Человеческий зоопарк: аборигены в клетках. История о том, как европейцы в зоопарке людей выставляли Человечьи зоопарки

В Европе еще живы те, кого родители водили в зоопарки поглазеть на негров в клетках и покормить их с рук. Вместе с африканцами на потеху почтенной публике 80 лет назад содержали эскимосов и индейцев. В этих же вольерах жили страусы, зебры и обезьяны.

"Человеческие зоопарки" были нужны не только для забавы. Там работали ученые: ставили эксперименты, наблюдали. Подопытных хорошо кормили, разрешали петь и плясать. Цивилизованная и просвещенная Европа: африканцы старательно пляшут в вольерах, не совсем понимая реакцию окружающих, а почтенная публика покатывается со смеху...

Самые большие подобные парки были в Берлине, Базеле, Антверпене, Лондоне и Париже - всего в 15 городах Европы. В Лондоне за год вольеры с неграми посещало до 800 тысяч человек, в Париже - свыше миллиона.

Нашумевший инцидент: канцлер германской империи Отто фон Бисмарк в зоопарке Берлина произнес фразу, вошедшую в летопись расизма. Железный канцлер удивленно разглядывал сидящих в клетке африканца и гориллу, а потом спросил у смотрителя, кто из них человек?

Кстати, в Германии были популярны также вольеры с жителями островов Самоа. Выставляли в тех зверинцах и европейцев, в частности, саами.

Сколько румяных европейских бабушек и дедушек в детстве кормили африканцев с руки, как страусов и павлинов, неизвестно. Не ошибусь, если предположу: десятки тысяч. В Турине и Базеле негров из клеток выпустили только в 1935-1936 годах. Во Франции и Швейцарии средняя продолжительность жизни - 85 лет. Так что многие пенсионеры в Европе еще должны помнить забавы своего детства.

Как правило, негры долго не жили в условиях европейских зим. К примеру, известно, что в зоопарке Гамбурга с 1908-го по 1912 год в неволе их умерло 27 человек.

Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, почему закрылись такие зверинцы. Официальная версия: гуманизм. Но есть и другое объяснение: в 1920-30-е годы вольеры с людьми в Европе стали закрываться из-за экономической депрессии. У народа просто не хватало денег на билеты в зоопарки.

Последний раз африканцы на потеху европейской публики выступали в 1958 году. Уровень гуманизма к тому времени не позволял содержать людей в вольерах зоопарка. "Конголезскую деревню" организовали в рамках выставки ЭКСПО в Бельгии. Но вот вопрос - насколько вообще было уместно везти африканцев в Бельгию и устраивать этнографическое шоу? Ведь еще в первое десятилетие XX века бельгийские плантаторы в Конго охотно фотографировались с безрукими детишками. В назидание: маленьким африканцам отрубали руки за то, что их родители не смогли выполнить норму по сбору каучука.

А нормы были такие, что местным приходилось работать по 16 часов в сутки. Именно рабский труд на каучуковых плантациях сократил население Конго вдвое.

Бельгия потеряла контроль над Конго лишь в 1960 году, но при этом ее экономика оставалась на 100% в руках западных компаний.

Десант в школу

А вот в Америке не только 80-90-летние старики помнят время, когда понятия African-American ("афроамериканец") еще не было, а чернокожих американцев называли просто и понятно: "ниггерами". В южных штатах табличка в ресторане: "Собакам, индейцам, неграм и мексиканцам вход запрещен" - была нормой.

До 1940 года лишь 5% негров юга США имели право голоса.

Сам президент Рузвельт и его супруга пытались переломить ситуацию, требуя набирать чернокожих, например, на флот, не только в обслуживающий персонал.

Флот подчинился, выделив целый эсминец только для "цветных" - "Мэйсон" (USS Mason DE529). Но командовать кораблем, экипаж которого состоял из негров, было настолько непопулярно, что назначать на него офицеров стали в качестве наказания. Все офицеры, конечно, были белыми.

В Первую мировую войну единственный военный летчик-афроамериканец не смог поступить на службу в ВВС США и поэтому служил во французской авиации.

Во Вторую мировую американцы создали отдельную часть для цветных: 332-ю авиагруппу. Воевали пилоты-афроамериканцы превосходно. C 1942 по 1945 год сбили 260 вражеских самолетов, уничтожили 950 единиц наземной техники, утопили один эсминец. В воздушных боях 66 летчиков погибли. Группа участвовала во вторжении на Сицилию, в конце войны обросла легендами, особенно после того, как ее привлекли к сопровождению "летающих крепостей". Считается, что эти пилоты никогда не бросали в бою прикрываемые бомбардировщики, защищая их экипажи даже ценой своей жизни.

Но ни их подвиги, ни даже авторитета самого президента не хватило, чтобы изменить сознание населения. Генеральное управление ВМС США представило Рузвельту доклад, в котором прямым текстом говорилось, что белый человек никогда не допустит того, чтобы им командовал цветной.

"Белые - представители высшей расы, поэтому никогда не будут относиться к цветным как к равным". Отгадайте, откуда эта цитата? Из "Майн кампф" Адольфа Гитлера? Нет, все из того же доклада американских адмиралов.

В США есть легендарная дивизия - 101-я воздушно-десантная. Прославлена, как у нас тульская или, скажем, псковская. Среди ее славных дел есть и особая операция. Дивизию бросили на... охрану черных учеников в школу для белых. Было это в 1957 году.

Формально сегрегацию в США поставили вне закона в 1964 году. Но до 1967 года на юге были запрещены межрасовые браки. И совсем не старые еще американцы помнят парки, где скамейки были разделены: для белых и для цветных.

Последняя гастроль

А вот зверинец с чернокожими по европейскому типу в США был бы обречен на финансовую катастрофу. Зачем за деньги смотреть на людей, которые тебя окружают бесплатно?

Поэтому в американских зоопарках показывали... пигмеев.

Самый известный из которых - Ота Бенга. В клетке Зоологического сада Бронкса (Нью-Йорк) он сидел вместе с орангутангом и попугаем. На решетке висела табличка: имя, рост, вес, график показа.

Бенгу привезли из Конго. В Нью-Йорке он пользовался большой популярностью. Настолько, что чернокожие пасторы умоляли относиться к пигмею как к человеку. Или хотя бы не выставлять его напоказ вместе с обезьянами.

Большинство посетителей зоосада находили забавным сравнения пигмея с человеком.

Руководство зоопарка заявляло "о чести иметь такую редкую переходную форму". Их мнение разделяла и пресса. "Нью-Йорк таймс" писала: "Пигмеи ближе к человекообразным обезьянам, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров - в любом случае они представляют интерес для этнологии".

Точку в дискуссии поставил сам пигмей. Толпы зевак ему так надоели, что он смастерил лук и начал обстреливать посетителей. После этого шоу пришлось закрыть.

Пигмея в конце концов отпустили на волю. Бенга уже знал, что в Африке его деревня разрушена, возвращаться ему некуда. Он выкрал револьвер и покончил жизнь самоубийством.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Создание послевоенного поколения советских реактивных аппаратов P-1 и Р-2, которые испытывались на полигоне Капустин Яр, было настоящим прорывом в отечественном ракетостроении. Но уже после первых запусков конструкторам стало ясно, что эта площадка оказалась слишком мала.

На старых немецких кинолентах времён Второй мировой войны очаровательные фрейлейн и фрау поют и танцуют. Иногда нянчат белокурых младенцев. Женщины трогательны и нежны. Сказочный мир, в котором они порхают, выжимает у зрителей слезы умиления.

С незапамятных врёмён охота и рыболовство были основными источниками пропитании у народов, живущих в суровых условиях Сибири. Эвенки и буряты, хакасы и алтайцы, тунгусы и ульчи даже в наши дни относятся к этим занятиям, как к священному действу, окружённому множеством магических ритуалов и примет.

Народ вправе гордиться своими победами. Говорить о триумфах всегда легко и приятно. Они наполняют сердца ликованием. Надеждой на светлое, сытое, свободное будущее. Они заставляют верить, что насколько бы ни была страшна цена, ради всеобщего блага заплатить её стоило. Что вся та боль, кровь и слёзы, что выпали на долю народа, были не напрасны. Вот только «у победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота».

В начале 1960-x годов, во время одной из своих поездок в Сирию, итальянский археолог Паоло Маттиэ обнаружил в запаснике музея города Алеппо базальтовую чашу, украшенную головами рычащих львов и фризом с изображением царя и воинов.

После смерти миллионера Пульмана его семья, опасаясь, что тело осквернят уволенные им работники, велела вырыть могилу глубже обычной, дно и стены её укрепить бетоном, труп захоронить в стальном гробу, а сверху закатать всё асфальтом.

Каждому актёру не везёт по-своему: одни обречены на эпизоды, другие - на сериалы, третьи - на боевики. А Домогарову из-за его внешности долгое время доставались роли героев-любовников, прежде чем режиссёры увидели в нём глубокого драматического актёра.

