Биографические методы в психологии. Биографические методы

Биографический метод является универсальным методом исследования общественных и гуманитарных наук, таких как история, социология, психология, культурная антропология и др. В зависимости от задач исследования в определенной науке разнится процедура биографического исследования, метод может применяться во множестве модификаций. Специфика биографического исследования в психологии определяется интересом к жизненному пути личности (в отечественной психологии) [Мошкова, 1994], к индивидуальной жизни человека, особенно известных и неординарных личностей (в зарубежной психологии) .

Несмотря на то, что первые работы по биографическому методу как методу психологического исследования Н. А. Рыбникова, А. Ф. Лазурского и др. появились в России еще в начале прошлого века, метод не вошел в широкую исследовательскую практику [Рыбников, 1920; Лазурский, 1911 ]. Очевидно, причиной тому были идеологические и методологические ограничения в науке, определившие ее преимущественно позитивистский характер. Возрождение интереса российских исследователей к психобиографическому методу наблюдается в публикациях двух последних десятилетий. Большая часть работ проводится в науко- ведческих целях при изучении биографий ученых [Ярошевский, 1993; Мошкова, 1989; Мошкова, 1994].

В качестве материала биографического исследования могут использоваться мемуары, письма, автобиографии, биографии, созданные по результатам интервью и т. п. Наиболее дискуссионной остается проблема привлечения автобиографических описаний, на содержании которых сказываются особенности памяти и мотивации самопрезентации автора. Так, для исследования личности представляет ценность понимание мотивов конкретных поступков, которые авторы склонны забывать или подменять, выдавая желаемое за действительное. Однако, как считал Н. А. Рыбников, без использования биографических и, в частности, автобиографических данных при изучении истории личности не обойтись: «Психология должна научиться анализировать эти данные, отсеивать шелуху, брать достоверное и ценное» [Рыбников, 1930, с. 16]. Для этого автор считал необходимым проведение работы по анализу не единичных, а ряда биографий, их сравнение в зависимости от типичных особенностей авторов, пола, возраста, социального положения, эпохи и т. д. Отмечалась необходимость соотнесения биографического описания личности с объективными данными, сравнения отдельных частей автобиографий, определения цели, которую ставил перед собой автор. По мнению Н. А. Рыбникова, такая работа способна помочь в учете неизбежных ошибок памяти, эгоцентризма, установок, в выявлении существенного, бесспорного.

Рассмотрим достоинства использования биографического метода. По мнению Г. Ю. Мошковой, в отечественной психологии личности ученого существуют противоречия между теоретическими положениями и их воплощением в конкретных исследованиях [Мошкова, 1994]. Первое противоречие обусловлено лишь формальным провозглашением принципа развития личности в ее деятельности, исследованием некоей устойчивой системы, уже сложившейся к моменту начала научной работы и не претерпевающей в дальнейшем сколько-нибудь значительных изменений. Второе противоречие связано с признанием принципиального значения собственной активности личности как субъекта, обладающего свободой выбора, и вместе с тем фокусом исследования на внешних детерминантах личности и деятельности, начиная от творческого стиля и кончая структурой мотивационной сферы. Третье противоречие состоит в неадекватности задач конкретных исследований (поиск достаточно простых зависимостей и корреляций между какой-либо одной группой факторов и ставящейся им в соответствие чертой личности) основной цели психологии личности ученого (обнаружение интегральной личностной структуры, обеспечивающей высокий творческий потенциал).

В свете названных противоречий особая роль в качественном социально-психологическом исследовании отводится психобиографическому методу, позволяющему изучить личность в динамике, проследить становление и изменение ее характеристик, определить условия и закономерности психической жизни человека. В применении к исследованию законов творческой активности выдающихся личностей, биографический метод способствует выявлению этапов наибольшей продуктивности и кризисов личности, факторов их возникновения. Так, например, известны результаты исследования Н. Я. Пэрны, в ходе которого выявлен волнообразный характер творческой активности личности [Пэрна, 1925]. Российский психофизиолог полагал, что жизненный путь гения представляет собой развертывание заложенного в человеке таланта, определяемое универсальными биопси- хологическими закономерностями существования. По результатам анализа биографических материалов выдающихся ученых и деятелей искусства, Н. Я. Пэрна предположил, что пики творчества таких людей наступают через каждые 6-7 лет.

Достоинством биографического метода в психологии является заложенная в нем возможность изучения цельной личности, а не набора неких характеристик, элементов. «Личность для биографа является единым, целым. Всякая отдельная черта, поступок рассматривается лишь как иллюстрация для понимания этого целого, осуществления призвания» [Рыбников, 1920, с. 17]. Вместе с тем для выявления общих закономерностей, отличающих жизненный путь выдающихся личностей, необходимо выделение и сравнение отдельных характеристик. Вычленение таких характеристик может способствовать снижению субъективного фактора в интерпретации биографий.

Применение биографического метода позволяет решить задачу, заявленную С. Л. Рубинштейном, - «раскрыть человека во всех для него существенных связях и отношениях» [Рубинштейн, 1989, с. 286], а в русле историко-психологического исследования - проследить взаимосвязь предметно-логических, социальных и личностных детерминант научного познания. Обращение к динамике становления личности ученого и его научных взглядов под влиянием изменяющихся микро- и макросоциальных факторов на протяжении жизненного пути способствует воссозданию истории науки.

Биографический метод - метод изучения индивидуального пути развития человека, истории человека как личности и субъекта деятельности. Биографический метод используется как в психологии, так и в других науках, например в социологии и истории, в литературоведении. В качестве биографического метода в этих областях выступает изучение личных документов, продуктов деятельности.

Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер, которая считала биографический метод средством выявления возможностей развития человека в процессе его жизни. В отечественной психологии большой вклад в развитие биографического метода внес Н.А.Рыбников, подчеркивающий его значение для изучения взрослого человека в разные периоды жизни.

Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др.

Предметом биографического метода является жизненный путь-история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды.

Биографический метод получил распространение в исследованиях творческой деятельности писателей, ученых, шахматистов, педагогов, художников, представителей рабочих специальностей (М.Д.Александрова, З.Ф.Есарева, Н.В.Кузьмина и др.).
Биографический метод тесно связан с методом изучения продуктов деятельности, так как жизненный путь человека - это не только прохождение им времени жизни, но и то, чем это время было заполнено.

Биографический метод имеет важное значение в исследовании взрослого человека на разных этапах его жизненного пути.

