Белорусская народная легенда на белорусском языке. Легенды о беларуси. Чудесное озеро Витебщины

Много мест на земле колдовских и загадочных, но край озёр, лесов и болот вдохновение, сказка. Без легенд и сказок, рождённых народом Нарочанского края, не будет рассказ о нём полным. Только о самом озере Нарочь сохранилось несколько легенд.

Печальная легенда возникновения озера Нарочь .

1 . С происхождением озера Нарочь связана легенда о трагической любви.

І раптам на месцы, дзе высіўся бор,
Дзе срэбныя палі асколкі, -
Усё знікла, адны толькі хвалі азёр
Заззялі люстэркам-вясёлкай.
Дзяўчына ж крылатаю чайкай з тых пор
І ў цёплыя ранкі і ў сцюжу
Над люстрам азёраў, прасторамі вод,
Шукаючы мілага, кружыць.
І крык яе вецер нясе ўдалячынь
Над хвалямі, поўнымі ззяння,
Празрыстымі, быццам бясхмарная сінь,
Глыбокімі, быццам каханне...
Максім Танк

Одна из них рассказывает о том, что давным-давно никаких озёр здесь не было. В стародавние времена на месте Нарочанских озёр произрастал дремучий лес, на окраине которого стояла избушка, где жил лесник с красавицей дочерью Галиной. Был у Галины жених по имени Василёк, храбрец и мастер на все руки. Юноша смастерил волшебное зеркало из родниковых песчинок и подарил его своей возлюбленной.

Вглядевшись в прозрачную глубину зеркала, можно было узнать свою судьбу. Однажды к Галине посватался старый, богатый пан, но девушка ему отказала. Тогда богатей выкрал дочь лесника, а Василёк проник в чертог ненавистного барина и убил его. Слуги ринулись в погоню за беглецами.

Отправив девушку домой, парень принялся отвлекать внимание преследователей. Галина прискакала на лошади к тому месту, где стояла её избушка, и увидела лишь одно пепелище. Надеясь на возвращение Василька, девушка заглянула в волшебное зеркальце и вместо своего отражения увидела в нём, что убитый Василёк покоится на холме, и кружит над ним чёрный ворон.

В отчаянии Галина выронила зеркало из рук, и серебристые осколки превратились в озёра Нарочанского края. Девушка приняла облик чайки. В ясную погоду она парит над гладью Нарочи и зовёт своего Василька.

2 . Также существует другая легенда возникновения озера Нарочь:

Когда-то на берегу большого озера с хрустально-прозрачной водой жила девушка Нара. На закате любила она сидеть у воды на песчаном берегу и петь, подыгрывая себе на гуслях.

Однажды песни Нары услышал пан, старый вдовец, и захотелось ему взять девушку в жены. Но у Нары был жених, и она отказалась. Тогда слуги убили парня, а девушку привели в панские хоромы. В ночь перед венчанием Нара подожгла дворец и попыталась убежать. На берегу ее нагнала дворцовая охрана. Когда Нара поняла, что от погони не уйти, бросилась в воду.

С того времени и называют озеро ее именем — Нара или Нарочь.


Саша Митрахович 17.06.2015 00:13


Легенды возера Нарач на беларускай мове

Шмат месцаў на зямлі вядзьмарскіх і загадкавых, але край азер, лясоў і балот - заўседы таямніца, натхненне, казка.

Без легенд і казак, народжаных народам Нарачанскага краю, не будзе аповяд пра яго поўным. Толькі аб самім возеры Нарач захавалася некалькі легенд.

Адна з іх распавядае пра тое, што даўным-даўно ніякіх азер тут не было. Стаяў усюды глухі, дрымучы лес. У лесе, у хатцы жыў ляснік са сваей дачкой. Дачка была дзіўнай прыгажуняй з доўгімі бялявымі, як лен, валасамі.

Дачуўшыся аб незвычайнай прыгажосці дзяўчыны, да яе прыязджалі сватацца жаніхі. Але Нара, так звалі прыгажуню, усім адмаўляла. Яна ўжо любіла моцнага і адважнага юнака, які, да таго ж быў майстрам на ўсе рукі.

Аднойчы летам, у ліку іншых падарункаў, юнак падарыў Наре люстэрка, са словамі: «Беражы яго, яно чароўнае, яно адліта з рудниковых пясчынак. У яго празрыстай глыбіні ты зможаш убачыць свой лес». Тады Нара зазірнула ў люстэрка і ўбачыла: яснае чыстае неба, возера колеру неба, хвалі закіпае стромкія і чайка над вадою лунае.

Але ў той момант нішто не прадвяшчала дрэннага каханым, і Нара нічога не зразумела з свайго бачання. Лета прайшло, наступіла восень, яна-то і прынесла бяду. Слугі аднаго з мясцовых багацеяў наляцелі ў хатку лесніка, яго забілі, а дачка схапілі і адвялі да гаспадара.

Плакала Нара і чакала дапамогі ад каханага. І дапамогу прыйшла. Юнак прабраўся ў палац, забіў ненавіснага пана, але прачнулася варта... Ускочыўшы на коней, любасныя паспрабавалі сысці ад пагоні, а яна ўсе бліжэй і бліжэй, і вось ужо наганяе. Юнак адправіў Парушэння ў бок яе дома, а сам адвеў пагоню.

Прымчалася дзяўчына на кані да таго месца, дзе быў яе з бацькам дом, і ўбачыла толькі папялішча. У знямозе апусцілася яна на зямлю і стала чакаць жаніха. Шмат прайшло часу, а юнак усе не з"яўляўся. І тады успомніла Нара пра люстэрка, зазірнула ў яго і ўбачыла - ляжыць на ўзгорку цела забітага юнакі, варта над ім верны конь ды крумкач кружыць. У жаху выпусціла дзяўчына люстэрка...

Таксама існуе іншая легенда ўзнікнення возера Нарач:

Калісьці на беразе вялікага возера з крыштальна-празрыстай вадой жыла дзяўчына Нара. На заходзе любіла яна сядзець ля вады на пяшчаным беразе і спяваць, падыгрываючы сабе на арфе.

Аднойчы песні Нары пачуў пан, стары ўдавец, і захацелася яму ўзяць дзяўчыну ў жонкі. Але ў Нары быў жаніх, і яна адмовілася. Тады слугі забілі хлопца, а дзяўчыну прывялі ў панскія харомы.

У ноч перад шлюбам Нара падпаліла палац і паспрабавала ўцячы. На беразе яе нагнала палацавая ахова. Калі Нара зразумела, што ад пагоні не сысці, кінулася ў ваду.

З таго часу і называюць возера яе імем — Нара або Нарач.

Яшчэ адна легенда распавядае пра тое,

​што даўным-даўно азер тут не было, а стаяў густы дрымучы лес. У лесе ў хатцы жыў ляснік са сваей прыгажуняй дачкой. Многія прыязджалі да яе сватацца, але яна любіла адважнага і моцнага юнака, які да таго ж быў майстрам на ўсе рукі.

Аднойчы юнак падарыў сваей каханай люстэрка і сказаў: «Беражы яго, яно чароўнае і адліта з крынічных пясчынак, у ім ты ўбачыш свой лес.» Калі дзяўчына зазірнула ў люстэрка, то ўбачыла возера колеру неба і чайку, самотна парящую над хвалямі, але яна нічога не зразумела з гэтага бачання.

Аднойчы багаты памешчык паляваў у тых месцах, убачыў прыгажуню Галіну і загадаў сваім слугам даставіць яе ў яго замак. Каханы паспяшаўся на дапамогу. Забіўшы ненавіснага пана, маладыя сабраліся бегчы, але прачнулася вартавога, і юнак, загадаўшы Галіне схавацца, адвеў пагоню.

Доўга чакала дзяўчына свайго жаніха, але так і не дачакалася. Успомніўшы пра люстэрка, яна зазірнула ў яго і ўбачыла ляжачага на зямлі юнака. У роспачы выпусціла дзяўчына люстэрка і там, дзе ўпалі серабрыстыя аскепкі, зазіхацелі возера: з самага вялікага ўтварылася возера Нарач, сама ж дзяўчына ператварылася ў чайку, якая да гэтага часу кружыць над вадой і кліча свайго каханага.

