Блюзовые стандарты для гитары. Красивые аккорды для гитары как палитра для художника. Выбор и покупка гитары

Незадолго до своей скоропалительной смерти, Рэнди Роудс впервые рассказал поклонникам о собственной гитарной методике и технике в рамках особой гитарной клиники.

Лишь горстка музыкантов в истории рока была столь же любима и по-настоящему почитаема, как покойный гитарист и музыкальный соратник , Рэнди Роудс . Ему было всего 25, когда он погиб в трагической авиакатастрофе. Всего лишь за несколько быстротечных лет Роудсу удалось сделать себе имя одного из самых новаторских гитаристов в рок-пантеоне. На таких «стратегически важных» оззиковских песнях как , и Mr. Crowley , гитарист поразил мир своими соло- и ритм-партиями, которые получились одновременно взрывными и изысканными, а также с налётом чувственной классики, что было присуще только ему одному. Преждевременная смерть Роудса только лишь укрепила его легендарный статус, и многие его поклонники продолжают говорить о нём благоговейным тоном, каким обычно говорят о святых и мучениках.

И что же больше всего способствует превращению в гитариста святого-мученика? Истинные реликвии, вот что. Не так давно Guitar World достали запись семинара-урока, данного самим Роудсом . Это семинар состоялся 2 февраля 1982 года для группы увлечённых рэндифилов в концертном зале The Music City в Гринсбурге, штат Пенсильвания, всего за каких-то шесть недель до смерти Рэнди. Мы с гордостью приводим здесь стенограмму этого семинара-урока, по ходу которого он показывает себя всецело преданным и очень скромным героем гитары. Отвечая на вопросы аудитории и подробно рассказывая о своих гитарных примочках или сложных моментах своей исполнительской техники, Рэнди показывает себя настоящим джентльменом.
С момента кончины Рэнди Роудса прошло уже 17 лет. Семнадцать лет, но эта потеря до сих пор так ощутима для его фанатов, его семьи и скорбящего гитарного мира, который он оставил.

Рэнди : Я лишь второй раз участвую в подобном мероприятии, поэтому прошу вас, не ждите, что я просто выйду к аудитории и справлюсь со всем на отлично; я очень нервничаю, выступая на публике, поэтому вам придётся помогать мне, задавая множество вопросов. А я, в свою очередь, сделаю всё от меня зависящее.

Какие эффекты ты используешь на живых выступлениях?

Вот мой набор педалей: MXR Distortion, 10-полосный эквалайзер MXR, chorus, MXR стерео chorus, MXR фленджер, педаль «вау-вау» Crybaby и педаль Roland Volume. Сегодня я все эти педали использую реже, чем это было раньше, но сейчас наш звукоинженер старается выводить все эти эффекты на передний план. Порою я использую эти педали, когда играю тихие ритм партии, только исключительно для усиления звучания. Играя соло, я никогда не использую эффект эхо.

В твою гитару не вмонтирован предварительный усилитель?

Нет, я использую только эффект Distortion+ на панели с педалями, и его я никогда не выключаю. А играю я через усилители Marshall.

Какие динамики стоят в твоих кабинетах?

Фирмы Altecs, я предпочитаю именно эту модель, а не динамики Celestions, потому что они звучат очень чисто и ярко. Считаю, что для начала динамики Celestions звучат достаточно грязно, а если еще добавить fuzz box, то вообще будет ужас.

С фидбеком (обратной связью) никогда проблем не бывает?

Да, проблем очень даже хватает. Например, если включить гитару на секундочку, она зафонит. Нужно играть, при этом прикрывая звукосниматель. Если же мне нужно сыграть что-то тихое, я буду использовать либо педаль volume, либо отключу фуз – в противном случае моя гитара «заведется». Приходится играть именно таким вот образом.

На твоей гитаре Charvel Flying V стоит особая машинка тремоло?

Гровер Джексон, владелец компании Charvel, самолично собирает для меня гитары, и я использую его рычаг тремоло. Идеального тремоло просто не существует, разве что, возможно, Floyd Rose, но машинка Гровера просто супер. У меня есть еще одна гитара Flying V, в горошек, но это другая модель, не Charvel, и я постоянно мучаюсь с настройкой.

