«Человеческие зоопарки». Позор белых, о котором не принято вспоминать. Бремя белых Когда закрылся последний зоопарк с людьми

Наибольшей популярностью человеческие зоопарки пользовались в Германии. Но организовывались они по всему миру: в Лондоне, Париже, Варшаве, Барселоне, Нью-Йорке и даже Санкт-Петербурге. И везде зоопарки ждал ошеломительный успех — сотни тысяч людей съезжались посмотреть на диковинные экспонаты. А рекорд посещаемости принадлежит «деревне негров», которую соорудили на Всемирной выставке в Париже в 1899 году. Ее посетили около тридцати миллионов человек.

«А кто из них человек?»

Это сейчас в Европе и Америке люди помешаны на защите прав выходцев из Африки, толерантности и политкорректности. В конце 19-го и начале 20-го веков чернокожие воспринимались, как обычные животные и потому часто выставлялись в одной клетке с обезьянами. Однажды произошел эпический случай: канцлер Бисмарк долго смотрел на гориллу и африканца, которых держали вместе, а потом спросил: «А кто из них человек?»

Черная Венера стала первым экспонатом человеческого зоопарка

Вообще, история человеческих зоопарков началась гораздо раньше. Например, еще Колумб привозил в Испанию индейцев, с целью продемонстрировать «диковинных зверюшек». Его примеру следовали и другие путешественники. Их логику понять просто, в то время в Европе любое отклонение от привычного человеческого облика воспринималось на «ура» и на этом можно было сделать неплохие деньги.

Яркий пример — это готтентотка Саарти Бартман, которая получила прозвище Черная Венера. Она пользовалась огромной популярностью. Дело в том, что у женщин ее племени была одна, мягко говоря, особенность — сильно увеличенные ягодицы и крупные, выпирающие половые органы. Такое строение тела объясняется стеатопигией — генетически заложенное отложение жира на ягодицах. И у готтентотов это считается признаком красоты. Интересно еще то, что у представителей европеоидной расы это заболевание практически не встречается.

Саарти привезли из Кейптауна (ЮАР) в Лондон в качестве служанки. Но ее необычная внешность не могла остаться незамеченной. И хозяин начал показывать ее в обнаженном виде за деньги. Вскоре Черная Венера стала настоящей звездой. Принято считать, что именно с нее начинается история настоящих человеческих зоопарков.

Наибольшей популярностью человеческие зоопарки пользовались в Германии

Когда слухи о Венере дошли до аболиционистской организации «Африканская ассоциация», были предприняты попытки освободить Саарти из рабства. Правда, представителям сначала нужно было доказать, что она живет в Лондоне в качестве рабыни. И сделать это… не удалось. Саарти Бартман на суде заявила, что «работает» по собственному желанию и получает за это деньги. И тема себя исчерпала.

Спустя четыре года необычная по европейским меркам женщина приелась лондонцам, и хозяин перепродал ее французу Рео, дрессировщику животных.

Во Франции Черная Венера прожила чуть больше года — ее новый владелец был человеком жестоким, грубым и алчным. К тому же, французская публика оказалась более требовательна, нежели лондонская — желающих посмотреть на голую женщину, пусть и с огромными ягодицами нашлось мало. Народ предпочитал карикатуры на нее и всякие насмешки. И Саарти умерла. А ее тело досталось ученым, которые пытались выяснить, «насколько негры близки с обезьянами».

«Король надувательства»

Не отставали от европейцев и американцы. Некий Финеас Тейлор Барнум в 19-м веке являлся владельцем крупнейшего в Америке на тот момент человеческого зоопарка. И тогда, вряд ли кто-то мог себе даже представить, что спустя полторы сотни лет во главе их страны окажется чернокожий человек…

Барнум, что называется, «попал в струю». Первый серьезный успех к нему пришел благодаря демонстрации зрителям чернокожей старушки. Хитрый Барнум, прозванный журналистами «королем надувательства», придумал для нее легенду: якобы она была няней не кого-нибудь, а самого Джорджа Вашингтона!

Барнум выставлял чернокожую няню Джорджа Вашинтона

Деньги полились рекой. Но через год негритянка умерла, и бизнесмену пришлось начинать сначала. Но на сей раз он не ограничился лишь одним экспонатом — в его зоопарке (или цирке) появились сиамские близнецы, лилипуты, человек-волк Федор Евтищев, представители африканских и азиатских племен, а также поддельная русалка (ее он изготовил сам) с острова Фиджи.

Эпическая выставка

Главной целью Exposition coloniale считалась демонстрация достижений колониализма французов. За полгода ее работы там успело побывать несколько десятков посетителей из разных стран.


Выставку организовали на восточной окраине Парижа, в Венсенском лесу, а главными экспонатами стали, конечно же, люди — выходцы из Сенегала. Они должны были показать зрителям свой быт. Поэтому специально для этого организаторы возвели копии шести африканских деревень, отличающихся друг от друга архитектурой и укладом жизни.

«Деревню негров» во Франции посетило около 30 миллионов человек

Интересно то, что выставку открыли не с целью унизить или как-то оскорбить сенегальцев, нет. Цель — показать, как Франция хорошо относится к населению своих африканских колоний.


Последний…

В 20−30-х годах минувшего столетия человеческие зоопарки в США стали резко терять популярность. Смысл платить деньги, чтобы посмотреть на чернокожих, если их и так полным-полно в стране? Поэтому бизнесмены стали выставлять в клетках пигмеев.


Ота Бенга

Самый известных экспонат — это Ота Бенга, которого держали в Зоологическом саде Бронкса вместе с орангутангом и попугаем. Причем к решетке была прикреплена табличка, где указывались имя, рост и вес пигмея. А рядом находились точно такие же данные о птице и примате.

Последним экспонатом стал пигмей Ота Бенга

До своей американской жизни Ота жил в Конго, но потом попал в рабство и оказался в Нью-Йорке. Он пользовался большой популярностью у посетителей, а чернокожие пасторы во время показа, просили относиться к нему, как к человеку. А руководству Зоологического сада они постоянно отправляли письма, в которых просили хотя бы убрать от пигмея орангутанга.


Но тщетно. На стороне белокожих была даже пресса. Например, «Нью-Йорк таймс» однажды так написала: «Пигмеи ближе к человекообразным обезьянам, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров — в любом случае они представляют интерес для этнологии».

В конце концов, пигмею надоела такая жизнь. Он смастерил лук и начал стрелять по людям, которые подходили его клетке. И Ота отпустили. Правда, он знал, что его родная деревня разрушена, а родные либо убиты, либо в рабстве. Поэтому он умудрился где-то выкрасть револьвер и застрелился…

Чем больше изучаешь историю европейских государств, тем больше поражаешься. Как удалось за сравнительно небольшое время внушить всему миру, что они всегда были демократическими и якобы пеклись о людях, правах и свободах.

Знаете ли вы, что Бельгия, где находится центр «современной европейской демократии» в виде ЕС и НАТО, была последней страной Европы, где людей выставляли в зоопарках в качестве живых экспонатов?

Забытая история «человеческих зоопарков»

(Перевод с немецкого Константина Шашкова)

Знали ли вы, что можно было увидеть в европейских зоопарках, наряду с обезьянами, львами и другими дикими животными из Африки, Азии и Америки, до 1958 года? Забытая история так называемых «человеческих зоопарков».

В различных европейских городах, таких как Париж, Гамбург, Антверпен, Барселона, Лондон, Милан и Варшава, в конце XIX века в зоопарках были созданы загоны для людей. Карл Хагенбек послал своих сотрудников в 1876 году в Восточную Азию и в Судан для того, чтобы привезти в Германию и выставить в зоопарке «диких зверей и нубийцев». Это понравилось очень многим посетителям зоопарков в Париже, Лондоне и Берлине. Парижскую Всемирную выставку 1889 года посетило 28 миллионов человек. Там, среди прочего, можно было посмотреть, в качестве большого аттракциона, 400 коренных жителей (из указанных регионов). После Всемирной выставки в 1900 году последовали колониальные выставки в Марселе (1906 и 1922 годы) и в Париже (1907 и 1931 годы), где в клетках выставлялись голые или полуголые люди. Всего за шесть месяцев выставку в Париже посетило 34 млн человек.


