Борьба латинской америки против фашизма во второй мировой войне. Рубрика: Латинская Америка в годы Второй мировой войны

Влияние экономического кризиса

Мировой кризис 1929-1933 годов нарушил путь экономического процветания латиноамериканских стран. Спрос на продукцию из стран Латинской Америки упал, цены на сырьё и продовольствие уменьшились. Это привело к негативным последствиям:

  • банкротству перерабатывающих предприятий;
  • сокращение производства национальных товаров (например, на Кубе сахара стали производить почти в 3 раза меньше);
  • уменьшение импорта, что привело к уничтожению произведённой продукции (так, в Бразилии сожгли 27 миллионов мешков выращенного кофе);
  • рост числа безработных.

Объём иностранных инвестиций сократился до 9 миллиардов долларов (было 15 миллиардов). Всё увереннее проводила свою политику в Латинской Америке Германия, уступая по объёму капиталовложений лишь США и Англии. США реализовывали политику «доброго соседа», которая выразилась в признание равенства латиноамериканских народов и выводе американских войск из Никарагуа и Гаити.

Чтобы ускорить выход из кризисного положения правительства стран стали применять методы государственного регулирования. Он выразился в кредитно-финансовой помощи и таможенном протекционизме.

Политическое развитие Латинской Америки в 1930-е годы

Политическое развитие стран Латинской Америки в 1930 годы характеризуется многообразием. Рассмотрим возможные пути развития.

В Бразилии в 1930 году в результате переворота была установлена диктатура Жетулио Варгаса. Варгас поддерживался фашистских взглядов. Для предотвращения распространению фашизма в Бразилии в 1935 году организуется Народный фронт.

Определение 1

Народный фронт – это союз различный партий (обычно центристского и левого направления) для противодействия распространению фашизма. Получил распространение в 1930-е годы.

Он получил название «Альянс всебразильской организации национального освобождения». В ответ на выступление военных частей в поддержку Народного фронта Варгас запретил данную организацию и начал террор.

В Аргентине власть Иригойена в годы кризиса провела национализацию нефтяной промышленности. Монополисты осуществили государственный переворот и привели к власти генерала Хосе Урибулу. В 1931 году президентом был избран Педро Хусто. В стране распространялся фашизм, проводил массовые репрессии. Лишь приход в 1938 году к власти Роберто Хусто восстановил конституционные права граждан.

В Мексике правительство Ласаро Карденаса (1934-1940 годы) реализовывало положения конституции 1917 года в жизнь. Оно национализировало нефтяную промышленность и раздавало землю крестьянам. При поддержке США и Великобритании в 1938 году было организовано восстание против Карденаса, которое потерпело поражение.

Экономический кризис поставил перед Кубой два пути: народная революция или свержение диктатуры Мачадо. Страна пошла по второму пути. Военный заговор вынудил диктатора в 1933 году бежать из страны. Реальную власть возглавил Фульхенсио Батиста, хотя президентом был избран Сан Мартин. В 1934 году Батиста становится президентом, устанавливает собственную диктатуру и управляет Кубой в интересах США.

Латинская Америка во Второй мировой войне

Перед войной Германия устремилась поставить под свой контроль продовольственную базу Латинской Америки. В продукции из региона были заинтересованы также Англия, Япония, Испания, Италия и США. На первом этапе войны латиноамериканские страны поддерживались нейтралитета, беря пример с США. Продолжили сотрудничество с Германией лишь Аргентина и Парагвай. Фашизм получил распространение также в Мексике,Баризилии, Чили и Колумбии.

Вскоре политику нейтралитета странам пришлось нарушить. Для этого было несколько причин:

  • сокращение торговых связей со странами Европы;
  • успехи фашистского блока создавали угрозу для латиноамериканских государств;
  • после капитуляции Франции и Голландии создавалась угроза их колониям в регионе;
  • вступление в войну США заставило страны Латинской Америки объявить войну Германии.

В 1939-1941 гг. Куба придерживалась политики нейтралитета. Однако реакционные группы, господствовавшие в экономике страны, заявляя о своей приверженности делу демократических стран, в действительности сотрудничали с фашистскими организациями.

В декабре 1941 года правительство Кубы (с 1940 г. президент Батиста) объявило войну Японии, Германии и Италии. Куба предоставила в распоряжение военно-воздушных и морских сил Соединенных Штатов территорию и главные порты страны для борьбы против немецких подводных лодок в Атлантике.

Вооруженные силы Кубы перешли фактически под американское командование. В военных школах Соединенных Штатов обучались многие кубинские кадровые офицеры. Соединенные Штаты направили на Кубу большое количество вооружения.