Какую музыку ты играл, только начиная свой путь гитариста?

Сейчас мне 25 лет, и я просто не помню, что я играл в семилетнем возрасте. Просто играл на гитаре и все. Помню, что одним из моих первых разученных произведений был стандарт в стиле фламенко – Malaguena и я играл на старой, испанской акустике. Позднее, я начал играть все, что слышал по радио. Gloria, Louie Louie и т. д.

А ковер версии чужих песен тоже играл, выступая по маленьким барам и клубам?

Да, конечно. Когда я начал играть рок, был очень молод, лет 12-13, и в моем родном городке было принято играть на вечеринках. Там, где я жил, было множество разных групп, и все они выступали на вечеринках. Я это дело тоже полюбил. С нетерпением ждал выходных, чтобы иметь возможность где-либо выступить.

Какими гитаристами ты восхищался в детстве?

Меня постоянно спрашивают: «Кто твой любимый гитарист?», «Кто из гитаристов на тебя влияет?». Если вы уже достаточно давно играете, то испытываете разные влияния. У меня никогда не было винилового проигрывателя, поэтому лет до 16 у меня не было возможности сесть и «снимать» своих любимых гитаристов. Приходилось слушать радио, и мне нравилось практически все, что там гоняли. Одной из моих любимых групп были и гитарист Лесли Уэст ; никогда не забуду эти гармонии и эффект сустейн. Для меня Лесли стал самым лучшим. Но сейчас у меня нет любимого гитариста - по большому счету, мне нравится любой, кто играет на гитаре.

Брал ли ты гитарные уроки или до всего доходил сам?

В основном учился самостоятельно. По молодости, я брал уроки, основы фольк и классической гитары, а потом я начал играть рок. На самом деле, сейчас я тоже беру уроки.

Ты сейчас берешь уроки?

Брал, когда был в Англии.

И кто же был твоим учителем?

Да кто угодно. Я готов брать уроки у любого, заниматься на гитаре в свой выходной, да как угодно. Могу найти преподавателя гитары в любом городе и заниматься у него.

Ты играл в других группах до того как пришел в группу Оззи?

Пять лет я играл в одной местной группе в Лос Анжелесе, и называется она . Встретившись с Оззи, я продолжал с ними играть, поэтому мне пришлось от них уйти. Ну а так, было дело, играл в каких-то гаражных группах, занимался прочими мелочами, ничего серьезного.

Но ведь с Quiet Riot ты выпустил парочку альбомов?

Да, у нас был контракт на запись, но мы были очень молоды, и тот контракт был расторгнут. Мы расстались у «разбитого корыта». Позднее, те наши записи были выпущены в Японии. Мне было 17 лет, и продюсер настойчиво навязывал нам попсовое звучание. То есть, если бы ты послушал те наши записи, то едва ли расслышал бы гитары.

Как ты оцениваешь других гитаристов, к примеру, Майкла Шенкера?

Определенные критики обвиняют тебя в копировании Эдди Ван Халена. Можно сказать, что Эдди на тебя повлиял?

Ну, мы земляки, живем в одном городе, и оба играли в местных группах. У меня такое чувство, что все кому не лень попробовали себя в роли лидер гитаристов в Лос-Анджелесе, и мы все играли очень похоже. И есть мнение, что было некое общее звучание.

А как ты относишься к Энгусу?

Конечно. Песня начинается с основного трезвучия в тональности Ля, с прижатой на ладу пятой струной и поджатой четвертой (Ре), помимо аккорда. Таким образом, у вас есть главная нота, Ля, третья, До, затем прижатая Ми, с открытой высокой Ми на вершине. Сочетание Ми и Ми Минор дает вам нестройное звучание. Как вы видите, ноты на струнах Ре, Соль и Си опускаются как аккордовая прогрессия по всем первым пяти ладам. Эта часть заканчивается арпеджированным аккордом Ми, с опущенной струной Ре в конце. Припев играется фактически теми же самыми аккордами, как и те, что были использованы в первых четырех тактах вступления, но здесь они играются в размере 7/4.

Когда ты исполняешь свое соло на сцене и все внимание публики приковано к тебе, ты вообще импровизируешь или играешь строго одно и тоже соло?

По большому счету одно и тоже. Но все зависит от сценического, живого звука: если все звучит не важно, я играю свое стандартное соло. Но вот если все звучит просто суперски, мне хочется импровизировать и добавлять что-то новенькое.

Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.

Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.

Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант - это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.

Что понадобится

  1. Гитара.
  2. Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
  3. Время для занятий. Его вы тоже легко , если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
  4. Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.

Как видите, ничего сверхъестественного.

Выбор и покупка гитары

Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.

Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное - более-менее качественным.

Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.

С другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.

В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.

Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.

Знакомство с гитарой

Инструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.

Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.

Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний - у деки.

Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.

Настройка гитары

Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.

По тюнеру

Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.

По пятому ладу

Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.

По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.

Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:

  1. Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
  2. Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
  3. Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
  4. Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
  5. Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.

Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.

Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.

Пробуем играть

Наконец мы добрались до самого интересного - собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.

Всё дело в опыте, который приходит с практикой.

Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.

Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.

Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн - с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.

Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.

Играем мелодии на одной струне

Просто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.

Классический «В траве сидел кузнечик»:

«Дым над водой» Deep Purple:

Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:

Мелодия из фильма «Бумер»:

«Имперский марш» из «Звёздных войн»:

Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.

За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.

Играем аккордами

Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, - игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.

Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.

Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:

  • C - до;
  • D - ре;
  • E - ми;
  • F - фа;
  • G - соль;
  • A - ля;
  • H - си.

Если рядом с обозначением аккорда стоит маленькая буковка m, это значит, что аккорд минорный. Если такой приставки нет - мажорный. Читаются аккорды либо по буквенному обозначению, либо по названию. Например, «а-эм» (Am) или «соль мажор» (G).

Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и - в кружках - пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 - указательный, 2 - средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик - то, что струна звучать не должна.

Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:

Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним - четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем - третью струну на втором ладу.

По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.

На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:

С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре - приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.

Как всегда, чтобы учиться было интереснее, можно тренироваться сразу на какой-нибудь песне. Например, на канонической «Пачке сигарет» группы «Кино» или «Вахтёрам» от «Бумбокса».

Также можно найти в интернете любые другие песни, которые вам нравятся (например, по запросу «на лабутенах аккорды»). Если в подборе попадаются незнакомые аккорды, можно попробовать найти другой или просто выучить что-то новое.

Бой и перебор

Есть два способа звукоизвлечения: перебор и бой. Некоторые песни играются только перебором или только боем, другие обоими способами. Аккорды при этом используются одни и те же, разница лишь том, перебираете вы струны пальцами или ударяете по ним.

Переборов, как и боёв, существует огромное количество. И в разных песнях они, конечно, разные. Обычно в разборах наряду с аккордами указывается, каким перебором или боем стоит играть.

Рассмотрим для примера несколько самых распространённых. Остальным вы научитесь по ходу.

Что дальше

Теперь, когда вы познакомились с азами, изучили аккорды и немного набили руку, главное - не забрасывать тренировки. Пальцы будут болеть и запутываться при перестановке аккордов, а струны не всегда будут звучать.

Ни в коем случае не останавливайтесь и просто продолжайте играть. С каждым днём у вас будет получаться всё лучше и лучше, а в итоге вы добьётесь поставленной цели.

Напоследок несколько советов, которые помогут самостоятельно научиться играть на гитаре и не дадут отчаяться:

  1. Всегда используйте несколько источников информации, чтобы восполнять возможные пробелы и неточности одного учителя у другого.
  2. Играйте каждый день: регулярные упражнения придадут уверенности. Помните, что талант лишь десятая часть успеха, всё остальное - практика.
  3. После того как изучите пару песен и сможете непринуждённо исполнять их, обязательно пригласите друзей и сыграйте для них. Слушатели помогут развить и укажут на недостатки.

«Украсьте свою игру множеством трюков и фишек!»

Для кого этот курс?

  • У вас есть уже какие-то результаты в игре на гитаре, но вы не хотите останавливаться?
  • Хотите добавить в свою игру что-то новое?
  • Вы хотели бы сделать свою игру более эффектной, украсив ее множеством трюков и фишек?
  • Вы хотели бы многократно повысить скорость своей игры?
  • Вы хотите, чтобы ваша игра производила неизгладимое впечатление на слушателей?

Если что-то из перечисленного о Вас, тогда Вам просто необходимо ознакомиться с информацией ниже!

Курс сочетается с другими нашими обучающими видео. Поэтому, если вы уже учились у нас, вы обнаружите себя в легкой, непринужденной обстановке, где вам будет привычно и легко осваивать программу курса.

Что включает данный курс?

Наш курс включает в себя подробные упражнения, техники, приемы, фишки и все, что необходимо, чтобы освоить данный инструмент. Вся информация предоставлена подробно, понятным языком.

Краткое содержание :

  1. Введение. Инструментарий. Примеры. Использование. Оборудование
  2. Базовые приемы. Слайд
  3. Базовые приемы. Флажолеты: натуральные, искусственные, медиаторные
  4. Вибрато. Обычное/линейное («рок»-вибрато), классическое, кольцевое
  5. Базовые приемы: подтяжки/бенды. +вибрато
  6. Глушение в соло
  7. Тэппинг. Открытые струны. Тэппинг медиатором. Тэппинг после бенда
  8. Ручка громкости. Фэйд ин. «скрипичность»
  9. Тремоло. Совмещаем с вибрато, слайдами и флажолетами
  10. Рычаг. Виды рычагов. Как пользоваться. Базовые приемы
  11. Фишки на гитаре без рычага (колокол, скрипучая достка, игра за головой, игра над грифом и еще более десятка приемов!)
  12. Фишки на гитаре с рычагом. Подойдет любая тремоло-система(около 10 различных приемов!)
  13. Фишки на гитаре с рычагом Floyd-Rose(около 10 различных приемов!)
  14. Трюки с использованием посторонних предметов

Но это еще не все!

Кто автор?

Привет, меня зовут Якуб Агишев и я автор этого курса. Я играю на электрогитаре с 2004 года. Около 7 лет играю в группах. Преподавать начал с 2008 года. Провожу индивидуальные занятия с учениками (как лично, так и онлайн).

За время преподавания у меня накопился довольно большой опыт в плане обучения игре на электрогитаре.

Как получить курс?

Курс предоставляется в электронном виде (получаете ссылку на архив и скачиваете себе на компьютер).

Вам остается сделать лишь 3 простых шага :

  1. Кликните по желтой кнопке ниже
  2. Оплатите удобным способом
  3. Скачайте курс себе на компьютер

Важно! В процессе оформления заказа вам будут предложены другие наши курсы со скидкой. Если вам интересны темы других наших курсов, то вы можете воспользоваться этим предложением и получить курсы с максимальной выгодой.

Учимся просто и эффективно начинать гитарное соло.

Сегодня мы поговорим о том, с чего начать гитарное соло в собственных композициях. Для рассмотрения пяти эффективных отправных точек мы будем использовать самую простую и доступную гамму — Ми-минорную пентатонику. Несмотря на то, что примеры используют ноты этой гаммы, постарайтесь предварительно немного потренироваться.

Примеры сыграны в темпе 72 удара в минуту и на первый взгляд могут показаться несколько скучными. Не забывайте, что играть их можно в любом темпе и в музыке любого стиля.

Схема Ми-минорной пентатоники:

Схемы аккордов, используемых в примерах:

Мы подготовили специальный минус, под который можно тренировать свои навыки:

Бенды в духе Закка Уайлда

Тяни струну и пусть она ревет!

Знаменитый викинг из Black Label Society Закк Уайлд начинает подобным образом соло-партию в композиции ‘Concrete Jungle’. Закк делает невероятно длинные и тянучие бенды, используя на гитаре эффект толкбокса.

Зажмите струну на втором ладу и медленно тяните ее до тех пор, пока струна не начнет звучать так, будто бы зажата на четвертом ладу. Подтяжка дополнена двумя нотами и проездом медиатором (прием pick scrape) по приглушенным струнам от 12 лада.

Во время игры подобного соло стоит использовать педаль дисторшна для добавления дополнительного сустейна и плотности звуку.

Начало в духе легенд

Тяни струну и дополняй ее гаммой

Сразу отвечаем, почему это начало в духе легенд. Дело в том, что простая и эффективная формула «Бенд + гамма» была использована в превеликом множестве классических гитарных соло. Просто послушайте соло в таких песнях, как Led Zeppelin — Stairway To Heaven, Dire Straits — Sultans of Swing и Cream — White Room.

Начните соло с простой подтяжки, а затем перейдите в минорную пентатонику, движущуюся вверх или вниз. Наш пример начинается с высокого звука, поэтому дальнейшее развитие музыкальной идеи идет вниз, но эксперименты никто не отменял. Попробуйте разные вариации, чтобы найти подходящее начало для собственного соло.

Ниже, еще ниже

Басовые ноты в качестве мелодии

Когда мы говорим «гитарное соло», у большинства людей в голове появляются ассоциации с ревущими бендами и невероятно быстрыми, практически зубодробительными запилами. При этом подразумевает использование очень высоких звуков.

Использование басовых струн в качестве открывающих звуков соло может быть не таким ярким по звучанию, но зачастую такой ход является прекрасным и запоминающимся решением представления слушателю новой секции композиции. К примеру, Ангус Янг прибегает к помощи такого хода в композиции ‘Back In Black’, а Джими Хендрикс начинает соло с прохода по басовым струнам в небезызвестной ‘Hey Joe’.

В нашем примере соло начинается со слайда вниз на шестой струне, который переходит в небольшую мелодическую идею, состоящую из прочих низких звуков.

Аккордовая основа

Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента

Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента, может стать хорошей альтернативной минорной пентатонике. Помимо этого, такой ход на все 100% гарантирует попадание в партию аккомпанемента. Подобный ход можно услышать у Дэвида Гилмора в композиции Pink Floyd ‘Comfortably Numb’, где Гилмор начинает соло на тех же звуках, сыгранных на октаву выше.

Не переживайте о какой-либо теории или музыкальной эстетике. Следуйте нашей табулатуре и вы заметите, что каждый звук в примере соотносится с аккордами аккомпанемента.

Вверх-вниз

Сначала спуститься по гамме, затем подняться

Эту идею мы подсмотрели у блюз-рокового гитариста Эрика Гейлса.

Суть заключается в том, чтобы начать играть минорную пентатонику на высоких звуках, а затем постепенно опускаться ниже. В приведенном примере соло начинается на первой струне, а затем плавно движется к четвертой.

Чтобы мелодическая идея выглядела законченной, повторите все тоже самое в обратном порядке. То есть, в зависимости от того, в какую сторону было первоначальное движение, в продолжении соло двигайтесь в обратном направлении.

Такой ход является отличной отправной точкой для любого соло, а также хорошо совмещается с остальными примерами, о которых мы говорили выше — просто попробуйте начать соло с подтяжки, а затем перейти в движение «вверх-вниз», или используйте проезд медиатором по струнам в самом начале.

Также разнообразить практически любое соло помогут , о которых многие почему-то забывают.

Перевод - Сергей Тынку

Будь честным и пойми кое-что грустное, но реальное как понедельник! В цифру 25 какой бы она не казалась тебе симпатичной (особенно если представлять такое количество кружек пива) невозможно вместить всю человеческую мудрость на счет умения толково играть на гитаре. И, разумеется, число замечательных гитаристов, слава богу, в эту цифру тоже не укладывается. На самом деле их человек 37 или 40. Каждому слову из уст их внемли подобно истинному откровению, и да спустится на голову твою неразумную свет благого знания. И не надо истерично надуваться в приступе мнимой самостоятельности точно прыщавый школьник в протесте против родителей. Глупо же забивать на советы гитаристов, каждый из которых дошел до своих истин по сложному пути из труда и ошибок. Помни, что только дураки учатся на своих ошибках!

1. Joe Satriani

Обновляйся!

Перемещение на неизведанную территорию – это ключевая составляющая успеха твоих занятий. В то время как играть одно и то же раз за разом будет только тебя дальше отодвигать от нужного результата. Каждую неделю разбавляй рутину своих занятий новыми принципами сочетаний аккордов, мелодий или пассажей в гаммах. Необязательно сразу же знать как правильно использовать весь этот материал, просто пусть твои пальцы окажутся в новых местах и музыкальность появится естественным путем.

