Билеты на спектакль лжец. О спектакле "лжец" в омской драме Спектакль лжец

Помнишь, в детстве ты думал: когда закрываешь глаза, всё вокруг исчезает. Исчезает материя, рассыпаются атомы, тщательно сложенные в стены, потолки, диваны и столы, растворяются - в ничто, в пустоту, в черноту.
И в этой пустоте начинает рождаться новый мир. Сновидения наяву - за закрытыми веками. В твоей фантазии. Движением мысли. Вдохновенным жестом руки. Руки художника, дирижера, актера или режиссера.

А ты умеешь создавать миры так же легко, как дышать?.. Рисовать пространство, творить новые ветки реальности, играть судьбами людей, словно они герои спектакля. Умеешь? Тогда, может быть, тебя тоже назовут лжецом...

Руслан Шапорин в роли лжеца Лелио харизматичен, страстен, стремителен, остроумен и ироничен. Лелио играет словами, как жонглер десятком мячей, примеряет имена и титулы, ловко импровизирует, с ходу подхватывая ситуации, которые предлагает ему жизнь. Для него жизнь - лишь повод для выдумки. И он не лжец, он - художник...

В начале спектакля театральный занавес слегка приоткрыт. Как дверь, как приглашение, как приманка для зрителей. Оттуда слышатся неясные голоса, таинственно мерцают огни. Туда так и тянет заглянуть.
Там - Венеция. Ночь. Улочка. Угол дома. Балкон. Серенада... Оказавшись случайно среди музыкантов, ее исполняющих, Лелио встречает двух прелестных сестер-венецианок…

«Душа полна предчувствием любви!..»
Первый взгляд. Импульс. Легкий, как дыхание ветерка на щеке. Незаметный для окружающих, но переворачивающий все внутри. Просто звук голоса. Слово. Мелодия. Запах. Воплощенная красота. Она.
Это начало. Может быть, любви, а, может - сотворения нового мира.

«…Я был попросту слеп.
Ты, возникая, прячась,
даровала мне зрячесть.
Так оставляют след.
Так творятся миры».

Ходит по улицам Венеции странный человек в берете и шарфе, в склеенных очках и со смешным зонтиком (Олег Теплоухов). То ли поэт, то ли хранитель этого мира, собиратель легенд и сказок этих каналов и площадей. Чудаковатый экскурсовод по Венеции, немного не от мира сего. Читает стихи Бродского, что-то бормочет или упоенно рассказывает еще одну (а может, свою собственную?) историю любви.
«Венецию создала судьба, любовь - заселила»…

И эта история станет когда-то легендой… А была ли она? Происходило ли все это на самом деле или все это только сон? Сон наяву, блаженное сновидение фантазии. Кто знает?
Что есть ложь? Что есть правда?.. Когда сочинение реальности, сотворение новой, иной жизни - становится ложью? Где грань между выдумкой и нечестностью? Где грань между творчеством и обманом?..
Лелио, автор сей выдумки, дирижируя, сочиняет свою историю, пишет о любви, постепенно сам запутываясь в ее сетях. Любовь сильнее.

«Вот тут я влип!»
Он сбегает со сцены в зал, словно пытаясь вырваться из собственной фантазии, бежит по проходам, кричит. От радости, от восторга или от изумления.
Его искренность (да, да, ведь он никогда не лжет) покоряет красавицу Розауру (Наталья Рыбьякова) - страстную, тонкую, умную. «Я не способен говорить неправду» - говорит он ей. «Маркиз всегда плетет лишь истины одни» - вторит ему хитрый слуга Арлекин (Сергей Черданцев). И это правда. Настолько, насколько может быть правдой выдумка.
Но он уже попался. Придуманный им мир поглотил своего создателя. Автор стал героем своей истории.
Потому что любовь.

Вот тут бы впасть в патетический тон. Как же - речь о любви. Но режиссер Александр Баргман умело и тонко уводит героев от опасности фальшивого пафоса. Режиссерская ирония переворачивает ситуации, отчего те становятся объемнее и глубже. Смешнее, но и трогательнее. Как и в жизни - смешное и трагическое зачастую рядом.
Артисты с готовностью подхватывают ироничный взгляд режиссера и с удовольствием воплощают его в собственных персонажах. Красок хватает на всех. И, как ни странно, форма не затмевает содержание. Характерность становится не самоцелью, а средством яркой театральной игры - живой, остроумной, непосредственной, заразительной.

Самая яркая краска у Оттавио (острохарактерная роль Егора Уланова). Этот смуглый красавец взрывного темперамента, ревнивый, брутальный картежник-неудачник заполняет собой сцену, рассыпая по ней карты, воробьями разлетающиеся из его рукавов. Грубоватым повадкам и жестам Оттавио подражает его возлюбленная - юная, но уже жесткая и язвительная Беатриче (Алина Егошина), младшая сестра Розауры, которая точно знает чего хочет и своего непременно добьется.
Небольшая, но как всегда блестяще сыгранная роль у Татьяны Прокопьевой. В программке она обозначена просто — Певица. Всего лишь эпизод в самом начале спектакля, когда она исполняет серенаду, но ее синьора Лючия - томная звезда венецианских кафе в красном платье и шляпке с пером запоминается сразу. Комичен каждый жест актрисы и каждое короткое появление на сцене.
Уморительно смешон и основательный толстяк Бригелла (Владислав Пузырников) - слуга и опекун Флориндо, бравый вояка в прошлом, а теперь терпеливый и заботливый «нянь», который трогательно любит своего непутевого воспитанника, питающего столь нелепую (по его мнению) тайную страсть к Розауре.
А как замечательно, слаженно и точно работает свита Лелио, артисты его уличного театра, смешно и подробно воплощая его выдумки, легко подхватывая его игру.
Прием «театр в театре» не нов, но тут он совершенно уместен. Лелио - режиссер этого театра, его же актер и персонаж. И он не может не играть. Попросите ребенка не фантазировать, получится ли?

Он уже в потоке. Им движет любовь и природа. Тем более, ему уже отвечают взаимностью…
У каждого, кто был молод и влюблен, не может не всколыхнуться сердце, не всплыть в памяти что-то похожее на эту чувственную игру Лелио и Розауры, игру от избытка - сил, любви, молодости. Это не просто пластический этюд, это извечный танец двух юных существ, влекомых друг к другу мощными силами природы, это проявление императива эротизма, властного над каждым. Как искренни, как щемяще-трогательны, как чутки друг к другу партнеры Руслан Шапорин и Наталья Рыбьякова в этой сцене.

Но Король Туман уже начинает разматывать свой белый тюрбан. Реальность уже начинает прорастать сквозь пьянящую пелену фантазии и игры.

Ирония судьбы - Лелио будет побежден (побежден ли?) не без участия собственного отца.
Они похожи, как похожи небо и его отражение в водной поверхности, придавленное к земле притяжением, возрастом и жизненным опытом. Экспрессивный, суматошный Панталоне (Николай Михалевский) не видел сына двадцать лет. Вначале он верит его россказням, моментально включается в игру, взбегает на подмостки и с удовольствием играет роль счастливого отца в пьесе, возникшей в фантазии сына. Он гордится сыном и любит его. Но реальность в конце концов побеждает и в нем.
У доктора Баланзони, отца Розауры и Беатриче (Михаил Окунев) взгляд более трезв изначально. Вероятно, это участь всех отцов дочерей. Он сдержан и строг, отмеренные на точнейших весах меры комические черты (скорее даже черточки) лишь оттеняют классический образ отца, который, впрочем, так же нежно любит своих дочерей.

Реальность существует по своим правилам, и художники нередко не вписываются в нее. Может быть, так мир борется с ними за свое первородство.
Лелио и Розауре не суждено быть вместе. Флориндо (Сергей Сизых, Олег Берков), верный ее поклонник, обретет с ней свое счастье. Хотя - счастье ли?.. Он ведь далеко не глуп, этот скромный смешной «ботаник», давно преданный красавице. Просто он и она из разных миров, хотя и живут в одном доме.

Несомненно, будут счастливы Арлекин с Коломбиной (Лариса Свиркова, Ольга Солдатова).
Суетливо-темпераментный, простодушный и хитрый Арлекин, слуга и тень Лелио, научится у хозяина вдохновенно врать, при этом оставаясь двумя ногами на земле. Он украдет свою Коломбину и, может быть, эта пара станет тут единственной по-настоящему счастливой. Впрочем, кто скажет, что такое счастье?

Обман в конце концов раскроется, Лелио прогонят из дома доктора. Розаура, осознав потерю, внезапно разрыдается за столиком кафе. Мир разрушится, как невидимо рушится каждый миг, и соберется вновь - по ее сдержанному, уже спокойному жесту руки.

А Лелио?.. Что - Лелио... Пережитая драма для творца это всегда повод. Повод для сочинения новой истории. Нужно потерять, чтобы научиться находить.
…А может, так и было им задумано с самого начала, кто знает?.. Принести себя в жертву, чтобы придать законченность рассказу. Художнику необходимо быть мужественным.

Жизнь станет легендой. Или легенда станет жизнью. Стремительно сбежав по ступенькам, ворвется в ее пространство странный Экскурсовод, гид венецианских улиц, он же - странник, он же - рассказчик, в чьей памяти существует и сам Лелио, и его Розаура, и все другие герои этой истории. Он поведает легенду ее же героям. Расскажет о любви, которая сотворила мир и их самих. «…Ибо и любовь больше того, кто любит».

Но то, чему не суждено произойти в этой реальности, обязательно случится в другом мире, если он создан фантазией талантливого художника. Там они обязательно будут счастливы, там будут расти их дети, и уже другой маленький сорванец, может, Лелио или Тонино, будет вдохновенно придумывать новые проказы и творить новые миры.
Так будет. Так уже есть. Только где-то в другом мире. И кто знает, какой из этих миров более реален...

«Лжец » - яркий комедийный спектакль, рассказывающий о том, к чему приводит ложь. Как известно, обман в конечном итоге всегда бывает раскрыт. И он точно не может помочь добиться счастья и любви. Ведь, чтобы достичь успеха в своих делах, нужно уметь всегда говорить правду и только правду, какая бы плохая она не была.

Постановка «Лжец » основана на пьесе всемирно известного итальянского драматурга Карло Гольдони. Перу этого гениального автора принадлежит огромное количество драматических литературных произведений, ставших знаменитыми на весь мир шедеврами. И практически все из этих творений - невероятно остроумные и безумно смешные комедии. Гольдони получил известность, как человек, обладающий удивительным даром видеть смешное и высмеивать пороки и слабости людей. Несмотря на то, что великий драматург жил и творил много веков назад, его работы и сейчас вполне актуальны и современны. Сюжеты знаменитого итальянца, в том числе, и данную пьесу, сейчас часто можно встретить на сцене или в кино.

Спектакль «Лжец» в настоящее время легко можно увидеть на многих сценических площадках России и мира. А столичные театралы смогут купить билеты на эту постановку, чтобы насладиться блистательной комической историей в исполнении молодых студентов ГИТИСа. Этот спектакль позволит зрителям не только от души посмеяться над забавными недоразумениями героев, но и оценить мастерство и профессионализм будущих российских актёров. Ведь, помимо драматического мастерства, на сцене молодые люди и девушки демонстрируют также великолепную хореографию и вокальные данные. Все музыкальные номера здесь показываются под аккомпанемент живого оркестра.

Вечная тема лжи, затрагиваемая многими классиками мира, как нельзя актуальнее подходит к театральной сцене любой эпохи. Декорации сменяются, а люди остаются прежними и все также нужны специалисты «профессионально сочиняющие правду». Комедия «Требуется лжец!», которая идет на сцене Театра русской драмы имени Леси Украинки, как нельзя лучше описывает нынешнею ситуацию в Украине, да и во всем мире.

Комедия начинается с назначения на место депутата Теофилоса Ферекиса, который «заслужил» свое место всевозможными обещаниями, о которых, как оно часто водиться, после выборов тут же забыл. Но вот незадача, сами избиратели не забыли про обещанные им блага. Так как сам Теофилос не намерен заниматься своими прямыми обязанностями, а секретарша его, Пипица, по натуре человек честный, и не может лгать избирателям, то им нужен специальный помощник по правде. Тут то и появляется главный герой, Тодорос, который способен выполнить любое обещание, точнее заставить людей верить в то, что их дела очень важны для депутата Ферекиса.

Тодорос - профессионал политической и медиа сферы. Он уже много лет работал в сфере медиа и насочинял там и море в Сахаре, и засуху в Антарктиде. Все его выступления проходит на одной ноте - он как вихрь залетает в зал и вылетает из него, оставляя после себя только восхваляющие отзывы тех, кто повелся на его обман. «Я, Тодорос, лжец с талантом, верю в то, что я вру», - и в этом заключается главный успех его лжи. Дело в том, что на протяжении всего спектакля от самого Тодороса исходит правда лишь два раза и то, потому, что она сама настолько абсурдна, что врать там просто грешно. А о самой судьбе Тодороса зрителю становиться известно лишь из его уст «чистейшая, ни чем не приукрашенная правда».

