Блюзовые стандарты для гитары. «Последние гитарные ходы» — Рэнди Роудс. Играем мелодии на одной струне

Учимся просто и эффективно начинать гитарное соло.

Сегодня мы поговорим о том, с чего начать гитарное соло в собственных композициях. Для рассмотрения пяти эффективных отправных точек мы будем использовать самую простую и доступную гамму — Ми-минорную пентатонику. Несмотря на то, что примеры используют ноты этой гаммы, постарайтесь предварительно немного потренироваться.

Примеры сыграны в темпе 72 удара в минуту и на первый взгляд могут показаться несколько скучными. Не забывайте, что играть их можно в любом темпе и в музыке любого стиля.

Схема Ми-минорной пентатоники:

Схемы аккордов, используемых в примерах:

Мы подготовили специальный минус, под который можно тренировать свои навыки:

Бенды в духе Закка Уайлда

Тяни струну и пусть она ревет!

Знаменитый викинг из Black Label Society Закк Уайлд начинает подобным образом соло-партию в композиции ‘Concrete Jungle’. Закк делает невероятно длинные и тянучие бенды, используя на гитаре эффект толкбокса.

Зажмите струну на втором ладу и медленно тяните ее до тех пор, пока струна не начнет звучать так, будто бы зажата на четвертом ладу. Подтяжка дополнена двумя нотами и проездом медиатором (прием pick scrape) по приглушенным струнам от 12 лада.

Во время игры подобного соло стоит использовать педаль дисторшна для добавления дополнительного сустейна и плотности звуку.

Начало в духе легенд

Тяни струну и дополняй ее гаммой

Сразу отвечаем, почему это начало в духе легенд. Дело в том, что простая и эффективная формула «Бенд + гамма» была использована в превеликом множестве классических гитарных соло. Просто послушайте соло в таких песнях, как Led Zeppelin — Stairway To Heaven, Dire Straits — Sultans of Swing и Cream — White Room.

Начните соло с простой подтяжки, а затем перейдите в минорную пентатонику, движущуюся вверх или вниз. Наш пример начинается с высокого звука, поэтому дальнейшее развитие музыкальной идеи идет вниз, но эксперименты никто не отменял. Попробуйте разные вариации, чтобы найти подходящее начало для собственного соло.

Ниже, еще ниже

Басовые ноты в качестве мелодии

Когда мы говорим «гитарное соло», у большинства людей в голове появляются ассоциации с ревущими бендами и невероятно быстрыми, практически зубодробительными запилами. При этом подразумевает использование очень высоких звуков.

Использование басовых струн в качестве открывающих звуков соло может быть не таким ярким по звучанию, но зачастую такой ход является прекрасным и запоминающимся решением представления слушателю новой секции композиции. К примеру, Ангус Янг прибегает к помощи такого хода в композиции ‘Back In Black’, а Джими Хендрикс начинает соло с прохода по басовым струнам в небезызвестной ‘Hey Joe’.

В нашем примере соло начинается со слайда вниз на шестой струне, который переходит в небольшую мелодическую идею, состоящую из прочих низких звуков.

Аккордовая основа

Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента

Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента, может стать хорошей альтернативной минорной пентатонике. Помимо этого, такой ход на все 100% гарантирует попадание в партию аккомпанемента. Подобный ход можно услышать у Дэвида Гилмора в композиции Pink Floyd ‘Comfortably Numb’, где Гилмор начинает соло на тех же звуках, сыгранных на октаву выше.

Не переживайте о какой-либо теории или музыкальной эстетике. Следуйте нашей табулатуре и вы заметите, что каждый звук в примере соотносится с аккордами аккомпанемента.

Вверх-вниз

Сначала спуститься по гамме, затем подняться

Эту идею мы подсмотрели у блюз-рокового гитариста Эрика Гейлса.

Суть заключается в том, чтобы начать играть минорную пентатонику на высоких звуках, а затем постепенно опускаться ниже. В приведенном примере соло начинается на первой струне, а затем плавно движется к четвертой.

Чтобы мелодическая идея выглядела законченной, повторите все тоже самое в обратном порядке. То есть, в зависимости от того, в какую сторону было первоначальное движение, в продолжении соло двигайтесь в обратном направлении.

Такой ход является отличной отправной точкой для любого соло, а также хорошо совмещается с остальными примерами, о которых мы говорили выше — просто попробуйте начать соло с подтяжки, а затем перейти в движение «вверх-вниз», или используйте проезд медиатором по струнам в самом начале.

Также разнообразить практически любое соло помогут , о которых многие почему-то забывают.

Незадолго до своей скоропалительной смерти, Рэнди Роудс впервые рассказал поклонникам о собственной гитарной методике и технике в рамках особой гитарной клиники.

Лишь горстка музыкантов в истории рока была столь же любима и по-настоящему почитаема, как покойный гитарист и музыкальный соратник , Рэнди Роудс . Ему было всего 25, когда он погиб в трагической авиакатастрофе. Всего лишь за несколько быстротечных лет Роудсу удалось сделать себе имя одного из самых новаторских гитаристов в рок-пантеоне. На таких «стратегически важных» оззиковских песнях как , и Mr. Crowley , гитарист поразил мир своими соло- и ритм-партиями, которые получились одновременно взрывными и изысканными, а также с налётом чувственной классики, что было присуще только ему одному. Преждевременная смерть Роудса только лишь укрепила его легендарный статус, и многие его поклонники продолжают говорить о нём благоговейным тоном, каким обычно говорят о святых и мучениках.

И что же больше всего способствует превращению в гитариста святого-мученика? Истинные реликвии, вот что. Не так давно Guitar World достали запись семинара-урока, данного самим Роудсом . Это семинар состоялся 2 февраля 1982 года для группы увлечённых рэндифилов в концертном зале The Music City в Гринсбурге, штат Пенсильвания, всего за каких-то шесть недель до смерти Рэнди. Мы с гордостью приводим здесь стенограмму этого семинара-урока, по ходу которого он показывает себя всецело преданным и очень скромным героем гитары. Отвечая на вопросы аудитории и подробно рассказывая о своих гитарных примочках или сложных моментах своей исполнительской техники, Рэнди показывает себя настоящим джентльменом.
С момента кончины Рэнди Роудса прошло уже 17 лет. Семнадцать лет, но эта потеря до сих пор так ощутима для его фанатов, его семьи и скорбящего гитарного мира, который он оставил.

Рэнди : Я лишь второй раз участвую в подобном мероприятии, поэтому прошу вас, не ждите, что я просто выйду к аудитории и справлюсь со всем на отлично; я очень нервничаю, выступая на публике, поэтому вам придётся помогать мне, задавая множество вопросов. А я, в свою очередь, сделаю всё от меня зависящее.

Какие эффекты ты используешь на живых выступлениях?

Вот мой набор педалей: MXR Distortion, 10-полосный эквалайзер MXR, chorus, MXR стерео chorus, MXR фленджер, педаль «вау-вау» Crybaby и педаль Roland Volume. Сегодня я все эти педали использую реже, чем это было раньше, но сейчас наш звукоинженер старается выводить все эти эффекты на передний план. Порою я использую эти педали, когда играю тихие ритм партии, только исключительно для усиления звучания. Играя соло, я никогда не использую эффект эхо.

В твою гитару не вмонтирован предварительный усилитель?

Нет, я использую только эффект Distortion+ на панели с педалями, и его я никогда не выключаю. А играю я через усилители Marshall.

Какие динамики стоят в твоих кабинетах?

Фирмы Altecs, я предпочитаю именно эту модель, а не динамики Celestions, потому что они звучат очень чисто и ярко. Считаю, что для начала динамики Celestions звучат достаточно грязно, а если еще добавить fuzz box, то вообще будет ужас.

С фидбеком (обратной связью) никогда проблем не бывает?

Да, проблем очень даже хватает. Например, если включить гитару на секундочку, она зафонит. Нужно играть, при этом прикрывая звукосниматель. Если же мне нужно сыграть что-то тихое, я буду использовать либо педаль volume, либо отключу фуз – в противном случае моя гитара «заведется». Приходится играть именно таким вот образом.

На твоей гитаре Charvel Flying V стоит особая машинка тремоло?

Гровер Джексон, владелец компании Charvel, самолично собирает для меня гитары, и я использую его рычаг тремоло. Идеального тремоло просто не существует, разве что, возможно, Floyd Rose, но машинка Гровера просто супер. У меня есть еще одна гитара Flying V, в горошек, но это другая модель, не Charvel, и я постоянно мучаюсь с настройкой.

Какую музыку ты играл, только начиная свой путь гитариста?

Сейчас мне 25 лет, и я просто не помню, что я играл в семилетнем возрасте. Просто играл на гитаре и все. Помню, что одним из моих первых разученных произведений был стандарт в стиле фламенко – Malaguena и я играл на старой, испанской акустике. Позднее, я начал играть все, что слышал по радио. Gloria, Louie Louie и т. д.

А ковер версии чужих песен тоже играл, выступая по маленьким барам и клубам?

Да, конечно. Когда я начал играть рок, был очень молод, лет 12-13, и в моем родном городке было принято играть на вечеринках. Там, где я жил, было множество разных групп, и все они выступали на вечеринках. Я это дело тоже полюбил. С нетерпением ждал выходных, чтобы иметь возможность где-либо выступить.

Какими гитаристами ты восхищался в детстве?

Меня постоянно спрашивают: «Кто твой любимый гитарист?», «Кто из гитаристов на тебя влияет?». Если вы уже достаточно давно играете, то испытываете разные влияния. У меня никогда не было винилового проигрывателя, поэтому лет до 16 у меня не было возможности сесть и «снимать» своих любимых гитаристов. Приходилось слушать радио, и мне нравилось практически все, что там гоняли. Одной из моих любимых групп были и гитарист Лесли Уэст ; никогда не забуду эти гармонии и эффект сустейн. Для меня Лесли стал самым лучшим. Но сейчас у меня нет любимого гитариста - по большому счету, мне нравится любой, кто играет на гитаре.