В Германии, в 1928 году, состоялась так называемая «Völkerschau» («Выставка народов»), колониальная выставка, где можно было посмотреть людей из разных частей земного шара. В 1931 году в Мюнхене, в рамках Oktoberfest (осенний праздник пива в Мюнхене), была проведена выставка «Чернокожие люди южной части Тихого океана». После Второй мировой войны, «Человеческие зоопарки» или «этнологические выставки» стали постепенно отменяться. Канцлер Германии, Адольф Гитлер, был в этом плане европейским «передовиком» - он запретил общественный показ цветных людей ещё в 1940 году.
На Брюссельской Всемирной выставке в 1958 году была воссоздана конголезская деревня вместе с жителями, которая якобы стала последней выставкой подобного рода. И в США в зоопарках имелись секторы, где можно было посмотреть на различные племена индейцев. Например, в Цинциннати, в зоопарке, была воссоздана деревня со 100 индейцами племени Сиу. Так же, как и в Европе, в Америке подобные выставки посещали миллионы человек.


История Ота Бенга в зоопарке Бронкса: Известным примером подобного показа в США является африканец Ота Бенга. В 1885 году конголезская деревня, где родился Бенга, была атакована бельгийскими войсками. Страна, известная как Бельгийское Конго, находилась под жестоким правлением бельгийского короля Леопольда II. В период между 1880 и 1920 годами население Конго сократилось наполовину, с 20 до 10 млн человек. Большинство погибли из-за необычайной жестокости оккупантов. Так бельгийский король повелел отрубать руки или кисти рук тем, кто не сумел достичь своей ежедневной нормы добычи таких продуктов, как резина или слоновая кость. И хотя Benga пережил этот геноцид, но 23-летний мужчина был похищен и продан в 1906 году в Южной Каролине за «фунт соли и кусок ткани» христианскому миссионеру и антропологу Самуэлю Филипсу Вернеру.


Бенга был доставлен в Нью-Йорк и выставлен на всеобщее обозрение в Американском музее естественной истории в качестве «пигмея». В действительности он являлся членом народности батва. Бенга неоднократно нападал на своих надсмотрщиков. Они описывали его как «неконтролируемого», поэтому он был переведён в обезьянник зоопарка Бронкса. Там он сидел в клетке вместе с шимпанзе, морской свинкой, попугаем и орангутангом. Ежедневно до 40 000 посетителей зоопарка и до 500 человек одновременно созерцали африканца в его обезьяньей клетке.

Посетители кричали на него, пинали его через решётку, подставляли ему ногу или кидали в него горящие сигарные окурки. Газета The New York Times в своё время сообщала, что Бенга чувствует себя в своей клетке лучше, чем в любом месте его родной страны. Абсурдно было бы стонать о его «страданиях». В связи с усилившимся давлением чёрного населения США, а также некоторых влиятельных белых, Бенга был выпущен через 20 дней пребывания в зоопарке и был доставлен в город Линчберг в штате Вирджиния. Там он получил работу в государственных учреждениях — в больницах и школах. С момента депортации из Конго Бенгa страдал от тяжёлой депрессии и ностальгии. «Невыносимое унижение», так он описывал свои чувства, побудило его уйти «домой». 20 марта 1916 года он выстрелил себе в сердце из пистолета.

P.S. Запомните, пожалуйста, эти факты. И когда вам в очередной раз либералы или наши «партнёры» начнут вещать про «отсутствие демократии» или про «Россию - тюрьму народов», расскажите им, как европейцы и американцы выставляли людей в зоопарках. В XX веке.

Человеческий зоопарк (также известный под названием «этнологическая экспозиция», «выставка людей» и «негритянская деревня») - некогда распространённый на Западе вид развлечения для широкой публики в XIX - начале XX века, целью которого было продемонстрировать выходцев из Азии и Африки в самом естественном и подчас примитивно-дикарском виде. Подобные зоопарки имели, особенно в Германии, ярко выраженные расистские подтексты, черпаемые из течений социального дарвинизма, когда выходцы из Африки выставлялись зачастую рядом с обезьянами, чтобы показать их общее происхождение.

(Всего 24 фото)


1. Ота Бенга, пигмей из долины , которого в 1906 году показывали в зоопарке в Бронксе. В 1916 году, не имея возможности вернуться в родное Конго, он застрелился.


2. На выставке в Сент-Луисе в 1904 году Ото Бенга (второй слева) и другие конголезские пигмеи.


3. Танец пигмеев.

4. Ота Бенга показывает заостренные зубы.

5. На этой же выставке: девочка-эскимоска Нэнси Колумбия (1893-1959).


6. Фотографии из «эскимосской деревни» на Колумбовой выставке в Чикаго, 1893 год. В центре — Нэнси Колумбия в младенчестве.


7. «Негритянские деревни» на французских выставках.


8. «Негритянские деревни» на французских выставках.


9. Особой популярностью «негритянские деревни» пользовались в Германии, где были популярны идеи социального дарвинизма. Негритянскую деревню посетил сам Бисмарк.


10. Начиная с 1870-х гг., человеческие зоопарки становятся символом второй волны империализма, охватившей западные страны, борющиеся за колонии в мире. Тогда подобные зоопарки появились в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге, каждую из которых посетили от 200 до 300 тысяч человек.


11. Австралийские аборигены; Хрустальный дворец, 1884 год.

12. Старый фиджийский каннибал.


13. Деревня Сомали. Луна Паркъ, Санкт-Петербургъ.

14. Зверинец Эдмона Пезона: Зизи-Бамбула.


15. Ирокезы.


16. Цейлонцы.


17. Часто показ людей был частью так называемых «колониальных выставок», где представлялись различные экономические достижения колоний. В Германии особую известность получил Карл Хагенбек, выставлявший племена с Самоа и саами (лапландцев).


18. Туарег.

19. Семья лабрадорских эскимосов в гамбургском или берлинском зоопарке, 1880 год. Они приняли христианство и взяли немецкие имена. Мужчину зовут Авраам Улрикаб; его жену — Ульрика; детей Сара и Мария; племянника Тобиас; с ними была еще одна семья. Улрикаб таким образом решил заработать денег, чтобы выплатить долг миссионерам. За пять месяцев они все умерли от оспы, к которой у них не было иммунитета. Авраам Улрикаб вел дневник на языке инуктуит, в котором он описывал все унижения, через которые прошла его семья.

20. Плакат с выставки.


21. Индейцы-семинолы на выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

22. Пятеро индейцев племени Kawesqar (Огненная Земля, Чили) были похищены в 1881 году и переправлены в Европу для показа в человеческом зоопарке. Все пятеро умерли через год


23. Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий.


24. Как это ни прискорбно сознавать нынешним европейским либералам и толерастам, их деды и даже отцы охотно делали деньги на евгенике: так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине. Но последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями».

В 1958 году в Брюсселе прошла Expo 58, Всемирная выставка, на которой были представлены самые передовые на тот момент достижения науки и техники.

«Выставка негров» в Брюсселе

Среди макетов космических ракет, атомных электростанций, рядом с новейшими автомобилями располагалось и «чудо» несколько иного рода. Чернокожие африканцы, отделенные от посетителей забором, представляли свой «дикарский быт». Сохранились фотографии: белая дама, перегнувшись через забор, угощает африканскую девочку бананом.

«Конголезская деревня вместе с жителями» стала последним представлением «человеческого зоопарка» в Европе.

Организаторы явно перестарались. Иностранные гости, видя подобное, стыдливо прятали глаза в пол: в других европейских странах от развлечений подобного рода отказались еще за два десятка лет до этого.

Людям, возможно, трудно было перестроиться и начать воспринимать жителей своей колонии как таких же людей, что и они сами.

Король Бельгии Леопольд II, взойдя на престол в 1865 году, стал мечтать о превращении своей страны в колониальную империю. В 1885 году, захватив обширные территории в бассейне реки Конго, король провозгласил себя правителем Свободного государства Конго. В течение 23 лет Бельгийское Конго являлось личным владением Леопольда II, а все его жители стали рабами монарха.

Бельгийские газеты писали, что в Конго проживают жестокие и кровожадные дикари-каннибалы, которых можно ввести в цивилизованные рамки исключительно при помощи жестких мер. Внушить дикарям почтение должны были «Общественные силы»: частная армия короля, сформированная из представителей воинственных африканских племен под руководством бельгийских офицеров.

Commons.wikimedia.org

Геноцид по-королевски

Одни африканцы истязали других африканцев ради бизнеса Леопольда II: экспорта природного каучука и слоновой кости. Жителей Конго сгоняли на работы, где они тысячами гибли от непосильного труда, голода и эпидемий. Для того чтобы заставить мужчин-конголезцев работать усерднее, их семьи брали в заложники. За невыполнение производственных норм отрубали руки или убивали детей.

В 1908 году информация о порядках, творящихся в африканских владениях Леопольда II, стала широко известна в Европе. Король вынужден был передать владения в Конго государству, превратив их в полноценную колонию Бельгии.

Сколько жителей Конго погибли от рук подручных Леопольда II, неизвестно. По данным исследователей, если в 1884 году в Конго проживало около 30 миллионов человек, то к 1920 году население сократилось до 15 миллионов.

В самой Бельгии больше осуждали финансовые злоупотребления короля, который присваивал себе все полученные доходы, нежели геноцид, унесший жизни миллионов человек.

Полвека спустя бельгийцы, конечно, уже не видели в конголезцах людоедов: теперь они воспринимали их как милых животных, занимающих место где-то между уморительными косолапыми мишками и величественными слонами.

Живая «экзотика» для Старого Света

«Они должны быть хорошими и толковыми и сметливыми слугами: я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось. И я полагаю, что они легко станут христианами, так как мне показалось, что нет у них никаких верований. И, с божьей помощью, я привезу отсюда для ваших высочеств шесть человек, которых возьму при отправлении, чтобы научились они говорить», — так писал испанской королевской чете об индейцах испанский мореплаватель Христофор Колумб . Первые индейцы, доставленные в Европу, воспринимались как экзотический сувенир, достойный внимания, но ни в коем случае не как люди, равные европейцам. Такое отношение обернулось жесточайшим истреблением миллионов коренных жителей Америки. Те же, кто был вывезен в Европу, превращались в рабов, предмет домашнего обихода состоятельных европейцев.

Совершенно иные климатические условия, другой образ жизни и непривычная пища убивали их стремительно. Однако белые господа не видели в том проблемы, ведь из колоний можно было привезти новых «дикарей».

Великая французская революция, изменившая жизнь европейцев, не сказалась на отношении жителей Старого Света к коренным обитателям Африки и Америки.

Больше того, европейские простолюдины, только-только добившись улучшения своего положения в обществе, тоже захотели иметь возможность наблюдать за «дикарями». Этот широкий спрос и породил такое явление, как «человеческие зоопарки», где жители Африки, Океании и других регионов планеты находились на таких же правах, что и обезьяны, медведи и павлины.

Commons.wikimedia.org

Саарти Баартман: судьба «готтентотской Венеры»

К концу XIX века «человечески зоопарки» работали в Нью-Йорке, Антверпене, Лондоне, Барселоне, Петербурге, Варшаве и многих других городах. «Деревня негров», представленная на Всемирной выставке 1889 года в Париже, за время своей работы привлекала внимание 28 миллионов посетителей.

Обитатели «зоопарков», как правило, оказывались в Европе не по своей воле. Их вывозили из родных мест насильно, продавая предприимчивым европейцам.

Классическим примером может служить судьба «готтентотской Венеры» Саарти Баартман. Девушка из африканского народа готтентотов, жившая на территории современной Восточно-Капской провинции ЮАР, после нападения белых «охотников за головами» была обращена в рабство. Какое-то время она была служанкой в доме белых фермеров, а затем ее отправили в Европу для демонстрации публике: европейцев должны были привлечь ее большие выпирающие ягодицы.

На протяжении нескольких лет ее выставляли в Лондоне и Париже, а попытки борцов с рабством освободить девушку не увенчались успехом. Когда пресыщенная публика стала терять к ней интерес, девушку заставили заниматься проституцией. Саарти Баартман умерла в декабре 1815 года, а ее препарированные останки выставлялись в парижском Музее человека вплоть до 1974 года. Лишь в начале XXI века правительство ЮАР смогло добиться погребения Саарти Баартман на родине.

