Чацкий и его миллион терзаний. Сочинение Мильон терзаний Чацкого (9 класс). О героях «Горя от ума»

Сочинение «Мильон терзаний Чацкого» предполагает рассмотрение любовных и общественных терзаний главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Понятие «мильон терзаний»

Данное выражение наблюдается в самой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В третьем действии комедии на мысль Фамусова о том, что Чацкий находится не в своей тарелке, главный герой отвечает, что по приезде в Москву он получил «мильон терзаний». Чацкий говорит о том, что он чувствует себя потерянным среди «дружеских тисков», «шарканья», «восклицаний» и «всяких пустяков». Оказавшись в Москве, Чацкий, по его словам, чувствует настоящее горе.

Выражение «Мильон терзаний» обрело популярность в русской литературе благодаря критическому этюду И. А. Гончарова, который носит название «Мильон терзаний». Автор с меткость отметил, что Чацкий терзается на протяжении всего повествования да так и уезжает с этими же терзаниями.

Любовные терзания

Вся комедия «Горе от ума» завязывается на любовном конфликте. Главный герой Чацкий после длительного отъезда оказывается в доме Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Показывая свое неравнодушное отношение к девушке, Чацкий видит, что она холодна с ним. Это заставляет главного героя задуматься о любви, терзаться сомнениями, любит ли его Софья, а если не любит, то почему.

Чацкий буквально сразу определяет причину равнодушия Софьи: она влюблена в Молчалина. Он внутренне и внешне терзается непониманием, что его возлюбленная нашла в этом лицемерном человеке. Чацкий пытается доказать Софье то, что Молчалин ей не пара.

Общественные терзания

Оказавшись в доме Фамусова, Чацкий видит различия в его мировоззрении и мировоззрении представителей фамусовского общества. Главный герой осуждает образ жизни тех людей, в кругу которых он оказался. Чацкий терзается не только внутренне, но и показывает всем вокруг свое недовольство светскими традициями. Он не понимает, почему люди стараются сделать все, чтобы получить высокий статус, почему люди готовы прислуживаться, чтобы добиться успехов в карьере. Терзания Чацкого достигают финальной точки в его знаменитом монологе «А судьи кто?», в котором герой ужасается, что такие лицемеры и эгоисты стоят в центре всей страны.

В произведении автор показывает переплетение взаимоотношений своего главного героя с Софьей с его недовольством и раздражением по поводу жизни московского дворянства, консервативных и эгоистичных воззрений, которыми оно пропитано.

Чацкий пытается пробудить любовь к нему Софьи, но она интересуется Молчалиным. Для главного героя произведения это оскорбительно вдвойне: он не просто отвергнут, но ради человека, которого у него есть все основания презирать.

Это заставляет его еще раз столкнуться с прекрасно известной ему истиной, что чиновный мир ценит только ранги и должности, а его таланты и остроумие, а также либеральные убеждения и стремление к прогрессу, могут лишь привлечь внимание, хотя и не всегда благосклонное.

В лице Фамусова, Скалозуба и прочих встреченных им людей, занимающих более высокое положение, он видит ограниченность и косность. Чацкий, безусловно, человек, обладающий внутренней свободой.
Это, в сочетании с либеральными воззрениями, рождает в нем неприязнь к чинопочитанию и карьеризму, которым охвачено большинство из его собеседников. Общение с Репетиловым, который на первый взгляд более склонен к восприятию новых идей и прогресса в широком смысле, также вызывает раздражение у Чацкого. Свободомыслие Репетилова не настоящее, оно представляет собой просто дань моде.

Как умный человек, Чацкий пустоту встреченных им людей. Он понимает, что такие е приносят большой пользы обществу и тормозят развитие, тогда как он считает прогресс средством, способным искоренить многие беды России. Однако все это смешивается с личными мотивами, уязвленной гордостью. Высказывания Чацкого, содержащие критику господствующих общественных порядков, совершенно естественно, должны вызывать раздражение у окружающих, для которых перемены, предлагаемые им несут существенные личные потери или, по крайней мере, вызовут неудобства. Демонстрируемая ими неприязнь, усугубляемая тем, что Чацкого никто не поддерживается, и он остается один, пребывая в постоянном состоянии психологического дискомфорта, ускоряют развязку.