Чем больше изучаешь историю европейских государств, тем больше поражаешься. Как удалось за сравнительно небольшое время внушить всему миру, что они всегда были демократическими и якобы пеклись о людях, правах и свободах.

Знаете ли вы, что Бельгия, где находится центр «современной европейской демократии» в виде ЕС и НАТО, была последней страной Европы, где людей выставляли в зоопарках в качестве живых экспонатов?

Забытая история «человеческих зоопарков»

(Перевод с немецкого Константина Шашкова)

Знали ли вы, что можно было увидеть в европейских зоопарках, наряду с обезьянами, львами и другими дикими животными из Африки, Азии и Америки, до 1958 года? Забытая история так называемых «человеческих зоопарков».

В различных европейских городах, таких как Париж, Гамбург, Антверпен, Барселона, Лондон, Милан и Варшава, в конце XIX века в зоопарках были созданы загоны для людей. Карл Хагенбек послал своих сотрудников в 1876 году в Восточную Азию и в Судан для того, чтобы привезти в Германию и выставить в зоопарке «диких зверей и нубийцев». Это понравилось очень многим посетителям зоопарков в Париже, Лондоне и Берлине. Парижскую Всемирную выставку 1889 года посетило 28 миллионов человек. Там, среди прочего, можно было посмотреть, в качестве большого аттракциона, 400 коренных жителей (из указанных регионов). После Всемирной выставки в 1900 году последовали колониальные выставки в Марселе (1906 и 1922 годы) и в Париже (1907 и 1931 годы), где в клетках выставлялись голые или полуголые люди. Всего за шесть месяцев выставку в Париже посетило 34 млн человек.


В Германии, в 1928 году, состоялась так называемая «Völkerschau» («Выставка народов»), колониальная выставка, где можно было посмотреть людей из разных частей земного шара. В 1931 году в Мюнхене, в рамках Oktoberfest (осенний праздник пива в Мюнхене), была проведена выставка «Чернокожие люди южной части Тихого океана». После Второй мировой войны, «Человеческие зоопарки» или «этнологические выставки» стали постепенно отменяться. Канцлер Германии, Адольф Гитлер, был в этом плане европейским «передовиком» - он запретил общественный показ цветных людей ещё в 1940 году.
На Брюссельской Всемирной выставке в 1958 году была воссоздана конголезская деревня вместе с жителями, которая якобы стала последней выставкой подобного рода. И в США в зоопарках имелись секторы, где можно было посмотреть на различные племена индейцев. Например, в Цинциннати, в зоопарке, была воссоздана деревня со 100 индейцами племени Сиу. Так же, как и в Европе, в Америке подобные выставки посещали миллионы человек.


История Ота Бенга в зоопарке Бронкса: Известным примером подобного показа в США является африканец Ота Бенга. В 1885 году конголезская деревня, где родился Бенга, была атакована бельгийскими войсками. Страна, известная как Бельгийское Конго, находилась под жестоким правлением бельгийского короля Леопольда II. В период между 1880 и 1920 годами население Конго сократилось наполовину, с 20 до 10 млн человек. Большинство погибли из-за необычайной жестокости оккупантов. Так бельгийский король повелел отрубать руки или кисти рук тем, кто не сумел достичь своей ежедневной нормы добычи таких продуктов, как резина или слоновая кость. И хотя Benga пережил этот геноцид, но 23-летний мужчина был похищен и продан в 1906 году в Южной Каролине за «фунт соли и кусок ткани» христианскому миссионеру и антропологу Самуэлю Филипсу Вернеру.


Бенга был доставлен в Нью-Йорк и выставлен на всеобщее обозрение в Американском музее естественной истории в качестве «пигмея». В действительности он являлся членом народности батва. Бенга неоднократно нападал на своих надсмотрщиков. Они описывали его как «неконтролируемого», поэтому он был переведён в обезьянник зоопарка Бронкса. Там он сидел в клетке вместе с шимпанзе, морской свинкой, попугаем и орангутангом. Ежедневно до 40 000 посетителей зоопарка и до 500 человек одновременно созерцали африканца в его обезьяньей клетке.

Посетители кричали на него, пинали его через решётку, подставляли ему ногу или кидали в него горящие сигарные окурки. Газета The New York Times в своё время сообщала, что Бенга чувствует себя в своей клетке лучше, чем в любом месте его родной страны. Абсурдно было бы стонать о его «страданиях». В связи с усилившимся давлением чёрного населения США, а также некоторых влиятельных белых, Бенга был выпущен через 20 дней пребывания в зоопарке и был доставлен в город Линчберг в штате Вирджиния. Там он получил работу в государственных учреждениях — в больницах и школах. С момента депортации из Конго Бенгa страдал от тяжёлой депрессии и ностальгии. «Невыносимое унижение», так он описывал свои чувства, побудило его уйти «домой». 20 марта 1916 года он выстрелил себе в сердце из пистолета.

P.S. Запомните, пожалуйста, эти факты. И когда вам в очередной раз либералы или наши «партнёры» начнут вещать про «отсутствие демократии» или про «Россию - тюрьму народов», расскажите им, как европейцы и американцы выставляли людей в зоопарках. В XX веке.

Зоопарки у многих людей вызывают смешанные чувства. С одной стороны, можно близко увидеть своих любимых животных, а с другой стороны, они живут в неволе, и это плохо. Однако, в целом, зоопарк – это приятное место. Место, где живут животные.

Но разве, зоопарк с животными не единственный вид зоопарков? К сожалению, вплоть до недавнего времени были очень распространены человеческие зоопарки. Люди держались в неволе, их выставляли публике на забаву, а другие люди платили, чтобы их увидеть.

Ниже вы увидите фото доказательства существования этих ужасных мест.

1. Эти аборигены племени Сельк’нам были выставлены в человеческом зоопарке во время "турне" по Европе.

Карлу Хагенбеку (Carl Hagenbeck) часто приписывают создание зоопарков для животных в таком виде, в каком мы их знаем сегодня. Он создал более естественные, приближённые к собственной среде обитания вольеры для животных.

Однако, менее известный факт о нём говорит о том, что он также был первым человеком, который начал "показывать" себе подобных и создал человеческий зоопарк.

В 1889 году с разрешения правительства Чили он увёз с собой 11 человек племени Сельк’нам, посадил их в клетки и возил показывать по всей Европе. Позднее люди с других, родственных племён, подверглись той же участи.

2. Эта африканская девочка была выставлена в человеческом зоопарке в Брюсселе, Бельгия, в 1958 году.

Эта фотография стала символом ужасного феномена человеческих зоопарков: маленькая африканская девочка в платье "белых" людей. Её кормит рука женщины из толпы посетителей. Между ними забор.

К счастью, "выставка" просуществовала недолго, потому как вскоре интерес к ней пропал из-за появления кино. Люди теперь могли удовлетворить своё любопытство о чужих странах с помощью фильмов.

Более того, к моменту начала проведения выставки в Брюсселе понятие "человеческий зоопарк" мировым сообществом считалось отвратительным, и в большинстве стран это было запрещено.

Но к сожалению, перемены жителей этого зоопарка коснулись не так быстро. Большинство из 297 людей умерли и были захоронены в массовой, никак не отмеченной могиле.

3. Ота Бенга, конголезский пигмей, был показан в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке в 1906 году. Его заставляли во время "показов" носить на руках орангутанов и других обезьян.

"Возраст 23 года, рост 4 фута 11 дюймов, вес 103 фунта. Привезён Сэмюлем Вернером из региона реки Касаи, Свободное государство Конго, Южно-Центральная Африка. Выставляется каждый день весь сентябрь".

Такой была надпись возле "домика" Ота, где он развлекал зрителей стрельбой по мишеням луком и стрелами и корча забавные гримасы. Он был уверен, что едет работать в зоопарк заботиться о слоне.

Он также проделывал различные трюки с орангутангами и другими обезьянами, чтобы развлечь как можно больше людей, которых приходило очень много к этому интересному экземпляру в зоопарке.

Однако, этот случай вызвал критику со стороны нескольких государств, что привело к отзыву "экспоната".

Его зубы были заострены книзу, согласно традиции его племени, а пол его жилища – клетки был усеян костями. Организаторы сделали это для того, чтобы он выглядел устрашающе.

Он играл роль дикаря и некоторое время даже содержался в клетке с обезьянами, это было поддержано антропологом Мэдисоном Грантом (Madison Grant), позднее секретарём нью-йоркского зоологического сообщества и будущим выдающимся евангелистом.

Газета Нью-Йорк Таймс объявила о выставке таким заголовком: "Бушмен делит клетку с обезьянами из Бронкса".

В самой статье Ота называли бушменом (это собирательное название для нескольких коренных африканских народов охотников-собирателей). Учёные в те времена очень низко оценивали бушменов с точки зрения значимости.

Публика повалила толпами. Часто до 500 человек за один раз, а в разгар выставки люди приходили тысячами.

Однако, вопрос вызывал всё большее беспокойство. Ряд видных пасторов откровенно говорили о том, что это чудовищное неуважение. Преподобный Джеймс Гордон (James H. Gordon), директор сиротского приюта в Бруклине, был одним из самых ярых противников выставки.

Бенга в конце концов был отпущен. Выйдя из зоопарка, мужчина вернулся в Африку, но больше не ощущая принадлежность к тому миру, вскоре вернулся в США. Однако, и тут он не смог обрести душевный комфорт, что привело его к самоубийству в 1916 году выстрелом в сердце.

4. Человеческий зоопарк в Париже Jardin d"Agronomie Tropicale

В своём грандиозном, но морально искривлённом стремлении проявить власть, французы, в том числе и с целью показать свою колониальную мощь, соорудили шесть деревень, представлявших французские колонии в то время (Мадагаскар, Индокитай, Судан, Конго, Тунис и Марокко). Выставка продолжалась с мая по октябрь 1907 года.

За полгода выставки на колониальную мощь французов собралось посмотреть более одного миллиона человек. Деревни были созданы в соответствии с колониальной жизнью в действительности, от архитектуры до сельскохозяйственных методов.

На изображении выше конголезская "фабрика", построенная в Марселе, чтобы показать колониальную жизнь. В связи с этим из Конго было привезено несколько человек для "работы" на этой фабрике.

Что тогда привлекало несметное количество людей, теперь заброшено и игнорируемо, это историческое пятно, о котором Франция слишком поспешно забыла. С 2006 года, несмотря на то, что территория и павильоны человеческого зоопарка стали доступны широкой общественности, на самом деле мало, кто их посещал.

5. Сара Баартман, девушка, в которой воплотилась вся бесчеловечность такого явления, как человеческие зоопарки.

В 1810 году 20-летняя Сара Баартман была "взята на работу" торговцем экзотическими животными. С обещаниями богатства и славы, Сара вместе с ним отправилась в Лондон. Там началось то, что было очень далеко от обещанного.

У Сары от природы были крупные, выступающие ягодицы и необычная форма половых органов, поэтому она стала предметом многочисленных рассуждений и отличным выставочным экспонатом.

Её одевали в обтягивающую одежду, и выставляли как "новинку", как "нечто экзотическое". Она умерла в нищете, а её скелет, мозг и половые органы выставлялись в Музее Человечества в Париже вплоть до 1974 года. В 2002 году по просьбе президента Нельсона Манделы её останки были репатриированы.

6. "Деревня негров" в Германии. Мать и ребёнок.

На всемирной ярмарке в Париже в 1878 и 1889 годов была представлена "деревня негров". Её посетили около 28 миллионов человек, а во время всемирной выставки в 1889 году главной "достопримечательностью" были представители 400 коренных племён.

Идея подобной деревни лучше всего прижилась в Германии, где теории социального дарвинизма широко распространились и принимались многими людьми. Выставку даже посещал Отто фон Бисмарк.

7. Несколько представителей коренных народов, а также африканских и азиатских рас очень часто держались в клетках и демонстрировались в импровизированной естественной среде обитания.

8. Парижская всемирная ярмарка, 1931 год.

Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за полгода её посетило 34 миллиона человек.

Меньшая по размахам встречная выставка "Правда о колониях", организованная Компартией, привлекла куда меньше народу.

9. Людей, посещающих зоопарки на всемирных выставках, развлекали группы пигмеев, которым было приказано танцевать.

10. В 1881 году пять индейцев племени Кавескар (Огненная Земля, Чили) были похищены и транспортированы в Европу, чтобы стать экспонатами в человеческом зоопарке. Все они умерли год спустя.

11. Здесь люди коренных племён принимают участие в стрельбе из лука на выставке “Savage Olympics”, организованной в 1904 году.

В организованной белыми американцами Олимпиаде Дикарей приняли участие коренные жители различных племён из разных уголков мира, таких как Африка, Южная Америка, Ближний Восток и Япония.

12. Одной из первых выставок человека на всеобщее обозрение была выставка Б.П.Барнума.

Он сделал экспонат из Джойс Хет (Joice Heth) (1756 – 1836). Она была рабыней афроамериканкой. В 1835 году, к концу своей жизни, женщина была слепой и почти полностью парализованной (она могла говорить и двигать правой рукой).

Тогда-то её и купил Барнум. Он начал свою "карьеру" выставив на показ умирающую женщину и заявил, что она 160-летняя медсестра Джорджа Вашингтона. Через год она умерла в возрасте 80 лет.

Даже сегодня существуют отголоски человеческих зоопарков. Племя затворников Харава живёт на Андаманском острове в Индии. Видео, появившееся в 2012 году, показало одну из поездок сафари на этом острове в красивом Бенгальском заливе, который не так давно стал популярным туристическим маршрутом.

Но во время сафари людям показывали не только животных, туристам изначально обещали предоставить возможность понаблюдать за жизнью членов племени Харава в естественной среде обитания.

Однако, на самом деле, судя по всему, всё не так однозначно, потому что на том видео островитяне специально танцевали для туристов.

Эти коренные народы только начали контактировать с материками, и их готовность взаимодействовать с внешним миром очень быстро была подхвачена и привела к тому, что некоторые группы сегодня ничем не лучше, чем человеческие зоопарки в прошлом.

У входа в "заповедник" был знак, запрещающий взаимодействие и подкармливание жителей племён, но туристы, сотнями ежедневно его посещающие, всегда приходили с фруктами и орехами.

В "заповеднике" есть полицейские, которые должны защищать людей племен от контактов, однако, в одном видео было чётко видно, как "защитник" инструктирует голых женщин племени как танцевать, так как им была брошена еда. К сожалению, бросание еды в ожидании контакта, в действительности, рутинное занятие, а не исключение из правил.

Правительство потребовало прекратить всё это действо, и в 2013 году Верховный суд Индии полностью запретил такие сафари. Однако, некоторые группы активистов заявляют, что услугу туристам продолжают тайно оказывать.

В 2014 году в Осло в рамках празднования 200-летия конституции страны, двое художников решили устроить воссоздание Конго-деревни, известной выставки в Норвегии 1914 года, проведённой за столетие до этого.

Тогда, сто лет назад, на выставке 80 сенегальцев были представлены в аутентичной среде.

Сто лет спустя Мохамед Али Фадлаби (Mohamed Ali Fadlabi) и Ларс Кузнер (Lars Cuzner) воссоздали выставку. Они назвали её European Attraction Limited и попытались исследовать то, что они считали колониальной и расовой амнезией Норвегии, а также завязать разговор о наследии колониализма.

Для отдыха в этот постмодернистский зоопарк были приглашены люди всех национальностей со всего мира.

Однако, реакция была не такой, как ожидали художники. Многие критики говорили, что экспозиция просто подтвердила и переписала расистские и колониальные верования в мире. Они отрицали наличие какой-либо художественной ценности в повторении такого дегуманизирующего зрелища, особенно в ещё не полностью излечившимся от расизма мире.

Зоопарки у многих людей вызывают смешанные чувства. С одной стороны, можно близко увидеть своих любимых животных, а с другой стороны, они живут в неволе, и это плохо. Однако, в целом, зоопарк – это приятное место. Место, где живут животные. Но разве, зоопарк с животными не единственный вид зоопарков? К сожалению, вплоть до недавнего времени были очень распространены человеческие зоопарки. Люди держались в неволе, их выставляли публике на забаву, а другие люди платили, чтобы их увидеть. Ниже вы увидите фото доказательства существования этих ужасных мест.
1. Эти аборигены племени Сельк’нам были выставлены в человеческом зоопарке во время "турне" по Европе.

Карлу Хагенбеку (Carl Hagenbeck) часто приписывают создание зоопарков для животных в таком виде, в каком мы их знаем сегодня. Он создал более естественные, приближённые к собственной среде обитания вольеры для животных.

Однако, менее известный факт о нём говорит о том, что он также был первым человеком, который начал "показывать" себе подобных и создал человеческий зоопарк.


В 1889 году с разрешения правительства Чили он увёз с собой 11 человек племени Сельк’нам, посадил их в клетки и возил показывать по всей Европе. Позднее люди с других, родственных племён, подверглись той же участи.

Брюссель: человеческие зоопарки
2. Эта африканская девочка была выставлена в человеческом зоопарке в Брюсселе, Бельгия, в 1958 году.


Эта фотография стала символом ужасного феномена человеческих зоопарков: маленькая африканская девочка в платье "белых" людей. Её кормит рука женщины из толпы посетителей. Между ними забор.

К счастью, "выставка" просуществовала недолго, потому как вскоре интерес к ней пропал из-за появления кино. Люди теперь могли удовлетворить своё любопытство о чужих странах с помощью фильмов.

Более того, к моменту начала проведения выставки в Брюсселе понятие "человеческий зоопарк" мировым сообществом считалось отвратительным, и в большинстве стран это было запрещено.

Но к сожалению, перемены жителей этого зоопарка коснулись не так быстро. Большинство из 297 людей умерли и были захоронены в массовой, никак не отмеченной могиле.

Человеческие зоопарки
3. Ота Бенга, конголезский пигмей, был показан в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке в 1906 году. Его заставляли во время "показов" носить на руках орангутанов и других обезьян.


"Возраст 23 года, рост 4 фута 11 дюймов, вес 103 фунта. Привезён Сэмюлем Вернером из региона реки Касаи, Свободное государство Конго, Южно-Центральная Африка. Выставляется каждый день весь сентябрь".

Такой была надпись возле "домика" Ота, где он развлекал зрителей стрельбой по мишеням луком и стрелами и корча забавные гримасы. Он был уверен, что едет работать в зоопарк заботиться о слоне.

Он также проделывал различные трюки с орангутангами и другими обезьянами, чтобы развлечь как можно больше людей, которых приходило очень много к этому интересному экземпляру в зоопарке.

Однако, этот случай вызвал критику со стороны нескольких государств, что привело к отзыву "экспоната".

Его зубы были заострены книзу, согласно традиции его племени, а пол его жилища – клетки был усеян костями. Организаторы сделали это для того, чтобы он выглядел устрашающе.

Он играл роль дикаря и некоторое время даже содержался в клетке с обезьянами, это было поддержано антропологом Мэдисоном Грантом (Madison Grant), позднее секретарём нью-йоркского зоологического сообщества и будущим выдающимся евангелистом.

Газета Нью-Йорк Таймс объявила о выставке таким заголовком: "Бушмен делит клетку с обезьянами из Бронкса".

В самой статье Ота называли бушменом (это собирательное название для нескольких коренных африканских народов охотников-собирателей). Учёные в те времена очень низко оценивали бушменов с точки зрения значимости.

Публика повалила толпами. Часто до 500 человек за один раз, а в разгар выставки люди приходили тысячами.

Однако, вопрос вызывал всё большее беспокойство. Ряд видных пасторов откровенно говорили о том, что это чудовищное неуважение. Преподобный Джеймс Гордон (James H. Gordon), директор сиротского приюта в Бруклине, был одним из самых ярых противников выставки.

Бенга в конце концов был отпущен. Выйдя из зоопарка, мужчина вернулся в Африку, но больше не ощущая принадлежность к тому миру, вскоре вернулся в США. Однако, и тут он не смог обрести душевный комфорт, что привело его к самоубийству в 1916 году выстрелом в сердце.

Человеческие зоопарки: фото
4. Человеческий зоопарк в Париже Jardin d"Agronomie Tropicale


В своём грандиозном, но морально искривлённом стремлении проявить власть, французы, в том числе и с целью показать свою колониальную мощь, соорудили шесть деревень, представлявших французские колонии в то время (Мадагаскар, Индокитай, Судан, Конго, Тунис и Марокко). Выставка продолжалась с мая по октябрь 1907 года.

За полгода выставки на колониальную мощь французов собралось посмотреть более одного миллиона человек. Деревни были созданы в соответствии с колониальной жизнью в действительности, от архитектуры до сельскохозяйственных методов.


На изображении выше конголезская "фабрика", построенная в Марселе, чтобы показать колониальную жизнь. В связи с этим из Конго было привезено несколько человек для "работы" на этой фабрике.


Что тогда привлекало несметное количество людей, теперь заброшено и игнорируемо, это историческое пятно, о котором Франция слишком поспешно забыла. С 2006 года, несмотря на то, что территория и павильоны человеческого зоопарка стали доступны широкой общественности, на самом деле мало, кто их посещал.


Зоопарки людей
5. Сара Баартман, девушка, в которой воплотилась вся бесчеловечность такого явления, как человеческие зоопарки.


В 1810 году 20-летняя Сара Баартман была "взята на работу" торговцем экзотическими животными. С обещаниями богатства и славы, Сара вместе с ним отправилась в Лондон. Там началось то, что было очень далеко от обещанного.

У Сары от природы были крупные, выступающие ягодицы и необычная форма половых органов, поэтому она стала предметом многочисленных рассуждений и отличным выставочным экспонатом.

Её одевали в обтягивающую одежду, и выставляли как "новинку", как "нечто экзотическое". Она умерла в нищете, а её скелет, мозг и половые органы выставлялись в Музее Человечества в Париже вплоть до 1974 года. В 2002 году по просьбе президента Нельсона Манделы её останки были репатриированы.

Человеческие зоопарки в Европе
6. "Деревня негров" в Германии. Мать и ребёнок.


На всемирной ярмарке в Париже в 1878 и 1889 годов была представлена "деревня негров". Её посетили около 28 миллионов человек, а во время всемирной выставки в 1889 году главной "достопримечательностью" были представители 400 коренных племён.

Идея подобной деревни лучше всего прижилась в Германии, где теории социального дарвинизма широко распространились и принимались многими людьми. Выставку даже посещал Отто фон Бисмарк.









