Быстрый перебор на гитаре. Перебор - обучение игры перебором на гитаре. Виды переборов на гитаре

Наиболее распространенными и доступными среди способов извлечения звуков при игре на гитаре являются бой и перебор

В первом случае звук извлекается с помощью ритмичных ударов по струнам, во втором их задевают в определенной последовательности. Для начинающих музыкантов второй способ является наиболее сложным. Но, освоив его, можно повысить уровень мастерства и расширить репертуар романсами и балладами.

Чтобы освоить технику и играть переборами, не обязательно посещать музыкальную школу, разобраться можно самостоятельно. Главное научиться читать существующие варианты записей последовательностей и воспроизводить их должным образом.

Ниже речь пойдет о том, как н ачинающим гитаристам научиться играть перебором.

Чтение и воспроизведение записанных последовательностей

В учебных пособиях редко пишут «сделайте сначала это, затем это». Какой бы урок или самоучитель вы ни открыли, вы столкнетесь с упрощенным способом записи очередности действий. Подобные схемы нужно научиться понимать.

Вариантов существует много, ниже рассмотрены четыре популярных вида записи.

Первый вариант

Самым распространенным видом считается перечень номеров струн, которые нужно играть.

Схема изображается примерно так: (бас) 3 2 1 2 3

Басовая струна как правило соответствует ноте аккорда. К примеру, для аккорда Ми минор (Em) басовая струна будет шестой (ми), для Ля минора пята струна (Am) а для аккорда Ре минор (Dm) басовой струной будет четвертая. Это самые частые сочетания.

Таким перебором исполняют армейские или лирические песни. Он простой, освоить его может каждый желающий.


Нумерация струн производится снизу-вверх по мере их расположения на гитаре. Нижняя – первая, верхняя – шестая.

Чтобы воспроизвести запись, нужно дернуть басовую струну, потом третью, вторую и первую, а затем снова вторую и третью. Эти действия выполняются разными пальцами, а не одним, иначе игра получится отрывистой и некрасивой. О том, какие пальцы следует задействовать, будет написано ниже в этой статье.

Второй вариант

Иногда последовательность струн записывается в скобках, а перед ними указывается аккорд, который нужно играть в определенный момент. Так расписывают целую гитарную партию.

Описание может выглядеть так: Am (5 4 3 2 3 4), D (4 3 2 1 2 3), E (5 4 3 2 3 4).

Последовательность выполняется таким же перебором, как и в прошлом примере. Перед каждым циклом действий для правой руки ставится указанный перед скобками аккорд.


Из схемы можно узнать, по сколько раз нужно проигрывать тот или иной аккорд.

Третий Вариант

Третий вид записи включает в себя не только номера и дефисы между ними, но и плюсы, обозначающие одновременное проигрывание двух или более струн: 4 3 2+1 3 1 3 2 3.

Игра по такой инструкции выглядит следующим образом. Берется сначала четвертая струна, затем третья. После этого одновременно нужно дернуть вторую и первую, потому что в записи между номерами стоит плюс. Далее все по обозначенному порядку: третья струна, первая, снова третья, вторая, третья.

Эта последовательность не самая простая для начинающих, она приведена здесь для примера.

В некоторых учебниках встречаются такие обозначения: 5 (23) (23).

При этом цепляется сначала пятая струна, а потом два раза вместе проигрываются вторая и третья. Об одновременности воспроизведения говорят скобки. Научиться аккомпанировать на гитаре не так уж сложно, но умение читать инструкции – это далеко не все. Пора переходить от теории к практике.

Сидеть нужно правильно

Даже самый опытный музыкант должен стараться занять удобное положение. Если сесть неправильно, будет неудобно, звук получится не чистый, спина и руки быстро устанут. Нужно позволить гитаре свободно, но надежно лежать на положенном ей месте, не зажимая ее слишком сильно.

Ученики не уделяют посадке должного внимания, в то время как правильная поза способна улучшить их технику в несколько раз.

Насколько бы простой или сложный перебор не был выбран, приступать к отработке техники нужно после того, как будут выполнены следующие требования:

  • сидеть нужно на устойчивом стуле, подходящем по своей высоте под рост музыканта;
  • выемка обечайки (изгиб гитары) должна подпираться левым коленом;
  • играть следует слегка касаясь грудью корпуса гитары в самой высокой его точке;
  • под ступней левой ноги должна находиться невысокая подставка (стопка книг или коробка высотой 15-25 сантиметров).