Іншая легенда абвяшчае,

што не было Нарачы тут, не было Баторына і Мястра. Не было гэтых бялявых прыбярэжных бяроз, крыку чаек і выбеленых стагоддзямі аблокаў. Была толькі гінула, чорная зямля, як і яе ограбленная лес. І жыла на гэтай зямлі непрыгожая, як і сама зямля, дзяўчына Аленка. Але душой была Аленка святлей за самы белы дзень - столькі непрыкметнага хараства таілася ў ей.

Радаваліся дабрыні дзяўчыны простыя людзі, не раз сушыла яна слезы іх горкіх няшчасцяў. І ўсім сэрцам палюбіў непрыгожую дзяўчыну хлопец-прыгажун. Толькі сярод людзей былі і злыя людзі. Яны дакаралі, павучалі яго: «Не трэба мець вачэй, каб бачыць, якая непрыемная твая выбранніца».

Захліснула пакутай, смуткам параненае сэрца. Да рассветных зорь хлопец насіў па зямлі чорную смутак, і яна лілася з сэрца журботнай, сумнай песняй. І столькі непадробнага пачуцця было ў яе простых словах, столькі жадання надзяліць прыгажосцю ўвесь свет! Не магла песня не крануць сэрца добрага чараўніка. І ен, расчувствовавшись ею да слез, вырашыў дапамагчы бядзе юнакі: падараваў яму чароўнае люстэрка.

Посмотрелась ў люстэрка Аленка - прыгажуняй стала. Пасвятлела на чорнай зямлі ад яе дзіўны прыгажосці. У сведкі іх шчасця склікаў юнак ўсіх добрых людзей. Упершыню яго сэрца спявала пра шчасце. Аднак нядоўгім было яно.

Пачуў пра цуд князь з палаца. Зайздрасцю засвяціліся хітрыя вочы, калі прыгажуня пераступіла княскі парог. Гэта скарб за ўсе мае даражэй, - толькі і сказаў князь. Закаханых разлучылі. Праклінаючы сваю прыгажосць, жорстка пакарала ў палацы князя чароўнае люстэрка дзяўчына: разбіла яго, і ў шумным радасным гомане прыснуло яно дробнымі асколкамі-пырскамі. І там, дзе ўпалі асколкі, імгненна з"явіўся крыніца, забілася паспяхова і бурна.

Пад хвалямі, празрыстымі і светлымі, як само каханне, хаваў ен княскі палац. А калі пенныя хвалі супакоіліся, вачам людзей адкрыўся цуд: раскінулася перад імі вялізнае блакітнае возера. І тыя, хто глядзеўся ў яго, прыгажэлі душой і сэрцам. А Нарач - значыць, названая хлопца, кажуць людзі. У кожнай казцы прыгажосць і каханне, каханне і трагедыя...

Яшчэ адна легенда расказвае,

што даўным-даўно ў гэтых цудоўных маляўнічых месцах жылі працавітыя, адкрытыя душой і сэрцам, людзі. Беражліва і з любоўю ставіліся да лясоў, азераў, лугах і палях, як да сваей роднай маці, якая іх выпестовала і ўзгадавала. Разумелі мову птушак і звяроў, шолах лісця і травы, плескат азерных хваль.

У гэтым Богам береженом краі, на ўскрайку густога лесу, стаяла весачка, у якой жыла дзяўчына-прыгажуня, быццам бы народжаная сонцам. Імя яе было Нара. Многія аглядваліся на яе, ды толькі сэрца Нары было аддадзена адзінаму каханаму чалавеку - Рочу. Рочь - хлопец высокі, стройны, моцны, працавіты. Бог надзяліў яго добрай, светлай душой і чароўным дарам майстраваць прадметы, якія валодаюць цудадзейнай сілай.

Вельмі ен любіў сваю Парушэння, дня не мог пражыць без яе. Моцна хацелася Рочу зрабіць каханай якой-небудзь незвычайны цудоўны падарунак. Дзе б ен не быў: у лесе, на недалекай речушке, у полі - адусюль прыносіў дадому чароўныя кропелькі расы і крынічныя пясчынкі, якія свяціліся першымі праменьчыкамі сонца, пераліваліся колерамі вяселкі, месяцовым водбліскам ракі. І калі кропелек-пясчынак сабралася шмат, Рочь адліў з іх цудоўнае люстэрка, якое стала валодаць цудадзейнай сілай - магло прадказваць лес чалавека.

Аднойчы, на чароўную купальскую ноч падарыў Рочь сваей каханай Наре гэта цудоўнае люстэрка, сказаўшы: « Беражы яго, яно чароўнае, у ім ты можаш убачыць тое, што чакае цябе наперадзе!» Паглядзеўшы ў яго, дзяўчына ўбачыла вялікае возера колеру блакітнага неба і самотна парящую чайку над ім, але нічога не зразумела з гэтага бачання.

Скончылася дзівосная Купальская ноч, маладыя хлопцы і дзяўчаты разыходзіліся па хатах і ў гэты час адкуль ні вазьміся з«явіўся на беразе возера страшны Змей. З чужых краеў приползло цуд брыдкае, страшыдла рагатая. Спадабалася яму чароўнае возера ў бурштынавых берагах і ен пасяліўся ў ім. Счарнеў возера, высахлі лесу на берагах яго, нават сонейка не з»яўлялася з-за чорных аблокаў. Стала змрочна, няўтульна, страшна ў гэтых краях.

З таго часу пачалі знікаць мясцовыя прыгажуні: птушкі паляцелі, танцорки, майстрыхі лепшыя. Пойдзе да возера якая-небудзь, таму не вяртаецца. У многія дамы прыйшла бяда. Пайшлі чуткі, што вадзяны Змей, якога празвалі Горебедом, дзяўчат забірае да сябе ў возера на забаву.

Адзін раз у годзе, у летнюю купальскую ноч, калі поўню. залівае возера срэбным святлом, Змей выпускае сваіх нявольніц да ўзыходу сонца. І водзяць яны карагоды, ткуць-вышываюць, гуляюць на дудочках, ды песні спяваюць сумныя. І так тужліва-жаласліва яны выводзяць мелодыю сваімі пяшчотнымі галасамі, што людзі, не гледзячы на страшнага Змея, усе роўна прыходзяць у купальскую ноч да возера, каб паслухаць іх крыштальнае спевы.

Прыйшла і Нара з сяброўкамі паслухаць цудоўныя спевы. Плакалі і не заўважылі, як Змей выйшаў з вады і падкраўся да дзяўчат; схапіў самую прыгожую з іх - Вонкі - і ў ваду.

Даведаўся Рочь пра гора страшнае, кінуўся да возера, ды нічога не мог зрабіць: возера глыбокае, дзе знаходзіцца пячора Змяя - не ведае. Тады змайстраваў ен сабе гуслі чарадзейныя, са звонкімі струнамі; стаў гуляць так, што зямля скалыналася, падымаліся вялікія хвалі, возера выходзіла з берагоў.

Не стала нідзе спакою ад гэтых гукаў Змяю Горебеду. І выйшла пачвара з вады, і крыкнуў Рочь:

Вярні мне маю нявесту, Парушэння каханую, а сам выбірайся з гэтых месцаў!

Калі хочаш атрымаць Парушэння назад, ты павінен аддаць мне свае чарадзейныя гуслі і стаць такім жа як я!

Я павінен стаць Змеем?!

Так! Ты прымеш мае аблічча, а я стану чалавекам, і буду жыць на зямлі, сярод людзей: буду працягваць несці зло і гора ў гэты свет.

