Биография росси карла ивановича. Краткая биография карла росси

А рхитектор, создавший современный облик Санкт-Петербурга, автор смелых проектов и, как бы сейчас сказали, урбанист, приведший городское пространство «в правильность» - Карл Росси не имел не только звания профессора Академии художеств, но даже собственной квартиры .

Амбициозный юноша

Карл Росси родился в Неаполе 18 декабря 1775 года. Его матерью была выдающаяся балерина Гертруда Росси, а отчимом - танцовщик Шарль Ле Пик. Когда Росси было 11 лет, его семью пригласили в Санкт-Петербург. Родителям Карла Росси благоволил император Павел I - от него семья получила в дар земельный участок в Павловске, где в это время архитектор Винченцо Бренна возводил новый дворец для императора. Карл хорошо рисовал, Бренна заметил это и взял еще совсем юного России в ученики. В 1795 году Росси стал чертежником в Адмиралтейской коллегии архитектуры. Со следующего года Бренна принял его помощником на строительство Михайловского дворца . В 1802 году Карл отправился в заграничную командировку во Флорентийскую академию, завершать обучение. В Петербург Росси вернулся через два года и сразу разработал амбициозный проект - план переустройства набережной Адмиралтейства . Но высшие инстанции проект сочли слишком легкомысленным, и звание архитектора Росси не получил. Его определили на фарфоровый завод, где он проработал художником два года, после чего все же добился звания архитектора. В 1808 году Росси отправился в Кремлевскую экспедицию, во время которой возвел в Москве несколько зданий, но все они, включая деревянный театр, сгорели при пожаре 1812 года . После в Твери Росси построил Путевой дворец - и вернулся в Петербург.

Елагин остров

В Петербурге Росси занимался перестройкой зданий (Аничков дворец, павильоны в Павловске) и сделал еще один шаг по карьерной лестнице - в 1816 году архитектора назначили членом Комитета строений и гидравлических работ.

Острова вокруг Петербурга в то время почти не были застроены, в том числе и Елагин. Когда последний владелец, граф Орлов, решил продать остров, его распорядился выкупить Александр I . Его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна, уже не могла ездить в Павловск по состоянию здоровья, ей требовалась новая летняя резиденция поближе к городу. Проект перестройки поручили Карлу Росси, на тот момент (1818 год) он был уже придворным архитектором - во многом благодаря рекомендательному письму сестры Александра I Екатерины Павловны, для которой перестроил путевой дворец в Твери. Тогда Росси исполнилось уже 43 года, а его карьера только началась, как, впрочем, и семейное счастье: он женился на молодой девушке Софье Андерсон. Через два года архитектор написал прошение на имя императора об усыновлении четырех внебрачных детей и присвоении им его фамилии. Александр I просьбу одобрил.

Именем К.И. Росси завершается целая эпоха в русской архитектуре. К.И. Росси создал такие произведения, которых не знала ни Европа, ни Америка начала XIX в. В то время, когда архитектура на Западе переживала долгий и глубокий кризис, К.И. Росси осуществил в России ансамбли, вызвавшие восторг и снискавшие мировую славу. По смелости дерзания, по широте замысла они занимают место рядом с самыми прославленными сооружениями древнего и нового мира. Своё архитектурное образование он приобрёл у архитектора Бренна, в семье которого он воспитывался. В Италии, куда уехал К.И. Росси, он обучался в Флорентийской академии, одновременно изучая памятники классического прошлого. В Россию К.И. Росси вернулся лишь в 1806 г. В этом же году он по специальному ходатайству получил звание архитектора

Первой крупной работой архитектурно - планировочного характера в Петербурге была постройка в 1818 г. новых зданий для Аничкова дворца. Правда, был выбран и осуществлён наиболее скромный вариант в виде двух парных павильонов. Но, несмотря на их незначительные размеры, К.И. Росси придал им исключительную монументальность

Большой талант зодчего мог проявиться с должной полнотой лишь в крупном произведении. Таковым явился Елагин дворец, начатый постройкой в том же 1818 г. по заказу Александра I. Общая планировка дворца, его служб и парка с исключительными по красоте и совершенству садовыми павильонами и замечательная внутренняя отделка дворца сразу обратили на себя внимание. Петербург увидел в лице К.И. Росси большого мастера европейского масштаба. Почти любое из зданий Елагина дворца производит впечатление исключительной силы и мощи.

Не успели завершиться работы по усадьбе Елагина дворца, как К.И. Росси получил новый заказ. Предстояло строить дворец для великого князя Михаила Павловича - Михайловский дворец (ныне Русский музей).К постройке дворца (1819-1823 гг.) К.И. Росси подошёл в первую очередь как градостроитель. Он сделал дворец частью города. Помимо парадного двора, расположенного перед дворцом, К.И. Росси запроектировал и площадь. Он смело раскрыл её специально проложенной улицей на Невский проспект. По бокам площади он решил поставить парные дома. Таким образом, целая часть города с дворцом, площадью и домами решалась в одном стиле.

Собственно дворец состоит из большого здания, к которому со стороны улицы примыкают более низкие флигели. Парадный двор дворца отделяется от площади красивой чугунной решёткой из копий, с которыми (в воротах) сочетаются щиты, мечи и лавровые ветви. В решётке, как и в решении внутреннего убранства дворца, видно то внимание, с которым К.И. Росси относился и к деталям возводимого им здания.Из внутренних помещений дворца особенно знаменита парадная лестница, ведущая во второй этаж, где расположена анфилада парадных зал. Искусственный мрамор, роспись потолков, обилие золота как в росписи плафонов, так и в мебели, колонны, поддерживающие потолки больших зал, и остальная отделка свидетельствуют о значительных декоративных способностях мастера. Он создал превосходные интерьеры в то время, когда искусство внутреннего убранства всё больше и больше клонилось к упадку, перерождаясь в дешёвое, мещанское украшательство.Лучшие скульпторы того времени приняли участие в создании этого замечательного здания, Особенно богато декорирован фасад, выходящий в сторону площади. Однако садовый фасад не менее, если не более, привлекателен. Особенно хороша большая лоджия, придающая этому пышному и величественному дворцовому сооружению черты некоторой интимности и известной простоты

Несмотря на блестящие качества Михайловского дворца, он всё же выглядит рядовым сооружением рядом со следующей постройкой К.И. Росси. В том же 1819 г. ему была поручена общая перестройка домов, окаймлявших Дворцовую площадь, расположенную у Зимнего дворца. Работы по сооружению гигантского здания продолжались десять лет и закончились лишь в 1829 г. Новая постройка была предназначена для Главного штаба русской армии и ряда министерств. Руководствуясь назначением этой постройки как центра руководства русской армии, К.И. Росси создал одно из наиболее величественных зданий не только в России, но и в Европе.За основу им была взята идея создания не столько отдельно стоящего городского здания, сколько грандиозной площади перед главным зданием государства - Зимним дворцом. Здание Главного штаба должно было служить своего рода оправой для площади. Вливавшиеся или, так или иначе, соприкасавшиеся с Дворцовой площадью улицы и соседние площади решались в едином стиле, ритме и ордере. Огромное здание растянулось своим фасадом на сотни метров, загибаясь как на Невский проспект, так и на Мойку.Самым сильным моментом решения этого колоссального здания является его центральная часть, окаймлявшая площадь в виде несколько растянутой полудуги. Её центр заняла знаменитая двойная арка. Арку увенчивает колесница Победы, а стены украшают летящие Славы, воины и военные доспехи. Из всех триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед русских войск, эта арка, несомненно, производит наиболее сильное впечатление. Архитектура корпусов, развёртывающихся по обе стороны, была решена сдержанно и строго. Это ещё более усиливало роль и значение арки Главного штаба в архитектуре площади

На предложение спроектировать новый театр на Невском проспекте К.И. Росси ответил проектом не только театра, но целой улицы (Театральной, ныне улицы зодчего Росси) и площади. В этой перестройке, охватившей целую часть города, талант К.И. Росси развернулся во всю свою широту.