Биография (от био… и …графия) - жизнеописание. Биография воссоздает историю жизни человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т.д. Биография художника, писателя, педагога может выступать как жанр, в котором предметом изучения становится непосредственно жизненная и личностная основа творчества писателя в ее связи с мировоззрением, социальными факторами, литературной средой. Особый вид биографии - автобиография. (БСЭ).



5. Основные методы организации исследований развития человека.

Принцип объективности. Независимо от того, насколько честным и беспристрастным пытается быть исследователь, его личные и культурные установки могут создавать серьезные преграды на пути к правильному пониманию поведения человека. Всякий раз, когда оноценивает, на что способны - или не способны - люди, когда пытается предсказать должное поведение, - иными словами, когда судит о поведении других людей, он привносим в свои выводы ценности и нормы, сформировавшиеся у него на основе личного опыта и социализации в условиях определенной культуры. Ему трудно от­казаться от своих субъективных суждений и посмотреть на других исходя изихнорм, ценностей и условий жизни.

К сожалению, полной объективности достичь не удается никогда. Исследовате­ли, живущие в разное время, принадлежащие к различным культурам или придер­живающиеся разных философских воззрений, описывают поведение человека по-разному. Поэтому для них важно выявить собственные упущения и пристрастия и спланировать исследование таким образом, чтобы можно было обнаружить ошибки в своих построениях.

Одной объективности, хотя она и является необходимым требованием при про­ведении исследований человеческого развития, еще недостаточно для получения значимых результатов. Такие результаты можно получить, только применяя систе­матический подход, включающий 7 последовательных шагов, или этапов. Это: 1) формулирование содержательных вопросов; 2) применение научного метода; 3) выбор условий исследования; 4) выбор экспериментального плана для изучения генетических изменений; 5) использование подходящего метода сбора данных; 6) интерпретация полученных данных и 7) формулирование выводов и определение области их применения.

Искусство задавать вопросы. Большинство открытий в области естественных и социальных наук явились следствием постановки содержательных вопросов и острой наблюдательности ис­следователей. Ученый, заметив нечто интересное, выходящее за рамки общеприз­нанного, формулировал зондирующие вопросы, продолжал наблюдение и, прежде чем прийти к каким-то обобщениям и прогнозам, подвергал обнаруженное им явле­ние систематическому изучению.

Использование научного метода. При исследовании развития ребенка применяется тот же научный метод, кото­рым пользуются в любой другой области социальных наук или наук о поведении. Термин научный метод относится к тем об­щепринятым приемам, которые ученый использует для того, чтобы продвинуться в своем исследовании от на­чальной стадии формулирования вопросов до оконча­тельных выводов. Ученые могут расходиться во взглядах на то, что следует наблюдать и как лучше всего изме­рить наблюдаемое явление, но большинство исследований, в сущности, состоит из 4-х этапов.

1. Постановка проблемы. Исследователь должен определить, что конкретно он собирается изучать.

2. Формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучае­мого явления. Исследователь должен предсказать причины, которые, по его мнению, вызывают интересующее его явление.

3. Проверка гипотезы. Исследователь должен: а) собрать данные иб) проана­лизировать их, используя соответствующие статистические критерии.

4. Формулирование выводов. Учитывая результаты предыдущего этапа, иссле­дователь должен сформулировать заключение о тех причинных связях, кото­рые предполагались в исходных гипотезах.

Краткое обсуждение этих этапов поможет уяснить то, как планируется научное исследование.

Выбор условий проведения исследования. Планирование любого исследования в области социально - психологических наук заключается в определении структуры и типа собираемых данных, а также способов их анализа. Растущий человеческий организм развивается в меняющейся среде. Исследователям никогда не удается охватить картину этих изменений полностью. Вместо этого они должны выбрать какой-то ее фрагмент, определить условия, в которых будет проводиться исследование, отобрать для него испытуемых, а также выбрать адекват­ные методы измерения и анализа. Совокупность решений исследователя по этим вопросам и составляет то, что называется экспериментальным планом.

Среди решений, образующих экспериментальный план, разумеется, присутствует выбор условий прове­дения исследования.

Лабораторные условия. В лабораторной обстановке исследователь может пери­одически изменять некоторые условия (независимые переменные) и наблюдать результирующее поведение (зависимые переменные). Лаборатория - идеальное место для проверки гипотез и доказательства существования при­чинно-следственных связей между переменными. Именно в таких условиях прово­дились многие исследования процессов научения и памяти у людей всех возрастных групп.

Естественная обстановка. Исследования, проводимые в естественных усло­виях, допускают гораздо меньший контроль. В этом случае изменение независимых переменных достигается исключительно за счет их выбора, а не манипулирования ими. В ряде исследований, проводимых в естествен­ных условиях, ученым приходится ждать, когда произойдет интересующее их собы­тие.

Выбор экспериментального плана для изучения изменений, происходящих с течением времени. Как уже не раз говорилось, развитие - это непрерывный, динамический про­цесс, продолжающийся всю жизнь. Поэтому генетические исследования, в отличие от других видов исследований, сосредоточены на изменениях, происходящих с те­чением времени. Любая область исследований, касающаяся временных или возрастных изменений, относится к науке о развитии.

В табл. 2. дается сопоставление трех различных экспериментальных планов.

Таблица 2.

Методы сбора данных. Научные исследования дают широко расходящиеся результаты в зависимости от используемых методов измерения и состава испытуемых. Людей можно наблю­дать в реальной жизни, а можно подвергнуть тестированию в контролируемых, ис­кусственно созданных ситуациях. Им можно предложить письменно ответить на вопросы теста, чтобы определить уровень их достижений, способность решать за­дачи или креативность. Исследователи могут попросить испытуемых рассказать о своем поведении, задавая прямые вопросы или используя проективные методики, дающие косвенные сведения об их мыслях и чувствах.

Независимо от типа измерения, его эффективность определяется понятиями надежности и валидности. Надежная мера заслуживает доверия, дает устойчивые и воспроизводимые результаты. В противо­положность этому, валидность показывает, измеряет ли используемая в данном исследовании методика то, для измерения чего она предназначена.

6. Этические нормы проведения психологических исследований:

«Не навреди!». Ни одно исследование или эксперимент с участием людей не должны причинять вред психическому или физическому здоровью. Но, если после­днего избежать относительно легко, то определить, что может нанести ущерб пси­хическому здоровью человека, довольно трудно.

В социологических и психологических исследованиях, объектом которых является человек, степень риска должна быть минимальной, то есть не должна превышать ту, с которой человек может столкнуться в повседневной жизни или при выполнении обычных психологических тестов.

Получение добровольного согласия. Испытуемый должен участвовать в исследова­нии добровольно, получать полную информацию о содержании и возможных по­следствиях эксперимента и что недопустимо добиваться чьего-либо согласия на участие в исследовании, предлагая денежное вознаграждение. Дети младшего воз­раста могут участвовать в эксперименте только с разрешения родителей. Дети старше 8 лет и взрослые должны дать свое собственное согласие. Исследователь должен быть очень осторожным, используя различные формы убеждения. Кроме того, и дети, и взрослые имеют полное право в любой момент отказаться от дальнейшего участия в исследовании.

Конфиденциальность. Необходимо соблюдать конфиденциальность инфор­мации, полученной в результате исследования. Никакие организации или частные лица не должны иметь доступа к сведениям, сообщенным респондентами о близких им людях, их мыслях и фантазиях. То же самое касается и результатов тестирова­ния.

Осведомленность о результатах. Участники имеют право получить инфор­мацию о результатах исследования в доступной для их понимания форме. Если в эксперименте участвуют дети, о результатах можно сообщить родителям.

Привилегии участников. Ребенок, участвовавший в исследовании, имеет те же привилегии, что и взрослый. Права участников исследования еще не определены до конца. Тем не менее многие исследования сегодня могут быть запрещены по этическим соображениям.

7. Возрастные изменения в психике: революционные, ситуационные, эволюционные.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, кото­рые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охваты­вают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для мла­денцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти измене­ния зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния орга­низма ребенка, его места в системе человеческих социальных отноше­ний, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа на­зываются эволюционными, так как они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного раз­вития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спо­койно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения ребенка явилось одним из оснований для разделения детства на периоды возрастного развития.

Важными аспектами в изучении развития психики были соотне­сение качественных и количественных параметров этого процесса, анализ возможностей революционного и эволюционного путей ста­новления психического. Частично с этим связывался вопрос о тем­пе развития и возможности его изменения.

Первоначально, исходя из теории Дарвина, психологи, как го­ворилось выше, считали, что развитие психики происходит посте­пенно, эволюционно. При этом существует преемственность при переходе от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован, хотя частично может ускоряться или замедляться в зависимости от условий. Работы Штерна, в частности его идея о том, что темп раз­вития психики индивидуален и характеризует особенности данно­го человека, несколько поколебали этот взгляд, зафиксированный Холлом и Клапаредом. Однако естественнонаучные постулаты, доказавшие связь психического с нервной системой, не позволяли подвергнуть сомнению поступательный характер развития психи­ки, связанный с постепенным созреванием нервной системы и ее совершенствованием. Так, П. П. Блонский, связывавший развитие психики с ростом и созреванием, доказывал невозможность его ус­корения, так как темп умственного развития, по его мнению, про­порционален темпу соматического развития, которое не может быть ускорено.

Однако работы генетиков, рефлексологов, психиатров, психо­аналитиков показали, что нервная система человека является продуктом его социального развития. Это доказывали и эксперименты бихевиористов, продемонстрировавшие гибкость и пластичность психики при формировании и переформировании поведенческих актов, а также работы И. П. Павлова, В. М. Бехтерева и других уче­ных, которые установили наличие достаточно сложных условных рефлексов у маленьких детей и животных. Таким образом, было доказано, что при целенаправленной и четкой организации среды можно добиться быстрых изменений в психике ребенка и существен­но ускорить его психическое развитие (например, при обучении оп­ределенным знаниям и умениям). Это привело некоторых ученых, в частности российских лидеров социогенетического направления, к мысли о том, что возможны не только эволюционные, но и револю­ционные, скачкообразные, периоды в развитии психики, при кото­рых происходит резкий переход накопленных количественных из­менений в качественные. Например, исследования подросткового периода привели А. Б. Залкинда к мысли о его кризисном характере, обеспечивающем резкий переход на новую стадию. Он подчерки­вал, что такой качественный скачок определяется тремя процесса­ми - стабилизационными, которые закрепляют прежние приобре­тения детей, собственно кризисными, которые связаны с резкими изменениями в психике ребенка, и появляющимися в этот период новыми элементами, характерными уже для взрослых людей.

Однако в целом развитие психики все же характеризовалось боль­шинством психологов как преимущественно эволюционное, а воз­можность полностью изменить направленность и индивидуальные особенности процесса, была постепенно отвергнута. Идея же о со­четании литических и критических периодов в становлении психи­ки позднее была воплощена в периодизации Выготского.

Еще один тип изменений, которые могут рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной си­туации. Их можно назвать ситуационными. Такие изменения вклю­чают в себя то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного или неорганизованного обучения и вос­питания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют системати­ческого подкрепления, в то время как ситуационные изменения пси­хологии и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные оставляют ее без видимых перемен, затра­гивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

Биографический метод в литературоведении это способ изучения литературы, при котором контекст жизненного опыта писателя и его личность рассматриваются как основополагающий фактор творчества. Связь между личностью писателя и его произведением в свете биографического метода оказывается определяющей. На становление биографического метода оказал влияние романтизм и его культ жизнетворчества. Дпя биографического метода важна также герменевтическая теория Ф.Шлейрмахера, утверждавшего, что идеи и ценности не могут быть поняты без анализа их генезиса, и, следовательно, без обращения к биографии конкретного автора. Каждой человек, по Шлейермахеру, глубоко индивидуален, для понимания текста необходимо приблизиться к его автору «с объективной и с субъективной стороны» (т.е. берез понимание его языка и фактов его внешней и внутренней жизни). Интерес к личности писателя во многом скорректирован социологическими установками О.Конта. Основоположник и крупнейший представитель биографического метода - Шарль Огюстен Сент-Бёв согласно мнению которого, на формирование творческой личности писателя (и, следовательно, его произведений) оказывает непосредственное влияние его генеалогия (наследственность), литературное (ученики, оппоненты, даже враги) и политическое окружение. Каждый «подлинный поэт неповторим», индивидуален, а его произведение является только «заговорившей личностью» писателя и, чтобы его постичь, надо «разглядеть в поэте человека». Излюбленным критическим жанром Сент-Бёва становится литературный портрет. Установка на изучение генезиса творчества делает биографический метод отчасти психологическим методом (см. ). Сент-Бёв признавал, что говорит не о произведениях писателей, «а о самой их личности».