Брал ли ты гитарные уроки или до всего доходил сам?

В основном учился самостоятельно. По молодости, я брал уроки, основы фольк и классической гитары, а потом я начал играть рок. На самом деле, сейчас я тоже беру уроки.

Ты сейчас берешь уроки?

Брал, когда был в Англии.

И кто же был твоим учителем?

Да кто угодно. Я готов брать уроки у любого, заниматься на гитаре в свой выходной, да как угодно. Могу найти преподавателя гитары в любом городе и заниматься у него.

Ты играл в других группах до того как пришел в группу Оззи?

Пять лет я играл в одной местной группе в Лос Анжелесе, и называется она . Встретившись с Оззи, я продолжал с ними играть, поэтому мне пришлось от них уйти. Ну а так, было дело, играл в каких-то гаражных группах, занимался прочими мелочами, ничего серьезного.

Но ведь с Quiet Riot ты выпустил парочку альбомов?

Да, у нас был контракт на запись, но мы были очень молоды, и тот контракт был расторгнут. Мы расстались у «разбитого корыта». Позднее, те наши записи были выпущены в Японии. Мне было 17 лет, и продюсер настойчиво навязывал нам попсовое звучание. То есть, если бы ты послушал те наши записи, то едва ли расслышал бы гитары.

Как ты оцениваешь других гитаристов, к примеру, Майкла Шенкера?

Определенные критики обвиняют тебя в копировании Эдди Ван Халена. Можно сказать, что Эдди на тебя повлиял?

Ну, мы земляки, живем в одном городе, и оба играли в местных группах. У меня такое чувство, что все кому не лень попробовали себя в роли лидер гитаристов в Лос-Анджелесе, и мы все играли очень похоже. И есть мнение, что было некое общее звучание.

А как ты относишься к Энгусу?

Конечно. Песня начинается с основного трезвучия в тональности Ля, с прижатой на ладу пятой струной и поджатой четвертой (Ре), помимо аккорда. Таким образом, у вас есть главная нота, Ля, третья, До, затем прижатая Ми, с открытой высокой Ми на вершине. Сочетание Ми и Ми Минор дает вам нестройное звучание. Как вы видите, ноты на струнах Ре, Соль и Си опускаются как аккордовая прогрессия по всем первым пяти ладам. Эта часть заканчивается арпеджированным аккордом Ми, с опущенной струной Ре в конце. Припев играется фактически теми же самыми аккордами, как и те, что были использованы в первых четырех тактах вступления, но здесь они играются в размере 7/4.

Когда ты исполняешь свое соло на сцене и все внимание публики приковано к тебе, ты вообще импровизируешь или играешь строго одно и тоже соло?

По большому счету одно и тоже. Но все зависит от сценического, живого звука: если все звучит не важно, я играю свое стандартное соло. Но вот если все звучит просто суперски, мне хочется импровизировать и добавлять что-то новенькое.

Блюз – очень разномастный и интересный жанр музыки. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга – и не подумаешь, что это одно и то же направление. Его исполняют и уличные музыканты, и всемирно известные звезды, вроде Гэри Мура. В этой статье мы рассмотрим, как играть блюз на гитаре.

Пальцы или слайд?

Слайд – специальная трубка или металла, стекла или керамики, которая надевается на палец и используется, чтобы зажимать струны. Когда струна соприкасается не с мягкой подушкой пальца, а с металлической поверхностью – звучание гитары меняется до неузнаваемости. С самого зарождения жанра блюз и слайд идут рука об руку.

Но никаких жестких канонов здесь нет. Нравится играть «руками» – пожалуйста. Хотите получать яркие вибратто и аутентичный звук – попробуйте слайд. Его даже необязательно покупать – возьмите стеклянную бутылку или, к примеру, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам такой звук или нет.

Звучание профессионального слайда не будет лучше, чем у бутылки. Отличие в том, что его не приходится держать всей рукой . Трубка надевается только на один палец, а остальные будут свободными. Таким образом, гитаристы могут комбинировать слайдовую технику игры с классической.

Насколько полным и объемным бывает звучание гитары можно понять, если купить двенадцатиструнную гитару.

Особенности 12-тиструнок:

  • усиленный корпус типа вестерн или джамбо;
  • широкий гриф;
  • металлические струны, размещенные парами – толстая с обмоткой и тонкая без обмотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настроена на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, хорошо владеющего игрой на шестиструнной гитаре, желание купить 12-струнную гитару в Москве или в другом регионе России вполне понятно.

Выбирая магазин, где купить гитару на 12 струн, присмотритесь к специализированным магазинам, предлагающим не только дешевые инструменты. Недорогая двенадцатиструнная гитара – великий соблазн, однако следует помнить, что 12 струн обусловливают мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому один из основных параметров двенадцатиструнки – ее прочность.

