Баруздин морской. Сергей Баруздин - Какое оно, море? Страницы военно-морской летописи России:… Б. Зверев

Роман «Дети морского царя» являет собой своеобразный сплав приключенческой литературы и волшебной сказки. Прекрасное знание автором эпической и фольклорной европейской традиции, германских и древнескандинавских саг, создает у читателей ощущение невероятной, магической реальности происходящего.

Морской рыболовный спорт Николай Фетинов

Книга знакомит читателей с особенностями морской рыбалки практически во всех бассейнах нашей страны. В ней рассказывается о снастях, наиболее распространенных видах рыб и способах их ловли. Для широкого круга рыболовов-любителей.

Два мешка морской капусты Алексей Бессонов

Разве могли предположить космические дальнобойщики с корабля «Гермес», что получив очередной заказ на перевозку от военных, они окажутся впутанными в интриги спецслужб? Тем более, они и подумать не могли, что вскоре просто возненавидят морскую капусту…

По следам морского змея Николай Непомнящий

Предлагаемое издание является логическим продолжением книги «Гигантский морской змей», где приводятся свидетельства очевидцев, встречавшихся со странными морскими чудовищами в давние времена. Первые попытки понять, что же это такое, были предприняты учеными еще в начале XIX столетия. Но все их гипотезы оказались неубедительными. В XX веке известия о встречах с «морским змеем» продолжали множиться. Появились и новые версии, объясняющие природу таинственного существа. Обо всем этом и рассказывается в данной книге.

Морские террористы Михаил Нестеров

Оказывается, пираты существуют не только на экране. На российское судно, перевозившее шедевры мирового искусства, напал военный корабль под командой морского офицера американской армии Шона Накамуры. Но современные флибустьеры просчитались - шедевры оказались копиями. От досады главарь пиратов приказал убить пассажиров судна. Но один свидетель все же остался, и теперь морских террористов ждет возмездие. Диверсионная группа Евгения Блинкова по прозвищу Джеб получила задание уничтожить «пиратский бриг» и уже отправилась «в гости» к Накамуре.…

Влияние морской силы на французскую революцию… Алфред Мэхэн

Эта книга является вторым фундаментальным трудом Алфреда Т. Мэхэна, посвященным изучению влияния морской мощи государства на историю. Сформулированная им концепция, сыграла огромную роль в развитии теории военно-морского искусства и до сих пор продолжает влиять на выработку военных и геополитических доктрин ведущих морских держав мира. Материалом для исследования автору послужила история революционных и наполеоновских войн. Первый том охватывает период 1793–1802 годов и содержит подробное описание событий, разворачивавшихся на море. Второй…

Страницы военно-морской летописи России:… Б. Зверев

ИЗДАНИЕ 2-е, ДОРАБОТАННОЕ Редакционная коллегия: КОНТР-АДМИРАЛ, ДОКТОР ВОЕННО-МОРСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ВЬЮНЕНКО Н. П., КОНТР-АДМИРАЛ, КАНДИДАТ ВОЕННО-МОРСКИХ НАУК ПУШКИН А. С, КАПИТАН I РАНГА-ИНЖЕНЕР, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР СКУГАРЕВ В. Д. В книге доктора исторических наук Б. И. Зверева рассказывается о борьбе России за выход к морю, о зарождении русского регулярного военно-морского флота и его победах в морских сражениях XVIII-XIX вв. В боях на море сложились лучшие боевые традиции отечественного флота, которые были развиты и продолжены многими…

Морской дозор Сергей Зверев

Недаром поется в старой песне: «Славное море, священный Байкал…» Самое крупное озеро в мире действительно похоже на море. Поэтому морской спецназовец Серега Павлов по прозвищу Полундра приехал именно сюда для испытания уникальной мини-подлодки «Нерпа» в условиях пресной воды. Вместе с ним прибыл взвод охраны во главе с Михаилом Никифоровым. Этот морской дозор обнаруживает на дне сбитый вертолет. И неожиданно оказывается втянутым в противостояние с грозным и неведомым противником. Полундре и его отряду предстоит жестокая схватка. Под водой,…

Морские волки Макс Пембертон

Герой романа «Морские волки», авантюрист Арнольд Мессенджер, решает ограбить судно, перевозящее золотые слитки из Англии на континент. План почти удался, однако корабль Мессенджера попал в шторм и затонул в лагуне у берегов Испании, где орудовала шайка жестоких пиратов под предводительством женщины…

Морской дракон Кэтлин Харрингтон

Для отважного шотландского моряка Рори Маклина, