Биография ван гога художника краткое содержание. Винсент Ван Гог: биография великого художника. Жизнь Ван Гога, интересные факты и творчество. Картины Ван Гога

Туманова Е.Е.

Винсент Ван Гог

Автопортрет перед Мольбертом 1888 г.

Великий Голландский художник

Винсент Ван Гог, так же как и Рембрандт, был голландец. Вот первый внешний факт, случайность биографии, который, однако, сразу приобретает не случайное значение и дает нам в руки ключ к дверям его жизни. Еще Ипполит Тэн, а за ним и другие социологи указывали на причинную зависимость искусства от окружа­ющей материальной среды. Но в их несколько механическое объяснение искусства должна быть внесена одна поправка: не всегда причинная связь между человеческим духом и внешней средой бывает прямой - иногда она бывает обратной. Есть гениальные художники, которые воплощают веления своего времени и своего народа,- таковы были мастера Греции и Ренессанса; но есть и другие гении, которые могут быть поняты лишь как отрицатели данной среды. Их жизнь и творчество вытекают из данной среды в том смысле, что являются реакцией против нее. Таким протестом против здравого смысла своего времени было появление Рембрандта, особенно вторая половина его творчества, начиная с "Ночного дозора", когда выросла пропасть между ним и его заказчиками-бюргерами. Таким же олицетворенным протестом против филистерского духа Голландии является жизнь и творчество Ван Гога.

Для импрессионистов одним из главных объектов отображения являлся человек. Его образ интерпретировался таким образом, что он утверждал себя в борьбе с окружающей его средой и самим собой мучительно, тяжело, напрягая до предела свои внутренние силы. Эта сторона в искусстве постимпрессионистов лучше всего видна в творчестве Винсента Ван Гога.

Винсент Ван Гог (1853 - 1890) считается великим голландским художником, который оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве. Его произведения, созданные в десятилетний период, поражают своим цветом, небрежностью и шероховатостью мазка, образами измученного страданиями душевнобольного, который покончил жизнь самоубийством.

Винсент Ван Гог родился в 1853 году в Голландии. Его назвали в честь умершего брата, родившегося за год до него в тот же самый день. Поэтому ему всегда казалось, что он заменяет кого-то другого. Робость, застенчивость, слишком чувствительная натура отдалила его от его одноклассников, и единственным другом для него стал его старший брат Тео, с которым ещё в детстве они поклялись не расставаться. Винсенту было 27, когда он наконец понял, что жаждет стать художником. "Не могу выразить, как я счастлив, что снова стал рисовать. Я часто думал об этом, но считал, что рисование выше моих возможностей". Так Винсент писал брату.

Практически Ван Гог был самоучкой, хотя и пользовался советами А. Мауве. Но в ещё большей мере, чем рекомендации современного голландского живописца, в формировании Ван Гога сыграло знакомство с произведениями и репродукциями Рембрандта, Делакура, Домье и Милле. Саму живопись, к которой он обратился, перепробовав разные профессии (продавец в салоне, учитель, проповедник), он понимал как нечто, несущее народу уже не слово проповеди, а художественный образ.

Одна из известных картин Ван Гога - “Едоки картофеля”.

“Едоки картофеля”,1885 г.

В тёмном мрачном помещении сидят за столом пять человек: двое мужчин, две женщины и видимая со спины девочка. Свисающая сверху керосиновая лампа освещает худые, усталые лица и большие натруженные руки. Скудная трапеза крестьян - тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. В образах людей сочетается монументальное величие и сострадание, живущее в широко открытых глазах, напряженно вздёрнутых треугольниках бровей, морщинах, ясно читаемых даже на молодых лицах.

Жизнь и творчество во Франции

В 1886 году Винсент приезжает в Париж и отныне никогда уже больше не возвращается на родину... Голландец по национальности Ван Гог приехал во Францию сложившимся художником, изображавшим людей и природу своей родины.

Приезд в Париж вносит в творчество Ван Гога существенные коррективы, не меняя его основной сути. Художник по-прежнему исполнен сочувствия и любви к маленькому человеку, но этот человек уже иной - житель французской столицы, сам художник.

Изменение стиля Ван Гога в известной мере было продиктовано изменением его мировоззренческой позиции. В самом общем виде его взгляд на мир в то время можно считать более радостным, светлым, чем в Голландии. Эта сторона его творчества особенно хорошо раскрывается в пейзажах и натюрмортах. Став страстным приверженцем пленэра, он бродит по Парижу, изображает уголки Монмартра, берега и мосты Сены, народные театры и чувствует себя настоящим французом. “Мы трудимся, все вместе над француз­ским Возрождением - здесь я как бы на родине”,- пишет Ван Гог. И действи­тельно, отныне его творчество принадлежит Франции и человечеству; он стано­вится соратником импрессионистов, разделяет их невзгоды, содействует их успеху...

Но пламенной натуре Ван Гога чужда была серединность; во всем, за что он ни брался, он шел до конца. Искание света и воздуха, увлечение техникой Сера (дивизионизмом) не могли не зажечь в нем желания бросить серый Париж и уехать на юг. Ему стало тесно в столице, и юг рисуется ему той обетованной землей, где только и можно «отныне организовать ателье будущего», где только и может развернуться талант художника. И вот в 1888 году он переселяется в Арль, городок Прованса.

Новый период творчества – городок Прованса.

Здесь начинается новый период творчества Ван Гога. Первое впечатление не обмануло его. Прованс показался ему “по своей радостной мере красок страной столь же прекрасной, как Япония”, и он жалеет только о том, что не попал сюда в молодости... “Радостная игра красок” - как неожиданны эти слова на языке Ван Гога, недавнего аскета,- в них вылилось все его новое отношение к миру, отношение живописца. Новое и вместе с тем старое, ибо природу любил он еще с детства. Но в Голландии он любил лишь ее тихую грусть, здесь же, среди южного великолепия, он впервые залюбовался яркостью красок, ярью солнца. Здесь впервые почувствовал он, что не может не быть различия между ним и его великим учителем, Рембрандтом. “Рембрандт писал светотенью, мы пишем красками”,- говорит он в одном письме, формули­руя этот переворот, происшедший с ним на юге. Рембрандт видел в мире, прежде всего контраст света и тени, для Ван Гога мир - прежде всего праздник цвета, игра красок.

Техника живописи вообще играет в нашу эпоху гораздо, большую роль, нежели раньше. Когда мы смотрим на картину старого мастера, мы, в сущности, забываем о технике, о манере мазка - до такой степени уравновешены в ней форма и содержание, чувство и интеллект, объективное и субъективное. Но - увы! - современный человек далек от этого классического равновесия духа, и вот почему в современной картине мы, прежде всего, замечаем субъективный подход художника к тому или иному объекту. А техника, по справедливому замечанию Пюви де Шаванна, и есть не что иное, как темперамент ху­дожника, степень интенсивности его мировосприятия. Есть художники-реалисты, которые с такой покорной пассивностью воспринимают мир что, мы забываем об их человеческой личности и только говорим: “Как живо написан этот самовар или красный комод - он совсем как настоящий”. Но есть и другие художники, с неуемной и непокорной душой, которые не могут скрыть за мате­рией изображаемого предмета самого темпа своего переживания. Смотря на их картину, мы видим, прежде всего, не то, что изображено, а то, как изображено, мы как бы соучаствуем в самом процессе их творчества, волну­емся и спешим вместе с ними. У таких художников-индивидуалистов техника занимает огромное место, но вместе с тем она уже перестает быть техникой в обычном смысле этого слова, т. е. чем-то внешним и ремесленным.