Правительство Кубы ввело всеобщую воинскую повинность, создав два военных подготовительных лагеря на 4 тыс. человек каждый. Одновременно были учреждены «Служба гражданской обороны», «Национальный антифашистский фронт», «Кубинско-американский фонд помощи союзникам» и другие организации.

Ускорение экономического развития латиноамериканских стран после Второй мировой войны
После окончания Второй мировой войны экономическое положение стран Латинской Америки было достаточно благоприятным: они имели накопленные золотовалютные резервы, их доля в мировой торговле увеличилась. 40-50-е годы в истории Латинской Америки стали временем быстрого роста местной промышленности. Этому способствовала протекционистская политика государства. Укреплялись позиции национальной буржуазии.

Вторая мировая война вызвала резкое сокращение притока промышленных товаров в Латинскую Америку, особенно из Европы. Одновременно на мировом рынке значительно выросли цены на аграрно-сырьевую продукцию стран Южной и Центральной Америки. Стоимость латиноамериканского экспорта увеличилась с 1938 г. по 1948 г. почти в 4 раза. Это позволило государствам региона накопить значительные средства и направить их на развитие местного производства, стимулировалось нехваткой импортных товаров.

В этих условиях значительные масштабы приобрел процесс «импортозамещающим индустриализации» - замены импорта многих промышленных товаров на их производство на месте.

Ведущие страны региона постепенно превращались в промышленно-аграрные. Важным фактором промышленного роста стала роль государства усилилась, в экономике стран, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Политика «импортозамещающим индустриализации» сознательно стимулировалась со стороны государства. На долю государства в послевоенные годы в Мексике приходилось более трети всех инвестиций, в Бразилии - от 1/6 до 1/3.

Возникло много новых промышленных предприятий. В Аргентине и Бразилии их число за 40-е годы возросло вдвое. Мощный стимул получила концентрация производства. Был построен ряд крупных современных заводов. Более четверти промышленных рабочих Бразилии и Мексики в 50-е годы работали на предприятиях с числом занятых свыше 500 человек.

Занятость в сельском хозяйстве экономически активного населения в целом по Латинской Америке уменьшилась с 53% (1950 г.) до 47% (1960 г.). В 40-е годы почти вдвое выросли ряды промышленного пролетариата, достигшие в 1950 г. 10 млн. человек. Удельный вес лиц наемного труда к 1960 г. достигло 54% экономически активного населения (в Чили - 70%).

Однако «импортозамещающим индустриализация» не смогла создать достаточные условия для самостоятельного экономического развития латиноамериканских государств. Сохранилось высокая степень зависимости их экономики от экспорта продукции сельского хозяйства и сырья и соответственно от конъюнктуры мирового рынка. Сохранялась также зависимость от иностранного капитала, прежде всего американского. В послевоенные годы приток американских инвестиций в Латинскую Америку усилился. На долю США после войны приходилось около половины латиноамериканского импорта и до 40% экспорта. Индустриализация не сопровождалась заметным ростом производства сельскохозяйственной продукции. В аграрном секторе почти повсеместно (кроме Мексики и Боливии), по-прежнему преобладал латифундизма. Это ограничивало емкость внутреннего рынка и эффективность «импортозамещающим индустриализации».

Нестабильность политической жизни в регионе

Политическая жизнь латиноамериканских стран характеризовалось нестабильностью. За исключением Мексики, не было ни государства, в котором конституционное развитие не прерывалась бы военными переворотами. С 1945 г. по 1970 г. в регионе произошло более 70 переворотов.

Так, в октябре 1948 г. в Перу армейская верхушка совершила государственный переворот. В стране была установлена диктатура, буржуазно-демократические свободы были ликвидированы. В ноябре 1948 г. произошел государственный переворот в Венесуэле, который привел к власти военных. В 1949 г. и 1951 произошли перевороты в Панаме, в 1951 г. - в Боливии. В 1952 г. при активной поддержке правящих кругов США был установлен тиранический режим Ф. Батисты на Кубе. В 1954 г. в Парагвае власть захватил генерал Стресснер, жестокое диктаторское правление которого продолжалось целых 35 лет. Того же 1954 г. была подавлена революция (за вмешательство США) и установлена диктатура в Гватемале, произошел переворот в Гондурасе, в результате реакционной заговора был свергнут конституционное правительство в Бразилии. В 1955 военные свергли правительство Перона в Аргентине, и к власти пришла буржуазно-помещичья олигархия, опиравшаяся на поддержку США.

В результате в большинстве стран региона установились диктаторские режимы. Но и там, где хранились конституционные правительства, часто ограничивались демократические свободы и права трудящихся, преследованиям левые силы.

Атмосфера «холодной войны», военные перевороты 19401955 гг и утверждение во многих республиках военных диктатур усилили в политической жизни роль армии как гаранта интересов имущих классов и сотрудничества с США.

