Быть знаменитым некрасиво анализ по плану настроение. «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака

Сочинение

«Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество…» - писал М.Горький.
И, действительно, как часто в трудных ситуациях мы обращаемся мысленно к своим любимым героям, к своим любимым книгам, и они подсказывают нам, как повести себя достойно.
Но за каждой книгой стоит судьба живого человека – ее автора, который не просто написал какие-то слова, но выстрадал их, оплатил их своей жизнью. То же самое можно сказать и о Борисе Леонидовиче Пастернаке.
Еще в тридцать втором году Пастернак понимал неразрывную связь стихов поэта и его судьбы. В стихотворении «О, знал бы я, что так бывает» он писал, что «…строчки с кровью убивают/ Нахлынут горлом и убьют!» и добавил, что там, где «кончается искусство/…дышат почва и судьба».
Так, например, стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» может показаться простым и незамысловатым. Написано оно классическим четырёхстопным ямбом, зарифмовано самым обычным способом (первая строчка с третьей вторая с четвертой). В нём не используется никакой специфической звукозаписи, игры слов. Но эти простые для понимания строки выстраданы их автором.
Борис Леонидович начинает стихотворение словами:
Быть знаменитым некрасиво,
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Кажется, всё понятно, но учтём, что сам Борис Леонидович к моменту написания стихотворения (1956г.) уже знаменит. Его знают на родине и за границей, где Борис Леонидович не стремится к признанию, запоем читают недавно вышедший роман писателя «Доктор Живаго». Но «шумиха и успех» для Пастернака противоречит творчеству, цель которого – самоотдача.
«Позорно, - пишет он,- ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех»
Несмотря на то, что Борис Леонидович не стремится к признанию, его роман приносит ему Нобелевскую премию. Это и становится началом трагических событий в его жизни.
Литературная газета назвала присуждение награды писателю «Враждебным актом, направленным против Советского государства…»
С этого момента в России начинается «травля» Пастернака. В газетах публикуются унижающие его статьи (печатается фраза, теперь ставшая крылатой: «Я не читал Пастернака, но знаю: в литературе без лягушек лучше»»), коллеги-писатели издеваются:
«Антисоветскую, заморскую отраву варил на кухне наш идейный враг.
По новому рецепту как приправа был поваром предложен Пастернак.
Весь наш народ плюёт на это блюдо, уже по запаху мы знаем, что откуда»
Сергей Михалков.

Мы не забудем этот смех
И эту скуку!
Мы поимённо вспомним всех,
Кто поднял руку!
Исключение из Союза писателей означало для уже пожилого человека, что он остается, практически, без средств к существованию. Но Союз писателей не остановился на этом и обратился к правительству с просьбой лишить Пастернака советского гражданства. Это было бы для писателя страшнее смерти. Ведь даже там, где уже кончается искусство, почва и судьба, неразрывно связанные между собой, продолжают дышать. И Пастернак отказывается от Нобелевской премии ради того, чтобы остаться в России. Такое решение может показаться странным (ведь его «травили» в этой стране), но ещё в пятьдесят шестом году в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво»он написал:
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Поэтому в письме к Н.С.Хрущёву он пишет: «Я связан с Россией и рождением, жизнью и работой, и не мыслю своей судьбы отдельно и вне её. Выезд за пределы нашей Родины для меня равносилен смерти, поэтому прошу не применять ко мне высшей меры».
Можно сказать, что ещё в пятьдесят шестом году, в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», Пастернак предчувствовал будущие испытания и в нём же сформулировал тот принцип, который позволил ему выдержать все страдания.
Оставшись практически без поддержки, без средств к существованию, осмеянный и оплеванный, накануне смерти он пишет стихотворение «Нобелевская премия», которым в один миг зачёркивает свое унижение.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
В тысяча девятьсот шестидесятом году Борис Леонидович умирает. Лишь одна газета публикует сообщение о его смерти. И только через семнадцать лет Союз писателей признал его невиновность. Позже Александр Галич напишет:
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул.
А над гробом встали марадёры,
И несут почетный караул…Караул!
Я думаю, что каждый человек, который хочет связать свою жизнь с искусством, должен ответить на вопрос, готов ли он так же самоотверженно, как, например, Борис Леонидович Пастернак, жертвовать собой ради правды, ради самого искусства?
А для читателей творчество Пастернака потому так важно, что оно помогает человеку развить стремление к истине, возбуждает стыд, гнев и мужество.