Биографического метода оказал влияние на становление культурно-исторического метода (см. ) изучения литературы, основные принципы которого были сформулированы И.А.Тэном. Приняв основные положения биографического метода, Тэн затем развил их в собственную теорию, усилив как системные исторические акценты, так и роль бессознательного в творчестве - «расы, среды и момента». Элементы биографического метода использовались датским критиком Георгом Брандесом, назвавшим свой метод «историко-психологическим». Вместе с оценкой творческой личности Брандес («Главные течения в европейской литературе XIX века», 1872-90) уделяет большое внимание идеологической детерминированности, а европейская литература предстает у него в виде единого процесса, который зависит от специфики национально-исторических условий конкретной страны. Назначение литературы, по Брандесу, - способствовать прогрессивному развитию общества.

Биографический метод в России

В России биографический метод был использован Н.А.Котляревским («Старинные портреты», 1907), согласно которому, «каждый литературный памятник должен быть оценен прежде всего как документ своей эпохи и как документ, объясняющий психику поэта». Работы Котляревского отражают определенную тенденцию развития биографического метода: тяготение к культурно-историческому методу.

В начале 20 века биографический метод модифицировался: из сферы его применения были выведены «внешние» по отношению к творчеству социальные и художественные «направления мысли», влияние «расы, среды и момента». Подобный подход был назван «импрессионистическим»: его сторонников начинает интересовать отражение в тексте «сокровенного «я»» писателя. Яркие представители импрессионистического эссеизма - М.Кузмин, С.Маковский, Ю.Айхенварьд (в России), А.Франс, Р.де Гурмон (во Франции), А.Саймонс, Дж.Сантаяна (в Англии и США).

Если мы хотим применять знания психологии в своей жизни, нам важно знать целый спектр специальных психологических методов. Именно применение конкретных приёмов и соблюдение особых норм и правил могут обеспечить получение достоверных знаний. Причём эти правила и способы не могут быть выбраны спонтанно, а должны быть продиктованы особенностями исследуемого психологического явления. Наша задача в данном уроке состоит в том, чтобы рассмотреть основные методы изучения психологии и их классификацию, дать им характеристику и привести действенные советы и рекомендации, чтобы каждый читатель мог воспользоваться ими в повседневной жизни.

Методы психологии возвращают исследователя к исследуемому объекту и углубляют его понимание. По сути, методы есть способ изучения реальности. Любой из методов состоит из нескольких операций и приёмов, которые осуществляются исследователем в процессе изучения объекта. Но каждому методу соответствует только ему присущий вид этих приёмов и операций, соответствующих целям и задачам исследования. На основе только одного какого-то метода может быть создано несколько методик. Неоспоримым фактом является и то, что у психологической науки нет какого-то однозначного комплекса методов исследования.

В этом уроке мы разделили методы психологии на 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии :

Фундаментальная (общая) психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей психики человека, его убеждений, способов поведения, черт характера, а также то, что на все это влияет. В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей.

Практическая (или прикладная) психология направлена на работу с конкретными людьми, и ее методы позволяют проводить психологические процедуры, призванные изменить психическое состояние и поведение субъекта.

Часть первая. Методы фундаментальной психологии

Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.

Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.

ПРИМЕР: Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, следует прибегнуть к беседе или естественному эксперименту.

Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е. должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.

Итак, методы теоретической психологии.

Наблюдение

В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.

Существует несколько видов наблюдения:

  • Полевое - в обычной жизни;
  • Лабораторное - в особых условиях;
  • Опосредованное;
  • Непосредственное;
  • Включенное;
  • Невключенное;
  • Прямое;
  • Косвенное;
  • Сплошное;
  • Выборочное;
  • Систематическое;
  • Несистематическое.

Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:

  • Невозможность или сложность повторного наблюдения;
  • Эмоциональная окрашенность наблюдения;
  • Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.

    Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения - это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:

  • Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.
  • Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия движения и т.д.
  • Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.

    То есть объект наблюдения - это то, что можно зафиксировать наглядно. Исследователь в этом случае наблюдает не психические свойства, но регистрирует явные проявления объекта. Исходя из полученных данных и предположений о том, проявлением каких психических особенностей они являются, учёный может сделать определённые выводы о психических свойствах индивида.

    Как проводится наблюдение?

    Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования:

    • Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;
    • Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;
    • Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты.

    Наблюдение состоит из нескольких этапов:

    1. Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);
    2. Определение способа наблюдения;
    3. Выбор способа регистрации данных;
    4. Создание плана;
    5. Выбор способа обработки результатов;
    6. Наблюдение;
    7. Обработка полученных данных и их интерпретация.

    Следует определиться и со средствами наблюдения - оно может осуществляться специалистом или фиксироваться приборами (аудио-, фото-, видеоаппаратура, карты наблюдения). Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении:

    • Наблюдатель не влияет на процесс;
    • Наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает.

    Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:

    • Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.
    • Исследователи не должны допустить, чтобы в ходе исследования участникам был причинён какой-либо вред.
    • Исследователи должны до минимума снизить своё вторжение в личную жизнь участников.
    • Исследователи не должны раскрывать конфиденциальные данные об участниках.

    Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.

    ПРИМЕР: Вы хотите отдать своего ребёнка в какую-то секцию или кружок. Чтобы сделать правильный выбор, вам нужно выявить его предрасположенности, т.е. к чему он тяготеет сам по себе без воздействия извне. Для этого нужно провести наблюдение. Посмотрите на ребёнка со стороны что он делает, когда остаётся один, какие действия он совершает, чем ему нравится заниматься. Если, к примеру, он постоянно везде рисует, то, возможно, у него есть природная склонность к рисованию и можно попробовать отдать его в художественную школу. Если ему нравится что-то разбирать/собирать, то его может интересовать техника. Постоянная тяга к игре в мяч говорит о том, что стоит отдать его в футбольную или баскетбольную школу. Также вы можете попросить воспитателей в саду или учителей в школе понаблюдать за вашим ребёнком и на основе этого сделать определённые выводы. Если ваш сын постоянно задирается и дерётся с мальчишками, это не повод его ругать, но стимул, чтобы записать в секцию какого-то боевого искусства. Если ваша дочь любит заплетать подружкам косички, то ей может быть интересно начать изучать искусство парикмахера.

    Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное - это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений.

    Психологический эксперимент

    Под экспериментом в психологии понимают опыт, проводимый в определённых условиях для того, чтобы получить новые данные через непосредственное вмешательство экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого. В процессе исследования учёный изменяет определённый фактор/факторы и смотрит, что происходит в результате. Психологический эксперимент может включать в себя и другие методы: тестирование, опрос, наблюдение. Но может и быть вполне самостоятельным методом.