Если приучиться выполнять эти условия с самого начала, игра всегда будет доставлять удовольствие, а звуки будет красивым и чистым.

Постановка правой руки

Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.

Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).

Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):

  • Pulgar (большой палец)
  • Indice (указательный палец)
  • Medio (средний палец)
  • Anular безымянный палец

Расположите пальцы на струнах в соответствии с указаниями этой схемы :

  • p – шестая струна;
  • i – третья;
  • m – вторая;
  • a – первая.


Учитесь сразу играть разными пальцами, не допуская игры одним пальцем! Это очень важно, так как от этого зависит дальнейшая техника игры, а также четкость и качество звучания. Если требуется сыграть два, три или восемь раз одну струну, то ее играют по очереди тремя пальцами (i. m. a.), чередуя их последовательность

Каждый палец должен выполнять максимально простые движения. Если он описывает неестественную траекторию, значит, рука поставлена неправильно.

Чтобы игра была точной, необходимо также привыкнуть к выполнению движений правильными суставами. При извлечении звука большим пальцем (P) должен работать только пястный сустав, кисть же должна оставаться неподвижной.

Палец поддевает струну и описывает дугообразную траекторию, возвращаясь в исходное положение. Если следующий цикл должен начаться с пятой струны, то палец P остается на ней.

Правильная игра требует расположения пальцев p и i крест-накрест, если смотреть на них сверху.


Извлекать звук можно одним из двух приемов:

  1. Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
  2. Tirando (без опоры).

Извлечение звуков с помощью ногтей

Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.

Для более яркого звучания, в дальнейшем используйте специальные медиаторы которые одеваются на пальцы (когти). Как правило они есть в любом музыкальном магазине, а их цена достаточно низкая примерно 60 рублей или 0,9 доллара за единицу. Всего Вам потребуется 4 медиатора.

Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.

По методике знаменитого испанца нужно:

  • Захватить струну мягкой стороной фаланги;
  • Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
  • Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.

Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.


Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.

Практика практика и еще раз практика

Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.

Освоение техники должно проходить в три этапа:

  1. Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки. Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности. Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
  2. Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
  3. Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.

Разновидности переборов

Арпеджио или еще Арпеджиатура происходит от итальянского слова arpa – арфа и буквально означает «как на арфе». Этим термином называется метод исполнения аккордов на гитаре и некоторых других инструментах, когда ноты аккорда следуют одна за другой. Обычно арпеджио обозначают дугой или волнообразной линией перед аккордом. Аккорды, исполняемые приемом арпеджио, называются также «ломанными» или разбитыми.

В самых общих чертах игра на гитаре перебором выглядит так :

Левая рука – прижимает струны на грифе, образуя аккорд

Правая рука – перебирает струны, исполняя арпеджио

Аппликатура пальцев правой руки

При исполнении арпеджио необходимо следовать следующим правилам :

  • Большой палец – р – ударяет только по басовым струнам
  • Указательный палец – i – взаимодействует только с 3-ей струной
  • Средний палец – m – ударяет только 2-ю струну
  • Безымянный – a – работает лишь на 1-й струне.

Основные виды переборов на гитаре

Самым простым способом перебора струн на гитаре считается прямое арпеджио . Схему его исполнения можно изобразить так: 6 – 3 – 2 – 1. То есть, сначала пальцем правой руки следует ударить по 6-й струне, затем – по третьей, затем – по 2-й, и в конце – по1-й.

Теперь подробно разберем каждое действие.

Итак, первым делом правая рука устанавливается в исходную позицию. Левая рука свободна, струны «открыты». Начинается прямое арпеджио с удара большим пальцем правой ладони по басовой струне, например, по шестой. Остальные пальцы в этот момент стоят на своих струнах, не двигаясь. Затем они вступают по очереди. Указательный палец бьет по третьей струне. Средний палец – по второй. Ну и последним задействуется безымянный палец, который извлекает звук из первой струны. Так заканчивается полный цикл данного вида арпеджио. Положение кисти правой руки сохраняется без изменения. После окончания первого цикла его можно повторить несколько раз подряд.

По этой же схеме исполняются также иные виды арпеджио.

Схема обратного арпеджио выглядит следующим образом 6 – 1 – 2 – 3. Его техника исполнения такая же, как и у его прямого аналога, вот только после 6-й струны играется первая, после нее – вторая и заканчивает цикл 3-я струна.

Волнообразное арпеджио. Схема:6 – 3 – 2 – 1 – 2 – 3.

Ломаное арпеджио . Схема: 6 – 3 – 2 – 3 – 1 – 3 – 2 – 3.