7. Несколько представителей коренных народов, а также африканских и азиатских рас очень часто держались в клетках и демонстрировались в импровизированной естественной среде обитания.


Содержание людей именно в таких условиях было чрезмерно популярным, их показывали на мировых ярмарках, от Парижа до Нью-Йорка.

8. Парижская всемирная ярмарка, 1931 год.


Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за полгода её посетило 34 миллиона человек.

Меньшая по размахам встречная выставка "Правда о колониях", организованная Компартией, привлекла куда меньше народу.

9. Людей, посещающих зоопарки на всемирных выставках, развлекали группы пигмеев, которым было приказано танцевать.


10. В 1881 году пять индейцев племени Кавескар (Огненная Земля, Чили) были похищены и транспортированы в Европу, чтобы стать экспонатами в человеческом зоопарке. Все они умерли год спустя.

11. Здесь люди коренных племён принимают участие в стрельбе из лука на выставке “Savage Olympics”, организованной в 1904 году.


В организованной белыми американцами Олимпиаде Дикарей приняли участие коренные жители различных племён из разных уголков мира, таких как Африка, Южная Америка, Ближний Восток и Япония.

Идея проведения Олимпиады с участием "дикарей" возникла из желания доказать, что "дикари" менее спортивны по сравнению с "цивилизованными" белыми американцами.

Первый человеческий зоопарк
12. Одной из первых выставок человека на всеобщее обозрение была выставка Б.П.Барнума.


Он сделал экспонат из Джойс Хет (Joice Heth) (1756 – 1836). Она была рабыней афроамериканкой. В 1835 году, к концу своей жизни, женщина была слепой и почти полностью парализованной (она могла говорить и двигать правой рукой).

Тогда-то её и купил Барнум. Он начал свою "карьеру" выставив на показ умирающую женщину и заявил, что она 160-летняя медсестра Джорджа Вашингтона. Через год она умерла в возрасте 80 лет.

Человеческие зоопарки в 21 веке
Даже сегодня существуют отголоски человеческих зоопарков. Племя затворников Харава живёт на Андаманском острове в Индии. Видео, появившееся в 2012 году, показало одну из поездок сафари на этом острове в красивом Бенгальском заливе, который не так давно стал популярным туристическим маршрутом.


Но во время сафари людям показывали не только животных, туристам изначально обещали предоставить возможность понаблюдать за жизнью членов племени Харава в естественной среде обитания.

Однако, на самом деле, судя по всему, всё не так однозначно, потому что на том видео островитяне специально танцевали для туристов.


Эти коренные народы только начали контактировать с материками, и их готовность взаимодействовать с внешним миром очень быстро была подхвачена и привела к тому, что некоторые группы сегодня ничем не лучше, чем человеческие зоопарки в прошлом.

У входа в "заповедник" был знак, запрещающий взаимодействие и подкармливание жителей племён, но туристы, сотнями ежедневно его посещающие, всегда приходили с фруктами и орехами.


В "заповеднике" есть полицейские, которые должны защищать людей племен от контактов, однако, в одном видео было чётко видно, как "защитник" инструктирует голых женщин племени как танцевать, так как им была брошена еда. К сожалению, бросание еды в ожидании контакта, в действительности, рутинное занятие, а не исключение из правил.

Правительство потребовало прекратить всё это действо, и в 2013 году Верховный суд Индии полностью запретил такие сафари. Однако, некоторые группы активистов заявляют, что услугу туристам продолжают тайно оказывать.

Человеческие зоопарки как знак протеста
В 2014 году в Осло в рамках празднования 200-летия конституции страны, двое художников решили устроить воссоздание Конго-деревни, известной выставки в Норвегии 1914 года, проведённой за столетие до этого.

Тогда, сто лет назад, на выставке 80 сенегальцев были представлены в аутентичной среде.


Сто лет спустя Мохамед Али Фадлаби (Mohamed Ali Fadlabi) и Ларс Кузнер (Lars Cuzner) воссоздали выставку. Они назвали её European Attraction Limited и попытались исследовать то, что они считали колониальной и расовой амнезией Норвегии, а также завязать разговор о наследии колониализма.

Для отдыха в этот постмодернистский зоопарк были приглашены люди всех национальностей со всего мира.

Однако, реакция была не такой, как ожидали художники. Многие критики говорили, что экспозиция просто подтвердила и переписала расистские и колониальные верования в мире. Они отрицали наличие какой-либо художественной ценности в повторении такого дегуманизирующего зрелища, особенно в ещё не полностью излечившимся от расизма мире.