Целеполагание в педагогике, типы, этапы и условия его успешности. Целеполагание – технология и процесс

Общие требования к процессу целеполагания

Цели должны быть:

    Конкретны

    доступны для понимания

  • достижимы

Ключевые принципы постановки целей:

    Обсуждение целей

    Определение приоритетов

    установление сроков выполнения целей

    обеспечение регулярной обратной связи

    связь целей с системой поощрения

Постановка целей организации требует от руководителей доведения их до сведения подчиненных, объяснения важности их достижения, определения механизма достижения (т.е. определение материальных, человеческих, финансовых, информационных ресурсов; сроков выполнения; распределение систем ответственности, контроля, мотивации, использование технологий и других потенциальных источников).

Цели организации не остаются неизменными, каждому этапу и циклу ее развития соответствуют определенные цели. Необходима своевременная их корректировка для успешного функционирования организации.

В целеполагании всегда возникает задача свести множество возникающих целей к минимуму, из минимума выбрать главную цель, исключить те, которые выступают как средство достижения других целей или не влияют на выбор альтернатив. Главное при определении целей указать ЧТО и КОГДА.

После того как цель поставлена, возможности и ресурсы системы переоцениваются с позиции цели. Учитываются и мобилизуются те из них, которые в наибольшей степени способствуют ее достижению.

Целеполагание включает не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания – программирование деятельности по достижению сформулированных целей.

5.3. Дерево целей как метод цеполагания

К методам целеполагания относят разработку «дерева целей», которое осуществляется путем последовательной декомпозиции (разделения) главной цели на подцели по следующим правилам:

    формулировка целей должна описывать желаемые результа­ты (состояние, предметы и т.д.), но не действия, необходи­мые для их достижения;

    формулировка целей должна быть количественно и качественно измерима;

    должна выполняться полнота редукции целей: каждая цель вышестоящего уровня разворачивается в подцели нижестоящего уровня;

    формулировка главной (генеральной) цели должна давать описание конечного результата; не давать двойного толкования;

    на каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;

    декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позво­ляет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.

В целом принцип «дерева целей» обеспечивает взаимосвязь множества целей разного содержания (экономических, соци­альных, политических, духовных), их согласование для достиже­ния главной, единой цели.

Формирование «дерева целей» происходит по принципу «от общего к частному». На вершине находится главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие - те промежуточные цели (цели-средства), от реализации которых за­висит ее достижение. Промежуточные цели, в свою очередь, под­разделяются на более частные и т.д. Так достигается максималь­ная конкретизация управленческой деятельности. Этот принцип, по существу представляет общую стратегию процесса социального управления, возможность придания ему системного характера и образует конкретную систему зависимости, позволяющую опре­делить место и роль каждой цели в процессе ее достижения, раз­граничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности.

Количество уровней дерева целей зависит от масштабов организации, сложности целей, характера проводимых мероприятий.

Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность.
Марк Туллий Цицерон
И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал - Я одинок. Сотворю себе мир.
Джонсон Дж. У.