Чацкий не смог никого и ни в чем переубедить, наладить отношения с Софьей также у него не получилось, поэтому он понимает или, как минимум чувствует, что должен уйти, оставаться в фамусовском обществе для него бессмысленно и чревато лишь продолжением бессмысленных споров и неприятного общения.

Сочинение №2

Комедия А.С. Грибоедова является произведением, которое сыграло большую роль в становлении и воспитании нравственного облика российского общества. В данном труде мы видим позывы к борьбе с глупостью, безнравственностью, подлостью и насилием. Произведение и до сих пор не сходит со сцен театров, оно будоражит умы точно так же как и во времена Российской империи.

В пьесе Грибоедов изобразил всего лишь один день в доме Фамусова. Но, несмотря на это, автор сумел затронуть множество значимых вопросов: образование, долг, служба, крепостное право и поклонение всему заграничному. Мы видим борьбу старых устоев с новым веком.

В Фамусовском обществе все построено на лицемерии и лжи. Все, чем они заняты, это лишь веселье и беззаботность. И вот, в этот дом, где каждый угол истощает пороки, врывается Чацкий. В его образе Грибоедов запечатлел молодого человека, полного новых идей и стремлений. У него свой, отличающийся от других склад ума, он находится в постоянных поисках нового, доселе неведомого.

В основе произведения находится любовная драма, за ширмой которого скрываются социальный и идеологический конфликты. В них мы видим страдания и душевные муки Чацкого. Он приезжает в дом Фамусовых к любимой девушке, но она изменяет молодому человеку, предпочитая Молчалина. Молчалин недалекого ума человек, в чьих талантах лишь аккуратность и услужливость. Софья целиком принадлежит фамусовскому обществу, и оттого не может быть вместе с Чацким, поскольку он совершенно другой, непривычный для ее понимания. Софья оказывается одной из «мучителей» бедного главного героя. Чацкий один противостоит этому обществу, он простой мечтатель, желающий свергнуть старое и установить на его месте светлое и доброе.

Чацкому претит российское общество тех времен, он видит весь ужас крепостничества, когда людей меняют на собак, когда к ним относятся как ко второму сорту. Он видит, что власть находится в руках у худших из людей, их не волнуют судьбы народа.

В таком обществе замечательно себя чувствуют именно Молчалины, умеющие в нужный момент польстить, услужить. Чацкий лишний, он понимает это, и желает все, наконец, изменить.

Чацкий – человек новой эпохи, он выступает против устоев старой Москвы. В вопросе служения народу у него свои взгляды. Он не желает видеть, что чины и богатства довлеют над честностью и умом. Он против тех, кто боится науки и просвещения. По его мнению, прогресс наступит лишь тогда, когда люди начнут развиваться, задумываться, но в обществе Фамусова это чуждо.

Идеи и речи Чацкого остаются никем не понятыми. Он желает раскрыть душу, все высказать. На балу он настраивает всех против себя, потому что он считает невозможным такое поведение, как у собравшихся «господ». Но общество смеется над ним. Его принимают за сумасшедшего и выгоняют.

  • Сочинение Вера в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика)

    Вера – это та, единственная женщина, которая открывает читателям Печорина с другой стороны. Она – привлекательная блондинка среднего роста. У Веры выразительное лицо с правильными чертами

  • Александр Чацкий – молодой человек, который имеет твердые убеждения и принципы. Он готов служить своему делу, идее, Отечеству, но Александр не станет прислуживаться людям. Он очень умён и образован.

    Александр решает вернуться в Москву к своей возлюбленной Софье, но он даже не подозревает, что у неё здесь совсем другая жизнь. Его любовь уже не такая, как раньше, она изменилась совсем в другую сторону. В детстве они были одних взглядов. Молодые и пылкие сердца, они любили друг друга, но однажды Чацкий уехал и оставил Софью на Фамусовское общество. Мало того, что девушка росла без матери, теперь она попала под воздействие Московских дам, которые научили её правильно жить. Теперь её взгляды и убеждения коренным образом изменились.