Главный персонаж - это скорее символ, объединяющий в себе в лживые ланки политической системы: обещание депутатов, неправдивые материалы в СМИ, истощение государственной казны с целью личной наживы и многое другое. Даже обещания в духе: «слепые прозреют, глухие услышат, старые омолодятся и будут жить вечно», - для Тодороса выполнить,. точнее сделать вид, что оно выполнено, не проблема. Но, как говориться в старой притче, если долго будешь врать, то тебе никто уже не поверит. Так и те единственные два правдивых факта, произнесенные Тодоросом, вызывают недоверие у всех сторон действия, так как всем известно, что он лжец. То же самое можно сказать о политиках, и не только в нашей стране. Эта профессия уже давно стала синонимом лжи.

Но, главный режиссер Украинского национального театра русской драмы имени Леси Украинки Михаил Резникович все же хотел меньшей политизации этой работы и перед началом репетиций так сказал в своем интервью: «Это комедия, будем работать. Потом знаете, есть пьеса, которая идет сейчас в Москве, мы ее немножко по-другому будем делать. Пьеса написана в середине прошлого века, но не утратила своей сумасшедшей актуальности сегодня, это пьеса Псафаса «Требуется лжец». Это такая, комедия современного Остапа Бендера».

Не стоит обходить в пьесе «Требуется лжец!» и вруна второго плана, который делает свое дело куда хитрее и изощреннее - молодую жену депутата Дженни. Именно она первая знакомиться с Тодоросом и мгновенно понимает, что он собой представляет. Но, на своем лживом поприще Дженни хочет лишь материальной выгоды от своего супруга, и понимает, что новый помощник будет удерживать депутата на плаву своими лживыми сказками лишь недолгое время. Поэтому жена депутата и объявляет ему войну, но, как и все её действия, негласную. Так что линия конфликта между Тодоросом и Дженни, построенная на сплошном вранье добавляет пьесе даже некую интригу.

Некоторые из зрителей обвиняли постановку в том, что она больше напоминает спектакли на школьной или институтской сцене. Это замечание было вызвано некой буффонадностью спектакля. Но, учитывая, во-первых, сюжет пьесы, можно сказать, что гротеск и окарикатуривание ситуации служат тут инструментами сатиры, на которой собственно и спориться всё действие. А, во-вторых, автор писал современную пьесу в стиле древнегреческой комедии, которой также характерны эти приемы.

Не можем не упомянуть о музыкальном сопровождении спектакля. Практически все зрители были просто в восторге от основной темы комедии, которая удерживает настроения зрителей на максимуме. К тому эта главная тема приводила моментально в движение всех персонажей, добавляя еще большей динамичности спектаклю. А вот вставки с песнями Андрея Миронова не совсем понятны. Если еще саундтрек из «12 стульев» как-то можно понять, проводя параллели с Остапом Бендером, то вот «Остров невезения» в исполнении девушек из кабаре, совсем не вписываются в общий сюжет пьесы.

Небольшая историческая справка:

Пьеса Димитриса Псафаса, греческого драматурга, был написана в 1953 году и уже тогда пользовалась успехом во всем мире, как и другие его работы («Фон Димитракис», «Заколдованный», «Набитый дурак и другие). Очень примечательно, что первые свои работы автор написал, будучи журналистом-фельетонистом, поэтому характерные особенности этого публицистического стиля очень явно проглядываются в пьесе «Требуется лжец!». Именно сатирическая острота отображения действительности принесла автору такую любовь среди народа.

Впервые на киевской сцене пьеса «Требуется лжец!» появилась 2 декабря 1963 года и очень полюбилась советским зрителям. В независимой Украине премьера пьесы состоялась 10 октября 2014 года на сцене Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки. Кстати, в данные момент этот же спектакль также идет на сцене «Молодого театра».

«Эта история случилась давно, в другое время и в другой стране», - именно этими словами начинается пьеса, которая вот уже более полувека актуальна в любой точке земного шара и, возможно, останется таковой еще надолго.

Ближайшие спектакли: