Биография. Потомок ильи муромца из рода гущиных Фото Анны Львовой

Потомки чтят Илью Муромца

Но сыновей и внуков в его честь не называют

В Муроме на Приокской улице в доме № 279 живут сестры Анна Михайловна (58 лет) и Валентина Михайловна (62 года) Гущины. Они считают себя потомками Ильи Муромца, 28-м коленом в роду. Среди потомков богатыря русского были и зажиточные крестьяне, и военные, а все больше инженеров. Но лишь один прапрадед, Афанасий, унаследовал силу богатырскую.

Предания старины

На доме сестер висит табличка: «Дом Гущиных. На этом месте, по преданию, стояла изба славного богатыря, святого Ильи Муромца». Отсюда Илья в гору таскал мореный дуб и закладывал фундамент Троицкой церкви. Мореного дуба тогда было много, потому что на другой стороне реки находилась дубовая роща. Спустя века большевики хотели взорвать святую обитель, но та устояла, а порушились рядом стоящие дома. Теперь муромляне ждут, когда восстановят Троицкую церковь. Но денег пока нет.

Возле Троицкой церкви – родник, где якобы конь Ильи Муромца оставил явственный след копыта. Со всего Мурома ездят на родник за водой, самой чистой и холодной в округе. Говорят, что было 4 следа от копыта и 4 родника, но сохранился лишь один.

Недалеко от родника – старое городское кладбище, на котором стоит храм святых мучеников Гурия, Самона и Авива, покровительствующих семье. Недавно в храме появилась икона с мощами Ильи Муромца, которого церковь возвела в ранг святого. У святого богатыря просят и здоровья, и денег, и любви, а у святых мучеников Гурия, Самона и Авива – благополучия и мира в семье.

В этом храме венчались родители и дети Анны и Валентины. Когда их родители женились, фамилию менять не пришлось: и отец, и мать были Гущины. Видимо, когда-то пересекались их роды. Сестры Гущины о своих предках знают лишь по рассказам отца и не дальше прапрадеда Афанасия.

История о якоре и полкопейке

Афанасия (сестры уже и не помнят его отчество) знал весь Муром. Силач пошел в знаменитого предка.Иногда вместо лошади телегу с сеном тащил – животное берег. Афанасию официально запретили драться в кулачных боях (разрешено было только плечами) – убить мог. Он отличался и умом. Недалеко от его избы жили купцы Финталовы, занимались пароходством по Оке. Однажды у купцов упал якорь. Они собрали мужиков, среди которых был и Афанасий, пообещали заплатить по копейке на брата, если якорь поднимут.

Мужики быстренько работу сделали, пришли к купцам за обещанным вознаграждением. Те пожадничали и дали ровно половину. Мужики молча ушли, а на утро купцы обнаружили якорь уже у себя на дворе. И никто не мог не то что подтащить его к реке, но и поднять. Пришлось Финталовым идти на поклон к обманутым мужикам и на сей раз платить столько, сколько те запросили. А придумал этот план силач Афанасий.

Умер от тоски

Дедушка сестер Алексей Иванович был зажиточным крестьянином. Силы в нем было поменьше. Двор огромный, хозяйство большое: лошадь, корова, свинья, 5 овец и поросенок. Чуть не раскулачили его большевики. Но потом сменили гнев на милость и потребовали отдать коня в колхоз. А в колхозах скотина дохла. Пришлось Алексею Ивановичу отдать любимого коня Мальчика с телегой и упряжью в колхоз. На прощание сел он в телегу, заплакал. А потом слег и вскоре умер в 56 лет. Люди говорили, что от тоски помер.

День сегодняшний

У Анны Михайловны есть сын, дочь и четверо внуков. У Валентины Михайловны – тоже сын и дочь, но внуков пока двое. Так что род Ильи Муромца еще долго не прервется.

Внучата историю знают и в школе хвастают, что у них в предках такой богатырь был. А однажды Валентина Михайловна с сыном, внучкой и двоюродным братом ездила на «Поле чудес». Тогда Якубович собирал на игру потомков Ломоносова, Рюрика, Сусанина – тех, кто прославил Русь. До суперигры кузен Валентины Михайловны не дошел, но выиграл приз – мотоцикл с фирменной наклейкой «Поле чудес».

Прославились сестры не только на российском телевидении. Про них сюжеты приезжали снимать журналисты из Финляндии и Японии. А вот на родной стороне ничем не помогают. Дому уже 50 лет, требуется ремонт. Новой смотрится лишь табличка, свидетельствующая об историческом факте. Ее в 2000 году водрузила администрация города. Около таблички любят фотографироваться паломники, монахи и туристы. Однажды трое туристов на велосипедах из Ухты приезжали. Так приглянулись сестрам, что жили у них несколько дней.

