Блюзовые стандарты для гитары. Как играть блюз. Основы блюзовой импровизации. Басовые ноты в качестве мелодии

Гусиный шаг. Держа гитару, справа от себя, наклонитесь вперед и ударьте правой ногой вперед. Теперь, подбрасывая себя правой ногой вперед-вверх, подставляйте левую ногу вперед. Сделайте это много (минимум 5) раз, продвигаясь по всей сцене, оторвитесь на полную. НО... не падайте и не прекращайте движение, иначе вы будете выглядеть идиотом. Будьте осторожны, этому движению уже 30 лет и вы все же можете выглядеть, как идиот.

Выпад и шатание. Шагните вперед одной из ног, затем верните ее назад в исходное положение. Проделайте то же самое с другой ногой. Повторяйте это, пока считаете нужным. Если все правильно, то ваше тело должно двигаться так, будто вы работаете киркой!

Прыжки. Это очень примитивное движение, но одно из самых популярных и эффектных. Просто прыгайте, поджимая в воздухе свои колени и распрямляя их перед приземлением. Альтернативный вариант - прыгнуть, расставив ноги так, будто вы сделали удар. Убедитесь, что ваша гитара не расположена так, чтобы при приземлении удариться о ваши колени.

Гитарные качели. Это когда вы бросаете свою гитару (убедитесь, что ремешок хорошо закреплен!) грифом через плечо, таким образом, гитара делает круг и возвращается на место, под мышкой. Для получения подробной информации смотрите ссылку ниже.

Драматическое бренчание. Сделайте ваше бренчание очень драматичным. Ударьте тяжело по струнам и зло смотрите на гитару. Согните локоть и, своего рода, «бросьте» руку на струны. Курт Кобейн держал играющую руку на месте и двигал гриф вверх-вниз относительно нее. Придумайте свой собственный стиль бренчания. Это лучший способ для новичка, чтобы показать свой стиль.

Хедбендинг. Смотря в пол, вращайте головой по кругу. Очень хорошо, если у вас длинные волосы. Однако, если вы будете делать так слишком долго, можете повредить себе шею. Кроме того, попробуйте качать вашу голову вперед-назад. Или из стороны в сторону, будто вы говорите «нет». В первые разы это может повлиять на вашу игру, будет довольно затруднительным одновременно играть и делать хедбендинг.

Стойка. Стойка, в которой вы играете, очень важна. Большее количество времени ваши ноги должны стоять в широкой стойке. В хорошем панк-роке позиция ног широкая, а сами ноги чуть согнуты в коленях, именно так и надо играть!

«Приступ» Ангуса Янга. Так же известный как «сумасшедший идиот». Лягте боком на пол (с гитарой, чувак!) и используйте ваши ноги, чтобы толкать себя по кругу. Убедитесь, что для этого достаточно места, и вы никого не заденете. Лучше всего для этого подойдет беспроводная гитара.

Сила звезд! Направьте свою гитару грифом в небо и начните играть.

Мельница! Сделанная известным The Who. Ударьте аккорд, проведите руку по кругу и снова ударьте (предупреждение: следите, куда надо прийти рукой).

Делайте зрительный контакт с аудиторией. Это не нуждается в объяснениях.

Мощное скольжение. Можно увидеть у The Who, и Tenacious D. Возьмите разбег, затем упадите на колени. Если все сделали правильно, то вы проскользите по полу не меньше метра.

Перевод - Сергей Тынку

Будь честным и пойми кое-что грустное, но реальное как понедельник! В цифру 25 какой бы она не казалась тебе симпатичной (особенно если представлять такое количество кружек пива) невозможно вместить всю человеческую мудрость на счет умения толково играть на гитаре. И, разумеется, число замечательных гитаристов, слава богу, в эту цифру тоже не укладывается. На самом деле их человек 37 или 40. Каждому слову из уст их внемли подобно истинному откровению, и да спустится на голову твою неразумную свет благого знания. И не надо истерично надуваться в приступе мнимой самостоятельности точно прыщавый школьник в протесте против родителей. Глупо же забивать на советы гитаристов, каждый из которых дошел до своих истин по сложному пути из труда и ошибок. Помни, что только дураки учатся на своих ошибках!