2. Carlos Santana

Найди себя

Хороший способ поискать свою индивидуальность – это взять рекордер и пойти в темную комнату, где тебя не побеспокоят. И там просто поиграть под ритм-машину. А потом у тебя получится что-то типа разложенной колоды карт на столе, где ты сможешь увидеть, что этот рифф ты взял у этого парня, а тот рифф у другого, и лишь два-три риффа окажутся реально твоими. Вот на этих своих риффах тебе и надо концентрироваться чтобы развивать свое звучание.

3. Steve Lukather

Расслабься

Когда вы собираетесь увеличить скорость, то самая важная вещь, о которой стоит помнить – это необходимость расслабляться. Не напрягайте свои мышцы сильнее, чем им требуется. Занимайтесь по полчаса а потом делайте перерывы. Вы всегда можете продолжить через несколько минут. Это особенно важно когда ты пытаешься сыграть пассажи, требующие от твоих пальцев «скрюченных» движений. Я в детстве обычно сидел перед телевизором, в легкую гонял гаммы переменным штрихом, и это реально мне помогло, потому что я не особо концентрировался, оставаясь расслабленным, и таким образом сумел выстроить свою технику и выносливость. Никогда не играйте, если испытываете болезненные ощущения. Никогда. Тенденит – это не шутка.

4. Jerry Garcia

Динамика

Чтобы поработать над динамикой звукоизвлечения, воткнись в усилок для занятий и выкрути все ручки на своей гитаре на максимум. А потом играй арпеджио – поначалу очень тихо, а потом все громче и громче, просто за счет работы руки. Твоя цель состоит в том, чтобы менять динамику звукоизвлечения, но при этом не изменять положение своих рук. Много гитаристов, изменяя силу звукоизвлечения, меняют положение своих рук. В результате они доходят до того, что «едва касаются» группы пассажей, где играется быстрый материал, и не развивают никакой силы. А твоя цель добиться изменения звука от тихого до громкого и обратно.

5. Rusty Cooley

Подними гитару выше

Там где находится твоя гитара, когда ты сидишь и занимаешься, она должна находится когда ты стоишь. Я пришел к этому сложным путем. Много лет назад я отрабатывал свои соло сидя и все было отлично, а потом выходил играть стоя и все шло наперекосяк, потому что мои правая и левая рука оказывались не в тех же самых местах, когда я вставал. В наше время большинство гитаристов считает, что высоко подвешенная гитара выглядит некруто и это отстой. Zakk Wylde вешает свой леспол реально низко, но как только приходит время играть соло, он ставит ногу на монитор, чтобы поднять гитару повыше. А вот Tom Morello вешает свою гитару так высоко, что, как он говорит, иногда она бьет его по подбородку. Так ради убийственной гитарной игры, поднимите ее повыше!

6. Barney Kessel

Всегда готов

Не держи свою гитару в кейсе, пусть она будет всегда под рукой. Занимайся повсюду короткими фрагментами от 5 до 45 минут много раз на дню, и это лучше чем один длинный период. Часто бывает, что пяти минут достаточно, чтобы отработать какой-то технический момент или музыкальный пассаж. Основная идея занятий в том, чтобы твои рефлексы были как у стрелка, который в любую минуту может достать пушку и жахнуть.

7. Nels Cline

Ищи правду

Когда речь идет о личном творческом выражении эмоций, не слушай лишенных воображения скептиков. В определенный момент всегда появляется конфликт между правилами инструментального мастерства и потребностью следовать за своей собственной интуицией. Будь сильным! Все так называемые продвижения в искусстве (забудь о коммерции) случались только когда кто-нибудь начинал смело менять или игнорировать нормы. Те, кто уходит в сторону, должны быть честными по отношению к себе.

8. Dave Wronski

Баланс звукоснимателя

Чтобы сбалансировать свои датчики, воткни гитару во что-то имеющее измеритель уровня выходного сигнала, в четырех-канальный рекордер, например. Извлекай звук отдельно из каждой струны и подкручивай высоту магнитов до тех пор, пока все струны не будут звучать одинаково по шкале. Обычно, тебе приходится опускать магниты на стороне толстых струн. Если в результате твоя гитара стала в целом звучать тише, то просто подними громкость на усилителе, чтобы компенсировать потерю громкости. Польза от настройки баланса – чистота звучания струн относительно друг друга.

9. Jimmy Page

Расстановка микрофонов

Это очень старый принцип звукозаписи – расстояние дает глубину. Я делал этот бог знает сколько раз, записывая гитару и группу целиком. Люди обычно ставят микрофоны близко у усилителям, а я отодвигал и еще ставил один позади, а потом находил баланс между двумя. И если инструменты звучат правильно, то тебе не нужно использовать в студии эквалайзеры. Тебе нужно уметь получить правильный звук просто за счет умения расставить микрофоны.

10. James Hetfield

Руби вниз

Для тяжелого ритма нужно извлекать звук медиаторными ударами вниз. Это точно верняк. И звучит мощнее и более плотно.

11. Oz Noy

Переходи на стерео

Попробуй для большого звука использовать на сцене два усилителя и какие-то стерео эффекты. Пинг-понг дилей звучит грандиозно, когда ты стоишь между двумя усилителями с любым стерео хорусом, фленджером, фэйзером или как в моем случае симулятором Лэсли, что создает впечатление более широкого звучания. Перекатывание вашего сигнала со стороны на сторону – это крутой эффект. Я делаю это с помощью стерео педали громкости Ernie Ball. Мне нравится, чтобы усилители были практически идентичными, в то время как многие, включая Stevie Ray Vaughan предпочитают два усилка, которые звучали бы по разному, дополняя друг друга. В конце концов важно понимать, что если звук с двух ваших усилителей ходит слева направо по дому и не снимается микрофонами, то никто кроме вас этого стерео-эффекта не услышит.

12. Jeff Beck

Самоконтроль

Неправильно позволять себе что-то чрезмерное – будь то занятия по 50 часов в день или потребление слишком большого количества пищи. Я за баланс во всем и со всеми. Я пытаюсь этого придерживаться таким образом, чтобы быть в состоянии реализовать идеи, которые ко мне приходят, но вот слишком много заниматься – это нагоняет на меня тоску. Я могу играть на хорошей скорости, но тогда буду играть бессмысленно, поскольку не буду думать. Хорошая пауза дает мне возможность подумать больше. Это помогает мне сразу в двух вещах – быть творческим и играть быстро.

13. Al Di Meola

Переменный штрих

Хороший способ поработать над переменным штрихом – это выбрать три или четыре ноты и позаниматься с ними. Очень часто гитаристы, которые пытаются улучшить беглость правой руки, просто загоняют себя, пытаясь сыграть слишком много нот левой рукой. Я слышал много гитаристов, выдающих целые гаммы от шестой до первой струны, играя их реально неаккуратно. Начните с простых вещей – используйте немного нот и играйте медленно с четким попаданием в ритм – это уже задача сама по себе.

Погрузись в историю

Самые крутые музыканты осведомлены об истоках музыки. Этот опыт обеспечивает подлинность музыки, которую мы создаем. Эрик Клептон и Кит Ричардз могут научить вас блюзу, но хорошо бы выяснить все об оригинальных артистах, чьи мелодии они переигрывали, таких, например, как Роберт Джонсон. Это как старая поговорка: “Как ты можешь знать, куда ты идешь, если ты не понимаешь, откуда ты идешь?”

15. Deke Dickerson

Мизинец

Используй свой мизинец. Когда я только начинал играть, кантри-музыкант повзрослее сказал мне постоянно заниматься с упором на мизинец левой руки, даже при том, что это будет не особо удобно, пока он не станет твоей второй натурой. Это был лучший совет, какой мне когда-либо давали. Ты родился с пятью пальцами – не забывай использовать их все.

16. Stevie Ray Vaughan

Переходи на большой калибр

Используй толстые струны. Мне нравится набор с первой струной.013, но я дошел до набора.018-.074. Они сожрут твои руки, твои колки и твой усилок, но звучат круто.

17. Wes Montgomery

Терпи

Чтобы развивать те или иные аспекты своей техники вам понадобится время. Множество людей не осознает через какое количество кризисов им придется пройти. У меня голова опухала, когда я начал применять технику игры октавами, но потом спустя время, я был на коне. Все это приводит к тому что вы слышите небольшие улучшения в своей игре, что вас немного вдохновляет на то, чтобы двигаться дальше.

18. Eric Johnson

Будь на позитиве

Напоминай себе о том, что ты абсолютно свободен в том, что ощущать себя круто вместо скованно или испугано. Когда у тебя хорошее настроение, то ты в большей степени склонен к тому, чтобы рисковать на сцене, и даже если ты сделаешь несколько ошибок, они не будут играть какой-либо роли. Это как-будто ты инструмент, и музыка проходит сквозь тебя словно электричество. Как сказал Джон Колтрейн: главный аспект бытия музыкантов - это пытаться быть в как можно более тесном контакте и гармонии с самим собой. Когда у вас это происходит, то вы как будто возвращаетесь в центр, откуда все исходит. Ты автоматически становишься лучше как музыкант и более просвещенным как личность.

19. Dickey Betts

Глуши

Учись приглушать ноты чтобы контролировать обратную связь и шум при игре слайдом на большой громкости. Многие люди играют слайдом с медиатором и затем используют ребро ладони или что-то другое чтобы управлять звуком. Стиль который я почерпнул у Дуэйна Оллмана заключается в использовании большого и первых двух пальцев без медиатора. Если у тебя стекло или сталь в левой руке и пластиковый медиатор в правой, то ты полностью изолирован от инструмента. То, чему тебе надо научиться - это извлечь ноту, потом остановить ее звучание пальцами, прежде чем ты извлечешь следующую. Таким образом только одна нота должна звучать в тот или иной момент. Это работает в чем-то похоже на демпферную педаль на пианино.

20. Joe Pass

Нечетные восьмые

Заниматься на основе рисунков с восьмыми нотами в триолях - это очень полезно для улучшения чувства джазовой ритмики. Конечно, лучше всего джазовое чувство развивается при игре под пластинки или с группой. Ведь это то, что вам обязательно нужно чувствовать. Много рок-музыкантов ощущают восьмые исключительно четными парами, поэтому они не могут играть джаз. Они слишком зажаты.

21. Steve Vai

Независимость

Попробуй отделить себя от того, что делают твои пальцы и послушай, что выходит из усилителя.

22. Allan Holdsworth

Звучание легато

Играя легато, пытайтесь заставить все ноты звучать на соответствующей громкости. Чтобы достигнуть большего контроля, занимайтесь акцентируясь на нотах, которые не берете медиатором.

23. Pete Townshend

Акустические соло

Для того чтобы электро-гитарист сыграл хорошее соло на акустической гитаре тебе нужно развить фишки, которые бы компенсировали отсутствие сустейна, имеющегося при игре не электрогитаре. Можно попробовать накидать кучу каскадов с нотами, например. Попробуй поиграть арпеджио поверх открытых струн и пусть эти открытые струны поют пока ты извлекаешь звук пальцами. Это в чем-то сродни к кантри стилю игры, но это отлично работает в промежутках между частями с жестким аккордовым чесом и пальцевыми соляками.

24. David Gilmour

Мелодический дилей

Немного дилея может сгладить неприятные сырые частоты, которые выдает вам примочка фузза. У меня два дилея, у которых разные настройки. Иногда я включаю сразу одновременно оба, получая эффект определенного рода. Во время соло я обычно пытаюсь отстроить дилеи так, чтобы ритмически они совпадали с мелодией. Я обычно настраиваю их в триплет - все ноты переплетаются, и это на самом деле не имеет значения, но я считаю что дилей в триплете очень мелодичен.

25. Eric Clapton

Сдержанность

Не нужно пытаться успеть сыграть до окончания концерта все гитарные ходы, что ты знаешь, потому что это будет лажа. Ты просто дойдешь до того, что будешь заниматься самоповтором. Это очень юношеский подход к джемам - страдать подобной ерундой. Но когда ты становишься старше, у тебя появляется интерес делать что-то более основательное. Тебе нужно успокоиться и все просчитать, чтобы обрести уверенность в том, что оно достойно быть услышанным еще раз. Я стал более ориентированным на песню и чувствую, что джем, если у него нет конечно цели - это в значительной степени потерянное время.