Как мы уже выяснили, любое движение любого живого, а тем более разумного существа есть поведение, имеющее цель. Бесцельного поведения не бывает. Человек не совершает ни единого движения, не преследуя при этом ту или иную цель.
Причина этого очевидна, т.к. источник любой цели - это потребность. У любого человека есть потребности, и цель – образ их удовлетворения.
Таким образом, цель есть начало, содержание и завершение любого движения. Из этого следует простая и понятная мысль: с практической точки зрения для любого человека нет ничего важнее Цели.
Собственно, этот факт находит прямое отражение в работе нашего мозга. Последний занят всегда одним и тем же процессом – идеальным созданием будущего, т.е. целеполаганием. Нам нет никакой надобности заставлять свой мозг ставить цели и задачи, он и так только этим и занят.
Все просто и очевидно. Мы всегда движемся соответственно неким целям. Иного нам просто не дано. Мы можем сознавать этот факт или нет – суть вещей от этого не поменяется.
Можно даже говорить о наличии непреложного закона причины и следствия, который гласит, что у каждого следствия в нашей жизни есть причина. Цели - это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание - это следствия. Мы сеем цели и пожинаем результаты. Цели начинаются с мыслей или причин и проявляют себя в виде условий или следствий.
Из этого автоматически следует, что мы находимся там, где мы есть, и являемся теми, кем мы являемся, именно потому, что сами того хотели. Получается, что исключительно наши мысли, планы, цели, дела и поведение привели нас в нынешнее состояние. Иначе и быть не могло. Таково устройство Мира и нас самих.
Тут возникает простой, но закономерный вопрос. Если мы всегда движемся не иначе, как сообразно поставленной нашим собственным мозгом цели, то почему так многие из нас не удовлетворены тем, где находятся, и тем, кем являются?
Почему принято полагать, что кто-то «достигает цели (успеха)», а кто-то – нет? Откуда берутся «неудачники»? Откуда берутся не-здоровье, не-счастье, не-свобода и прозябание? Разочарования в себе, людях, жизни? Обида, вина, стыд? Страх, гнев, злость, ненависть? Откуда, в конце концов, взялась эта затертая до неприличия фраза «хотели, как лучше, а получилось – как всегда»?
Видимо, мы никогда не бываем по-настоящему счастливы, если не перемещаемся по направлению к достижению чего-то очень важного для нас.
Тут есть нюансы.
«После двадцати пяти лет исследований и опытов я пришел к выводу о том, что успех равен цели, все же остальное - домыслы. Умение наметить цель и составить план по ее осуществлению послужит делу обеспечения вашего успеха больше, чем любое другое занятие.» (Артур Б. Ван Ганди)
Максимальное сосредоточение на цели, продолжает тот же автор, есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю нашего потенциала невозможно реализовать, не научившись намечать цель и добиваться ее так же просто и естественно, как чистить зубы и расчесывать волосы по утрам.
Итак, первый важнейший нюанс – это сосредоточение. Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, непрерывно поддерживает обратную связь с целью и автоматически корректирует курс. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы достигаем любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы - достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей.
Второй принципиальный нюанс – определение цели.
Любопытный факт состоит в том, что очень немногие люди имеют собственную, осознанную, реальную цель. Считается, что только менее трех процентов людей записывают свои цели на бумаге. И менее одного процента из них перечитывают и переосмысливают эти цели с должной регулярностью. Многим просто не приходит в голову, насколько важно физическое существование собственной цели.
А между тем, люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Мы работаем для достижения либо собственных, либо чужих целей. Мы проживаем либо собственную жизнь, либо «чужую» жизнь, жизнь во имя исполнения чужих целей и интересов. Самая лучшая работа - для достижения собственных целей и ради помощи другим в достижении их целей. Это вообще не «работа», а истинное наслаждение.
Почему же люди не ставят собственные цели?
Первая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто не в курсе. Не в курсе относительно основ причинности нашего мира. На наш взгляд, свою немалую роль в этом играет «вульгарный материализм», господствующее массовое мировоззрение последних 150 лет, который обуславливает изменения случаем, генетикой, наследственной предрасположенностью, «естественным отбором», «борьбой за существование» и пр. внешними по отношению к человеку обстоятельствами.
Вот классическое высказывание материалистической науки: «Цель вторична, а материальные условия ее становления и реализации первичны, потому что они не только предшествуют процессу формирования цели, не только в известном смысле порождают ее, но и определяют ее».
В результате люди предпочитают слово - делу, хотят достичь успехов, улучшить свою жизнь, но при этом не вполне представляют себе, как это конкретно сделать и куда прикладывать усилия.
Как уже отмечалось в разделе «Потребности», отсутствие постановки вопроса о смысле жизни практически приводит к отказу от собственного целеполагания вообще.
Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не берут на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, как человек принял на себя полную ответственность за все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже шаг к постановке цели. Человек без ответственности- это тот, кто постоянно ждет, когда «начнется настоящая жизнь». В этом ожидании вся энергия и время тратится на придумывание объяснений и отговорок по поводу отсутствия желаемого хэппинесса.
Единственный способ определить, во что в действительности верит человек, это судить по его делам, а не по словам. Имеет значение то, что мы делаем, а не то, что мы говорим. Наши истинные ценности и убеждения всегда выражаются нашим поведением, и только им. Один человек, приступающий к делу, стоит десятерых блестящих ораторов, не делающих ничего. Серьезный человек – это делающий человек.
Третья причина, по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Современное массовое воспитание устроено таким образом, что ребенок, подросток, а потом и взрослый как бы постоянно кому-то что-то должен - родителям, школе, старшим, государству и т.д. Людям непрерывно навязываются всевозможные «эталоны» в виде так называемых звезд, кумиров и прочих «знаменитостей». В невольном, но неизбежном сравнении обычный человек ощущает собственную «малость», приземленность. Люди, искусственно отпрессованные на такой низкий оценочно-эмоциональный уровень, что им приходится «посмотреть вверх, чтобы увидеть дно», не могут, понятное дело, уверенно и оптимистично намечать цели на месяцы и годы вперед. Человек, выросший в негативном окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает или подход типа «и какая от этого польза!», а также «я недостаточно хорош», вряд ли способен ставить серьезные цели.
Четвертая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не сознают важности целеполагания. Этому просто не обучают. Если мы выросли в семье, где оба родителя не ставят целей, а определение и достижение целей не является повторяющейся темой семейных разговоров, то мы можем стать взрослыми, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте. Если мы принадлежим к социальному кругу, где у людей отсутствуют четко определенные цели, на достижение которых направлена их деятельность, мы вряд ли задумаемся о феномене целеполагания вообще. Восемьдесят процентов окружающих нас людей идут в никуда, и если мы смешаемся с толпой, то пойдем туда же.
Пятая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они не знают, как это делается. В нашем обществе возможно получить университетский диплом - итог пятнадцати или шестнадцати лет, потраченных на образование, - так и не получив даже часового урока по постановке целей. Между тем, изучение принципов и способов целеполагания едва ли не важнее любого другого предмета, когда-либо изучавшегося нами.
Шестая причина, по которой люди не ставят цели, - это страх. Страх неудачи, страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Возможно, что нашим родителям не хотелось, чтобы мы лелеяли высокие мечты и затем разочаровывались, поэтому они быстро указывали нам причины, по которым мы не сможем добиться своих целей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то или делали что-то, что превосходило их представления о самих себе. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе и постановке целей в течение многих лет.
Дети совсем не глупы. Они очень скоро усваивают, что «если хочешь со всеми ладить, поступай как все». Со временем ребенок, которого не одобряют и постоянно критикуют, прекращает вырабатывать новые идеи, лелеять новые мечты, ставить новые цели. Он начинает путь длиной в жизнь, играя в безопасность, продавая себя по дешевке, принимая собственные низкие достижения как жизненную неизбежность, не поддающуюся изменениям.
Боязнь неудачи - величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо.
Боязнь неудачи выражается во внушении «я не могу, я не могу, я не могу». Боязнь усваивается в раннем детстве в результате деструктивной критики и наказания за те действия, которые не встречали одобрения наших родителей. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу.
Седьмая причина – это непонимание и неприятие смысла и роли «неудачи» в достижении успеха. Правило таково: невозможно добиться успеха, не потерпев поражения. Неудача - предпосылка успеха.
Величайшим успехам почти всегда предшествует множество поражений. Именно уроки, извлеченные из неудач, делают достижение успеха возможным.
Смотрите на каждое временное поражение как на дорожный знак, говорящий: «Остановись, иди лучше вот этим путем». Одно из качеств лидера заключается в отказе мыслить понятиями «провал» или «поражение». Их заменяют понятиями «ценный урок» или «временный сбой».
Можно научиться преодолевать страх поражения, ясно осознавая свои цели и принимая временные трудности и препятствия как неизбежную цену, которую приходится платить для достижения любого значительного успеха в жизни.

