Чацкий и Молчалин. Сочинение по комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и Молчалин в комедии А. Грибоедова «Горе от ума Чацкий и молчалин в комедии грибоедова горе от ума

ЧАЦКИЙ И
МОЛЧАЛИН



Со времени
появления комедии “Горе от ума” прошло
более 170 лет, а она по-прежнему свежа и
интересна для нас, сегодняшних читателей и
зрителей. Интересна не только живым,
афористичным языком, но и тем, что герои
пьесы легко узнаваемы и в современной жизни.
Если


приглядеться,
то и сейчас можно встретить честных,
горячих людей, смело, без забрала
выступающих против жизненных уродств, и это
такие люди, как Чацкий, а также их антиподов
- тихих, вкрадчивых карьеристов,
канцелярских крыс типа Молчалина. Чацкий и
Молчалин - люди одного поколений, но они
представляют две совершенно различные
общественные группировки.


В образе
Чацкого Грибоедов воплотил черты “нового
человека”, демократа, гуманиста,
выступающего против реакционного общества
в защиту свободы, просвещения, национальной
культуры.


Молчалин же
с теми, против кого направлены
обличительные монологи Чацкого, он с
приспособленцами, чинопочитателями,
душителями ума.


Чацкий
представляет век нынешний и, более того, век
будущий, а Молчалин - представитель века
минувшего. Поэтому диаметрально
противоположно их мировоззрение и разные
жизненные принципы.


Чацкий
гневно обличает крепостничество, “грабителей-богатых”,
а Молчалин видит высшее счастье в том, чтобы
“и награжденья брать, и весело пожить”. По
мнению первого, служить нужно “делу, а не
лицам”, не пресмыкаясь, потому что “прислуживаться
тошно”, а другой откровенничает:


Мне завещал
отец:


Во-первых,
угождать всем людям без изъять* -


Хозяину,
где доведется жить,


Начальнику,
с кем буду я служить...


Один
негодует, что судьями в обществе признаны
те, кто ненавидит свободу слова, а “сужденья
черпают из забытых газет”, а другой уверен,
что в его лета “не должно сметь свое
суждение иметь”, что “надобно зависеть от
других”.


Чацкого
возмущает молчалинская философия
добровольного рабства, но он отдает себе
отчет в том, что Молчалин “дойдет до
степеней известных, ведь нынче любят
бессловесных”. Сам герой не таков. Всем
своим обликом, гневными, страстными речами
он подчеркивает свою независимость,
самостоятельность мышления. И ясно, что с
таким характером и строем мыслей карьеры не
сделаешь. По мнению Герцена, Чацкий - “человек
14 декабря, идущий прямой дорогой на
каторжную работу”.


“Тишайший”
Молчалин - весомый противник главного
героя. И не потому, что житейские истины, им
проповедуемые,

верны,
а потому, что он делает все тонко,
обходительно, вкрадчиво. “Вот он на
цыпочках и не богат словами...”, “услужлив,
скромненький”, а цели своей добивается
исподволь: Фамусов взял его в секретари, дал
чин асессора, Софья влюблена, а старуха
Хлестова называет: “мой дружок”.

Таким
образом, Чацкий с его умом и способностями
теряет там, где находит Молчалин. И хотя
главный герой не принимает его как
антагониста на общественном поприще,
Молчалин опасен в историческом плане.
Именно такие, как он, незаметно, тенями
пролезают к благополучию, силе и власти,
душат живое, блаженствуя на свете. И все же
поражение их неизбежно. Автор, выдворяя
перепуганного Молчалина со сцены в
последнем действии, выдворяет его и из


жизни
общества, подчеркивая историческую силу и
правоту Чацкого.

Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса. Комедия «Горе от ума» занимает особое место в ряду выдаю­щихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой жи­вучестью», так как А. С. Грибоедов сумел показать не только вре­мя, в которое он жил, но и создал Незабываемые образы, интерес­ные и современному читателю. Сила его писательского таланта ярко проявилась в том, что каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповтори­мыми индивидуальными чертами. Его герои не отвлеченные об­разы, а сложные и противоречивые натуры, как сложны и проти­воречивы реальные люди.

