Биография и сюжет. — Значение имени «дурак Сказки про ивана дурака названия сказок русские

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

Много сказок интересных накопилось за века,
Но особенно известна про Ивана-дурака.
Откровенный, добрый малый и наивный, как дитя.
Никогда не унывал он, делал трудное шутя.

(Г. Ладонщиков)

Проект

«Русский герой сказок – Иван – Дурак»

Проект выполнили:

учащиеся 1 «Б» класса

Руководитель:

Ваньшина О.А.,

учитель начальных классов

март 2013 года

Цель: Изучить образ Ивана в русских народных сказках

Задачи :

1. Узнать значение имени;

2. Описать образ Ивана, выяснить какой у него характер.

3. Определить род его занятий.

4. Выяснить в каких отношениях он находится с людьми.

Методы реализации проекта :

    изучение источников информации (научной и художественной);

    опрос учеников;

    рисование сюжетов сказок;

    анализ сказок.

Ожидаемый результат: работа поможет понять глубину смыслового содержания сказки, истоки и особенности русского фольклора

1. Введение.

2. История имени.

3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках.

4. Загадка образа Ивана-дурака

5. Иван – дурак и Иван - царевич.

6. Заключение.


1. Введение

Иван - один из персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII(18) - начале XIX(19) века.

Иван - третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев - расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье. Иванушка-дурачок – младший крестьянский сын. Родные и соседи считают его глупым и сумасбродным отроком, которого можно заставить выполнять любую чёрную работу, не требующую особых навыков и познаний.

На самом же деле Иванушка – баловень судьбы и любимец природы; он сдружился с животными, птицами и рыбами, живёт не разумом, а сердцем, поэтому его поступки кажутся нелогичными для других. Благодаря своему «не уму» и нерациональному поведению ему удаются дела, невозможные для других. Он ведает, где спрятана смерть Кощея, знает слабые места нечисти и врагов.

Иван-царевич – младший сын царя, самый любимый и самый умный из трёх братьев. Не имея прав на престол отца, занимается любимыми делами: оттачивает мастерство владения мечом и луком, обучается премудростям ведения боя, верховой езде. Бо-рется со всяким злом, защищает со своей дружиной приграничные земли от вражеских набегов.

В русских народных сказках Ивашка, Иванушка, Иванушка-дурачок, Иван-дурак, Иван-царевич – герой положительный, потому что беззлобный, смекалистый, зачастую романтик, не ищет выгоды ни в одном деле, во всём видит хорошее, живёт по совести – герой, самый любимый народом.

Поэтому в конце сказок и награда достаётся ЕМУ, а не старшим братьям, которые хитрят, обманывают, ищут выгоду.


У кого ты ни спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его … Иван

_________________________ 2. История имени

Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan - Бог милует), и пришло в русский имённик с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн является одним из знаковых в христианстве. Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.

Это имя любили на Руси и посвятили ему три праздника:

В этот день пекут из теста лестницу для восхождения на небо в будущей жизни. На Листвиничка домовой бесится до полуночи, пока не запоет петух.

Накануне, в ночь, волшебную силу приобретают цветы и растения, купальские костры исцеляют всякую хворь человека и скотины. В эту ночь особую силу и власть обретает всякая нечисть: ведьмы, русалки, змеи.

Соблюдается строгий пост, нельзя есть яблоки, капусту, арбузы и прочее, что напоминало бы голову; нельзя что – то резать ножом, пить и плясать, потому что Иродова падчерица Саломея с помощью пляски и песни добилась казни Ивана.

Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.

Иван-дурак , или Иванушка-дурачок - один из главных персонажей русских сказок. Как правило, его социальный статус низкий - крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. По некоторым версиям имя Иван-дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Как известно, сказки складывались во времена язычества, и многие герои являлись представителями Добра и Зла. Иван-дурак относится к положительным героям.


______3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках

Про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Но дураки бывают разные.

    Дурак-невежа

«Таскать вам не перетаскать!» - кричит такой Иван-дурак на похоронах. А свадебному поезду он желает царствия небесного и вечного покоя. Он невежа и всё делает невпопад. Сказка над таким дураком смеётся.

    Ленивый дурак

Такой дурак лежит себе целые дни на печи. Но ему невероятно везёт. Пойдёт за водой – щуку волшебную из проруби вытащит. Станет пень стегать – а из-под пня золото посыплется. И тут он неожиданно получает всё, что только пожелает: и красный кафтан, и красоту, и пригожесть, и даже царскую дочку с полцарством в придачу. В таком дураке скрыты добрые начала. Когда приходит время, он и выглядит, и поступает по-молодецки. Один отпускает щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показывает и ловкость, и смелость, и смекалку.