    Существует несколько видов экспериментов (по способу проведения):

    • Лабораторный - когда можно управлять конкретными факторами и изменять условия;
    • Естественный - проводится в обычных условиях и человек может даже не знать об эксперименте;
    • Психолого-педагогический - когда человек/группа людей обучаются чему-либо и формируют в себе определённые качества, овладевают навыками;
    • Пилотажный - пробный эксперимент, проводимый перед основным.

    Есть и эксперименты по уровню осознанности:

    • Явный - испытуемый в курсе эксперимента и всех его подробностей;
    • Скрытый - испытуемый не знает всех подробностей эксперимента или вообще не ведает об эксперименте;
    • Комбинированный - испытуемый знает только часть информации или намеренно введён в заблуждение относительно эксперимента.

    Организация процесса эксперимента

    Исследователь должен поставить чёткую задачу - для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются). Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.

    Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:

    • Объективность полученных данных;
    • Надёжность полученных данных;
    • Валидность полученных данных.

    Но, несмотря на то, что эксперимент является одним из самых уважаемых методов исследования, он имеет, как плюсы, так и минусы.

    • Возможность выбрать отправную точку для начала эксперимента;
    • Возможность повторного проведения;
    • Возможность изменять определённые факторы, тем самым влияя на результат.

    Минусы (по мнению некоторых специалистов):

    • Психика сложна для исследования;
    • Психика непостоянна и уникальна;
    • Психика обладает свойством спонтанности.

    По этим причинам, проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей. При проведении экспериментов также следует придерживаться этического кодекса APA.

    Проводить различные эксперименты в процессе жизнедеятельности можно и без помощи дипломированных специалистов и опытных психологов. Естественно, результаты, полученные в ходе самостоятельных экспериментов, будут сугубо субъективными. Но определённую информацию получить всё же можно.

    ПРИМЕР: Допустим, вам хочется больше узнать о поведении людей в тех или иных обстоятельствах, увидеть, как они будут на что-то реагировать и, возможно, даже понять ход их мыслей. Смоделируйте для этого какую-то ситуацию и используйте её в жизни. В качестве примера можно привести следующее: человеку было интересно, как реагируют окружающие на сидящего рядом и опирающегося на них в транспорте спящего человека. Для этого он взял своего друга, который снимал происходящее на камеру, и несколько раз повторял одно и то же действие: он делал вид, что спит и облокачивался на соседа. Реакция людей была разной: кто-то отодвигался, кто-то будил и выражал недовольство, кто-то мирно сидел, подставив плечо «уставшему» человеку. Но на основе полученных видеозаписей был сделан вывод: люди, в большинстве своём, негативно реагируют на «инородный объект» в своём личном пространстве и испытывают неприятные эмоции. Но это лишь «верхушка айсберга» и психологическое отторжение людей друг от друга можно интерпретировать совершенно по-разному.

    Проводя свои личные эксперименты, всегда будьте осторожны и обязательно следите за тем, чтобы ваши исследования не наносили окружающим какого-либо вреда.

    Самонаблюдение

    Самонаблюдение - это наблюдение за собой и особенностями своего поведения. Данный метод может применяться в форме самоконтроля и играет большую роль в психологии и жизни человека. Однако, как метод, самонаблюдение в большей степени может лишь констатировать факт чего-либо, но не его причину (что-то забыл, но неизвестно почему). Именно поэтому самонаблюдение, хотя и является важным методом исследования, не может быть основным и самостоятельным в процессе познания сути проявлений психики.

    Качество рассматриваемого нами метода находится в прямой зависимости от самооценки человека. К самонаблюдению, к примеру, более предрасположены люди с низкой самооценкой. И следствием гипертрофированного самонаблюдения может стать самокопание, зацикленность на неправильных поступках, чувство вины, самооправдание и т.п.

    Адекватному и действенному самонаблюдению способствуют:

    • Ведение личных записей (дневника);
    • Сопоставление самонаблюдения с наблюдениями окружающих;
    • Повышение самооценки;
    • Психологические тренинги по личностному росту и развитию.

    Применение самонаблюдения в жизни - это очень действенный способ понять себя, мотивы своих поступков, избавиться от некоторых проблем в жизни и разрешить сложные ситуации.

    ПРИМЕР: Вы хотите повысить свою эффективность в ежедневной деятельности (в общении с людьми, на работе, дома) или избавиться от вредных привычек (негативное мышление, раздражительность, даже курение). Возьмите себе за правило как можно чаще каждый день находиться в состоянии осознанности: обращайте внимание на свои мысли (о чём вы думаете сейчас) и свои действия (что вы делаете в данный момент). Попытайтесь проанализировать, что вызывает у вас те или иные реакции (злость, раздражение, зависть, радость, удовлетворение). За какие «крючки» вас тянут люди и обстоятельства. Заведите себе блокнот, в котором будете записывать все свои наблюдения. Просто смотрите, что происходит внутри вас и что этому способствует. Проанализировав через какое-то время (неделя, месяц) то, что вы узнали о себе, вы сможете сделать вывод на тему того, что вам стоит в себе культивировать, а от чего следовало бы начать избавляться.

    Регулярная практика самонаблюдения очень положительно сказывается на внутреннем мире человека и, как следствие, на внешних его проявлениях.

    Психологическое тестирование

    Психологическое тестирование относится к разделу психодиагностики и занимается изучением психологических качеств и свойств личности через применение психологических тестов. Этот метод часто применяется в консультировании, психотерапии, а также работодателями при приёме на работу. Психологические тесты нужны, когда требуется узнать о личности человека более подробно, чего нельзя сделать при помощи беседы или опроса.

    Основными характеристиками психологических тестов являются:

    • Валидность - соответствие полученных из теста данных той характеристике, для которой тест проводится;
    • Надёжность - соответствие полученных результатов при повторном тестировании;
    • Достоверность - свойство теста давать истинные результаты, даже при намеренных или непреднамеренных попытках их искажения испытуемыми;
    • Репрезентативность - соответствие нормам.

    По-настоящему эффективный тест создаётся путём проб и модификаций (изменение количества вопросов, их состава и формулировок). Тест должен пройти многоступенчатую процедуру проверки и адаптации. Действенный психологический тест - это стандартизированная проверка, на основе результатов которой становится возможным произвести оценку психофизиологических и личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков испытуемого.

    Существуют различные виды тестов:

    • Тесты на профориентацию - для определения предрасположенности человека к какому-либо виду деятельности или соответствия должности;
    • Тесты личности - для изучения характера, потребностей, эмоций, способностей и других свойств личности;
    • Тесты интеллекта - для изучения степени развития интеллекта;
    • Вербальные тесты - для изучения умения человека описывать словами совершаемые действия;
    • Тесты достижений - для оценки уровня овладения знаниями и навыками.

    Есть и другие варианты тестов, направленных на изучение человека и особенностей его личности: цветовые тесты, лингвистические тесты, опросники, анализ почерка, психометрия, детектор лжи, различные методы диагностирования и др.

    Психологические тесты очень удобно использовать в обычной жизни для того, чтобы лучше узнать себя или людей, к которым вы неравнодушны.

    ПРИМЕР: Надоело зарабатывать деньги тем способом, который не приносит ни морального, ни психологического, ни эмоционального удовлетворения. Мечтаете о том, чтобы наконец уволиться и заняться чем-то другим. Но вот чем - не знаете. Найдите несколько тестов на профессиональную ориентацию и сами себя протестируйте. Вполне возможно, что вы узнаете о себе какие-то вещи, о которых раньше даже понятия не имели. Результаты таких тестов могут помочь вам раскрыть новые грани вас самих и будут способствовать пониманию того, чем бы вам хотелось заниматься на самом деле, и к чему у вас есть склонности. А зная всё это, гораздо проще найти себе занятие по душе. К тому же, это ещё хорошо и тем, что человек, занимаясь любимым делом и получая от него удовольствие, становится более счастливым и удовлетворённым по жизни и, ко всему прочему, начинает больше зарабатывать.

    Психологическое тестирование способствует более глубокому пониманию себя, своих потребностей и способностей, а также нередко указывает направление для дальнейшего личностного развития.

    Биографический метод

    Биографический метод в психологии - это способ, при помощи которого исследуется, диагностируется, корректируется и проектируется жизненный путь человека. Различные модификации этого метода начали развиваться в начале XX века. В современных биографических методах личность изучается в контексте истории и перспектив её индивидуального развития. Здесь предполагается получение данных, источником которых служат автобиографические методики (автобиографии, интервью, опросники), а также свидетельства очевидцев, анализ заметок, писем, дневников и т.п.

    Данный метод часто используется руководителями различных предприятий, биографами, изучающими жизнь каких-то людей, да и просто в общении между мало знакомыми людьми. Его легко применять при общении с человеком для составления его психологического портрета.

    ПРИМЕР: Вы руководитель организации и принимаете на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать, что это за человек, каковы особенности его личности, каков его жизненный опыт и т.п. Помимо заполнения анкет и проведения собеседований, вы можете использовать для этого биографический метод. Поговорите с человеком, пусть он расскажет вам факты из своей биографии и какие-то значимые моменты на своём жизненном пути. Поинтересуйтесь о том, что он может сообщить о себе и своей жизни по памяти. Этот метод не требует специальных навыков и подготовки. Такая беседа может проходить в лёгкой непринуждённой атмосфере и, скорее всего, буде приятна обоим собеседникам.

    Использование биографического метода - это прекрасный способ узнать нового человека и возможность увидеть его сильные и слабые стороны, а также представить возможную перспективу взаимодействия с ним.

    Опрос

    Опрос - вербально-коммуникативный метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них. Данный метод считается одним из самых распространённых в психологии. Вопросы в нём зависят от того, какие сведения требуется получить в ходе исследования. Как правило, опрос - это массовый метод, потому что применяется он для получения сведений о группе людей, а не об одном человеке.

    Опросы разделяют на:

    • Стандартизированные - строгие и дающие общее представление о проблеме;
    • Нестандартизированные - менее строгие и позволяют изучать нюансы проблемы.

    В процессе создания опросов первым делом формулируются программные вопросы, доступные для понимания только специалистам. После этого они переводятся в более понятные обычному обывателю анкетные вопросы.

    Виды опросов:

    • Письменный позволяет получить поверхностные знания о проблеме;
    • Устный - позволяет проникнуть в психологии человека более глубже, чем письменный;
    • Анкетирование - предварительные ответы на вопросы перед основной беседой;
    • Личностные тесты - для определения психических особенностей личности;
    • Интервью - личная беседа (относится и к методу беседы).

    При составлении вопросов нужно придерживаться некоторых правил:

    • Отдельность и лаконичность;
    • Исключение специфических терминов;
    • Краткость;
    • Конкретность;
    • Без подсказок;
    • Вопросы предусматривают нешаблонные ответы;
    • Вопросы не должны отталкивать;
    • Вопросы не должны что-либо внушать.

    В зависимости от поставленных задач, вопросы разделяются на несколько видов:

    • Открытые - предлагающие ответы в свободной форме;
    • Закрытые - предлагающие заготовленные ответы;
    • Субъективные - об отношении человека к чему-либо/кому-либо;
    • Проективные - о третьем лице (без указания на респондента).

    Опрос, как уже говорилось, более всего подходит для получения информации от большого количества людей. Данный метод позволяет установить потребности масс или определить их мнение по конкретному поводу.

    ПРИМЕР: Вы являетесь директором фирмы по предоставлению каких-либо услуг и вам нужно узнать мнение своих сотрудников по поводу улучшения условий работы и привлечению большего числа клиентов. Для того, чтобы сделать это максимально быстро и наиболее эффективно, вы можете составить (например, вместе со штатным аналитиком) ряд вопросов, ответы на которые помогут вам решить поставленные задачи. А именно: сделать процесс работы сотрудников более приятным для них и найти какие-то способы (возможно, очень эффективные) для расширения клиентской базы. По итогам такого опроса вы получите информацию по очень важным моментам. Во-первых, вы будете точно знать, в каких изменениях нуждаются ваши работники, чтобы атмосфера в коллективе стала лучше и работа доставляла положительные эмоции. Во-вторых, у вас на руках будет перечень всевозможных методов улучшения вашего бизнеса. И, в-третьих, вероятно, вы сможете выделить из общей массы служащих перспективного и подающего надежды человека, которого можно повысить в должности, тем самым улучшив общие показатели предприятия.

    Опросы и анкетирования - это прекрасный способ получения важной и актуальной информации на злободневные темы от большого количества людей.

    Беседа

    Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

    Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком - объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

    • Нужно заранее продумать план и содержание беседы;
    • Установить контакт с исследуемым человеком;
    • Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);
    • Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;
    • Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;
    • Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;
    • Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;
    • Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;
    • Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

    Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми. С помощью грамотно проведённой беседы можно не только получить ответы на вопросы, но и лучше узнать собеседника, понять, что он за человек и «чем он живёт».