Постройка началась в 1828 г. и была закончена в 1832 г. За эти четыре года были осуществлены такие гигантские работы, что приходится удивляться тому, как мог К.И. Росси за такой короткий срок с таким совершенством выполнить всё - начиная от общей композиции и кончая последним карнизом. Александрийский театр

Здание самого театра, несмотря на чрезвычайную простоту как плана, так и композиции фасадов, выглядит наиболее нарядным сооружением ансамбля. Он решён в коринфском ордере, что придаёт его формам стройность и известную лёгкость. В сторону Невского выходит шестиколонная лоджия. Мотив пластической трактовки объёма театра также подчёркнут боковыми полукруглыми нишами. Боковые фасады украшены портиками, задний же вместо колонн имеет пилястры. .

Всё разнообразие своего творчества К.И. Росси показал в архитектуре здания Публичной библиотеки, выстроенного уже на площади Александринского театра. Он с величайшим тактом отнёсся к старому зданию библиотеки, выстроенному на рубеже XVIII и XIX вв. архитектором Соколовым. К.И. Росси сохранил в своём здании, примыкавшем непосредственно к зданию Соколова, и разбивку на этажи и характер композиции последнего. Но, выделяя здание библиотеки среди других, им же созданных, он наделяет его ионической колоннадой в лоджии. В средней части на аттике он поместил статую сидящей Паллады и двух Слав, держащих венки. В простенках между окнами стоят статуи учёных мужей. Это относительное обилие скульптур и нежность применённого ионического ордера придают этому зданию исключительную пластичность, столь свойственную русскому классицизму.

Почти одновременно с ансамблем Александринского театра К.И. Росси строил здание Сената и Синода. Эта постройка также занимает почти целый квартал. Его центр занят аркой, перекрывающей проезд на Галерную (ныне Красную) улицу. С исключительной силой и богатством решена центральная часть. Перед выступом - двухколонные коринфские портики с карнизами. Над ними высятся бронзовые фигуры ангелов. На аттике же, обильно украшенном скульптурными фигурными барельефами, помещена статуя Фемиды. Обилие скульптур и сильные архитектурные формы центральной части здания придают этому классическому произведению почти барочную сочность и силу. Тонкость мастерства К.И. Росси как архитектора-градостроителя проявилась в одном, казалось, незначительном приёме, но имеющем большое значение в архитектуре площади (ныне площадь Декабристов), на которую выходит здание Сената и Синода. К.И. Росси закруглил угол здания, выходящего на набережную Невы, выдвинув всё сооружение несколько вперёд.

Закончив к 1832 г. свои основные постройки, больной К.И. Росси попросился в отставкуК.И. Росси закончил архитектуру русского классицизма таким мощным и полнозвучным аккордом, который не знал себе равного в Европе не только в его время, но и в предшествовавшее столетие.


ВВЕДЕНИЕ

1.1Краткая биография

1.1.1Семья Карла Росси

1.2Награды

2.ТВОРЧЕСТВО КАРЛА РОССИ

2.1Московский период творчества

2Работа в Петербурге

2.2.1

2.3По проектам Росси

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


В 60-70гг. XVIII века в Русской архитектуре происходит поворот от барокко к стилю классицизм. Классицизм с его строгими упорядоченными формами и в тоже время монументальностью больше отвечал духу русской культуры XVIII-XIX вв., чем пышное барокко. Зачинателями классицизма являются Александр Какоринов и приехавший из Франции Жан Батист Валлен-Деламонт.

Отличительная особенность классицизма - создание ансамблей, организация пространства. Ярким примером такого ансамбля является Дворцовая площадь в Петербурге, архитектор которой Карл Росси.

Выбрав эту тему, целью написания работы я ставлю перед собой глубокое изучение жизни и творчества этого великого мастера русского классицизма.


.ПЕРСОНА КАРЛО ДИ ДЖОВАННИ РОССИ


1.1Краткая биография


Карл Иванович Росси (Карло ди Джованни Росси) родился 18 декабря 1775 года в семье итальянской балерины Гертруды Росси в Неаполе. В августе 1785 года она вместе с ребенком, и её муж балетмейстер Шарль Лепик (отчим Карла Росси) по приглашению на работу приехали в Санкт-Петербург.

Карл Росси был отдан в обучение новому приятелю родителей, известному придворному архитектору Винченцо Бренна. Росси прошел у него прекрасную школу. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса.