Александр Андреевич Чацкий - это молодой дворянин, чело­век умный, образованный. Мы узнаем, что он занимался литера­турной работой, состоял на военной службе, имел связи с мини­страми, три года провел за границей. Пребывание за границей обо­гатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор, однако он не стал поклонником »сего иностранного, что типично для фа- мусовского общества. От низкопоклонства Чацкого удерживают присущие ему подлинный патриотизм, любовь к своему народу. В нем развито критическое отношение к окружающей действитель­ности, чувство личного и национального достоинства, ему прису­ща независимость взглядов и суждений. Он считает, что ум, чело­вечность, прямота - вот оружие, единственно достойное настоя­щего человека.

Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, ду­шевная открытость, доверчивость, способность полностью отда­ваться своим чувствам. И рядом с этим человеком - зло, буднич­ное и живучее, которое встретило его по возвращении в Москву. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского обще­ства, нашел ту же пошлость и пустоту, которые присутствовали и в прежние годы, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности. Поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обще­ством было неизбежно. И это столкновение постепенно принима­ет все более ожесточенный характер, кроме того, оно осложняется еще и личной драмой Чацкого - рушатся его надежды наличное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она, обла­дая несомненными достоинствами, всей душой принадлежит фа- мусовскому миру, а Чацкий вступает с этим миром и его устоями в конфликт.

Этот конфликт, стоящий в центре комедии, - конфликт меж­ду «одним здравомыслящим человеком» и консервативным боль­шинством, отражающий противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», - наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчалиным. Они ровесники, и тем острее контраст между ними.

Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, не­терпимость ко всему свежему и непривычному - таковы основ­ные черты всех представителей фамусовского общества. А Молча- лин по всем свойствам характера принадлежит к этому обществу: более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…ума в нем только мало…», - характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угождает всем, не смеет «своего сужденья иметь». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других… в чинах мы небольших», - считает он.

Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема. «Зачем же мнения чужие только святы?» - иронично спрашивает он Молчалина. Сам Чацкий привык иметь и высказывать собственное мнение.

Молчалин своими главными талантами считает «умеренность и аккуратность», которые обеспечивают его настоящие и буду­щие успехи. Он обладает и другими «чудеснейшими свойства­ми», за которые его так любит Софья, да и другие в фамусовском обществе: «…уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокой­ства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…». Очень точную характеристику дал ему Н. В. Гоголь: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, без­молвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…».

Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего ве­ка» - «века покорности и страха», основанную на пресмыкатель­стве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека считает удачливого вельможу, достигшего «степеней из­вестных» благодаря своему раболепству. Вся «лакейская» филосо­фия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое сужде­ние иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя - Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чи­новником. Например, умение подслужиться к влиятельным ли­цам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Он на службу смотрит как на сред­ство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?»

Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел «три награж­денья получить». Но Чацкий придерживается других правил:

Когда в делах - нот веселья прячусь,

Когда дурачиться - дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил - отличительные каче­ства Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни. «Любовника я принимаю вид, - го­ворит он, - в угодность дочери такого человека… который кор­мит и поит, а иногда и чином подарит…» Изображая влюблен­ность, он жалок и смешон: «…возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет. Ни слова вольного, и гак вся ночь прохо­дит, рука с рукой…». Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и «вольное» слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв, а опасается только одного - злых язы­ков, которые для него «страшнее пистолета», да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коле­нях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера. Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество, возводимые Молчалиным в принцип и при­нимаемые в дворянском обществе,

Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, начисто лишен лицемерия и практицизма, а Молчалин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять «теплое местечко». Один серьезно гото­вится к полезной деятельности и мечтает о возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятие по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не люб­ви, а выгодной женитьбы. Первый открыто высказывает свои мыс­ли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискива­ет, лебезит, но в душе дурно относится к людям.

Кого же предпочтет фамусовское общество? Конечно, Молча­лина. К сожалению, «молчалины блаженствуют на свете!», и пото­му Чацкому остается только отступ ить, унося в груди «мильон тер­заний».