Рочь зрабіў выгляд, што пагадзіўся на гэта. Змей адпусціў Парушэння і запатрабаваў у Rocha аддаць яму гуслі. Але ў апошні момант юнак змог ударыць па струнах з апантанай сілай. Ад пранізлівых гукаў Горебед зваліўся нежывым. І ўсе ж праклен пачвары паспела адбыцца: Рочь ператварыўся ў Змея, але душа яго засталася ранейшай: добрай і спагаднай.

Ен не губіў людзей, а дапамагаў ім. Аднойчы зімой некалькі рыбакоў праваліліся пад лед, ніхто не мог ім дапамагчы. Іх крыкі аб дапамозе пачуў Рочь. Ен выграб на беразе дзве жмені зямлі і насыпаў у возера, на гэтым цудадзейным пяшчаным востраве і выратаваліся рыбакі. З тых часоў у народзе сталі называць Роча Добродаром.

Нара не змагла перажыць расстання з каханым. Доўга плакала яна, гледзячы на падарунак Роча - чароўнае люстэрка, успамінала далікатныя сустрэчы і добрыя, крыху сумныя, вочы свайго каханага. Выпала чароўнае люстэрка з аслабелых рук, пырснула яно дробнымі асколкамі - праменьчыкамі. І там, дзе ўпалі асколкі, імгненна забілі бурлівыя крыніцы-крынічкі, напаўняючы возера светлай і празрыстай, як сама любоў Нары і Роча, вадой.

А дзяўчына ператварылася ў белокрылую чайку, якая да гэтага часу летае над азерамі, няўцешна плача і кліча свайго каханага... Імены закаханых, зліўшыся разам, далі назву возера Нарач, на берагах якога калі-то юныя Нара і Рочь святкавалі Купалле.

Аднойчы, калі Нара спявала, праязджаў вёскай пан, стары ўдавец. Пачуў ён дзівосную песню і загадаў спыніць каня. Слухаў, слухаў і сказаў Нары:

—Прыгожая кветка вырасла ў нашым краі. Табе толью спяваць у маіх пакоях.

—Кепская з мяне будзе служанка, — прамовіла Нара.

—Ты будзеш гаспадыняй, жонкай маёй, — зазначыў пан.

Вакол Нары сядзелі на зялёнай мураве хлопцы і дзяўчаты. Адзін з іх, чарнявы хлопец, падышоў да пана.

—Гэта мая нявеста, — сказаў ён, — а пан няхай сярод паноў жонку шукае.

—Аці не сын ты таго Пятра, што бунтаваў мне народ? — успомніў пан, чырванеючы ад злосці. I залемантаваў: «Узяць яго!».

Прыслужнікі звязалі Андрэйку і павезлі ў маёнтак. Больш яго ніхто не бачыў. Праз некаторы час пасля гэтага здарэння пан зноў прыехаў да Нары даведацца, ці згодна яна да шлюбу. Дзяўчына зрабіла выгляд, што згадзілася. Тут жа дамовіліся пра вяселле.

Надышоў гэты дзень. Злосны вецер гнаў цёмныя хмары, а лес спяваў жалобныя песні Нара ехала на фурманцы ў маёнтак, у руках трымала пакунак. Сустрэлі яе служаню. Завялі ў панскія пакоі і апранулі у шлюбнае адзенне. I Нара выйшла такой прыгажуняй, што ні пяром апісаць, ні ў казцы расказаць. Пакланілася яна пану ды папрасілася перад шлюбам крышку адной пабыць у пакоях. Пан згадзіўся. Ходзіць ён па двары, на служанак пакрыквае і на дзверы паглядвае.

А Нара тым часам з пакунка дастала смаляю ды падпаліла пакоі адзін за другім. I калі шугануў чорны дым з вакон, а на даху заскакалі чырвоныя языкі полымя, выскачыла праз вакно і на сваей фурманцы, паганяючы каня, паехала ў вёску. Прыйшла на тое месца, дзе з Андрэйкам часта сустракала ўсход сонца, прыхілілася да клёна і горка заплакала.

Ды тут пачуўся конскі тупат. Прыехалі панскія служакі. Бегалі па ўсёй вёсцы. Людзей бізунамі білі. Дапытваліся, дзе Нара.

— Вось яна, — закрычаў адзін з іх.

— Жывую не возьмеце, — крыкнула ворагам дзяўчына і кінулася да возера.
Цёмныя хвалі з белымі грабянямі ішлі адна за другой, а на беразе калыхаўся човен. Той човен, у якім Нара з Андрэйкам не раз каталіся. Спрытна і ўмела ўхапілася яна за карму і, адштурхнуўшыся ад берага, села ў човен.

— Я адпомсціла, пан, за Андрэйку, за яго бацьку і за ўсіх тых, хто загінуў
ад тваіх рук у тваім маёнтку, — прашаптала Нара.

Ад злосці панскія служакі кінулі гуслі іў возера. А човен адплываў усё далей і далей, потым зусім знік у хвалях. Усю ноч бушавала возера. Стагналі хвал1...

3 таго часу назвалі людзі возера імем смелай дзяўчыны. Да нашых дзён дайшла назва Нарач.


Саша Митрахович 01.12.2015 20:20

Вода в представлениях далёких предков белорусов была средой таинственной, если не сказать – враждебной человеку. Поэтому ничего удивительного, что существование в самом центре водной глади земли, «выстоявшей» в сражении двух стихий, обрастало легендами и мифологическими представлениями.

  • В пятёрку самых таинственных, безусловно, входит Освейское озеро. Когда-то здесь жили фино-угорские племена, которые рассматривали это озеро как самостоятельный, или, как мы бы сегодня назвали, параллельный мир. По легендам, сохранившимся с тех времён, в озере жили обитатели, очень похожие на людей, однако куда более могущественные. Они могли порадовать «землян» сокровищами, но тем, кто, ведомый алчностью, отправлялся в дорогу на поиски золота, назад путь был заказан. Даже рыбаки, которые и сегодня ловят в этом озере рыбу и раков, строго соблюдают многочисленные ритуалы подготовки к каждому выходу. А те, кто упустил что-то из ритуалов, не ловят дважды на одном месте. Так сказать, во избежание эксцессов.

  • Недалеко от Браслава (а этот край богат на озёра, недаром же и этнографы называют его Поозерье) есть озеро Струста. С ним у местных жителей связано немало легенд, наиболее яркая из которых гласит, что когда-то уровень воды здесь понизится настолько, что станет виден валун, который сейчас якобы находится на самом дне. И как только он поднимется над поверхностью озера, начнутся мощные грозы, и молнии будут бить именно в него, и вода закипит, а потом и вовсе исчезнет. И превратится весь край в безжизненную пустыню.

    Предсказания апокалипсиса достаточно характерны для всех культур мира, и белорусы – не исключение. Отчасти именно поэтому осушению болотистых участков в окрестностях Браслава местные жители отнюдь не способствовали. Ещё бы, когда такие перспективы!

    Сегодня на озере имеются семь островов различного размера, многие из которых совсем «молодые».

  • 3. Снуды

    Это озеро также находится в непосредственной близости от Браслава. Местные жители здесь издревле занимались главным образом ремёслами, связанными с добычей рыбы и раков. Свежайшую, только что выловленную, рыбу отправляли как на ближайшие базары, так и вполне себе достойным заказчикам, в том числе, в аристократические имения. Легенды гласят, что местную рыбу отправляли «даже Радзивиллам», некоронованным королям Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.

    А о происхождении озера говорят так. Жила в пуще семья охотника. И в один из годов весна удалась очень голодной. Добычи не было, и люди голодали. Особенно страдали дети. В один из дней отец-охотник отправился в лес, и пропал. Тогда старший сын обратился за помощью к высшим силам, и неподалёку от сторожки земля провалилась, и провал наполнился водой, а вода даже забурлила от множества рыбы. Семья сумела выжить, только пропитание уже стала добывать иначе – рыбной ловлей.

  • 2. Мядель

    В Национальном парке «Нарочанский» в тройку самых крупных озёр входит озеро Мядель, которое находится неподалёку от одноименного города. Собственно, город изначально располагался на одном из островов на этом озере, и лишь после большого пожара уцелевшие жители перенесли поселение на берег.

    Про озеро рассказывают немало романтических легенд, среди которых особо выделяется та, что рассказывает о том, самом первом, островном замке. Первые поселенцы якобы получили предсказание о том, что поддерживать контакты с миром для них смертельно опасно. И длительное время поселение было достаточно замкнутым. Однако позднее здесь появился замок, и светская жизнь в нём закипела со всей интенсивностью. Предсказание сбылось: именно общение с широким кругом людей привело к эпидемии чумы. В попытках преодолеть болезнь в замке начался пожар, который уже почти некому было тушить.

  • 1. Неспишь

    Это живописное озеро – одно из множества чудесных озёр Браславщины. С ним связано множество легенд, причём начиная от момента образования – и, согласно древнему преданию, образовалось оно из зеркала красавицы, которую злобный властитель хотел против воли взять в жёны. Девушка отказалась, и тогда самолюбивый князь пошёл на замок, где она жила с родителями, с несметным войском. Помогло якобы старое зеркало, которое хранилось в замке: когда девушка бросила его в сторону преследователя из башни, вокруг замка разлилось озеро, а неприятель вместе со своими рыцарями оказался погребён в его пучине.

    Эта легенда интересна тем, что в ней можно встретить и отсылки на библейскую историю исхода из Египта, и историю о полоцкой княжне Рагнеде, только со счастливым концом.

    К слову, остров на озере действительно есть, и называется он – Монастырь. На нём на протяжении нескольких веков действительно существовали монастыри – униатский (греко-католический), православный. И именно здесь долгое время хранилась чудодейственная икона Богоматери Браславской, Королевы озёр, поклониться которой паломники отправляются и сегодня, – но теперь уже в Браслав.

Большинство белорусских озёр могут похвастаться своими легендами и преданиями. Для местных жителей эти легенды – часть их повседневности, а для туристов – удивительная «приправа» живописнейших мест, полюбоваться на которые стоит хотя бы однажды. Чтобы непременно вернуться снова.

Катерина Сидорук

Легенды Беларуси. Не только в Хэллоуин происходит что-то сверхъестественное. В Беларуси, как мы выяснили, мистика и фантастика встречаются чаще, чем можно себе представить.

Накануне самого мистического праздника мы составили , разбросанных по всей территории страны. Может, и вы бывали там и видели что-то необычное?

1. Легенды Беларуси. Ковалевский плюшевый мишка

Безобидная детская игрушка для некоторых жителей микрорайона Бреста Ковалево стала синонимом жути. Привидение-мишка являлось людям в конце коридора, и от него невозможно было оторвать взгляд.

Жительница Ковалева рассказала исследователям портала ufo-com.net, что для нее привидение-мишка стало чем-то вроде приманки. Елена лежала и смотрела, а он отдалялся в сторону кухни квартиры и «тянул» за собой ее взгляд.

Елена читала молитву «Отче наш», но это не помогало: в кухне женщина увидела какого-то мужчину. После этого нечто пронзительно завизжало, запрыгнуло на лежащую хозяйку дома и укусило в шею.

Елена утверждает, что после произошедшего несколько дней с шеи не сходили коричневые пятнышки. На укус в шею жаловался и ребенок, который до того спал.

2. Чудесное озеро Витебщины

Озеро, названное Святым, расположилось в Городокском лесу. Найти его не так-то легко, да и стоит ли искать. Легенда гласит, что сам дьявол когда-то утопил здесь церковь. Поэтому со дна озера будто бы попадают в ад.

И живут в нем не только рыбы да жабы. Местные русалки вовсе не похожи на добрую русалочку Ариэль. Они заманивают неудачливых путников и топят их в озере.

Сопротивляться красавице сложно: ее бездонные голубые глаза гипнотизируют. К тому же не только у воды можно наткнуться на коварных существ: иногда русалки появляются в полях и лесах. Тогда смерти от воды можно не ждать: скорее всего, девица просто-напросто защекочет вас до смерти.

Есть два способа спастись от русалки: встать в нарисованный на земле круг, в котором должен быть начерчен крест. Второй вариант – как можно быстрее сказать «Чур моя!» Повинуясь приказу, русалка пойдет в жилище того, кто ее пленил, и будет честно и беспрекословно выполнять работу по дому.

3. Мозырское Красное болото

Еще один коварный обитатель белорусских водоемов – водяной. Чаще всего водяного описывают как длиннорукого мужчину с внушительным пузом и запутанными волосами-водорослями. Но иногда водяные могут менять свой облик.

К примеру, недалеко от Красного болота, у освященного источника, был замечен водяной в образе девочки. Очевидец набирал там воду, а малышка с глазами цвета морской волны протягивала в ладонях ярко-красные ягоды. Спугнул девочку-водяного звук, раздавшийся поодаль: кто-то еще хотел набрать воды.

4. Путчинский вампир

На самом деле, вампиры – это не сладкие Эдварды Каллены, и даже не драматичные Луи. По крайней мере, белорусские. Чаще это покойники, которых похоронили год или несколько лет назад. В могилах им не лежится: усопшие встают по ночам и приходят пить кровь своих живых родственников.

При жизни вампиры обычно имеют репутацию колдунов. Раньше считалось, что такого покойника нужно откопать и вбить ему в грудь осиновый кол, а потом желательно сжечь тело. По преданиям, откопанные мертвецы не разлагались, а были полны свежей крови.

Теперь о вампирах почти ничего не слышно, но лишь почти. В деревне Путчино, что под Минском, помнят историю, произошедшей в прошлом веке. Очевидцем ужаса стала маленькая девочка, игравшая с другими детьми у дома, в котором год назад умер мужчина. Внезапно покойник появился на дороге и подошел к дому.

Выглядел мужчина нездорово: он был серым и дряхлым. Дети стали кричать, что пришел «тятя», чтобы мать вышла из дому. «Тятя» тем временем схватил одну из своих дочек и направился прочь.

Так бы и ушел, но мать все же вышла из дому и закричала. Видимо, она спугнула покойного мужа: вампир исчез. Говорят, девочка упала на землю, рыдая от страха.

5. Борисовские «круги на полях»

Казалось бы, инопланетяне не балуют Беларусь своим вниманием, но все не так однозначно. Борисов прославился на всю страну самой настоящей пиктограммой. Мы привыкли к классической придавленной кукурузе, но в Борисове инопланетяне выбрали для посадки поле с тритикале.

Круг был образован по всем канонам. В общем, все как у людей, точнее – инопланетян. Стебли тритикале были аккуратно придавлены по кругу, лежали по часовой стрелке. От основной окружности в четыре стороны расходились небольшие «коридорчики», которые венчались кружками поменьше. Самый главный круг был диаметром примерно в 20 метров, а его «лучи» направлялись по четырем сторонам света.

Обнаружили круги утром 17 мая 2009 года. Следующей ночью местные жители организовали ночные бдения – в надежде, что НЛО вернется, но этого не произошло. Позже портал ufo-com.net составил схему пиктограммы.

6. Слободской полтергейст

Сообщения о полтергейстах в Беларуси не так уж редки. Удивительные вещи случились в деревне Слобода Минского района. Точнее, началось все в самом городе.

В квартире одной семьи стало происходить невероятное: предметы телепортировались, иногда исчезали, а потом появлялись в других местах. Например, могли пропасть, а затем посыпаться с потолка деньги. В воздухе появлялось яйцо, которое внезапно падало и разбивалось.

Мать семейства взяла двух своих дочерей и уехала в деревню Слобода к матери, надеясь спастись от полтергейста, но аномальные явления последовали за ними.

Самое страшное началось, когда предметы стали телепортироваться в старшую дочку, тогда ей было 11 лет. Изо рта у нее вывалились гвоздь, битое стекло, а из ушей с помощью пинцета пришлось доставать металлические проволочки. При этом слизистая не повреждалась, а самостоятельно проглотить эти предметы девочка не могла.

Дочь женщины говорила о том, что видит некий белый столб, отдающий приказы.