    ПРИМЕР: Житейский. Вы замечаете, что ваш близкий друг уже который день ходит с поникшим и удручённым видом. На вопросы отвечает односложно, редко улыбается, избегает привычного для него общества. Перемены явные, но сам он никак это не комментирует. Человек этот вам близок и судьба его вам не безразлична. Что делать? Как узнать, что происходит и помочь ему? Ответ на поверхности - поговорите с ним, проведите беседу. Попытайтесь подгадать момент, когда никого не будет рядом или специально позовите его выпить вместе с вами чашечку кофе. Не начинайте разговор прямо - с фраз типа: «Что случилось?» или «Давай рассказывай, что у тебя!». Даже если у вас хорошие приятельские отношения, начните беседу с искренних слов о том, что вы заметили перемены в нём, что он вам дорог и что вы хотели бы ему помочь, что-то посоветовать. «Разверните» человека на себя. Дайте ему почувствовать, что вам НА САМОМ ДЕЛЕ важно знать, что случилось и что вы его в любом случае поймёте. Скорее всего, под вашим добрым натиском ваш друг «выключит» свой защитный механизм и расскажет вам, в чём дело. Практически каждому человеку нужно, чтобы в его жизни принимали участие другие люди. Важно почувствовать, что он не одинок и небезразличен. Тем более своим друзьям.

    Беседа всегда хороша, когда есть возможность пообщаться тет-а-тет, ведь именно во время беседы (официальной или доверительной) можно смело поговорить о том, о чём по каким-то причинам не удаётся поговорить в суете обычных дел.

    Методы теоретической психологии на этом далеко не исчерпаны. Существует множество их вариаций и комбинаций. Но с основными из них мы познакомились. Теперь же, для того, чтобы представление о методах психологии стало более полным, нужно рассмотреть практические методы.

    Часть вторая. Методы практической психологии

    Методы практической психологии включают в себя методы областей образующих общую психологическую науку: психотерапии, консультирования и педагогики. Основными практическими методами являются внушение и подкрепление, а также методы консультативной и психотерапевтической работы. Поговорим немного о каждом из них.

    Внушение

    Внушением является процесс вставления в исследуемого человека определённых формул, установок, позиций или взглядов вне его сознательного контроля. Внушение может быть прямым или косвенным коммуникативным (словесным или эмоциональным). Задачей этого метода является формирование требуемого состояния или точки зрения. Средство внушения особой роли не играет. Главная задача - осуществить его. Именно поэтому при внушении широко применяются эмоциональные запечатления, запутывания, отвлечения внимания, интонации, замечания и даже отключение у человека сознательного контроля (гипноз, алкоголь, наркотики).

    От других обращений (просьбы, угрозы, наставления, требования и т.п.), которые также являются методами психологического воздействия, внушение отличается непроизвольностью и автоматизмом реакций, а также тем, что не подразумевают волевых усилий, совершаемых сознательно. В процессе внушения всё происходит само собой. Внушения оказывают воздействие на каждого человека, но в разной степени.

    Существует несколько видов внушений:

    • Прямое - воздействие с помощью слов (приказы, команды, наставления);
    • Косвенное - скрытое (промежуточные действия, раздражители);
    • Намеренное;
    • Ненамеренное;
    • Положительное;
    • Отрицательное.

    Есть и разные приёмы внушения:

    • Приёмы прямого внушения - совет, команда, наставление, приказ;
    • Приёмы косвенного внушения - осуждение, одобрение, намёк;
    • Приёмы скрытого внушения - предоставление всех вариантов, иллюзия выбора, трюизм.

    Первоначально внушение бессознательно использовали люди, навыки общения которых развились до высокого уровня. Сегодня же внушение играет огромную роль в психо- и гипнотерапии. Очень часто этот метод используется при гипнозе или в других случаях, когда человек находится в состоянии транса. Внушения являются частью человеческой жизни с самого детства, т.к. применяются в процессе воспитания, в рекламе, политике, взаимоотношениях и т.д.

    ПРИМЕР: Широко известен пример внушения, называемый эффектом «плацебо» явление улучшения состояния больного при приёме лекарства, которое, по его мнению, обладает определёнными свойствами, когда на самом деле это пустышка. Вы можете применить данный метод на практике. Если, к примеру, у кого-то из ваших близких вдруг разболелась голова, дайте ему простую пустую капсулу под видом средства от головной боли - через некоторое время «лекарство» подействует и головная боль прекратится. Это и есть .

    Подкрепление

    Подкреплением является мгновенная реакция (позитивная или негативная) исследователя (или окружающей среды) на действия исследуемого. Реакция должна на самом деле быть мгновенной, чтобы испытуемый сразу же имел возможность связать её со своим действием. Если реакция позитивная, то это знак того, что следует и в дальнейшем поступать или действовать подобным образом. Если реакция негативная, то наоборот.

    Подкрепление может быть следующих видов:

    • Положительное - закрепляется правильное поведение/действие;
    • Негативное - предотвращается неправильное поведение/действие;
    • Осознанное;
    • Неосознанное;
    • Стихийное - происходит случайно (ожог, удар током и т.п.);
    • Намеренное - сознательное действие (воспитание, дрессировка);
    • Разовое;
    • Систематическое;
    • Прямое;
    • Косвенное;
    • Базовое;
    • Вторичное;
    • Полное;
    • Частичное.

    Подкрепление огромная часть жизни человека. Оно, как и внушение, присутствует в ней с самого детства в процессе воспитания и получения жизненного опыта.

    ПРИМЕР: Примеры подкрепления вокруг нас на каждом шагу: если вы опустите руку в кипяток или попытаетесь коснуться огня, то непременно обожжётесь - это негативное стихийное подкрепление. Собака, выполняя какую-то команду, получает лакомство и с удовольствием повторяет это - положительное намеренное подкрепление. Ребёнка, получившего двойку в школе, дома накажут, и он постарается больше двоек не приносить, т.к., если принесёт, то снова будет наказан - разовое/систематическое негативное подкрепление. Культурист знает, что только регулярные тренировки дадут результат - систематическое положительное подкрепление.

    Психологическая консультация

    Психологическая консультация - это, как правило, разовая беседа психолога с клиентом, ориентирующая его в сложившейся жизненной ситуации. Она подразумевает под собой быстрое начало работы, т.к. в какой-то особой подготовке клиент не нуждается и специалист вместе с ним может разобраться в обстоятельствах и наметить шаги по достижению желаемого результата.

    Основными проблемами, по поводу решения которых люди обращаются за консультацией к психологу, являются:

    • Отношения - ревность, неверность, трудности в общении, воспитание детей;
    • Индивидуальные проблемы - здоровье, невезучесть, самоорганизация;
    • Работа - увольнение, нетерпимость к критике, низкий уровень заработной платы.