В этих двух образах комедии Грибоедов отразил свое понима­ние объективной правды жизни, свое понимание закономерно­стей исторического развития. В образе Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный тип подлеца и ци­ника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, ко­торый сумеет, однако, дойти до «степеней известных». А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимаю­щего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гу­манности, ума и культуры.

Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса. Комедия «Горе от ума» занимает особое место в ряду выдаю­щихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, «держится особняком в литературе и отличается от других произведений

Сочинения по литературе: Чацкий и молчалин. "Горе от ума" Грибоедова - социально-политическая реалисти-ческая комедия, "одно из самых злободневных произведений русской литературы". Комедия "Гоу" была написана в 20-ые годы XIXого века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены, когда среди прогрессивно настроенного дворян-ства назревало недовольство существующими порядками. Автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение "века нынешнего" и "века минувшего", не желающего сдавать свои позиции. АСГ противопоставил главного героя остальным действу-ющим лицам, представителям консервативной части общества. На это указывал сам автор, разъясняя основной смысл своей комедии: "В моей пьесе 25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Роль Александра Андреевича Чацкого - главная роль в комедии. Среди "двадцати пяти глупцов" большое значение имеет Алексей Степанович Молчалин. Чацкий и Молчалин - это не только сценические персонажи, которые способствуют развитию действия, но и социальные типы.

Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, во всем остальном они резко отличаются друг от друга. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном, так и в общественном конфликтах. Чацкий талантлив, "его речь кипит умом, остроумием", он всегда говорит то, что думает, "у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен". "Таланты" же Молчалина состоят в "умеренности и аккуратности". За маской бессловесного, скромного, тихого, услужливого секретаря Фамусова скрывается беспринцип-ный карьерист, бессердечный и лицемерный эгоист. Чацкий происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Александр Андреич имеет богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей.

Чацкий называет "нынешний век" веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам, "высоким и прекрасным". Безродный мещанин Молчалин, вероятно, воспитывается хуже Чацкого. И если бы не Фамусов, пришлось бы Молчалину "коптеть в Твери", то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности продвинуться. Однако Молчалин "унаследовал" от отца один очень "ценный" совет: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Для Молчалина невозможно представить удачную жизнь без продвижения по службе. Карьера для него - это самый короткий и легкий путь к почестям и знатности. Служба у него ассоциируется не с чувством долга перед отечеством, а с наградами и чинами. Так, Алексей Степанович Молчалин получил уже "три награжденья" и дворянский титул. Чацкий не требует "ни мест, ни продвиженья в чин".

Он готов служить по велению долга, "служить делу": Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий, обладая декабристким мировоззрением, выступает в комедии как бескомпромиссный борец с помещичье-самодержавным строем. Смысл жизни Молчалина состоит в том, чтобы "и награжденья брать и весело пожить". Отношение к любви у героев также противоположно. Чацкий любит Софью чисто, искренне. Ведь только ради нее он приехал в патриархальную Москву.

Молчалин не способен на глубокое и искреннее чувство: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека… Софью он любит "по должности", Лизу - "от скуки". Любовь для него - еще одно средство для достижения своих низменных целей. Александр Андреич - вольнолю-бивый герой. Он не считается с мнением света, ни от кого не зависит, он не придает большого значения связям в обществе, покровительство ему не нужно. О "тузах" Чацкий безбоязненно говорит то, что думает. Если "пустейшего человека" в "фамусовском обществе" "ставят в образец", то это для Чацкого совершенно ничего не значит. Фома Фомич как был, так и останется для Александра Андреича "одним из самых бестолковых", а властная и могучая Татьяна Юрьевна - "вздорной".

Более того, Чацкий будет с жаром обличать сословные предрассудки консервативного дворянства. В этом состоитглавное различие между Чацким и Молчалиным. Молчалин твердо следует "завещанию" отца: Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! Но это стремление всем угождать имеет для него и отрицательную сторону. Молчалин, может, и рад бы был высказывать свое мнение, но не может.