    Чацкий едет в Москву, ожидая увидеть ту же Софью, как и раньше. Но он даже не подозревает, что встретит совершенно другого человека. Та Софья, которую он любил, осталась в прошлом. Реалии жизнь её изменили в худшую сторону. Под влиянием услужливого, корыстного и алчного общества девушка стала совсем другой. Теперь её идеал Алексей Молчалин, его легко подмять под себя, он всегда согласен с ней и никогда не возразит. Девушка без ума от него.

    Александр, встречаясь с такой реальностью, оказывается в состоянии шока. Он не понимает, как можно любить такого глупого и лицемерного человека, как Молчалин. Сразу же после приезда Александр заводит с Софьей разговор о своих чувствах, но натыкается на холодный айсберг непонимания и отвержения. Их былые отношения девушка воспринимает, как нечто несерьёзное, как ребячество. Сердце Александр разбито, его чувства растоптаны. Софья открыто нахваливает Алексея перед Чацким, что вызывает у него раздражение. Александр же только насмехается над Молчалиным. Он не понимает, как Софья могла стать такой глупой.

    Мечты юности разбиты. Ту любовь, которую Чацкий хранил все эти годы, растоптали. Фамусовское общество абсолютно не понимает идей и убеждений героя, они далеки от них. Этому обществу нужно только материальное, только деньги, чины и звания. Представители этого общества готовы идти на всё, ради продвижения по службе. Чацкий же готов служить только делу или идеи, перед людьми он прислуживаться никогда не станет. Для Александра это низость, он никогда не опустится до такого уровня.

    Теперь он сожалеет, что приехал. Александр даже и предположить не мог, что его любовь так изменится. Софья, с которой в юности он разделял все свои переживания и взгляды, которая поддерживала его во всех начинаниях теперь совсем другая. Той Софьи больше нет, вдобавок она ещё и распускает слух о том, что Александр сошёл с ума. И этот бред быстро разносится по всему дому. Чацкий высказал всё, что думает обо всём и покинул этот дом навсегда. Его жизнь никогда не будет прежней.

    Вариант 2

    Комедия А.С. Грибоедова является произведением, которое сыграло большую роль в становлении и воспитании нравственного облика российского общества. В данном труде мы видим позывы к борьбе с глупостью, безнравственностью, подлостью и насилием. Произведение и до сих пор не сходит со сцен театров, оно будоражит умы точно так же как и во времена Российской империи.

    В пьесе Грибоедов изобразил всего лишь один день в доме Фамусова. Но, несмотря на это, автор сумел затронуть множество значимых вопросов: образование, долг, служба, крепостное право и поклонение всему заграничному. Мы видим борьбу старых устоев с новым веком.

    В Фамусовском обществе все построено на лицемерии и лжи. Все, чем они заняты, это лишь веселье и беззаботность. И вот, в этот дом, где каждый угол истощает пороки, врывается Чацкий. В его образе Грибоедов запечатлел молодого человека, полного новых идей и стремлений. У него свой, отличающийся от других склад ума, он находится в постоянных поисках нового, доселе неведомого.

    В основе произведения находится любовная драма, за ширмой которого скрываются социальный и идеологический конфликты. В них мы видим страдания и душевные муки Чацкого. Он приезжает в дом Фамусовых к любимой девушке, но она изменяет молодому человеку, предпочитая Молчалина. Молчалин недалекого ума человек, в чьих талантах лишь аккуратность и услужливость. Софья целиком принадлежит фамусовскому обществу, и оттого не может быть вместе с Чацким, поскольку он совершенно другой, непривычный для ее понимания. Софья оказывается одной из «мучителей» бедного главного героя. Чацкий один противостоит этому обществу, он простой мечтатель, желающий свергнуть старое и установить на его месте светлое и доброе.

    Чацкому претит российское общество тех времен, он видит весь ужас крепостничества, когда людей меняют на собак, когда к ним относятся как ко второму сорту. Он видит, что власть находится в руках у худших из людей, их не волнуют судьбы народа.

    В таком обществе замечательно себя чувствуют именно Молчалины, умеющие в нужный момент польстить, услужить. Чацкий лишний, он понимает это, и желает все, наконец, изменить.

    Чацкий – человек новой эпохи, он выступает против устоев старой Москвы. В вопросе служения народу у него свои взгляды. Он не желает видеть, что чины и богатства довлеют над честностью и умом. Он против тех, кто боится науки и просвещения. По его мнению, прогресс наступит лишь тогда, когда люди начнут развиваться, задумываться, но в обществе Фамусова это чуждо.

    Идеи и речи Чацкого остаются никем не понятыми. Он желает раскрыть душу, все высказать. На балу он настраивает всех против себя, потому что он считает невозможным такое поведение, как у собравшихся «господ». Но общество смеется над ним. Его принимают за сумасшедшего и выгоняют.

    В этой комедии мы видим человека, который страдает от своего ума. Из-за своей образованности он становится в глазах общественности чудаком и сумасшедшим. Он находится среди тех, в ком нет ничего человеческого, они лишь прикрываются нормами морали. Он не в состоянии оставаться с ними, и, в конце концов, уходит от них прочь.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение эссе Труд души 7 класс

      Труд души - само по себе необычное понятие. Как душа может трудиться? Хотя сказал поэт, что душа должна трудиться и день, и ночь. (Не помню, кто именно сказал, так как по программе мы еще не проходили это.)

    • Образ Дедушки в поэме Дедушка Некрасова

      Дедушка является основным персонажем в поэме. Он дед Саши, когда-то был декабристом. Современные читатели возможно узнавали в этом образе некого Волконского. Описывая его внешность, можно выделить статную фигуру.

    • Что такое шариковщина? сочинение по повести Собачье сердце Булгакова

      Такое определение в русский язык ввел Михаил Булгаков после написания произведения «Собачье сердце». Часть людей уверена, что повесть написана, чтобы отобразить все пороки будущего политического строя и общества.

    • Образ и характеристика Барона в пьесе На дне Горького сочинение

      Барон – взрослый мужчина, один из жителей ночлежки, по совместительству работающий сутенёром. К такой жизни, по его словам, его привела череда несчастий, из-за которой он оказался без гроша

    • Образ и характеристика Михаила Кошевого Тихий Дон Шолохова сочинение

    «Горе от ума» А.С. Грибоедова является одним из немногих случаев, когда единственное произведение делает своего автора бессмертным. Грибоедовская комедия не утратила своей актуальности и сегодня – в силу поднятого в произведении проблемного пласта. Автор ставит и разрешает в свете передовых взглядов важные для его времени проблемы: о крепостном праве, государственной службе, об отношении к просвещению и науке, о патриотизме. Ставится в комедии и еще одна значимая проблема – горе умного человека, вынужденного жить в чуждом ему обществе крепостников.

    Таким страдающим умным человеком, переживающим миллион своих «терзаний», становится главный герой произведения – Александр Чацкий. Чацкий – молодой, образованный дворянин, только что вернувшийся из 3-летнего путешествия. За проведенное за границей время молодой человек впитал в себя гуманистические идеалы чести, благородства, и именно поэтому он так глубоко контрастен фамусовскому обществу: он не терпит предрассудки и сплетни, низкопоклонство, угодничество и раболепство, карьеризм, слепое преклонение перед всем иностранным, жестокую эксплуатацию крепостных. Монолог Чацкого – живое тому доказательство: это протест против рабства, это явная защита идеалов свободы и гуманизма. Герой стремится служить родине, а не «лицам»; болеет душой за свою страну, за ее недостатки; поддерживает «умный и бодрый» народ; отстаивает право русской культуры развиваться по собственному пути.

    Идеологический «передовик», Чацкий стал лишним, чужим человеком в обществе фамусовых, скалозубов и молчалиных. Это общество борется с героем своими способами: сначала Чацкого объявляют «вольтерьянцем» и «опасным человеком», а после и вовсе сумасшедшим. К сожалению, признается автор, Чацкий стал явлением несвоевременным, он борец-одиночка, к появлению которого общество еще не готово. Противоположную точку зрения высказал Гончаров: «Один в поле не воин. Нет, воин, если это Чацкий. И к тому же – победитель ».

