Бут николай яковлевич. Кто такой Виктор Бут на самом деле

Николай Яковлевич Бут — народный художник России и Украины, снискавший особое уважение у керчан. Благодаря ему, многие поколения по его картинам могут увидеть те страшные события, которые происходили в печально известном .

Николай Яковлевич родился на Украине в небольшом хуторе Погожа Криница в Сумской области в 1928 году. В 1934 году семья Бут переехала в Таганрог, где и встретили Вторую Мировую войну. Оккупацию фашистов и ужасы войны Николай переживал там же. К 13-14 годам в нем проснулась тяга к художеству. Возможно на него оказала сильное влияние война, он предпочитал создавать произведения на тему исторических баталий. После окончания Второй мировой Бут поступил в Ростовское художественной училище, где написал свой первый триптих «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648-1654 гг.»

После Ростова переехал в Харьков, где продолжил обучение в художественном институте. Кроме живописи, Николай Яковлевич увлекался актерским искусством, почему в итоге он выбрал труд художника Николай ответить не смог. Выпускаясь из института, Бут представил в качестве дипломной работы холст, посвященный защитникам Брестской крепости. Полотно так поразило комиссию, что его рекомендовали на выставку «40 лет Вооруженный Сил СССР».

После этой выставки перед Николаем открылись двери Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Как раз в этот период художники студии искали новые способы передать события войны на холсте, как один из примеров новых художественных решений использовали Бородинское сражение глазами Ф.И.Рубо, и другие его творческие поиски.

В 60-х гг. Бут был среди тех, кто восстанавливал панораму «Бородинская битва». Но одной из тем полотен Бута на протяжении долгих лет стала тема Аджимушкая. После войны события, произошедшие на Керченском полуострове, в Аджимушкайских каменоломнях были под запретом цензуры, а сам Аджимушкай считался позором Советской Армии, «партизанщиной». Но постепенно историческая правда обнажалась и приходило справедливое осмысление тех событий.

В 1960 году Николай Бут впервые побывал в Аджимушкае. В каменоломнях художнику пришло желание написать картину о жертвах войны, но в итоге одна работа, как задумывал автор превратилась в цикл художественных произведений, множество эскизов, зарисовок. Тема Аджимушкая так задела Бута, что он создал целый ряд полотен с емким названием «Аджимушкай. 1942 год.»

Картины из этой серии успешно выставлялись на художественных выставках в Москве, Одессе, Донецке, Севастополе и Симферополе. Когда выставка приехала в Керчь ей выделили помещение на втором этаже церкви, здание которой тогда принадлежало Керченскому историко-археологическому .

Российский бизнесмен Виктор Бут, отбывающий 25-летний тюремный срок в США по обвинению в подготовке сговора с целью убийства американских граждан и материальной поддержки терроризма, все еще находится в тесной трехместной камере, куда его поместили по решению дисциплинарного слушания в порядке наказания за телефонный разговор с журналистом телеканала RT, имени которого не было в списке разрешенных администрацией тюрьмы контактов россиянина. Бута также лишили телефонных звонков домой и покупок в тюремном магазине на два месяца. Срок административного наказания истек, теперь он может звонить родственникам и друзьям, но из блока трехместных камер его переводить не торопятся. Корреспондент РИА Новости Евгений Беленький, имя которого занесено в список разрешенных контактов россиянина, поговорил с Бутом по телефону.

Виктор, привет! Рад снова тебя слышать! Как ты?

— Спасибо, в порядке. Рад звонку!

Расскажи в двух словах о блоке трехместных камер, куда тебя поместили в порядке дисциплинарного взыскания.

— Это одно из наказаний — перевод в новый блок общего режима, построенный в 2002 году. Тут камеры сначала были на двоих, с двухэтажными койками, а потом втиснули еще третью койку поперек, так что сейчас здесь тесновато, похоже на купе в вагоне. Но зато большая общая зона, такая, как, знаешь, такой дворик со стульями, как показывают в кино про американские тюрьмы. И еще хорошо, что этот блок с кондиционером. Старые корпуса строились в шестидесятые годы, там кондиционеров нет, поэтому летом очень жарко. Летом тут температура поднимается до 35-36, даже иногда до 40 градусов, а влажность бывает в некоторые дни до 100%, практически как в Таиланде… Все остальные общие зоны, в которых заключенные могут находиться в течение дня, те же самые, они одни и те же на все блоки, кроме спецблока коммуникационного контроля, в котором я был в первые годы. Днем мы просто переходим из барака в барак, столовая та же самая, в которой я питался до наказания за разговор с журналистом RT.