1. Joe Satriani

Обновляйся!

Перемещение на неизведанную территорию – это ключевая составляющая успеха твоих занятий. В то время как играть одно и то же раз за разом будет только тебя дальше отодвигать от нужного результата. Каждую неделю разбавляй рутину своих занятий новыми принципами сочетаний аккордов, мелодий или пассажей в гаммах. Необязательно сразу же знать как правильно использовать весь этот материал, просто пусть твои пальцы окажутся в новых местах и музыкальность появится естественным путем.

2. Carlos Santana

Найди себя

Хороший способ поискать свою индивидуальность – это взять рекордер и пойти в темную комнату, где тебя не побеспокоят. И там просто поиграть под ритм-машину. А потом у тебя получится что-то типа разложенной колоды карт на столе, где ты сможешь увидеть, что этот рифф ты взял у этого парня, а тот рифф у другого, и лишь два-три риффа окажутся реально твоими. Вот на этих своих риффах тебе и надо концентрироваться чтобы развивать свое звучание.

3. Steve Lukather

Расслабься

Когда вы собираетесь увеличить скорость, то самая важная вещь, о которой стоит помнить – это необходимость расслабляться. Не напрягайте свои мышцы сильнее, чем им требуется. Занимайтесь по полчаса а потом делайте перерывы. Вы всегда можете продолжить через несколько минут. Это особенно важно когда ты пытаешься сыграть пассажи, требующие от твоих пальцев «скрюченных» движений. Я в детстве обычно сидел перед телевизором, в легкую гонял гаммы переменным штрихом, и это реально мне помогло, потому что я не особо концентрировался, оставаясь расслабленным, и таким образом сумел выстроить свою технику и выносливость. Никогда не играйте, если испытываете болезненные ощущения. Никогда. Тенденит – это не шутка.

4. Jerry Garcia

Динамика

Чтобы поработать над динамикой звукоизвлечения, воткнись в усилок для занятий и выкрути все ручки на своей гитаре на максимум. А потом играй арпеджио – поначалу очень тихо, а потом все громче и громче, просто за счет работы руки. Твоя цель состоит в том, чтобы менять динамику звукоизвлечения, но при этом не изменять положение своих рук. Много гитаристов, изменяя силу звукоизвлечения, меняют положение своих рук. В результате они доходят до того, что «едва касаются» группы пассажей, где играется быстрый материал, и не развивают никакой силы. А твоя цель добиться изменения звука от тихого до громкого и обратно.

5. Rusty Cooley

Подними гитару выше

Там где находится твоя гитара, когда ты сидишь и занимаешься, она должна находится когда ты стоишь. Я пришел к этому сложным путем. Много лет назад я отрабатывал свои соло сидя и все было отлично, а потом выходил играть стоя и все шло наперекосяк, потому что мои правая и левая рука оказывались не в тех же самых местах, когда я вставал. В наше время большинство гитаристов считает, что высоко подвешенная гитара выглядит некруто и это отстой. Zakk Wylde вешает свой леспол реально низко, но как только приходит время играть соло, он ставит ногу на монитор, чтобы поднять гитару повыше. А вот Tom Morello вешает свою гитару так высоко, что, как он говорит, иногда она бьет его по подбородку. Так ради убийственной гитарной игры, поднимите ее повыше!

6. Barney Kessel

Всегда готов

Не держи свою гитару в кейсе, пусть она будет всегда под рукой. Занимайся повсюду короткими фрагментами от 5 до 45 минут много раз на дню, и это лучше чем один длинный период. Часто бывает, что пяти минут достаточно, чтобы отработать какой-то технический момент или музыкальный пассаж. Основная идея занятий в том, чтобы твои рефлексы были как у стрелка, который в любую минуту может достать пушку и жахнуть.