    Грибоедов оставляет судьбу своего героя «открытой»: не выдержав столкновения с фамусовским обществом и измученный борьбой, герой покидает Москву («сюда я больше не ездок »). По мнению Герцена, дальнейший путь Чацкого – Сенатская площадь, а затем и Сибирь.

    Столкновение героя с обществом осложняется и его личной драмой: он любит давно охладевшую к нему Софью. Драма усиливается и тем, что соперником героя становится приспособленец Молчалин – не достойный ни Чацкого, ни самой Софьи: «вот он, на цыпочках и не богат словами ».

    Молчалин – это бессловесный раб, главные достоинства которого – «умеренность и аккуратность ». Автор лишает героя лица, именно поэтому у него нет прототипа. Молчалин двуличен, это даже не человек, а просто красивая обертка. Он беден и безроден, отсюда – стремление любыми средствами завоевать положение в обществе. Это стремление настолько карикатурно и гипертрофировано, что Грибоедов наделяет Молчалина «мизерной» теорией карьеризма: всем угождать, не иметь собственного мнения. Манеры Молчалина многих – в том числе и Софью (но не Чацкого) – вводят в заблуждение. Молчалин тоже награжден умом – но иного порядка: это ум подлеца и предателя с идеалами холодного расчета во всем.

    Если у Вас появились вопросы или Вы хотите более детально остановиться на данном произведении, Вы можете провести бесплатное 25-минутное занятие с онлайн репетитором после регистрации. Для дальнейшей работы с преподавателем у Вас будет возможность выбрать подходящий Вам тарифный план.

    Успешного изучения литературы!

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    А. С. Грибоедов вошел в русскую литерату-ру как автор одного произведения — комедии «Горе от ума». Эта пьеса Грибоедова совре-менна до сих пор и будет волновать общество до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока бу-дут господствовать жажда наживы, стремле-ние жить за счет других, а не за счет собст-венного труда, пока будут существовать охот-ники угождать и прислуживаться.

    Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума». Автор со-здает целую галерею отрицательных обра-зов: это Фамусов, Молчалин, Репетилов, Ска-лозуб и т. д.

    Сюжет пьесы построен на конфликте одно-временно личном и общественном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В «Горе от ума» сущест-венно важным для развития действия оказы-вается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое противоречие умно-го и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов в письме Ка-тенину писал: «...девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на од-ного умного человека), и этот человек, разу-меется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повы-ше прочих...»

    Героям-глупцам в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андрее-вич Чацкий. Он приехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софии, своей возлюбленной. Но, вернувшись в не-когда родной и любимый дом, он обнаружи-вает большие перемены: София холодна, вы-сокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

    Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софию терпят фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого София отвечает: «Ребячество!»

    С этого начинается личная драма героя, ко-торая перестает быть узко личной, а перерас-тает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Чацкий один выступает против армии старых «воинов», на-чиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

    Он спорит с самим Фамусовым по поводу об-раза и цели жизни. Хозяин дома считает образ-цом правильности жизнь своего дядюшки:

    Максим Петрович: он не то на серебре,

    На золоте едал; сто человек к услугам.

    Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от подобного, отсюда и непонимание Чац-кого, требующего «службы делу, а не лицам». Любовный и социальный конфликты сходятся, единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отно-шениями. Это изматывает Чацкого, и в ре-зультате его ждет «мильон терзаний», по мет-кому выражению И. Гончарова.

    Чацкий и Молчалин — молодые люди при-мерно одного возраста, одного времени, жи-вущие в одной стране, городе. Но насколько они различны! Чацкий — само красноречие, правдивость, ум... «Он обличитель лжи и все-го, что отжило, что заглушает новую жизнь. Он требует места своему веку», — пишет И. Гон-чаров в статье «Мильон терзаний». Молчалин же — лицемер, подхалим-хамелеон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения, дей-ствия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и София. Для Софии, полюбившей Молчалина, его поро-ки — идеал, а достоинства Чацкого — недо-статки: «Веселость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова... Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна, а над собой гроза куда не бесполезна». Молчалин же: «При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит... Веселостей искать бы мог; ни-чуть: от старичков не ступит за порог; мы рез-вимся, хохочем, он с ними целый день зася-дет, рад не рад, играет... Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чу-ма, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал, да эдакий ли ум се-мейство осчастливит?»

    Кажется, София чувствует, что Молчалин глуп, молчалив, без своего мнения, но «чудес-нейшего свойства он наконец: уступчив, скро-мен, тих. В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю». И София предпочитает его Чацкому. Может, ее пугает в последнем «особенностей без-дна», может быть, это обида. Ведь, уехав, Чац-кий оставил девушку одну в этом безликом, сером и ничтожном мире.

    О том, что Чацкий — «век новый», а Молчалин — питомец фамусовской Москвы, свиде-тельствуют их идеалы. Чацкий требует «служ-бы делу, а не лицам», не смешивать «веселье или дурачество с делом», он тяготится среди толпы «мучителей, зловещих старух, вздор-ных стариков», отказываясь преклоняться пе-ред их авторитетом. Он «служить бы рад, при-служиваться тошно».

    Заповеди Молчалина: «Во-первых, угож-дать всем людям без изъятья... В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Его та-лант — умеренность и аккуратность. И все это: страсть к чинам, низкопоклонство, пусто-та — нераздельно связывает Молчалина с «веком минувшим».

    Чацкий — воитель. Он борется против идеа-лов, целей, стремлений старой Москвы, клей-мит позором мотовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы «разливанья в пирах и мотовстве». Образ Чацкого — идея, мораль пьесы, а Молчалин — одно из воплощений си-лы старого мира. Между ними не может быть ни малейшего сходства. Даже в чувство любви Чацкий «бросается», как вживую, непосредст-венную и глубокую стихию жизни». В любви Молчалина к Софии нет фактически ничего, кроме корысти.

    Состояние неопределенности в жизни при-водит Чацкого в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:

    Нет, нынче свет уж не таков...

    Вольнее всякий дышит

    И не торопится вписаться в полк шутов.

    У покровителей зевать на потолок,

    Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

    Подставить стул, поднесть платок, — то в монологе на балу в доме Фамусова прояви-лась неуравновешенность его души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но одновременно его образ очень трагичен: его монолог — следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаи-вает на протяжении всей комедии.

    Под тяжестью «мильона терзаний» он слом-лен, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно неверо-ятные слухи, которые кажутся необоснован-ными, но весь свет говорит о них:

    Сума сошел!..

    Ей кажется... вот на!

    Недаром?

    Стало быть... с чего б взяла она!

    Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену проща-ния с Софией и разоблачения Молчалина:

    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

    Кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним,

    И в нем рассудок уцелеет...

    Вон из Москвы!

    Сюда я больше не ездок,

    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету

    Где оскорбленному есть чувству уголок!

    В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но в его словах всегда есть правда — правда о его отношении к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять пред-ставителей фамусовской Москвы во лжи, хан-жестве, лицемерии. Сам герой — яркое дока-зательство того, что отжившее и больное за-крывает дорогу молодому и здоровому.

    Сравнение можно продолжить, анализируя каждый жест или реплику героев. Но даже из нескольких примеров видно, что сама коме-дия — это борьба противоположностей: Чацко-го с «веком минувшим» — Фамусовыми, скало-зубами, молчалиными. Он жертва, но победи-тель. Фамусовское общество в борьбе с Чацким использует все: сплетни, слухи, ложные обви-нения, а это не оружие сильных. И поэтому Чац-кий одерживает нравственную победу над ни-ми, оказывается выше всей окружающей его серости и бездарности.

    Образ Чацкого в комедии Грибоедова, кото-рую А. А. Блок назвал «гениальнейшей русской драмой», остается незавершенным. Рамки пье-сы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уве-ренностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фа-мусовых, молчалиных и репетиловых, тем сла-бее и тише будут звучать их голоса.