А как соседи по камере? Как отношения с ними?

— Здесь дают возможность выбирать соседей, чтобы не было конфликтов. Соседи у меня нормальные.

Как сейчас с питанием? Тебе удается поддерживать твою вегетарианскую диету?

Юрист: не исключаю, что в США придумают еще "способы воздействия" на Бута Россиянину Виктору Буту увеличили срок пребывания в американской тюрьме за якобы производство алкоголя в камере, сообщают СМИ. Юрист в области международного права Тимур Маршани в эфире радио Sputnik назвал ситуацию политизированной.

— Своими усилиями (смеется) . Тут у нас во дворике трава растет. Летом травы почти не было, было слишком жарко. Сейчас травы много, и я в ней нахожу съедобные растения — одуванчики, дикий цикорий, дикий лук. В столовой с овощами не очень: бывают салатные листья, к ним добавляют немножко огурца типа нашего парникового, морковь, которая всегда не свежая, а консервированная.

Вот и приходится дополнять диету самостоятельно: собирать на тюремном газоне съедобные растения и делать из них себе салат. Овощи у них здесь вообще считаются каким-то продуктом-изгоем: всех интересует мясо и сыр прежде всего. Многие мои товарищи по блоку едят чипсы с "Кока-колой" и от этого балдеют, а меня считают чудаком, который хочет сам себя отравить (смеется) .

— Какую реакцию у заключенных вызывает развитие российско-американских отношений в нынешней стадии? Как-то реагируют заключенные на встречу президентов, которая состоялась во Вьетнаме?

— Большинство заключенных не реагируют никак: они далеки от политики. Но есть те, кого политика интересует, и эти люди, как я заметил, все больше поддерживают Трампа и последними словами ругают демократов и то, что они здесь, в Америке, устроили за время своего правления. Многие заключенные не принимают ухудшения отношений с Россией и считают происходящее сейчас чем-то бессмысленным и непонятным. Интересно, что многие из тех, кто интересуется политикой, хотят после освобождения уехать из США, и я часто слышу вопрос о том, впустит и примет ли Россия человека с судимостью. Я говорю, не знаю, самый простой способ узнать — попробовать. Когда освободитесь, подайте документы на российскую визу.

© Предоставлено Аллой Бут

© Предоставлено Аллой Бут

А как с преподаванием русского языка? Я помню, у тебя даже собиралась целая группа, которую ты учил русскому?

— Учат, учат. Один есть ученик, с которым мы уже можем на некоторые темы беседовать по-русски, он может петь несколько русских песен. Занимается упорно, пять раз в неделю со мной и еще по часу в день сам, ему интересно. Другие хотят заниматься раз в неделю и за два месяца выучить русский. Я им сразу сказал, это не получится. Надо по крайней мере год пахать часа по три в день. Остались те, кто понял, что заниматься надо регулярно, — вот с ними и занимаемся. И еще нужны учебники, конечно. Того, что есть, не хватает. Мы до сих пор занимаемся по учебникам начального уровня, а следующих частей пока добыть не удалось.

Я знаю, что, помимо занятий йогой, спортом, преподаванием русского, ты еще рисуешь. Карандаш?

— Карандаш, уголь, пастель. Учусь рисовать. Мне прислали хорошие учебники. Есть женщина из Канады, Дроздова Анна, она уже давно меня поддерживает. Анна прислала мне очень хорошие наши учебники, прекрасный "Курс академического рисунка" Николая Ли, вот я сейчас по этому учебнику и занимаюсь.

© Предоставлено Аллой Бут


© Предоставлено Аллой Бут

Я слышал, что у вас в тюрьме была выставка работ заключенных.

— Это было в прошлом году. Они тут каждый год проводят выставку картин, написанных и нарисованных заключенными. Здесь есть человек шесть-семь, которые хорошо рисуют, пишут маслом, акварелью. На эти ежегодные выставки приглашают профессора живописи из местного университета. Очень интересный человек, надо сказать: он сам сидел в тюрьме в молодости и там же начал рисовать. Освободился, поступил в университет на факультет живописи, окончил его, и остался там преподавать. Он с очень большим пиететом относится к тюремным художникам, старается помочь, мотивировать их. Говорит им постоянно, что не надо отчаиваться, надо использовать тюремный опыт как положительный, а не отрицательный. Выставку проводили в спортзале, там много работ выставили, и он эти картины высоко оценил. Мне сказал, что надо продолжать заниматься рисованием, больше работать, попытаться нарисовать какую-то большую картину.

Времени мало остается. Скажи, есть ли что-то такое, что ты хотел бы сказать для публикации в РИА Новости?

— Конечно. Хочу домой! Заберите меня! (смеется) Что еще сказать? Понятно, что все понятно… Будем продолжать смотреть этот цирк, который происходит… Пожелать хочу, наверное, всем быть начеку, потому что, как говорили в старое время, "размахивая жупелом империализма, Америка готовит новые провокации". Вот в чем дело… На мой взгляд, взгляд немного со стороны, к сожалению, времена будут очень сложные, судя по всему. Просто так они от этого всего не откажутся — от того, что говорят и делают сейчас, — и будут делать все, чтобы устроить какую-то войну с Россией, втянуть Россию в конфликт так или иначе. Достаточно посмотреть на то, что они в Европе делают, что на Украине делают. К чему это приведет? Тут вот вчера, сегодня все СМИ напали на Трампа только за его слова о доверии Путину и необходимости сотрудничества с Россией, сказанные после встречи во Вьетнаме.

Биография Виктора Бута, в прошлом офицера ВВС, вдохновила голливудских деятелей на создание фильма, в результате за ним закрепилось грозное прозвище - торговец смертью.

Арест и экстрадиция

В 2010 г. Виктор Бут (фото представлено далее в статье) был экстрадирован в США из Таиланда после точечной операции агентства по борьбе с наркотиками США. Сотрудники DEA выдали себя за покупателей, представляющих FARC - вооруженные силы колумбийских революционеров. Соединенными Штатами эта группа классифицируется как террористическая организация.

Бут утверждал, что он просто предприниматель, занимающийся законными международными транспортными перевозками, ошибочно обвиненный в попытке вооружить южноамериканских повстанцев и ставший жертвой американских политических махинаций.

Но в Нью-Йорке не поверил в его историю.

Кто такой Виктор Бут на самом деле?

В апреле 2012 г. его приговорили к 25 годам заключения после признания виновным в заговоре с целью убийства госслужащих и граждан США, в поставках зенитных ракет и в пособничестве террористической организации.

В процессе трехнедельного судебного заседания было заявлено, что Бут знал о том, что оружие будет использоваться для убийства американских пилотов, сотрудничающих с колумбийскими властями. На это он ответил, что враг у них один.

Гражданин России Виктор Бут (фото приведено в статье) начал свою бизнес-карьеру в сфере воздушного транспорта после развала СССР в 1991 году.

Согласно книге 2007 года «Торговец смертью», написанной экспертами по безопасности Дугласом Фарахом и Стивеном Брауном, Бут построил свой бизнес, используя военные самолеты, оставшиеся на аэродромах распадающейся советской империи.

Прочные «Антоновы» и «Ильюшины» продавались вместе с экипажами и идеально подходили для доставки товаров, так как могли использовать ухабистые взлетно-посадочные полосы стран, в которых велись военные действия.

Виктор Анатольевич Бут: биография

Бут родился в советском Таджикистане предположительно 13.01.1967, хотя точная дата и место его рождения неизвестны. Например, разведка ЮАР приписывает ему украинское происхождение.

После службы в Советской армии он окончил Военный институт иностранных языков. На персональном сайте владельца авиакомпании утверждается, что он работал военным переводчиком и уволился из Вооруженных Сил в звании подполковника. Но биография Виктора Бута не так однозначна. Согласно другим источникам, он дослужился до звания майора ГРУ и в 80-х годах прошлого века участвовал в советских военных операциях в Анголе.

Вопреки международным санкциям, через ряд подставных компаний он начал поставлять оружие в разрушенные войной регионы Африки.