    Исполнительный дурак

Есть дураки исполнительные. «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт» - это сказано про таких. Таким работником бывает дурак, что и дверь отдельно от дома охраняет, и медведя вместо коровы к скотине загоняет.

    Просто дурак

Такие дураки есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними всегда вволю потешаются и рассказчики, и слушатели, чувствуя себя очень умными.

Перед нами в волшебных сказках встает вариант худшего человека - бедного, несчастливого, непрактичного и, действительно, глупого. Например, в одной из сказок героя посылают на базар, чтобы купить все необходимое по хозяйству - стол, ложки, горшки, еду. На обратном пути, стремясь помочь своей ослабевшей лошади, дурак оставляет стол на дороге: «А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит». И вороны не зря кричат над головой, наверно, есть хотят. И Иван-дурак раскладывает перед ними еду. Обгорелые пни в лесу покрывает горшками: «Эх, - думает, - ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!» В итоге, домой он приезжает с пустыми руками, подводит семью. Но рассказчик и слушатели героя не ругают. Все понимают, что делал это Иванушка по глупости, а не по злому умыслу. В сказке еще он выполняет роль шута, скомороха.

Образ Ивана успешно перешагнул и в современную реальность. О нем снимаются фильмы, мультфильмы , облик стал соответствовать нашему дню: м/ф «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», к/ф «Чародеи». Однако стиль его поступков остался тем же: вижу цель, не замечаю препятствий – и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.

________________5. Загадка образа Ивана-дурака

Иван-дурак - персонаж, по своей сути неясный, если не сказать, загадочный. Будучи главным героем сказки, он, в согласии с законами жанра, успешно преодолевает все препятствия, расставленные на его пути судьбой, и достигает благополучия, обычно символизируемого женитьбой на царской дочке. В этом Иван-дурак мало чем отличается от Ивана-царевича и других сказочных героев, которым сочувствуют и с которыми могут отождествлять себя слушатели, но если в других сказочных сюжетах удача в конце концов вознаграждает героев за их ум, хитрость, верность, доброту, храбрость, то, рассматривая данный тип сказок, приходится сделать вывод, что Иван-дурак вознаграждается за свою глупость. Не обладая никакими особенными достоинствами, которые хотя бы уравновешивали его глупость, он тем не менее приходит к такому же финалу, как и заведомо достойные герои. Более того, в сказке кроме Ивана-дурака часто присутствуют его братья, которые отличаются от него только своей разумностью и которые тоже пытаются завоевать удачу, но из трех братьев судьба оказывается благосклонной именно к дураку, подтверждая вывод о награде за глупость.

Прямолинейно выведенная из этих сказок мораль говорит, что ум человеку не особенно и нужен, он вовсе не требуется для достижения жизненного успеха; если тебе на роду написано стать царским зятем, то, даже если ты дурак, это тебе не помешает им стать, а если не написано, то и стараться не стоит. Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ума, трудолюбия, расчета и упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод находится в явном противоречии с тем, что в других - созданных тем же народом - сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку.

Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря:

“Было у него три сына.
Старший умный был детина,
Средний был и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.”

Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом. Ершов следует обыденному здравому смыслу, уверенному в том, что, если человек, которого мы считали дураком, добился в жизни неординарного успеха, то он, вероятно, не такой уж и дурак, а может быть, и поумнее прочих. Сказка от этого становится более “правильной”, логичной, но при этом теряется оригинальность и истинный смысл сюжета.

Чтобы правильно понять смысл сказки и выяснить, почему главный герой - дурак, в чем функциональная роль его глупости в развертывании сюжета, необходимо отойти от своих привычных представлений и попытаться стать на точку зрения субъекта фольклора,

Сюжет об Иване-дураке похож на тип волшебных сказок, и в нем используются те же элементы: здесь также есть трудные задания, превосходящие человеческие возможности, есть волшебные помощники, решающие за героя неразрешимые проблемы, в конце героя ожидает тот же блистательный финал. Глупость Ивана ничем в сказке не доказывается, он дурак по определению. Очевидно, его дурь настолько неоспорима, что ее и не надо доказывать, он общеизвестный деревенский дурачок, которому Господь не дал разума.

В сказках об Иване-дураке есть противоречие, снимаемое развитием сюжета. Так, в одном из вариантов этой сказки сюжет разворачивается следующим образом. При разделе имущества между братьями младший брат-дурак просит у отца также выделить ему часть, и хотя старик-отец сомневается, стоит ли это делать - никакое имущество дураку не поможет, дело его безнадежное, - он все же из справедливости и жалости выдает дураку сто рублей. Дурак идет на улицу, а там мальчишки мучают котенка и щенка. Дурак просит отдать их ему и взамен отдает свои сто рублей. В дальнейшем собака с кошкой вырастают и, естественно, оказываются чудесными помощниками дурака, приносящими ему удачу и счастливый финал сказки. Из этого видно, что успех дураку приносит правильный (в его положении) выбор пути: после того, как он совершился, доведение сюжета до благополучного конца оказывается уже делом сказочной техники.

Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.

В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой.

С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком". В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет "туда, не зная куда", чтобы "принести то, не зная что", для них достает и славу, и богатство.

Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном."Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!"... Царству мертвых, основных врагов Ивана - Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу - противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, - особая цивилизация. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это - цивилизация Россия. Другой такой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" - восточные.

Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, "любимые" богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию - дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны - Дураки.

Между тем бессмертие России - именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство.

____________________5. Иван – дурак и Иван - царевич.

Как же стало возможным, что один и тот же образ Ивана– воплощается в двух героях - дурака и царевича.

Царевич - человек благородного происхождения, сын царя. А сын царя всегда должен быть положительным и сильным. Поэтому Иван-царевич - народный положительный герой. Образ Ивана-царевича значительно более древний, чем Ивана-дурака.

Иван – царевич – положительный персонаж.

    беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении;

    борется со злом, помогает обиженным или слабым;

    в конце сказки он получает полцарства, царскую или королевскую дочь, волшебного или дорогого коня.

Любимый герой русских сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

6. Заключение

Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности.

И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

Сказки об Иване.

    Иванушка-Дурачок

    Сивка-Бурка Вещая-Каурка

    Как Иванушка-дурачок за чудом ходил

    Иван-Царевич и серый волк

    Как Иван-дурак дверь стерег

    Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что.

    Иванушка и домовой

    Сказка о молодильных яблоках и живой воде

    Иван Бесталанный и Елена Премудрая

    Иван – крестьянский сын и чудо – юдо

    Марья Моревна

    Иван Быкович

    Кощей Бессмертный

    Медное, серебряное и золотое царство

    Василиса Премудрая

    Волшебное кольцо

    Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Опрос учащихся

1. Иван – дурак он или умный?

2. Какие качества вам нравятся у Ивана- дурака?

8 .Использованная литература

    Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986

    Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.

    Андрей Синявский. Иван-дурак в русских сказках// Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. - М.: Аграф, 2001, с. 37-48

    Бахтин В. Сказки

    Лихачёв Д.С. Ещё раз о красоте

    Пропп В.Я. Морфология сказки

    Материалы Интернета

Иван Виноградов

Нонешняя сказка про Ивана-дурака

В сказках: поп Иван, Иван царевич, Ивашка белая рубашка, Иванушка дурачок занимают первые места.

Владимир Даль.

Жил-был Иван, деревенский сын. Жил ни богато, ни бедно, ни скучно, ни весело, ни на что не жаловался и ничего не просил. Когда-то он слышал, что если кто дураком родился, то дураком и помрет, и на этом успокоился. Люди, которые поумней, давным-давно из деревни уехали, двери и окна досками закрестив, а он и до этого не додумался и остался тут один-одинешенек, собственным курам насмех. Держал он еще, кроме кур этих самых, корову и лошадь, десяток овец да пяток пчелиных ульев - всего ни много ни мало, а на одного хватало. Сторожил все его имущество и живность, хотя и неизвестно от кого, пес Полкан неизвестной породы. Еще поглядывал на всю окружающую местность с конька крыши деревянный петушок, поворачиваясь из стороны в сторону, в зависимости от ветра. Говорят, что раньше он пел, но теперь только поскрипывал - простудился, видать, на ветру.

Про Иванову жизнь рассказывать вроде и нечего. Жил - и все. Пахал землю, сеял хлеб и лен, летом грибы-ягоды в лесу собирал, рыбешку ловил на ближнем озере, в котором еще и русалки водились, не сильно его донимавшие. И так проходили у него день за днем, неделя за неделей, и все тридцать три года пролетели, как сон и как сон подзабылись, и нечего было вспомнить. Может, и поболе осталось у него за спиной прожитых годков - дураки ведь счета не знают, и не потому ли живут особенно долго и никогда на земле не переводятся - хоть на русской, хоть на немецкой.

Все же по каким-то никому не известным признакам Иван установил, что именно в тридцать три года нарушилось однообразное течение неприметной и немеряной его жизни.

Ловил он тогда, под вечер, рыбу на озере, поймал хорошую щуку и сома подбережного, собрался уже домой уходить, как вдруг почувствовал, что на него кто-то смотрит, и не просто так, а с неотвязной сильной настойчивостью. Покосил он глазами вправо, покосил влево, назад с осторожностью оглянулся - никого не видать. Ни человека, ни зверя. Одни только деревья стояли вдоль всего берега и стоя дремали - от дневной ли усталости или особо древнего своего возраста. Подивился Иван, усмехнулся сам себе, потом поверх озера глянул. И тут-то увидел: висит прямо над водой большой светлый шар, слабо заметный на фоне неба, в нем квадратная дверца открыта, в которой стоит серебряная, с золотистым отливом женщина и не сводит с Ивана больших серых глаз. Ни у здешних русалок, ни у тех женщин, что жили когда-то давно в деревне, таких глаз Иван не видал, но вспомнил зато иконы, оставшиеся в избе от дедов и прадедов: там у святых тоже были большие и серьезные глаза. «Матерь Божья!» - решил Иван, глядя на женщину, и хотел было перекреститься, как учили его в самом первом детстве, но не смог. Правая рука вроде как занемела и не подчинялась. Левая, в которой он держал насаженных на кукан рыбин, действовала, а этой и шевельнуть не мог.

Не суетись, человек, - то ли с неба, то ли еще откуда послышался размеренный голос, каждое слово произносивший раздельно и четко. - Скажи, как тебя зовут.

Ну, Иваном, - ответил растерянный рыбак.

Давай, Иван, будем вместе летать и разговаривать…

Иван понял, что слова эти могут исходить только от Серебряной женщины, хотя лицо ее оставалось все время неподвижным, губы не шевелились.

Не хочу я никуда улетать, - сказал он. - Мне и на земле хорошо.

Ты ведь не знаешь, как бывает не на земле, - говорила или как-то без разговоров разъясняла ему женщина.

Не знаю и знать не хочу, - отвечал Иван, постепенно набираясь смелости.

Это неправда, - сказали ему. - Все люди любят перемещаться с места на место и узнавать новое.

А я не такой, как все.

Такой нам особенно интересен и нужен.

Зато вы мне не нужны. И нечего тут появляться!

Известно, что всякий дурак любит перед кем-нибудь похорохориться, особенно перед теми, кто умней его. У Ивана такой возможности прежде не бывало, так что начал он разогревать в себе храбрость на полный градус. Самому страшно-престрашно, а вид держит геройский.

Давай улетай отсюдова! - продолжал он, от страха переходя на крик. - Я один тут хозяин. У тебя - твой шар, у меня - моя земля и озеро.

Мыслишь логично, - проговорила женщина, так и не раскрывая губ. - Но не умно, - добавила с чуть заметной усмешкой.

Мне и не надо быть умным! - заявил он, почти бахвалясь. - Знаешь, кто я такой? Иван-дурак!

Я не слыхала, чтобы человек сам себя называл этим словом.

Вот послушай и полюбуйся…

Шар снизился и приблизился к берегу. Из глаз женщины стали выскакивать пульсирующие светлые лучики и начали словно бы ощупывать Ивана. Ему стало неприятно и стыдно, как если бы оказался он совсем голым перед давно забытой соседкой, которая ему тогда нравилась.

Ну чего пристаешь? - начал он отмахиваться от световых щупальцев своими рыбинами; руки у него теперь действовали. - Делать тебе больше нечего?

Он уже сообразил, что надо ему поскорее бежать отсюда под свою крышу, за надежные свои стены, куда эта женщина со своим шаром не пролезет. Но…

Не торопись! - остановила его Серебряная. - И никогда не пытайся нас обманывать. Если ты дурак, то почему же логично мыслишь? Я не нашла в тебе никаких особенных отклонений.

У Ивана на уме все та же, вполне логичная мысль: удрать и поскорее! Он дернулся, чтобы бежать, а ноги - ни с места! Хотел повернуться в сторону леса, чтобы там укрыться, - опять не может.

Иван видит, что беда пришла. Просит:

Ну не надо! Ну чего я тебе такого сделал?

Не надо нас обманывать и отказываться от того, что мы предлагаем. Постой пока и подумай над моим предложением. Я еще наведаюсь к тебе, когда надо будет…

Дверца в летающем шаре задвинулась, сам он ярко взблеснул, как стекляшка на солнце, и пропал, растаял в небесах. Иван же остался прикованным к земле. Руки теперь двигались обе, а ноги не подчинялись.

Сильно приуныл Иван. Потому что больше всего на свете любил он ходить по своей земле и что-нибудь делать на ней надобное. Без этого человеку и жить незачем. Прямо хоть волков подзывай, чтоб загрызли насмерть, - подумалось в этот час Ивану.

Потом видит - две русалки, две неразлучные подружки-хохотушки из озерной воды высунулись, глазами зелеными на него уставились: что, мол, здесь происходит? Раньше они тоже не раз подплывали к берегу, то из любопытства своего врожденного, то к себе, в подводное царство, заманивали, но Ивану никак не хотелось переселяться в воду, и они перестали приставать. Зато теперь ему и жизнь под водой показалась подходящей: там можно все-таки двигаться, а то и на берег со временем вылезть. Говорит он русалкам: «Беда случилась, мои девушки! Заколдовала меня Серебряная женщина, не могу с места сдвинуться. Хотя у вас там и мокро, но лучше уж к себе забирайте, чем стоять мне всю жизнь столбом неподвижным».

Русалки пошептались, похихикали, выбрались кое-как на землю, покачиваются на хвостах своих полурыбьих и приближаются к Ивану. Начали толкать его то в одну, то в другую сторону, а сами еще и пощекатывают его, и вот уже все трое похохатывают, колышутся, все равно как в пляске какой. Иван и не заметил, как из заколдованного круга выступил, зато сразу почувствовал свободу и в один момент все недавние мысли о смерти, а также и о подводной жизни из головы выбросил. Свободному, вольному человеку о смерти думать незачем.

Русалки зовут его в воду, а он себе - ходу! Скорее домой, да и дверь на запор.

Дома он сразу заснул и спал без просыпу, может, сутки, а может, и боле. Проснулся потом, как новенький, как дитя безгрешное, беззаботное, и продолжал себе жить, как жил до этого. Только в субботу, когда мылся в бане, заметил на груди, прямо над сердцем аккуратный коричневый кружок с большими круглыми глазами внутри него и двумя кошачьими ушками наверху. Попробовал стереть - не стирается, стал смывать - не смывается. Он и так и этак, а откуда-то со стороны или, вернее сказать, ниоткуда, начинает звучать знакомый размеренный голос: «Не старайся напрасно, Иван, это несмываемый знак. Ты будешь теперь нашим легионером. Когда нужно, мы тебя призовем, но и ты можешь рассчитывать на нашу помощь, когда будет тебе трудно… До встречи!»

Не понравилось это Ивану. Не нуждался он ни в какой помощи, а главное, не хотел быть чьим-то там подчиненным. К вольной волюшке привык и другой жизни уже не мыслил.

Впрочем, долго расстраиваться он не умел, поскольку есть у всех дураков такие прекрасные утешения: что ни делается - все к лучшему; чему быть, того не миновать; Бог не выдаст - свинья не съест; авось да небось.

Бог неспроста дураков любит. И дуракам не просто так везёт. Ох, этот Иван: дурак, лентяй, грязнуля. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем?

Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него?.. Да не просто влюбляется, а выходит замуж и на свадебном пиру вытирает дураку-мужу текущие тремя ручьями сопли?!

Смеха ради

Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён. Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.

Первая из причин популярности Ивана-дурака - его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

Дурак угнетённый

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX века). Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Дурак – юродивый

Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее. Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.

Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе. Если братья руководствуются разумом, то Иваном движит чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и т.д. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.

Дурак – жрец

Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными. Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец. Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.

Был-жил старик со старухой; у них было три сына: двое умные, третий — Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил.

В одно время наварила старуха ржаных клецок и говорит дураку:

— На-ко, снеси эти клецки братьям; пусть поедят.

Налила полный горшок и дала ему в руки; побрел он к братьям. День был солнечный; только вышел Иванушка за околицу, увидел свою тень сбоку и думает:

“Что это за человек? Со мной рядом идет, ни на шаг не отстает: верно, клецок захотел?” И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет.

— Эка ненасытная утроба! — сказал дурачок с сердцем и пустил в нее горшком — разлетелись черепки в разные стороны.

Вот приходит с пустыми руками к братьям; те его спрашивают:

— Ты, дурак, зачем?

— Вам обед принес.

— Где же обед? Давай живее.

— Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!

— Какой такой человек?

— Вот он! И теперь рядом стоит!

Братья ну его ругать, бить, колотить; отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли на деревню обедать.

Принялся дурачок пасти; видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать. Всех переловил, всем глаза выдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе радёхонек, словно дело сделал. Братья пообедали, воротились в поле.

— Что ты, дурак, натворил? Отчего стадо слепое?

— Да почто им глаза-то? Как ушли вы, братцы, овцы-то врозь рассыпались, а я и придумал: стал их ловить, в кучу сбирать, глаза выдирать — во как умаялся!

— Постой, еще не так умаешься! — говорят братья и давай угощать его кулаками; порядком-таки досталось дураку на орехи!

Ни много ни мало прошло времени, послали старики Иванушку-дурачка в город к празднику по хозяйству закупать. Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка такая, знать, неудалая: везет — не везет!

“А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит”.

Взял стол и выставил на дорогу. Едет-едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают.

“Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!”-подумал дурачок. Выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать:

— Сестрицы-голубушки! Кушайте на здоровье.

А сам все вперед да вперед подвигается.

Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые.

“Эх, — думает, ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!”

Взял понадевал на них горшки да корчаги. Вот доехал Иванушка до реки, давай лошадь поить, а она все не пьет.

“Знать, без соли не хочет!”- и ну солить воду. Высыпал полон мешок соли, лошадь все не пьет.

— Что же ты не пьешь, волчье мясо? Разве задаром я мешок соли высыпал?

Хватил ее поленом, да прямо в голову — и убил наповал. Остался у Иванушки один кошель с ложками, да и тот на себе понес. Идет — ложки назади так и брякают: бряк, бряк, бряк! А он думает, что ложки-то говорят: “Иванушка-дурак!”- бросил их и ну топтать да приговаривать:

— Вот вам Иванушка-дурак! Вот вам Иванушка-дурак! Еще вздумали дразнить, негодные! Воротился домой и говорит братьям:

— Все искупил, братики!

— Спасибо, дурак, да где ж у тебя закупки-то?

— А стол-от бежит, да, знать, отстал, из блюд сестрицы кушают, горшки да корчаги ребятам в лесу на головы понадевал, солью-то пойло лошади посолил; а ложки дразнятся — так я их на дороге покинул.

— Ступай, дурак, поскорее! Собери все, что разбросал по дороге!

Иванушка пошел в лес, снял с обгорелых пней корчаги, повышибал днища и надел на батог корчаг с дюжину всяких: и больших и малых. Несет домой. Отколотили его братья; поехали сами в город за покупками, а дурака оставили домовничать. Слушает дурак, а пиво в кадке так и бродит, так и бродит.

— Пиво, не броди! Дурака не дразни! — говорит Иванушка.

Нет, пиво не слушается; взял да и выпустил все из кадки, сам сел в корыто, по избе разъезжает да песенки распевает.

Приехали братья, крепко осерчали, взяли Иванушку, зашили в куль и потащили к реке. Положили куль на берегу, а сами пошли прорубь осматривать.

На ту пору ехал какой-то барин мимо на тройке бурых; Иванушка и ну кричать:

— Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!

— Постой, дурак, — сказал барин, — я умею и судить и рядить; вылезай из куля!

Иванушка вылез из куля, зашил туда барина, а сам сел в его повозку и уехал из виду. Пришли братья, спустили куль под лед и слушают; а в воде так и буркает.

— Знать, бурка ловит! — проговорили братья и побрели домой.

Навстречу им, откуда ни возьмись, едет на тройке Иванушка, едет да прихвастывает:

— Вот-ста каких поймал я лошадушек! А еще остался там сивко — такой славный!

Завидно стало братьям; говорят дураку:

— Зашивай теперь нас в куль да спускай поскорей в прорубь! Не уйдет от нас сивко…

Опустил их Иванушка-дурачок в прорубь и погнал домой пиво допивать да братьев поминать.

Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец.

Сказка про Ивана-Дурака и Царевну-Лягушку

В некотором царстве - некотором государстве правил Царь.

Было у него три сына. Двое умных и с нормальными именами, а третий не только Иван, но еще и дурак!

Был этот царь вечно пьяный и дурной швайн. И создал подданным своим жизнь невыносимую.

Хотели подданные против него взбунтоваться, да не вышло. Вынес царь-батюшка бумагу с печатями и зачитал, что царство все - его личная собственность, он - гарант конституции, а все подданные на земле этой проживают из его, царя милости.

Не нравится, как я правлю - вон пошли все! Все здесь мое! И земля и нефть и газ и даже ваше имущество. Кто хочет - в одних штанах - вон из царства!