Ота Бенга: в одной клетке с обезьянами

Об условиях жизни обитателей «человеческих зоопарков» заботились куда меньше, чем об экзотических животных. Только в зоопарке Гамбурга, где существовала постоянная «экспозиция негров», в период с 1907 по 1912 годы умерло 27 человек.

В 1904 году во время Всемирной выставке в Сент-Луисе была открыта и антропологическая экспозиция, представлявшая собой все тот же «человеческий зоопарк». Среди его обитателей был Ота Бенга, конголезский пигмей из народа мбути. Из-за роста в 140 сантиметров посетители выставки принимали его за мальчика. На самом деле на тот момент ему было 23 года.

Ота Бенга в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке в 1906 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Он был на охоте, когда в деревню ворвались каратели из «Общественных сил» короля Леопольда II. Убили всех, включая его жену и двоих детей. Вскоре схватили и его, отправив на невольничий рынок. Там его выкупил американец Сэмюэль Вернер , собиравший живые экспонаты для Всемирной выставки в Сент-Луисе.

После выставки Вернер вернул Бенга в Африку, однако в 1906 году пигмей снова оказывается в Америке. Сам Вернер утверждал, что Ота изъявил желание снова поехать с ним. Как было на самом деле, сказать трудно, но очень скоро африканец оказался в зоопарке Бронкса. Директор заведения поместил его рядом с обезьянами, чтобы продемонстрировать неполноценность чернокожих в сравнении с белой расой.

Надпись на табличке гласила: «Африканский пигмей, „Ота Бенга“. Возраст — 23 года. Рост — 4 фута 11 дюймов. Вес — 103 фунта. Доставлен доктором Сэмюэлом П. Вернером из района реки Касаи, Свободное государство Конго, Южная Центральная Африка. Ежевечерний показ в течение сентября».

Commons.wikimedia.org

«Смешно стонать над выдуманными унижениями»

Американская публика валом валила на «дикаря». Газета New York Times писала: «Ота Бенга... нормальный представитель своей расы или своего племени, умственно развитый не хуже своих соплеменников. Являются ли они примером задержки в развитии и находятся ли ближе к человекообразным обезьянам, чем к другим африканским дикарям, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров, — в любом случае они представляют интерес для интересующихся этнологией, и их изучение может принести большую пользу...

Что касается самого Бенги, то он, вероятно, чувствует себя не хуже, чем в родной стране, и смешно стонать над выдуманными унижениями, которым он подвергается. Пигмеи превосходно выживают в своих родных лесах, но в человеческой иерархии стоят на очень низкой ступени. Предлагающие отправить Бенгу из клетки в школу не учитывают того факта, что именно школа станет для него настоящим мучением и всё равно не принесет никакой пользы. Та идея, что все люди были бы одинаковы, имей они равную возможность получить образование, давно устарела».

Тем не менее нашлись люди, которые сочли, что происходящее не забавно, а омерзительно. Кампания в защиту пигмея привела к тому, что он был освобожден из зоопарка и взят на попечение Джеймсом М. Гордоном, руководителем сиротского приюта Говарда для цветных в Бруклине.

Ота Бенга выучил английский язык, освоился в обществе, устроился на работу. Самой большой его мечтой было вернуться в Конго. Однако заработать на обратный билет он не мог: из-за недостатка образования Ота мог получить только низкооплачиваемую работу. С началом Первой мировой войны пассажирское трансокеанское сообщение между Америкой и Африкой было прекращено, из-за чего Бенга впал в тяжелую депрессию. Решив, что на родину ему вернуться уже не удастся, 20 марта 1916 года Ота Бенга покончил с собой.

Commons.wikimedia.org

Люди и звери

Сегодня чрезвычайно популярна идея, согласно которой, животные в зоопарках должны содержаться не в тесных клетках, границами которых являются искусственные заборы и заграждения, а в больших вольерах, ограниченных естественными барьерами. Автором такой концепции считается немецкий зоолог и предприниматель Карл Хагенбек . Зоопарк Хагенбека, основанный в 1907 году, считается одним из самых известных в мире.

