Биография, творчество, личная жизнь Светланы Сургановой (8 фото). Светлана Сурганова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

Будущая певица родилась в Ленинграде14 ноября 1968 года. До 3 лет она жила в детском доме, после чего девочку удочерила кандидат биологических наук Сурганова Лия Давыдовна. Имя настоящей матери по сей день неизвестно.

У маленькой Светы были обнаружены задержки в развитии, целых ворох болезней и комплексов, но благодаря маме, делающей все для своего ребенка, она смогла начать жить полноценной жизнью. С самого детства девочка проявляла интерес к музыке. Это заметила одна из подруг ее матери и посоветовала отдать дочку в музыкальную школу. Там Светлана занималась вокалом и игрой на скрипке.

Окончив школу, поступила в медицинское училище, желая пойти по стопам любимой мамы. Там она организовала музыкальный коллектив под названием «Лига», который участвовал во всевозможных фестивалях и конкурсах, неоднократно побеждая в них. Будучи студенткой, она познакомилась с талантливым музыкантом – Петром Малаховским. После этого последовал роспуск группы «Лига» с целью создания нового проекта «Нечто иное». Коллектив Петра и Светланы был довольно популярен среди неформальной молодежи Петербурга.

Карьера

Настоящая популярность пришла с группой «Ночные снайперы», которую Светлана основала совместно со своей давней знакомой Дианой Арбениной. Сурганова была вокалисткой и играла на скрипке. В период творчества «снайперов» девушки совместно выпускают несколько поэтических сборников. Несмотря на успех, в конце 2002 года скрипачка покинула коллектив. Одной из популярных версий, почему это произошло, является разлад в отношениях Дианы и Светы.

Первое время певица появлялась только на акустических концертах в паре с Валерием Тхаем. В апреле 2003 года на свет рождается новый проект «Сурганова и оркестр».В июне того же года команда выпустила дебютный альбом, который буквально взорвал музыкальные чарты. На данный момент они активно гастролируют и являются желанными гостями на крупнейших рок-фестивалях России. В 2018 году группа отметила свой 15-летний юбилей.

Личная жизнь

Девушка не скрывает своих эксцентричных увлечений и бисексуальной ориентации. Множество слухов ходило об их отношениях с Арбениной. В 2014 году стало известно, что Светлана встречается с молодым человеком – Никитой Межевичем. Однако их союз просуществовал недолго. Спустя год Никита женился на другой. Несмотря на разрыв, музыканты сохранили дружеские отношения.

В возрасте 27 лет знаменитая певица узнает об онкологическом заболевании. Она переносит несколько операций по удалению раковой опухоли и переживает клиническую смерть. На данный момент певица окончательно победила недуг. Девушка ведет здоровый образ жизни и замечательно выглядит без косметики. Сурганова Светлана Яковлевна известна своими блавготворительными акциями, которые она организует и проводит с другими известными музыкантами.

Известная российская рок-группа "Сурганова и Оркестр" впервые выступила в Гомеле, порадовав любителей своего творчества "Редким концертом". Набитый до отказа зал Дворца культуры железнодорожников несколько минут аплодировал стоя, чтобы музыканты вышли на бис. Но даже после грандиозного выступления экс-участница "Ночных снайперов" Светлана Сурганова нашла силы для общения с журналистами. Исполнительница рассказала о творческих планах, ностальгии по "снайперским" временам, общении с Богом, огромной любви к белорусам и многом другом.


- Светлана, вы часто бываете в Беларуси?

В Беларуси мы были в прошлом году, частенько бываем в Минске. А в Гомеле "Сурганова и Оркестр" вообще впервые. Но сегодняшний прием меня сразил в хорошем смысле. Для первого посещения города, первого концерта, по-моему, это очень хороший результат. Удивительно теплый прием, хороший зал. Все такие ласковые, все такие любящие.

- Вы успели посмотреть город? Или сразу начали репетировать…

Мы сразу начали репетировать. (Смеется. ) Такой профессионализм достигается постоянными репетициями, тренировками. Шучу, конечно. Мы прибыли к вам поездом. Сутки ехали из Симферополя. Добрались успешно, кучу дел переделали. Благо, электричество в поезде было, и компьютеры с собой были. Конечно, еще пару часов в голове стучали рельсы. Мы попытались немножко поспать для накопления сил, чтобы сегодня отдаться вам без остатка. Кроме вокзала, гостиницы и того, что между ними, ничего не видели. И все это находится на одном пятачке. Для нас, артистов, такое расположение гостиницы, концертного зала и места прибытия идеально.

- Вы знаете, что в Гомеле есть ваш фан-клуб? Как вы вообще к этому явлению относитесь?

От вас об этом узнала, и вы меня порадовали. (Смеется. ) Всегда приятно услышать, что в каком-то городе есть фан-клуб. Очень хорошо отношусь к этому. Наверное, каждый артист мечтает, чтобы в городе Гомеле у него был свой фан-клуб.

- Что значит "редкий концерт"?

Мы позволили себе включить в него не только песни, но и стихи. Я выступила в роли чтицы.

- Из поэтов, которые сегодня звучали, кто вам ближе?

Хуан Рамон Хименес, которого я сегодня не исполняла.

- Светлана, на сцене вы такая маленькая, хрупкая…

А в жизни такая большая! (Смеется. )

- Нет-нет. Просто у вас такие огромные музыканты, а вы, миниатюрная, в центре. Специально подбирали?

Валерку я специально подобрала. (Смеется. ) Моего роста мужчин, сами знаете, подобрать непросто. Поэтому уж пускай они будут богатырями, а я - такой хрупкой, маленькой Золушкой.

- У вас есть белорусские корни?

Я слышала, что то ли в Минске, то ли в каком-то другом городе Беларуси есть улица Сурганова. Видимо, это какой-то партийный деятель. Не знаю, имею ли я какое-то отношение к этому персонажу, но мне приятно.

- Чем, по вашему мнению, белорусы отличаются от россиян?

Конечно, симптоматически можно определить какие-либо черты для той или иной нации. Например, эстонцы и грузины - это две большие разницы. А если взять белорусов и русских, сложно будет уловить разницу. Потому что, мне кажется, мы во многом очень родственны. Я больше скажу: русским есть чему поучиться у белорусов. Вы, мне кажется, чище, добрее, хлебосольнее. Я не перестану признаваться в любви вашей нации. Белорусов я люблю еще с давних времен. И первое мое очарование этой страной произошло из-за симпатии к моему преподавателю по хирургии, который был из Беларуси. Очаровательнейший человек, потрясающий педагог. Единственный предмет, который я до сих пор хорошо знаю, это хирургия. А потом появилась Диана Сергеевна Кулаченко (Арбенина. - П рим. ред. ), которая тоже имеет белорусские корни, - и симпатия к Беларуси только усилилась. Поэтому у меня субъективное, но очень теплое отношение к белорусам.

Светлана, как вы относитесь к тому, что до сих пор сравнивают творчество Сургановой и Арбениной? Кстати, на концерт "Ночных снайперов", который должен был состояться в Гомеле, так и не раскупили билеты…

Ребята же, наверное, не в первый раз выступали в Гомеле. Они, наверняка, до этого здесь были. Поэтому нет смысла сравнивать ситуации. Посмотрим, сколько людей придет, когда мы к вам приедем во второй раз.

- Скучаете по "снайперским" временам?

Хорошее было время… Благодарна, безусловно... Потому что не будь того времени, наверное, не было бы и моего проекта. Да, теплая ностальгия обуревает иногда. Холодными зимними и летними вечерами иногда в подушку уткнусь - и вспоминаю… (Улыбается. )

- Вы сотрудничаете с поэтессой Верой Полозковой. Расскажите об этом сотрудничестве. Продолжится ли оно?

Поживем - увидим. Она, конечно, гений. Как минимум - талантище. Неуловимая, правда. Будем ловить. У меня вообще была идея записать следующий альбом на ее тексты. Но стихи и песенные тексты - это две разные вещи, как выяснилось. Насколько это будет интересно и как получится, время покажет. Обоюдный интерес есть.

- Недавно ваш коллектив отпраздновал юбилей. Можете подвести итог: что получилось, что не удалось?

Подводить итоги - сложное занятие. И не всегда приятное. С одной стороны, 10 лет - это огромный срок, за который можно, конечно, много чего достичь. Сидеть, например, за одним столом с президентом России. С другой стороны, мы пели для супруги премьер-министра. Тоже неплохо, в общем-то. Был у нас концерт в Кремле. Наверно, не каждый артист может себе это позволить. Но даже не это было приятно. Больше было приятно, когда директор Кремлевского концертного зала сказал, что теперь стены Кремля всегда нам будут рады. А вообще, главный итог - то, что ребята, начинавшие "Сурганову и оркестр", дружны и сегодня. Мы со всеми рады встречаться, играть юбилейные концерты. Сохранились теплые отношения, симпатия друг к другу и желание музицировать.

Вопрос к теме Кремля и российской власти. Как вы относитесь к недавно принятому в России закону о запрете пропаганды гомосексуализма? Может, некоторым знаменитостям стоило бы высказаться на этот счет?

Что называть пропагандой - вопрос очень тонкий. Я вообще не сторонница афишировать эти отношения. Я не против их, конечно. Я за лояльность, за толерантность, за понимание в этом вопросе. Но афишировать и противопоставлять эту категорию людей всем остальным тоже неправильно. Это как раз вызывает эту бурную ответную реакцию. Некая провокация получается. Это дело личное, это дело каждого. И не нужно друг к другу лезть в постель. Ты должен быть нормальным человеком с нормальными человеческими понятиями, должен быть доброй матерью, добрым отцом, нести какие-то гуманные идеи. А с кем ты живешь, делишь хлеб и постель - это только твое личное дело. Мне кажется, никто не имеет права вмешиваться в мою личную жизнь. И я стараюсь не вмешиваться. Вот такое мое отношение. В принципе, этот закон тоже сгущает краски. Поэтому отношусь к нему неоднозначно. С одной стороны, я и не против принятия закона, с другой - это слегка выглядит как ущемление гражданских прав.

- То есть вы не против и против одновременно?

- Как-то да. Я еще не определилась. Как тот ребенок: вырастет - сам определится. (Улыбается. )

Светлана, у вас не возникало мысли заняться каким-то своим бизнесом? Среди звезд сегодня это модно. Мадонна, например, открыла фитнес-клубы по всему миру...

Отличная идейка, кстати. (Смеется ) У нас были две подобные идеи: массажный салон, так как Валерка и я обладаем соответствующими навыками, и проведение шаманических сеансов. В недалеком будущем баба Света и дед Валера будут проводить спиритические сеансы, заряжать, завораживать, отвораживать, отмораживать… Будем тихо и верно переходить в разряд артистов разговорного жанра. Вот сейчас разминаемся в стихах.

- Как продвигается строительство вашего загородного дома?

Несколько дней назад я была свидетельницей того, как делаются дверные сваи. Буровая машина бурит в земле почти до самого центра дырку, потом ставится металлоконструкция, куда льется жидкий бетон. Затем он застывает в течение 28 дней. Мне было любопытно посмотреть на эту технологию. Вообще, я стараюсь прослеживать все этапы строительства. Это очень интересно.

- Как вы себя ощущаете в роли прораба?

Пока никак. Но когда появляюсь на площадке, страх навожу. (Смеется. ) "Эффект присутствия" тонизирует строителей. Они немножко напрягаются, думают, что я пришла проверить, как они работают. А я говорю: "Да нет, мне просто любопытен этот процесс".

- Как вы отдыхаете?

Активно. Люблю велосипед, лодки, прогулки. Очень люблю ездить на машине. Могу легко доехать из Питера до Латвии, до Португалии. Сейчас хочу прокатиться в Болгарию.

- Во время болезни вы часто обращались к Богу и давали различные обещания. Одно из них - перестать ругаться матом. Сдержали?

- Обещания Богу не особо помогли, а обещание любимому человеку сработало. Хотя сейчас я не меньше обращаюсь к нему и, мне кажется, мы находимся в диалоге. К Богу надо прислушиваться: он плохого не посоветует.

- Вы замечали, что для вас дети - это какие-то инопланетяне...

- Они по-прежнему остаются для меня инопланетянами. Просто мало практики. Раньше у меня это хорошо получалось, когда сама была ребенком. Со сверстниками все было хорошо. Потом произошел какой-то скачок: то ли я от них улетела, то ли они от меня. Надо налаживать контакт с инопланетянами. Пора. 3 числа мы едем в детский онкологический диспансер, в который нас пригласили по гуманитарной программе. У меня давно не было общения с детьми, особенно с больными детьми.

- Светлана, у вас возникало желание найти свою биологическую мать?

- Сама найдется, если она жива-здорова. Поговорим. Мне же интересно знать, в кого у меня такой фантастический профиль. (Улыбается. )

Светлана Сурганова – известная певица, основатель группы «Сурганова и Оркестр». Светлана играет на многих инструментах, пишет музыку и тексты песен. Она поэт, композитор, и просто самодостаточная женщина. Светлана была вокалисткой и идейным вдохновителем группы «Ночные снайперы», который действует и сегодня. Жизнелюбие, оптимизм и непоколебимость этой женщины просто поражают. Несмотря на все преграды, которые ей ставит жизнь, она продолжает вдохновлять своих слушателей, вселять надежду и радовать слушателей своей музыкой.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Светлане Сургановой

Жизненный путь Светланы Сургановой довольно тернистый. Когда девушке было 27 лет, ей поставили неутешительный диагноз – рак. За несколько лет певица пережила несколько операций и клиническую смерть. Разговоры вокруг Светланы были разные, никто не мог дать однозначного ответа, как она будет жить дальше, и будет ли. С детства Светлана была очень болезненным ребенком, все время подхватывала инфекции и ангины, у нее был низкий иммунитет. Когда с девушкой случилась беда, уже тогда все поклонники следили за развитием событий и переживали за любимую исполнительницу. Известие об онкологическом заболевании подкосило бы кого угодно, но не певицу. Она стойко пережила все невзгоды, выкарабкалась из болезни, и на удивление всем живёт, творит и обладает прекрасным чувством юмора.

Сегодня Светлана источает оптимизм и буквально живёт на сцене, поклонников как никогда интересует личная жизнь, карьера, а также параметры певицы – её рост, вес, возраст. Сколько лет Светлане Сургановой с первого взгляда и не понять. Хрупкая фигура скрывает настоящий возраст этой сильной женщины, а ведь Светлане уже 48 лет!

Биография и личная жизнь Светланы Сургановой

Биография и личная жизнь Светланы Сургановой насыщена интересными событиями. Светлана с детства проявляла особый интерес к музыке. В возрасте шести лет девочка сама попросила у мамы, чтобы та научила ее играть на скрипке. Выбор инструмента тогда очень удивил женщину, но Лия Давыдовна согласилась. После окончания школы, Светлана не решилась идти по музыкальному пути. Хотя девушке очень нравилась музыка, она научилась самостоятельно играть на гитаре, уверенности в себе у будущей певицы не было. Поэтому она решила идти по стопам мамы и бабушки и поступила в Медицинское училище, а потом и в Медицинскую академию на факультет педиатрии.

В медучилище Светлана с другими ребятами создает свою первую группу, с которой успешно выступает на фестивалях молодежной массовой культуры. Музыку писала сама Светлана, а стихи – другие авторы.

В 1993 году Светлана знакомится с Дианой Арбениной. С этого момента и начинается ее настоящая слава в составе совместной группы. Сначала это был просто дуэт, но со временем в группе стали появляться новые участники и творчество вышло на совершенно иной уровень. В составе «снайперов» певица пробыла девять лет. За это время группа успела стать культовой, обрести множество поклонников.

Теперь, когда фамилия Сургановой приобрела известность, можно было создавать свой сольный проект. Сразу после рождения, группа начала свой гастрольный тур, во время которого дала более 50 концертов по всей стране. Сегодня группа выступает на многих фестивалях России и СНГ, выпускает новые альбомы, а сама Сурганова даже выпустила собственный фильм своего концерта.

Семья и дети Светланы Сургановой

История Светланы Сургановой не лишена драматизма, ведь женщина на сегодняшний день не знает, кто ее настоящие родители. Светлана родилась хилым и болезненным ребенком, возможно, по этой причине, биологическая мать оставила дочь в родильном доме. Хотя девочка тогда еще и не осознавала, но первая удача пришла к ней именно там, в палате детей-отказников, когда ее удочерила Лия Давыдовна Сурганова.

Лия Давыдовна всю жизнь проработала научным сотрудником в институте, имеет ученую степень кандидата наук. Пережив горести войны еще совсем ребенком, зная, какой голод и разруху перенесла ее мать, Лия Давыдовна посвятила свою научную карьеру выведению разных сортов пшеницы.

Женщина всегда мечтала иметь детей, но судьба распорядилась иначе и она не могла выносить и родить ребенка. Решение взять приемного ребенка далось биологу довольно легко.

Приемные мать и бабушка – вот и вся небольшая семья Светланы Сургановой. Понимая, что девочка нуждается в особом уходе, семья Светланы Сургановой положила все силы на ее воспитание. Бабушка музыканта была медицинским работником, врачом-фтизиатром, и хорошо понимала, какой уход и питание нужно ребенку. В своих интервью певица всегда с теплотой и уважением рассказывает о своей маме, об их не простой жизни в коммунальной квартире, описывает первые подростковые конфликты и то, как они пришли к взаимопонимаю.

Светлана Сурганова и Диана Арбенина. Отношения пары

Артистка не скрывает своей личной жизни и нетрадиционных предпочтений. Поклонники давно знают, что прочную связь имели две основательницы «Ночных снайперов» — Светлана Сурганова и Диана Арбенина. Отношения двух женщин уже давно никого не шокируют, и любители настоящего русского арт-рока приняли уклад жизни исполнительниц.

Однако, как в любых отношениях, в паре со временем произошел разлад. В 2002 году певица ушла из группы, и рассталась со своей сожительницей. Возможно, причиной тому стали творческие разногласия или невозможность иметь совместных детей. Через 8 лет после разрыва, Диана Арбенина родила двух детей. Семья и дети Светланы Сургановой – это большая мечта. Как приёмный ребенок, певица понимает, что настоящая мать не обязательно должна родить своего ребенка, главное – воспитать.

Инстаграм и Википедия Светланы Сургановой

Судьбу нашей героини легкой назвать нельзя. В ее жизни были “Ночные снайперы” и непростой уход в сольную карьеру, она пережила онкологию и утонула в поздней любви, в зрелом возрасте узнала, что выросла в приемной семье, до сих пор мечтает о детях и продолжает восхищать неиссякаемым талантом.

Светлана Сурганова - лидер группы “Сурганова и Оркестр” в честной и искренней беседе в преддверии своего дебюта в на рижской сцене.

ЖЕНЯ: На мой взгляд, вы - иная. В вас много “слишком”: слишком особенная, слишком талантливая, слишком самодостаточная. Как так вышло?
СВЕТЛАНА: Это началось еще со школьных лет, когда появлялись свои музыкальные коллективы, но большим толчком стало знакомство с Петром Малаховским – питерским талантливым музыкантом, который преподавал в медицинском училище, где я училась на тот момент. Он был абсолютным хиппи! Его внешний вид и мировосприятие никак не вязались с педагогикой. Именно с ним мы стали вместе записывать песни. А дальше было знакомство с Дианой Арбениной и группа успешный проект “Ночные снайперы”.

В 2002 году мы с Дианой разошлись. Она оставила себе бренд “снайперов”, а я создала свой коллектив “Сурганова и Оркестр”. И вот уже 12 лет, как мы в свободном плавании и существуем как авторский проект. Считаю это успехом, потому что (смеется) “не каждая птица долетит до середины Днепра”, то есть не каждый коллектив может похвастаться стабильной гастрольной жизнью на протяжении более десяти лет.

Фотографии : сайт

ЖЕНЯ: Все дети мечтали о куклах, вы - о скрипке. Какое было отношение к этому инструменту, когда взяли его в руки?
СВЕТЛАНА: Скрипка была моим осознанным выбором в пять лет. Даже не знаю, откуда пришло очарование этим инструментом… Может быть, где-то услышала или увидела, но я была влюблена в нее. Даже не помню, чем я восхищалась больше: звуком или внешним видом, изящными изгибами и эфами. Это было намного интереснее, чем какая-то лохматая кукла, будь она хоть разодета в тридцать шелков. И когда настал момент выбора инструмента – однозначно скрипка и только скрипка.

С вокалом мне тоже повезло. Мы жили в коммунальной квартире, а над нами обитала соседка, моя будущая преподавательница по сольфеджио, Зенина Людмила Ефимовна, которая как-то сказала моей маме: “Лиечка! Хватит уже терзать соседей! Давай отдадим твою дочку в музыкальную школу, и она будет горлопанить там?”

ЖЕНЯ: А вы дома горлопанили?
СВЕТЛАНА: (Хохочет) Исключительно!

ЖЕНЯ: (Смеется) В расческу перед зеркалом?
СВЕТЛАНА: (Смеется) В ванной! Во время водных процедур мы с мамой орали патриотические песни: “Шел отряд по берегу”, “Расцветали яблони и груши” и так далее. В итоге я попала в музыкальную школу.

ЖЕНЯ: Кстати о детстве. Талантливые дети очень часто выпадают из коллектива. Вам в школе легко было заводить друзей, слушать учителей, двойки носить… Двойки же получали?
СВЕТЛАНА: (Смеется) Двойка еще ладно! Есть оценка намного обиднее – тройка! С двойкой как раз все предельно ясно: на тебе можно ставить крест! Двойка – это конкретика. Ясно же, что ты – полный дурак! А вот тройка… ты вроде бы что-то и можешь, но вроде бы и не дотягиваешь.

ЖЕНЯ: (Смеется) Можешь, но плохо!
СВЕТЛАНА: Вот да! И это, конечно, ужасно! Особенно мне не давались точные предметы – там всегда была стабильная тройка, что постепенно вызывало и формировало какой-то комплекс недочеловека. С гуманитарными науками было попроще, там иногда проскальзывали четверки и даже пятерки.

ЖЕНЯ: А со сверстниками как общались?
СВЕТЛАНА: С пацанами в основном возилась. Были у меня друганы, с которыми мы играли в войнушку и очень любили бегать по крышам и прыгать с гаражей, стараясь ничего не сломать себе.

ЖЕНЯ: Светлана, давайте о медучилище. Врачи - известные циники, а поэты - романтики, чувственные, ранимые люди. Медицина не мешала творчеству?
СВЕТЛАНА: Мне кажется, что такой альянс довольно часто встречается. Тот же Булгаков, Чехов, Розенбаум и многие другие. Медицинская профессия накладывает определенный отпечаток на мировоззрение и мироощущение, поэтому не вижу противоречий между медицинским цинизмом и творчеством. Они идут рука об руку по жизни.

ЖЕНЯ: Вы как-то сказали, что “не отсюда”, что в последний момент вас спасает что-то или кто-то. Во что вы верите? В Бога, провидение, судьбу, случай?
СВЕТЛАНА: Мне кажется, у меня есть ангел-хранитель. Потому что целый ряд событий в моей жизни случился именно с поддержки ангела-хранителя. Например, тот факт, что я, детдомосвский ребенок, в три года оказалась в удивительной семье Сургановых, где меня воспитали. Попади я в другое окружение – моя судьба сложилась бы совершенно по-другому.

Потом произошел ряд знакомств с людьми, которые определили мою историю и мой путь. Буквально на развилке встречался человек, который вел меня по определенному вектору. Поэтому да, я верю в своего ангела-хранителя, потому что у меня однозначно есть какая-то небесная поддержка.

ЖЕНЯ: Вы часто улыбаетесь. Совершенно обезоруживающе, между прочим. “В чем сила, брат?” Откуда в Свете столько света?
СВЕТЛАНА: (Смеется) Имя обязывает, знаете ли! Ведь как корабль назовешь, так он и поплывет! А если серьезно, то трудно сказать… Это и некая жизненная установка, и воспитание, и те люди, которые меня окружают, и те прекрасные фильмы, которые я смотрела, и те книги, которые были прочитаны… И на самом деле, есть всеобщие очень простые правила, которые даны всему человечеству – заповеди. Если к ним прислушиваться, если их придерживаться, то этот свет сам придет и будет тебя поддерживать изнутри. Все просто!

ЖЕНЯ: А про “ангела и Аполлона” Никиту можно спросить?
СВЕТЛАНА: (Хохочет) Конечно, можно! Он чудесный! Это очень талантливый музыкант и мой очень близкий друг, и мне кажется, что у него сейчас тоже все хорошо складывается. И… его будущую супругу зовут Светлана. Это абсолютно точно! (Хитро улыбается) Я пока ограничусь этим комментарием.

ЖЕНЯ: А что любите? Что доставляет удовольствие?
СВЕТЛАНА: Люблю путешествовать пешком, на велосипеде и на машине. Это лечит, это отвлекает, это дает сосредоточиться. В дороге очень хорошо размышляется. Я вот очень полюбила путь от Питера до Риги, который обычно проезжаю на машине – у меня в Каугури небольшая квартирка, так что я наведываюсь в ваши края.

Люблю свой дом, хотя я там так редко бываю! Но он однозначно нужен – теперь у меня есть место, куда я могу пригласить друзей. Обожаю одиночество, но с годами начинаю его очень бояться и тяготиться. Оно должно быть, но в очень дозированных моментах, в качестве терапии. Поэтому люблю одиночество как отдых, как паузу в пути, как возможность побыть наедине со своими мыслями.

Люблю классическую и современную музыку – это колоссальный источник эмоциональной и физической энергии. Причем, когда звучит музыка и в этот момент со мной кто-то пытается разговаривать, сосредоточиться удается с трудом. Музыка всегда доминанта. И в ресторане мне стоит некоторых усилий, чтобы отвлечься от музыки и включиться в разговор!

ЖЕНЯ: Ваше идеальное утро?
СВЕТЛАНА: Раннее солнечное утро. Пять утра – самое энергоемкое время! И непременно зарядка по Питеру Кэлдеру. Отличная вещь, кстати! Я стала меньше болеть и, кажется, неплохо выгляжу для своих 146 лет (Смеется) . Рекомендую!