Кубинской революции 1959 г. и ее влияние на соседние страны

Яркой страницей антидиктаторського движения в Латинской Америке стала кубинская революция. Партизанская война против проамериканского диктаторского режима Ф. Батисты закончился в начале 1959 г. победой. Лидер повстанцев Ф. Кастро возглавил правительство. Свою задачу он видел в укреплении независимости Кубы от США. Но, столкнувшись с их сопротивление, он национализировал американские компании и предприятия и заявил о социалистический путь развития Кубы на принципах марксизма-ленинизма. Начата в апреле 1961 г. при поддержке США вооруженная попытка свержения правительства Ф. Кастро еще более укрепила его политический курс, что отныне окончательно основан на марксистской идеологии и антиамериканских лозунгах. Размещение на Кубе советских ядерных ракет средней дальности привело Карибский кризис 1962 г., которую Советскому Союзу и США удалось преодолеть политическими средствами. К середине 1965 правительство Ф. Кастро ликвидировал все политические партии и установил на острове тоталитарный режим по советскому образцу.

Победа кубинской революции заметно повлияла на освободительное движение Латинской Америки. Во многих странах возникло движение солидарности с Кубой. Росли антиамериканские настроения. Крепло стремление к экономической самостоятельности, защиты национального суверенитета.

Начался процесс деколонизации владений Великобритании в Карибском бассейне. Получили политическую независимость некоторые колонии Ямайка, Тринидад и Тобаго (1962 г.), Барбадос и Гайана (1966 г.).

Другие страны значительно продвинулись в объединении демократических сил: в 1961-1962 гг в Уругвае был создан Левый фронт освобождения, в Бразилии - Фронт национального освобождения, в Мексике - Движение за национальное освобождение, в Гватемале - Революционный патриотический фронт.

В 60-е годы в некоторых странах (Гватемала, Никарагуа, Эквадор, Колумбия, Перу) развернулось партизанское движение. Успешная повстанческая борьба кубинцев, завершившейся победой революции, вдохновила латиноамериканских студентов и представителей интеллигенции, сторонников леворадикальных теорий на создание «партизанских очагов» в сельских районах для того, чтобы подтолкнуть крестьян к массовой вооруженной борьбы. Однако партизанская борьба ожидаемых результатов не принесла. Большая часть повстанцев погибли в боях, многие из них был захвачен в плен и расстрелян. Получило широкую популярность и стало героическим символом имя Эрнесто Че Гевары, погибшего в Боливии в 1967 г.

Чтобы не допустить «второй Кубы», были осуществлены государственные перевороты и установлены диктаторские режимы в Гватемале (1963 г.), Доминиканской Республике (1963 г.), Бразилии (1964 г.), Аргентине (1966 г.) и др..

Непосредственным результатом победы кубинской революции можно считать программу президента США Дж. Кеннеди «Союз ради прогресса» (1961 г.). Эта программа предусматривала большую финансовую помощь со стороны США (20 млрд. долларов в течение 10 лет) латиноамериканским странам. Ее главная цель заключалась в обеспечении ускоренного социально-экономического развития Латинской Америки, укреплении средних слоев общества и т.д.. Эта программа свидетельствовала о начале переориентации США от поддержки диктаторских режимов к поддержке представительной демократии.

Ликвидация вийсьководиктаторських режимов и установления конституционного строя в ряде стран региона

На рубеже 80-х годов отразился кризис военно-диктаторских режимов в Латинской Америке. Начали быстро нарастать забастовки и демонстрации трудящихся с требованиями изменения социальной и экономической политики, прекращения репрессий, восстановление демократических свобод. В борьбу за демократические перемены включились средние слои, мелкие и средние предприниматели. Активизировались правозащитные организации, церковные круги. В явочном порядке восстанавливали свою деятельность партии и профсоюзы.

Процессы демократизации в Южной Америке ускорили свержения диктатуры Сомосы и победу в 1979 г. революции в Никарагуа. В 1979 г. в Эквадоре и в 1980 г. в Перу умеренные военные режимы передали власть избранным конституционным правительствам. В 1982 г. было восстановлено конституционное правление в Боливии, к власти пришло правительство коалиции левых сил с участием коммунистов. Были ликвидированы военные режимы в Аргентине (декабрь 1983 г.), Бразилии (1985 г.), Уругвае (1985 г.), Гватемале (I986 г.), Гондурасе (1986 г.), на Гаити (1986 г.). В 1989 г. в результате военного переворота была свергнута наиболее долговечна в регионе диктатура А. Стресснера в Парагвае (1954-1989).

Дольше всех в Южной Америке продержалась диктатура в Чили. Но под натиском оппозиции 11 марта 1990 военный режим генерала Пиночета передал власть гражданскому правительству. В этот день с политической карты Южной Америки исчезла последняя диктатура.

Приход к власти новых избранных демократически правительств не привел к кардинальным изменениям экономической политики. Они сохранили курс на активное участие своих стран в международном разделении труда, курс на интеграцию в мировую экономику. На современном этапе важную роль играют упор на развитие рыночных структур экономики, приватизации государственного сектора, а также стремление сделать экономику более социально ориентированной.

Большинстве государств Латинской Америки удалось достичь успехов в развитии экономики, однако серьезной проблемой для их дальнейшего роста стала внешняя задолженность. По уровню экономического развития регион занимает промежуточное положение между странами Азии и Африки, с одной стороны, и индустриально развитыми странами, с другой. Между странами региона продолжают существовать различия в уровнях хозяйственного развития. Самыми являются Бразилия, Аргентина и Мексика. Но и у них, не говоря о более бедные страны региона, сохраняется значительная социальное неравенство различных слоев населения. Почти половина латиноамериканцев нищенствует.

Интеграционные процессы в Латинской Америке

Ликвидация военно-диктаторских режимов, либерализация экономики и внешней торговли стимулировали развитие интеграционных процессов в Латинской Америке.

Процессы интеграции в Латинской Америке развивались в разных формах. Возрождалась деятельность региональных объединений, возникших в 60-е годы, образовывались новые, укреплялись взаимные экономические связи, заключались соглашения о свободной торговле и т.д..

Так, в 1978 г. возник Амазонский пакт в составе Бразилии, андских стран, а также Гайана и Суринам с целью сотрудничества в освоении и экологическом защите богатого ресурсы бассейна Амазонки.

В августе 1986 г. оформилась Аргентино-Бразильская интеграция, к которой примкнул Уругвай. Она поставила целью заменить старую конкуренцию двух крупнейших республик Южной Америки путем объединения экономических усилий, что закрепило бы их ведущую роль в регионе.

В марте 1991 г. президенты Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании Общего рынка стран юга Америки (МЕРКОСУР) в составе четырех государств с общим населением 200 млн. человек и территорией в 11 млн. км2 (почти 2/3 Южной Америки). С 1 января 1995 г. Меркосур превратился в первый таможенный союз в Южной Америке. Возникли и другие субрегиональные объединения, частично пересекались друг с другом.

Большой интерес к интеграционным процессам в Латинской Америке проявляет правительство Соединенных Штатов. В 1990 г. президент США Дж. Буш-старший выступил с идеей «нового экономического партнерства» в Западном полушарии. Он предложил создать зону свободной торговли и инвестиций в составе США, Канады и Латинской Америки, которая заложила основы Межамериканского общего рынка. Инициатива Буша встретила положительные отклики многих латиноамериканских правительств. В 1990-1991 гг Мексика начала переговоры с США о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) с участием Мексики, США и Канады. Договоренность о создании НАФТА была достигнута в 1992 г. и вступила в силу с 1 января 1994 г. С этим союзом активно сотрудничают Венесуэла, Колумбия и ряд других стран региона.

ВВЕДЕНИЕ

Вторая мировая война, как и первая, стала возможной в силу действия закона неравномерности развития капиталистических стран при империализме и явилась результатом резкого обострения межимпериалистических противоречий, борьбы за рынки сбыта, источники сырья, сферы влияния и приложения капиталов. Война началась в условиях, когда капитализм уже не был всеобъемлющей системой, когда существовало и крепло первое в мире социалистическое государство -- СССР. Раскол мира на две системы привёл к возникновению главного противоречия эпохи -- между социализмом и капитализмом. Межимпериалистические противоречия перестали быть единственным фактором мировой политики. Они развивались параллельно и во взаимодействии с противоречиями между двумя системами.

Вопросу участия стран Латинской Америки во Второй мировой войне практически не уделяется внимание в школьной программе, о чем свидетельствует полное (либо преобладающее) отсутствие каких-либо сведений по данному вопросу, а исключением нескольких неопределенных фраз.

В то же время, к 1943 г. подавляющее большинство стран Латинской Америки либо объявило войну державам гитлеровской коалиции, либо разорвало с ними дипломатические отношения. США удалось создать в Западном полушарии единый военно-стратегический комплекс с участием почти всех латиноамериканских стран. Деятельность его осуществлялась под наблюдением созданного в 1942 г. Межамериканского совета обороны (МСО), в состав которого вошли военные представители всех стран -- членов Панамериканского союза.

Рассмотрение политического и экономического положения в странах Латинской Америки накануне войны;

Определение влияния военных событий в Европе на позиции и взгляды руководства Латиноамериканских стран;

Установление значения Движения Сопротивления в регионе;

Рассмотрение итогов Второй мировой войны для стран Латиноамериканского региона.