В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает вместе с Бренна на два года совершенствовать свое дарование в Италию. В Италии Росси обучался во Флорентийской академии и в Риме. По возвращении в Россию в 1804 году он составил проект переустройства набережной у Адмиралтейства в Петербурге, но проект был отвергнут, а сам Росси назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге.

Сначала карьера зодчего складывалась трудно, и только с 1809 г., получив назначение на работу в Москву в «Кремлевскую экспедицию», Карл Росси постепенно получает признание и крупные заказы.

Работа в Москве познакомила его со школой М. Ф. Казакова, но полностью раскрылось дарование архитектора в работах, выполненных им в Петербурге, куда в 1815 г. зодчий переезжает. В Петербурге Росси получает должность в Комитета строений и гидравлических работ, где получает должность главного архитектора. Первой большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца (1816-1818), который был первый в планах грандиозной перепланировки значительной части центра Петербурга. С этого времени начался период расцвета творчества Росси.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Которым этот великий архитектор посвятил всю свою жизнь. Ведь начиная с 1816 года и вплоть до окончания строительства здания Сената и Синода в 1835году, он работал без устали и без отпусков. Когда в противовес идейным и художественным принципам классической школы архитектуры сверху стал насаждаться официальный эклектический русско-византийский стиль, Росси вынужден был уйти в отставку и до своей смерти 18 апреля 1849 года был почти не у дел.


1.1Семья Карла Росси

На жизнь и творчество любого человека очень сильно влияет его семья. О происхождении Росси и об его родителях есть несколько мнений. О семье самого архитектора мы знаем, что он был дважды женат, первый брак не был официальным, и потому, после смерти супруги Росси пришлось усыновлять детей. Позже он женился вновь. Всего у зодчего было 10 детей, которые чуть повзрослев разъезжались по разным местам. Старший сын, тоже архитектор и к которому Карл ди Джованни был очень привязан, умер в 1840 году. Чуть позднее скончалась и любимая жена. Осталась лишь работа и младшие дети, которых было так трудно поднимать, не имея ни достойного жалования, ни собственного дома.


2Награды


Проекты Карла Росси изменили облик Санкт-Петербурга, придали ему масштабность столицы империи. Росси, при создании любого проекта, представлял себе не отдельное здание, а сразу полный квартал города - до него никто из современных ему архитекторов так не планировал, он первым придал масштабность городским перспективам, став новатором городского зодчества. Он же первым ввел металлические перекрытия. Всё, созданное этим выдающимся зодчим России, стало качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

Карл Росси удостоен в 20-е годы 19 века Императорским орденом Святой Анны 2 степени с алмазными знаками и Ордером Святого Владимира 2 степени, а в 1829 году награждён знаком за тридцатилетнюю беспорочную службу. Академия художеств избрала К. И. Росси почётным вольным общником, а Флорентийская академия присвоила ему звание профессора первой степени.

Достойно оценен титанический труд Росси в наше время. Его сооружения прекрасно реставрированы. Трудно без восхищения смотреть на грандиозное здание, полукругом ограничивающее Дворцовую площадь. Арка, прорезающая центр этой композиции, увенчана победной колесницей, нарядный коринфский ордер колоннад создает впечатление праздничной торжественности.

Творчеству архитектора посвящены фильмы «Росси» и «Павловский дворец» документального цикла «Красуйся, град Петров!». Его имя носит улица, бывшая Театральная, спроектированная им. А также на Манежной площади есть памятник ему.


2.ТВОРЧЕСТВО КАРЛА РОССИ


В своей работе я хочу отразить малоизвестные факты деятельности этого выдающегося архитектора. Не желаю описывать строительные сооружения, информацию о которых можно увидеть в первых строках страницы поиска с его именем в интернете.

Карл Росси - российский архитектор итальянского происхождения, один из создателей русского ампира, выдающийся зодчий красивейших зданий в Санкт-Петербурге. Все его работы являются памятниками высокого классицизма Северной столицы России.

