Биография софокла. Софокл – краткая биография


(496- 406 до н. э.)

Софокл родился в селении Колоне под Афинами в семье богатого предпринимателя.
Был хранителем казны Афинского морского союза, стратегом (была такая должность
при Перикле), после смерти Софокл почитался как муж правый.
Для мира Софокл ценен прежде всего как один из трех великих античных трагиков -
Эсхил, Софокл, Еврипид.
Софокл написал 123 драмы, до нас полностью дошли только семь из них Особый
интерес для нас представляют "Антигона", "Эдип-царь", "Электра".
Сюжет "Антигоны" несложен: Антигона предает земле тело своего убитого брата
Полиника, которого правитель Фив Кре-онт запретил хоронить под страхом смерти -
как изменника родины. За непослушание Антигону казнят, после чего ее жених, сын
Креонта, и мать жениха, жена Креонта, кончают жизнь самоубийством
Одни толковали софокловскую трагедию как конфликт между законом совести и
законом государства, другие видели в ней конфликт рода и государства. Гёте
считал, что Креонт из личной ненависти запретил похороны
Антигона обвиняет Креонта в попрании закона богов, а Креонт отвечает, что власть
государя должна быть незыблема, иначе все погубит анархия.
Правителю повиноваться должно
Во всем - законном, как и незаконном.
События показывают, что Креонт неправ. Прорицатель Тиресий предупреждает его:
"Смерть уважь, убитого не трогай. Иль доблестно умерших добивать". Царь
упорствует. Тогда Тиресий предсказывает ему мщение богов. И действительно, на
правителя Фив Креонта одно за другим обрушиваются несчастья, он терпит и
политическое поражение, и нравственное.
К р е о н т
Увы!
Аида бездна, зачем меня
Ты губишь. Непримиримая?
О вестник прежних ужасных бед,
Какие ты вести приносишь нам?
Вторично убьешь ты погибшего/
Что, сын мой, скажешь мне нового?
Смерть за смертью, увы!
Вслед за сыном жена скончалась!
Хор
Ты можешь видеть: вынесли ее. К р е о н т
Увы!
Второе бедствие теперь, злосчастный, вижу!
Что за несчастье мне еще готовится?
Сейчас держал я сына на руках -
И вижу труп другой перед собою!
Увы, о мать несчастная, о сын!
Вестник
Сраженная лежит у алтарей; Ее померкли и закрылись очи; Смерть Мегарея славную
оплакав, За ним другого сына, - на тебя Беду накликала, детоубийца.
К р е о н т
Увы! Увы!
От страха дрожу. Что же грудь мою
Двуострым мечом не пронзил никто?
Я несчастный, увы!
И жестоким сражен я горем!
Вестник
Изобличен покойницею ты:
Ты виноват и в той и в этой смерти.
(Перевод С. Шервинского и Н. Познякова)
Греческую трагедию называют "трагедией рока". Жизнь каждого предопределена
судьбой. Убегая от нее, человек только идет ей навстречу. Именно так случилось с
Эдипом ("Эдип-царь").
По мифу, Эдип убивает своего отца, не зная, что это его отец, занимает престол,
женится на вдове, то есть на своей матери. Софокл следовал мифу, но особое
внимание обратил на психологическую сторону отношений героев. Он показывает
всесильность судьбы - сам Эдип не виноват в том, что произошло. У Софокла
виноват не человек, а боги. В случае с Эдипом виновна Гера, жена Зевса,
пославшая проклятье на род, из которого происходит Эдип.
Но Эдип не снимает с себя вины - он ослепляет себя и через страдание хочет
искупить вину.