При написании контрольной работы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособий по всемирной истории, истории государства и права зарубежных стран, а также научных трудов некоторых отечественных и немецких авторов.

В результате анализа источников информации автором подробно рассмотрен вопрос участия латиноамериканских стран во Второй мировой войне.

Начало Второй мировой войны и реакция государств Латинской Америки

1 сентября 1939 г. нападением фашистской Германии на Польшу началась вторая мировая война. 3 сентября в войну против Германии вступили Великобритания и Франция, имевшие небольшие колониальные владения в Карибском бассейне. Вслед за Великобританией войну Германии объявили все британские доминионы, среди них и расположенная в Западном полушарии Канада.

Перед республиками Латинской Америки встала задача определить свою позицию в связи с начавшейся войной и потенциальной угрозой ее распространения на Западное полушарие. С успехами Германии связывали свои надежды наиболее реакционные элементы латиноамериканского общества, стремившиеся к утверждению террористических профашистских режимов. Но и гораздо более широкие националистические, отчасти и антиимпериалистически настроенные круги подчас склонны были видеть в нацистской Германии и ее союзниках противовес империализму США и Великобритании на мировой арене, а в фашистской идеологии - сплачивающее нацию начало в борьбе с западным империализмом и с раскалывающим нацию классовым антагонизмом. Демократические силы, напротив, усматривали в европейском фашизме главную угрозу свободе народов всего мира и выступали в поддержку антигитлеровской коалиции - См.: Графский В. Г.Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Норма, 2007. С.444..

Латинская Америка представляла интерес для воюющих держав прежде всего как важная сырьевая база. Здесь было сосредоточено в большом количестве стратегическое сырье - медь, олово, железо, другие металлы, нефть. Латинская Америка давала 65 % мирового экспорта мяса, 85 % кофе, 45 % сахара - См.: Новейшая история стран Латинской Америки. Учеб. пособие. Строганов А. И. - М.: Высш. шк., 1995.С. 178.. Находясь в сильной экономической зависимости от США и Великобритании, страны региона, особенно Аргентина, Бразилия и Чили, имели значительные связи и с державами «оси» - в первую очередь с Германией, а также с Италией и Японией. Местные господствующие классы были заинтересованы в том, чтобы извлечь максимальные выгоды из роста потребности в аграрно-сырьевой продукции в воюющих государствах обеих коалиций и в то же время избежать прямого участия в войне. Сохранение нейтралитета вместе с определенными защитными мерами в отношении территории своих стран в наибольшей степени отвечало их интересам и сближало их позиции с позицией Вашингтона.

В начале войны США соблюдали нейтралитет в ней, хотя солидаризировались с Великобританией и Францией в их борьбе с германской агрессией, оказывали им растущую помощь сырьем и оружием. Правительство Ф.Рузвельта выступило инициатором сплочения стран Западного полушария в совместной защите Американского континента от возможного военного вторжения сюда Германии или других внеконтинентальных держав. Для США это был и удобный случай, чтобы усилить свои экономические, политические и военные позиции Центральной и Южной Америке. Росту сотрудничества латиноамериканских республик с Вашингтоном способствовало и то, что военные действия в Европе и на морских коммуникациях привели к резкому сокращению объема их торговых и экономических связей с Европой.

После начала войны вслед за США все государства Латинской Америки объявили о своем нейтралитете. 23 сентября - 3 октября 1939 г. в Панаме состоялось I Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, принявшее «Общую декларацию о нейтралитете» - См.: Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. -Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С.527.. Для защиты нейтралитета континента и прилегающей к нему морской акватории Тихого и Атлантического океанов вдоль всего побережья США и Латинской Америки устанавливалась 300-мильная «зона безопасности», которая должна была совместно патрулироваться и охраняться. Запрещалось вторжение военных кораблей и самолетов воюющих стран в пределы этой зоны. Было решено также создать Межамериканский финансовый и экономический консультативный комитет.

Разгром Германией в мае - июне 1940 г. Франции и Нидерландов поставил под вопрос судьбу их владений в Карибском бассейне. В связи с этим II Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, состоявшееся в Гаване 21-30 июля 1940 г., провозгласило право американских государств на оккупацию владений европейских стран в Америке в случае угрозы захвата их какой-либо внеконтинентальной державой. Была принята также «Декларация о взаимной помощи и сотрудничестве в обороне американских государств», в которой говорилось, что «всякое покушение на территориальную целостность, неприкосновенность или независимость любого американского государства будет рассматриваться как акт агрессии против всех государств, подписавших данную декларацию». Участники совещания обязались пресекать подрывную деятельность неамериканских держав на континенте. Выполняя решение Гаванского совещания, США совместно с Бразилией в ноябре 1941 г. оккупировали Нидерландскую Гвиану (Суринам). Соединенные Штаты оккупировали также острова Нидерландской Вест-Индии (Аруба, Кюрасао) у Венесуэльского побережья. Что касается владений Франции в Карибском бассейне (острова Гваделупа и Мартиника и Французская Гвиана), то они остались под контролем французского правительства - См.: Новейшая история стран Латинской Америки. Учеб. пособие. Строганов А. И. - М.: Высш. шк., 1995.С. 180..