Обвинения ООН

Виктор Бут, биография которого тесно связана с бывшим руководителем Либерии Чарльзом Тейлором, совершившим военные преступления, был обвинен Организацией Объединенных Наций. Согласно заявлениям ООН, он являлся бизнесменом, продавцом и перевозчиком минералов и оружия, поддерживавшим режим Тейлора с целью дестабилизации Сьерра-Леоне и незаконного получения алмазов.

По сообщениям ближневосточных СМИ, он поставлял оружие для "Талибана" и "Аль-Каиды".

Бут также был обвинен в вооружении обеих сторон гражданского конфликта в Анголе и продажах оружия полевым командирам и правительствам от Центральноафриканской Республики и Демократической Республики Конго до Судана и Ливии.

В бегах

Сам Бут категорически отрицал свою связь с талибами и "Аль-Каидой". Однако он признал, что в середине 1990-х в Афганистан оружие перевозил, утверждая, что оно использовалось командирами для борьбы против талибов.

Также он утверждал, что помог французскому правительству перевозить грузы в Руанду после геноцида, а также транспортировал миротворцев ООН.

Но правоохранительные органы преследовали его на протяжении 2000-х годов.

В 2002-м, когда власти выдали ордер на его арест, Виктор был вынужден покинуть свой дом в Бельгии.

Под разными псевдонимами Бут путешествовал через Объединенные Арабские Эмираты и ЮАР и снова объявился в России в 2003 году.

В том же году британский министр иностранных дел Питер Хейн придумал ему известное прозвище. После прочтения отчета о Буте он сказал, что тот является ведущим торговцем смертью, основным посредником в поставках оружия из стран Восточной Европы - Молдовы, Украины и Болгарии - в Анголу и Либерию.

ООН назвала Бута центральной фигурой в паутине теневых торговцев оружием, алмазных брокеров и других разжигателей войн.

Уроки танго

На протяжении 2000-х годов США предпринимали шаги против Бута, заморозив его активы в 2006 году, но закон, по которому он мог быть привлечен к ответственности в Соединенных Штатах, отсутствовал.

Вместо этого американские агенты выждали до 2008 года, назвались покупателями от колумбийских повстанцев и были представлены торговцу смертью через одного из его бывших соратников. Вскоре после того, как сотрудники DEA обсудили с ним тайные поставки оружия, тайские власти произвели арест Бута и после длительного судебного разбирательства начали процесс экстрадиции в США.

Бут заявил, что действия Соединенных Штатов против него политически мотивированные, а его жена сказала, что единственная связь ее мужа с Колумбией - это уроки танго.

Российские власти поддержали торговца смертью. Министр иностранных дел пообещал бороться за его возвращение в Россию, назвав решение таиландского суда «несправедливым и политическим».

В финале фильма 2005 года «Повелитель войны», в сценарии которого использована биография Виктора Бута, антигерой ускользает от правосудия. Но в жизни «хэппи энд» ускользнул от оружейного барона.

Приговор

02.11.11 торговец смертью был признан виновным, а 05.04.12 его приговорили к минимальному сроку - 25-летнему тюремному заключению - по обвинениям в заговоре с целью продажи оружия террористическим группам. Обвинители требовали пожизненного лишения свободы, аргументируя это тем, что незаконный оборот оружия Бута разжигал конфликты во всем мире.

В ответ российские власти в 2013 году внесли граждан США, расследовавших дело Виктора Бута и наркоторговца в список лиц, которым запрещен въезд в РФ. В их число вошли: бывший федеральный прокурор Майкл Гарсиа, его заместители Анджан Сахни, Брендан Макгвайр, Кристиан Эверделл, Дженна Дэбс, судья Джед Ракофф и следователи Майкл Розензафт и Кристофер Лавин.

Биография Виктора Бута описана в книге Дугласа Фара и Стивена Брауна «Торговец смертью: деньги, оружие, самолеты и организатор войн» (2007). Но там нет слов, которые торговец смертью сказал журналисту "Нью-Йоркера": "Они постараются засадить меня на всю жизнь. Но я вернусь в Россию. Не знаю, когда. Но я еще молод. Ваша империя рухнет, и я отсюда выберусь".