Целеполагание и закон контроля

В технологии социальной работы цель выполняет ряд функций:

Определяет рациональный вариант сбора информации и способы действий при решении проблемы;

Ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет социальный работник;

Обеспечивает конкретизацию проблемы;

Помогает определить способы действий.

Цель и принятое решение не тождественные понятия: в содержание правильно сформулированной цели входят варианты и логические принципы решения проблемы.

К принципам можно отнести следующее:

1. Точная и четкая формулировка собственных целей, применительно к данной конкретной ситуации.

2. Определение целей других лиц и организаций, на которые предполагается направлять воздействие.

3. Определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которые оказывается воздействие, а также взаимосвязь возникающих задач.

4. Определение вероятных последствий достижения сформулированных целей. Многие цели могут оказываться по сути средством достижения других, более отдаленных или побочных целей. Поэтому, если не учитывается возможность побочных результатов, это может привести к непредвиденным последствиям.

5. Определение обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных целей, причин их существования или появления.

6. Выявление переменных проблемной ситуации - управляемых и неуправляемых. Большинство людей подходит к решению проблем со своими уже сложившимися представлениями о влияющих на них факторах. Это представление обусловлено образованием, жизненным опытом и информированностью. Стоит эти представления «законсервировать», и они лишают нас творческого подхода к постановке и решению проблемы.

При формировании цели важно определить, какие условия и относящиеся к ней обстоятельства поддаются воздействию и контролю, а какие - нет.

Если переменные проблемной ситуации оказываются неуправляемыми, то просто опасно тешить себя иллюзиями относительно собственных возможностей.

Основополагающим принципом технологизации социального действия по управлению процессами и отношениями является выдвижение системы гипотез и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей.

Это способ формирования структуры целей социальных программ, обеспечивающих взаимосвязь множества целей разного содержания (экономических, социальных, политических, духовных), их согласование для достижения главной, единой цели. Главная цель определяет направление социального действия. Формируется древо целей по принципу «от общего к частному». На вершине - главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие (промежуточные цели - средства), от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные в свою очередь расчленяются на более частные.

Как ставить цели и действовать по их реализации?

Цель должна быть четко и ясно сформулирована. Достижимость цели должна быть объективно предопределена. Нужно быть готовым к трудному пути достижения цели.

Основной принцип формирования структуры целей различных уровней и содержания - их согласованность и взаимосвязь.

Цели должны быть соизмеримы. Они должны иметь сроки достижения.

Постоянная сверка своих действий и результата с поставленной целью - основное правило технологии.

Таким образом, целеполагание - важнейший этап технологического процесса в социальной работе, определяющий содержание, инструментарий и направленность действий специалистов социальной работы.

У какого человека нет желаний? Пожалуй, способность ставить и достигать целей, которые направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека, является наиболее популярной темой, которую изучают, рассматривают и пытаются понять. Целеполагание является одним из ведущих образов жизни, которого должны придерживаться люди. Здесь существуют свои технологии и процессы.

Интернет-журнал сайт делит людей условно на две категории. В мире существует много людей, и у каждого свой стиль жизни. Но условно все способы существования можно разделить на два вида: приспособленческий и целеориентированный. Есть люди, которые стараются приспособиться к жизни, и существуют те, кто живет своей целью и идет к ней.

Несомненно, в каждом из способов есть свои плюсы. Но минуса заставляют задуматься, какой жизнью лучше жить. Стоит рассмотреть эти два вида существования как с хорошей, так и с плохой стороны.

Люди-приспособленцы пытаются подчиниться современной жизни. Они своего рода плывут по течению, ничего не стараясь изменить, исправить. Они добрые и снисходительные, часто становятся зависимыми от чего-нибудь. Более пассивные и статичные, то есть любят стабильность и страдают из-за каких-то потерь. Когда случается нечто неприятное в жизни, они переживают, впадают в депрессию, переполняются различными страхами. Приспособленцы ничего не строят, а приходят уже туда, где все построено, чтобы научится там жить. Они хорошо усваивают различные законы и моральные правила, отчего руководствуются ими безоговорочно.

Целеустремленные люди обычно сами пытаются организовать свою систему. Они не плывут по течению, а стараются сделать свою жизнь такой, какой хотят ее видеть. Они мудрые, опытные, среди них находятся бизнесмены, успешные люди, профессионалы, специалисты. Они не просто хотят быть лучшими, а стремятся быть лидерами в том, что им интересно. Естественно, что своей активностью и динамичностью они не раз накликают на себя беду. Достигая целей, они сталкиваются с препятствиями любого рода. Решают проблемы они не слезами и обидами, а твердой позицией и желанием достичь цели. Зачастую такие люди не приспосабливаются, а стараются организовать свой мирок, в котором им будет комфортно жить.

Очевидно, что в каждом из способов жизни есть свои плюсы и минусы. Только вам выбирать, кем вы будете – приспособленцем или целеустремленным человеком. Нет смысла судить тех, кто выбрал путь приспособленца, поскольку такие люди тоже нужны. В то время как целеустремленные личности что-то формируют, приспособленцы идут за ними и принимают все, что те им дают.

Что такое целеполагание?

Целеполаганием называется первый этап достижения целей, когда человек ставит перед собой конкретную большую или несколько маленьких целей, рассматривает возможные варианты их достижений, способы реализации и решения трудностей. Это пока этап постановки целей, которые должны выполнить определенные задачи, решить трудности и улучшить качество жизни человека.

Что такое цель? У каждого свое определение:

  1. Это желаемый исход событий.
  2. Конечный результат деятельности.
  3. Индивидуальное будущее, которое желаемо.

Цель показывает результат, которого желает достичь человек. Почему так важно ставить цели? При целеполагании человек начинает регулировать свои действия или деятельность, которая подчиняется той цели, которую он желает достичь.

Нередко люди подменяют цели, когда они забывают о том, чего хотят достичь, ради того, чтобы просто наслаждаться процессом достижения. Бывает и такое, что люди расплывчато, нечетко и неясно ставят цели. Это тоже не способствует их достижению. Дело в том, что человек начинает в такой ситуации сомневаться в необходимости достижения, часто забывает, чего хочет, меняет свои предпочтения и желания.

Глобальные (или завышенные) цели имеют как минусы, так и плюсы. Завышенные цели могут быть расплывчатыми, что не помогает человеку ориентироваться, в каком направлении ему идти. При этом такие глобальные цели позволяют человеку определять свой смысл жизни.

Персональными целями называются те, которые стоят непосредственно перед отдельным человеком. Он может быть частью группы. При этом его деятельность будет эффективной, если он будет иметь свою цель, помимо общей, которая будет реализована, если он достигнет вместе с остальными общей цели.

Процесс целеполагания

Целеполагание часто используется в тренингах и рабочей сфере, где человек совершает конкретные действия. Чтобы определиться с действиями, нужны цели, которые достигаются этими действиями. Поэтому человек не может работать без целеполагания.

Выделяют основные 10 моментов в процессе целеполагания:

  1. В каждой цели могут лежать потребности человека, без которых невозможно его существование.
  2. В цели лежит мотив – осознаваемая потребность. Нередко человек сталкивается с борьбой мотивов, где необходимо выбрать что-то одно либо упорядочить мотивы, составить иерархию.
  3. Цель – это некая картина желаемого, которая искажает существующую реальность. На сегодняшний день человек не имеет желаемого. Однако он четко в своей голове представляет, чего хочет.
  4. Человек выбирает цель среди всех вероятных.
  5. Нередко результат расходится с тем, что человек достигает.
  6. Человек всегда планирует, как он будет достигать цели. Здесь тоже возможны ошибки в прогнозах.
  7. Самое идеальное планирование будет содержать ошибки, поскольку прогнозы могут не учитывать некоторых фактов, которые будут возникать в реальности.
  8. Чем четче цель, тем больше возникает мотивации у человека.
  9. Чем больше мотивации у человека, тем больше будет искажаться цель.
  10. Чем ближе человек становится к цели, тем больше его мотивация и больше сил для осуществления нужной деятельности.

Человеку нужно осознавать свои внутренние потребности, которые тоже будут влиять на поступки, совершаемые в процессе достижения осознаваемых целей. Также следует быть готовыми к смене плана действий, поскольку наверняка человек не сможет всего учесть и предвидеть в начале.

Цели и целеполагание

Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.

Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно. Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.

Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.

Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения. Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий. Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.

Планирование и целеполагание

Целеполагание включает в себя планирование – когда человек намерен достичь цели, и поэтому он планирует, какие действия будет совершать для этого. Успех – это результат, который возникает вследствие последовательных действий, совершенных в нужном месте и в нужное время. Планирование является достаточно условным, поскольку человек не может всего предвидеть. Однако оно является обязательным, поскольку это позволяет:

  1. Сконцентрироваться на том, что значимо.
  2. Определиться с действиями, которые нужно совершить, и направлениями, которых нужно придерживаться.
  3. Ликвидировать страхи, сомнения, тревогу.
  4. Мотивировать себя на совершение действий.
  5. Понимать, какие решения нужно принимать для достижения желаемого будущего.
  6. Эффективно использовать свои ресурсы и навыки.
  7. Определить свое место в этой жизни, обрести спокойствие.
  8. Обрести свободу и уверенность в том, что человек все делает правильно.

Следует учитывать, что человек вначале всегда реализовывает свои инстинктивные и физиологические потребности, лишь после них переходя к выполнению более духовных задач. Зная это, нужно сначала закрыть все свои потребности на уровне физиологии, чтобы быть способными сконцентрироваться на достижении материального, социального или личностного успеха.

Человек живет в постоянно меняющемся мире. Здесь вполне естественным становится то, что глобальные цели могут претерпевать изменения либо полностью убираться. Человек должен нормально относиться к тому, что постановка глобальной цели в 1 годик не будет конечной целью всей его жизни. По мере появления новых технологий и прочих возможностей человек будет еще лучше осознавать, чего он хочет.

Здесь самое главное оставаться гибкими, быстро корректировать цели и продолжать их достигать. Самый важный аспект – сохранение мотивации. При целеполагании человек должен быть вдохновленным собственной целью.

Технология целеполагания

Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.

  • S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
  • M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
  • A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
  • R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
  • T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.

Итог

Каждый человек хочет жить счастливо и красиво. Однако многие рождаются не в тех условиях, которые ему бы приносили удовольствие. В итоге появляются желания, которые могут стать целями, если человек их четко сформулирует и начнет их достигать, действительно ощущая на себе, что они его радуют.

§ 5. Целеполагание в воспитательном процессе

Сущность, значение цели и целеполагания

Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности, задаваемого любой системе большей системой, частью которой на является (Что я хочу достичь, исходя из современного социального заказа общества?). Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели:

а) цель - это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель (через целеполагание) - это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;

в) цель - это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;

г) цель - это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.

Педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели, Неправильно поставленная цель - причина многих неудач и ошибок в педагогической работе.

(Эффективность – умение делать правильные вещи, то есть получать те же самые результаты, но с меньшими затратами ресурсов (времени, людей, материалов, финансов и так далее).

Эффективность деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

"В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань.

…Теперь все крестьяне разводят саранчу".)

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности пе дагога. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими . Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя

а) обоснование и выдвижение целей;

б) определение путей их достижения;

в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание - непрерывный процесс . Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание , зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление ), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным , если оно осуществляется с учетом следующих требований:

Схема 3

Потребности и факторы, влияющие на выработку ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ

ПОТРЕБНОСТИ

(какие? – нужно выявить и сформулировать!

воспитания

ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ (какие именно в 20 школе?

Социальные экономические условия (информац. общество требует творческих, социально-активных людей, умеющих согласованно работать в команде, гибко адаптироваться в нестандартных условиях, брать ответственность за решение социальных задач в системе общественного самоуправления

Родителей

Педагогов

Условия образовательного учреждения - ?

Потребности Образовательного учреждения (в чем?

Индивидуальные и возрастные особенности учащихся (нужна диагностика личностного развития по всей школе)

Социальной сферы

Система целей и задач

На практике педагогу чаще всего приходится решать проб­лему органичного сочетания групповых и индивидуальных целей, а также их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей на каждом этапе работы.

Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и деком­позицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического пост­роения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция - это расчленение, разъедине­ние цели на составные части, подцели. Однако в процессе де­композиции не должна нарушаться целостность цели, все час­ти общей цели должны представлять собой иерархическую структуру. Гармония, согласованность целей - это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участни­ков педагогического процесса.

Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

1) цель личности - цель микрогруппы - цель малой группы (первичного коллектива) - цель школьной общности - цель социума;

2) перспективная цель группы - цель ближайшего этапа в работе - цель дела - цель конкретного действия.

Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания группы. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рас­сматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так, например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели группового дела конкретизируются затем частными, личными целями.

Условно взамосвязь целей конкретного действия педагога с системой других целей можно показать с помощью схемы 4.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед педагогом, - определение не только целей, но и задач воспи­тания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели . Цель воспитания рассматривают и как систему решаемых воспитательных задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей . Напри­мер, общая цель воспитания по - воспитание тру­женика, семьянина, гражданина, которая достигается через систему, комплекс воспитательных задач, предложенных ав­тором в работе «Об основных подходах к содержанию деятель­ности классного руководителя в новых условиях».

Схема 4

Взаимосвязь целей при целеполагании конкретного действия педагога

Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути достижения цели. Например, цель - «воспита­ние самостоятельности у ребенка» достигается через формиро­вание у него навыков самоорганизации, развитие потребности и умений ставить цели и задачи в конкретной работе, умений планировать работу и осуществлять самоконтроль и т. д.

Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, условно определил воспи­тательную задачу как конкретизацию цели в конкретных ус­ловиях и реализацию ее с помощью конкретных средств и дей­ствий. Таким образом, воспитательная задача включает в себя три компонента: цель, условие, действие1.

Воспитательная задача: цель: условие + действие.

Например:

а) развитие познавательных интересов учащихся через создание системы дополнительных занятий по выбору;

б) развитие познавательных интересов учащихся во внеучебное время в процессе проведения коллективных познавательных дел;

в) развитие познавательных интересов через организацию деятельности клубных объединений и др.

Отметим, что разграничение воспитательных целей и задач весьма относительно. Все зависит от того, что и в какой системе целей и задач берется за отправную точку. Так, развитие познавательных интересов учащихся может выступать как задача по отношению к цели «подготовка учащихся к сознатель­ному выбору профессии». В другом случае «развитие познавательных интересов учащихся» может быть целью работы класс­ного руководителя в конкретном учебном году.