Победы Германии в Европе, захват нацистами и их союзниками новых стран, вовлечение в войну все большего круга государств, нападение Германии 22 июня 1941 г. на Советский Союз и быстрое продвижение войск агрессора вглубь советской территории - все это вело к росту осознания в странах Латинской Америки грозящей всему миру опасности. Ширилось массовое движение солидарности с участниками антигитлеровской коалиции.

Латинская Америка завоевала свою независимость с помощью британского флота и сохраняла ее благодаря английскому влиянию, уравновешенному формулой, содержавшейся в доктрине Монро 1823 г., которая робко, но небезрезультатно настаивала на том, чтобы европейцы не превращали территории Западного полушария в объект своих завоеваний.

Именно таким образом большая часть стран Латинской Америки сохранила свою независимость и воспользовалась в первой половине XIX в. плодами британского неоколониализма. Поскольку Соединенные Штаты все еще были заняты формированием собственного национального единства, то возможность осуществлять значительные инвестиции в богатые малонаселенные земли с почти всегда благоприятным климатом и уже сложившейся за века испанского колониального господства традицией отношений с европейцами предоставлялась британцам, обладавшим бесспорным превосходством на море.

После войны 1846-1848 гг. стало ощущаться давление Соединенных Штатов на Мексику. Однако только после испано-американской войны 1898 г. Соединенные Штаты стали державой-гегемоном в Карибском бассейне и начали проводить действительно панамериканскую политику. После нескольких лет дискуссии на рубеже веков о выборе между колониальным экспансионизмом традиционного типа и инвестициями в сочетании с политикой гегемонии возобладала антиколониалистская направленность. Панамериканские конференции, первая из которых состоялась в 1889 г., стали первой формой проявления превосходства Соединенных Штатов. Второй, и более эффективной, формой стало «дополнение», сделанное Теодором Рузвельтом в декабре 1904 г. к доктрине Монро. Обеспокоенный попытками немецкой экспансии и желая также ограничить британское присутствие, президент уточнил, что действия, предпринимаемые латиноамери

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1011

канскими правительствами с целью противостоять попыткам капиталистического проникновения, могли бы спровоцировать репрессии со стороны стран, заинтересованных в защите своих инвестиций. Поскольку доктрина Монро эффективно предотвращала прямое вмешательство европейских держав, то теперь следовало добавить, что Соединенные Штаты, хотя они этого и не желают, могут прибегнуть к военному вмешательству для защиты интересов инвесторов «в явных случаях нарушения закона или беспомощности» (латиноамериканских правительств). Иными словами, Латинская Америка объявлялась сферой влияния Соединенных Штатов, взявших на себя роль «международной полицейской силы». Сам способ, каким Теодор Рузвельт действовал в 1903 г. для того, чтобы сделать возможным начало работ по строительству Панамского канала, преодолевая сопротивление колумбийского правительства и способствуя созданию независимой Панамской республики, стал ярким подтверждением того, что Рузвельт намеревался сформулировать свое «дополнение» еще до того, как публично изложил его.

Участие в Первой мировой войне, несмотря на неудачу реформистских проектов Вильсона, означало появление Соединенных Штатов на международной сцене в качестве основы нового мирового порядка. Несмотря на возросший военный потенциал, немедленного усиления господства над Латинской Америкой не произошло. Многие деятели этих стран с удовлетворением наблюдали за провалом Вильсона и несостоявшимся участием США в Лиге наций, в которую латиноамериканские страны, напротив, вступили отчасти для того, чтобы сбалансировать преобладание Соединенных Штатов в панамериканских механизмах. Первое послевоенное десятилетие характеризовалось, следовательно, постоянными противоречиями между экспансией американского присутствия, в ряде случаев даже военного, и сопротивлением региональных сил, часто поддерживаемых европейскими странами.