7. Nels Cline

Ищи правду

Когда речь идет о личном творческом выражении эмоций, не слушай лишенных воображения скептиков. В определенный момент всегда появляется конфликт между правилами инструментального мастерства и потребностью следовать за своей собственной интуицией. Будь сильным! Все так называемые продвижения в искусстве (забудь о коммерции) случались только когда кто-нибудь начинал смело менять или игнорировать нормы. Те, кто уходит в сторону, должны быть честными по отношению к себе.

8. Dave Wronski

Баланс звукоснимателя

Чтобы сбалансировать свои датчики, воткни гитару во что-то имеющее измеритель уровня выходного сигнала, в четырех-канальный рекордер, например. Извлекай звук отдельно из каждой струны и подкручивай высоту магнитов до тех пор, пока все струны не будут звучать одинаково по шкале. Обычно, тебе приходится опускать магниты на стороне толстых струн. Если в результате твоя гитара стала в целом звучать тише, то просто подними громкость на усилителе, чтобы компенсировать потерю громкости. Польза от настройки баланса – чистота звучания струн относительно друг друга.

9. Jimmy Page

Расстановка микрофонов

Это очень старый принцип звукозаписи – расстояние дает глубину. Я делал этот бог знает сколько раз, записывая гитару и группу целиком. Люди обычно ставят микрофоны близко у усилителям, а я отодвигал и еще ставил один позади, а потом находил баланс между двумя. И если инструменты звучат правильно, то тебе не нужно использовать в студии эквалайзеры. Тебе нужно уметь получить правильный звук просто за счет умения расставить микрофоны.

10. James Hetfield

Руби вниз

Для тяжелого ритма нужно извлекать звук медиаторными ударами вниз. Это точно верняк. И звучит мощнее и более плотно.

11. Oz Noy

Переходи на стерео

Попробуй для большого звука использовать на сцене два усилителя и какие-то стерео эффекты. Пинг-понг дилей звучит грандиозно, когда ты стоишь между двумя усилителями с любым стерео хорусом, фленджером, фэйзером или как в моем случае симулятором Лэсли, что создает впечатление более широкого звучания. Перекатывание вашего сигнала со стороны на сторону – это крутой эффект. Я делаю это с помощью стерео педали громкости Ernie Ball. Мне нравится, чтобы усилители были практически идентичными, в то время как многие, включая Stevie Ray Vaughan предпочитают два усилка, которые звучали бы по разному, дополняя друг друга. В конце концов важно понимать, что если звук с двух ваших усилителей ходит слева направо по дому и не снимается микрофонами, то никто кроме вас этого стерео-эффекта не услышит.

12. Jeff Beck

Самоконтроль

Неправильно позволять себе что-то чрезмерное – будь то занятия по 50 часов в день или потребление слишком большого количества пищи. Я за баланс во всем и со всеми. Я пытаюсь этого придерживаться таким образом, чтобы быть в состоянии реализовать идеи, которые ко мне приходят, но вот слишком много заниматься – это нагоняет на меня тоску. Я могу играть на хорошей скорости, но тогда буду играть бессмысленно, поскольку не буду думать. Хорошая пауза дает мне возможность подумать больше. Это помогает мне сразу в двух вещах – быть творческим и играть быстро.

13. Al Di Meola

Переменный штрих

Хороший способ поработать над переменным штрихом – это выбрать три или четыре ноты и позаниматься с ними. Очень часто гитаристы, которые пытаются улучшить беглость правой руки, просто загоняют себя, пытаясь сыграть слишком много нот левой рукой. Я слышал много гитаристов, выдающих целые гаммы от шестой до первой струны, играя их реально неаккуратно. Начните с простых вещей – используйте немного нот и играйте медленно с четким попаданием в ритм – это уже задача сама по себе.

Погрузись в историю

Самые крутые музыканты осведомлены об истоках музыки. Этот опыт обеспечивает подлинность музыки, которую мы создаем. Эрик Клептон и Кит Ричардз могут научить вас блюзу, но хорошо бы выяснить все об оригинальных артистах, чьи мелодии они переигрывали, таких, например, как Роберт Джонсон. Это как старая поговорка: “Как ты можешь знать, куда ты идешь, если ты не понимаешь, откуда ты идешь?”

15. Deke Dickerson

Мизинец

Используй свой мизинец. Когда я только начинал играть, кантри-музыкант повзрослее сказал мне постоянно заниматься с упором на мизинец левой руки, даже при том, что это будет не особо удобно, пока он не станет твоей второй натурой. Это был лучший совет, какой мне когда-либо давали. Ты родился с пятью пальцами – не забывай использовать их все.

16. Stevie Ray Vaughan

Переходи на большой калибр

Используй толстые струны. Мне нравится набор с первой струной.013, но я дошел до набора.018-.074. Они сожрут твои руки, твои колки и твой усилок, но звучат круто.

17. Wes Montgomery

Терпи

Чтобы развивать те или иные аспекты своей техники вам понадобится время. Множество людей не осознает через какое количество кризисов им придется пройти. У меня голова опухала, когда я начал применять технику игры октавами, но потом спустя время, я был на коне. Все это приводит к тому что вы слышите небольшие улучшения в своей игре, что вас немного вдохновляет на то, чтобы двигаться дальше.

18. Eric Johnson

Будь на позитиве

Напоминай себе о том, что ты абсолютно свободен в том, что ощущать себя круто вместо скованно или испугано. Когда у тебя хорошее настроение, то ты в большей степени склонен к тому, чтобы рисковать на сцене, и даже если ты сделаешь несколько ошибок, они не будут играть какой-либо роли. Это как-будто ты инструмент, и музыка проходит сквозь тебя словно электричество. Как сказал Джон Колтрейн: главный аспект бытия музыкантов - это пытаться быть в как можно более тесном контакте и гармонии с самим собой. Когда у вас это происходит, то вы как будто возвращаетесь в центр, откуда все исходит. Ты автоматически становишься лучше как музыкант и более просвещенным как личность.

19. Dickey Betts

Глуши

Учись приглушать ноты чтобы контролировать обратную связь и шум при игре слайдом на большой громкости. Многие люди играют слайдом с медиатором и затем используют ребро ладони или что-то другое чтобы управлять звуком. Стиль который я почерпнул у Дуэйна Оллмана заключается в использовании большого и первых двух пальцев без медиатора. Если у тебя стекло или сталь в левой руке и пластиковый медиатор в правой, то ты полностью изолирован от инструмента. То, чему тебе надо научиться - это извлечь ноту, потом остановить ее звучание пальцами, прежде чем ты извлечешь следующую. Таким образом только одна нота должна звучать в тот или иной момент. Это работает в чем-то похоже на демпферную педаль на пианино.

20. Joe Pass

Нечетные восьмые

Заниматься на основе рисунков с восьмыми нотами в триолях - это очень полезно для улучшения чувства джазовой ритмики. Конечно, лучше всего джазовое чувство развивается при игре под пластинки или с группой. Ведь это то, что вам обязательно нужно чувствовать. Много рок-музыкантов ощущают восьмые исключительно четными парами, поэтому они не могут играть джаз. Они слишком зажаты.

21. Steve Vai

Независимость

Попробуй отделить себя от того, что делают твои пальцы и послушай, что выходит из усилителя.

22. Allan Holdsworth

Звучание легато

Играя легато, пытайтесь заставить все ноты звучать на соответствующей громкости. Чтобы достигнуть большего контроля, занимайтесь акцентируясь на нотах, которые не берете медиатором.

23. Pete Townshend

Акустические соло

Для того чтобы электро-гитарист сыграл хорошее соло на акустической гитаре тебе нужно развить фишки, которые бы компенсировали отсутствие сустейна, имеющегося при игре не электрогитаре. Можно попробовать накидать кучу каскадов с нотами, например. Попробуй поиграть арпеджио поверх открытых струн и пусть эти открытые струны поют пока ты извлекаешь звук пальцами. Это в чем-то сродни к кантри стилю игры, но это отлично работает в промежутках между частями с жестким аккордовым чесом и пальцевыми соляками.

24. David Gilmour

Мелодический дилей

Немного дилея может сгладить неприятные сырые частоты, которые выдает вам примочка фузза. У меня два дилея, у которых разные настройки. Иногда я включаю сразу одновременно оба, получая эффект определенного рода. Во время соло я обычно пытаюсь отстроить дилеи так, чтобы ритмически они совпадали с мелодией. Я обычно настраиваю их в триплет - все ноты переплетаются, и это на самом деле не имеет значения, но я считаю что дилей в триплете очень мелодичен.

25. Eric Clapton

Сдержанность

Не нужно пытаться успеть сыграть до окончания концерта все гитарные ходы, что ты знаешь, потому что это будет лажа. Ты просто дойдешь до того, что будешь заниматься самоповтором. Это очень юношеский подход к джемам - страдать подобной ерундой. Но когда ты становишься старше, у тебя появляется интерес делать что-то более основательное. Тебе нужно успокоиться и все просчитать, чтобы обрести уверенность в том, что оно достойно быть услышанным еще раз. Я стал более ориентированным на песню и чувствую, что джем, если у него нет конечно цели - это в значительной степени потерянное время.

Блюз – очень разномастный и интересный жанр музыки. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга – и не подумаешь, что это одно и то же направление. Его исполняют и уличные музыканты, и всемирно известные звезды, вроде Гэри Мура. В этой статье мы рассмотрим, как играть блюз на гитаре.

Пальцы или слайд?

Слайд – специальная трубка или металла, стекла или керамики, которая надевается на палец и используется, чтобы зажимать струны. Когда струна соприкасается не с мягкой подушкой пальца, а с металлической поверхностью – звучание гитары меняется до неузнаваемости. С самого зарождения жанра блюз и слайд идут рука об руку.

Но никаких жестких канонов здесь нет. Нравится играть «руками» – пожалуйста. Хотите получать яркие вибратто и аутентичный звук – попробуйте слайд. Его даже необязательно покупать – возьмите стеклянную бутылку или, к примеру, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам такой звук или нет.

Звучание профессионального слайда не будет лучше, чем у бутылки. Отличие в том, что его не приходится держать всей рукой . Трубка надевается только на один палец, а остальные будут свободными. Таким образом, гитаристы могут комбинировать слайдовую технику игры с классической.

Насколько полным и объемным бывает звучание гитары можно понять, если купить двенадцатиструнную гитару.

Особенности 12-тиструнок:

  • усиленный корпус типа вестерн или джамбо;
  • широкий гриф;
  • металлические струны, размещенные парами – толстая с обмоткой и тонкая без обмотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настроена на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, хорошо владеющего игрой на шестиструнной гитаре, желание купить 12-струнную гитару в Москве или в другом регионе России вполне понятно.

Выбирая магазин, где купить гитару на 12 струн, присмотритесь к специализированным магазинам, предлагающим не только дешевые инструменты. Недорогая двенадцатиструнная гитара – великий соблазн, однако следует помнить, что 12 струн обусловливают мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому один из основных параметров двенадцатиструнки – ее прочность.

Подготовка к игре

Данный раздел руководства – для тех, кто хочет учиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не надо – бери да играй. Но здесь есть возможность подкрутить эквалайзер или добавить в цепь пару педалей, получив нужный звук.

Первое и самое важное: забудьте о distortion . Блюзмены используют либо чистый, либо немного подгруженный звук, то есть легкий овердрайв. Большой уровень гейна даст много отвратительных шумов и многократно усилит скрежет по оплетке струн. А еще он компрессирует поток, срезая всю динамику блюзового звучания.

Существуют специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Не можете найти такую – используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переусердствовать. В некоторых композициях неплохо себя покажет Wah-Wah эффект. Но на стадии обучения его лучше не трогать.

