамы держит читателей в напряжении, побуждая сочувствовать и сопереживать положительным героям, которые находятся в противоборстве со злом, грозящим отнять их состояния, дома, честь и саму жизнь. Уставшие от бытовых проблем женщины со слезами на глазах наблюдают за похождениями героев, у которых жизнь полна эмоций и красивых вещей.

Если сравнить жанр драмы от мелодрамы, главными героями любой драмы являются обычные люди. Драматическая история – это рассказ о среднестатистическом человеке. Он не правит страной и не живет в средневековом замке.

А вот герои мелодрамы – это, как правило, великосветские особы, аристократы. Так, например, один злодей строит постоянные козни положительному герою либо героине. Обычный персонаж мелодрамы - это человек, лишенный наследства или ущемленный в правах.

В центре драмы – личная жизнь человека, его недопонимание со стороны иных людей, конфликт с обществом. Основное внимание уделяет автор общечеловеческим противоречиям, которые воплощаются в поступках и во всем поведении главного героя. Суть же мелодрамы – показать духовный мир персонажей, а также отразить все их переживания и эмоции. Кроме того, весь сюжет построен на противопоставлениях ненависти и любви, добра и зла, верности и предательства. К тому же, данные противоречия имеют сочные краски и разные оттенки с ярко выраженной эмоциональностью.

Мелодрама – это история счастливой или трагичной любви. А драма может быть разнообразной: военной, эротической, политической и т.д. Главное, что в основе сюжета лежит конфликт персонажа и окружающей его действительности. Финал драмы, как правило, трагичен. Мелодрама чаще всего наполнена иронией, сказкой, а финал самого произведения чаще всего счастливый. Впрочем, и среди мелодрам есть исключения.

В чем же еще отличие мелодрамы от драмы? Последняя имеет более глубокий подтекст с точки зрения психологии. Она оказывает свое воздействие на читателя или зрителя не сразу, понемногу заставляя задуматься над своим бытием, также осознать всю трагичность истории персонажа. А мелодрама с первых минут просмотра вызывает у зрителя настоящую «бурю» эмоций. При этом сюжет завораживает, поведение героев волнует, вызывает сопереживание.

Итак, можно сделать следующие выводы. Мелодрама - поджанр драмы. Драматическое произведение отражает конфликт индивида с обществом, а мелодрама – это любовная история. Итог драмы имеет трагичный конец. У мелодрамы – счастливый финал.

История термина "мелодрама", на самом деле, весьма любопытна. В 17-м веке, после реставрации монархии в Англии, король Карл II сильно ограничил в правах театры: теперь драмы могли играть только театры со специальной лицензией (в Лондоне их было два с половиной, потому что третий работал только летом). Всем остальным разрешались лишь комедии и музыкальные пьесы. Со временем эти остальные театры придумали хитрость, как обходить закон: давали драмы с музыкальным сопровождением и подпевкой, а называть такие спектакли стали "мелодрамами" (греческая приставка "мелос" означает "песня"). Чуть позже это наложилось на немецко-французскую романтическую моду совмещать драматические монологи с музыкальными композициями, и мелодрамами стали называть нечто среднее между оперой и драмой: все ужасно страдают и немножко об этом поют. Оперетты и водевили были лёгкими жанрами, а мелодрама претендовала на нечто большее: вроде и не комедия, но до высокого звания драмы не дотягивает. В 19-м веке жанр несколько деградировал. Игрался он в основном для невзыскательной публики, строился на штампах, на драматургических крайностях: конфликты и эмоции доводились до предела, всякие психологические тонкости выбрасывались за ненужностью, зато ценились пафос, внутрисемейные разборки, страдающие женщины и дети, драматическая музыка. В таком виде мелодрама перешла и в современное кино: поют в этом жанре всё реже, а остальные качества налицо.

Важный и интересный момент: в России и в западной культуре слово "мелодрама" понимают немного по-разному. В нашем понимании этот термин частично слился с понятием "фильм о любви" (по-английски это называется romance) - и, называя фильм мелодрамой, мы ничего плохого не имеем в виду. Сценарист, режиссёр или продюсер может совершенно спокойно и даже не без гордости сказать, что умеет делать мелодрамы. Но если при этом будет присутствовать, например, американский коллега, он сильно удивится. На Западе "melodrama" сейчас обозначает скорее плохой фильм о любви или плохую драму: где эмоциональная шкала вывернута до предела, где нет никакой психологии, а есть одна эксплуатация эмоций. Известны даже случаи, когда хорошие режиссёры мирового уровня нарочно выбирают именно такую форму рассказа, воспринимая её как творческий вызов самим себе: взять и рассказать такими дурновкусными средствами по-настоящему сильную историю (например, "Танцующая в темноте" Ларса фон Триера по форме - классическая мелодрама с песнями и плясками, но драма там внутри нешуточная; со стороны фон Триера это было сделано не без эпатажа). Так что будьте осторожны с этим термином при общении с иностранцами.