Вот последний монолог царя:
Эдип
О, будь благословен! Да бережет
Тебя на всех дорогах демон, лучший,
Чем мой! О дети, где вы? Подойдите...
Так... Троньте руки... брата, - он виною,
Что видите блиставшие когда-то
Глаза его... такими... лик отца,
Который, и не видя и не зная,
Вас породил... от матери своей.
Я вас не вижу... но о вас я плачу,
Себе представив горьких дней остаток,
Который вам придется жить с людьми.
С кем из сограждан вам сидеть в собраньях?
Где празднества, с которых вы домой
Вернулись бы с весельем, а не с плачем?
Когда же вы войдете в брачный возраст,
О, кто в ту пору согласится, дочки,
Принять позор, которым я отметил
И вас, и вам сужденное потомство?
Каких еще недостает вам бед?
Отец убил отца; он мать любил,
Родившую его, и от нее
Вас породил, сам ею же зачатый...
Так будут вас порочить... Кто же вам
Присватает? Такого не найдется.
Безбрачными увянете, сироты.
Сын Менекея! Ты один теперь
Для них отец. И я и мать, мы оба
Погибли. Их не допусти скитаться -
Безмужних, нищих и лишенных крова,
Не дай им стать несчастными, как я,
Их пожалей, - так молоды они! -
Один ты им опора. Дай же клятву,
О благородный, и рукой коснись!..
А вам, о дети, - будь умом вы зрелы,
Советов дал бы много... Вам желаю
Жить, как судьба позволит... но чтоб участь
Досталась вам счастливей, чем отцу.
Хор
О сограждане фиванцы! Вот пример для вас: Эдип,
И загадок разрешитель, и могущественный царь,
Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел,
Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал!
Значит, смертным надо помнить о последнем нашем дне,
И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того,
Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав.
(Перевод С. Шервинского)
А.Ф. Лосев отмечает несгибаемую стойкость героев Софокла. Они удерживают свое
"я", свою подлинную природу вопреки всему. Подлинное несчастье для них не то,
которое приносит им судьба, а оставление своего нравственного пути.
Да, все претит, коль сам себе изменишь И делаешь наперекор душе.
("Филоктет", перевод С. Шервинского)
Нет, и в бедственной жизни Чистый сердцем пятнать не захочет Доброе имя свое.
("Электра", перевод С Шервинского)
Благодаря силе воли человек выходит из исторического порядка вещей и живет
вечно.

Мне сладко умереть, исполнив долг... Ведь мне придется
Служить умершим дольше, чем живым, Останусь там навек.
("Антигона", перевод С. Шервинского)
В этом и заключается отличие Софокла от Эсхила. У Эсхила трагическое свойство
действия происходило от того факта, что люди сознавали, что они слепо повинуются
неотвратимому божественному плану, ведущему к торжеству справедливости. У
Софокла источник трагизма в том, что они сознательно и смело отказываются
приспособиться к изменяющимся жизненным обстоятельствам.

(около 496-406 г. до н. э.) древнегреческий драматург

Наряду с Эсхилом и Еврипидом Софокл считается великим драматургом Древней Греции, мастером классической трагедии. Известность и слава его были так велики, что и после смерти драматурга именовали heros dexion («муж правый»).

Софокл родился в афинском городе Колоне в семье богатого владельца оружейных мастерских. Высокое социальное положение предопределило судьбу будущего драматурга. Он получил прекрасное общее и художественное образование и уже в юности прославился как один из лучших афинских хоревтов - руководителей хора во время драматических представлений. Позже Софоклу доверили важнейшую в Афинах должность - хранителя казны Афинского морского союза, и, кроме того, он был одним из стратегов.

Благодаря своей дружбе с Периклом, правителем Афин, а также со знаменитым историком Геродотом и скульптором Фидием Софокл сочетал занятия литературой с активной политической деятельностью.

Как и другие греческие драматурги, он регулярно участвовал в соревнованиях поэтов. Ученые подсчитали, что всего он выступал более тридцати раз, причем одержал двадцать четыре победы и только шесть раз занял второе место. Впервые Софокл одержал верх над Эсхилом в возрасте 27 лет.

По словам современников, он написал 123 трагедии, из которых до нашего времени дошло всего семь. Все они основаны на сюжетах древнегреческой мифологии. В основном герои Софокла - сильные и бескомпромиссные личности. Таков Аякс, герой одноименной трагедии, оскорбленный несправедливым решением вождей. Схожим характером обладает и страдающая от любви и ревности жена Геракла Деянира, которая нечаянно стала виновницей его гибели («Трахинянки», 409 г. до н. э.).

Наиболее значительными являются трагедии Софокла «Эдип-царь» (429) и «Антигона» (443). Изгнанный из своего царства Эдип пытается понять причины такого сурового решения старейшин и погибает, узнав, что стал мужем своей матери. Подобные острые драматичные конфликты позже станут основой эстетики пьес периода классицизма, основой сюжетов в произведениях П. Корнеля и Ж. Расина.

Софокл стремился сделать свои трагедии более динамичными и выразительными. Для этого он придумал расписные театральные декорации, которые помогали зрителям почувствовать драматизм происходящего. До этого все действие объяснял хор, появлявшийся с соответствующими табличками («лес», «дом», «храм»).

Кроме того, Софокл впервые вывел на сцену не двух, а трех действующих лиц, что позволило сделать их диалог более оживленным и глубоким. В его произведениях актеры изображали порой даже абстрактные понятия: например, в трагедии «Эдип-царь» особый актер играл роль Рока, олицетворения безжалостной судьбы.