Подготовка к игре

Данный раздел руководства – для тех, кто хочет учиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не надо – бери да играй. Но здесь есть возможность подкрутить эквалайзер или добавить в цепь пару педалей, получив нужный звук.

Первое и самое важное: забудьте о distortion . Блюзмены используют либо чистый, либо немного подгруженный звук, то есть легкий овердрайв. Большой уровень гейна даст много отвратительных шумов и многократно усилит скрежет по оплетке струн. А еще он компрессирует поток, срезая всю динамику блюзового звучания.

Существуют специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Не можете найти такую – используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переусердствовать. В некоторых композициях неплохо себя покажет Wah-Wah эффект. Но на стадии обучения его лучше не трогать.

Второй совет: не накручивайте много каких-то частот в эквалайзере. Вместо того чтобы поднять середину, лучше опустить уровень баса и «верха» . Этот нехитрый прием даст вам более приятный и естественный звук.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе – это импровизация. Без нее ни свою мелодию не составишь, ни чужую не прикрасишь. А чтобы импровизировать, нужно узнать, какие ноты есть у вас в распоряжении.

За основу блюзовой гаммы берется минорная пентатоника . Между 3-й и 4-й ступенями добавляется еще одна нота. Именно она и помогает создать то самое характерное звучание. За десятилетия проб и ошибок блюзмены открыли для себя 5 наиболее удобных позиций (бокс ) для игры.

Красная точка – это тоника , основная нота, от которой строится мелодия. Синяя – это тот самый добавочный звук. Выбирайте любой лад на гитаре и пробуйте поочередно проиграть все ноты в каждой из позиций. Даже без дополнительных приемов вы сразу почувствуете этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь разучить все боксы, чтобы ваши пальцы легко бегали по струнам «на автомате». Если вы будете постоянно думать, что зажать – ни о какой импровизации не может быть и речи.

Построение мелодии

Когда привыкнете к аппликатурам пентатоники, можно начинать импровизировать. Для начала попробуйте играть эту же гамму, но с разными ритмическими рисунками. Сочетайте восьмые и четверные ноты. Меняйте направление, «перескакивайте» через 1-2 ступени гаммы, делайте паузы. Через некоторое время ваши руки сами запомнят, какой прием звучит хорошо, а какой – так себе.

Не забывайте про метроном. Ритм в музыке очень важен. О нем нельзя забывать ни во время исполнения медленных, «тягучих» композиций, ни тем более, в качающих драйвовых риффах. Возможно, заниматься под метроном будет для вас непривычно и тяжело. Но без этого хорошее чувство ритма не разовьешь.

Пробуйте играть в разных позициях. Никто не запрещает менять их по ходу игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного различаться. Побольше экспериментируйте – и получите в свою копилку много интересных мелодий.

Бенд, слайд и вибратто

Без этих трех приемов не обходится ни одна блюзовая композиция. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и уникальной.

Слайд – самый простой прием. Особенно эффектно он звучит при игре слайдом (такая вот терминологическая тавтология). Собственно, вся техника игры сводится к тому, что вы никогда не отрываете трубку от струн, а ведете по их поверхности. Звук есть всегда, даже во время смены положения руки.

Если вы играете пальцами – суть остается та же. Например, зажимаете струну на 5-м ладу, извлекаете звук, а потом съезжаете на 7-й. Палец при этом отпускать не надо. Скорость зависит от контекста: иногда нужно съехать быстро, иногда – плавно.

Следующая важная в блюзе техника – бенд . Это изменение высоты звука без смены лада. Вы прижимаете струну, а затем ведете ее вдоль ладового порожка. Она натягивается и звучит выше. Обычно бенды тянут на тон или полтона. Сделать его несложно. Сложно – научиться подтягивать струны так, чтобы получившийся звук принадлежал к вашей гамме.

Это очень важный момент. Если вы сделаете бенд всего на четверть тона – он не впишется в мелодию и вызовет диссонанс. Если вы подтянете струну на полтона, но получите ноту, которая в вашу пентатонику не входит – снова диссонанс.

Например: между 3-й и 4-й ступенями вашей гаммы расстояние всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете зажать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее, пока звук не будет такой, как если бы вы зажали ее на 8-м ладу. Можете тянуть еще выше – до 9-го лада – и получить 5-ю ступень пентатоники.

Еще один универсальный прием – вибратто . Когда вы играете длинную ноту (например, 4-ю среди массива 8-х), ей можно придать особую окраску, привлечь внимание. Если вы умеете делать бенд, освоить вибратто будет легко. Просто увеличивайте и уменьшайте натяжение, чтобы получить характерное дрожание. Можно изменять высоту совсем чуть-чуть, а можно достичь амплитуды в 2 тона. Что и когда лучше звучит – можно понять только экспериментируя.

Этот небольшой материал поможет вам выйти на старт. А дальше – дело только за практикой. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, пробуйте составлять свои мелодии, добавляйте в композицию аккорды, активно используйте бенды и слайды. Лучший способ научиться играть блюз – это играть его.