ЖЕНЯ: На фоне пережитого опыта можете сформулировать, что такое жизнь?
СВЕТЛАНА: Путешествие! Жизнь – это путешествие и радость от этого путешествия. Это новые открытия, опыт. И к любому опыту нужно относиться как к опыту. Какая бы беда с тобой ни случилась, нужно это воспринимать как урок. И я всегда говорю “спасибо!” за возможность пережить событие, боль, потерю, потому что это воспитывает, формирует меня и дает мне возможность кого-то чему-то научить…

Благодарим за сотрудничество пиар-агентство

Певица показала свой новый дом и приоткрыла главное в жизни

Лет пять назад она, давая интервью, неосторожно сказала мне: «Когда-нибудь я все-таки построю свой дом и тогда вас приглашу в гости первой!» Сказала и, понятное дело, забыла. А я - нет. Поэтому буквально свалилась Светлане Сургановой на голову - просто явилась на порог ее новой обители. Так и сказала: «Хочу дом посмотреть, ну и поговорить, конечно. Ничего, что я на “ты»?!»

«Мой дом - моя крепость». Светлана «пожадничала» и сделала три этажа.

Лес, плотной стеной окружавший садовое товарищество в пригороде Санкт-Петербурга, где в итоге наконец-то и построилась рок-певица, поэтесса, кумир и просто замечательная женщина, лидер рок-группы «Сурганова и оркестр», золотился последними красками осени. Было тихо и прохладно. И мы примостились в ее кухне-гостиной — разоспавшийся сладко кот на соседнем кресле, пахнущая смолой охапка дров у камина, мягко опускающиеся игрушечными самолетиками на бадминтонный корт за стеклянными дверями, ведущими в сад, разноцветные листья... Примостились греться кофе и перебрасываться словами.

«Нам до шестидесятников семь верст и все лесом»

— Света, обстановка располагает, поэтому давай начнем с поэзии. Вчера ты читала питерцам стихи, в зале — аншлаг. Прямо завидная любовь у публики к поэзии проснулась, ты не находишь?

— Мне кажется, поэзия сегодня в тренде, причем разная. И рэп, и батлы, и Вера Полозкова. Сейчас появилось много появилось талантливых поэтов. Мы с Кирой Левиной читаем уже третью программу. Первая состоялась пять лет назад на малой сцене Театра Ленсовета. Зальчик на 99 мест был... Очень кулуарное милое поэтическое явление. Потом, двумя годами позже, — большая сцена Большого драматического театра, там уже была расширенная программа с прекрасными образцами классической и современной музыки, с театром теней. Некоторые стихи Кира Левина за кадром из ложи читала на иностранных языках: французском, испанском, английском. Все это сопровождалось совершенно завораживающими пластическими этюдами Елены Русиной, с которой мы сотрудничали в спектакле «Плавание» по стихам Бодлера. Нынешнюю инсталляцию инициировал Борис Баринов, прекрасный питерский музыкант, с ним мы сотрудничали в программе «Игра в классики».

— Почему ты не читала свои стихи? Мне кажется, публика ждала именно этого.

— У меня сейчас другие задачи, транслировать великих... Марину Цветаеву, Иосифа Бродского, Анну Ахматову. И наших талантливых современников. Кира открыла для меня поэзию Михаила Щукина, Аглаи Соловьевой, Марии Маховой. По-моему, получилось удачно, нам удалось создать изящную правильную легкую и при том очень глубинную атмосферу. У многих людей, вышедших из зала, возникло потом желание пойти посидеть в кафе, в садике и почитать друг другу стихи. Что может быть лучше? Ведь люди не поленились в субботний вечер отправиться на поэтические чтения, а не на дискотеку или в бар. Предпочли поработать душой. Воспринимать поэзию — это, конечно, достаточно серьезный духовный труд.

— Тебе не кажется, что в частности и вот это твое «я не решилась!» убивает интерес к современной поэзии, а ведь еще недавно Вознесенский, Рождественский собирали, читая стихи, стадионы!

— Конечно, нам до шестидесятников семь верст и все лесом, и такого феномена мы не сможем получить. Но все-таки за прошедшие 10-15 лет появилась тенденция к увеличению интереса к поэзии. Да, это не стадионы, но все-таки уже клубы. С широким освещением в Интернете.

— Что ты думаешь про поэтические батлы? Не хочешь такой организовать, а то все мужчины да мужчины.

— С большим пиететом и уважением к ним отношусь. Никогда сама не участвовала и не решусь, наверное, все-таки это — отдельное искусство. Там, безусловно, есть свои приемы, своя техника, которыми участники просто в совершенстве владеют. Потрясающий словарный запас, скоростной подбор слов, владение техникой поиска рифм и находчивость, и образность — этим надо заниматься. К тому же там там присутствует рефлексия «дворянского», уличного, и все это немного политизировано, заточено под остросоциальные темы. А глубинная философская поэзия больше требует самопогружения, одиночества, это просто разные жанры. В силу характера и темперамента я не очень годна к этому, но мне интересно.


Сиамский кот Мишка по утрам приходит со специальными «мявами».

«Если бы было тяжело, я бы, наверное, уже умерла»

— Этим летом коллектив записал «ЕР», с названием «К слову жизнь». В него вошли шесть новинок, автором многих музыкальных и оранжировочных идей явился музыкант, бас-гитарист «Оркестра» Денис Сусин. А также появились новые аранжировки на до сих пор актуальные для меня песни. Да, меня можно пожурить: «Лучше бы сочиняла новое, а не копалась в своих старых!», но я не буду писать, если у меня не лежит душа, только потому, что надо написать. Что бы ни случилось, я не буду искусственно оставаться в тренде. Если произошло чудесное творческое зачатие, значит, песня будет, а нет — подождем. Я к рождению песни отношусь как к чуду.

А если говорить о программах, то каждый год мы везем новую. Я внимательно отношусь к тому, как звучит целиком программа, с чего начинается, как развивается по своей драматургии и по своему эмоциональному накалу и спаду. Это как живой организм, как песенный спектакль. И сейчас мы готовим программу, которая будет окрашена различными видео-зарисовками, это, конечно, нас всех взбодрит.

— Иногда на твоих концертах мне приходит в голову, что публика любит не столько твое творчество, столько тебя саму.

— Я думаю, меня только так и можно любить. Я сама для себя в творческом плане загадка. Но песни — это часть моей личности. Я никогда не смогу назвать себя профессионалом, мое творчество - это все-таки что-то немного другое. И сама я другая. Мне мама иногда говорит: «Ты — моя инопланетянка».

— Тебя преследуют поклонники? Письма вольного содержания, навязанные встречи?

— У нас очень деликатная публика. Наверняка возникает у кого-то желание пообщаться на неформальном уровне, и, конечно, писем много приходит с призывом познакомиться. Но так, чтобы преследовать или докучать, этого нет. Они где-то глубоко в душе понимают, что это — тщетно.

— Ты персонализируешь поклонников или воспринимаешь как некую энергетическую массу?

— Только персонализирую, конечно. Каждый персонаж — личность. Массы — это на войне или в статистике, все остальное очень личностно.

— Это тяжело энергетически: обожателей много, ты — одна?