Избрание президентом Ф.Д. Рузвельта положило начало проведению новой политической линии, менее интервенционистской и более примирительной, которую Рузвельт определил как «политика доброго соседа» и которая была продемонстрирована Корделлом Хэллом на седьмой Панамериканской конференции, состоявшейся в Монтевидео в декабре 1933 г. Сразу же после конференции Рузвельт заявил об отказе от какой бы то ни было политики одностороннего вмешательства. В 1934 г. по инициативе самих Соединенных Штатов была отменена так называемая «поправка Платта», которая была насильно включена в кубинскую конституцию и гарантировала Соединенным Штатам право

1012 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

на вмешательство во внутренние дела Кубы, устанавливая, таким образом, своего рода протекторат над островом. В 1936 г. был подписан новый договор с Панамой, снижавший уровень контроля, который осуществляли Соединенные Штаты за зоной канала. В 1938 г. вашингтонское правительство присоединилось к протоколу об отказе от прямого и косвенного вмешательства американских государств в жизнь других государств.

Однако изначальная двусмысленность этой политики, как и в целом всех отношений между Соединенными Штатами и латиноамериканскими странами, состояла в стремлении местных консервативных сил управлять по своему усмотрению богатыми, но отсталыми странами, перекладывая на плечи крестьян и рабочих издержки начального этапа индустриализации. Американцы же, напротив, проводили свою политику, ставя перед собой цель достижения экономического роста, функционального по отношению к потребностям рынка и американских финансов; политику, всегда затрагивавшую глубоко укорененные интересы. Конфликт заключался в противоречиях между латифундистским капитализмом, союзником военных режимов и зачастую коррумпированных политиков, и предпринимательским капитализмом, подчиненным целям извлечения прибыли из инвестиций и готовым в поисках надежных союзников поддержать политические силы, в меньшей степени связанные с традиционными слоями общества. Эта ситуация совпала с трансформацией, последовавшей в Латинской Америке за периодом «великой депрессии», а также с началом политики индустриализации, изменившей внутреннюю социальную структуру отдельных государств и создавшей новые объективные возможности для союза с Соединенными Штатами, в том числе и с целью проведения некоторых социальных и экономических реформ. Рузвельт добавил к этой общей сложной картине отказ от наиболее явных проявлений американского превосходства, однако он не мог устранить расхождение интересов, представавшее в слишком разных обличьях для того, чтобы его можно было свести к единой формуле.

Укрепление панамериканской структуры смягчило стратегические разногласия только в международном плане, поскольку всему американскому сообществу отводилась задача защиты Западного полушария. Однако даже это, по крайней мере, вплоть до Второй мировой войны, не помешало Латинской Америке стать сферой проникновения европейской пропаганды и европейских коммерческих интересов. Так, несмотря на принцип невмешательства, содержавшийся в доктрине «доброго соседа», оставалось пространство для укрепления традиционных позиций не

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1013

только британцев, но также немцев и итальянцев, которые стремились к экономическому участию в Латинской Америке. Немцы действовали в том числе и методами интенсивной пропагандистской политики нацистов, после проникновения на континент сразу же принявшей антиамериканскую направленность; итальянцы - при помощи фашистского прозелитизма, находившего в сплоченных рядах итальянской эмиграции в Аргентине и почти во всей Латинской Америке благодатную почву, хотя на первых порах и не всегда враждебную к Соединенным Штатам.

Опасности, связанные с этой ситуацией, и выгоды от политики «доброго соседа» стали очевидными во время Второй мировой войны.

Соединенные Штаты должны были сделать все возможное для того, чтобы опереться на антифашистские элементы и, более того, противодействовать нацистскому проникновению. Пока Соединенные Штаты официально не вступили в войну, это было чрезвычайно трудно, поскольку не было законных оснований для антинемецкой деятельности, которую проводило Управление по координации межамериканских отношений (Office of the Coordinator of Inter-American Affairs), возглавлявшееся Дэвидом Рокфеллером. Оно было создано в 1940 г. с целью способствовать экономическому и гуманитарному сотрудничеству в Западном полушарии, но, прежде всего, с целью «внести вклад в дело союзников».

После Перл Харбора ситуация прояснилась. Положение улучшилось благодаря атмосфере доброй воли, которую сумела создать администрация Рузвельта, - в особенности деятельности Сэмнера Уэллеса. Сразу же после Перл Харбора правительство Соединенных Штатов сочло своевременным сосредоточить свои усилия на Латинской Америке, используя сущность и практику панамериканизма. С этой целью оно созвало консультативное совещание министров иностранных дел американских республик для обсуждения проблем сотрудничества в борьбе против сил «оси». Для вашингтонского правительства важно было создать сплоченный фронт стран, готовых вступить в войну, или, по меньшей мере, разорвать дипломатические отношения с противниками Соединенных Штатов. Отклик на это предложение был огромным, однако Аргентина, поддержанная Чили, отказалась принять какое-либо конкретное предложение. Аргентину и Соединенные Штаты разделяли давние противоречия. Среди латиноамериканских стран Аргентина была вплоть до 1945 г. наиболее восприимчива к нацистской и фашистской пропаганде и в наименьшей степени склонна действовать по подсказке вашингтонского правительства. Таким образом, принятие единогласного решения не состоялось.