Куда меньше известно о том, что в 1875 году Карл Хагенбек стал автором еще одной новинки: он стал демонстрировать животных той или иной страны вместе с «дикарями», проживающими там же. Вопросы свободы людей господина Хагенбека занимали куда меньше, нежели удобные условия для животных.

Постепенное исчезновение «человеческих зоопарков» произошло в 1930-х годах. Связано это было не только с распространением антирасистских настроений, но и с Великой Депрессией, которая снизила спрос на подобные развлечения естественным путем.

В 1936 году в итальянском Турине закрылся последний постоянно действующий «человеческий зоопарк». Выставка в Брюсселе в 1958 году лишь напомнила европейцам о прежних временах.

Сегодня туристы с удовольствием посещают так называемые «этнические деревни», но работают они на совершенно других принципах: в роли «аборигенов» выступают наемные артисты. Да и вряд ли кому-то из посетителей придет в голову угощать чернокожего «вождя» бананом: за такое можно вполне заслуженно получить по голове.

А о «человеческих зоопарках» забывать не стоит. Особенно — тем, кто и сегодня любит порассуждать о гуманизме, мудрости и высоком интеллекте представителей любой расы.

В Европе еще живы те, кого родители водили в зоопарки поглазеть на негров в клетках и покормить их с рук. Вместе с африканцами на потеху почтенной публике 80 лет назад содержали эскимосов и индейцев. В этих же вольерах жили страусы, зебры и обезьяны.

"Человеческие зоопарки" были нужны не только для забавы. Там работали ученые: ставили эксперименты, наблюдали. Подопытных хорошо кормили, разрешали петь и плясать. Цивилизованная и просвещенная Европа: африканцы старательно пляшут в вольерах, не совсем понимая реакцию окружающих, а почтенная публика покатывается со смеху...

Самые большие подобные парки были в Берлине, Базеле, Антверпене, Лондоне и Париже - всего в 15 городах Европы. В Лондоне за год вольеры с неграми посещало до 800 тысяч человек, в Париже - свыше миллиона.

Нашумевший инцидент: канцлер германской империи Отто фон Бисмарк в зоопарке Берлина произнес фразу, вошедшую в летопись расизма. Железный канцлер удивленно разглядывал сидящих в клетке африканца и гориллу, а потом спросил у смотрителя, кто из них человек?

Кстати, в Германии были популярны также вольеры с жителями островов Самоа. Выставляли в тех зверинцах и европейцев, в частности, саами.

Сколько румяных европейских бабушек и дедушек в детстве кормили африканцев с руки, как страусов и павлинов, неизвестно. Не ошибусь, если предположу: десятки тысяч. В Турине и Базеле негров из клеток выпустили только в 1935-1936 годах. Во Франции и Швейцарии средняя продолжительность жизни - 85 лет. Так что многие пенсионеры в Европе еще должны помнить забавы своего детства.

Как правило, негры долго не жили в условиях европейских зим. К примеру, известно, что в зоопарке Гамбурга с 1908-го по 1912 год в неволе их умерло 27 человек.

Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, почему закрылись такие зверинцы. Официальная версия: гуманизм. Но есть и другое объяснение: в 1920-30-е годы вольеры с людьми в Европе стали закрываться из-за экономической депрессии. У народа просто не хватало денег на билеты в зоопарки.

Последний раз африканцы на потеху европейской публики выступали в 1958 году. Уровень гуманизма к тому времени не позволял содержать людей в вольерах зоопарка. "Конголезскую деревню" организовали в рамках выставки ЭКСПО в Бельгии. Но вот вопрос - насколько вообще было уместно везти африканцев в Бельгию и устраивать этнографическое шоу? Ведь еще в первое десятилетие XX века бельгийские плантаторы в Конго охотно фотографировались с безрукими детишками. В назидание: маленьким африканцам отрубали руки за то, что их родители не смогли выполнить норму по сбору каучука.

А нормы были такие, что местным приходилось работать по 16 часов в сутки. Именно рабский труд на каучуковых плантациях сократил население Конго вдвое.