Николай Яковлевич Бут (21 апреля 1928 - 17 ноября 1989) - народный художник РСФСР(1980), заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР(1982), лауреат Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко за диораму "Битва за Днепр"(1979), один из ведущих мастеров Студии военных художников им. Б. М. Грекова. Награжден золотой медалью им. М.Б. Грекова за участие в воссоздании панорамы Франца Рубо

"Бородинская битва"(1968). Лауреат премии имени Вита Неедлы ЧССР за цикл картин "Словацкое национальное восстание"(1972). Также был награжден орденом "Знак Почета" (1975) и "Красная Звезда" (1986), Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы "Сталинградская битва" (1982), ему присужден диплом Академии художеств СССР за цикл картин "Героическая морская пехота". Почетный гражданин города-героя Керчи.

Родился на хуторе Погожа Криница Роменского района Сумской области. В 1934 году с семьёй переехал в Таганрог, где, впоследствии, пережил фашистскую оккупацию в период Великой Отечественной войны.

С 13-14 лет начал рисовать. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий.

В 1945-1949 годах обучался в Ростовском художественном училище, где работал над своим первым триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648-1654 г.г.». После окончания училища уехал в Москву, где продолжил обучение в художественном институте. Окончание его учебы ознаменовало создание огромного батального холста(1953-1957), который был посвящен подвигу защитников Брестской крепости.

Во время учебы Н. Я. Бут увлекался драматическим искусством. Одновременно, после училища, он поступил не только в Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, но и в ГИТИС. Однако между актерским искусством и живописью, художник выбрал последнее, хотя позже так и не смог ответить, почему. Спустя шесть лет, будучи уже студентом Харьковского художественного института, он принял участие в конкурсе чтецов, победа в котором давала возможность участвовать в Московском всемирном фестивале молодежи и студентов (1956). Он победил не только на уровне области и республики, но и попал на заключительный всесоюзный тур в Москве, где занял второе место и получил серебряную медаль. По итогам этого конкурса, Н. Я. Бут был отдельно приглашен в Киевский академический театр им. И.Франко.

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвященная защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в Студию военных художников им. М. Б. Грекова(1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с ее принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте Ф.Рубо

Н. Я. Бут принимал участие в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва» (1958-1982), за которую впоследствии был награжден Почетной медалью Советского фонда мира. Наряду с ним в работе над панорамой принимали участие такие художники-баталисты, как В. К. Дмитриевский, Т. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко. Активно помогали художникам военные консультанты: маршалы Советского Союза А. И. Еременко,В. И. Чуйков,Н. И. Крылов и другие.

В 60-е годы Н.Я.Бут принял участие в восстановлении панорамы "Бородинская битва", которая была открыта в честь героев войны 1812 года.

Бут Николай Яковлевич

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Родился Н. Я. Бут в Украине, на хуторе Погожа Криница Сумской области. Биография всего того поколения складывалась под знаком войны, хотя воевать и не пришлось: к концу Великой Отечественной войны ему исполнилось шестнадцать. Но с гитлеровским «новым порядком» он столкнулся в Таганроге, куда семья перебралась в 1934 г., испытал все лишения и ужасы фашистской оккупации, с особой остротой воспринимал доходившие до Таганрога вести с фронтов.

Рисовать начал в 13-14 лет. Со школьной скамьи увлекался романтикой минувших войн, страницами борьбы за свободу украинского и русского народов. Вероятно, свою роль сыграли и рассказы отца – участника Гражданской войны.

Первой серьезной пробой в выбранном им жанре стала работа над триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654 г.г.» в годы учебы в Ростовском художественном училище (1945 – 1949).

Учеба в художественных институтах Москвы и Харькова завершается созданием огромного батального холста, посвященного защитникам Брестской крепости.

Одновременно Николай Бут не только учился рисовать, но и самозабвенно увлекся драматическим искусством, принимая участие в школьных концертах. Увлечение театром было настолько сильным, что, поступая в институт уже после окончания художественного училища, он параллельно сдал экзамены и в театральный вуз, став одновременно студентом Суриковского института и ГИТИСа! Но Н. Я. Бут все-таки выбрал живопись, хотя всегда затруднялся ответить на вопрос – почему? Театральные подмостки опять приблизились к Николаю Буту, уже к художнику, спустя шесть лет и вновь поставили его перед выбором.