Из всего многообразия типологии целей и организации со­ответствующих уровней целеполагания остановимся на опре­делении следующих: общие цели и задачи педагогов и учащих­ся; цели и задачи учащихся; цели и задачи педагогов.

1.Общие цели, задачи педагогов и учащихся вырабатываются на этапе планирования совместной деятельности учителей и детей и условно называются жизненно-практическими . Хотя они выражают общие потребности и интересы участников взаимодействия, но при этом определяющими являются интересы и потребности детей. По содержанию и формулировке жизненно-практические цели и задачи могут быть самыми различными, сориентированы на преобразование окружающей действительности, отношений в коллективе, на совершенствование самих себя. Главное - они должны быть понятными, осознанными и принятыми школьниками.

Общие цели, задачи, выработанные в процессе взаимодей­ствия педагогов и школьников, становятся основой для объединения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учитывая это, педагоги определяют цели и задачи, которые сориентированы на развитие учащихся и их отношений, то есть жизненно-практические задачи выполняют роль основных средств в решении конкретных задач. В то же время воспитательные задачи педагоги декомпозируют в профессиональные, связан­ные с организацией воспитательного процесса (организационно-педагогические задачи) и ростом своего педагогического мастерства.

Таким образом, определив общую цель совместной деятель­ности, каждая сторона конкретизирует свою роль, индивиду­альные цели, отражающие общую, позиции, возможности уча­стников целеполагания. Цель совместной деятельности педа­гогов и учащихся может заключаться в создании конечного материального продукта, в решении организационных вопро­сов, а зачастую она декомпозируется в воспитательные цели и педагогические задачи, решение которых создает условия для формирования у школьников нравственных качеств, отноше­ний друг к другу и окружающему миру.

А)Воспитательные задачи сориентированы на развитие уча­щихся, отношений их с окружающими людьми и миром, спло­чение коллектива детей и улучшение отношений в нем.

Б). Организационно-педагогические задачи направлены на орга­низацию воспитательного процесса , Приведем пример, пока­зывающий взаимосвязь задач (табл. 10).

Таблица 10

Взаимосвязь жизненно-практических, воспитательных и о рганизационно-педагогических задач

Жизненно-практические задачи

Организовать интересно и полезно свободное время , досуг учащихся

Воспитательные задачи

Развить потребность в культурном проведении свободного времени, творческие способности, умение общаться

Организационно-педагогические задачи

Изучить интересы и потребности детей;

сформировать группы по интересам и с учетом этого построить планиро­вание и организацию внеучебной работы;

выявить возможности родителей в организации свободного времени детей и привлечь их к внеучебной воспитательной работе и т. д.

Заметим, что воспитательные - задачи могут быть одинако­выми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические задачи определяются и кон­кретизируются в зависимости от условий, возможностей, по­требностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут отличаться.

Из вышеизложенного очевидно, что целеполагание - это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене воспитательного процесса. Цель появляется как итог умозаключения, выраженного в устной или письменной форме.

Методика целеполагания

Педагогическое целеполагание может быть условно пред­ставлено в общем виде следующими этапами:

а) диагностика воспитательного процесса , анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

б) моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов;

в) организация коллективного целеполагания , совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

г) уточнение педагогами воспитательных целей и задач , внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

А) Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальны, реальны и доступны, необходимо осуществить диагности­ку исходной ситуации , в которой находятся участники совместной деятельности. Целесообразно изучить состояние воспита­тельного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей , результаты их деятельности на предыдущем этапе» опыт организации совместной работы, опираясь при этом, прежде всего, на оценку, информацию самих школьников . Участие де­тей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им со­знательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии.

Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет учителям выявить наиболее значимые педагогичес­кие средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослыми и детьми, а следовательно, лучше понять запросы, потребности школьников , оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с позиции самих детей»

Б) На основе материалов, информации, полученной в ходе ди­агностики, совместного анализа, определяется первый вариант воспитательных, организационно-педагогических задач . На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность педагога по выработке целей и за­дач, определению главных путей их достижения.

Для проек­тирования актуальных и реальных целей, задач на уровне шко­лы необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

а) каковы общие цели воспитания;

б) каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;

в) какие задачи стояли перед школой в текущем году и каковы успехи в их решении;

г) к решению каких задач подошел коллектив на следующем этапе;

д) какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т. д.;

е) в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.