1014 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

Однако через несколько дней латиноамериканские страны разорвали дипломатические отношения со странами «оси» и с Японией. Исключение составили Чили (до января 1943 г.) и Аргентина (до 1944 г.), отложившие свое решение до завершающего этапа войны.

Эти два исключения были важны, однако они не уменьшали значения американского успеха. Противостояние, которое во время Первой мировой войны было столь сильным, в этом случае оказалось всего лишь маргинальным. Соединенные Штаты получили помощь в виде проявления сплоченности и солидарности, а взамен применили к Латинской Америке закон о ленд-лизе. В особенности это касалось Бразилии, которая участвовала в войне, используя свои войска (находившиеся в Италии), и Мексики, вовлеченной в воздушную войну на Тихом океане.

Аргентинская рана оставалась открытой вплоть до марта 1945 г., когда объявление войны стало необходимым условием для участия в конференции в Сан-Франциско по вопросу о создании ООН. В основе конфликта лежала оппозиция США политическому режиму, а затем военной диктатуре, находившимся у власти в Буэнос-Айресе. Деятельность американцев значительно затруднялась тем откровенным покровительством, которое оказывала Аргентине Великобритания, обнаружившая в этой части Западного полушария незанятое пространство для своего экономического присутствия в Латинской Америке. Сначала генерал Эделемиро Фаррелл, а затем полковник Хуан Доминго Перон, избранный президентом только в 1946 г., но уже в то время являвшийся центральной политической фигурой в Аргентине, создали в стране режим, получивший поддержку благодаря национализму, направленному против Соединенных Штатов, а во внутренней политике - благодаря патерналистской политике, защищавшей интересы нового рабочего класса посредством очень развитой социальной политики. Последняя базировалась, однако, на проекте экономического развития, искажавшем естественные перспективы (в основе которых лежали богатое сельское хозяйство и животноводство). Режим ориентировался на неконкурентоспособную индустриализацию, защищенную протекционизмом, что вскоре привело Аргентину к экономической стагнации и чуть ли не к экономической отсталости.

В период войны панамериканский консенсус (исключение составляла Аргентина) внес безоговорочный вклад в дело Соединенных Штатов. Вашингтонское правительство, со своей стороны, сделало все возможное, чтобы превратить исключительные обстоятельства, смягчавшие традиционное противостояние, в постоянную ситуацию. Все латиноамериканские страны, за исклю

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1015

чением Аргентины, были приглашены к участию в деятельности союза Объединенных Наций: подготовительных работах по созданию ФАО (FAO - Food and Agricultural Organization of the United Nations); в Бреттон-Вудской системе, в создании Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития. Более сложной была проблема участия в подготовительной работе по созданию ООН, доверенной только представителям крупнейших держав, что вызвало разногласия, связанные с требованием предоставить определенное количество мест в Совете Безопасности странам Латинской Америки. Память о первостепенной роли, которую играла Лига наций, все еще оказывала свое влияние на подготовку послевоенного устройства.

Для преодоления этих разногласий и для обсуждения аргентинского вопроса Вашингтонское правительство согласилось на то, чтобы собрать в феврале-марте 1945 г. в Чапультепекском замке (Мехико) панамериканскую конференцию. Проблемы, стоявшие в центре дискуссии, касались роли Латинской Америки в новом мировом устройстве, будущей межамериканской системы и социально-экономических трудностей, связанных с переходом от войны к миру. Что касается первого вопроса, то Соединенные Штаты были ограничены соглашениями с Великобританией и Советским Союзом. Поэтому им пришлось ограничиться предложением, чтобы позиция латиноамериканских государств была свободно изложена на конференции в Сан-Франциско. Перестройка отношений между американскими государствами привела к более конкретным результатам. Латиноамериканские государства стремились к созданию континентальной оборонительной системы, которая автоматически связала бы обязательствами Соединенные Штаты, без необходимости голосования в Сенате. Результатом стал компромисс из трех пунктов, получивший название Чапультепекский акт (принят 8 марта 1945 г.), предусматривавший обязательства по совместной обороне на весь (теперь уже короткий) период войны; обязательство подписать договор, устанавливающий аналогичные гарантии на будущее; определение достигнутых договоренностей как «регионального соглашения, относящегося к вопросам мира и международной безопасности», которое должно применяться в Западном полушарии и должно соответствовать принципам создаваемой глобальной организации. В тот момент были заложены лишь основы политики, которую следовало, по мере возможности, сформировать. Что касается Аргентины, то было решено, что Чапультепекский акт будет открыт для присоединения к нему, но только 21 апреля, накануне начала