Спонсор статьи.
Где и как приобрести качественные, 12 струнные гитары? Подробнее можно узнать

Перевод - Сергей Тынку

Будь честным и пойми кое-что грустное, но реальное как понедельник! В цифру 25 какой бы она не казалась тебе симпатичной (особенно если представлять такое количество кружек пива) невозможно вместить всю человеческую мудрость на счет умения толково играть на гитаре. И, разумеется, число замечательных гитаристов, слава богу, в эту цифру тоже не укладывается. На самом деле их человек 37 или 40. Каждому слову из уст их внемли подобно истинному откровению, и да спустится на голову твою неразумную свет благого знания. И не надо истерично надуваться в приступе мнимой самостоятельности точно прыщавый школьник в протесте против родителей. Глупо же забивать на советы гитаристов, каждый из которых дошел до своих истин по сложному пути из труда и ошибок. Помни, что только дураки учатся на своих ошибках!

1. Joe Satriani

Обновляйся!

Перемещение на неизведанную территорию – это ключевая составляющая успеха твоих занятий. В то время как играть одно и то же раз за разом будет только тебя дальше отодвигать от нужного результата. Каждую неделю разбавляй рутину своих занятий новыми принципами сочетаний аккордов, мелодий или пассажей в гаммах. Необязательно сразу же знать как правильно использовать весь этот материал, просто пусть твои пальцы окажутся в новых местах и музыкальность появится естественным путем.

2. Carlos Santana

Найди себя

Хороший способ поискать свою индивидуальность – это взять рекордер и пойти в темную комнату, где тебя не побеспокоят. И там просто поиграть под ритм-машину. А потом у тебя получится что-то типа разложенной колоды карт на столе, где ты сможешь увидеть, что этот рифф ты взял у этого парня, а тот рифф у другого, и лишь два-три риффа окажутся реально твоими. Вот на этих своих риффах тебе и надо концентрироваться чтобы развивать свое звучание.

3. Steve Lukather

Расслабься

Когда вы собираетесь увеличить скорость, то самая важная вещь, о которой стоит помнить – это необходимость расслабляться. Не напрягайте свои мышцы сильнее, чем им требуется. Занимайтесь по полчаса а потом делайте перерывы. Вы всегда можете продолжить через несколько минут. Это особенно важно когда ты пытаешься сыграть пассажи, требующие от твоих пальцев «скрюченных» движений. Я в детстве обычно сидел перед телевизором, в легкую гонял гаммы переменным штрихом, и это реально мне помогло, потому что я не особо концентрировался, оставаясь расслабленным, и таким образом сумел выстроить свою технику и выносливость. Никогда не играйте, если испытываете болезненные ощущения. Никогда. Тенденит – это не шутка.

4. Jerry Garcia

Динамика

Чтобы поработать над динамикой звукоизвлечения, воткнись в усилок для занятий и выкрути все ручки на своей гитаре на максимум. А потом играй арпеджио – поначалу очень тихо, а потом все громче и громче, просто за счет работы руки. Твоя цель состоит в том, чтобы менять динамику звукоизвлечения, но при этом не изменять положение своих рук. Много гитаристов, изменяя силу звукоизвлечения, меняют положение своих рук. В результате они доходят до того, что «едва касаются» группы пассажей, где играется быстрый материал, и не развивают никакой силы. А твоя цель добиться изменения звука от тихого до громкого и обратно.

5. Rusty Cooley

Подними гитару выше

Там где находится твоя гитара, когда ты сидишь и занимаешься, она должна находится когда ты стоишь. Я пришел к этому сложным путем. Много лет назад я отрабатывал свои соло сидя и все было отлично, а потом выходил играть стоя и все шло наперекосяк, потому что мои правая и левая рука оказывались не в тех же самых местах, когда я вставал. В наше время большинство гитаристов считает, что высоко подвешенная гитара выглядит некруто и это отстой. Zakk Wylde вешает свой леспол реально низко, но как только приходит время играть соло, он ставит ногу на монитор, чтобы поднять гитару повыше. А вот Tom Morello вешает свою гитару так высоко, что, как он говорит, иногда она бьет его по подбородку. Так ради убийственной гитарной игры, поднимите ее повыше!

6. Barney Kessel

Всегда готов

Не держи свою гитару в кейсе, пусть она будет всегда под рукой. Занимайся повсюду короткими фрагментами от 5 до 45 минут много раз на дню, и это лучше чем один длинный период. Часто бывает, что пяти минут достаточно, чтобы отработать какой-то технический момент или музыкальный пассаж. Основная идея занятий в том, чтобы твои рефлексы были как у стрелка, который в любую минуту может достать пушку и жахнуть.

7. Nels Cline

Ищи правду

Когда речь идет о личном творческом выражении эмоций, не слушай лишенных воображения скептиков. В определенный момент всегда появляется конфликт между правилами инструментального мастерства и потребностью следовать за своей собственной интуицией. Будь сильным! Все так называемые продвижения в искусстве (забудь о коммерции) случались только когда кто-нибудь начинал смело менять или игнорировать нормы. Те, кто уходит в сторону, должны быть честными по отношению к себе.