И потянулись вереницы подданных в разные страны…

Ученые, купцы, Мастеровые. Пока не осталась в царстве одна лишь бесполезная, нигде не востребованная чиновничья сволочь. И служители культа. И оборотни в погонах.

А царю-батюшке алкоголь уже слабоват показался, стал царь-батюшка его наркотой разбавлять.

И однажды в угаре решил женить трех своих сыновей.

Но один из зеленых чертей, с которыми он в белой горячке спорил, подсказал ему, чтобы они стрелы послали в болото. Из болота-де самые шикарные дамы родом. И если какие там околачиваются, пусть стрелу подбирают и под венец!

Старшие-то сговорились с принцессой соседской да с офигенной дояркой из села недалекого, куда стрелы пустят, чтоб подбирали срочно. А Иван - дурак ни с кем не сговорился.

Послали они стрелы.

Со стрелой старшего принцесса соседнего царства вся в тине и грязи вылезла.

Со стрелой среднего доярка такая офигенная, что вся царская свита слюни по подбородку распустила.

А Ивана-дурака стрелу лягушка в зубах держит.

Ржет все царство над Иваном, а ему не привыкать.

Царь-шизофреник алко-наркотный приказал и три свадьбы разом сыграли.

Иван-дурак в опочивальню тазик с водой приволок, чтоб лягушке там плавать привольно было.

Старший с принцессой отвалили в ее царство захудалое.

Средний с дояркой в соседней опочивальне кроватью скрипят.

А Иван-Дурак только хотел лягушку в тазик посадить, как сняла она лягушачью шкурку, да обернулась такой красавицей, что и доярки все отдыхают.

Офигеть, - сказал Иван-дурак.

Выбирай, Ваня, - говорит Лягушка-царевна. - Я могу быть ночью лягушкой, днем царевной, могу быть ночью царевной, днем Лягушкой. В первом случае тебе очень круто будет со мной перед другими в течении дня красоваться. А ночью - увы!

Во втором - над тобой все царство ржать будет, но ночью мы с тобой, Иван царевич, так отрываться будем, что им, смехунам, и не снилось. Что ты выбираешь?

Ну конечно второе!!! - завопил Иван. - надо мной и так все царство ржет. А так я буду самый счастливый и удовлетворенный.

А еще меня можно расколдовать, - продолжила Лягушка-Царевна, но Иван-Дурак ее уже не слушал, а повалил на кровать. И прислушивались, офигев от недоумения.

Средний с дояркой, когда угомонились, к стонам и скрипу кровати из опочивальни Ивана.

Кого же он там?? - гадали они. - Стоны и крики вперемешку мужские и женские. А кваканья и не слышно.

Днем Иван-Дурак отлучился куда-то, а Царь-батюшка в пьяном угаре лягушку ему подменил. Заколдованную выбросил в окошко, где ее подхватила цапля. И утащила куда-то далеко-далеко… А там то ли - съела, то ли потеряла… А Ивану-Дураку оставил самую обычную.

Впал Иван-Дурак ночью в истерику!

Ну не хочет лягушка в красавицу превращаться никак.

Вышвырнул Иван - Дурак ее вон.

И до конца жизни лазил по болотам, в надежде найти эту лягушку. Или другую не хуже. Так и утонул в болоте однажды.

Мораль - С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!

Царь, перебрав алкоголя и наркотиков сдох прямо у себя в кабинете.

А средний с дояркой, ставшей царицей, правил долго и счастливо.

И, насмотревшись на папашу-царя, сделал трезвость нормой жизни. И для себя и для подданных.

Сократил подданным налоги, ограничил самовластье конституцией, а нефть и газ передал в общенародную собственность.

Правил долго и счастливо. Подданные стали возвращаться обратно.

Мораль:

И ДОЯРКА МОЖЕТ СТАТЬ ЦАРИЦЕЙ! (Если, конечно, это офигенная доярка).

"Трезвость - норма жизни" - это круто!