Окружающая жизнь для художника - не только источник вдохновения и предмет эстетического интереса. Она просвечена его нравственным чувством, и она сама, в свою очередь, покоряя художника, это чувство в нем порождает и укрепляет. Художник у Пастернака всегда был «заложник», но и «должник», отданный до конца искусству. Осознание особости, избранности судьбы поэта отличает и позднего Пастернака. Оно помножено на жизненный опыт, углублено анализом и потому по-настоящему впечатляет. В нем подчеркнут и выдвинут нравственный аспект - идея ответственности художника перед целым миром, перед самим искусством и непосредственно людьми.

Глубокая органичность темы долга, служения подтверждена у Пастернака разнообразием вариантов ее выражения. Она выступает в логике культурно-исторических и евангельских уподоблений - в стихотворении «Гамлет». Или возникает вдруг, на гребне свободной и широкой лирической волны, в «Земле». Или - достаточно непривычно - приобрел тает характер почти что сентенции в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво».

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» было написано признанным мастером в период его «последних песен». Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли, самой сущности своего бытия на земле.

Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство поэта, верного своему образу мира, отличному от того, что предлагала советская литература:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

В этом стихотворении Пастернак противопоставляет свой творческий путь пути Владимира Маяковского, неумеренно прославляемого после объявления его Сталиным «лучшим поэтом современности». Что ж, вождю был необходим «придворный» поэт, который бы нес идеологические установки современности в массы, и по воле рока выбор его пал на знаменитого футуриста. А Пастернака отвращала судьба «знаменитых», постигшая Маяковского, он не мыслил жизни вне тайны и незаметности, а истинную поэзию всегда отделял от окололитературной суеты.

Отметим пока что: поэту, как полагал Пастернак, противопоказано быть знаменитым, «заводить архивы», для его таланта губительны успех

и шумиха. Кроме того, любовь публики мимолетна, порой несправедлива, зачастую подвержена моде. Поэт, безусловно, творит для людей, в этом как раз и заключается насущный смысл любого творческого акта. Но именно, для и во имя людей, а не ради их восторженных оценок и тем более не в целях угоды вкусам власть предержащих. Пастернак относится к славе как к мирской суете, его искусство сродни милости небожителей, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Поэт испытывает радость от самого творчества. Оно - его стихия и способ существования. Он не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.

Поэт формулирует сентенцию: «Цель творчества - самоотдача». На первом месте для Пастернака - высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. Собственно, в поздних стихах Пастернака с их высоким, проповедническим утверждением долга видна решительная активизация «я», уже не столько очевидца мирового процесса, сколько его прямого соучастника. А в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» активизация эта доведена до предела. В подтексте стихотворения - все то же характерное для Пастернака стремление к единству, но, будучи осложнено чувством непонятости, - субъективный момент в стихотворении очевиден, - оно выражает себя не прямо, а от противного, через конфликт. Все это вносит в философско-эстетическую концепцию художника новые акценты, но не разрушает ее основы - утверждения единства с миром как принципа животворящего и нравственно-образующего.

Вообще, стихотворение требует вдумчивого прочтения в контексте всей лирики Пастернака, ее тематических признаков, философской направленности, специфических особенностей. О том, как опасно делать выводы в отношении произведений большого поэта, как нелегко проникнуть в художественный мир его, свидетельствует самонадеянно высказанное Мандельштамом мнение, согласно которому «Быть знаменитым некрасиво» «звучит, как официальный отчет». Мандельштам ошибался: чего в стихотворении нет, так это «официальности», скорее, оно создает впечатление учительного послания, но доверительного, искреннего, честного, словно задушевный разговор добрых друзей.

У Пастернака обращают на себя внимание приметы разговорной речи: «над рукописями трястись», «быть притчей на устах у всех», «в конце концов», «не видать ни зги», «за пядью пядь». Поэт употребляет фразеологизмы и просторечные обороты, которые сообщают особую выразительность речи при малом объеме слов и передают разговорную интонацию.

Есть и еще один немаловажный аспект интерпретации стихотворения. Несмотря на то чточ#зключительные восемь стихов невозможно соотнести с каким-то определенным местом Священного Писания, нельзя не отметить, что они, как и весь текст, состоят из библеизмов. «Быть знаменитым некрасиво» по содержанию и поэтике ориентировано на евангельские апостольские послания. Пастернак, человек глубоко верующий, но попавший в ловушку атеистической русской литературы советского периода, тем не менее остается верен своим моральным принципам и религиозным убеждениям и формулирует те нравственные законы и этические догмы, без которых не мыслит жизни подлинного художника.

Борис Леонидович Пастернак - поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум стихотворца хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. По сути, поэт подводит итог своему творчеству стихотворением «Быть знаменитым некрасиво». Но подвести итоги - не значит поставить точку. Последняя книга лирики - не конец пастернаковской поэзии, всегда устремленной в будущее, настроенной на восприятие его зова:

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

Истинный художник - всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут. Но разве может это иметь какое-то значение для поэта, отдающегося творчеству целиком, без остатка, уподобляющегося в самоотдаче Иисусу Христу, совершающему крестный подвиг? Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Так завершается стихотворение Пастернака, такими же настроениями проникнута его заключительная книга лирики. Это его последнее -нет, постоянное, всегдашнее и навсегда живое - поэтическое слово.

Окружающая жизнь для художника — не только источник вдохновения и предмет эстетического интереса. Она просвечена его нравственным чувством, и она сама, в свою очередь, покоряя художника, это чувство в нем порождает и укрепляет. Художник у Пастернака всегда был «заложник», но и «должник», отданный до конца искусству. Осознание особости, избранности судьбы поэта отличает и позднего Пастернака. Оно помножено на жизненный опыт, углублено анализом и потому по-настоящему впечатляет. В нем подчеркнут и выдвинут нравственный аспект — идея ответственности художника перед целым миром, перед самим искусством и непосредственно людьми.
Глубокая органичность темы долга, служения подтверждена у Пастернака разнообразием вариантов ее выражения. Она выступает в логике культурно-исторических и евангельских уподоблений — в стихотворении . Или возникает вдруг, на гребне свободной и широкой лирической волны, в «Земле». Или — достаточно непривычно — приобретает характер почти что сентенции в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво».
Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» было написано признанным мастером в период его «последних песен». Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли, самой сущности своего бытия на земле.
Поздний академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство поэта, верного своему образу мира, отличному от того, что предлагала советская литература:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

В этом стихотворении Пастернак противопоставляет свой творческий путь пути Владимира , неумеренно прославляемого после объявления его Сталиным «лучшим поэтом современности». Что ж, вождю был необходим «придворный» поэт, который бы нес идеологические установки современности в массы, и по воле рока выбор его пал на знаменитого футуриста. А Пастернака отвращала судьба «знаменитых», постигшая Маяковского, он не мыслил жизни вне тайны и незаметности, а истинную поэзию всегда отделял от окололитературной суеты.
Отметим пока что: поэту, как полагал Пастернак, противопоказано быть знаменитым, «заводить архивы», для его таланта губительны успех и шумиха. Кроме того, любовь публики мимолетна, порой несправедлива, зачастую подвержена моде. Поэт, безусловно, творит для людей, в этом как раз и заключается насущный смысл любого творческого акта. Но именно, для и во имя людей, а не ради их восторженных оценок и тем более не в целях угоды вкусам власть предержащих. Пастернак относится к славе как к мирской суете, его искусство сродни милости небожителей, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Поэт испытывает радость от самого творчества. Оно — его стихия и способ существования. Он не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.
Поэт формулирует сентенцию: «Цель творчества — самоотдача». На первом месте для Пастернака — высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. Собственно, в поздних стихах Пастернака с их высоким, проповедническим утверждением долга видна решительная активизация «я», уже не столько очевидца мирового процесса, сколько его прямого соучастника. А в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» активизация эта доведена до предела. В подтексте стихотворения — все то же характерное для Пастернака стремление к единству, но, будучи осложнено чувством непонятости, — субъективный момент в стихотворении очевиден, — оно выражает себя не прямо, а от противного, через конфликт. Все это вносит в философско-эстетическую концепцию художника новые акценты, но не разрушает ее основы — утверждения единства с миром как принципа животворящего и нравственно-образующего.
Вообще, стихотворение требует вдумчивого прочтения в контексте всей лирики Пастернака, ее тематических признаков, философской направленности, специфических особенностей. О том, как опасно делать выводы в отношении произведений большого поэта, как нелегко проникнуть в художественный мир его, свидетельствует самонадеянно высказанное Мандельштамом мнение, согласно которому «Быть знаменитым некрасиво» «звучит, как официальный отчет». ошибался: чего в стихотворении нет, так это «официальности», скорее, оно создает впечатление учительного послания, но доверительного, искреннего, честного, словно задушевный разговор добрых друзей.
У Пастернака обращают на себя внимание приметы разговорной речи: «над рукописями трястись», «быть притчей на устах у всех», «в конце концов», «не видать ни зги», «за пядью пядь». Поэт употребляет фразеологизмы и просторечные обороты, которые сообщают особую выразительность речи при малом объеме слов и передают разговорную интонацию.
Есть и еще один немаловажный аспект интерпретации стихотворения. Несмотря на то что заключительные восемь стихов невозможно соотнести с каким-то определенным местом Священного Писания, нельзя не отметить, что они, как и весь текст, состоят из библеизмов. «Быть знаменитым некрасиво» по содержанию и поэтике ориентировано на евангельские апостольские послания. Пастернак, человек глубоко верующий, но попавший в ловушку атеистической русской литературы советского периода, тем не менее остается верен своим моральным принципам и религиозным убеждениям и формулирует те нравственные законы и этические догмы, без которых не мыслит жизни подлинного художника.
Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум стихотворца хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. По сути, поэт подводит итог своему творчеству стихотворением «Быть знаменитым некрасиво». Но подвести итоги — не значит поставить точку. Последняя книга лирики — не конец пастернаковской поэзии, всегда устремленной в будущее, настроенной на восприятие его зова:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

Истинный художник — всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут. Но разве может это иметь какое-то значение для поэта, отдающегося творчеству целиком, без остатка, уподобляющегося в самоотдаче Иисусу Христу, совершающему крестный подвиг? Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям:

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Так завершается стихотворение Пастернака, такими же настроениями проникнута его заключительная книга лирики. Это его последнее — нет, постоянное, всегдашнее и навсегда живое - поэтическое слово.

«Быть знаменитым некрасиво»


Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» (1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творческого человека. Высказанные в стихотворении принципы автор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Б.Л. Пастернак рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо глазах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведений. Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился: «Цель творчества - самоотдача, Л не шумиха, не успех».

В третьей строфе стихотворения Б.Л. Пастернак подчеркивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Услышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать интересным не только современнику, но и потомку. Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, художнику необходимо «привлечь к себе любовь пространства». По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточно глубокая по философской наполненности метафора «любовь пространства» может символизировать удачу, музу, принесшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.

Будучи поэтом-философом, Б.Л. Пастернак призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман.

БЛ. Пастернак пишет о необходимости для талантливого человека не упиваться победами, а соблюдать личную скромность по отношению к своим успехам. Ведь главное - повести за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. Б.Л. Пастернак на личном примере учит не кривить душой, не замыкаться на своих переживаниях, сохранять живой интерес к окружающему миру, любить жизнь до самого последнего часа. Тема назначения поэта и поэзии является глубоко прописанной в русской классической поэтической традиции.

В этой связи стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» творчески продолжает ее. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Все семь строф его связаны перекрестной рифмовкой, При этом чередуются женская и мужская рифмы. В стихотворении широко используются изо-бразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы («притча на устах у всех», «за пядью пять»), антитеза («пора-женья» - «победы»), а также прием подчеркивания вертикальных координат художественного пространства («подымает ввысь», «окунаться в неизвестность»), этот композиционный прием восходит к тютчевской поэтической традиции и характерен для медитативной лирики в целом. Основным эпитетом является эпитет «живой», усиленный в заключительной строфе троекратным повтором. Таким образом, очевидно, Б.Л. Пастернак видит смысл жизни в самой жизни, в том, чтобы прожить ее честно и открыто. Неслучайно в стихотворении так часто встречаются слова «надо», «должен», «не должен».

Лирическое стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» , по иронии судьбы, знаменито, как и сам её автор. Давно ставшая афоризмом первая строчка является примером, доказывающим, как важно, чтобы начало литературного произведения мгновенно захватывало читателя и заставляло с жадностью читать текст дальше до самого конца. По сути, уже в первой строке своего программного стихотворения автор формулирует художественную и личностную позицию, весьма небанальную для поэта. Ведь известно, что люди творчества во все времена остро нуждались в понимании и успехе. Часто во всём сомневающиеся, именно благодаря восторженному отношению к себе они понимают, что творят не напрасно. Однако Пастернак чётко разграничивает понятия «шумиха» и «любовь пространства» («будущего зов» ). Это основная антитеза стихотворения, и она интонационно подкрепляется перекрёстной рифмой.

Поэт подчёркивает: признание, если уж оно и пришло, должно быть естественным следствием «самоотдачи» в искусстве, а не «самозванства» . Он словно предвидит грядущую славу настоящего творца:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,

И тут же настаивает на том, что человек «не должен отличать» «пораженья от победы» . Ему необходимо полное принятия всего, что с ним происходит как знака судьбы.

Скромность и достоинство - вот чему учит своего читателя Борис Пастернак. И кажется, что одновременно он обращается и к самому себе, своему внутреннему голосу и возможным порывам честолюбия в собственной душе. Так ли это? … Посмотрим, в какое время и при каких обстоятельствах жизни поэта создавалось это стихотворение.

Датированное 1956 годом, произведение появилось на свет в поздний период жизни и творчества Бориса Пастернака. К этому моменту уже ушёл из жизни «великий вождь советского народа» И. Сталин, которого ещё несколько лет назад прославлял романтически настроенный поэт. Уже остался позади недолгий период общественного признания Пастернака в Советском Союзе и членства в Союзе писателей. Поэт отошёл от общей окололитературной суеты и всё чаще посвящал себя переводам произведений зарубежных авторов и рискованной деятельности по защите и поддержке опальных друзей, среди которых были и Ахматова с её сыном. В жизнь писателя вошло переосмысление событий прошлых лет и своего пути, и в этом смысле, не было бы ошибочным предположить, что «Быть знаменитым некрасиво…» - напоминание и самому себе, и своим собратьями по перу об истинных ценностях и, безусловно, читателям, которые, собственно, и создают губительную шумиху вокруг своих кумиров.

Литературные критики предполагают, что в этом стихотворении Борис Пастернак откровенно отмежёвывается от творческого пути другого знаменитого своего современника и в прошлом единомышленника - Владимира Маяковского . Его к тому времени было принято восхвалять, не зная меры, как «лучшего поэта современности». Слова принадлежали Сталину, что надолго определило «неприкосновенность» Маяковского, ставшего в глазах народа уже культовым поэтом. В этом «придворном пути» Пастернак видел страшную опасность для творческого человека. И всё же лирический герой его стихотворения вовсе не истекает слюной злословия и не утаивает в своих словах и интонациях обиды на весь мир за собственную непризнанность.

В каждой фразе слышится осознанная и выстраданная истина. Это строгая проповедь, обращённая к тем, кто владеет божественным даром вдохновлять и «поднимать ввысь» и кто забыл или может забыть своё предназначение на земле. «Не надо заводить архива , - пишет автор, - Над рукописями трястись» . И открыто выносит приговор

Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Некоторое утрирование отрицания дара в данном случае должно сработать как ушат холодной воды. Это начало пробуждение от сна, и оно композиционно выражено в первых двух строфах. Далее автор всё-таки переходит к рассуждениям о том, каким всё-таки должно быть поэту (и в узком, и в широком смысле этого слова).

Стихотворение, написанное сложным, постоянно меняющимся стихотворным размером (спондей - пиррихий - пиррихий - ямб), не имеет внешнего сюжета - лишь внутренний. Это движение мысли поэта-философа от отрицания славы к утверждению великой силы дара

…оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг.

Метафора «пробелы» здесь обретает смысл недосказанности, мотива к познанию и поиску себя, а лексический повтор слова «живой» убеждает читателя в необходимости стремиться к духовной жизни - «и только» !

Морозова Ирина

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле...), анализ стихотворения Пастернака