— Не задумывалась. То есть, если бы было тяжело, я бы, наверное, уже умерла от этого. А если совместимо с жизнью, значит, не тяжело.

— У тебя есть какие-то энергетические практики, чтобы восстанавливаться? Не важно, какие: от спорта до молитв?

— Мысли. От того, как ты мыслишь, какие книги читаешь, какую музыку слушаешь, зависит твоя энергетика. Есть разные тренажеры для мозга, много практик, с помощью которых можно себя восстановить.

Я помню свои первые сольные концерты, когда коллектив только начал существовать как «Сурганова и оркестр». Я тогда после концерта влежку лежала, всегда перед концертом страшный мандраж был, чуть ли не до полуобморочного состояния. Великое дело — практика. И, конечно, работа над ошибками. Умение договориться с самим собой. Теперь выход на сцену — это не какой-то стресс, а праздник. Есть много таких профессий, когда люди работают сутки через трое, а у нас наоборот — три дня работаем и один выходной, и я справляюсь с этими нагрузками.

«Сольфеджио для меня — китайская грамота»

— А ты никогда не скучаешь по своему медицинскому образованию?

— Оно со мной рядом каждый день, я — доктор одного пациента, вон она ходит у меня, моя мамуля. Я — профессиональный геронтолог, она мне не позволяет забыть ни какие-то мои профессиональные навыки. И даже фармакологию.

— Мама для тебя — самый близкий человек?

— Мама — самый главный человек, за которого я сейчас ответственна. Мы несколько лет назад поменялись ролями, раньше она была за меня, теперь я за нее. Я стараюсь ее поддержать на всех уровнях: физическом, материальном, эмоциональном, бытовом. Конечно, она уже пожилая, слабенькая, но все равно периодически у нее возникают требования: «Хочу жить одна! Отвези меня на Кавалергардскую (улица в Петербурге, в районе Смольного.— Прим. авт.). Ведь я там больше 70 лет прожила!» Это на сегодня — самая большая и единственная проблема, которая доставляет мне сложности, выливается в многочасовые беседы. Я как могу убеждаю ее, что не надо ей там жить одной. Говорю ей, что это именно она меня сподвигла построить дом, чтоб дружно мы зажили в нем.

— А еще, наверное, по-прежнему тебя воспитывает. За что чаще всего ругает?

— Ругает за то, что я сигареты от нее прячу.

— То есть не за то, что ты куришь, а за то, что она мало курит?

— Да, она у меня шалит в этом смысле. Все бы ничего, но она забывает, что уже покурила, и может одну за другой просмолить. И поэтому процесс приходится регулировать, чтобы не превышала половины пачки в день. А если не уследить, она может и целую пачку высадить, и больше, а это для ее 82 лет совсем неправильно. Меня здесь вдохновляет пример Алисы Бруновны Фрейндлих, которая, как известно, тоже большой почитатель сигарет, и дай Бог ей здоровья. Вообще, вы заметили, что это поколение — военное и предвоенное, рожденные в 30-35-м годах, — наделено совершенно фантастической энергией, запалом? Может, действительно сказались и перенесенная блокада, и перегрузки с колоссальными стрессами. И оно, это поколение, уходит. Я с огромной печалью это осознаю, и я благодарна за каждый прожитый вместе с мамой день. Благодарю ее за то, что она еще и курит при этом.


— Ты и сама пережила немало: онкология, тяжелая операция, потом повторная, не хочется сейчас даже вспоминать все пережитые тобой ужасы.

— Это все такая ерунда по сравнению с тем, что выпало на их долю. Такие мелочи. Вот войну, блокаду пережить — это да! Все остальное по сравнению с этим кажется просто чепухой.

— В прошлый раз, когда мы делали интервью, ты мне подробно рассказывала свою биографию, да, собственно, все знают, что ты — усыновленный ребенок. Твоя собственная сила — от природы или все-таки это воспитание?

— Я думаю, что эти силы взаимосвязаны: и то, и то — все имеет значение. И природа мне дала, и этот колоссальный пример моих чудесных блокадниц — и Зои Михайловны Сургановой, и Лии Давидовны Сургановой.

— Знаешь, ты на них очень похожа, несмотря ни на что...

(Говорю это, а про себя думаю: «Черт! Правда ведь похожа! Вот обнимает маму, прижимается, одно ведь лицо!»)

— Люди, которые много лет вместе прожили под одной крышей, всегда похожи, в этом случае происходит эманация, то есть перетекание. Да что там говорить про родственные отношения, когда есть чудный анекдот, он мне страшно нравится: «Человек, который больше 25 лет проиграл на скрипке, автоматически приравнивается к евреям!».

— Значит, ты у нас уже больше чем еврейка! Тебе легко давался инструмент?

— Я очень любила и люблю скрипку. Тяжело мне давалось сольфеджио, это совершенно для меня какая-то китайская грамота. Очень сложный предмет.

— Ты сейчас можешь записать мелодию нотами?

Нет, я никогда этого и не умела, меня этому так и не смогли научить. Я могу прочитать какой-то несложный нотный текст, разобрать его, и это будет мне стоить трудов. А вот с нотной грамотностью не срослось. Не потому что педагоги какие-то были не те, а просто не дано. Там своя математика, а я по математике в школе была прямо совсем ниже среднего, а поскольку математика и сольфеджио близки, то мне и второе не дано...

На этой в чем-то глубоко драматической ноте (впрочем, трагизм ее остался неосознанным) наш разговор прерывается. Мама Светы Лия Давидовна, нагулявшись во дворе, присоединяется к нашей беседе со словами в адрес Светы: «Ты все занята! А я соскучилась!». Света начинает суетиться возле мамы, а та подкалывает ее с огромной внутренней иронией и любовью: «Света! А у тебя что, фалды у сюртука разной длины, что ли? Нет, вообще мне нравится, как ты одета! Можешь так выступать!»

Сурганова от избытка нахлынувших чувств аж всплескивает руками и вздыбливает свой фирменный ершик волос. И говорит мне доверительно: «Как это иногда в тягость — возиться с волосами. То уложи, то начеши, то залачь!» — «А подлиннее отпустить, — так же панибратски предлагаю я, — были у тебя длинные волосы?» — «Да были! — припоминает Света, — и по плечи, и косички...» «Мамуля! — обращаясь уже к Лии Давидовне, — помнишь, какие у меня были косички?»

Мама смотрит на Свету все с той же созерцательной иронией. «Я помню, как ты наголо обрилась! — говорит она с совершенно фантастической саркастической интонацией, — с кем ты тогда была?» — «Да с Динкой же Арбениной!» — послушно отзывается Света и вводит меня в курс дела: «Мы с Динкой обрились наголо, надели шапочки и пошли поздравлять Лию Давидовну с Новым годом! Вошли, шапочки одновременно снимаем: «Здрасьте!» Бедная мамулечка!».