Именно таков Ван Гог. “Упорядоченный мазок” ему кажется “столь же невозможным, как фехтование при штурме”. Он поистине импрессионист, в самом глубоком смысле этого слова, импрессионист больше, чем все остальные, кого мы привыкли так называть, ибо он меняет свою технику по несколько раз даже в пределах одной и той же картины, согласно каждому данному впечатлению. Каждый предмет впечатляет его по-разному, и каждый раз иначе вибрируют струны его души, а рука торопится записать эти внутренние ноты. Он работает то кистью то но­жом то, жидко прописывая то, густо лепя красками, бросая мазки то вдоль то поперек. Он работает всегда сразу, по первому впечатлению, в каком-то мгновенном экстазе, и кажется, что картина вырывается из-под его кисти, как крик восторга перед природой или жалости к человеку. В самом темпе его мазков всегда ощущаешь ритмическое нарастание или понижение этого крика, чувствуешь горение его души.

Сам вечно кипучий, неуемный, он видит в мире, прежде всего, вечно дей­ственное начало. Его мир в неустанном круговороте, росте, становлении. Он воспринимает предметы не как тела, но как явления. Это не значит, что он изо­бражает какой-нибудь один, на лету схваченный миг природы, подобно Клоду Моне. Нет, он изображает не один миг, но непрерывность мигов, лейтмотив каждого предмета - динамическое его бытие. Вот почему каждый его этюд с натуры превосходит случайное наблюдение, поднимаясь до созерцания аб­страктного, до зрелища космического. Он художник мировых ритмов. Он пишет не данный эффект заходящего солнца, но то, как солнце заходит вообще, посылая стрелы лучей, разбегающихся окрест по полотну, или как оно возникает из золотого тумана, сгущающегося концентрическими кругами.

Он изображал не эффект дерева, случайно согбенного ветром, но самый рост дерева из земли, рост веток из дерева. Его кипарисы кажутся готическими хра­мами, рвущимися к небу стрельчатыми видениями. Скорченные от южного жара, они возносятся, извиваясь, словно сами огромные взвихренные языки зеленого пламени, а если это кусты - они горят на земле, как костры. Его горные кряжи действительно изгибаются, точно образуясь на наших глазах из первоначально­го геологического хаоса... Его дороги, грядки и борозды полей действительно убегают вдаль, и его мазки действительно стелются, как ковер травы, или уходят вверх по холмам. Все это, звучащее лишь словесным оборотом у нас с вами, живет, и движется, и уходит у Ван Гога. И его космос, его пейзажи охвачены вечным пожаром, как и он сам, и как дым клубятся в них облака.

Ван Гог портретист.

Динамическая манера Ван Гога выясняется еще нагляднее в его изумитель­ных рисунках, сделанных пером из тростника, которые он набрасывал с японской виртуозностью и щедро рассыпал в своих письмах, иллюстрируя мысли. Он хотел так же быстро рисовать, как писал, и действительно, в этих штрихах и точках автограф его гения. Я не знаю ни одного из графиков современности, который обладал бы такой уверенностью линии, такой силой внушения, таким лаконизмом рисунка. Его наброски пером - какие-то пульсограммы мира, графические символы мировой жизни. Вот дерево, убегающее ввысь завитками линий, нот стога, образующиеся из спиралей, и трава, растущая вертикально, и крыши, уходящие черепицами вверх, или разлохмаченные ветки, растущие туда и сюда...

Вот портрет почтальона из Арля. Как самодовольно расчесаны штрихами его баки, как радостно светятся на фоне обойные цветочки!

«Портрет почтальона из Арли», 1889 г.

В одном из писем Ван Гог пишет о нем, что этот господин очень доволен и горд, так как он только что стал счастливым отцом.

Вот «Berceuse» - рыбацкая нянька, которую, по рыбацким поверьям, часто видишь в ночи перед лодкой, в час непогоды,- она веселит тогда сказками.

«Рыбацкая нянька»,1888 г.

И действительно, как много крепких сказок, грубых и ярких, должна знать эта женщина сказок, подобных этим лубочным расцветающим узорам на фоне! Эту картину Ван Гог собирался отдать в Сен-Мари - приют для моряков...

А вот и опять нечто противоположное: автопортрет самого Ван Гога, мазки которого подобны обнажившимся нервам. Здесь уже не внешнее сходство, не маска лица, но сама напряженная и вскрытая душа...

«Автопортрет», сентябрь 1889 г.

Но еще большим фактом выразительности у Ван Гога, нежели его техника, является колорит. Он выявляет характерное в человеке не только утрировкой рисунка, но и символикой красок. “Я хочу сделать портрет моего друга, худож­ника, которому грезятся чудные сны,- пишет он в письме к брату.- Я хотел бы вложить в этот портрет всю мою любовь к нему и совершенно произвольно выби­раю краски. Я утрирую светлый тон его волос до степени оранжевого цвета. Затем, в виде фона, вместо того чтобы изобразить банальную стену убогой квар­тиры, я напишу бесконечность,- самый интенсивный синий тон, какой только имеется на моей палитре. Благодаря этой комбинации золотистая голова на синем фоне будет казаться звездой в глубокой синеве неба.

Точно так же поступаю я, и в портрете крестьянина, представляя себе этого человека при полуденном солнце, в разгар жатвы. Отсюда эти оранжевые отбле­ски, сверкающие как раскаленное железо; отсюда этот тон старого золота, горящего в потемках... Ах, мой милый, многие увидят в этом преувеличении карикатуру, но что мне до этого! ”

Таким образом, в противоположность большинству портретистов, которые думают, что сходство исчерпывается лицом, краски фона были для Ван Гога не случайным украшением, но таким же фактором выразительности, как и рисунок. Его “Рыбацкая нянька” вся написана звучными лубочно-цветистыми колерами. Одна из его арлезианок, наверно злостная провинциальная сплетница, выдер­жана в черно-синем, как воронье крыло, и поэтому еще более похожа на каркаю­щую птицу. Так каждый цвет имел в глазах Ван Гога свой определенно-лако­ничный смысл, был для него символом душевного переживания, вызывал у него аналогии. Он не только любил много красочность мира, но и читал в ней слова целого тайного языка.

Но из всех красок-слов его больше всего чаровали две: желтая и синяя. Желтая мажорная гамма, от нежно-лимонной и до, звонко-оранжевой, была для него символом солнца, ржаного колоса, благовестом христианской любви. Он любил ее.

Человеческая душа…, а не соборы.

Обратимся к Ван Гогу: “Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы… человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего или уличной девчонки, на мой взгляд, гораздо интереснее”. “Кто пишет крестьянскую жизнь, лучше выдержат испытанием временем, чем изготовители написанных в Париже кардинальных приемов и гаремов”. “Я останусь самим собой, и даже в сырых произведениях буду говорить строгие, грубые, но правдивые вещи”. “Рабочий против буржуя – это так не хорошо обоснованно, как сто лет назад третье сословие против остальных двух”.

Мог ли человек, который в этих и в тысяче подобных высказываний так объяснил смысл жизни и искусства, рассчитывать на успех у “сильных мира сего? ”. Буржуазная среда исторгала Ван Гога. Против неприятия у Ван Гога было единственное оружие – уверенность в правильности избранного пути и работа. “Искусство – это борьба… лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо”. “Надо работать, как несколько негров”. Даже полуголодное существование у него обращено в стимул к творчеству: “В суровых испытаниях нищеты учишься смотреть на вещи совсем другими глазами”.

Буржуазная публика не прощает новаторства, а Ван Гог был новатором в самом прямом и подлинном смысле этого слова. Его прочтение возвышенного и прекрасного шло через понимание внутренней сути предметов и явлений: от, ничтожных как рваные башмаки, до сокрушительных космических ураганов. Умение подать эти, казалось бы, несопоставимые величины в одинаково огромном художественном масштабе поставило Ван Гога не только вне официальной эстетической концепции художников академического направления, но и заставило его выйти за рамки импрессионистической живописи.

Ван Гог - постимпессионист.

В начале 20 в. слишком прямолинейное противопоставление искусства Ван Гога (ровно как Сезанна, Гогена и Тулус - Лоттрека) импрессионистической практики привело к созданию нового термина – “постимпрессионизм”. Условность его очевидна. Взаимоотношения между двумя поколениями художников были значительно сложнее и шире обычной полемики сменяющих друг друга направления. При всей кажущейся несопоставимости произведений, созданных от Ренессанса по импрессионизм включительно, европейская живопись основывалась на системе, в основе которой лежал принцип “вижу-изображаю”.

В импрессионизме он достиг особенно полного развития, выразившегося в удивительной естественности и многообразии фиксируемых художником значительных впечатлениях. В бесконечной смене световых и воздушных нарядов природы импрессионисты увидели прекрасный лик ее вечного обновления.

Но культ непосредственного впечатления таил в себе и нечто такое, что сделало систему визуального восприятия жесткой и ограниченной. В безудержной погоне за ускользающим и непослушным мгновением незаметно и сам объект наблюдения переместился на второй план, вследствие чего художественный образ в целом оказался непоправимо обедненным.

Постимпрессионисты и Ван Гог, в частности, предложили принципиально иной метод, метод синтезирования наблюдений и знаний, анализ внутренней структуры вещей и явлений, что открыло путь к укрупнению масштаба образов, расширило познавательные возможности искусства. “Я вижу во всей природе, например в деревьях, выражение и, так сказать, душу”. Эти слова - ключ к прочтению Вангоговской трактовки художественного образа. В основе её лежит слияние двух начал: первое из которых, относится ко всему что, связанно с работой над натурой, а второе определяется творческим импульсом самого художника, позволяющем ему видеть реальность в более ярком и преображенном виде.

Однажды Ван Гог сравнил академическую живопись с разорительной любовницей, которая “...леденит тебя, сосет твою кровь, превращает тебя в камень...Пошли эту любовницу ко всем чертям, - говорит он, - и без памяти влюбись в свою настоящую возлюбленную - Даму Натуру или Реальность”. Эту “Даму” он трогательно любил всю жизнь, отметая любое посягательство на свое чувство. Гоген, призывавший его к работе по воображению, попусту терпел время. Никакая сила не могла заставить Ван Гога оторвать искусство от жизни. Но любовь к “Даме Реальности” вовсе не была чужой, слепой. Натуралистов презирал Ван Гог, ещё более “фантазёров”. В глазах Ван Гога работа с натуры есть “укрощение строптивой”. Некогда люди верили в земную твердь, а впоследствии - то выяснилось, что земля-то круглая…Возможно, однако, жизнь также круглая и во много раз превосходит своей протяженностью и свойствами ту кривую, какая нам сейчас известна”. Ради того, чтобы познать эту протяженность, Ван Гог сорвал с неё мишуру банальной повседневности и выявил истину во всей её наготе. Но извлечение истины не мыслимо без преображающего творческого импульса самого художника, концентрирующего в нём весь свой разум и чувство. Без этого невозможно, превратить “едоков картофель” в свидетельствующих за всех “униженных и оскорблённых”, заставить стоптанные, рваные ботинки кричать о мучениках нищеты. Органическое слияние “мира видимого” и “мира сущного” и есть “...нечто новое, ...наивысшее в искусстве, где зачастую искусство стоит выше природы”. Выше в том смысле, в котором картины Ван Гога выше и правдивей видимой правды.

Важнейшее звено образной системы Вангоговского искусства - одушевлённость и очеловеченность. Любой элемент мироздания в его глазах значителен и прекрасен только тогда, когда обретает способность чувствовать: у Ван Гога страдают даже камни. Человеческое восприятие - призма, преломляющая всё сущее. “Мне хотелось бы сделать всё так, как …всё это видит и ощущает железнодорожный сторож”. В изуродованных старых ветлах у дороги Ван Гогу видится нечто общее с процессией стариков из богадельни, а раскрытая книга, горящая свеча и потёртое кресло трансформируется у него в “портрет”, покинувшего их владельца. (“Кресло Гогена”).

Любой компонент природы Ван Гог заставляет быть камертоном своих эмоций интеллекта. Природа дарит ему не только мотивы, но и становится для него нравственной опорой, источником моральной силы. Ещё Милле говорил: "Терпению можно научиться у прорастающего зерна". Ван Гог понимает это по-своему: “В каждом здоровом и нормальном человеке живёт то же стремление вызреть, что и в зерне, следовательно, жизнь есть процесс вызревания. Тем же, чем для зерна является стремление вызреть, для нас является любовь”. В этом и заключается главный нерв Вангоговского понимания мира и эстетики: быть влюблённым в человечность! В Ван Гоге это выше родственных чувств и социальных предрассудков. Не колеблясь, он рвёт на корпию последнюю рубашку, потому что надо перевязать раны пострадавшего шахтёра, делит кров и хлеб с детьми проститутки, с зари и до зари, в солнце и дождь гнёт спину над бумагой, как пахарь над плугом, по каплям отдавая кровь своим картинам и рисункам, никогда ничего не требуя для самого себя.

Как трагически не сходилось его представление о красоте с понятием процветающего мещанина! “Нет ничего более художественного, чем любить детей!” Это выстраданный “в суровых испытаниях нищетой” - девиз Ван Гога у обывателя всех времен, способен выдавить лишь кривую усмешку. Эстетика Ван Гога - детище другого мира. Его “прекрасное” пахнет землёй, спелым хлебом, потом крестьянина, ветром с простёртых под небом полей “необъятных, как море”, оно вертится человеческим теплом и добротой в самых грубых и некрасивых лицах.

Эстетическая идея Ван Гога не терпит отвлечённости. Красота видится ему женщиной: “каковы её стремления”. “Любить и быть любимой, жить и давать жизнь, обновлять её, взращивать, поддерживать, работать, отвечая пылом на пыл, и, самое главное, быть доброй, полезной, на что-то годиться, хотя бы, например, на то, чтобы разжечь огонь в очаге, дать кусок хлеба ребёнку и стакан воды больному. Но ведь всё это тоже очень красиво и возвышенно! Да, но она не знает этих слов. Ёе рассуждения …не слишком блистательны, не слишком изысканны, зато чувства всегда подлинны”. Воплощение этой “подлинности” настоятельно требовало адекватной по силе и выразительности живописной системы. Для всякого, кому есть что сказать, поиски средств, как это сделать, - вопрос жизни. Проблема пленэра никогда не была бы решена, если бы импрессионисты не перенесли своё ателье прямо на улицу, в поле, в лес или лодку, если бы не выбросили из своей живописи серые, коричневые и чёрные краски, если бы не испещрили поверхность своих холстов вибрирующей сеткой мелких красочных мазков, то есть, если бы не создали принципиально новую систему изобразительных средств. У Ван Гога всё было иначе: “Я хочу, чтобы красота пришла не от материала, а от меня самого”. Любой из импрессионистов - прежде всего наблюдатель, зоркий, тонкий, чуткий, но всегда воспринимающий объект как бы со стороны. Для Ван Гога “борьба грудь с грудью, борьба с вещами в природе” - насущная необходимость. Отсюда своеобразная неповторимость его видения и манеры.

Яркие краски Ван Гога.

Мечтая о братстве художников и коллективном творчестве, он совершенно забывал о том, что сам был неисправимым индивидуалистом, непримиримым до сдержанности в вопросах жизни и искусства. Но в этом была и его сила. Нужно иметь достаточно тренированный глаз, чтобы отличить картины Моне от полотен, например, Сислея. Но лишь однажды увидев “Красные виноградники”, уже ни с кем и никогда работ Ван Гога не спутаешь. Каждая линия и мазок - выразители его личности.

“Красные виноградники”,1888 г.

Доминанта импрессионистической системы - цвет. В живописной системе, манере Ван Гога всё равноправно и смято в один неподражаемый яркий ансамбль: ритм, цвет, фактура, линия, форма.

На первый взгляд в этом есть некоторая натяжка. Разве помыкают неслыханным по интенсивности цветом “красные виноградники”, разве не активен звенящий аккорд синего кобальта в “Море в Сен-Мари”, разве не ослепительно чисты и звучны краски “Пейзажа в Овере после дождя”, рядом с которой, любая импрессионистическая картина выглядит безнадёжно блёклой?

Преувеличенно ярким эти краски обладают способностью звучать в любой интонации на всей протяжённости эмоционального диапазона - от обжигающей боли до нежнейших оттенков радости. Звучащие краски то сплетаются в мягко и тонко сгармонированную мелодию, то вздыбливаются в режущем слух диссонансе. Подобно тому, как в музыке существует минорный и мажорный строй, так и краски Вангоговской палитры поделены надвое. Для Ван Гога холодное и тёплое - как жизнь и смерть. Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета - глубоко символичны. Впрочем, у этого “символизма” такая же живая плоть, как и у Вангоговского идеала прекрасного.

В жёлтой краске от нежно лимонной до интенсивно оранжевой Ван Гог видел некое светлое начало. Цвет солнца и созревшего хлеба в его понимании был цветом радости, солнечного тепла, человеческой доброты, благожелательности, любви и счастья - всего того, что в его разумении включалось в понятие “жизнь”. Противоположный по смыслу синий, от голубого до почти чёрно-свинцового - цвет печали, бесконечности, тоски, отчаяния, душевной муки, фатальной неизбежности и, в конечном итоге, смерти. Поздние картины Ван Гога - арена столкновения именно этих двух красок. Они - как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Эмоциональные и психологические возможности колорита - предмет постоянных размышлений Ван Гога: “Я надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюблённых сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне…”.

Говоря о Ван Гоге, Тугендхольд заметил: “…ноты его переживаний - графические ритмы вещей и ответных биений сердца”. Понятие покоя неизвестно Вангоговскому искусству. Его стихия - движение.

В глазах Ван Гога оно - та же жизнь, а значит, способность мыслить, чувствовать, сопереживать. Вглядитесь в живопись “красных виноградников”. Мазки, брошенные на холст стремительной рукой, бегут, несутся, сталкиваются, вновь разбегаются. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они - стенограмма Вангоговского видения. Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. Они есть линия, составляющаяся в рисунок. Их рельеф - то едва намеченный, то громоздившийся массивными сгустками, - как перепаханные земля, образует восхитительную, живописную фактуру. А из всего этого возникает огромный в масштабе образ: в раскалённом зное солнца, как грешники в огне, извиваются виноградные лозы, силясь оторваться от тучной фиолетовой земли, вырваться из рук виноградарей, и вот уже мирная суета сбора урожая выглядит как схватка человека с природой.

Так, значит, всё-таки доминирует цвет? Но разве эти краски не есть в тоже время и ритм, и линия, и форма, и фактура? Именно в этом важнейшая особенность живописного языка Ван Гога, на котором он говорит с нами через свои картины.

Часто считают, что Вангоговская живопись есть некая неуправляемая эмоциональная стихия, подхлёстнутая необузданным озарением. Этому заблуждению “помогает” своеобразие художественной манеры Ван Гога, действительно, кажущейся как бы спонтанной, на деле же тонко рассчитанной, продуманной: “Работа и трезвый расчёт, ум напряжён чрезвычайно, как у актёра при исполнении трудной роли, когда приходится думать о тысяче вещей в течение одного получаса….”

Жизнь за работу.

Ван Гог был чрезвычайно богат творчески: его “расточительность” сломала ему личную жизнь, изувечила физически, но не духовно. Он умер в тридцать семь лет не потому, что ему уже не о чем было говорить, а потому, что не хотел отдать своё искусство болезни. “Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка”.

Его последние работы иногда сотрясает отчаяние, иногда холодное и сковывающее, но чаще изливающееся жаждой бытия, пронзительной до боли. “Пейзаж в Овере после дождя” внешне мирный и благостный, продиктован именно этим состоянием художника. Ярко сверкает отмытая дождём зелень. По мокрой дороге мчится лошадь, запряжённая в телегу. Весело дымит бегущий вдали по рельсам поезд. Среди грядок работает, согнув спину, крестьянин. Всё было бы почти идилличным, если бы не бешеный ритм мазков длинных и как бы корчащихся, заставляющих прямоугольники огородов сталкиваться таким образом, что пространство картины становиться как бы вздыбившимся и напряжённым. Ещё секунда, и весь этот яркий, сияющий мир окажется взорванным изнутри клокочущей где-то в его недрах страшной разрушительной силой.

“В тысяче мук - я есть, в пытке кочусь - но есть!…Солнце вижу, а не вижу солнца, то знаю, что оно есть. А знать, что есть солнце - это уже вся жизнь”. Эти строки Достоевского мог бы написать и Ван Гог.

Литература:

Перрюшо А. "Жизнь Ван-Гога" 1997

Дмитриева Н. А. "Винсент Ван Гог: очерк жизни и творчества"

Роберт Уоллэйс “Мир Ван Гога”1998

Фотографии взяты из “Internet” http://www.vangoghgallery.com/index.html

Когда 29 июля 1890 года 37-летний Винсент Ван Гог умер, его работы были почти никому не известны. Сегодня его картины стоят сногсшибательных сумм и украшают лучшие музеи мира.

Через 125 лет после смерти великого голландского живописца настало время узнать о нем больше и развеять некоторые мифы, которыми, как и вся история искусства, полна его биография.

Он сменил несколько рабочих мест, прежде чем стал художником

Сын министра, Ван Гог начал работать в 16 лет. Дядя взял его стажером на должность арт-дилера в Гааге. Ему доводилось ездить в Лондон и Париж, где находились отделения фирмы. В 1876 году он был уволен. После этого он некоторое время работал школьным учителем в Англии, затем продавцом книжного магазина. С 1878 года он служил проповедником в Бельгии. Ван Гог испытывал нужду, ему приходилось спать на полу, но менее чем через год его уволили и с этого поста. Только после этого он стал, наконец, художником и более рода занятий не менял. На этом поприще он прославился, впрочем, посмертно.

Карьера художника Ван Гога была короткой

В 1881 году голландский художник-самоучка вернулся в Нидерланды, где посвятил себя рисованию. Его финансово и материально поддерживал младший брат Теодор, удачливый торговец произведениями искусства. В 1886 году братья поселились в Париже, и эти два года во французской столице оказались судьбоносными. Ван Гог принимал участие в выставках импрессионистов и неоимпрессионистов, он начал использовать светлую и яркую палитру, экспериментировать с методами нанесения мазков. Последние два года жизни художник провел на юге Франции, где создал ряд своих самых известных картин.

За всю свою десятилетнюю карьеру он продал только несколько из более 850 картин. Его рисунки (их осталось около 1300) оказались тогда невостребованными.

Скорее всего, ухо он себе не отрезал

В феврале 1888 года, прожив два года в Париже, Ван Гог переехал на юг Франции, в город Арль, где надеялся основать сообщество художников. Компанию ему составил Поль Гоген, с которым они подружились в Париже. Официально принятая версия событий такова:

В ночь на 23 декабря 1888 года они поссорились, и Гоген ушел. Ван Гог, вооружившись бритвой, преследовал приятеля, но, не догнав, вернулся домой и в досаде частично отрезал свое левое ухо, затем завернул его в газету и отдал какой-то проститутке.

В 2009 году двое немецких ученых опубликовали книгу, в которой предположили, что Гоген, будучи хорошим фехтовальщиком, отрезал часть уха Ван Гога саблей во время поединка. Согласно этой теории, Ван Гог во имя дружбы согласился скрыть правду, иначе Гогену грозила бы тюрьма.

Самые известные картины написаны им в психиатрической клинике

В мае 1889 года Ван Гог обратился за помощью в психиатрическую больницу Сен-Поль-де-Мозоль, расположенную в бывшем монастыре города Сен-Реми-де-Прованс в Южной Франции. Изначально художнику была диагностирована эпилепсия, но обследование выявило также биполярное расстройство, алкоголизм и нарушение обмена веществ. Лечение состояло в основном в приеме ванн. Он оставался в больнице в течение года и написал там ряд пейзажей. Более ста картин этого периода включают некоторые из его самых знаменитых работ, такие как «Звездная ночь» (приобретена нью-йоркским Музеем современного искусства в 1941 году) и «Ирисы» (куплена промышленником из Австралии в 1987 году за рекордную на тот момент сумму $ 53,9 млн.)

Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) – знаменитый нидерландский художник, который своим творчеством оказал огромное влияние на живопись XIX-XX веков. Его творческий путь был недолог, всего десять лет, но за это время он успел создать около 2100 картин, из них 860 произведений написаны маслом. Творил в художественном направлении постимпрессионизма. Рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, автопортреты. Он жил в нищете и постоянных тревогах, лишился рассудка и покончил жизнь самоубийством, только после этого критики оценили его великое творчество.

Рождение и семья

Винсент появился на свет в южной нидерландской провинции Северный Брабант, которая расположена около границы с Бельгией. Там была маленькая деревушка Грот-Зюндерт, где 30 марта 1853 года и родился будущий великий художник.

Его отец, Теодор Ван Гог, 1822 года рождения, был протестантским пастором.
Мама, Анна Корнелия Карбентус, была родом из Гааги, что расположена на западе Нидерландов. Её отец переплетал и продавал книги.

Всего в семье родилось семеро детей, Винсент был вторым, но самым старшим, потому что первый ребёнок умер. Имя Винсент, означающее «победитель», предназначалось первому сыну, мать с отцом мечтали, что он вырастет, станет успешным в жизни и прославит их род. Так звали дедушку по линии отца, который всю жизнь служил в церкви протестантов. Но спустя полтора месяца от рождения ребёнок умер, его смерть стала тяжёлым ударом, родители были безутешны в своём горе. Однако прошёл год и у них родился второй малыш, которого решено было снова назвать Винсентом в честь умершего братика. Он и стал тем великим победителем, который принёс славу фамилии Ван Гог.

Спустя два года после рождения Винсента в семье появилась девочка Анна Корнелия. В 1857 году родился мальчик Теодорус (Тео), который впоследствии стал известным в Голландии торговцем картин, в 1859 году сестра Элизабет Губерта (Лиз), в 1862 году ещё одна сестрёнка Виллемина Якоба (Вил), а в 1867 году мальчик Корнелис (Кор).

Детские годы

Среди всех детей Винсент был самым нудным, трудным и своенравным, отличался странными манерами, за что частенько получал наказания. Гувернантка, которая занималась воспитанием детей, любила Винсента меньше остальных и не верила, что из него может получиться что-то путное.

Он рос угрюмым и одиноким. В то время как остальные дети носились по дому и мешали отцу готовиться к пасторской проповеди, Винсент уединялся. Он уходил бродить по деревенским окрестностям, внимательно разглядывал растения и цветы, плёл косички из шерстяных ниток, сочетая при этом яркие оттенки и восторгаясь игрой красок.

Однако стоило только Винсенту выйти из семейного окружения и оказаться среди людей, как он становился совершенно другим ребёнком. Среди односельчан проявлялись совсем иные стороны его характера – скромность, добродушие, сострадание, дружелюбие, предупредительность. Люди видели в нём милого, тихого, задумчивого и серьёзного ребёнка.

Удивительно, но такая двойственность потом преследовала художника до конца его дней. Он очень хотел иметь семью и детишек, но прожил жизнь в одиночестве. Он творил для людей, а они отвечали ему насмешками.

Среди братьев и сестёр Винсент был наиболее близок с Тео, их дружба продлилась до последнего вздоха художника. Сам же Ван Гог вспоминал своё детство как пустое, холодное и мрачное.

Образование

Когда Винсенту исполнилось семь лет, родители отдали его на обучение в деревенскую школу. Однако спустя год забрали оттуда, и образование мальчик получал на дому у гувернантки.

Осенью 1864 года его отвезли в школу-интернат, которая располагалась в 20 километрах от родной деревни, в городке Зевенберген. Отъезд из родного дома наложил на мальчика глубокое впечатление, он сильно страдал и вспоминал об этом всю жизнь. В этот период Ван Гог сделал свои первые зарисовки и копии литографий.

Через два года его перевели в другой интернат, это был колледж Виллема II в городе Тилбург. Лучше всего подростку давались иностранные языки, здесь же он начал обучаться рисованию.

В начале весны 1868 года, когда учёба ещё не закончилась, Винсент бросил колледж и уехал домой к родителям. На этом его формальное образование окончилось. Родителей очень волновало, что сын вырос таким нелюдимым. А ещё их беспокоило то, что Винсента не привлекала ни одна профессия. Как только отец заводил с ним разговор о том, что надо трудиться, сын с ним соглашался, коротко отвечая: «Конечно, труд – это необходимое условие человеческого бытия».

Юность

Отец Ван Гога всю жизнь служил в не очень престижных приходах, поэтому мечтал, чтобы у его сына была хорошая высокооплачиваемая работа. Он обратился к своему брату, которого тоже звали Винсент, чтобы тот помог куда-нибудь устроить юного Ван Гога. Дядюшка Сент раньше работал в крупной торгово-художественной фирме, но уже отошёл от дел и понемногу занимался торговлей картин в Гааге. Однако связи у него остались, и летом 1869 года он дал племяннику свои рекомендации и помог устроиться на работу в гаагский филиал фирмы «Гупиль».

Здесь Винсент прошёл первоначальное обучение на должность дилера по продаже картин и с огромным рвением принялся работать. Результаты он показывал неплохие, и уже летом 1873 года парня перевели в лондонский филиал от этой фирмы.

Каждый день по роду службы ему приходилось сталкиваться с произведениями искусства, и парень стал прекрасно разбираться в живописи, причём не просто разбираться, но и глубоко ценить её. На выходных он ходил в городские галереи, антикварные лавки и музеи, где любовался работами французских художников Жюля Бретона и Жана-Франсуа Милле. Пробовал рисовать и сам, но потом, разглядывая каждый новый рисунок, недовольно ухмылялся.

В Лондоне он жил на квартире у вдовы священника Урсулы Луайе. Винсент влюбился в дочь хозяйки Евгению. Но у девушки молодой паренёк, скверно говорящий на английском языке, вызывал лишь чувство забавы. Ван Гог предложил Евгении стать его женой. Она дала резкий отказ, заявив, что уже давно помолвлена, а он, провинциальный фламандец, ей не интересен. Такой удар Винсент получил впервые, но последствия этой душевной раны остались на всю жизнь.

Молодой Ван Гог был раздавлен, ему не хотелось ни работать, ни жить. Винсент писал в письмах брату Тео, что только Бог помогает ему выжить, и, наверное, он станет священником, как дед и отец.

В конце весны 1875 года Винсента перевели по работе в Париж. Но потерянный интерес к жизни привёл к тому, что его уволили в связи с плохим исполнением своих обязанностей, не помогло даже покровительство дядюшки Сента. Ван Гог вернулся в Лондон, где какое время работал в интернате на неоплачиваемой должности учителя.

Поиск себя

В 1878 году Винсент уехал на родину в Нидерланды. Ему уже было 25 лет, а он так и не определился, как дальше жить. Родители отправили сына в Амстердам, где он поселился у дяди Яна и начал усердно готовиться к поступлению в университет на факультет теологии. Совсем скоро учёба разочаровала молодого Ван Гога, ему хотелось быть максимально полезным для простых людей, и он принял решение уехать на юг Бельгии.

Винсет приехал в шахтёрский район Боринаж в качестве священника. Он спасал горняков, попадающих под завалы, проводил беседы с умирающими людьми, читал проповеди шахтёрам. На последние деньги он покупал воск и лампадное масло, рвал свою одежду на бинты. Он не имел ни малейшего представления о медицине, но помогал безнадёжным больным, в скором времени его стали считать «не от мира сего».

При этом у Винсента постоянно возникало желание рисовать. Он хотел набрасывать на бумагу каждый предмет, который встречался на пути. Но Ван Гог понимал, что рисование станет отвлекать его от основного дела и решил не начинать. Каждый раз своему желанию взять в руки кисть или карандаш он говорил твёрдое «нет».

У него не было ничего. О женщинах он не мог даже думать после отказа Евгении. Деньгами Винсенту помогал младший брат Тео. Родные настаивали, что пора бросать свои проповеди, которые не приносят дохода и возвращаться к жизни, обзаводиться домом и семьёй.

Творческий путь

В конце концов, Винсент решил прислушаться к упрёкам родни, он оставил проповеди и определил для себя единственно желанный и верный жизненный путь – рисование. В этом деле у него не было никакого опыта, но как сказал сам Ван Гог: «Где есть желание, там найдётся и выход». Он стал осваивать технику рисования, изучать законы перспективы, ради искусства готов был терпеть всяческие лишения.

В 1880 году брат Тео помог Винсенту материально, чтобы тот смог отправиться в Брюссель на обучение в Королевскую академию изящных искусств. Проучившись там четыре месяца, Ван Гог поругался с преподавателем и уехал домой к родителям. В это время у них гостила его кузина Кее Вос-Стрикер, с которой Винсент попробовал завязать любовные отношения. Понравившаяся женщина вновь отвергла его. Не в силах больше терпеть неудачи на любовном фронте Ван Гог решил навсегда завязать с попытками создать семью и посвятить свою жизнь только рисованию.

Он переехал в Гаагу, где его учителем в мире живописи стал художник-пейзажист Антон Мауве. Денег у Ван Гога по-прежнему не было, его содержал Тео. Винсент стал очень много трудиться, чтобы отблагодарить младшего брата за его доброту и покровительство. Он много ходил по городу, изучая каждую мелочь, особенно художника интересовали бедные кварталы. Так появились его первые картины «Задворки» и «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога».

Вскоре из Гааги Винсент уехал в провинцию Дренте на северо-востоке Нидерландов. Там он снял отельную хижину, оборудовал её под мастерскую и с утра до ночи рисовал пейзажи. Также его очень увлекала тема крестьян, их повседневного быта и труда.

Отсутствие художественного образования всё-таки сказалось на картинах Ван Гога, ему проблематично было изображать человеческие фигуры. Так выработался его собственный стиль, в котором человек был лишён грациозных, плавных, размеренных движений, он как бы сливался с природой и становился неотъемлемой её частью. Этот подход хорошо виден в его картинах:

  • «Крестьянка у очага»;
  • «Две женщины на вересковой пустоши»;
  • «Копающая крестьянка»;
  • «Селяне за посадкой картофеля»;
  • «Две женщины в лесу»;
  • «Две крестьянки, копающие картофель».

В 1886 году художник переехал из Дренте в Париж к своему брату. Этот плодотворный период отметился в творчестве Ван Гога тем, что его палитра стала гораздо светлее. Раньше в его картинах преобладали краски землистого оттенка, а теперь появилась чистота голубого, красного, золотисто-жёлтого цветов:

  • «Экстерьер ресторана в Аньере»;
  • «Мосты вдоль Сены на Асниере»;
  • «Папаша Танги»;
  • «На окраине Парижа»;
  • «Заводы в Аньере»;
  • «Закат на Монмартре»;
  • «Угол парка д’Аржансон в Аньере»;
  • «Внутренний двор госпиталя в Анри».

К сожалению, публика никак не принимала и не покупала картины Ван Гога. Это наносило художнику душевные муки. Но он продолжал работать сутками напролёт, при этом мог целыми неделями сидеть только на табаке, абсенте и кофе.

Последние годы жизни и смерть

Употребление большого количества абсента в результате привело к развитию психических отклонений. Однажды во время приступа Винсент срезал себе на ухе мочку, после чего его поместили в психиатрическую больницу в палату для буйных.

Весной 1889 года его перевезли в заведение для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. Здесь он прожил год, за это время написал около 150 картин.

В конце 1889 года его работы впервые вызвали неподдельный интерес на Брюссельской выставке, а в январе 1890 года вышла восторженная статья о картинах Ван Гога. Однако художника уже ничего не радовало.

В начале 1890 года его отпустили из клиники, и Ван Гог приехал к брату. Он успел написать свои знаменитые полотна:

  • «Сельская дорога с кипарисами»;
  • «Улица и лестница в Овере»;
  • «Пшеничное поле с воронами».

А 27 июля 1890 года Винсент стрелял в себя из револьвера, который купил, чтобы отпугивать птиц во время рисования. Он промахнулся и не попал в сердце, поэтому скончался лишь через полтора суток, 29 июля, от потери крови. Ушёл тихо, не сказав ни слова. Всё, что он хотел сказать этому миру, Ван Гог изобразил на своих полотнах. Ровно через полгода умер его младший брат Тео.

При жизни художника было продано только четырнадцать его картин. Прошло сто лет, и его работы вошли в список самых дорогих полотен, продаваемых в мире. Например, «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» в конце 1990-х годов был продан в частную коллекцию за 90 миллионов долларов.

Для импрессионистов одним из главных объектов отображения являлся человек. Его образ интерпретировался таким образом, что он утверждал себя в борьбе с окружающей его средой и самим собой мучительно, тяжело, напрягая до предела свои внутренние силы. Эта сторона в искусстве постимпрессионистов лучше всего видна в творчестве Винсента Ван Гога.

Винсент Ван Гог (1853 - 1890) считается великим голландским художником, который оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве. Его произведения, созданные в десятилетний период, поражают своим цветом, небрежностью и шероховатостью мазка, образами измученного страданиями душевнобольного, который покончил жизнь самоубийством. Винсент Ван Гог родился в 1853 году в Голландии. Его назвали в честь умершего брата, родившегося за год до него в тот же самый день. Поэтому ему всегда казалось, что он заменяет кого-то другого. Робость, застенчивость, слишком чувствительная натура отдалила его от его одноклассников, и единственным другом для него стал его старший брат Тео, с которым ещё в детстве они поклялись не расставаться. Винсенту было 27, когда он наконец понял, что жаждет стать художником."Не могу выразить как я счастлив, что снова стал рисовать. Я часто думал об этом, но считал, что рисование выше моих возможностей." Так Винсент писал Тео.

Голландец по национальности Ван Гог приехал во Францию сложившимся художником, изображавшим людей и природу своей родины. Практически Ван Гог был самоучкой, хотя и пользовался советами А. Мауве. Но в ещё большей мере, чем рекомендации современного голландского живописца, в формировании Ван Гога сыграло знакомство с произведениями и репродукциями Рембрандта, Делакура, Домье и Милле. Саму живопись, к которой он обратился, перепробовав разные профессии (продавец в салоне, учитель, проповедник), он понимал как нечто, несущее народу уже не слово проповеди, а художественный образ.

Одна из известных картин Ван Гога - “Едоки картофеля” (1885 г.). В тёмном мрачном помещении сидят за столом пять человек: двое мужчин, две женщины и видимая со спины девочка. Свисающая сверху керосиновая лампа освещает худые, усталые лица и большие натруженные руки. Скудная трапеза крестьян - тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. В образах людей сочетается монументальное величие и сострадание, живущее в широко открытых глазах, напряженно вздёрнутых треугольниках бровей, морщинах, ясно читаемых даже на молодых лицах.

Приезд в Париж в 1886 г. вносит в творчество Ван Гога существенные коррективы, не меняя его основной сути. Художник по-прежнему исполнен сочувствия и любви к маленькому человеку, но этот человек уже иной - житель французской столицы, сам художник.

Изменение стиля Ван Гога в известной мере было продиктовано изменением его мировоззренческой позиции. В самом общем виде его взгляд на мир в то время можно считать более радостным, светлым, чем в Голландии. Эта сторона его творчества особенно хорошо раскрывается в пейзажах и натюрмортах. Обычные монмартовские рестораны с их ресторанами и кафе, тонкие безлистные деревья - всё это приобретает у Ван Гога импрессионистическую трепетность, окрашивается в светлые мягкие тона. Некоторые произведения можно сравнить по изысканности и точности красочных сочетаний с полотнами соотечественника Ван Гога - Вермеера Дельфтского.

Новый период творчества Ван Гога начинается после переезда в Арль в 1888 г. Поначалу художник видел в природе Прованса, в населяющих этот край людях воплощение своей мечте о “земле обетованной”, ассоциировавшейся в его воображении с Японией. Именно в Провансе Ван Гог надеялся создать “Южное ателье”, мастерскую, где сообща трудились бы художники-братья, противостоящие власти денег, диктатуре торговцев картинами.

Чувство радости, переполнявшее Ван Гога заставляло его неустанно работать. Художник изображал цветущие фруктовые деревья, перекинутые через каналы мостики, море, покрытое созревающими хлебами равнины. Он писал, вспоминая подчас любимые японские гравюры. Однако вскоре все ассоциации с виденным отошли в прошлое, не ища проторенных путей, открывал Прованс для себя и людей. И совершенно естественно, что в этот мир природы вошла органичная для Ван Гога тема труда. На фоне вспаханной нивы и огромного солнечного диска появился разбрасывающий семена крестьянин (“Сеятель”, 1888 г.), затерялись в осеннем винограднике собирающие урожай женщины (“Красный виноградник”, 1888 г.). Пристальное внимание художника стали привлекать образы скромных тружеников (“Доктор Рей”, 1889 г.; “Колыбельная”, 1889 г.; Портрет почтальона Рулена”, 1889 г.). Если рассматривать созданные в Арле произведения, то можно заметить, как художника покидает постепенно ощущение гармонии бытия.

Быть может, ничто не характеризует так ярко состояние художника в эту пору, как его автопортреты. Он видит себя каждый раз новым, изменившимся. В посвящённом Гогену автопортрете “Поклонник Будды” (1888 г.) в почти аскетическом облике художника с акцентированными раскосыми глазами и выступающими скулами, с бритой головой и обросшей колючей щетиной подбородком есть черты парии, отщепенца, отвергнутого обществом, которые видели в себе Ван Гог и Гоген. В “Автопортрете с отрезанным ухом” Ван Гог как бы обретает новые силы. Страдания физические словно бы сняли страдания духовные. И вот уже художник, перевязав ухо, спокойно попыхивает трубкой. Шапка с куском меха впереди уверенно надвинута на лоб.

Голландская традиция чувствуется у Ван Гога в его приверженности интерьеру, но интерпретируется им совершенно по-новому. Написанные друг за другом в 1888 г. “Ночное кафе” и “Комната в Арле” в равной мере очеловечены художником. Он не подчиняется логике расставленных предметов и льющегося искусственного или естественного света. Он заставляет их служить себе, выражению своего внутреннего состояния. Активно втягивающее, словно засасывающее зрителя внутрь композиции пространство, нереальность мерцающего света, отдалённые, изолированные друг от друга маленькие фигурки - во всём этом есть “загнанность” Ван Гога, его трагедия, предельное напряжение сил.

Пребывание в больнице для душевнобольных в Сен-Реми на юге Франции и два месяца в Овере под Парижем, - так проходит последний год жизни Ван Гога, оборвавшейся трагическим выстрелом. Он по-прежнему всё время в труде: цветы, фигуры надзирателей появляются на холстах, говоря о неумирающей любви к жизни и одновременно о нарастающей внутренней трагедии.

Иногда в этот колеблющийся мир врываются повседневность и просветленность, но в том же Овере рождаются такие трагические композиции, как “Портрет доктора Гаше” или “Церковь в Овере”, в которой всё говорит о близком конце художника.

На “Портрете доктора Гаше” изображён врач-гомеопат Поль Фердинанд Гаше, специалист по душевным болезням и автор исследования, посвящённого меланхолии. По поручению брата художника, Тео, он лечил Ван Гога во время его жизни в Антверпене. Постепенно между ними установились отношения не пациента и врача, а друзей, глубоко уважающих друг друга.

Одним из характерных документов эпохи, богатый всякого рода дневниками, воспоминаниями, письмами являются письма Ван Гога, прежде всего к брату Тео. Величие оставленному Ван Гогом рукописному наследию придают человечность, сострадательность его души, выплеснувшейся на страницы бумаги с такой же честностью, как и в его холстах.

Список литературы

Калитина Н.Н. Французское изобразительное исскуство конца XVIII-XX веков: Учебник. - Л.: Издетельство Ленинградского университета, 1990. - 280 с.

Андреев Л. Г. Импрессионизм. - М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980, 250с.

Винсент Ван Гог – нидерландский художник-постимпрессионист, оказавший огромное влияние на живопись 20-го века. Сегодня его работы оцениваются в сотни миллионов долларов.

За время своей жизни он так и не получил признания в обществе, а стал известен только после совершения суицида в 37-летнем возрасте.

Менее чем через 2 года, Винсент ван Гог решил бросить учебное заведение и уехать обратно домой. Сам он называл свое детство «мрачным, холодным и пустым», что, несомненно, отразилось на его последующей биографии.

Творческая биография

В возрасте 15 лет Винсент начинает трудиться в солидной художественно-торговой компании «Goupil & Cie», владельцем которой был его дядя.

Говоря современным языком, он выполнял работу дилера, в чем достиг успеха. Он прекрасно разбирался в живописи и часто посещал разные галереи.

Однако работа в компании не приносит Ван Гогу радости. Впав в глубокую депрессию, он пишет несколько писем своему брату Теодорусу, в которых рассказывает о своем одиночестве и беспомощности.

Некоторые биографы считают, что Винсент страдал от неразделенной любви, однако достоверной информации на этот счет нет.

В конце концов, Ван Гог был уволен из «Goupil & Cie».

Миссионерская деятельность

В 1877 г. в биографии Ван Гога происходит важное событие: он решает поступить в университет на факультет теологии. Для этого он переезжает в Амстердам к своему дяде Иоганнесу.

После того, как он успешно сдает экзамены и становится студентом университета, Винсент разочаровываться в учебе. Поняв свою ошибку, он все бросает и начинает заниматься миссионерской деятельностью.


Ван Гог в 18 лет

Ван Гог загорается новой идеей: он проповедует Евангелие беднякам, обучает детей, а также преподает Закон Божий в Боринаже, в котором в основном жили шахтеры со своими семьями.

Чтобы обеспечить себя самым необходимым, Винсент по ночам рисует карты Палестины. Вообще нужно сказать, что в биографии Ван Гога имеется много примеров почти болезненной самоотверженности.

Постепенно миссионер приобрел уважение среди людей, в результате чего ему было назначено жалование в размере 50 франков.

В данный период биографии Винсент вел очень скромный образ жизни и неоднократно отстаивал права рабочих.

В скором времени он начал вызывать у чиновников раздражение, поэтому его отстранили от должности проповедника. Такой поворот дел стал настоящим ударом для Ван Гога.

Становление художника Ван Гога

Находясь в подавленном состоянии, Винсент ван Гог начинает писать картины. Какое-то время он даже посещал Академию изящных искусств, однако, не увидев для себя никакой пользы, бросил ее.

После этого он продолжил заниматься живописью, опираясь лишь на собственный опыт.

В этот период биографии Ван Гог влюбляется в свою двоюродную сестру, однако она не отвечает ему взаимностью. Вследствие этого он с разбитым сердцем уезжает в Гаагу, где продолжает писать картины.

Один из самых известных автопортретов Винсента ван Гога, 1889 г.

Там Ван Гог учится рисованию у Антона Мауве, а в свободное время совершает прогулки по бедным кварталам города. В будущем художник сумеет запечатлеть все увиденное им в своих шедеврах.

Наблюдая за техникой разных мастеров, Ван Гог начинает экспериментировать с оттенками и стилями написания картин. Однако его продолжают мучить бесконечные мысли о создании семьи.

Однажды он познакомился с женщиной, которая имела нескольких детей, и вскоре предложил ей переехать к нему домой. Тогда он ощутил настоящее счастье, которое, однако, продлилось совсем недолго.

Вспыльчивость и тяжелый нрав сожительницы сделали жизнь Ван Гога невыносимой. В результате он расстался с этой женщиной и отправился на север . Его жилищем стала хижина, в которой он жил и писал пейзажи.

Через некоторое время художник возвращается обратно домой и продолжает рисовать. На своих полотнах он часто изображает простых людей и городские пейзажи.

Парижский период

В 1886 г. в биографии Ван Гога снова большие перемены: он принимает решение уехать в . Тогда в этом городе появилось множество художников с новым видением искусства. Там он встретился со своим братом Тео, который уже был руководителем галереи.

Вскоре Ван Гог посещает несколько выставок импрессионистов, стремившихся запечатлеть мир в его динамике. В этот период Винсент находится на содержании у брата, который всячески заботился о нем и знакомил его с разными художниками.

После получения новых ощущений, в биографии Ван Гога наблюдается творческий подъем. В Париже ему удается написать около 230 картин, в которых он экспериментирует с техникой и красками. В результате, его полотна становятся более светлыми и яркими.

Во время прогулок по Парижу Ван Гог знакомится с хозяйкой одного кафе – Агостиной Сегатори. Вскоре он пишет с нее портрет.

Тогда же Винсент начинает продавать свои работы наряду с другими малоизвестными художниками.

Он часто вступает в споры с коллегами по цеху, критикуя их работы. Осознав, что его творчество никому не интересно, он решает уехать из Парижа.

Ван Гог и Поль Гоген

В феврале 1888 г. Винсент ван Гог переезжает в Прованс, в который влюбляется с первого взгляда. Он ежемесячно получает от брата 250 франков, благодаря чему может снимать номер в гостинице и хорошо питаться.

В этот период биографии Ван Гог часто работает на улице, изображая на своих полотнах ночные пейзажи. Именно таким образом была написана его знаменитая картина «Звездная ночь над Роной».

Через какое-то время Ван Гогу удается встретиться с Полем Гогеном, от творчества которого он был в восторге. Они даже начинают жить вместе, постоянно рассуждая о великом значении .

Однако вскоре в их отношениях появляются недопонимания, которые нередко заканчиваются ссорами.

Ван Гог отрезает ухо

Вечером 23 декабря 1888 г. в биографии художника происходит, пожалуй, самое известное событие: он отрезает себе ухо. Действия разворачивались следующим образом.


Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой, Винсент ван Гог, 1889 г.

После очередной ссоры с Полем Гогеном, Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента.

До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения, однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха, завернул ее в бумагу и отправил проститутке Рашель.

По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния, однако некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента (напиток, содержащий 70% алкоголя).

На следующий день, 24 декабря, Ван Гога отвезли в психиатрическую лечебницу Сен-Реми, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных.

Гоген спешно покинул город, не навестив Ван Гога в больнице, но сообщив о произошедшем его брату Тео.

Личная жизнь

Ряд биографов Ван Гога считают, что причинами психического заболевания Ван Гога могли стать сложные отношения с женщинами. Он неоднократно делал предложения разным девушкам, однако постоянно получал отказы.

Был случай, когда он пообещал держать свою ладонь над пламенем свечи до тех пор, пока девушка не согласится стать его супругой.

Своим поступком он шокировал избранницу, а также разгневал ее отца, который не долго думая вышвырнул художника из дома.

Сексуальная неудовлетворенность Ван Гога серьезно повлияла на его психику и привела к тому, что ему начали нравиться некрасивые зрелые проститутки. С одной из них он начал жить в своем доме, приняв ее вместе с пятилетней дочерью.

Прожив так около года, Винсент ван Гог написал со своей возлюбленной несколько картин. Интересен факт, что из-за нее художник был вынужден лечиться от гонореи.

Однако затем между ними начало происходить все больше ссор, которые, в конечном счете, привели к расставанию.

После этого Ван Гог был частым гостем публичных домов, вследствие чего лечился от разных венерических заболеваний.

Смерть

Находясь в больнице, Ван Гог мог продолжать писать свои картины. Так появились знаменитые полотна «Звездная ночь» и «Дорога с кипарисами и звездой».

Стоит заметить, что состояние его здоровья было очень переменным. Чувствуя себя хорошо, он мог внезапно впасть в депрессию. Однажды во время одного из припадков Винсент съел свои краски.

Тео по-прежнему старался поддержать брата. В 1890 г. он выставляет на продажу его картину «Красные виноградники в Арле», которая впоследствии была куплена за 400 франков.

Когда Винсент ван Гог узнал об этом, его радости не было границ. Интересен факт, что это было единственное проданное при жизни художника полотно.


Красные виноградники в Арле, Винсент ван Гог, 1888 г.

В следующий период биографии Ван Гог по-прежнему продолжает съедать краски, поэтому брат договаривается о его лечении в клинике доктора Гаше. Стоит заметить, что между пациентом и доктором развились хорошие, и даже дружеские отношения.

Буквально через месяц лечение дало свои результаты, вследствие чего Гаше разрешил Винсенту поехать в гости к брату.

Однако встретившись с Тео, Ван Гог не ощутил должного к своей персоне внимания, поскольку в то время у Тео были финансовые трудности, и серьезно болела дочь.

Оскорбленный и обиженный художник возвращается обратно в больницу.

27 июля 1890 г. Винсент Ван Гог выстрелил себе в грудь из револьвера, и как ни в чем не бывало, лег в кровать, раскуривая трубку. Казалось, что рана не доставляла ему никакой боли.

Гаше сразу же сообщил брату о самостреле, и Тео немедленно приехал. Желая успокоить Винсента, Тео говорил, что тот обязательно поправится, на что Ван Гог произнес фразу: «Печаль будет длиться вечно».

Через 2 дня, 29 июля 1890 года Винсент ван Гог умер в возрасте 37 лет. Его похоронили в небольшом городе Мери.

Интересно, что через полгода из жизни ушел и сам брат Ван Гога – Теодорус.

Фото Ван Гога

В конце можете посмотреть несколько фото портретов Ван Гога. Все они выполнены им самим, то есть это – автопортреты.


Автопортрет с перевязанным ухом, Винсент ван Гог, 1889 г.

Если вам понравилась краткая биография Винсента Ван Гога – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии известных людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.