Софокл также упростил язык своих пьес, оставив медленный гекзаметр только для хора. Теперь речь героев постоянно менялась, приближаясь к естественному человеческому разговору. Софокл считал, что драматург должен изображать людей такими, какими они должны быть, а не такими, какие они есть на самом деле. Свои взгляды он изложил в не дошедшем до нас трактате по теории драмы и хорового пения. Еще при жизни автора его трагедии были признаны образцовыми, и их изучали в школах. Даже на закате античной эпохи, уже в Древнем Риме, Софокла считали недосягаемым образцом для подражания.

Видимо, поэтому другие драматурги часто использовали его трагедии в качестве источника для своих произведений. Они были гораздо динамичнее и правдоподобнее, чем пьесы его современников. Конечно, авторы разных эпох сокращали их текст, но всегда сохраняли главное - его мужественных и справедливых героев.

Кроме трагедий, Софокл писал и сатирические драмы. Известен фрагмент одной из них под названием «Следопыт».

"Фиванская дева"

Это такое блаженство прикоснуться к нетленной классике, особенно, после неудачного опыта с современной литературой.

"Антигона" - небольшая трагедия, созданная "золотым мальчиком" своего времени. Да, Софокл, что называется, был победителем по жизни: богатые родители, явный литературный талант к трагедиям, престижная политическая должность стратега и даже спортивные достижения (он был отличный борцом). Девочки, наверное, так и вешались.

Эй, Софокл, привет из 2000-х! У нас тут Тимати, Стас Михайлов... с трагедиями туго, но вот про знаменитый русские комедии ходят слухи. Эх... Надеюсь через тысячу лет нам не придется передавать глиняные таблички от этого всего.

Когда неизвестный гражданин Вселенной еще не реинкарнировался в Шекспира - все страсти происходили на территории Древней Эллады. Греки любили красивые истории, да такие чтобы кипели страсти, лилась кровь или вино. В связи с этим два раза в год потомки ахейцев проводили театральные представления на празднике в честь Диониса, бога вина. Весной, в марте, обычно ставили трагедии. В декабре - комедии. Но у комедий был строгий ценз 18+ и никаких женщин. Грекпотребнадзор не спал.

Теперь покрутим тублер настроения на 180 градусов.

"Антигона" одна из семи уцелевших трагедий Софокла. Всего автор написал их около 120.

Сейчас сюжет может показаться простеньким и не цепляющим. У нас уже есть "Титаник", "Спеши любить". "Дневник памяти". Но если перенестись в 5 век до нашей эры - апогей расцвета Древней Греции - можно увидеть, какое впечатление произвела "Антигона" на людей. Прочитав, займитесь небольшой литературной археологией, и вы откопаете здесь трагедию любви, острые социальные темы, декаданс.

Финал не уступает "Ромео и Джульетте". Более того на протяжении чтения постоянно будет казаться, что Шекспир стоит за спиной и записывает каждое слово античного трагика для будущей рукописи. Очень много пересечений. Но англичанин поставит во главе угла любовь, а грек - закон!

Главная проблема "Антигоны" - вопрос, который волновал современников - противостояние земных законов и божественных. Несмотря на то, что в произведении несколько персонажей, главных всего три: Антигона, Креонт (царь) и Тересий (пророк). Указ царя противоречит воле предков, и тут Антигона проявляет себя в виде непреклонной девы, которая жертвуя собой смеет ослушаться Креонта, потому что это идет в разрез с культом предков.
За этими диалогами угадывается сам Софокл: Ни один царь не имеет право нарушать волю богов. Человек смертен и субъективен - а боги не ошибаются никогда, и ни один тиран не выстоит против них.
Греческий трагик придерживался этого принципа. Из-за этого Софоклу пришлось пойти против идей своего друга Протагора, которому принадлежит известная фраза: "ЧЕЛОВЕК - МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ".
"Нет, Протагор мне друг - но человек ничто против воли РОКА" - говорит Софокл.

Рок, выступает третьей стороной в этой трагедии. Он выше богов и человека, от него точно никому не скрыться и он уравнивает вещи...Но без спойлеров тут не обойтись, поэтому -

(Книга, которой больше 100 лет)

) участвовал в народном празднике как руководитель хора . Дважды был избран на должность стратега и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в стратеги в 440 году до н. э. во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона », постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 году до н. э.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра . Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 году до н. э. , доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии.

Софокл отличался весёлым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом «Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом . Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 году до н. э. в городе Афины . Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Сообразно успехам, какими трагедия была обязана Софоклу, им сделаны нововведения в сценической постановке пьес. Так, он увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, хотя не известно в точности, в чём эта перемена состояла. Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Сохраняя за представлением характер чествования божества, священнослужения, каким была трагедия первоначально, по самому происхождению своему из культа Диониса , Софокл очеловечил его гораздо больше, нежели Эсхил . Очеловечение легендарного и мифического мира богов и героев последовало неизбежно, как только поэт сосредоточил своё внимание на более глубоком анализе душевных состояний героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним превратностям их земной жизни. Изобразить душевный мир полубогов возможно было не иначе, как чертами простых смертных. Начало такому обращению с легендарным материалом положено было отцом трагедии, Эсхилом : достаточно напомнить созданные им образы Прометея или Ореста; Софокл пошёл дальше по следам предшественника.

    Характерные черты драматургии

    Софокл любил сталкивать между собой героев с разными жизненными принципами (Креонт и Антигона, Одиссей и Неоптолем и др.) или противопоставлять друг другу людей с одинаковыми взглядами, но с разными характерами - для подчеркивания силы характера одного при его столкновении с другим, слабохарактерным (Антигона и Исмена, Электра и Хрисофемида). Он любит и умеет изображать перепады в настроении героев - переход от высшего накала страстей к состоянию упадка сил, когда человек приходит к горькому осознанию своей слабости и беспомощности. Этот перелом можно наблюдать и у Эдипа в финале трагедии «Царь Эдип », и у Креонта, узнавшего о смерти жены и сына, и у приходящего в сознание Аякса (в трагедии «Аякс »). Для трагедий Софокла характерны редкие по мастерству диалоги, динамичность действия, естественность в развязывании сложных драматических узлов.

    Сюжеты трагедий

    Едва ли не во всех дошедших до нас трагедиях не череда положений или внешних событий приковывает к себе внимание зрителей, но последовательность душевных состояний, переживаемых героями под влиянием отношений, сразу ясно и окончательно поставленных в трагедии. Содержанием «Эдипа» служит один момент из внутренней жизни героя: обнаружение преступлений, им совершенных, до начала трагедии.

    Сохранившиеся пьесы

    • «Трахинянки » (ок. 450-435 до н. э.)
    • «Аякс » («Эант», «Биченосец») (между сер.450-х и сер.440-х до н. э.)

    Софокл) знаменитейших литераторов античной эпохи. Появился на свет примерно в 496 г. до н. э. в Колоне, небольшом селении в нескольких километрах севернее Акрополя. Ему довелось появиться на свет в богатой семье, он получил прекрасное образование. Софокл был личностью разносторонне одаренной, изучал музыку под руководством знаменитого музыканта Лампра, демонстрировал прекрасные результаты на соревнованиях атлетов. Источники свидетельствуют, что молодой Софокл был чрезвычайно красив, возможно, именно по этой причине им был возглавлен юношеский хор после победы в Саламинской битве (480 г. до н. э.), исполнявший благодарственные гимны богам.

    В 468 г. до н. э. Софокл дебютировал на литературных состязаниях поэтов, причем сразу же стал победителем, отвоевав приз у выдающегося Эсхила. К Софоклу пришла слава, которая не покидала его до конца жизни. Известно, что он регулярно принимал участие в соревнованиях афинских драматургов, более двух десятков раз становился победителем, многократно - «серебряным призером», и ни разу его пьесы не удостаивались третьего, последнего, места. Считается, что Софокл написал более сотен пьес, и написание трагедий являлось главным занятием его жизни.

    Тем не менее он получил известность у современников не только в качестве драматурга. Будучи активным участником общественной жизни Афин, он занимал различные должности. Не исключено, что в 1443-1442 гг. до н. э. входил в коллегию казначеев Афинского союза. Во время Самосской войны в 44 г. до н. э. Софокл был избран в десятку стратегов, возглавлявших карательную экспедицию. Скорее всего, в качестве стратега он побывал еще два раза; входил в число лиц, приближенных к афинскому стратегу Периклу. В сложный для Афин период (после неудачной экспедиции в 413 г. до н. э. на Сицилию) Софокл вошел в десятку пробулов, которым вверялась судьба полиса. В воспоминаниях современников Софокл остался весьма благочестивым человеком, основавшим святилище Геракла. При этом он был общителен, жизнерадостен, хотя и прославился сочинением трагических произведений.

    До нашего времени сохранилось целиком семь трагедий, которые специалисты относят к позднему периоду биографии Софокла; среди них знаменитые «Эдип», «Антигона», «Электра», «Деянира» и др. Древнегреческому драматургу принадлежит заслуга введения ряда новшеств в постановку трагедий. В частности, он увеличил до трех число играющих актеров, усовершенствовал бутафорскую сторону представления. В то же время изменения коснулись не только технической стороны: трагедии Софокла с точки зрения содержания, посыла приобрели более «человеческое» лицо даже в сравнении с творчеством Эсхила.

    Скончавшийся в преклонном возрасте около 406 г до н. э. Софокл после кончины был обожествлен, в знак его памяти в Афинах был сооружен жертвенник.