    Психологическая консультация состоит из нескольких этапов:

    • Контакт;
    • Запрос;
    • План;
    • Настройка на работу;
    • Реализация;
    • Домашние задания;
    • Завершение.

    Метод психологической консультации, как и любой другой метод психологии, состоит из совокупности, как теоретических, так и практических методов исследования. На сегодняшний день существуют различные вариации и виды консультаций. Обращение к психологу за помощью может стать решением многих жизненных проблем и выходом из сложных ситуаций.

    ПРИМЕР: Толчком для того, чтобы прибегнуть к психологической консультации, может послужить абсолютно любая жизненная ситуация, с решением которой человек не может справиться самостоятельно. Это и возникновение проблем на работе, и неурядицы в семейных отношениях, депрессия, потеря интереса к жизни, неспособность избавиться от вредных привычек, дисгармония, борьба с самим собой и множество других причин. Поэтому, если вы чувствуете, что вас на протяжении продолжительного периода времени одолевают и беспокоят какие-то навязчивые мысли или состояния и вы понимаете, что не можете справиться с этим в одиночку, а рядом нет никого, кто мог бы поддержать, то без тени сомнения и стеснения обращайтесь за помощью к специалисту. Сегодня существует огромное количество кабинетов, клиник и центров психологической помощи, где свои услуги предоставляют опытные высококвалифицированные психологи.

    На этом можно закончить рассмотрение классификации основных методов психологии. К остальным (вспомогательным) методам можно отнести: метод экспериментально-психологических проб, метод объяснения и обучения, тренинги, коучинги, деловые и ролевые игры, консультирование, метод коррекции поведения и состояния, метод преобразования жизненного и рабочего пространства и множество других.

    Любой психический процесс должен рассматриваться психологической наукой таким, каким он является в действительности. А это предполагает его изучение в тесной взаимосвязи с окружающим миром и внешними условиями, в которых живёт человек, ведь именно они получают отражение в его психике. Как окружающая нас реальность находится в постоянном движении и изменении, так и отражение её в психике человека не может быть неизменным. Чтобы научиться более глубоко понимать особенности внутреннего мира человека, да и суть вещей вообще, следует прийти и к осознанию того факта, что одной из основ этого понимания является именно психология человека.

    Сейчас в свободном доступе имеется неисчисляемое количество материалов для изучения психологической науки и её особенностей. Для того, чтобы вы не потерялись во всём этом многообразии и знали, с чего стоит начать изучение, мы предлагаем вам ознакомиться с трудами таких авторов, как А. Г. Маклаков, С. Л. Рубинштейн, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. В. Петровский, Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер, Б. Г. Ананьев, Н.А. Логинова. А прямо сейчас можете посмотреть интересное видео на тему методов психологии:

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В психологии биографический метод - это система методов исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути человека. Данный метод эмпирического познания начал разрабатываться в первой четверти XX в. (М.О.Рибников, Ш.Бюлер). Сначала ограничивались ретроспективным описанием прошлых этапов жизни человека или всего жизненного пути исторических персонажей прошлого. В дальнейшем биографический метод начал включать анализ актуальных и допущенных в будущем событий (будущая автобиография, управляемая фантазия, графики жизни, кауза-метрия), а также исследования круга общения (дополнительные биографии, линии отношений субъекта). М.О.Рибников рассматривал автобиографию как психологический документ, документирует личность и ее историю.

Он разделял спонтанные автобиографии, когда инициатива ретроспективного взгляда на собственную жизнь принадлежит самой личности, и о-воковани автобиографии, когда исследователь использует прием побуждения подопытного говорить о себе с определенным планом. Такой прием гарантирует однородность собранного материала, что позволяет сравнивать, объединять, обобщать полученные факты и тому подобное.

Современные биографические техники, построенные на основе изучения личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с "значимыми другими", направленные на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности. Анализа подвергают также пространственные и временные характеристики организации делового, семейного, духовной жизни личности, взаимодействие ее с естественным и социальной средой.

Применение биографического метода предполагает получение разнородной объективной информации, для чего используются различные формы автобиографической методики: опросы, интервью, тесты. Также необходимо анализ показаний очевидцев, данные получаются во время беседы и опросов близких людей, во время первичного анализа воспоминаний современников. Также используются модификации метода изучения продуктов деятельности, когда проводится контент-анализ дневников и писем, осуществляется построение кривых производительности и диаграмм жизненных измерений активности личности.

Одним из методических приемов организации и проведения психологического исследования в рамках биографического метода является слышится. Этот прием предполагает совместную работу экспериментатора и личности над содержательными материалами ее личной жизни. Реализуется прием в два этапа:

1) первый этап - получение фактических данных о жизненном и творческом пути личности с помощью набора тестовых и исследовательских методов. Особенно важным является акцент на эмоциональной насыщенности представленного личностью материала. Таким образом удается не только содержательно восстановить ход событий в пространстве индивидуальной жизни личности, но и установить их эмоциональную значимость, насыщенность смыслом для личности, смысл результирующих моментов в этих событиях. Психологу удается на этом этапе установить и содержательно раскрыть так называемые "критические точки", периоды события, ситуации, моменты в жизни личности. Именно они определят предмет взаимодействия на следующем этапе;

2) второй этап - организация взаимодействия психолога с личностью, суть которой заключается в повторном, абстрагированном во времени от реального события, переживании, слышится личности в содержание той или иной ситуации прошлого, которая объективно повлияла на ход дальнейшей жизни этой личности, и коррекция переживаний по поводу которой может несколько гармонизировать или стабилизировать самоощущение личности в нынешнем периоде ее жизни. Применение приема слышится имеет, как правило, двойной эффект: собственно исследовательский и психотерапевтический. Этот прием может реализоваться в разном методическом оснащении и очень лабильным по экспериментальной ситуации исследования.

Биографический метод и различные его модификации достаточно широко применяются не только в сфере психологического исследования, но и в психологической практике: индивидуальном консультировании, психотерапии и даже в сфере профессиональной подготовки специалистов. Известны психотерапевтические техники - психоанализ, психосинтез, трансакции и и анализ, нейролингвистическое терапия и др. - Довольно активно применяют приемы биографического метода. Необходимо, однако, заметить, что применение этого метода и анализ полученных с его помощью данных должна иметь четкую методологическую основу. Это означает, что толкование данных всегда будет воспроизводить ту "философию человека", которую выстраивает методология этой философии: феноменологическая, экзистенциальная, онтологическая и тому подобное.