На открытие памятника Ильи Муромца потомков богатыря не пригласили. Сестры не обижаются. Но каждое 1 января, в день рождения Ильи Муромца, ходят в церковь и просят своего предка о здоровье и счастья для своих детей и внуков. Хотя ни детей, ни внуков сестры не назвали Ильей, да и среди дедов и прадедов имени этого не встречается. На вопрос: “Что же вы в честь потомка никому имя такое так и не подарили?” – отвечают, что даже и не задумывались над этим, мол, так получилось.

Елена Николаева.

Владимир – Муром.

Село Карачарово под Муромом стало известно лишь благодаря одному человеку, о существовании которого спорят до сих пор. Этим человеком был самый известный русский богатырь Илья Муромец, о котором сложено множество былин. Сейчас село Карачарово практически является частью самого Мурома: оно расположено на его окраине. Но на небольшой улице, в которую трансформировалось село, все помнят о народном герое.


Село Карачарово

Название села, по преданию, происходит от татарского слова «карачар», что значит «пост», «дозор». О главном герое села Карачарово также известно, что звали его на самом деле Илья Иванович Гущин (родителей героя звали Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна). Фамилия богатыря, якобы, произошла оттого, что предки его задолго до рождения Ильи поселились в густых муромских лесах. Вынудили их к этому постоянные набеги врагов.

Ещё предки Ильи были знамениты своей богатырской силой. По преданию, один богатырь из рода Гущиных одним ударом мог убить человека, а другой возил на себе телеги, которые не под силу было сдвинуть с места лошади. Один из рода Гущиных и вовсе сумел поднять со дна Оки многопудовый якорь. Некоторые историки считают, что все эти личности могли быть использованы в качестве прототипа народного героя, так что на самом деле богатырей могло быть и несколько.

Однако русская православная церковь считает, что герой всё же существовал в одном лице. Илья Муромец не был похоронен в земле, а мумифицирован и помещён в специальный склеп Киево-Печорской лавры. В 1643 году богатырь даже был канонизирован церковью, как один из защитников русской земли. Правда, мнение церкви о происхождении и времени жизни Муромца несколько расходятся с теми преданиями, что хранят жители его исторической родины.

Останками знаменитого муромского богатыря ещё в прошлом веке заинтересовались учёные. В 60-х годах осмотревшие останки Муромца специалисты заявили, что они никак не соответствуют сведениям о богатыре, а ранения нанесены уже мумии, чтобы имитировать смерть в бою (по официальной версии богатырь погиб защищая монастырь). Ещё одна попытка была предпринята в 80-х годах. Никаких сведений о проведённых исследованиях учёные почему-то не сообщили. Но после распада Советского Союза тайну об исследованиях мощей, оказавшихся за пределами страны немного приоткрыли.

Исследователи заявили, что при вскрытии гробницы было обнаружено тело широкоплечего мужчины ростом около 180 см (по тем временам настоящий великан). Учёными также были обнаружены повреждения позвоночника, следствием которых мог быть паралич (как известно, согласно легенде, богатырь тридцать три года не мог подняться на ноги). Возраст человека был определён в районе 50 лет. Если верить преданиям, в которых говорится, что Илья погиб при осаде Киева Рюриком Ростиславичем (1204 год), то получается, что родиться он должен был примерно в середине XII века.

Причиной смерти мог послужить удар острым орудием (предположительно копьём или мечом), нанесённый в область сердца. Хотя и более поздние исследователи не исключают, что ранение могло быть нанесено уже после смерти богатыря, а смерть наступила по другим причинам. Специалистами даже был восстановлен приблизительный облик богатыря.

Как бы то ни было, богатыря на родине в Карачарове почитают до сих пор (день Ильи Муромца там отмечают ежегодно 1 января). Недостатка в туристах этот небольшой район на окраине Мурома также не испытывает. Количество желающих сфотографироваться на фоне домов знаменитого села, послушать истории местных жителей и приобрести иконы и другие сувениры с каждым годом только возрастает. На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь. В доме живёт предок героя – Николай Константинович Гущин (такую фамилию до сих пор носят большинство жителей улицы).

Сам Илья Муромец был известен не только своими ратными подвигами, но и пирушками, которые устраивал после них. По преданиям, богатырь часто посещал винные погреба, двери которых сшибал с петель одним ударом. Выходил он оттуда обычно с тремя бочками, одну из которых катил перед собой, а другие две нёс в руках. Конечно же, не всё он выпивал сам: угощал и других земляков, у которых уже не оставалось денег на выпивку.

В селе Карачарово расположена маленькая одноглавая каменная церковьГурия, Самона и Авива. Она была построена местным жителем Гурием Синцовым в середине XIX века. После революции церковь закрыли, а стоявшую рядом колокольню разрушили. Церковь вновь стала действующей в 1993 году. Она официально открылась 1 января – в день памяти богатыря. В церкви хранится икона святого Ильи Муромца с частицей его мощей (останки богатыря по-прежнему покоятся в Киево-Печорской лавре), которая была изготовлена на средства, пожертвованные предками богатыря. Иконы Ильи Муромца можно увидеть и в других храмах города, в частности, в главном соборе Благовещенского монастыря.

Илью Муромца православная церковь чествует его как святого, а народ - как главного богатыря Русской земли. Вспоминаем Илию Печерского - Илью Муромца.

Почему богатырь свят?

Слово "богатырь" ассоциируется с недюжинной силой и смелостью. Но если задуматься глубже, мы легко увидим там кое-что ещё - слово "Бог" или "богатый". Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово "богатырь" появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, "не в силе, а в правде". А тридцать лет, которые герой провел "на печи", следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что всё своё детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Учёные, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. "Калики перехожие", которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

Прозвище Чоботок

"Илья Муромец" звучит куда серьёзнее и впечатляюще, чем "Илья Чоботок". Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».
Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:
"И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет -
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет -
дак переулочек".

Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором "калики перехожие" исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.
Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в своё время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.
Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине.
«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.
В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.
Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.
Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям, не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

Как потомок Ильи Муромца сжёг два “ Тигра “ бутылками

13 июля 1944 года гвардии сержант Владимир Гущин, являвшийся потомком Ильи Муромца в 28-м поколении, сжёг два немецких танка Pz.VI бутылками с зажигательной смесью.

Великий русский богатырь Илья Иванович Чоботов, более известный как Илья Муромец , несмотря на то, что одну половину жизни сидел сиднем, зарабатывая себе на жизнь сапожным делом, доставшимся ему от рано умершего отца Ивана Тимофеевича, а вторую половину провёл в боях и походах, оставил после себя немало потомков.
29-е и 30-е поколения этих потомков, носящие фамилию Гущины , и сейчас живут в Муроме на Приокской улице бывшего села Карачарова, но многие из них расселились по нашей обширной стране, живя кто в Москве, Алма-Ате, кто в Уссурийске, а кто в Калининграде. И нет ничего удивительного в том, что многие из них во время Великой Отечественной войны свершили ратные подвиги.
Одним из этих героев стал потомок знаменитого русского богатыря Владимир Иванович Гущин . Отец его ещё до революции подался из родного села Карачарова в Москву на заработки, и в 1921 году в подмосковной деревне Овчинки у него родился сын, которого нарекли Владимиром. Уже в 14 лет он имел кулаки размером с пивную кружку и на спор валил в нокаут взрослых завсегдатаев местной пивнушки, за что имел многочисленные приводы в милицию.
Окончив семь классов школы № 33 города Москвы, а затем ФЗУ при автозаводе имени Сталина, Владимир Гущин три года работал токарем, а в 1940 году Пролетарским военкоматом Москвы был призван в Красную армию.

В составе 112-й стрелковой дивизии Гущин принял участие в Сталинградской битве . В начале декабря 1942 года в одном из боёв за Сталинградский тракторный завод Гущин получил тяжёлое ранение.

Оно надолго приковало его к госпитальной койке. Подлечившись, Гущин снова отправился на передовую.

Тигр из состава 505-го танкового батальона

Знаменитая Курская битва началась в полосе Центрального фронта с мощного наступления немецких войск на станцию Поныри.

В воздухе стоял грохот разрывов тысяч снарядов, а на позиции советской пехоты и артиллерии поползла немецкая танковая лавина - главную её ударную силу составляли 45 танков Тигр 505-го тяжёлого танкового батальона под командованием майора Бернхарда Зауванта.

Помощник командира стрелкового взвода гвардии сержант Владимир Гущин приготовился к отражению танковой атаки. На него надвигался Тигр . Противотанковая граната РПГ-40 не причинила ему никакого вреда. Тогда Гущин переместился по окопу в сторону и бросил две бутылки с горючей смесью.

Языки пламени запрыгали по танковой броне, и через пару секунд в моторном отсеке Тигр а взорвался карбюратор.

Гущин сосредоточился на втором Тигре. Ещё две бутылки полетели в громадину. В этот момент перед глазами Гущин а вспыхнул сноп дыма и пламени - это взорвался боезапас подожжённого Тигр а .
Очнулся Гущин уже в госпитале. Там и узнал, что наши войска, отразили все атаки фрицев. На северном фасе Курского выступа за восемь дней отчаянных усилий немцам удалось лишь вклиниться в оборону Центрального фронта на участке шириной 10 км и глубиной 10-12 км в районе посёлка Ольховатки и станции Поныри. Потеряв 42 тысячи солдат и офицеров, до 500 танков и штурмовых орудий, противник не решил ни одной из поставленных задач и в конечном итоге вынужден был прекратить наступление и перейти к обороне. На месте этих боёв нами было обнаружено 74 подбитых и сгоревших немецких танка, САУ и других бронированных машин, в том числе четыре Тигр а . Два из них, как позднее выяснилось, уничтожил гвардии сержант Гущин .

В 1944 году Гущин переучился на наводчика самоходной артиллерийской установки. В составе 1293 самоходного артполка он вышёл на территорию Польши. 20 января 1945 года его самоходка ворвалась в городок Хоэнзальц. У самой окраины города за домами открылось ровное поле.

Экипаж увидел аэродром со стоящими на нём немецкими самолётами. Гущин дал один выстрел картечью по бегающим по полю охранникам, и батальон охраны аэродрома, состоявший из храбрых литовских полицаев, бежал, беспорядочно отстреливаясь.
Три четверти суток удерживал экипаж самоходки аэродром с семью исправными самолётами и окраину города, при этом выдержав несколько контратак гитлеровской пехоты, пока не подошли основные силы корпуса.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года по совокупности боевых подвигов гвардии старшему сержанту Гущину Владимиру Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В марте 1952 года Гущин снова был призван в Советскую Армию. В 1959 году он окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина и был направлен на флот.
С 1968 года капитан 1-го ранга Владимир Иванович Гущин был уволен в запас. Жил он в Москве, а умер 19 января 2001 года и был похоронен на Котляковском кладбище.


Как ещё один потомок Ильи Муромца перебил оглоблей немецкий взвод

18 сентября 1943 года лейтенант Константин Гущин перебил оглоблей 37 немцев

Исследуя генеалогию потомков знаменитого русского богатыря, мы обратили внимание на ещё один поразительный случай. Оказалось, что во время Ельнинско-Дорогобужской операции ещё один потомок Ильи Муромца, совершил подвиг, наподобие того, что 13 июля 1941 года совершил красноармеец Дмитрий Овчаренко. Но если Овчаренко порубил 23 немца топором , то потомок Ильи Муромца Константин Гущин работал оглоблей.

В бою у деревни Плотки Глинковского района Смоленской области командир взвода второй миномётной роты 253-го гвардейского стрелкового полка 85-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии лейтенант Константин Иванович Гущин, заменив выбывшего из строя командира роты, сумел отразить две атаки противника. Однако вскоре боезапас миномётов закончился. Выбыл из строя и почти весь личный состав подразделения.

И когда началась третья атака, Гущин, пару раз выстрелив из винтовки, убедился, что так натиск фрицев не отобьёшь. Неподалёку валялась перевёрнутая повозка, на которой ещё недавно доставляли боеприпасы. Вырвав из неё оглоблю, Гущин начал гвоздить ею фрицев направо и налево.
Гущин был для врагов отличной мишенью, но, стреляя в него, немцы почему-то не попадали. Лишь одна из пуль настигла рассвирепевшего лейтенанта, но ранения он не почувствовал и продолжал бить немцев. Не выдержав темпа роста потерь, немцы прекратили атаку и отошли на перегруппировку.

37 немецких трупов со следами характерных ударов обнаружило подоспевшее подкрепление. Положивший в одиночку немецкий взвод гвардии лейтенант Гущин был награждён орденом Красной Звезды. Однако писать про оглоблю в наградном листе, видать, постеснялись.

Слово «богатырь» ассоциируется с недюжинной силой и смелостью. Но если задуматься глубже, мы легко увидим там кое-что ещё - слово «Бог» или «богатый». Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы.

Слово «богатырь» появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: «храбр» или «хоробр», то есть «удалец».

Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, «не в силе, а в правде». А тридцать лет, которые герой провел «на печи», следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

  • 1 Почему он сидел на печи?
  • 2 Прозвище Чоботок
  • 3 Цензурные упущения
  • 4 Потомки Ильи Муромца
  • 5 Муром или Моровск?
  • 6 На Западе

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что всё своё детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Учёные, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом.

«Калики перехожие», которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

Прозвище Чоботок

«Илья Муромец» звучит куда серьёзнее и впечатляюще, чем «Илья Чоботок». Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали.

Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище». Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием.

В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем: «И он начал тут шеламом помахивать, Как в сторону махнет - так тут и улица, Ай в другу отмахнет - дак переулочек».

Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его.

Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором «калики перехожие» исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене. Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в своё время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара.

По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками. Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине. «В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная. Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.

Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям, не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.