Мать семейства винила в происходящем бывшего мужа. Тот постоянно приходил к ним, скандалил. Годом ранее он уносил из дома и тайком возвращал обратно детские вещи. Мать его была известна как колдунья.

Этим случаем занимались специалисты по паранормальным явлениям. Они испытали чертовщину и на себе, когда забрали появившееся из воздуха и разбившееся яйцо. После того как один из них попал в катастрофу, было решено прекратить изучение.

7. Вилейские аномалии

Вилейщина в конце восьмидесятых – начале девяностых годов стала настоящим аэродромом для НЛО. Местные жители говорили о том, что в небе постоянно появляются некие шары.

Шары летали практически круглый год будто по расписанию. Летом появлялись примерно в 9-10 часов вечера, а зимой – в 7-8.

Были и другие случаи: жители Сосновки сообщали, что видели красный шар, который направился вверх, и случилось это около полуночи.

Жители же Дубровки рассказывали, как объекты «обшаривали» местность прожекторами и даже не брезговали приземлиться – в лесу или рядом с фермой. Объекты, по их словам были красными, шарообразными. В общем, показания многочисленных свидетелей совпадают.

Теперь «аэродром», видимо, заброшен, так как НЛО уже давно не беспокоило жителей Вилейщины. Тем не менее многие уфологии продолжают следить за этой зоной.

8. Брестский Бернардинский монастырь

Некогда величественный Бернардинский монастырь к нашему времени стал развалинами. Но простыми и заурядными их никак не назовешь .

Один из исследователей истории Бреста посещал развалины со своими помощницами, и обе они были поражены. Как и сам исследователь.

Дело в том, что девушки слышали пение монашеского хора, при этом свои наблюдения они сделали независимо друг от друга.

Спутать звучащие в унисон человеческие голоса с чем-то еще было невозможно: ближайшее место, где проходят песнопения, находится на приличном расстоянии, да и хор там православный. К тому же в момент, когда слышались звуки, исследователи находились в подвалах Бернардинского монастыря.

9. Лошицкая усадьба

С усадьбой, расположенной в Минске, связана довольно трагическая история. Любители паранормального знают усадьбу как обитель призрака Ядвиги, которая некогда хозяйничала в доме.

Ядвига была молодой женой не очень молодого Евстафия Любанского. Прекрасная и умная Ядвига нравилась не одному ему. У девушки был яркий и довольно продолжительный роман с Мусиным-Пушкиным, который на тот момент был минским губернатором. Эта связь не могла понравиться супругу красавицы.

Однажды после ссоры с мужем Ядвига ушла из дома в расстроенных чувствах и направилась к реке. До сих пор никто не знает, утопилась девушка сама, «помог» ей кто-то или это было случайностью, но наутро ее тело нашли на берегу.

Евстафий тяжело переживал смерть жены, потерял волю к жизни и уехал на Кавказ. Но перед этим он приказал заложить окно комнаты Ядвиги кирпичом, а в парке посадил маньчжурский абрикос.

Призрак Ядвиги неоднократно видели в парке, чаще всего именно рядом с абрикосом. Ее описывают как женщину, облаченную в свободные белые одежды.

Считается, если девушка встретит это привидения, то Ядвига поможет ей в любовных делах.

10. Мирский замок

Мирский замок, расположившийся на Гродненщине, известен не только как историческая ценность и место туристического паломничества, но и как обитель Сонечки – довольно безобидного призрака. София Святополк-Мирская погибла безвинно в совсем юном возрасте – девочке было 12 лет.

Николай Святополк-Мирский однажды приказал вырубить сад, выросший у замка, и на его месте создать пруд. Пока проходила вырубка, погиб один из рабочих-лесорубов. Когда все было закончено, мать рабочего пришла к Николаю, прокляла его и озеро, сказав, что отныне здесь будут гибнуть люди – по одному за каждое срубленное дерево.

Первой жертвой проклятия стала Сонечка. Через несколько лет и сам Святополк-Мирский последовал за ней: его тело нашли на берегу злополучного пруда.

С тех пор дух неприкаянной девушки обитает в Мирском замке. А люди действительно гибнут: чаще всего в озере тонут мужчины.

9 февраля в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей открылась выставка «Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок, мифов и легенд». Скажу сразу, что выставка очень необычная.
Согласитесь, многие из нас с детства помнят некоторые слова-обзывалки, о происхождении которых даже не задумывались.
Мне, например, с самого раннего детства знакомо слово "жэвжик". Так нас часто называл папа, когда мы ставили дом вверх дном или весело визжали. Так и говорил: "Угомонитесь, жэвжики малые!"
Оказывается, Жэвжик - это символ белорусских рек. Вы знали об этом?
Вот и я только пару дней назад узнала.

Мы не знаем свою мифологию, легенды своей земли, свои мифы. А ведь это тот самый пласт народной культуры, легенд, мифов, сказов и сказаний, который стоит у истоков жизни.

Мы же знаем "Легенды и мифы древней Греции", той же Скандинавии, ту же Калевалу, а свое не знаем и думаем, что у нас ничего подобного не было и быть не могло.
Оказывается, самых разных славянских мифов и легенд у нас тоже много и нам тоже есть чем гордиться.
На открытие выставки приехал Павел Орлов, идейный вдохновитель, работающий в сфере IT-технологий. Он рассказал, что они с группой энтузиастов восстанавливают старинную усадьбу Обуховичей в деревне Великая Липа, что в 4-х км в сторону от маршрута Мир-Несвиж, которую планируют сделать своеобразным музеем и "поселить" туда славянских сказочных героев, которые и не такие сказочные, как нам кажется.

Усадьба рода Обуховичей находится в Несвижском районе, в нескольких километрах от дороги Мир — Несвиж. После присоединения западной части Беларуси к СССР последние Обуховичи покинули территорию Беларуси и переехали в Польшу или Литву. Род Обуховичей играл значимую роль в период, когда ВКЛ было в составе Речи Посполитой.
Наиболее известным представителем рода является Филипп Казимир Обухович. Он был послом шляхты мозырского повета, участвовал в избрании короля Яна II Казимира. С 1653 года он был воеводой витебского и смоленского повета. Филипп Казимир Обухович возглавлял оборону Смоленска в 1654 году, но после долгой осады, вследствие измены наемного немецкого войска, сдал город русским после четырехмесячной осады. Филиппа Казимира обвинили в измене и дали возможность оправдать свою честь в бою. Он участвовал в осаде Варшавы, оккупированной шведами. Командуя полком в составе войск Сапеги, дошел с боями до Бреста, где заболел и умер. Обуховича реабилитировали в 1658 году.

Петр Цалко, директор филиала Ветковского музея, очень интересно рассказал о наших мифических персонажах.

Жэвжик и Лозовик.

Я уже сказала, что он опекун и символ белорусских рек. Но ведь еще интересно, как он выглядел?
На выставке можно это увидеть. Коль символ рек, то он в лодке. А если учесть, что мифологические герои выполнены в полный рост, то это худой дедок, небольшого роста, с рыжей бородой, длинной шеей, худыми длинными руками и ногами. Жевжик очень сильный, энергичный и понятно, что скрытный.

Живет на самой глубине реки. Днем плавает под водой, наблюдает за течением. Ночью Жевжик подымается на поверхность воды и плавает на лодке держа в руках пику с двумя острыми зубцами, которой разгонят перед собой волны. Люди Жевжика не могут увидеть, т.к. он плавает в невидимой накидке. Если Жевжик видит, что человек и лодка тонут, то он одним движение пики подымает и спасает их. Если нужно для спасения, то Жевжик может остановить бурю и ветер. Жевжику подчиняются все другие водяные мифологические существа - Водяной, Лозовик и другие.

Лозовик
Это опекун и символ белорусских болот. Он похож на старого маленького карлика с одним глазом, длинной бородой и пугой (кнутом) в руке. Живет Лозовик в маленьком домике без окон. Если к дому Лозовика подходит человек, он удаляется от него на недоступное растояние.
Лозовик любит ходить по болотам, в это время его один глаз горит как огонь. Рядом с Лозовиком живут маленькие шумные чертята - Лозники, которые организуют коллективно разные пакости.

Так Лозники могут заманить в густую лозу или топкое болото. Но они позабавятся и сами помогают бедолагам выбраться подсовывая куст лозы.
Маленькие Лозники часто погибают от ударов молний.
Лозовик и Лозники очень боятся осушения болот и вырубки лозы, где проходит вся их жизнь. Если это происходит, Лозовик и Лозники погибают вместе или пропадают бесследно.
Хочется верить, что с осушением болот в Беларуси они все же не исчезли полностью.

Ёуник.
У меня в одной из социалок, когда увидели фото Ёуника, сразу же спросили кто это?
Когда я ответила на вопрос, то обвинили в том, что в славянской мифологии не было такого персонажа и я сама его придумала. Вот дословный комментарий: "Никогда не слышала о таком мифическом персонаже, тем более, в славянской мифологии. Это плод вашей фантазии. Не задуривайте людям мозги, придумывая всякую нечисть, выдавая ее действительность"

Скажу сразу. Я ничего не придумывала и не выдумывала. Этот мифологический персонаж придуман давно и не мной. Этот загадочный персонаж встречается только в белорусской мифологии. А как он выглядит и где обитает, я сама узнала на выставке во дворце Румянцевых и Паскевичей.
Ёуник - символ трудолюбия, порядка, рациональности, практичности, хозяйственности. Хозяин такой...
Его название произошло от слова ёвня , где он живет.
Ёвня - это постройка, которая раньше была в каждом дворе, где сушили снопы перед молотьбой, чтобы снопы хорошо молотились, а сухое зерно хорошо хранилось. Часто из практичности ёвня была пристроена к бане, а так как баню часто топили и топили "по-черному", что ёвник был закопчен, перепачкан сажей. Похож он на большой бесформенный ком из отрубей с маленькими короткими ногами.


Он не показывался на глаза людям, хотя оказывал им важную помощь, поддерживал огонь в печи, создавал когда нужно сквозняк, чтобы снопы сохли равномерно.
Ёуник практически никогда не выходил из ёуни, только за редким исключением, чтобы выкашлять сажу и посмотреть как работники обмолачивают снопы.
Дружил с Лазником. (Лазня - баня). А мы уже говорили, что ёуня часто размещалась рядом с баней, а нередко снопы сушили и прямо в бане.
Ёуник помогал только хозяевам и если в ёуню заходили чужие люди, то он мог их пугать, что бы не завидовали чужому добру и не сглазили будущий урожай. Ёуник не горел в огне. Если же плохие хозяева разгневали Ёуника, то он и сам может спалить и снопы и саму ёуню.
Ёвник скрытный, но милый. Добрый, но с сильным характером.

Злыдень.

Живут они в домах и на подворьях. Похожи на маленьких горбатых то ли собак, то ли котов. Если Злыдни появляются в доме, то живут где-нибудь в неприметных местах: под печкой, в углу под топчаном, в других укромных местах. Когда хозяева уходят из дома, Злыдни начинают пакостить. Наиболее распространенные пакости Злыдней: насыпать песок в кашу и муку, заглядывать в каждую кастрюлю и раскидывать их, бить посуду, наливать воду в масло. Они могут появится в любом доме, но чаще всего там, где хозяева стараются всеми способами разбогатеть. Злыдни причиняю ущерб хозяйству, тем самым уменьшаю богатство таких хозяев. Носят они. Одеты они в большие боты и шапки-ушанки.

Домовик и Домовуха.

Домовиков мы знаем с детства. Во многих семьях есть свои рассказы о свлих домовиках, есть определенные традиции, а многие даже переезжая с места на место перевозят в специальной коробке и своих домовиков.
Домовики - славянские символы порядка и добрабыта с доме.

Домовик - добрый мифологический домашний дух. У каждого Домовика есть Домовуха. Они как люди всегда живут парами. По преданиям они похожи на маленьких человечков, но никогда не показываются людям на глаза. Говорят, что они похожи на хозяев дома.

Домовики как и люди едят, пьют, радуются и огорчаются, рождаются и умирают. Поэтому старые люди говорят, что со стола нельзя все убирать и обязательно надо оставлять кусочек хлеба, накрытый салфеткой. Домовики имеют свой характер и могут наказывать крикливых и неаккуратных хозяев дома, они не любят домашние скандалы, пытаются всячески отвлечь хлзяев от неприятных дел спрятав вещи. Мы с вами сами не раз сталкивались с чудесами, когда вещь ищешь-ищешь, все внимательно пересмотришь, а через какое-то время эта самая вещь лежит на видном месте.
Когда строят новый дом, чтобы задобрить Домовиков, под углы насыпают жито.

Дедка
Дедка - белорусский символ богатства и достатка. Судя по-всему, наш Дедка с нашей земли ушел и возвращаться пока не собирается, ибо та нищета, которую мы сегодня имеем, говорит о том, что мы осиротели.
Дедка - мифологический герой, который дарит богатства. У Дедки красные огненные глаза и красная борода. Дедка ходит одетый как бедняк с сумкой на плече. Если Дедку встречает несчастный или бедняк, то перед тем как заметить Дедку человек засыпает. Пока человек спит Дедка обеспечивает его нужным количеством денег. Если Дедку встречает богатый, но несчастный человек, то Дедка показываем ему во сне что нужно сделать, чтобы стать счастливым.

Действующим лицом во снах людей является сам Дедка, которого люди узнают по красным огненным глазам и такой же красной бороде. Белорусы считают Дедку хранителем богатств - он появляется там, где закопан клад. Люди не видят самого Дедку, но видят красные глаза в виде огней. Кто знает и заметил такие огни, смело идут на них. На огонек нужно кинуть шляпу или пук волос, тогда клад окажется у самой поверхности земли. Если кинуть боты или лапти, то клад опустится так глубоко в землю, что придется всю жизнь его откапывать.
Если вы, дорогие читатели, встретите Дедку, то передайте ему, чтобы возвращался на белорусскую землю. Он наш персонаж и работы у него тут на три жизни уже собралось.

Шатан
Шатаны - символы безделья, гультайства, черствости и назойливости. Эти мифические существа наиболее адаптированы к нашей реальности и не являются такими уж мифическими. К ним можно смело отнести всех наших алкашей, которые днями шатаются по дворам в поисках выпить. Мне кажется, что их у нас столько, что даже прятаться смысла нет.

Вот смотрите, характеристика полностью соответствует. Шатаны надоедливые и приставучие существа, которые сами ничего не делают. Шатаны шатаются туда-сюда целыми днями отвлекая других от работы. Сами Шатаны мрачные, характеры у них скверные. На помощь даже своим браться не приходят, т.к. не терпят в том числе друг друга. Их даже налог на тунеядство не пугает.

Современные реальные Шатаны отличаются от мифических тем, что в свободное время не плетут лапти и не делают себе трости. Это мифические хоть что-то делали, чтобы существовать, плели лапти и делали трости, которые быстро стирались и ломались от постоянно бесполезного шатания.
Шатаны сегодня, как и раньше, часто гибнут от шалостей и нападений злых духов и существ, которые преследуют их без апахмелу. Чаще всего шалят и губят их "белочки".
Мрачные, характеры скверные. С самого утра могут прицепиться к человеку и склонять его к такому же бессмысленному шатанию.

Житень


Житень - опекун и символ белорусских полей, земледелия, хозяйства. Житень способствует росту и созреванию зерновых культур, овощей и фруктов.
Это мифологическое существо, напоминающее худого старика невысокого роста с взъерошенными волосами. У этого мифологического героя три глаза - два спереди, один сзади. Он ходит по полям, наблюдает за всем, смотрит чтобы урожай хорошо созрел и аккуратно был собран. Если Житень находит много оставленных колосков небережливыми хозяевами, он собирает их в снопы и переносит на поля более бережливых, а значит более бедных людей. На следующий год на поле нерадивых хозяев будет плохой урожай, а вот бережливые люди могут ожидать хороший урожай.
Тоже самое происходит и на полях с овощами, и в садах.

Житень может подойти к нерадивым хозяевам и погрозить им пальцем, сказав что в следующем году у них будет плохой урожай. Он предупреждает и дает возможность быстро исправиться. Его можно встретить в виде бедняка с сумкой. Житень так же предупреждает людей о том, что год будет голодным необходимо сделать запас зерна.

Житень часто незаметно ходит по полям во время сева, пристально смотрит за тем, чтобы люди аккуратно сеяли зерно, хорошо прикрывали его, если видит непорядок, то сам втаптывает зерна, чтобы ни одно не пропало и быстрее набралось земными соками.

Так что, зря мы думаем, что в старые времена люди жили грустно и скучно. Вовсе нет.
Наши предки жили весело и никогда, как мы видим, не были одинокими. Везде кто-то жил, кто-то был, кто-то оберегал и защищал дома, хозяйство, урожаи и окружающую среду. В печи - огневик, под снопом - евник, на сеновале - пунник. Все мы знаем и о водяных, и о болотных багниках, а в лесу живут лешие и лесовики. И чтобы как-то нашим предкам выжить среди всей этой братии надо было с ними как-то дружить.
Я и сегодня знаю старых людей, которые никогда не идут в лес с пустыми руками, а обязательно несут гостинцы лесовичку. Это и хлеб, и конфетки, и яблочки. Оставляют все это на пенечке.
А лесовик в долгу не остается, указывает в какой стороне ягодки и грибочки искать.

Замок в Лиде (Гродненская обл.). Фото Сергея Плыткевича, www.planetabelarus.by

Наши белорусские приведения живут во дворцах и руинах древних замков, подземными коридорами ходят друг к другу в гости, тоскуют, развлекаются и подшучивают над любопытными туристами. Где живет призрак Боны Сфорца и кого не любит Черная Дама Коссовского дворца, о чем беспокоится привидение Яна Кишки и куда исчезают духи убийц Кейстута - обо всем этом знает автор Радио «Свабода» Яна Шидловская.


Несвижский дворец.

1. Геранёнский замок и дворец в Несвиже: Черная Панна

В надежде на встречу с привидениями путешественники чаще всего отправляются в Несвиж, где во дворце появляется Черная Панна. История этого трагического романа началась в Геранёнском замке, после того как умер его владелец Станислав Гаштольд и оставил молодую вдову. Вскоре в замок, чтобы урегулировать вопросы наследства, приехал Жигимонт (Сигизмунд) II Август. Планировавшийся кратким визит растянулся на несколько недель. Сложно не влюбиться в молодую вдову, если она - Барбара Радзивилл - одна из самых красивых женщин края.

Жигимонт Август стал частым гостем Геранёнского замка, однако спустя некоторое время Барбара переехала в Вильну. Влюбленные тайно обвенчались, а еще через некоторое время Барбара стала одной из самых красивых королев Европы. Но вскоре после коронации она начала угасать, почти все время проводила в постели. В ее преждевременной смерти подозревают королеву Бону Сфорца. Кстати, явных доказательств ее причастности к смерти Барбары впоследствии так и не нашли.

Призрак Барбары Радзивилл появился после спиритического сеанса, который безутешный король устроил, чтобы еще раз увидеть любимую. Вопреки наставлениям, Жигимонт Август не удержался и бросился к призраку Барбары. И с тех пор ее душа в облике Черной Панны бродит по Несвижскому дворцу. Королевой Польши Барбара Радзивилл была недолго, зато после смерти навсегда осталась королевой любви.

Черную Панну иногда замечают и на руинах Геранёнского замка, где Барбара провела немало счастливых дней с возлюбленным.


2. Кревский замок: духи убийц Кейстута и княжна с собачкой

Четыре валуна-оберега вокруг Крева не сумели предотвратить появления в окрестностях привидений и нечистой силы. Прежде всего, посетителям Кревского замка советую тщательно прислушаться. Наградой станет множество таинственных звуков: лязг цепей, стук молота по наковальне, топот, чихания, тихий кашель, отзвуки пения прачки. Есть вероятность, что дождавшись темноты, вы увидите Кревских призраков. Это либо мужские тени - духи тех, кто убил Кейстута по заданию Ягайло, либо фигура женщины, которая неторопливо движется по стенам замка и коварно сбрасывает вниз камни. За ней следует преданная собачка.

Местные жители зовут женщину княжной - говорят, была она чересчур гордой и, согласно легенде, стала причиной поединка двух молодых князей. На предложение победителя стать его женой девушка дала отрицательный ответ, чем навлекла на себя княжеский гнев. В стену ее замуровали вместе с собачкой, призрак которой по сей день сопровождает хозяйку во время ночных прогулок.

Нет сомнения, что призракам Кревского замка известен и тайный ход, который будто бы вел в Вильну и который скрывает еще больше мрачных тайн.


3. Коссовский дворец: Черная Дама, призрак съеденной львом служанки и дикая охота короля Стаха

Своя Черная Дама бродит по овеянному легендами Коссовскому дворцу. Говорят, что это очень деликатное и безобидное привидение, которое изредка может припугнуть тех, чье поведение в стенах дворца покажется ему наглым или грубым.

Вероятно, за призраком Черной Дамы стоит графиня Ядвига Пусловская. Она была женой Вандолина Пусловского, вложившего в Коссовский дворец свое состояние, знания и вкус, так что о дворце говорили как об одном из выдающихся в крае. Супруга соответствовала неординарной личности своего мужа, время от времени давая толчки его неутомимой энергии. К примеру, летом, когда ей вздумалось покататься в санях, граф Пусловский в подражание Каролю Радзивиллу устроил захватывающие катания по соли. Бесспорно, пара Пусловских жила в атмосфере роскоши. Однако перемена в дворцовой жизни наступила с приходом нового хозяина.

Следующий из рода Пусловских был человеком склонным к азартным играм, много кому задолжал и, наконец, был вынужден продать дворец. Видимо, такого поступка графиня Пусловская простить не могла. Черная Дама зарекомендовала себя как самый пристойный белорусский призрак, всегда остоющийся на страже высокой морали. Поэтому на экскурсию или отдых в Коссовский дворец стоит отправляться исключительно со светлыми намерениями и мыслями. Говорят, что Черная Дама иногда пользуется подземным ходом, будто бы ведущим к Ружанскому дворцу.

Наряду с Черной Дамой в Коссовском дворце известен еще один призрак - молодой девушки, которая прислуживала хозяевам. Ее красота приглянулась одному из гостивших в Косово магнатов. Однако на объятия состоятельного гостя скромная служанка не отвечала взаимностью. Оскорбленный магнат разработал план мести: поздно вечером очередной раз позвал ее к себе в комнату и, снова услышав отказ, выгнал в коридор. А там уже бродил знаменитый коссовский лев, которого хозяева держали взаперти, однако на ночь выпускали в качестве сторожа, чтобы никто из гостей не позарился на господское богатство. С тех пор девушку больше не видели, и все усилия найти ее были напрасными. Призрак служанки являлся, когда во дворец снова приезжал состоятельный гость. Со временем привидение служанки стало подшучивать и над остальными гостями и даже их пугать.

Самые мрачные приведения в окрестностях Коссовского дворца появляются в туманной дымке тихой лунной ночи. Издалека доносятся приближающиеся стук копыт и ржание коней. Это мчит охота короля Стаха, который до сей поры мстит потомкам здешнего магната Романа. Последний нарушил законы чести, убил молодого Стаха и его сподвижников во время охоты на болотную рысь, а коней с привязанными на них телами убитых погнал в трясину. Говорят, что события легенды, описанной Владимиром Короткевичем в его знаменитом романе, произошли в окрестностях Коссовского дворца, и мрачные всадники дикой охоты поныне пугают здесь приезжих.