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

Концепция Ивана Бузормени-Надя После краткого личного экскурса мне бы хотелось проанализировать понятие лояльность, одно из ключевых в концепции Бузормени-Надя , которое отсылает нас к двум уровням понимания. Уровню системному, то есть к социальной системе, и уровню

Из книги Трактат о выживании, как его понимает обычный практик автора Братута Сергей

Не кутёнка, не лягушку, а неведому зверушку Коротко:В результате умножения генной энтропии самца и самки – уровень мутаций может превысить уровень генной стабильности данного вида. В таком случае, возникает угроза производства особи нового вида, наделённой высоким

Из книги Такие неformatные дети автора Белопольская Наталия

Зачем тебе два Ивана? Ваня выходил с друзьями из школы, когда его окликнул отец.– Привет, молодой человек! Рад тебя видеть!Ваня остановился в нерешительности.– Иван! Ты что ж это, родному отцу не рад? – Павел Иванович подмигнул сыну.Мальчик немного побледнел, затем

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Сказка про синюю лягушку В одном зеленом лесу в зеленом болоте под зелеными листьями жили-были зеленые лягушки. И одна из них была синяя. Папа-мама у нее были зеленые, братья-сестры - зеленые, друзья-подруги у нее были зеленые и только она одна была синяя. И ничуть это ее не

Из книги Хищное творчество [этические отношения искусства к действительности] автора Диденко Борис Андреевич

Заставить бы дурака… «Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет!» – в этом народном «афоризме» не следует видеть только негативный смысл. Дурак – это вроде бы ругательный синоним диффузного человека, но не совсем им заслуженный. Глупость, наивность – это не отсутствие

Из книги Дитя удачи, или Антикарма. Практическое руководство по модели везения автора Григорчук Тимофей

Защита от дурака Когда вам гадят в уши, то самая элементарная стратегия заключается в том, чтобы говорить: «Да, да, конечно! Всё сделаю! Всё что ни скажете, всё сделаю! Вы меня научили, как правильно жить! Спасибо!». А потом идёте и делаете всё по-своему. При таком поведении

автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана-Дурака, Емелю на печи, Сивку-Бурку и Елену Прекрасную Жили были три брата.Двое старших, а третий Иван-Дурак. Перло его, когда все его дураком считали а он потом всех имел.Был он хитрый и прожженый, Ванятка. С утра до вчера тренировался. На коня

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана дурака, Попа, Царя, всенародно избранного и заокеанскго партнера Змея-Горыныча В некотором царстве, некотором государстве правил Царь. Царя избрали всенародно. Но считали голоса царевы слуги. Потому царь был избран всей страной единогласно, даже мертвяки с

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана-Дурака, Колобка и Шамаханскую Царицу Жил да был на свете Иван.Сами понимаете, Дурак. Все бы такими дураками были - может и жизнь бы наладилась.Хотя вряд ли… И был у него друг - Колобок. Воспитывали его дедушка с бабушкой. Родители без конца отношения выясняли,

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана и 333-х богатырей Едет Иван через горы, через лес. Встречает лесных разбойничков. А Ивана с детства маменька учили: ударят тебя по левой щеке, а ты правую подставь… Издеваются, а ты терпи, Бог их накажет. И в школе учили смирению, послушным быть… И горе, не было в доме

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Сказка про Царевну-Несмеяну и Коня Лошадкина Жил-был Царь.И была у него дочь. Звали ее Царевна Несмеяна. Она никогда даже не улыбалась. Издал Царь указ:Кто рассмешит Царевну Несмеяну - тому полцарства и ее саму в жены. Так достало его царское Величество нытье царевны.

Из книги Путь к Дураку. Книга 2. Освоение пространства Сказки, или Школа Дурака автора Курлов Григорий

Кодекс Дурака 1. Ищите Дурака, да обрящете.2. Эволюция развивалась от умного - к дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, дурак с маленькой буквы - тупиковая ветвь эволюции.3. Дурак настолько прост, что в него отказываются

Из книги Женитьба дурака [Теория и предварительная подготовка] автора Шевцов Александр Александрович

Заключение дурака Битва, которую ведет дурак, как бы странно это ни прозвучало, - это битва разума. Разум вырастает из дурака, как из корня. Это видно уже из того, что мы все вырастаем вместе с нашим умищем из детей, которые неразумны.Конечно, эту битву можно кратко и ярко

Из книги Путь к Дураку. Книга первая. Философия Смеха. автора Курлов Григорий

КОДЕКС ДУРАКА 1. Ищите Дурака, да обрящете.2. Эволюция развивалась от умного - к дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, дурак с маленькой буквы - тупиковая ветвь эволюции.3. Дурак настолько прост, что в него отказываются

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза третья автора Курлов Григорий Петрович

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза вторая автора Курлов Григорий Петрович

Кодекс дурака 1. Ищите Дурака, да обрящете.2. Эволюция развивалась от умного – к Дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, «дурак» с маленькой буквы – тупиковая ветвь эволюции.3. Дурак настолько прост, что в него отказываются