Он говорит: "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь". Зависеть от других для него необходимость. В нравственном отношении Чацкий, бесспорно, намного богаче Молчалина. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, не видит в нем достойного соперника, для него Молчалин - полное нич-тожество, "жалчайшее созданье". Но и Молчалин ни во что не ставит Чацкого, который в его глазах обыкновенный неудачник. Чацкий недооценил Молчалина, а Молчалин совершенно не понял мировоззрения Чацкого.

Чацкий - новый человек. На его пути стоит "фамусовское общес-тво", но более сильным и живучим оказываются Молчалины. "Молча-лины блаженствуют на свете!" Эти слова Чацкого оказались пророческими: Молчалины вечны. Но такие героические личности, как Чацкий, всегда будут появляться при резкой смене одного века другим.

И это свидетельствует о подлинной "бессмертности" комедии. Чацкий терпит поражение, но в моральном плане остается победителем. Чацкий, наделенный темпераментом и живым умом, активно ведет борьбу с фамусовским обществом, но он не видит своего главного противника - Молчалина. Главный герой не способен отнестись к нему и его "способностям" всерьез, но на самом деле это "жалчайшее созданье" не так уж ничтожно. За время его отсутствия он занял место в сердце Софии. Брошенные Чацким слова - "Молчалины блаженствуют на свете" - оказались пророческими. Именно люди этого типа, идеал которых "и награжденья брать, и весело пожить", станут, по мнению главного героя, на вершину общества потому, что власть ценит "умеренность и аккуратность", а также "бессловесных". Ум, хитрость, изворотливость, умение найти "ключ" к каждому влиятельному человеку - главные ка чества Молчалива. Его взгляды на жизнь противоположны идеалам Чацкого.

Этим Молчалин подобен фамусовскому обществу. За три года отсутствия Чацкого он добился невероятных успехов. Неизвестный, безродный мещанин получил чин асессора и стал возлюбленным Софии. Рассчетливо и холодно он набирает силу, не останавливаясь ни перед чем, даже перед обманом беззащитной девушки. Он готов вынести любые унижения в борьбе за власть. Никто не может встать у него на пути. Чацкий не только отвергает устаревшие формы жизни, но и призывает всех это делать. Главный герой - человек неравнодушный, деятельный, мне даже кажется, что он типичный представитель декабристов.

Он презирает низкопоклонничество, страсть к чинам, душевную пустоту. Речь его кипит умом, остроумием. Он честный, со здоровым чувством юмора человек, который видит недостатки других и открыто их высмеивает, никого не боясь. Все это благородство противоположно качествам Молчалина. Этим произведением автор призывает бороться с такими людьми, как Молчалин и Фамусов. Мне кажется, что такие люди существуют и сегодня, потому что очень трудно "разгадать" их лживые натуры и они всегда находят "слабых" людей, которыми можно командовать. Из этого следует, что фамусов-ское и молчалинское общество растет и развивается.

Комедия Грибоедова "Горе от ума" - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека, вынужденного жить в чуждом ему обществе. Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Это молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. Его поражают пустота и пошлость жизни московского общества. Главный герой обличает его пороки: низкопоклонство перед вышестоящими, раболепство и угодничество. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то "лицам": "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Он осуждает московских дворян, стремящихся "набрать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле". В этом обществе Чацкий - чужой человек. Он оказался борцом-одиночкой. Измученный этой борьбой, он уезжает: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!..

В этой статье обсуждаются два самых известных героя Грибоедова из знаменитой комедии «Горе от ума» - Чацкий и Молчалин. Сочинение, в котором нужно провести сопоставление этих персонажей, давно входит в школьную программу. В этой статье мы представим план возможного сочинения и рассмотрим его пункты. Кроме того, проведем подробную сравнительную характеристику героев.

Сочинение «Горе от ума»: Чацкий и Молчалин.

План для любого задания по развитию речи, предполагающего написание собственного текста, невозможен без детализации. Давайте попробуем его составить:

  • Небольшая характеристика комедии.
  • Описание образа Молчалина.
  • Описание образа Чацкого.
  • Сопоставление героев.
  • Подведение итогов.

О произведении

Главными персонажами пьесы «Горе от ума» являются Чацкий и Молчалин. Сочинение лучше начать с характеристики самого произведения.

Итак, в комедии автор отразил нравы и поведение общества в период с 1808 по 1824 год, а само действие разворачивается после войны 1812 года. Грибоедов поднимает самые главные проблемы этого времени: патриотизм, государственная служба, крепостничество, упадничество в сферах образования и просвещения, человеческие взаимоотношения. И все эти вопросы рассматриваются с двух ракурсов - с точки зрения людей «нынешнего века» и «века минувшего». Именно в борьбе Молчалина и Чацкого наиболее ярко отражается борьба этих поколений.

Образ Молчалина

Но в чем же так несхожи Чацкий и Молчалин? Сочинение должно дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Начнем с рассмотрения образа Молчалина. Он имеет свои идеалы, убеждения и цель в жизни. Вот его цели - высокое положение в обществе, карьерный рост, богатство. Для Молчалина смысл жизни заключается в собственном благополучии: «и весело пожить, и награжденья брать». Чтобы достичь своей цели, он готов на все - хитрить, льстить, обманывать, изворачиваться. Так он сам об этом говорит: «угождать всем без изъятья». Но это относится только к тем, кто выше его по чину. С теми же, кто ниже его, он не церемонится.

Образ Чацкого

Мы начали говорить о том, в чем непохожи Чацкий и Молчалин. Сочинение обязательно должно включать характеристику обоих персонажей, поэтому поговорим об Александре Чацком. Он образованный молодой дворянин, отличающийся передовыми взглядами, типичный представитель «нынешнего века». Чацкий готов к бескорыстному служению Отечеству и желает приносить пользу людям. Герой презирает карьеризм, чинопочитание, лицемерие и притворство. Этот персонаж очень близок к декабристам по своим убеждениям. Чацкий не одобряет крепостничество, с уважением относится к русскому народу, уважает национальную культуру и русский язык. К Молчалину относится с явным презрением.

Отношение к любви

Переходит к описанию отношений героев к любви наше сочинение. Чацкий и Молчалин, характеристика которых здесь представлена, абсолютно по-разному представляют это чувство и соответственно относятся к Софье.

Чацкий искренне привязан к девушке и всем сердцем любит ее. Только ради Софьи он решает вернуться в Москву. Однако его чувства оказываются отвергнуты, что он долгое время не может принять.

Молчалин же обманывает Софью, притворяясь, чтобы добиться продвижения по карьерной лестнице. Несмотря на свою молодость, Молчалин относится к «веку минувшему». Для него нравы и мораль старой Москвы возведены в идеал, поэтому он и принят обществом с таким радушием.

При этом Чацкий слишком поддается собственным эмоциям и не замечает чувств Софьи. Молчалин же остается холодным и расчетливым. Он неспособен на сильное чувство.

Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (сочинение)

Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:

Молчалин

Характер

Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.

Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель - карьера и высокое положение в обществе.

Общественное положение

Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.

Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.

Образование

Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.

Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.

Сфера деятельности

Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.

Социальные взгляды

Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.

Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.

Карьерные воззрения

Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.

Готов на все ради карьеры - терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.

Особенности речи

Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.

Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.

Отношение друг к другу

Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.

Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.

Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.

Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.

Роль в комедии

Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.

Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.

Итоги

Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна - он принимает сторону Чацкого.

Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.

Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса. Комедия «Горе от ума» занимает особое место в ряду выдаю­щихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой жи­вучестью», так как А. С. Грибоедов сумел показать не только вре­мя, в которое он жил, но и создал Незабываемые образы, интерес­ные и современному читателю. Сила его писательского таланта ярко проявилась в том, что каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповтори­мыми индивидуальными чертами. Его герои не отвлеченные об­разы, а сложные и противоречивые натуры, как сложны и проти­воречивы реальные люди.

Александр Андреевич Чацкий - это молодой дворянин, чело­век умный, образованный. Мы узнаем, что он занимался литера­турной работой, состоял на военной службе, имел связи с мини­страми, три года провел за границей. Пребывание за границей обо­гатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор, однако он не стал поклонником »сего иностранного, что типично для фа- мусовского общества. От низкопоклонства Чацкого удерживают присущие ему подлинный патриотизм, любовь к своему народу. В нем развито критическое отношение к окружающей действитель­ности, чувство личного и национального достоинства, ему прису­ща независимость взглядов и суждений. Он считает, что ум, чело­вечность, прямота - вот оружие, единственно достойное настоя­щего человека.

Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, ду­шевная открытость, доверчивость, способность полностью отда­ваться своим чувствам. И рядом с этим человеком - зло, буднич­ное и живучее, которое встретило его по возвращении в Москву. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского обще­ства, нашел ту же пошлость и пустоту, которые присутствовали и в прежние годы, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности. Поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обще­ством было неизбежно. И это столкновение постепенно принима­ет все более ожесточенный характер, кроме того, оно осложняется еще и личной драмой Чацкого - рушатся его надежды наличное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она, обла­дая несомненными достоинствами, всей душой принадлежит фа- мусовскому миру, а Чацкий вступает с этим миром и его устоями в конфликт.

Этот конфликт, стоящий в центре комедии, - конфликт меж­ду «одним здравомыслящим человеком» и консервативным боль­шинством, отражающий противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», - наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчалиным. Они ровесники, и тем острее контраст между ними.

Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, не­терпимость ко всему свежему и непривычному - таковы основ­ные черты всех представителей фамусовского общества. А Молча- лин по всем свойствам характера принадлежит к этому обществу: более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…ума в нем только мало…», - характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угождает всем, не смеет «своего сужденья иметь». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других… в чинах мы небольших», - считает он.

Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема. «Зачем же мнения чужие только святы?» - иронично спрашивает он Молчалина. Сам Чацкий привык иметь и высказывать собственное мнение.

Молчалин своими главными талантами считает «умеренность и аккуратность», которые обеспечивают его настоящие и буду­щие успехи. Он обладает и другими «чудеснейшими свойства­ми», за которые его так любит Софья, да и другие в фамусовском обществе: «…уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокой­ства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…». Очень точную характеристику дал ему Н. В. Гоголь: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, без­молвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…».

Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего ве­ка» - «века покорности и страха», основанную на пресмыкатель­стве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека считает удачливого вельможу, достигшего «степеней из­вестных» благодаря своему раболепству. Вся «лакейская» филосо­фия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое сужде­ние иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя - Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чи­новником. Например, умение подслужиться к влиятельным ли­цам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Он на службу смотрит как на сред­ство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?»

Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел «три награж­денья получить». Но Чацкий придерживается других правил:

Когда в делах - нот веселья прячусь,

Когда дурачиться - дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил - отличительные каче­ства Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни. «Любовника я принимаю вид, - го­ворит он, - в угодность дочери такого человека… который кор­мит и поит, а иногда и чином подарит…» Изображая влюблен­ность, он жалок и смешон: «…возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет. Ни слова вольного, и гак вся ночь прохо­дит, рука с рукой…». Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и «вольное» слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв, а опасается только одного - злых язы­ков, которые для него «страшнее пистолета», да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коле­нях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера. Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество, возводимые Молчалиным в принцип и при­нимаемые в дворянском обществе,

Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, начисто лишен лицемерия и практицизма, а Молчалин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять «теплое местечко». Один серьезно гото­вится к полезной деятельности и мечтает о возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятие по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не люб­ви, а выгодной женитьбы. Первый открыто высказывает свои мыс­ли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискива­ет, лебезит, но в душе дурно относится к людям.

Кого же предпочтет фамусовское общество? Конечно, Молча­лина. К сожалению, «молчалины блаженствуют на свете!», и пото­му Чацкому остается только отступ ить, унося в груди «мильон тер­заний».

В этих двух образах комедии Грибоедов отразил свое понима­ние объективной правды жизни, свое понимание закономерно­стей исторического развития. В образе Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный тип подлеца и ци­ника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, ко­торый сумеет, однако, дойти до «степеней известных». А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимаю­щего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гу­манности, ума и культуры.