4. Смолянский замок, или Белый Ковель: призрак Боны Сфорцы

Королева Бона Сфорца была известна как женщина образованная, дальновидная и властная. Она содействовала развитию культуры и просвещения на белорусских землях, стремилась усилить политическую власть за счет расширения земельных владений. Немало земель Бона Сфорца получила в подарок от мужа Жигимонта (Сигизмунда) I Старого. В 1539 году королева становится владелицей Смолян. Четыре года местечко принадлежало королеве Боне, после чего перешло к состоятельному роду Сангушек, которые возведут в Смолянах замок, также известный как Белый Ковель.

Ни краткий срок пребывания Боны Сфорцы в качестве владелицы Смолян, ни тот факт, что Смолянский замок построен позже, чем здесь могла бывать королева, не могли помешать возникновению связанных с ее именем легенд. Умерла Бона в Италии, однако местные жители убеждены, что призрак королевы бродит в Смолянах. Является он преимущественно осенней порою, когда от реки Дерновка поднимается густой туман. Уцелевшая башня замка освещается мягким светом, откуда-то из-под земли доносится музыка, и тогда в оконных проемах возникает одетое в белое приведение Боны Сфорцы. А когда осеннюю тишину нарушает конное ржание, это, вероятно, означает, что королева по одному из подземных ходов направилась на своей тройке к Спасо-Преображенской церкви, по сей день действующей в Смолянах.


5. Гольшанский замок: Черный монах и Белая Панна

Репутация самого зловещего и угрюмого закрепилась за Гольшанским замком. Населяющие его приведения не отличаются вежливостью и добрыми намерениями. Крики, вопли и стоны нарушают тишину вокруг замка, а в его окрестностях происходят вещи, не поддающиеся объяснению.

По ночам на руинах Гольшанского замка возникает призрак Черного монаха. За его темным обличьем скрывается душа молодого парня, который был дерзок настолько, что рассчитывая на взаимность княжны Анны Гольшанской, назначил ей свидание. Разъяренный отец отдает приказ, и юноша погибает, будучи замурованным в одну из стен замка. С тех пор его призрак бродит по окрестностям, и местные жители называют его Черным монахом.

Другой призрак, известный на всю страну, обитает в Гольшанском монастыре францисканцев, построенном по приказу Сапегов. Белой Панной, которая наводит лютый страх, прежде всего на мужчин, стала молодая жена одного из строителей, которые возводили монастырский комплекс. Искренне влюбленная в своего мужа, она ежедневно одной из первых приносила на стройку горячий обед. Так произошло и в злосчастный день, когда работники решили задобрить черные силы, чтобы наконец-то достроить ту монастырскую стену, что, как заколдованная, постоянно обрушивалась. Принеся в жертву красавицу, они сняли проклятие, стену возвели и строители закончили работу вовремя.

А Белая Панна ежедневно обходит свои владения. Однажды в одной из келий монастыря францисканцев искал вдохновения художник Алесь Пушкин. По его словам, во время пребывания его посетил призрак Белой Панны.

Говорят, иногда призрак покидает монастырский комплекс и направляется в сторону замка.


6. Лидский замок: призраки воинов

Призраки воинов, конечно же, местом своего обитания выбрали сооруженный великим князем Гедимином для обороны от крестоносцев Лидский замок.

События легенды, давшей жизнь Лидскому призраку, происходили в декабре 1392 года. Морозы помогли крестоносцам - по скованному льдом бороту врагам удалось максимально приблизиться к неприступным стенам. В Лидском замке в то время находился князь Дмитрий Корибут. Имея подготовленную дружину, достаточное количество оружия и припасов, князь, тем не менее, принимает решение покинуть замок. Наступила ночь. Воспользовавшись подземным ходом, князь с большей частью дружины направляется в сторону Новогрудка. В замке Дмитрий Корибут оставляет нескольких воинов. Они мужественно исполнили волю хозяина и встретили неминуемую смерть, защищая замок. И вот уже семь столетий воины не уходят со своего поста, продолжая держать оборону, ненароком они пугая современных посетителей Лидского замка.

Призраки лидских воинов неоднократно становились темой споров ученых и историков, а один из призраков даже попал на снимок местного фотографа. Любители мистических историй вносят Лидский замок в wish-лист своих путешествий.


7. Мирский замок: Белая Пани и призрак Радзивилла

Отдав приказав выкопать пруд под стенами Мирского замка, один из его владельцев Николай Святополк-Мирский вряд ли догадывался, какие последствия, прежде всего для его семьи, будет иметь этот поступок. Искусственное озеро возникло на месте цветущего яблоневого сада. Но вскоре в пруду начинают гибнуть люди - исполнялось проклятие, мол, чисто утопленников должно соответствовать количеству спиленных деревьев. Говорят, к этому причастны берегини, которые и поныне живут на дне озера.

В числе жертв оказалась и молодая дочь хозяина Соня. Местечковцы убеждены, что именно ее призрак в белом одеянии время от времени бродит в окрестностях замка. Призрак Белой Пани видели и в парке, и в галереях, и в покоях Мирского замка. Иногда привидение спускается в подземелье и древними ходами направляется в сторону Несвижа, на встречу с еще одной неприкаянной душой.

А в Мирском замке обитает еще и призрак Радзивилла. Его темный силуэт видели не раз, и некоторым людям такая встреча стоила жизни. Говорят, это один из представителей могущественного рода опекает свои сокровища, якобы упрятанные в подземельях замка. Их найдет тот, кто осмелится заговорить с мрачным призраком. Не исключено, что за ним стоит фигура Доминика, который последним из Радзивиллов владел Мирским замком.


8. Любчанский замок: призрак магната Яна Кишки и возвращение змея

Своим появлением призрак магната Яна Кишки частично обязан волонтерам-реставраторам, которые работали над восстановлением Любчанского замка. Призрак будто бы внимательно и придирчиво следит за работами и может зло пошутить над тем, кто пренебрежительно или неосторожно упомянет Яна Кишку в разговоре.

Ян Кишка включил Любчу в состав своих земельных владений в 1547 году. Распространяя идеи арианства, он открывает в местечке молельный дом, школу и типографию. Позже начинает возведение каменного замка. При Яне Кишке Любча получила Магдебургское право и собственный герб. Неудивительно, что Кишка до сих пор опекает свои бывшие владения. Говорят, что со временем в Любчу вернется и призрак могучего змея-дракона, который в давние времена защищал замок и погиб во время осады.


9. Быховский замок: призраки юноши и девушки

Строить Быховский замок в качестве своей резиденции начал Ян Кароль Ходкевич. Говорят, не обошлось на строительстве без черной магии, будто бы тогда и появились таинственные призраки, которые поныне живут в руинах некогда величественного замка.

Строители, работавшие на закладке фундаментов, жаловались-удивлялись, что работа не идет: инструмент не слушается, камни падают из рук, земля осыпается, все, построенное за день, ночью исчезает. Решили строители черные силы задобрить и на общем совете постановили: первого встреченного по дороге из Быхова принести в жертву. Повстречался им парень, за которым шла девушка. Схватили обоих, и в подготовленную на замчище яму бросили. Пошла работа у строителей, замок благодаря жертве стал неприступным, а призраки безвременно погибших юноши с девушкой до сих пор появляются в Быхове.


10. Усадьба в Лошицком парке: Пани Ядвига

Жена последнего владельца Лошицкой усадьбы была особой романтичной, мечтательной и весьма привлекательной. Моложе пана Любанского на 17 лет, Ядвига не раз оказывалась в эпицентре любовной интриги. Одна из них имела трагический финал, когда не молодой уже муж убедился в неверности жены-красотки, увидев ее в объятиях другого мужчины. Вечером пара начала ссориться, после чего Ядвига побежала в парк искать утешения. С ночной прогулки она уже не вернулась - мертвое тело Ядвиги нашли на рассвете.

Даже в качестве привидения пани Ядвига не изменила романтическим привычкам: ее призрак является в Лошицком парке весной, когда цветут деревья и на лоно природы выбираются влюбленные пары.