В) На третьем этапе сущность взаимодействия педагогов и школьников заключается в том, чтобы воспитательные зада­чи, стоящие перед педагогами, трансформировать в задачи и замыслы школьников , а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. В этом слу­чае используют различные приемы: вместе с детьми вспомина­ют проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают сформулировать вопросы, которые подскажут эти проблемы школьникам.

Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, при­сваивают ее, если то, что предлагают педагоги: а) связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми; б) выражено серьезно, значимо, доверительно ; в) приведет к за­манчивым результатам; г) доступно и понятно; д) ярко и эмо­ционально3.

Г) Четвертый этап целеполагания в определенной мере повто­ряет второй, но по содержанию и объему работы может суще­ственно отличаться. Здесь педагогу целесообразно проанали­зировать, в какой мере удалось: а) организовать взаимодействие учащихся в процессе целеполагания; б) идентифицировать об­щие и личные цели детей, педагогические и жизненно-прак­тические задачи; в) спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей; г) провести в жизнь свои педагогические замыслы.

Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.

Описание этапов целеполагания носит обобщенный характер и может быть применено к различным типам целеполагания

Методика целеполагания будет отличаться при этом временными рамками, набором педагогических приемов и действий детей. Покажем это на ряде примеров.

В практике получило распространение перспективное целеполагание , организованное как моделирование личности выпускника школы.

Модель выпускника рассматривается как общая цель образовательного учреждения, в разработке которой могут участвовать под руководством педагогов все классные коллективы, учащиеся и родители. Представители этих коллективов на общем сборе защищают свой вариант. Материалы обрабатываются творческой группой . Обобщенный вариант выпускника выносится на обсуждение педколлектива, актива родителей и учащихся. В любом случае, важен сам процесс осмысления свой перспективы каждым ребенком, родителем , тем более если это базируется на диагностике, оценке, самооценке, самотестирования детьми собственных качеств. По разному могут формулироваться вопросы и задания для понимания своей перспективы и в целом школы в зависимости от возраста детей, психолого-педагогической подготовки участников целеполагания. Например, в одной из школ на сборе актива учащихся, родителей и педагогов для обсуждения предлагались следующие вопросы:

Какие качества необходимы современному человеку?

Какими качествами должен обладать выпускник нашей школы, чтобы найти место в жизни?

Какие качества успешно формирует наша школа?

Какие качества отсутствуют или плохо развиты у сегодняшнего школьника?

Что нужно изменить в школе, чтобы воспитать у учащихся желаемые качества?

Определение общей цели воспитания в образовательном учреждении подводит детей и родителей к необходимости выработки индивидуальных свойств, качеств личности с учетом созданной ими модели выпускника, определяющей программу роста на ближайший период и перспективу.

Целеполагание в классном коллективе на учебный год может быть направлено на определение и обоснование как групповых так и индивидуальных целей, задач, путей их решения. Проводится диагностика уровня развития коллектива, уровня отношений и самоуправления в не м. Учащиеся знакомятся с результатами этого изучения, и им предлагается охарактеризовать свой коллектив, определить уровень его развития, используя методику «Кто мы? Какие мы?» на основе стадий развития коллектива по 4. Учащимся предлагаются характеристики каждого этапа («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»). Затем дети отвечают индивидуально или в микрогруппах обсуждают следующие вопросы:

На каком этапе развития находится наш класс? Обоснуйте свою точку зрения, используя конкретные примеры и факты.

Что мешает нашему классу находиться на более высоком уровне развития?

Что мешает созданию настоящего дружного коллектива в нашем классе?

Что необходимо сделать, предпринять, чтобы наш коллектив продвинулся в своем развитии, поднялся на более высокий уровень?

В результате обсуждения этих вопросов определяются жизненно-практические задачи, проблемы и главные пути их решения в классном коллективе. Материалы коллективного целеполагания становятся основой для уточнения классным руководителем воспитательных задач, замыслов, идей на учебный год.

Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата.

Вопросы для самопроверки

1. Как взаимосвязаны цели и целеполагания в воспитательном процессе?

2. Назовите требования к целеполаганию.

3. Покажите на примерах, как взаимосвязаны цели и задачи в воспитательном процессе.

4. Как определить эффективность целеполагания?

5. Чем отличаются «свободное» и «жесткое» целеполагание?

6. Назовите этапы педагогического целеполагания.

1Лебедев О. Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в систе­ме образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. - СПб., 1992. - С. 28.

2, Березная и искусственный интеллект. - Л.: ЛГУ, 1991. - С. 21.

3 Безрукова. - Екатеринбург, 1996. - С. 25.

4Лутошкин вести за собой. - М., 1986.