Карьера Карла Росси началась с неприятнейшего происшествия, произошедшего с его учителем - Бренна сломал руку. А ему как раз император Павел I поручил проект Михайловского замка. Бренна разрабатывал проект, но со сломанной рукой чертить планы не мог - этим занимался его помощник Карл Росси. Он же делал чертежи интерьеров Зимнего дворца, который ремонтировали в то время. Но принято считать, что в этой работе мало заслуги Росси. После была поездка в Италию и работа в Москве.


1Московский период творчества


К сожалению, время не пощадило его произведений московского периода.

Также в то время Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины Павловны в Твери, бывшей замужем за тверским губернатором. Она превратила дворец в один из центров светской жизни страны и модный литературный салон, где собиралось высшее общество Твери и куда приезжали многие выдающиеся люди из Москвы и Петербурга.

В Твери он начал сплачивать вокруг себя творческий коллектив, на который постоянно опирался в дальнейшем. Ликвидация комитета по благоустройству города прервала плодотворную работу Карла Ивановича Росси в Твери. Он вернулся в Петербург.


2Работа в Петербурге


К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815-1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818).

Основные работы Росси: ансамбль Клагина дворца, Михайловский дворец (ныне Русский музей) и фасады домов на площади у музея, ансамбль Главного штаба на Дворцовой площади, Александрийский театр (ныне имени А. С. Пушкина) и корпуса на улице Зодчего Росси, заканчивающейся Чернышовой площадью (ныне площадь Ломоносова), здания бывших Сената и Синода.

Росси построил также: в Павловске дворцовую библиотеку (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде колокольню Юрьева монастыря (1838-41), в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826, после пожара 1837 восстановлены В. П. Стасовым).

Росси участвовал в разработке «Проекта каменных и деревянных строений в Петербурге», ставшего законодательным документом (утвержден в 1830). Последней работой Р. стали колонны Славы (1845) на Конногвардейском бульваре.


2.1Ансамбль с Александрийским театром

Над одним из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина) Росси работал 1816-1834 года. Главная задача состояла не столько в проекте театра - здесь уже стоял театр Бренна, - сколько в том, чтобы по новому распланировать весь этот городской район. Росси наметил грандиозный план строительных работ, охватывая им площадь перед театром, усадьбу Аничкова дворца. Публичную библиотеку и дорогу на Чернышеву площадь с проложением новой улицы. Город получал классически распланированный район от Невского проспекта до Чернышева моста на Фонтанке. Не многие архитекторы в мире могли спроектировать такое строительство.


2.2Создание К. Росси интерьеров Зимнего дворца

Росси был также и выдающимся мастером интерьера. В 1817-1818 годах К. Росси создает парадные интерьеры второго этажа Зимнего дворца. Начинаются работы с ремонта и меблировки помещений, обращенных окнами к Адмиралтейству. По проекту Росси уже в 1818 году отделывается десять других помещений (ранее принадлежавших Павлу I), предназначенных для приема высоких гостей, посещавших Петербург. Работы, начатые в феврале, в июне уже заканчивают, и в помещениях селится прусский король, посетивший тогда Петербург.

В том же году Росси проектирует интерьеры прилегающих к ним десяти помещений, Проекты не были осуществлены, но прекрасные чертежи Росси показывают высокое мастерство композиции интерьера и ювелирную прорисовку элементов декоративного убранства. Изображены не только все архитектурные детали, но и росписи стен и плафонов, мебель, вазы и т. п. Они сливаются с архитектурой и вместе с тем придают интерьерам индивидуальную, образную характеристику. С особым искусством выполнен проект парадной спальни. Золотое шитье, бахрома и кисти, великолепные вазы на постаментах - все это прорисовано до мельчайших завитков орнамента, и каждая деталь имеет конкретный смысл, усиливает впечатление от целого. Контрастные краски, золоченая резьба, бронза и фарфор создают гармоничный и праздничный колорит. К работе в Зимнем зодчий возвращается позднее, в 1827 году. Он развивает и дорабатывает проект. Но из-за болезни Росси его осуществлял О. Монферран, внесший ряд изменений. Как и отделка комнат, обращенных к Адмиралтейству, эти интерьеры не сохранились. Они погибли в 1837 году во время пожара Зимнего дворца.


3По проектам Росси


В свое время парковых павильонов Росси в Павловске было не мало, но в большинстве до наших дней они не дошли. Так, вблизи Больших кругов, на месте стоявшей здесь Турецкой палатки, он соорудил в 1815 году оригинальную беседку-трельяж, утопавшую в зелени. Около Пиль-башни Росси построил Хмелевую беседку. В числе других миниатюр архитектора, украшавших в прошлом парк, - беседка-навес над скульптурным памятником Александре Павловне, и беседка, которую называли Храм любви, на небольшом островке, носившем имя придворной дамы княгини Ливен.

В отличие от всех этих сооружений, возведенных, но затем исчезнувших, павильон Росси у Театральных ворот, отделяющих парк от города вблизи Вольерного участка, был только спроектирован зодчим, а практически установлен лишь почти сто лет спустя, в 1914 году. Скульптурный памятник Марии Федоровне, стоящий в павильоне, мысль об установке которого появилась ещё в 1835 году у Великого Князя Михаила Павловича, выполнен по модели известного скульптура начала XX века В. А. Беклемешева. Создание этого памятника имеет долгую историю, в его разработке принимало участие несколько скульпторов. Потом начавшаяся война задержала сбор денег до 1913 года.

И в 1914 году беседка с памятником наконец была установлена по проекту Росси, составленному для памятника Марии Павловне. Павильон представляет в плане полукруглую площадку на стилобате из красного финляндского гранита, с крыльцом в три ступени. Полукупольное перекрытие над ротондой покрыто кессонами с круглыми розетками. Лицевой фасад беседки обращен в сторону Парадного поля. Павильон построен из железобетона с песчаником светло - серого цвета, но с имитацией каменной кладки.

На черно-белой фотографии видно, что во время ВОВ перед павильоном было немецкое кладбище.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

карл росси архитектор классицизм

Мне было очень интересно изучать творчество этого великого зодчего. Не скрою, работа над этой контрольной заняла у меня много времени, но сколь занимательно было ее написание.

В ходе исполнения этой контрольной работы я прониклась к судьбе Карло ди Джованни Росси, а также поняла основные черты его творчества. Для него характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой (с Росси сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).

Проекты Карла Росси имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, истинное воплощение интерьерного стиля классицизм с неповторимыми и великолепными элементами убранства помещений. А триумфальный характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. - СПб.: «Паритет», 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Росси Карл Иванович - (Карл Иванович) (Rossi, Carlo di Giovanni) (1775-1849), архитектор, крупнейший зодчий русского ампира. Родился в Петербурге 18 (29) декабря 1775; был сыном итальянской балерины Г.Росси.

Постигал архитектуру на практике, работая под началом В.Ф.Бренны, своего учителя и многолетнего друга. С 1796 был его помощником на строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1803-1804 учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества» (1806), а в 1809 - «Кремлевской экспедиции» в Москве. Из московских произведений зодчего (неоготические Екатерининская церковь и надстройка кремлевской Никольской башни, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось.

Любил он простоту и линий постоянство,
Взыскательной служил и точной красоте,
Столице севера дал пышное убранство,
Был славой вознесен и умер в нищете. (В. Рождественский о Росси)

Росси Карл Иванович

В 1809 обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери, выстроенный М.Ф.Казаковым (1763), отделав его великолепным внутренним декором. В эти годы интенсивно работал, совершенствуя свой дар зодчего-градостроителя, не только в Твери, но и в малых городах губернии (Бежецк, Кашин, Старица, Торжок), проектируя много зданий разнообразного назначения, занимаясь планировкой в целом.

В 1815 возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Росси внес важный вклад в украшение Павловска (деревня Глазово с домами в виде народных изб, библиотека дворца и другие постройки 1815-1826, в большинстве своем, однако, до нас не дошедшие), создал замечательный архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове (1818-1822), - с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами. Но главной сферой его творческой деятельности стала собственно городская, а не природная среда.

Во многом именно благодаря Росси Петербург к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись из столицы в ряду прочих европейских столиц в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, оптимально выразили это имперское величие.

В 1819 Росси полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом (значительно обновленным им в 1818-1827 и изнутри; правда, из интерьеров сохранилась лишь Военная галерея 1812 года, восстановленная после пожара 1837 В.П.Стасовым). На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы - между Невским проспектом и Марсовым полем - послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819-1825; ныне - Русский музей).

Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца, спроектировав ритмически соразмерную ему площадь, окружение же Марсового поля, куда обращен другой фасад, также было радикально перепланировано. Наиболее грандиозный из ансамблей Росси имеет своим началом перестройку Аничковой усадьбы (1816-1818); преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828-1834 Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами; с городом театр и улицу связали площади Театральная и Чернышева.

Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829-1834 архитектором А.Е.Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, - тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской).

Творениям Росси - помимо их градостроительного значения - присуща и удивительная декоративная цельность: как в мощных, строго продуманных архитектурных акцентах экстерьеров с их мощными колоннами и рустовкой, а также скульптурным убранством (с Росси сотрудничали ваятели В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов, исполнившие скульптурный декор арки Главного штаба и Александринского театра), так и во внутреннем дизайне. Порою сам Росси - как это было в Белоколонном зале Михайловского дворца - рисовал эскизы интерьерных росписей и рельефов, мебели и осветительных приборов, тем самым добиваясь характерной для ампира универсальной цельности стиля.

Карл Иванович Росси автор самых главных архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, формирующихся вокруг площадей, не считая отдельных зданий, многие из которых признаны архитектурными шедеврами. Судите сами: Дворцовая площадь, Сенатская площадь, Площадь искусств. Необходимо отметить огромное влияние победы в Отечественной войне 1812 г. на архитектуру того времени.

Биографическая справка:

Становление мастера К. И. Росси

Карл Росси родился 29 декабря 1776 г. в Неаполе (Италия) в семье артистов балета. В одиннадцатилетнем возрасте оказался вместе со своими родителями в Санкт-Петербурге, которые были приглашены выступать в Императорской труппе. Своё начальное архитектурное образование он получал у будучи его помощником. Два года обучался в Италии, работал на фарфоровом заводе в СПб. С 1808 по 1815 гг.. трудился в Москве.

Автор имперского облика Петербурга

Росси это единственный архитектор Петербурга работы которого мы привели не отдельными зданиями а целыми архитектурными ансамблями.

Дворцовая и Сенатская площади:

Росси трудно назвать зодчим в обычном понимании этого слова, он по сути сформировал новый имперский облик нашего города. Достаточно посмотреть на две главные площади Санкт-Петербурга Дворцовую и Сенатскую.

Поэтому приведём факты: Первым строилось здание Адмиралтейства (1806-1823 гг., арх. Захаров А. Д. ), следующим (1819-1829 гг., восточная часть здания ) и в завершении (1829-1834 гг.) . Все здания имеют арки и выполнены в едином архитектурном стиле классицизма.

С окончанием их постройки окончательно сформировался исторический, культурный, туристический и экскурсионный центр нашего города.

Фотографии:


Площадь искусств:

Самый яркий и пожалуй единственный пример авторской работы Полного Архитектурного Ансамбля Карла Росси, практически все здания площади выполнены либо самим мастером, либо построены (иногда перестроены) по его проектам.

Главное здание площади это конечно же , сейчас в нём располагаются и Здание Михайловского (сейчас им. Мусорского) театра и дом Голенищева-Кутузова () . Более подробная информация

Площади Островского и Ломоносова:

С 1828 по 1832 гг. зодчий создаёт единый «театральный» ансамбль состоящий из Театральной пл. (одно из названий пл. Островского), пл. Чернышёва (пл. Ломоносова) и Театральной улицы (ул. Зодчего Росси) соединяющей их.

Архитектурными доминантами архитектурного ансамбля пл. Островского являются Александрийский театр, и Императорская Публичная библиотека,( был возведён в 1873 г.). В здании бывшей Дирекции Императорских театров расположен музей

Елагиноостровский Дворцово-Парковый ансамбль:

Был полностью перестроен Карлом России с 1818 по 1822 гг., это была одна из первых крупных его работ в Петербурге. Многочисленные постройки на Елагином острове также принадлежат руке Великого мастера. Фактически его можно считать основным автором этого замечательного ансамбля.