В 1956 г., шла подготовка к Московскому всемирному фестивалю молодежи и студентов. По всей стране проводились конкурсы, в которых участвовали как профессиональные артисты, так и самодеятельные. Студент Харьковского художественного института тоже принял участие в конкурсе чтецов: успешно исполнил отрывки из поэмы Т. Г. Шевченко «Гайдамаки» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и занял первое место не только в области и республике, но и прошел на заключительный тур всесоюзного конкурса в столице, завоевав на нем серебряную медаль. Николай Бут был официально приглашен в Киевский академический театр им. Ивана Франко.

Но и на этот раз он не изменил своему выбору. В это время он как раз завершал свою дипломную работу «Брестская крепость». Работа вскоре была защищена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Картину заметили. И автор был приглашен в Студию военных художников.

Николай Яковлевич не стал актером, но это была удивительно артистичная натура. Этот артистизм проявился и в творческой манере художника: перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев, пропуская их через свое сердце, поэтому, возможно, они так достоверны, и так правдивы ситуации, в которых они оказались. В свое время Огюст Роден заметил: «Искусство – это – отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается».

Начало работы Н. Я. Бута в Студии совпало с атмосферой активных поисков и экспериментов в области монументального искусства. Художник был включен в творческий коллектив, создающий панораму «Сталинградская битва». В дальнейшем Николай Яковлевич активно работал в области диарамно-панорамного искусства, принимая участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», создании диорамы «Форсирование Днепра» и панорамы «Огненная дуга».

Но вся творческая жизнь художника была пронизана одной темой, к которой он постоянно возвращался. Эта тема – военного Аджимушкая.

Многие страницы героической обороны керченских каменоломен известны с документальной точностью. Но малоизвестно, что осмысление этих событий, их изучение началось ровно 60 лет тому назад, когда в штольни спустились воины-десантники, освободители Керчи, в их числе был Илья Сельвинский. Где затерялись архивы и документы, найденные тогда в огромном количестве в каменоломнях? Обнародовать их не спешили – Аджимушкай в официальном представлении свидетельствовал о позоре Советской Армии, считался «партизанщиной», открыто говорить об этих событиях тогда не рекомендовалось. Но правда, скрываемая официозом, прорвалась в стихах. Родившиеся под землей стихотворные строки И. Сельвинского «Аджимушкай», услышали миллионы людей. Услышал их в Таганроге и Николай Бут. Тогда же захотелось увидеть все своими глазами.

Но спуститься в Аджимушкайские катакомбы удалось только в 1960 г., когда он, уже как военный художник, впервые приехал в Керчь. Запрет с темы к тому времени был снят. Исторический материал широко собирался и изучался: выявлялись участники событий, их родственники. Создание первой подземной экспозиции осуществлялось под руководством Сергея Михайловича Щербака, который активно начал работать в центральных архивах страны (его тетради, правда, иногда лишались некоторых страниц – цензура!) впервые начал экспедиционные исследования-раскопки под землей. С основателем Музея Аджимушкайской обороны С. М. Щербаком Н.Я Бута связывала долгая дружба, вплоть до самой смерти художника.

В каменоломнях, где сражались и гибли воины, Николай Яковлевич начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но зарисовки, эскизы, рисунки и этюды накапливаясь, реликвии, находимые в каменоломнях, все более захватывали его воображение, поездки в Керчь становились чаще, внося коррективы в творческий замысел художника. Вместо одной работы рождается целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Но вскоре автор несколько меняет название на более емкое и значимое - «Аджимушкай. 1942 год».

Сложившийся к 1967 г. цикл с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи стала постоянной, развернувшись в одном из залов Керченского историко-археологического музея, включавшего в себя в то время и здание церкви. Молодое поколение, конечно, не может ее помнить, ибо она была размещена в здании церкви, на обустроенном втором этаже.

7 мая 1985 г., в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переехала в отдельное здание Картинной галереи по улице Театральной, где экспонируется и поныне.

Замысел цикла не был исчерпан и в последующие десятилетия: некоторые работы создавались в семидесятые и восьмидесятые годы. Можно сказать, что вся творческая жизнь Николая Яковлевича была связана с работой над аджимушкайской темой, с потрясающей силой раскрытой автором с позиций своего времени. Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.