Бельгия потеряла контроль над Конго лишь в 1960 году, но при этом ее экономика оставалась на 100% в руках западных компаний.

Десант в школу

А вот в Америке не только 80-90-летние старики помнят время, когда понятия African-American ("афроамериканец") еще не было, а чернокожих американцев называли просто и понятно: "ниггерами". В южных штатах табличка в ресторане: "Собакам, индейцам, неграм и мексиканцам вход запрещен" - была нормой.

До 1940 года лишь 5% негров юга США имели право голоса.

Сам президент Рузвельт и его супруга пытались переломить ситуацию, требуя набирать чернокожих, например, на флот, не только в обслуживающий персонал.

Флот подчинился, выделив целый эсминец только для "цветных" - "Мэйсон" (USS Mason DE529). Но командовать кораблем, экипаж которого состоял из негров, было настолько непопулярно, что назначать на него офицеров стали в качестве наказания. Все офицеры, конечно, были белыми.

В Первую мировую войну единственный военный летчик-афроамериканец не смог поступить на службу в ВВС США и поэтому служил во французской авиации.

Во Вторую мировую американцы создали отдельную часть для цветных: 332-ю авиагруппу. Воевали пилоты-афроамериканцы превосходно. C 1942 по 1945 год сбили 260 вражеских самолетов, уничтожили 950 единиц наземной техники, утопили один эсминец. В воздушных боях 66 летчиков погибли. Группа участвовала во вторжении на Сицилию, в конце войны обросла легендами, особенно после того, как ее привлекли к сопровождению "летающих крепостей". Считается, что эти пилоты никогда не бросали в бою прикрываемые бомбардировщики, защищая их экипажи даже ценой своей жизни.

Но ни их подвиги, ни даже авторитета самого президента не хватило, чтобы изменить сознание населения. Генеральное управление ВМС США представило Рузвельту доклад, в котором прямым текстом говорилось, что белый человек никогда не допустит того, чтобы им командовал цветной.

"Белые - представители высшей расы, поэтому никогда не будут относиться к цветным как к равным". Отгадайте, откуда эта цитата? Из "Майн кампф" Адольфа Гитлера? Нет, все из того же доклада американских адмиралов.

В США есть легендарная дивизия - 101-я воздушно-десантная. Прославлена, как у нас тульская или, скажем, псковская. Среди ее славных дел есть и особая операция. Дивизию бросили на... охрану черных учеников в школу для белых. Было это в 1957 году.

Формально сегрегацию в США поставили вне закона в 1964 году. Но до 1967 года на юге были запрещены межрасовые браки. И совсем не старые еще американцы помнят парки, где скамейки были разделены: для белых и для цветных.

Последняя гастроль

А вот зверинец с чернокожими по европейскому типу в США был бы обречен на финансовую катастрофу. Зачем за деньги смотреть на людей, которые тебя окружают бесплатно?

Поэтому в американских зоопарках показывали... пигмеев.

Самый известный из которых - Ота Бенга. В клетке Зоологического сада Бронкса (Нью-Йорк) он сидел вместе с орангутангом и попугаем. На решетке висела табличка: имя, рост, вес, график показа.

Бенгу привезли из Конго. В Нью-Йорке он пользовался большой популярностью. Настолько, что чернокожие пасторы умоляли относиться к пигмею как к человеку. Или хотя бы не выставлять его напоказ вместе с обезьянами.

Большинство посетителей зоосада находили забавным сравнения пигмея с человеком.

Руководство зоопарка заявляло "о чести иметь такую редкую переходную форму". Их мнение разделяла и пресса. "Нью-Йорк таймс" писала: "Пигмеи ближе к человекообразным обезьянам, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров - в любом случае они представляют интерес для этнологии".

Точку в дискуссии поставил сам пигмей. Толпы зевак ему так надоели, что он смастерил лук и начал обстреливать посетителей. После этого шоу пришлось закрыть.

Пигмея в конце концов отпустили на волю. Бенга уже знал, что в Африке его деревня разрушена, возвращаться ему некуда. Он выкрал револьвер и покончил жизнь самоубийством.