«Меня тогда чуть кондратий не хватил, — со спокойным достоинством признается мама Сургановой. — Но Света обещала больше так не делать! И пока выполняет свое обещание!» — «Выполняет, выполняет, — бурчит под нос Света, — как хорошо, когда наголо! А как зимой удобно! Просто не понимаю, почему лысой голове в шапке так тепло!» — «Да потому что шерсть сразу к голове прилегает! — отвечает на риторической вопрос Лия Давидовна, — что тут не понимать-то?»

Некоторое время мы пьем чай, как самые приличные девочки на свете.

«Геркулесовая каша на воде и хлеб были всегда»

— Послушай, — вспоминаю я, — тут по ТВ, освещая очередной фестиваль, тебя назвали Арбениной, а Диану — Сургановой. Как ты к этому отнеслась?

— Да, было! — смеется Света. — Удивительная, конечно, история. Уж сколько лет... сколько их упало в эту бездну... Это говорит об инертности человеческого сознания или о том, что такое первые впечатления, насколько они сильны, что потом, что бы ни произошло, все не так ярко. Но чисто фактурно мы, конечно, очень похожи. Не особо высокого роста, как правило, обе коротко стрижены. Если визуально перепутали — это понятно, особенно если люди были пожилые. Мы когда еще вместе разъезжали по гастролям, ехали раз на верхних полках то ли плацкарта, то ли купе, а одна пожилая женщина, внизу сидящая, совершенно искренне спрашивает: «А вы, девочки, близняшки?!» Ну, что сестры — это вообще ни у кого не возникало вопроса, даже не спрашивали. Но я стараюсь смотреть на людей их глазами, так что все понятно и объяснимо.

— Слушай, я вот все понимаю: вы разбежались, ну бывает... А почему бренд Арбениной остался? Честнее уж было обеим от него отказаться.

— Ой, а я Динке за это очень признательна и благодарна. Мне показалось — то, что она сохранила наше детище и его имя, это прямо какой-то реверанс в хорошем смысле в мою сторону. Она оставила мне память о том времени, которое было прожито вместе. Мне это, честно, приятно, и я негласно ее за это постоянно благодарю. Она уже долгие годы самостоятельно себя позиционирует как Диана Арбенина и группа «Ночные снайперы», но то, что жив бренд, когда-то нами созданный, мне это чисто по-человечески греет душу.

— Сегодня к прошлому возврата нет?

— Сейчас уже совершенно очевидно, что по музыкальной составляющей это совершенно две разные истории, Дианка работает больше в традиционном русском роке, в классическом его понимании. Мне интересно себя пробовать в разных жанровых ипостасях: и трип-хоп, и классика, и романс, и панк-рок мне не претят. Во всех перечисленных и неперечисленных стилях я чувствую себя органично. У Динки более выверенного направления стезя, она в этом себя комфортно чувствует. А мы — немножко по-другому.

— Ты скучаешь по тому времени, которое вы прожили вместе?

— Хорошее было время, сумасшедшее, удивительно, как мы вообще остались в живых.

— Ты имеешь в виду в физическом плане?

— Да, в физическом, и в общегосударственном.

— Работали, как я понимаю, за еду. Хоть на это-то хватало?

— Не об этом речь. Как-то жили: геркулесовая каша на воде и хлеб были всегда. И, главное, было пиво! Тогда очень хорошо работали пункты сбора стеклотары, мы сдавали пустые бутылки: и с трех сданных имели счастье — целую бутылку пива, и жизнь продолжалась дальше. Студенты!....

— Скажи, тогда легче писалось? Должен быть поэт голодный?

— Ну вообще на голодной желудок лучше работается, это точно. Еда, особенно ее переизбыток, не дает, а отнимает силы, и к еде надо относиться разумно. Необходимо себя знать и понимать, сколько тебе надо пищи и какой именно. Многие из нас грешат излишеством, а ведь это тоже из разряда грехов.


«Чревоугодие делает тебя больным»

— Ты соизмеряешь свою жизнь с понятиями греха? Ты верующий человек?

— Я не могу сказать, что я верующий человек. Но в вере и в этих заповедях человечеству рассказаны законы пребывания на этой земле, законы жизни. Рассказано, как надо поступать, чтобы твоя жизнь была гармоничной.

«Не пожелай чужой жены», «не унывай». «не чревоугодничай» — эти правила, они красивые и высказанные не глупыми людьми или человеком, или явлением под названием Бог, Иисус Христос, не важно. Это просто чистые знания, чистая энергия. Конечно, это твое дело — прислушиваешься ты к этому или нет, следуешь этому или не следуешь. Я в этих правилах не вижу никаких противоречий, они реально помогают мне, я не знаю, как себя после этого назвать: верующим или неверующим человеком.

— Какой смертный грех — твой? У меня вот, наверное, чревоугодие.

— Да, чревоугодие — это тебя делает человеком больным. И еще уныние. Уныние — это грех, значит, ты где-то недоработал, и у тебя возникла какая-то леность. Душа должна трудиться, и это на самом деле труд благостный, благодарный, чУдная инвестиция, которая будет тебя кормить долгие годы и выведет тебя на иной уровень развития.

— Что тебе снится во сне?

— Ничего. Мне крайне редко снятся сны, и слава богу, значит, мозг отдыхает или я просыпаюсь не в той фазе сна.

— А в детстве что тебе снилось?

— Один и тот же сон повторялся: песчаный склон, и я кубарем по нему качусь вниз. Или еще золотой песок, такая дорога, как иногда показывают в американских фильмах: длинная, пыльная, уходящая куда-то в холмы. Только у меня не пыльная, а из мелкого золотого песка. А справа и слева — ярко-салатного цвета поля и впереди какая-то возвышающаяся сопка, и я с бешеной скоростью несусь по этой дороге в красном кабриолете! Вот такой сон...

— Сейчас не снится? Клевый был сон!

— Да, сейчас проваливаюсь, и все. Конечно, клевый! Почти ощущение полета, скорости. Сегодня не успеваю взлететь. Морфей настигает раньше!

— Ты аполитична?

— Я ни черта не понимаю в политике. Это крайне сложно, я не владею информацией и могу только рефлексировать и какие-то свои эмоциональные выкладки делать очень поверхностные. Где она, эта правда? Каждый просто преследует свои интересы.

— Но какие-то политические взгляды влияют на твою географию гастролей?

— Мы едем к людям, у которых есть отклик на наше творчество. А политическая ситуация здесь ни при чем. Другое дело, если наше пребывание где-то небезопасно, в первую очередь для моих музыкантов, приходится делать выбор: ехать или не ехать.

«У женщины эрогенная зона — это головной мозг»

— Я понимаю, что это, наверное, болезненный для тебя вопрос, но все-таки: ты не думаешь о ребенке? Сегодня много технологий, можно было бы попробовать?

Если бы это был мой путь, я бы, наверное, это сделала. Но я так думаю в качестве самоутешения. Мама у меня сейчас маленький ребенок, и если у меня появится еще кто-то, за кого я буду трястись и чувствовать ответственность, как за маму, я могу очень сузиться на этом, замкнуться, и какая-то часть человечества, возможно, от этого потеряет. И если Господь Бог не дал или я сама не взяла, значит, так оно и должно быть, видимо, я для каких-то других целей.

Почему-то существует стереотип, что каждая особь женского пола должна на этой земле обязательно родить. Но это не совсем правильно, ведь есть прекрасные женские организмы, которые созданы для материнства, у которых прекрасные и желанные дети. А есть люди, созданные для других каких-то задач, и в этом нет никакого диссонанса. Опять же мы (представители рода человеческого) с вопросом деторождения как с едой — перебарщиваем. Этот процесс должен проходить более осознанно и контролироваться на уровне общечеловеческой популяции, чтобы в итоге не получилось как в одном из романов Бернара Вебера. Может быть, тогда бы не было проблем, геополитических войн, синтетических продуктов, очень сильной депрессии, когда люди страдают из-за огромной между собой конкуренции и им не хватает сфер деятельности и «лишних» людей. Поймите меня правильно, единственное, за что я ратую: дети должны рождаться желанными и жить в семьях, где их любят. Они должны быть выпестованы материнской и отцовской любовью, все другое плодит моральных уродов. Я жестоко, может, говорю, но это не лишено, мне кажется, смысла.

— Не жестоко. Давай ты покажешь мне дом?

Мы осматриваем площадку перед домом, Света проверяет на прочность покрытие корта, играя с волейбольном мячом, потом поднимаемся на третий этаж, где у певицы кабинет, совмещенный со студией. Широкий балкон, опоясывающий здание по всему периметру, имеет — мечта кошек и женщин-поэтов — выход на крышу.

— Все это построено за полтора года, — рассказывает Света, — мало есть таких сверхскоростных примеров, чтобы возвести два дома (второй гостевой), освоить участок, наладить все коммуникации. Чтобы все это организовать, надо иметь талант менеджмента.

— Сама строила?

— Была колоссальная поддержка организационная и финансовая моего близкого человека. Именно поэтому дом долго желанный, я об этом много лет мечтала, но у меня не было ни предпосылок финансовых, ни каких-то других возможностей. А когда они появились, все так стремительно сложилось! Это было легкое строительство, потрясающе приятные люди, начиная с архитектора Варвары Климовой и заканчивая разными рабочими. Я с домом очень органична, и еще — он хороший тренажер. Я пожадничала, мы сделали три этажа, и теперь хочешь не хочешь, а за день так набегаешься с первого на третий! Так что теперь я в прекрасной форме.


«Мама - самый главный человек, за которого я сейчас ответственна».

— У тебя личные отношения с тем человеком, который помогал организационно и финансово?

— Да, личные отношения, это близкий человек, которому я очень обязана и который в свое время очень выручил. И я понимаю, что это тот человек, к которому я очень долго шла, и сегодняшний период моей жизни случился закономерно.

— Это твоя половинка, семья?

— Можно сказать, что в личной жизни ты счастлива?

— Есть над чем трудиться. Личная жизнь — это всегда очень тонкий инструмент, который каждый день надо настраивать, надо друг друга хорошо слышать, это такая школа...

— Что тебе не хватает, чтобы быть идеальной половинкой?

— Я бы хотела быть более внимательной, мудрой и терпимой.

— Ты больше любящая или больше любимая?

— Сложно сказать, наверное, so-so.

— Счастливая семейная жизнь, как правило, вредит творчеству, ведь нужен выплеск эмоций, нет?

— Можно спорить, а можно и подтвердить. Что касается меня, я уже вошла в ту фазу своего развития, когда тут уже ничего не повлияет: есть личная жизнь, нет ее, все в тебе. У женщины эрогенная зона — это головной мозг, так что все в твоих мыслях, в твоей голове, а не в теле. Главное, чтобы их не разрушали, не очень бесцеремонно вторгались и оставляли тебе личное пространство. Обязательно каждому человеку нужно оставлять личное пространство, не вторгаться в него и быть очень деликатным. И этому тоже каждый день учусь. Учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин. (Смеется.)

— Я прям уже завидую твоей половинке! — тоже смеюсь я.

— Не завидуйте: я тиран и деспот, — качает головой Света.

— Тираны и деспоты, как правило, бывают интересными личностями.

— Да. Аркадий Райкин, например. По воспоминаниям его родственников, он был достаточно суровый в личной жизни человек, немногословный и немного замкнутый. Но очень важно в союзе с человеком — не суть: объявленном, не объявленном — быть на одной волне и стараться смотреть его глазами. Все время совершать прыжки со своей колокольни на другую, и если этой техникой овладеть, то меньше будет конфликтов, недосказанности, обид каких-то дурацких. Я тоже прыгаю.

Представляю себе, например, такую ситуацию, только пятью годами спустя или, допустим, как будто я с другой планеты, с Юпитера. Когда удается создать отстраненность, то ситуация, которая вот только что до дрожи вызывала глубокую досаду, становится видна с другого ракурса, и я начинаю улыбаться и думаю: «Какая ерунда!». Я стараюсь, чтобы в жизни оставалось только хорошее. Никаких обид! Только благодарность! Как у Бродского: «... но пока мой рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность».

— Как ты думаешь, другие люди, с которыми ты была в близких отношениях, могут сейчас подтвердить твои слова?

— Я не знаю, это надо у них спросить. Та, прошлая я, и теперешняя — не то чтобы две большие разницы, но все-таки я сегодняшняя, надеюсь, — более усовершенствованный вариант себя вчершаней. Наверное, я действительно доставляла хлопоты или какие-то неприятные эмоции. Простите, мои любимые, простите!

Мы доливаем кипятка в остывший чай. Тискаем на пару Мишку — шотландского вислоухого страйта, красавца-кота, который, как рассказывает Света, каждое утро приходит к ней и протяжными распевынми «мявами» желает доброго утра. А сейчас принимает наши ласки с ленивой самодостаточной небрежностью.

— Слушай, — говорю, — мне так у тебя нравится: и дом твой, пахнущий деревом, с узкой винтовой лестницей и широким балконом, плавно переходящим в крышу, и твой кот, и еда, и чай, и ты сама — я, пожалуй, у тебя останусь.

— Оставайся, — тут же соглашается Света, как будто совсем не удивившись моему предложению, — комнат в доме много!

«Как, собственно, и закоулков к твоей душе...» — задумчиво киваю я. А она улыбается своей светлой фирменной улыбой.