8. Dave Wronski

Баланс звукоснимателя

Чтобы сбалансировать свои датчики, воткни гитару во что-то имеющее измеритель уровня выходного сигнала, в четырех-канальный рекордер, например. Извлекай звук отдельно из каждой струны и подкручивай высоту магнитов до тех пор, пока все струны не будут звучать одинаково по шкале. Обычно, тебе приходится опускать магниты на стороне толстых струн. Если в результате твоя гитара стала в целом звучать тише, то просто подними громкость на усилителе, чтобы компенсировать потерю громкости. Польза от настройки баланса – чистота звучания струн относительно друг друга.

9. Jimmy Page

Расстановка микрофонов

Это очень старый принцип звукозаписи – расстояние дает глубину. Я делал этот бог знает сколько раз, записывая гитару и группу целиком. Люди обычно ставят микрофоны близко у усилителям, а я отодвигал и еще ставил один позади, а потом находил баланс между двумя. И если инструменты звучат правильно, то тебе не нужно использовать в студии эквалайзеры. Тебе нужно уметь получить правильный звук просто за счет умения расставить микрофоны.

10. James Hetfield

Руби вниз

Для тяжелого ритма нужно извлекать звук медиаторными ударами вниз. Это точно верняк. И звучит мощнее и более плотно.

11. Oz Noy

Переходи на стерео

Попробуй для большого звука использовать на сцене два усилителя и какие-то стерео эффекты. Пинг-понг дилей звучит грандиозно, когда ты стоишь между двумя усилителями с любым стерео хорусом, фленджером, фэйзером или как в моем случае симулятором Лэсли, что создает впечатление более широкого звучания. Перекатывание вашего сигнала со стороны на сторону – это крутой эффект. Я делаю это с помощью стерео педали громкости Ernie Ball. Мне нравится, чтобы усилители были практически идентичными, в то время как многие, включая Stevie Ray Vaughan предпочитают два усилка, которые звучали бы по разному, дополняя друг друга. В конце концов важно понимать, что если звук с двух ваших усилителей ходит слева направо по дому и не снимается микрофонами, то никто кроме вас этого стерео-эффекта не услышит.

12. Jeff Beck

Самоконтроль

Неправильно позволять себе что-то чрезмерное – будь то занятия по 50 часов в день или потребление слишком большого количества пищи. Я за баланс во всем и со всеми. Я пытаюсь этого придерживаться таким образом, чтобы быть в состоянии реализовать идеи, которые ко мне приходят, но вот слишком много заниматься – это нагоняет на меня тоску. Я могу играть на хорошей скорости, но тогда буду играть бессмысленно, поскольку не буду думать. Хорошая пауза дает мне возможность подумать больше. Это помогает мне сразу в двух вещах – быть творческим и играть быстро.

13. Al Di Meola

Переменный штрих

Хороший способ поработать над переменным штрихом – это выбрать три или четыре ноты и позаниматься с ними. Очень часто гитаристы, которые пытаются улучшить беглость правой руки, просто загоняют себя, пытаясь сыграть слишком много нот левой рукой. Я слышал много гитаристов, выдающих целые гаммы от шестой до первой струны, играя их реально неаккуратно. Начните с простых вещей – используйте немного нот и играйте медленно с четким попаданием в ритм – это уже задача сама по себе.

Погрузись в историю

Самые крутые музыканты осведомлены об истоках музыки. Этот опыт обеспечивает подлинность музыки, которую мы создаем. Эрик Клептон и Кит Ричардз могут научить вас блюзу, но хорошо бы выяснить все об оригинальных артистах, чьи мелодии они переигрывали, таких, например, как Роберт Джонсон. Это как старая поговорка: “Как ты можешь знать, куда ты идешь, если ты не понимаешь, откуда ты идешь?”

15. Deke Dickerson

Мизинец

Используй свой мизинец. Когда я только начинал играть, кантри-музыкант повзрослее сказал мне постоянно заниматься с упором на мизинец левой руки, даже при том, что это будет не особо удобно, пока он не станет твоей второй натурой. Это был лучший совет, какой мне когда-либо давали. Ты родился с пятью пальцами – не забывай использовать их все.

16. Stevie Ray Vaughan

Переходи на большой калибр

Используй толстые струны. Мне нравится набор с первой струной.013, но я дошел до набора.018-.074. Они сожрут твои руки, твои колки и твой усилок, но звучат круто.

17. Wes Montgomery

Терпи

Чтобы развивать те или иные аспекты своей техники вам понадобится время. Множество людей не осознает через какое количество кризисов им придется пройти. У меня голова опухала, когда я начал применять технику игры октавами, но потом спустя время, я был на коне. Все это приводит к тому что вы слышите небольшие улучшения в своей игре, что вас немного вдохновляет на то, чтобы двигаться дальше.

18. Eric Johnson

Будь на позитиве

Напоминай себе о том, что ты абсолютно свободен в том, что ощущать себя круто вместо скованно или испугано. Когда у тебя хорошее настроение, то ты в большей степени склонен к тому, чтобы рисковать на сцене, и даже если ты сделаешь несколько ошибок, они не будут играть какой-либо роли. Это как-будто ты инструмент, и музыка проходит сквозь тебя словно электричество. Как сказал Джон Колтрейн: главный аспект бытия музыкантов - это пытаться быть в как можно более тесном контакте и гармонии с самим собой. Когда у вас это происходит, то вы как будто возвращаетесь в центр, откуда все исходит. Ты автоматически становишься лучше как музыкант и более просвещенным как личность.

19. Dickey Betts

Глуши

Учись приглушать ноты чтобы контролировать обратную связь и шум при игре слайдом на большой громкости. Многие люди играют слайдом с медиатором и затем используют ребро ладони или что-то другое чтобы управлять звуком. Стиль который я почерпнул у Дуэйна Оллмана заключается в использовании большого и первых двух пальцев без медиатора. Если у тебя стекло или сталь в левой руке и пластиковый медиатор в правой, то ты полностью изолирован от инструмента. То, чему тебе надо научиться - это извлечь ноту, потом остановить ее звучание пальцами, прежде чем ты извлечешь следующую. Таким образом только одна нота должна звучать в тот или иной момент. Это работает в чем-то похоже на демпферную педаль на пианино.

20. Joe Pass

Нечетные восьмые

Заниматься на основе рисунков с восьмыми нотами в триолях - это очень полезно для улучшения чувства джазовой ритмики. Конечно, лучше всего джазовое чувство развивается при игре под пластинки или с группой. Ведь это то, что вам обязательно нужно чувствовать. Много рок-музыкантов ощущают восьмые исключительно четными парами, поэтому они не могут играть джаз. Они слишком зажаты.

21. Steve Vai

Независимость

Попробуй отделить себя от того, что делают твои пальцы и послушай, что выходит из усилителя.

22. Allan Holdsworth

Звучание легато

Играя легато, пытайтесь заставить все ноты звучать на соответствующей громкости. Чтобы достигнуть большего контроля, занимайтесь акцентируясь на нотах, которые не берете медиатором.

23. Pete Townshend

Акустические соло

Для того чтобы электро-гитарист сыграл хорошее соло на акустической гитаре тебе нужно развить фишки, которые бы компенсировали отсутствие сустейна, имеющегося при игре не электрогитаре. Можно попробовать накидать кучу каскадов с нотами, например. Попробуй поиграть арпеджио поверх открытых струн и пусть эти открытые струны поют пока ты извлекаешь звук пальцами. Это в чем-то сродни к кантри стилю игры, но это отлично работает в промежутках между частями с жестким аккордовым чесом и пальцевыми соляками.

24. David Gilmour

Мелодический дилей

Немного дилея может сгладить неприятные сырые частоты, которые выдает вам примочка фузза. У меня два дилея, у которых разные настройки. Иногда я включаю сразу одновременно оба, получая эффект определенного рода. Во время соло я обычно пытаюсь отстроить дилеи так, чтобы ритмически они совпадали с мелодией. Я обычно настраиваю их в триплет - все ноты переплетаются, и это на самом деле не имеет значения, но я считаю что дилей в триплете очень мелодичен.

25. Eric Clapton

Сдержанность

Не нужно пытаться успеть сыграть до окончания концерта все гитарные ходы, что ты знаешь, потому что это будет лажа. Ты просто дойдешь до того, что будешь заниматься самоповтором. Это очень юношеский подход к джемам - страдать подобной ерундой. Но когда ты становишься старше, у тебя появляется интерес делать что-то более основательное. Тебе нужно успокоиться и все просчитать, чтобы обрести уверенность в том, что оно достойно быть услышанным еще раз. Я стал более ориентированным на песню и чувствую, что джем, если у него нет конечно цели - это в значительной степени потерянное время.

Прежде чем начать разговор о том, как играть на гитаре блюз, для начала немного пройдемся по теории. Попутно затронем историю и наиболее ярких представителей гитарного блюза. В будущем эти знания еще пригодятся и не раз в импровизации или блюзовом аккомпанементе. А многие вещи из упражнений, которые будут разбираться на примерах других гитаристов в других статьях, будут понятнее. Тут правда стоит отметить, что нередко гитаристы перенимают не только гитарные фразы своих коллег, но и заимствуют у исполнителей на других инструментах. Например духовые партии. Но об этом речь будет идти в других уроках блюза на гитаре.

Немного о блюзе и блюзменах

Сейчас уже многие знаю то, что блюз это проявление страдания души в музыке. Выросший из африканской этнической музыки и возникший в среде афроамериканцев работающих на плантациях в дельте реки Миссисипи. Если обратиться к общедоступным источникам, то мы узнаем, что изначально блюз представлял из себя ритмические выкрики во время работы. А первые блюзовые исполнители после отмены рабства в Америке, все так же продолжали работать на плантациях, а выступали на различных вечеринках за еду и выпивку.
Но так или иначе, с конца восемнадцатого века термин «блюз» периодически использовался в некоторых случаях, до того момента, когда в печатном варианте увидела свет блюзовая композиция «Dallas Blues», автором которой являлся Харт Уэнд.
Именно эта композиция имела характерные черты блюза, которые живы и по сей день.
В двадцатые годы ХХ века, блюз постепенно стал переходить в шоу-бизнес. Когда фирмы грамзаписи, почуяв прибыль, стали раскручивать первых блюзовых исполнителей, а точнее исполнительниц.
Говоря о тех временах, стоит вспомнить одну легенду и личность с которой связана эта легенда. Это Роберт Джонсон. Наверное это самая загадочная личность в истории блюза чью жизнь связывают с легендой, которую скорее всего он сам и породил. Когда неожиданно исчезнув из поля зрения своих друзей на год и вернувшись рассказал о загадочном перекресте и его сделке с дьяволом в обмен на умение играть блюз. Но как бы то не было, влияние Роберта Джонсона на других исполнителей огромно. его песни исполняли и исполняют до сих пор многие как известные, так и не очень исполнители. Среди которых были Эрик Клэптон, Рай Кудер, The Doors, The Rolling Stones, Red Hot Chili Peppers и многие другие.

Robert Johnson — Phonograph Blues

На видео классический блюз дельты в исполнении Роберта Джонсона

Стоит отметить тот факт, что сам блюз, как жанр музыки оказал огромное влияние на развитие других современных музыкальных стилей. Рок-н-рол, джаз, поп, рок. Даже хард-рок и хэви метал не обошлись без влияния блюза. А многие фразы и приемы блюзовых гитаристов нашли свое применение и развитие в различных жанрах и направлениях музыки. Что можно увидеть из примеров выше.

Основой блюза является блюзовый квадрат. Как правило в гармонии используется 12 тактовая последовательность. Основная аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Варианты блюзового квадрата:
1. Во втором такте аккорд первой ступени заменяется на аккорд четвертой.
2. В десятом такте аккорд пятой ступени заменяется на аккорд четвертой.

Замечание: Аккорд четвертой ступени может использоваться как во 2-м так и в 10-м тактах, или во 2-м, 9-м и 10-м тактах.

Блюзовый ритм

Говоря о блюзовом квадрате не следует забывать и о блюзовом ритме — шаффл. В большинстве случаях блюз играется в размере 4/4, но используется триольная ритмика или шаффл. В триольной ритмике на каждую четверть выпадает три ноты:

Шаффл играется аналогично, но с пропущенной средней нотой:

В нотах шаффл записывается восьмыми нотами:

А чтобы было ясно, что играется шаффл используется следующее обозначение:

К характерным чертам блюза еще относится блюзовый лад. Именно этот лад является основой для блюзовых импровизаций, которыми славится современный гитарный блюз. На изображении ниже мы видим минорный блюзовый лад в тональности G (соль) так как он выглядит на гитарном грифе. От обычной пентатоники его отличает пониженная 5 ступень.

Это наиболее употребляемая аппликатура блюзового лада, которая очень быстро запоминается и удобна для транспонирования в другую тональность. достаточно передвинуть руку в нужное место грифа. Естественно существуют и другие аппликатуры блюзового лада, но формат данной статьи не предназначен для подробного рассмотрения данной темы.

Приемы звукоизвлечения

Бенд

Бенд или подтяжка струны является одним из самых популярных приемов игры в современной гитаре. Исполняется бенд подтягиванием струны от исходной ноты на нужную высоту. Что создает в различных случаях разное настроение в музыке. Существует множество способов исполнения бенда на гитаре. Но то как и когда будет использоваться бенд будет зависеть в первую очередь от самого исполнителя и того настроения, который он хочет передать в песне. По длительности бенды могут быть короткими в момент удара по струне или по длительности в такт и больше. Часто бенды сочетаются со стаккато, флажолетами, вибрато и другими приемами звукоизвлечения.

Вибрато

Так называется прием, когда извлекается нота с одновременным колебанием струны пальцем поперек грифа или рычагом гитары. В некоторых случаях вибрато можно рассматривать как серию быстро исполняемых бендов. Таким образом часто исполняется широкое вибрато.

Бенд и вибрато наиболее часто употребляемых и часто используемых приемов звукоизвлечения в блюзе. Но учитывая развитие гитары как инструмента и ее возможностей, гитаристы стали изобретать новые приемы и способы извлечения нот на гитаре. С появлением электрогитары и гитарного рычага тремоло добавились приемы с использованием рычага. В игре на гитаре медиатором стало немаловажным и угол наклона медиатора по отношению к струне, что привело к массовому появлению медиаторных флажолетов. Гитаристы научились играть используя пальцы наравне с медиатором, а в более позднее время появились и элементы слепа на гитаре. Это все не обошло стороной и блюзменов, которые все новшества приняли на вооружение создавая свой неповторимы стиль игры на гитаре.