Басманный треугольник. Особняк ивана прове как пример качественной реставрации Басманная больница, или «несгораемый» дом Голицына

  • Попадая в этот район Москвы , вы погружаетесь в прошлое, в мир великолепных усадеб, домов с мезонинами и тенистых садовых аллей.
  • На Новой Басманной улице находится необычная по своему облику церковь Петра и Павла, которая была построена по чертежу Петра Первого .
  • Заслуживает внимания Роскошный особняк купца Николая Стахеева, построенный в 1898 году в духе эклектики архитектором Бугровским.
  • Великолепное здание Басманной больницы – 3-этажный дворец конца 18 в., принадлежавший М.П. Голицыну. Дом чудом уцелел во время пожара 1812 г.
  • В конце Старой Басманной улицы стоит скромный деревянный дом, где жил Василий Львович Пушкин - дядя прославленного русского поэта.
  • Еще один деревянный дом на Старой Басманной - особняк Муравьёвых-Апостолов. Трудно поверить, но под слоем штукатурки скрываются брёвна, которым больше 200 лет!

Старую Басманную слободу можно назвать московским «Бермудским треугольником». Грани «Басманного треугольника» - Садовое кольцо, Новая Басманная и Старая Басманная улицы. Попадая сюда, вы «проваливаетесь» в прошлое, в мир великолепных усадеб и их сановных владельцев, в мир домов с мезонинами и тенистых садовых аллей. Вы увидите здесь и кусочек средневековых палат, и барочные церкви, и доходные дома купцов, и панельные советские многоэтажки. С Басманным треугольником связаны имена императора Петра I, художника Фёдора Степановича Рокотова; многократно и громко прозвучавшие в российской истории дворянские фамилии Голицыных, Куракиных, Демидовых, Перовских…

История этих мест начинается в XVII веке, когда в этом районе сложилась Басманная слобода. Основная версия происхождения названия района гласит, что здесь жили мастера, которые «басмили» кожу, то есть, делали на ней узорные украшения. Кожевники в силу неприглядности своей профессии всегда жили за Земляным городом (то есть за Садовым кольцом), а неподалеку находилась ещё одна кожевническая Сыромятническая слобода.

Станция метро «Красные ворота»

Прогулку по «Басманному треугольнику» стоит начать со станции метро «Красные ворота». Обратите внимание на форму южного вестибюля этой станции, похожую на портал. На этом месте некогда стояли настоящие Красные ворота - триумфальная арка в стиле московского барокко, построенная архитектором Дмитрием Ухтомским в 1753 году. Ее разобрали в 1927 году, а память о ней - в названии станции и форме её вестибюля.

За Красными воротами начинается Новая Басманная улица. В годы правления Петра Великого это была парадная улица, поскольку по ней он ездил в любимое село Преображенское и . Здесь не было места деревянным хоромам - только каменные дворцы, и обязательно по красной линии!

Куракинская богадельня

(ул. Новая Басманная, дом 4, стр. 1)

Русский дипломат князь Борис Иванович Куракин (1676-1727), будучи послом в Париже, не раз видел знаменитый Дом инвалидов, выстроенный Людовиком XIV. Князю Куракину захотелось, чтобы в Москве появился свой инвалидный дом. К сожалению, он не успел этого сделать при жизни, и, по завещанию отца, московский инвалидный дом построил его сын, князь Александр Борисович Куракин. Москвичи назвали этот дом «куракинской богадельней». Это замечательный образец московского елизаветинского барокко XVIII-го века, с характерными слегка вогнутыми плоскими наличниками. В ХХ-м веке облик богадельни изменился: её надстроили вторым этажом, а стоявшую в центре ансамбля церковь снесли. Первоначальное здание богадельни и надстройку очень легко различить: первая выкрашена в бирюзовый цвет, вторая - в бежевый. Сейчас в здании бывшей богадельни находится Московский дом национальностей.

(ул. Новая Басманная, дом 4-6, стр. 2).
Сразу за богадельней расположилась городская усадьба князей Куракиных. Её в 1790-х годах построил Степан Борисович Куракин - правнук уже знакомого нам Бориса Ивановича. Усадьба Куракиных, с её скульптурными рельефами и портиком из шести пилястр - прекрасный памятник зрелого московского классицизма. Кроме того, это еще и один из немногих «геральдических» домов Москвы: на фронтоне усадьбы сохранился родовой герб князей Куракиных.

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной

(ул. Новая Басманная, дом 11)

Возможно, это самая необычная . В ней нет почти ничего традиционно русского - строгая, лишенная яркого убранства, она гораздо больше похожа на протестантскую кирху, чем на православный храм. Но именно такой хотел видеть её император Пётр Великий - церковь построена по его чертежу! Он же подарил храму икону святых апостолов Петра и Павла. В советские годы её утеряли, но в наше время нашли и отреставрировали.

В середине XVIII-го века архитектор Ухтомский пристроил к церкви нарядную ярусную колокольню. Сейчас церковь Петра и Павла - действующий православный храм. Главные святыни храма - мощевик с частицами покрова Пресвятой Богородицы, власяницы святого Ионна Крестителя, плаща святого Иосифа Обручника, мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла и святителя Григория Великого.

(ул. Новая Басманная, дом 14, стр. 1)

Мало кто знает, что прототип героя романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Кисы Воробьянинова - купец Николай Дмитриевич Стахеев, житель Новой Басманной улицы. Николай Стахеев занимался добычей угля и нефти, вел дела с недвижимостью в Москве и был очень богат. Социалистическая революция 1917 года застала его во Франции. Не желая потерять свои сокровища, он решил забрать их из тайника в московском доме и перевезти за границу. Но на обратном пути его задержал красногвардейский караул, и драгоценности Стахеева были национализированы.

Роскошный особняк Стахеева построен в 1898 году в духе эклектики архитектором Бугровским. С 1940 года здесь находится Центральный дом детей железнодорожников.

Дом Перовских

(ул. Новая Басманная, дом 27, стр. 1)

Это старая деревянная усадьба, с мезонином в пять окон, изящным пилястровым портиком и декоративными лепными украшениями на фасаде. Ей почти 200 лет - возраст для деревянного дома очень почтенный. Хозяевами дома изначально была семья графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марии Михайловны Денисьевой. Брак не был оформлен, дети не имели права носить фамилию отца и потому получили фамилию, образованную от названия имения Разумовских Перово (сейчас это район Москвы) - Перовские. Из этой семьи вышли знаменитые люди - писатель Алексей Перовский и революционерка-террористка Софья Перовская. Удивительный факт: брат её прапрадеда был первым фаворитом и неофициальным супругом императрицы Елизаветы Петровны, а Софья организовала убийство императора Александра II, за что была повешена. Сейчас в здании расположен банковский офис.

Басманная больница, или «несгораемый» дом Голицына

(ул. Новая Басманная, дом 26, корп. 1)

Это великолепный трёхэтажный дворец, с двумя каменными флигелями и сохранившейся исторической оградой, украшенный пилястрами и тонким лепным декором. Его построил в конце XVIII-го века Никита Демидов, выходец из богатейшей и могущественнейшей семьи Демидовых - создателей российской металлургии. Вскоре дворец купил Михаил Петрович Голицын, известный коллекционер. Этот дом стали называть «московским Эрмитажем». Хозяину было чем удивить гостей: полотна Рубенса, фарфоровые вазы севрской фабрики, библиотека старинных книг… Дом уцелел в пожаре 1812 года, после чего его прозвали «несгораемым». Михаил Петрович к концу жизни разорился - он продал и дом, и коллекцию. Сначала там появилось Сиротское училище, а с 1876 года – больница, находившаяся в этом доме до 2015 года.

Площадь Разгуляй

Наверное, это самая странная площадь в Москве. Она не показана на картах города, в городе нет домов по адресу «Площадь Разгуляй, дом №…»). Но есть название остановки троллейбуса: «Площадь Разгуляй». Своё хлёсткое название площадь получила от трактира «Разгуляй». Сюда, на дальнюю окраину города, приезжали любители выпить и погулять со всех концов Москвы, чтобы их не видели родственники и соседи. Трактир был закрыт ещё в середине XIX-го века, а здание трактира снесли в 1970-х гг. Сейчас на этом месте сквер.

Красное здание с белыми колоннами, выходящее лицом на площадь - усадьба графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (Спартаковская улица, 2/1) . Известный собиратель и любитель древностей, он прославился на века тем, что нашёл подлинный текст «Слова о полку Игореве», древнейшего светского произведения древнерусской литературы. К сожалению, почти вся коллекция Мусина-Пушкина, включая оригинал «Слова» погибла в пожаре войны 1812 года. После смерти графа Мусина-Пушкина, его дети продали усадьбу городу, и в ней обосновалась 2-ая Московская гимназия. В советское время дом надстроили четвертым этажом. Сейчас здесь размещается Московский государственный строительный университет.

Мы прошли всю Новую Басманную улицу - первую грань «басманного треугольника», миновали его «вершину» - площадь Разгуляй. Теперь перед нами вторая грань «треугольника» - Старая Басманная улица.

По названиям двух Басманных улиц вы уже догадались, какая из них старше другой. Старая Басманная улица - это часть древней Покровской дороги, которая вела в загородные царские усадьбы Преображенское и Покровское-Рубцово.

Дом-музей Василия Львовича Пушкина

(ул. Старая Басманная, дом 36)

В конце Старой Басманной улицы стоит , с небольшим фронтоном по центру, замечательными деревянными воротами и небольшим садом во дворе. После пожара войны 1812 года в Москве было очень много таких домов - погорельцам нужно было быстро и дешево построить новое жильё.

В этом доме жил Василий Львович Пушкин - дядя прославленного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Сам Василий Львович тоже был известным поэтом и входил в литературное общество «Арзамас». Знаменитый племянник неоднократно бывал в гостях у дяди, и благодаря знакомствам того, мог с юных лет мог общаться с Жуковским, Батюшковым и другими яркими творческими людьми этого времени. Интересно, что в 1816 году Батюшков жил по соседству с Вас. Пушкиным, в доме Муравьёвых-Апостолов на Старой Басманной.

Сегодня в старом доме на Старой Басманной - музей, где рассказывают о Василии Львовиче Пушкине и московской жизни начала XIX-го века. Здесь вы окунётесь в мир балов, званых обедов и литературных вечеров, происходивших здесь 200 лет тому назад. Зал на антресольном этаже музея посвящен А.С.Пушкину, который, предположительно, останавливался именно в этих комнатах.

(ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1).
Этот старинный дворянский особняк тоже построен из дерева. Трудно поверить, но под слоем штукатурки скрываются брёвна, которым больше 200 лет и которые пережили пожар Москвы 1812 года.

Возможно, это самый изящный памятник московского классицизма. Перед архитектором стояла очень трудная задача: построить на неровном углу Старой Басманной и нынешней улицы Александра Лукьянова правильной формы особняк - этого требовали вкусы времени. Решением стала полукруглая ротонда, которая сглаживает неровный угол дома. Особое очарование дому придают скульптурные барельефы и портик с шестью коринфскими колоннами.

В этом доме жила семья сенатора Ильи Матвеевича Муравьёва-Апостола - отец, мать и три сына: Сергей, Ипполит, Матвей. Все трое участвовали в восстании декабристов 1825 года. После поражения декабристов Сергея повесили, Матвея отправили на каторгу, а Ипполит застрелился. Однако род Муравьёвых-Апостолов не закончился и сегодня дом арендует потомок его старых владельцев: Кристофер Андреевич Муравьёв-Апостол. Он отреставрировал дом и превратил его в культурный центр.

Сегодня хочу рассказать про одну из самых красивых улиц Москвы. Улица Новая Басманная - она возникла в 1640-х гг. В конце XVII в. называлась Капитанской слободкой, так как шла вдоль Капитанской слободы, где жили иноземные офицеры. Название Новая Басманная ул. она получила в начале XVIII в., когда стала служить новой дорогой, ведущей от Мясницкой ул. к Басманной слободе, возникшей в Москве в XVII в. Полагают, что она была заселена мастерами серебряного дела, изготовлявшими басмы - узорные украшения для окладов икон из басманного (тонкого листового) серебра, реже золота, меди или железа.

По другой версии жители слободы - басманники выпекали особый сорт хлеба, по-татарски называвшийся "басманом" (на верхней корке его "басмились" разные фигуры, т.е. хлеб был клеймен. Слово басманник известно с XVII в., - пекарь, выпекающий басманы. Более достоверна именно эта версия. В 1918-1922 гг. называлась ул. Коммуны.

Поликлиника Наркомата путей сообщения.

Построена в 1933-36 гг. в стиле конструктивизма.

В настоящее время - Центральная поликлиника ОАО «РЖД».

Бывшая Куракинская богадельня при усадьбе князя Б. Куракина. Комплекс выстроен в 1730-1740 годах. Богадельная перестроена в 1902 году.

До 1935 г. высилась башня Никольского храма при богадельне.

Бывший главный дом усадьбы князей Куракиных. Построен в 1790-е годы.
1955

В настоящее время в этом здании располагается Центральная научно-техническая библиотека ОАО «РЖД». Сотрудники библиотеки рассказывают, что именно здесь А.С. Пушкин познакомился на балу с Н. Гончаровой.

Доходный дом Московского Басманного Товарищества.

Дом был построен в 1913 году по заказу Московского Басманного (Ново-Басманного) Товарищества. Предполагалось, что здание станет частью большого жилого комплекса, возвести который планировалось вдоль всего Басманного тупика до Старой Басманной улицы, однако война и последовавшая за ней революция помешала реализации этого проекта. Тем не менее дом на момент постройки относится к числу самых больших в городе. Для обслуживания дома рядом были возведены ещё несколько зданий.

Здесь в 1921-25 годах год жил и работал венгерский писатель Мате Залка, а в 1935-48 годы - поэт-песенник Алексей Фатьянов. В середине 1980-х годов всех жильцов выселили.
А незадолго до этого дом представлял собой жуткую картину. В почти пустом доме остались только старики, и, поскольку им было тяжело ходить, они выбрасывали мусор прямо из окон. Вскоре внутренний двор, похожий на высокий гулкий колодец, был завален мусором почти по колено. Изредка из окон вылетал очередной пакет с мусором...

В этом доме происходят события повести Бориса Акунина «Любовница Смерти».

На здании доска. Памятник истории и культуры. Жилой дом, конец XVIII в., архитектор М.Ф. Казаков. Охраняется государством.

Храм апостолов Петра и Павла на Новой Басманной.Первое упоминание церкви Петра и Павла в Капитанской слободе относится к 1695 году, указывается как новопостроенная, деревянная, строительство которой начали в 1692 году. Строительство каменного храма на месте деревянного началось в 1705 году. Строительство храма шло под руководством архитектора Ивана Зарудного по личному указу Петра I по им составленным чертежам.
1882 год

В 1922 году храм захватывают обновленцы. В 1931 году, после сноса храма Христа Спасителя, Петропавловский храм становится резиденцией Первоиерарха православных церквей в СССР А. И. Введенского с его «Богословской академией». Окончательно храм закрывают в 1934 году и размещают в нём склад. В 1960 году прошла реставрация храма, при этом несколько нарушили первоначальный вид здания, установив завершение и шпиль колокольни в «голландском стиле». С 1970 года здание храма отдают в пользование НИИ «Геофизика», который разбил помещение храма на несколько дополнительных этажей. К 1990 году храм настолько обветшал, что пришлось провести косметический ремонт; при этом в тротуар была вмонтирована часть надгробной плиты.
В 1992 храм возвращён Русской Православной Церкви, малое освящение храма состоялось в 1994 году.

Трёхэтажный жилой дом постройки конца XVIII - XIX века.
Дом Плещеева.

Выстроен после 1797 года для директора Воспитательного дома Г. Гогеля, затем перешёл к статс-секретарю С. Плещееву. Впоследствии внешность дома была изменена. Памятник архитектуры.

Флигель городской усадьбы Н. Д. Стахеева 1900 год.
Далее идет Центральный дом детей железнодорожников.

Особняк построен в 1898-99 годах. В 1890-х годах усадьбу приобрёл потомственный почётный гражданин коммерции советник Николай Дмитриевич Стахеев. Состояние, которое он нажил на торговле чаем, мануфактурой и на разработке месторождений золота и нефти, было огромным - 40 млн рублей.
В 1898-99 годах архитектор М. Ф. Бугровский выстроил в усадьбе роскошный особняк в стиле неоклассики, возведение которого стоило Стахееву 1 млн рублей. Особняк использовался под сдачу в аренду богатым москвичам. Так, в 1910-х годах он сдавался Зинаиде Григорьевне Морозовой, вдове мецената Саввы Тимофеевича Морозова за 25 тыс. рублей в год.

С 1918 года особняк находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения. С 1940 года здесь размещается Центральный дом детей железнодорожников.
Интерьеры особняка не раз становились местами съёмки фильмов. Здесь снимали такие телесериалы, как «Семнадцать мгновений весны», «Азазель», «Идиот» и др.
Левое крыло - бывшая картинная галерея (Стахеев был родственником живописца И.И. Шишкина).
Правое крыло - бывший доходный дом, остаётся жилым.
Обычный жилой дом

Построен в 1896 году.
Военная Комендатура города Москвы.

В XVIII веке усадьба принадлежала В. И. Чулкову, служившему у императрицы Елизаветы Петровны. В 1870 году здание перестроено для городской усадьбы И. К. Прове. В данный момент в здании находится Управление коменданта города Москвы.

Новая Басманная дом № 21. Быв. водочный завод Копейкина-Серебрякова.

Усадьба Варенцовых-Штеккер-Голицына.Дом 18 по Новой Басманной – двухэтажный эклектичный особняк, слегка потерявший свою былую красоту от долгого времени своего бытия. Имеет длинную и интересную историю. Сначала тут жил аптекарь Христиан Рихтер.В 1835 году дом приобрел московский 2-й гильдии купец Михаил Маркович Варенцов - торговец москательным товаром. У него была большая семья, в том числе пятеро сыновей. Все они жили в этом доме. После Михаила Марковича усадьбу наследует его сын Сергей Михайлович Варенцов - личность знаменитая.
В 1896 году особняк Штеккеров был отобран Московским управлением Министерства Императорского дворца, поскольку попал в число 25 особняков подходящих по условиям комфорта и оснащения для проживания во время коронационных торжеств высоких иностранных гостей.

Здесь проживали представители Испанского королевства. В апреле 1896 года на казенный счет дом был заново меблирован и отделан. С мая тут поселился посол короля Испании Дон Хуан герцог Нахера с супругой и свитой из 6 человек.
После кончины Г. Л. Штекера в 1903 году его наследники продали дом князю Сергею Михайловичу Голицыну (1843-1915). Он был управляющий Голицынской больницей, егермейстер, вице президент императорского Московского скакового общества. Он продал в казну свой дом на Волхонке и переехал сюда.
Наследникам князя дом принадлежал вплоть до 1918 года.
После национализации здесь находился Музей отдела труда Моссовета, жилые квартиры и госучреждения.

Пожалуй на этом доме первую часть и закончим.

После реставрации. Фото: Мосгорнаследие

Помпезное, с концертом и визитом высоких гостей, открытие главного дома усадьбы Прове можно оправдать нынешней функцией здания: в нем расположился Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина. Вывеска на здании гласит: «Культурный центр „Минин-хор“». Открытие должно было произойти давно: правительство Москвы передало здание хору еще в 2002 году. Точнее, передана была половина особняка — вторая отошла другому знаменитому коллективу, Государственному академическому русскому хору им. А.В.Свешникова.

В середине XIX века этот участок занимал сад соседней усадьбы Левашовых, в которой жил и умер Петр Чаадаев. Нарядный, с рустованным фасадом, двухцветный особняк, спрятанный за кованой оградой в глубине двора, лишь часть усадьбы, построенной архитектором Карлом Трейманом в 1895 году для удачливого коммерсанта Ивана Карловича Прове (1833-1901), прибывшего в Россию из Германии. Он был потомком бежавших из Франции гугенотов. Главный дом усадьбы предназначался для детей Прове, двойняшек Федора и Адели — отсюда и две самостоятельные половины, приютившие нынче два хора, и отдельные входы. Брату и сестре принадлежали главный усадебный дом и флигели. Отец жил по соседству, на Старой Басманной, 16, а еще он владел несколькими зданиями в ближайших окрестностях. Сегодня сказали бы, что Прове был одним из основных застройщиков в этих местах, сохранившихся лучше большинства районов старой Москвы.

Интерьеры усадьбы после реставрации. Фото: Мосгорнаследие

В 1910 году в особняке после свадьбы ненадолго поселилась с мужем 17-летняя Вера Холодная, будущая королева экрана. А накануне революции здесь жила одна Адель Прове, в замужестве Калиш. В 1918-м ее отсюда выкинули. «Детский» особняк со временем отдали под медицинские нужды, десятки лет в нем работал кожно-венерологический диспансер, у которого, понятно, не было ни средств, ни намерения реставрировать здание. Но советская бедность его и спасла: сохранились закрытые обоями стены и местами даже застеленные линолеумом полы.

Здание едва не погубила первая, крайне неудачная, если не сказать бессовестная, попытка реставрации, которая, к счастью, была сразу пресечена. Последовали многолетние суды. Хор Минина их выиграл и вернул выделенные правительством Москвы на реставрацию 300 млн руб. Только в 2016 году началась реальная реставрация. Ее выполнили специалисты ООО «Возрождение», а автором и руководителем проекта стала Наталия Сафонцева, один из самых авторитетных столичных архитекторов, работающих в этой сфере.

Несмотря на сжатые сроки, удалось восстановить оригинальные колористические решения, парадную лестницу, колонны и пилястры, отделанные искусственным мрамором. Отреставрированы даже метлахская плитка на первом этаже (недостающие фрагменты сделаны по аналогам), старые дубовые оконные рамы и двери. Паркет, весь избитый гвоздями, был непригоден, однако новый выполнили точно по его образу и подобию.

Особняк на Новой Басманной аптечный магнат Иван Прове построил специально
для своих детей-двойняшек. Фото: Тимур Аникеев

В числе того немногого, что привнесли реставраторы, — внутреннее окно на маленькой лестнице, превращенное в витраж в стиле ар-деко. «На рубеже столетий были очень модны витражи. Я много занималась Шехтелем и его эпохой — тогда в здании не могло быть ни одного помещения, в котором не было доступа света, хотя бы вторичного. И мы его сделали», — рассказывает Наталия Ивановна.

Кроме витража, из нового в особняке — три зала на верхнем этаже, объединенные в один. Теперь здесь проходят репетиции и камерные концерты. Зал отделан деревянными панелями, модными в конце XIX — начале XX столетий. Оригинальные интерьеры не сохранились, но камин как раз «родной».

Коридоры на всех этажах пронизывают идущие под потолком воздуховоды. Они тоже новые, они заметны, и это было осознанное решение. Век назад в усадьбах такого уровня, как правило, одновременно использовалось четыре вида отопления: печное, каминное, калориферное и паровое, то есть батареи. Все это действовало одновременно, и воздух циркулировал по комнатам. Теперь здесь центральное отопление, и воздуховоды позволяют дому нормально дышать. Конечно, их можно было бы спрятать над фальшивыми новыми потолками, но это как раз тот новодел, которого настоящие реставраторы стараются избегать.

И удается это им все реже. Происходит так в том числе потому, что конкурсы выигрывают не лучшие специалисты, а мощные фирмы. Компанию, которая будет проводить реставрацию здания, находящегося в федеральной или городской собственности, в соответствии с законом выбирают в ходе тендера. Участие в нем стоит 500 тыс. руб. У скромной фирмы, где, возможно, работают исключительного уровня профессионалы (как, например, в созданной в свое время самой Наталией Сафонцевой фирме АРБ-6), просто нет на это свободных средств, а выигрыш не гарантирован. В такой ситуации многое зависит от владельцев и пользователей зданий. То, что для особняка Прове, а вернее, его половины все закончилось хорошо, — заслуга прежде всего руководства хора Минина, которое не захотело мириться с халтурой и потворствовать разрушению памятника регионального значения.

Путеводитель по архитектурным стилям

Этот дом К.В. Трейман построил в 1895 году на месте усадьбы купцов Ланиных. Иван Прове заказал особняк для своих детей - двойняшек Федора и Адели. Поэтому дом состоит из двух симметричных частей с отдельными входами: над левым вензель «ФП», над правым - «АК». Федор и Адель Прове поровну разделили второй этаж здания, и у каждого был еще свой флигель.

Федор Прове был страстным нумизматом. Он собрал одну из самых больших коллекций античных и византийских монет. Также Федор коллекционировал предметы декоративно-прикладного искусства, старинные книги и рукописи. Адель Прове (в замужестве Калиш) занималась благотворительностью. Она была попечительницей Болшевского приюта для девочек и Общества поощрения трудолюбия.

В 1917 году особняк Прове занял противотуберкулезный диспансер. Сейчас в одной части здания располагается банк, а в другой - хор имени Свешникова.

А в старые времена имела название Бабушкинский переулок. Вот о двух домах, ставших настоящим украшением не только этой улочки, но и города, и пойдет сегодня разговор .

Купеческие прогулки

В 18-м веке участком земли, по которому проходил переулок, владели купцы Бабушкины. А точнее - два брата - Петр Андреевич и Семен Андреевич. Их отец Андрей Иванович был известным торговцем мануфактурой. Занимался он и питейным делом. Ко времени, когда братья обосновались в Басманной слободе, у Бабушкиных под началом были фабрики на Китай-городе, Ильинке, и рядышком с только что отстроенными домами - на Старой Басманной. Позже эти земли вместе со строениями перейдут «табачному королю» Бостанжогло. Но о нем как-нибудь в следующий раз.

Шелковая фабрика Бабушкиных на Старой Басманной была заведена еще в 1717 году и считалась одной из самых крупных в Москве, на которой в 1775 году насчитывалось 105 станов (а на самой большой – Панкрата Колосова – было 120 станов).

Чтобы не мешать друг другу, но быть рядом, братья построили дома в противоположных концах переулка, получившего название от их фамилии.

Так бы все и тянулось своим чередом. Но в 1783 году некий Гурьев, местный домовладелец и гвардейский секунд-майор, обратился с челобитной к городским властям, попросив закрыть переулок и передать землю ему, поскольку там «и мостовой не имеетца и бывает великая в осеннее время грязь, от которой проезду и проходу пешим людям не бывает».

А сподвигла Гурьева на такое обращение затянувшаяся попойка с приятелем по службе поручиком Синюхаевым. Как-то осенью они засиделись в трактире допоздна, а потом по распутице пошли переулком на Новую Басманную. Гурьев решил проводить приятеля до дома. Пока они доковыляли по темному и скользкому от грязи переулку, провожатый потерял двадцать рублей казенных денег, форменную треуголку, недавно купленные томпаковые (вид латуни) часы на серебряной цепочке. Выяснилось это только утром, когда проспавшийся Гурьев вдруг понял, что и приятель тоже потерялся. А вот в какой момент - вспомнить не смог. Правда, через две недели изрядно поистаскавшийся и опухший Синюхаев нашелся в известном кабаке на Разгуляе. Кроме денег у поручика пропал левый сапог. Гурьева запилила супруга, вот он и решил обратиться за помощью к городскому голове.

Но и Бабушкины имели в столице изрядный вес и тугие кошельки. Они сумели остановить движение гурьевского письма. Переулок остался на месте. А главным и единственным аргументом братьев стало то, что надо им друг к другу в гости ходить. Не делать же из-за любившего выпить Гурьева, решившего перегородить переулок, крюк в целый квартал!

Спор закончился ничем. А через одиннадцать лет и Гурьев исчез в неизвестном направлении. Продав усадьбу и принадлежавшие ему земли. Владельцы этого участка менялись неоднократно: кригскомиссар Демидов, вице-канцлер князь Куракин. Его перестроенный дом и сегодня продолжает оставаться украшением улицы.
А вот Бабушкиным повезло меньше. Их дома уничтожил пожар 1812 года. Впрочем, как и все дома в округе, кроме «несгораемого» дома Голицыных на Новой Басманной.

Шесть домов купца Прове

В 1860-х годах в переулке поселился купец-немец Иван (Иоганн) Карлович Прове, коммерции советник, торговавший хлопком. В общей сложности его роду принадлежало шесть домов в окрестностях Новой Басманной улицы и на ней самой. Два из них были построены в Бабушкином переулке. Постепенно, Прове стал местным старейшиной, как некогда Пётр Бабушкин.

Кстати, один из домов на Новой Басманной ныне занимает военная комендатура Москвы. Это дом №16. Его сад вошел составной частью в нынешний сад имени Баумана. Усадьба эта в 50-70-х годах 18-го века принадлежала Василию Чулкову, потом перешла к племяннику его вдовы «придворному танцмейстеру» Семену Брюхову. В 1812 году дом сгорел, но был отстроен заново. В 1838 году усадьбу купила жена знаменитого московского губернатора Екатерина Ростопчина. Через 20 лет в этом доме гостил Александр Дюма, проездом из Петербурга на Кавказ. Бывали здесь и многие другие знаменитости. А в 1870 году объявился новый владелец - купец Иван Прове. Он поручил архитектору Гедике убрать немодный портик с колоннами и украсить фасад мелкими декоративными деталями.

Прове приобрёл обширные участки, на которых стоят нынешние дома 2/22 и 7 по улице Лукьянова, причём оформил второй из них на имя жены, Эмилии Ивановны (после смерти мужа - Миндер).

Первый из этих домов - эклектичная усадьба с признаками классицизма со сложным сочетанием различных по размерам объемов, соединенных в одно целое общей декоративной обработкой большим рустом и раскраской в два цвета. Второй - чистый ретроспективизм-неогрек работы тогда еще молодого, а потому почти неизвестного архитектора-эклектика Адольфа Эрихсона.

Дом №22 как бы состоит из двух почти одинаковых частей, имеющих два отдельных входа: над левым вензель «ФП», над правым - «АК». Иван Прове построил этот дом для детей - сына Федора и дочери Адель, в замужестве носившей фамилию Калиш, почему и были помещены эти разные вензели над входами в особняк. Они были двойняшками, поэтому и дом им строили совместный. Построил его архитектор Карл Трейман в 1895 году.

Когда то на этом месте был сад соседней усадьбы Левашевых, у которых жил и умер Чаадаев.

Вот на месте этого сада и строит архитектор Трейман особняк в «стиле Генриха II». Постройки старой усадьбы, принадлежавшей после Левашевых купцам Ланиным, снесли, и на их месте, немного в глубине участка, выстроили новый трехэтажный дом. Первый его этаж был отведен для хозяйственных помещений и комнат прислуги, второй этаж целиком занимала квартира Федора Ивановича Прове, а третий – квартира Адели Ивановны Прове. В квартиры были устроены отдельные парадные входы – справа для Федора, слева – для Адели, оформленные по-разному. Флигели так же делились между братом и сестрой – правый принадлежал Федору, левый – Адели.
От улицы особняк отделен кованой оградой.

В 1918 году усадьба была национализирована, членов семьи Прове отсюда выселили, и здание отдали под лечебные цели. В особняке находился противотуберкулезный диспансер. Потом его поделили банк и государственный хор имени Свешникова.

Еще один особняк Прове в этом переулке - дом N 5. Он построен для еще одной дочери Ивана Прове Эмилии Миндер по проекту известного архитектора Эрихсона. Было ему тогда 23 года. Сейчас рядом с ним стоит гранитный бюст Ленина с галстуком, зачем-то покрашенный в коричневый цвет. Стоит он здесь потому, что в советское время с 1969 по 1991 годы в особняке располагался местный райком комсомола. А после перестройке у бюста любил давать комментарии телеканалам бизнесмен и политик Константин Боровой. Сам его здесь встречал в 90-е несколько раз. Кстати, до райкома комсомола в здании, по некоторым сведениям, хозяйничали дети бывшего сиротского (а по-советски - детского) дома.

Затем у Михаила Коробко с группой товарищей была идея создать в этом особняке «Телеклуб». И несколько лет на доме даже висела соответствующая табличка. В доме располагалась и известная в 90-х телекомпания «Взгляд». Недавно там снова сделан добротный ремонт. Но всяческие таблички пропали. Остается надеяться, что интерьер сохранен, и дом не пропадет.

Кстати, Эрихсон потренировавшись на доме Прове, многое использовал при дальнейших работах. Например, стеклянный купол, который угадывается в гостинице «Метрополь» теми же чертами, что и усадьба Прове.

Семья Прове

О немецком купеческом роде Прове и их деятельности в России написана целая книга. Знатоки и сейчас еще «отлавливают» ее экземпляры на развалах.
«В царской России Прове были крупными фабрикантами, негоциантами, банкирами, биржевиками, меценатами и коллекционерами. В годы советской власти многие из них разделили судьбу москвичей из гонимой буржуазной среды, а некоторые оказались в эмиграции. Среди членов рода Прове и близких им семей Вильямов, Калишей, Миндеров, Редлихов - видные ученые, архитекторы, инженеры, врачи, деятели литературы и искусства, священнослужители» - говорится в аннотации к ней.

Предки семьи Прове, будучи гугенотами бежали в Германию из Франции от преследований во времена Карла IX. В первой половине XIX века из прусского города Торн семья Прове прибыла в Россию. И здесь они сделали блестящую карьеру. Район Басманных улиц по праву можно назвать улицами Прове.

Отцом основателем российской ветви Прове был Карл-Эмануэлль (1797, г. Торн/Торунь, Пруссия на границе с Царством Польским, - 1841, Москва), переехавший в Россию в 30-е годы 19-го века, а его сын Иван (Иоганн) Карлович (1833, Торн - 1901, Москва) достиг больших высот в коммерции, через своих пятерых детей породнился с известными семьями немецких коммерсантов Москвы: Кноппами (помните, мы исследовали дом в Колпачном переулке), Калиш, Миндер, Шульц.

Иван Карлович - коммерсант, фабрикант, банкир, страховой деятель; потомственный почётный гражданин (1887), коммерции советник (1892). Окончил 3-ю московскую мужскую гимназию на Большой Лубянке, 12. С 1865 года числился в нарвском, с 1869 года - в московском купечестве. Был управляющий делами, а в 1894-1901 директор-распорядитель торгового дома «Кноп Л.», совладельцем которого он являлся вместе с Людвигом Кнопом и Р.Р. Ферстером; пайщик, акционер, директор и член правлений многих акционерных обществ и банков.

Вот лишь неполный перечень его званий, должностей и увлечений: коммерции советник, директор правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры, член совета Московского купеческого банка, член совета Русско-Китайского банка, директор Московского страхового от огня общества, председатель правления товарищества «Эмиль Циндель», член правления Товарищества Екатерингофской бумагопрядильной мануфактуры, член правления Товарищества Измайловской мануфактуры, член правления Товарищества Вознесенской мануфактуры С.Лепешкина сыновей, член правления Товарищества мануфактур, основанных И.И.Скворцовым, член правления Товарищества каменноугольных копей и химических заводов Р.Гилля. Он также был известен как коллекционер – имел небольшое собрание западноевропейской живописи XIX века.

Личное состояние Ивана Прове оценивалось (1901) в 2,5 миллиона рублей. Трудолюбие и порядочность в делах снискали ему авторитет в среде московского купечества и биржевиков. Он избирался членом Московского коммерческого суда, выборным Московского биржевого общества и Московского купеческого сословия, гласным Московской городской думы...

Был приглашён Иваном Цветаевым в Комитет по устроению Музея изящных искусств имени императора Александра III, где до смерти состоял членом-учредителем. На его средства (20 тысяч рублей) произведена отделка Библиотечного зала музея.

Их знакомство началось заочно. 13 декабря 1897 года Прове пишет письмо Цветаеву: «И мне было бы весьма желательно повидаться с Вами, я вот принял должность, а совсем не знаю, какие взял вследствие с тем на себя обязанности... А потому покорнейше прошу дать мне позволение представиться Вам, как только буду несколько свободнее». Личное знакомство состоялось лишь 1 марта 1898 года, когда основатель музея записал в дневник такие строки: «Нынешний день был очень счастливым. Виделся с Ив. Карл. Прове, который оказался человеком очень любезным и расположенным к Музею... Он признал особую полезность нашего музея и обещал взять стоимость целого зала на себя... Разговаривали мы с Прове о том, почему русские капиталисты и природные москвичи, вроде Саввы Морозова, не идут к нам в Комитет и отказываются помогать возникновению Музея, тогда как московские же коммерсанты с западноевропейскими фамилиями, напротив, охотно принимают участие в нашем деле, вызывающем их на материальные жертвы. Причина одна: большая культурность иностранцев в сравнении с нами. Наши купцы, большей частью, внуки простых мужиков - иностранные же коммерсанты имеют за собой, во всяком случае, более культурных предков».

Кроме того, Иван Карлович был попечителем Басманного отделения больницы для чернорабочих.

Он и его супруга Эмилия Ивановна, которую Иван Карлович пережил на 14 лет, похоронены на Немецком (Введенском) кладбище. После революции, когда на кладбище хоронили видных большевиков и военачальников, могилы Прове были утрачены.

Дети Ивана Прове

Не менее интересна и судьба детей Ивана Карловича.

Его старший сын Роман (Рудольф) Иванович (1860) был потомственным почётным гражданином, содержал маклерскую контору по торговле хлопком на Новой Басманной. Директор и член правлений ряда промышленных фирм, председатель совета коммерческого банка «И.В.Юнкер и Ко». С 1901 года владел особняком на Новой Басманной улице, 16, унаследованным от отца, а в 1912-14 годах рядом с ним на паях вместе с братьями и сестрой построил шестиэтажный доходный дом в стиле модерн (архитектор Борис Великовский); был совладельцем усадьбы на Старой Басманной улице, 17.

До самой революции состоял выборным Московского биржевого общества, почётным членом и казначеем Елизаветинского благотворительного общества, попечителем Комиссаровского технического училища. После 1918 года эмигрировал, жил в Берлине. По разным сведениям он умер или в 1921 или в 1939 году.

Второй сын, названный в честь отца Карлом-Александром, в 1915 году сменил имя на Кирилла Ивановича (1864 - после 1925). Он сменил имя в связи с начавшимся гонением на немцев после начала Первой Мировой войны. Он тоже был потомственным почётным гражданином, содержал маклерскую контору по торговле хлопком, пряжей и нитками. Вместе с женой Анной Ивановной являлся членом Московского автомобильного общества. После 1918 года служил в издательстве Наркомфина. В 1925 году эмигрировал в Эстонию, жил в Нарве.

Был еще сын Иоганн-Карл, но он умер в молодости. (С памятью о нем и супруге Прове долгие годы при Басманной больнице содержал на свой счет койки для больных.)
Их сестра Адель (Адель-Луиза) Ивановна Прове (в замужестве Калиш), потомственная почётная гражданка (1887), владела усадьбой на Новой Басманной, 22 (с 1901 года совместно с братом Федором, с 1909 года единолично) и имением Лапино, попечительница Болшевского приюта для нищих девочек, член совета Общества взаимопомощи нуждающимся ученицам 2-й Московской женской гимназии.

Ее муж Георгий Германович Калиш, почётный гражданин, агент по продаже пряжи и шёлка, владелец мастерской мраморно-гранитных работ, выполнявшей строительно-отделочные работы в Москве, в частности для храма старообрядцев-поморцев в Токмаковом переулке, 7, член попечительного совета коммерческого училища Московского общества содействия распространению среднего образования.

Эмилия (Эмилия-Ядвига) Ивановна Прове (в замужестве Миндер). Именно ей принадлежал дом в Бабушкином переулке, 7, который построил Эрихсон.

Сестры Прове Адель (1872–1940) и Эмилия (1860-1931), как члены семьи изменников родины, с 1927 года отбывали ссылку в Нижнем Новгороде. Один из сыновей Адели Ивановны, талантливый архитектор и педагог Василий Георгиевич Калиш (1899-1973), подвергся ссылке на пять лет в Соловки и в Мурманск.

Разграбленная коллекция Федора Ивановича

Еще один сын Карла Прове - Фёдор (Теодор-Фердинанд) Иванович родился в 1872 году. Он был известным коллекционером. С 1895 года действительный, а затем и почётный член Московского нумизматического общества. Уже в 26 лет он стал его председателем. Его коллекцию античных монет специалисты числили в одном ряду с аналогичными собраниями Эрмитажа и Исторического музея. Хранил коллекцию в особняке на Новой Басманной, 16, где жил до 1897, затем в усадьбе на Новой Басманной, 22. Затем снимал квартиры в доме Мальмберг (Садовая-Самотёчная улица, 16) и в доме Стахеева (Малый Харитоньевский переулок, 6/11). Владел имением в Воскресенском уезде Московской губернии. После 1918 жил в Новом Иерусалиме под Москвой.

Несколько уникальных монет принёс в дар Историческому музею (в 1917 и 1919 годах). Он собрал одну из самых богатых коллекций античных и византийских монет (притом, что два раза ее продавал и потом опять восстанавливал), собрал большую библиотеку по нумизматике; коллекционировал также предметы декоративно-прикладного искусства и старинные книги и рукописи.

В 1901 году унаследовал от отца почётный пост члена-учредителя и жертвователя Комитета по устроению Музея изящных искусств. Состоял членом Московского филармонического общества, Художественно-фотографического общества, являлся членом комитета Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Строгановского художественно-промышленного училища и Московского общества покровительства беспризорным и несовершеннолетним, освобождаемым из мест заключения.

Лишенный всех гражданских прав как бывший капиталист и угнетатель, он предлагал ведущим музеям России купить его коллекцию, чтобы выжить. Но у тех самих денег не было. В 1927 году в Государственный Исторический музей поступили лишь медные боспорские монеты. Его коллекция монет была реквизирована, поступила в Гохран, в 1928 году через посредничество Советской филателистической ассоциации продана в Германию. В собрании ГИМа сохранились только несколько монет (в том числе две уникальных), в свое время подаренных самим Прове, а также русская часть коллекции, которая в свое время перешла к П.В. Зубову и была завещана этим собирателем Историческому музею.

22 января 1924 году известный ученый-нумизмат и сотрудник Исторического музея А.В. Орешников записал в дневнике: «Слышал, что арестованы оба брата Прове». Можно предположить, что Кирилл и Федор Ивановичи были привлечены к проводившемуся в то время ГПУ процессу по «делу Чердынцева». Двенадцать подсудимых (почти все - бывшие члены правления, пайщики и служащие Товарищества мануфактур Н.Н. Коншина в Серпухове) обвинялись в экономическом шпионаже, взяточничестве и других служебных преступлениях, а учредители частных посреднических фирм-партнеров треста (в том числе И.Д. Морозов и А.А. Найденов) - в злостной спекуляции его продукцией. Это дело органы связали с созданием эмигрантами - бывшими владельцами российских текстильных предприятий - картеля «Висбаденское соглашение», в которое входил, если верить судебным отчетам, и Роман Прове. Картель планировал получение концессий на текстильные предприятия в РСФСР и их кредитование. Обвиняемым ставились в вину собирание и передача за рубеж данных о фактическом состоянии предприятий текстильной промышленности РСФСР, коррупции, злоупотреблении властью и т.п. Некоторые из подсудимых отказались на суде от своих признательных показаний, сделанных на предварительном следствии, а Иван Давыдович Морозов назвал все разговоры о «Висбаденском соглашении» пустой болтовней. Тем не менее суд приговорил к расстрелу председателя правления Государственного Серпуховского треста В.И. Чердынцева и его сотрудника Н.М. Калинина, а других подсудимых - к разным срокам заключения с конфискацией имущества. Однако братья Кирилл и Федор Прове к судебной ответственности привлечены не были. Кирилл вскоре выехал в Эстонию, где в Нарве восстановил права собственности на одну из фабрик Товарищества Кренгольмской мануфактуры. Федор стал работать в хлопковом отделе Всесоюзного текстильного синдиката.

В 1927 году двух его старших сыновей признали английскими шпионами. Они были арестованы по обвинению в шпионской деятельности в составе группы, связанной с британской дипломатической миссией в Москве, его сыновья - служащий ЦАГИ Владимир Прове и писарь штаба батальона охраны здания Реввоенсовета Кирилл Прове, а также их родственник, юрисконсульт управления делами Реввоенсовета, бывший присяжный поверенный Владимир Александрович Корепанов. 24 октября 1927 года военная коллегия Верховного суда РСФСР признала братьев Прове и В.А. Корепанова английскими шпионами и приговорила их к «высшей мере социальной защиты».
Самого Федора Ивановича с женой Софьей Ивановной и сыном Федором выслали в Казахстан на три года постановлением Особого совещания при ОГПУ. После возвращения из ссылки в 1931 году он с женой поселился у дочери Марии в Малом Златоустинском переулке, 3. Но прожил там недолго. Федор Иванович умер в 1932 году от опухоли мозга.

Судьба «Соснового Бора»

На бывшей даче Ивана Прове близ станции Болшево был создан по инициативе Горького санаторий «Сосновый бор», принадлежавший сначала ЦЕКУБУ, а затем АН СССР. Дача постепенно приходила в ветхое состояние, а с начала 1990-х гг. вообще была заброшена. Под новый, 1998 год пришло известие об уничтожении этого своеобразного памятника архитектуры рубежа XIX-XX веков пожаром. По странному стечению обстоятельств незадолго до этого в прессе появились публикации о том, что здание хотят продать...

Невеста «врага народа»

Известная актриса Зоя Федорова, чья трагическая судьба и загадочная смерть и сегодня будоражит умы исследователей и авторов-детективов, тоже имела отношение к роду Прове. Правда, продолжалось это очень недолго.

Зоя Федорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге. Мать воспитывала трех дочерей, среди которых Зоя была самой младшей. Отец - рабочий-металлист всем сердцем принял революцию 1917 года и за короткое время сделал блестящую карьеру в большевистской партии. В 1918 году его вместе с семьей перевели в Москву и назначили начальником паспортной службы в Кремле.

С юных лет девочка бредила театром, с удовольствием занималась в драмкружке. Однако отец не разделял ее увлечения, считая, что у дочери должна быть солидная профессия. И Зоя после окончания школы устраивается в Госстрах счетчицей.

Ей тогда было всего семнадцать, и «отслужив» положенные часы, она стремительно бежала на танцы. На одной из таких вечеринок юная красавица познакомилась с красавцем-военным Кириллом Прове. Вспыхивает первое чувство, но…

Осенью 1927 года Кирилла внезапно арестовывают по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании. А следом за ним чекисты арестовывают и Федорову как пособницу иностранного шпиона.

Дело могло закончиться для нее очень плохо. Но, видимо, вмешались какие-то высшие силы или отец, близкий к руководству партии помог. Да и прост омогли пожалеть девушку. Такое в те годы еще случалось, и 18 ноября 1927 года пока еще всесильный Генрих Ягода собственноручно начертал на ее деле: «Инкриминируемое гр. Федоровой З. А. обвинение следствием установить не удалось, а посему полагал бы дело по обвинению Федоровой З. А. следствием прекратить и сдать в архив».
Удивительное по тем временам заключение. А может быть, у ОГПУ на нее были какие-то виды? Остается только догадываться…

Улица Лукьянова

До 8 сентября 1964 года носила название Бабушкин переулок. Улица в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы. Переименована в честь героя Советского Союза Александра Михайловича Лукьянова, жившего и работавшего в Басманном районе в 1934-1938 годах. Прежнее название - Бабушкин переулок по фамилии домовладельца конца XVIII - начала XIX веков.

Впервые переулок показан на картах 1789 и 1796 годов. В описании чумы 1770-1772 годов упоминается Абушкин переулок, что позже историки объяснили обычной опиской канцеляриста.

ФАКТ

Прове - (в лат. передаче Prove), в балтийско-славянской мифологии бог. Почитался как высшее божество в Старгарде (Вагрия). Связан со священными дубами, лесами и рощами, где и почитался во время празднеств, проводившихся во второй день недели жрецом Прове. Не имел идола. Имя сопоставляется с именем бога По-ревита у балтийских славян и с польск. Porvata, отождествляемой с Прозерпиной в списке польских богов 15 века. Согласно одной из гипотез, имя - видоизменение общеславянского имени бога грозы Перуна (отсюда и связь с дубом - деревом громовержца). По другой гипотезе - это один из эпитетов Перуна - prav, «правый, справедливый», искажённый при передаче. Согласно третьему объяснению - бог плодородия, как и славянский Поревит.

Архитектор Эрихсон

Адольф Эрнестович Эрихсон (1862-после 1917) - известный архитектор, работавший в стиле модерн и эклектика. В 1883 году окончил МУЖВЗ. Практиковался в Европе. В 1896 году участвовал в подготовке Москвы к коронации Николая II, оформлял Гоголевский, Тверской и Никитский бульвары.

Автор проектов дома Голицына на Поварской, 40, который сделал в 26 лет; здания аптеки и дома Феррейна на Никольской улице; корпуса Музея русских древностей Щукина; Московского столичного аукционного зала на большой Дмитровке, 32; издательства и типографии Сытина на Тверской, 18; торгового дома Михайлова, «Дома мод» на Кузнецком мосту, 14; деталей внутренней отделки гостиницы «Метрополь» (1910-е); Банкирского дома «Юнкер И. В. И Ко», Кузнецкий Мост, 16; усадьбы Прове на улице Лукьянова, 7; ресторанов «Яръ» (1910, перестройка.) и «Прага» (1915, перестройка) и многих других изумительной красоты зданий.