Какие существуют красивые и одновременно простые гитарные переборы

В качестве относительно несложных и одновременно довольно приятно звучащих пьес, использующих эти приемы, рекомендуются:

  • М. Джулиани «Аллегро» - произведение, которое просто обязан выучить «на зубок» каждый начинающий гитарист. Играется в первой позиции. Отрабатывает техники ломаного и обратного арпеджио, причем первому уделяется значительно большее внимание. Здесь можно скачать ноты «Аллегро» в виде изображения , а по данной ссылке табулатуры произведения в формате Guitar Pro 6 .
  • М. Джулиани «Ручеек» - полностью построено на технике волнообразного арпеджио. Несколько сложнее за счет того, что играется в разных позициях и один раз требует использования баррэ. Здесь вы сможете скачать ноты и табы замечательного произведения М. Джулиани «Ручеек» .
  • В. Гомес «Романс» - полностью построено на технике прямого арпеджио. Состоит из двух частей, исполняется в различных позициях. В первой части баррэ используются около 2-х раз. Во второй части баррэ используется довольно часто. Вообще, вторая часть на порядок сложнее первой и предложенных выше произведений. Здесь вы сможете скачать табулатуры Романса Гомеса в.gpx формате .

Знакомство с этими работами поможет освоить все виды гитарных переборов. Кроме того, вышеперечисленные пьесы входят в «золотую классику» гитариста, и должны быть разучены каждым новичком.

Гитара — очень доступный инструмент, научиться играть на нем может любой, вне зависимости от наличия таланта. Главное это желание и упорство в достижении мастерства.

Играть на гитаре можно по-разному – боем, по табулатуре или нотам, а так же перебором. Игра по нотам и табулатуре наиболее сложна и подойдет лишь опытным, уже освоившим инструмент, музыкантам. Новичкам будет легче освоить бой и перебор. И если бой учится легко, то перебор слегка сложнее.

Что представляет собой Перебор

Перебор, это когда касаясь струн в определенном порядке, музыкант создает глубокую и мелодичную музыку. В мире существует огромное число переборов, основных около 60, постоянно использующихся около 20, а новичкам хватит трех или пяти на первое время.

Напоминаем, что струны нумеруют всегда снизу. Нижняя (самая тонкая) — это первая струна, а верхняя — шестая.

Учимся играть перебором. Основные правила

Перебор 5-3-2-1-2-3 считается самым простым. Как видите, каждый номер означает струну, которую надо дернуть. Давайте разберёмся как это легче сделать. Поставьте любой простой аккорд,можно Am или Em. Теперь большим пальцем дерните пятую струну, указательным – третью, средним – вторую и безымянным первую. Нужно немного потренироваться, чтобы набить руку. Когда сможете действовать без заминки попробуйте чередовать бас, т.е один раз дергать шестую струну, а потом пятую. Когда освоите чередование, смело сможете менять аккорды.

Есть еще один перебор: бас и сочетание 3-2 и 1 струн. Здесь будет немного тяжело управляться с первой и второй струнами, которых надо будет дернуть щипком. Этот перебор подходит для динамичных песен, тогда как первый – для медленных.

Есть еще один красивый перебор. Это бас с 3-2-3-1-3-2-3. Научиться играть его нелегко, но результат того стоит.

Для того, чтобы играть перебор надо запомнить несколько правил:

  • Постановка пальцев. Всегда надо правильно располагать руку, чтобы облегчить игру.
  • Аккорды надо зажимать сильнее. Любая недожатая струна будет неприятно звенеть.
  • Играть на гитаре лучше при помощи медиатора, хотя при игре пальцами звук выходит более глубоким, бархатным, а при использовании медиатора – более звонким.

Видео уроки

Здесь мы разучим простой перебор для начинающих на гитаре. Также дадим Вам упражнение для закрепления этого перебора.

Участвуют 4 пальца: большой, указательный, средний, безымянный. Большой всегда защипывает басовую струну, указательный всегда третью, средний −2, безымянный палец — 1 струну. Большой палец защипывает струны сверху вниз, а остальные 3 пальца снизу вверх.

Схема перебора: Б-3−2−1−2−3

где Б — обозначение басовой струны
1, 2, 3 — номера струн

Основные правила при игре перебором

  • Старайтесь играть расслабленной рукой. Пальцы должны легко защипывать струны, без резких движений. Звук должен быть плавный, равномерный.
  • Пальцы должны быть немного согнуты. Представьте, что в руке Вы держите небольшой мяч или яблоко. В таком положении нужно защипывать струны.

Упражнение для закрепления перебора

В качестве баса в этом упражнении у нас будет пятая струна. Отыгрываем 1 схему перебора на каждый лад. Зажатые струны (лады): 7−6−5−4−3−2−0

Струны желательно зажимать разными пальцами, так, как показано на видео. Играется так: мизинцем зажимаем 5 струну на 7 ладу, и далее схема перебора Б-3−2−1−2−3. Затем безымянным пальцем зажимаем 5 струну на 6 ладу и схема перебора, далее средний на 5, указательный на 4, средний на 3, указательный на 2, далее пустая пятая басовая струна и завершаем 6 басовой струной без перебора.

Приветствую вас, уважаемые гитаристы. Продолжаю публиковать серии уроков для начинающих гитаристов. В сегодняшнем уроке, я расскажу вам о переборе, расскажу — как его правильно исполнять, в каких песнях он нужен, а также расскажу и покажу виды переборов на гитаре. По сути не важно: новичок вы в гитарном исполнении или профессионал — в любом случае, игра перебором вам нужна, вы должны уметь играть и подбирать необходимый перебор для той или иной песни.

Перебор на гитаре используется как в лирических песнях, так и в веселых мажорных произведениях. Очень часто перебор комбинируется с боем, что придает песне особое звучание, игра получается более насыщенной. Итак, давайте начнем наш урок.

Техника перебора

Как и у любого другого приема игры на гитаре – у перебора есть своя техника правильного исполнения. От того, насколько правильно вы исполняете перебор, зависит и то, насколько быстро вы сможете этот прием освоить. Ниже вы можете ознакомиться с основными техниками исполнения (игра) перебора :

  • Перебор играется четырьмя пальцами: указательным, средним и безымянным, также игра басовой струны ведется большим пальцем. Если вы играете перебор одним или двумя пальцами, то знайте – вы играете не правленое, лучше начать переходить на четыре пальца сейчас, потом переучиваться сложнее;
  • Держите ладонь параллельно деки вашей гитары, так вам будет гораздо удобнее исполнять (игра) тот или иной перебор;
  • Начинайте играть перебор всеми пальцами (четырьмя) по очереди, начинайте с большого, указательного пальца, далее идет средний палец, далее используйте безымянный палец.

Вот такие несложные техники исполнения перебора. Потренируйтесь на своей гитаре.


Упражнения для развития навыка

Для того, чтобы научиться хорошо играть перебор, вам нужна практика, в данном случае лучшая практика – это выполнение специального упражнения для развития навыка и техники исполнения перебора. Упражняться мы будем следующим перебором, точнее двумя: (4)(3)(2)(1) и (4)(3)(4)(1)(2)(3). Как вы могли догадаться – цифры обозначают струны. Хочу заметить, что упражняться мы будем на открытых струнах, т.е. аккорд брать вам не придется.

Начнем :

  • Возьмите гитару и начинайте играть первый (предложенный выше) перебор: большим пальцем – четвертую струну, указательным пальцем — третью струну, средним – вторую и первую играете безымянным. После того, как доведете игру до автоматизма – переходите к следующему перебору;
  • Второй перебор играть нужно так: большим пальцем играйте четвертую струну, далее, указательным третью, снова большим четвертую, безымянным – первую, средним – вторую и указательным третью.

После того, как вы доведете игру данных упражнения на гитаре до автоматизма, то сможете исполнить перебор любой сложности.

Виды перебора

Ну, и в заключении, хочу показать вам и рассказать о самых распространенных гитарных переборах (виды перебора), они подходят под семьдесят процентов всех песен, если вы разучите эти виды, научитесь ими пользоваться, играть их, то считайте, что технику игры перебором вы освоили :

  • Шестерка . Перебор шестерка исполняется следующим образом: (3)(2)(1)(2)3). Только играйте его правильно: указательным пальцем – третья струна, средним – вторая струна и безымянным пальцем – первая струна;
  • Восьмёрка . Еще один распространенный перебор на гитаре, исполнять нужно так: (любая басовая струна (6, 5, 4)) (3)(2)(3)(1)(3)(2)(3). Басовую струну играем большим пальцем, далее, третью струну – указательным пальцем, вторую струну – средним пальцем и первую струну – безымянным пальцем.

Вот такой получился сегодня урок, теперь игра перебором будет для вас не сложной, различные виды игры будет вам уже знакомы на гитаре. Надеюсь, вы подчерпнули из него для себя много нового и полезного.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.