Второй совет: не накручивайте много каких-то частот в эквалайзере. Вместо того чтобы поднять середину, лучше опустить уровень баса и «верха» . Этот нехитрый прием даст вам более приятный и естественный звук.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе – это импровизация. Без нее ни свою мелодию не составишь, ни чужую не прикрасишь. А чтобы импровизировать, нужно узнать, какие ноты есть у вас в распоряжении.

За основу блюзовой гаммы берется минорная пентатоника . Между 3-й и 4-й ступенями добавляется еще одна нота. Именно она и помогает создать то самое характерное звучание. За десятилетия проб и ошибок блюзмены открыли для себя 5 наиболее удобных позиций (бокс ) для игры.

Красная точка – это тоника , основная нота, от которой строится мелодия. Синяя – это тот самый добавочный звук. Выбирайте любой лад на гитаре и пробуйте поочередно проиграть все ноты в каждой из позиций. Даже без дополнительных приемов вы сразу почувствуете этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь разучить все боксы, чтобы ваши пальцы легко бегали по струнам «на автомате». Если вы будете постоянно думать, что зажать – ни о какой импровизации не может быть и речи.

Построение мелодии

Когда привыкнете к аппликатурам пентатоники, можно начинать импровизировать. Для начала попробуйте играть эту же гамму, но с разными ритмическими рисунками. Сочетайте восьмые и четверные ноты. Меняйте направление, «перескакивайте» через 1-2 ступени гаммы, делайте паузы. Через некоторое время ваши руки сами запомнят, какой прием звучит хорошо, а какой – так себе.

Не забывайте про метроном. Ритм в музыке очень важен. О нем нельзя забывать ни во время исполнения медленных, «тягучих» композиций, ни тем более, в качающих драйвовых риффах. Возможно, заниматься под метроном будет для вас непривычно и тяжело. Но без этого хорошее чувство ритма не разовьешь.

Пробуйте играть в разных позициях. Никто не запрещает менять их по ходу игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного различаться. Побольше экспериментируйте – и получите в свою копилку много интересных мелодий.

Бенд, слайд и вибратто

Без этих трех приемов не обходится ни одна блюзовая композиция. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и уникальной.

Слайд – самый простой прием. Особенно эффектно он звучит при игре слайдом (такая вот терминологическая тавтология). Собственно, вся техника игры сводится к тому, что вы никогда не отрываете трубку от струн, а ведете по их поверхности. Звук есть всегда, даже во время смены положения руки.

Если вы играете пальцами – суть остается та же. Например, зажимаете струну на 5-м ладу, извлекаете звук, а потом съезжаете на 7-й. Палец при этом отпускать не надо. Скорость зависит от контекста: иногда нужно съехать быстро, иногда – плавно.

Следующая важная в блюзе техника – бенд . Это изменение высоты звука без смены лада. Вы прижимаете струну, а затем ведете ее вдоль ладового порожка. Она натягивается и звучит выше. Обычно бенды тянут на тон или полтона. Сделать его несложно. Сложно – научиться подтягивать струны так, чтобы получившийся звук принадлежал к вашей гамме.

Это очень важный момент. Если вы сделаете бенд всего на четверть тона – он не впишется в мелодию и вызовет диссонанс. Если вы подтянете струну на полтона, но получите ноту, которая в вашу пентатонику не входит – снова диссонанс.

Например: между 3-й и 4-й ступенями вашей гаммы расстояние всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете зажать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее, пока звук не будет такой, как если бы вы зажали ее на 8-м ладу. Можете тянуть еще выше – до 9-го лада – и получить 5-ю ступень пентатоники.

Еще один универсальный прием – вибратто . Когда вы играете длинную ноту (например, 4-ю среди массива 8-х), ей можно придать особую окраску, привлечь внимание. Если вы умеете делать бенд, освоить вибратто будет легко. Просто увеличивайте и уменьшайте натяжение, чтобы получить характерное дрожание. Можно изменять высоту совсем чуть-чуть, а можно достичь амплитуды в 2 тона. Что и когда лучше звучит – можно понять только экспериментируя.

Этот небольшой материал поможет вам выйти на старт. А дальше – дело только за практикой. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, пробуйте составлять свои мелодии, добавляйте в композицию аккорды, активно используйте бенды и слайды. Лучший способ научиться играть блюз – это играть его.

Спонсор статьи.
Где и как приобрести качественные, 12 струнные гитары? Подробнее можно узнать

Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.

Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.

Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант - это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.

Что понадобится

  1. Гитара.
  2. Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
  3. Время для занятий. Его вы тоже легко , если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
  4. Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.

Как видите, ничего сверхъестественного.

Выбор и покупка гитары

Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.

Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное - более-менее качественным.

Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.

С другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.

В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.

Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.

Знакомство с гитарой

Инструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.

Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.

Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний - у деки.

Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.

Настройка гитары

Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.

По тюнеру

Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.

По пятому ладу

Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.

По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.

Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:

  1. Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
  2. Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
  3. Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
  4. Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
  5. Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.

Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.

Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.

Пробуем играть

Наконец мы добрались до самого интересного - собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.

Всё дело в опыте, который приходит с практикой.

Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.

Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.

Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн - с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.

Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.

Играем мелодии на одной струне

Просто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.

Классический «В траве сидел кузнечик»:

«Дым над водой» Deep Purple:

Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:

Мелодия из фильма «Бумер»:

«Имперский марш» из «Звёздных войн»:

Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.

За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.

Играем аккордами

Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, - игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.

Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.

Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:

  • C - до;
  • D - ре;
  • E - ми;
  • F - фа;
  • G - соль;
  • A - ля;
  • H - си.

Если рядом с обозначением аккорда стоит маленькая буковка m, это значит, что аккорд минорный. Если такой приставки нет - мажорный. Читаются аккорды либо по буквенному обозначению, либо по названию. Например, «а-эм» (Am) или «соль мажор» (G).

Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и - в кружках - пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 - указательный, 2 - средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик - то, что струна звучать не должна.

Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:

Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним - четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем - третью струну на втором ладу.

По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.

На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:

С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре - приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.

Как всегда, чтобы учиться было интереснее, можно тренироваться сразу на какой-нибудь песне. Например, на канонической «Пачке сигарет» группы «Кино» или «Вахтёрам» от «Бумбокса».

Также можно найти в интернете любые другие песни, которые вам нравятся (например, по запросу «на лабутенах аккорды»). Если в подборе попадаются незнакомые аккорды, можно попробовать найти другой или просто выучить что-то новое.

Бой и перебор

Есть два способа звукоизвлечения: перебор и бой. Некоторые песни играются только перебором или только боем, другие обоими способами. Аккорды при этом используются одни и те же, разница лишь том, перебираете вы струны пальцами или ударяете по ним.

Переборов, как и боёв, существует огромное количество. И в разных песнях они, конечно, разные. Обычно в разборах наряду с аккордами указывается, каким перебором или боем стоит играть.

Рассмотрим для примера несколько самых распространённых. Остальным вы научитесь по ходу.

Что дальше

Теперь, когда вы познакомились с азами, изучили аккорды и немного набили руку, главное - не забрасывать тренировки. Пальцы будут болеть и запутываться при перестановке аккордов, а струны не всегда будут звучать.

Ни в коем случае не останавливайтесь и просто продолжайте играть. С каждым днём у вас будет получаться всё лучше и лучше, а в итоге вы добьётесь поставленной цели.

Напоследок несколько советов, которые помогут самостоятельно научиться играть на гитаре и не дадут отчаяться:

  1. Всегда используйте несколько источников информации, чтобы восполнять возможные пробелы и неточности одного учителя у другого.
  2. Играйте каждый день: регулярные упражнения придадут уверенности. Помните, что талант лишь десятая часть успеха, всё остальное - практика.
  3. После того как изучите пару песен и сможете непринуждённо исполнять их, обязательно пригласите друзей и сыграйте для них. Слушатели помогут развить и укажут на недостатки.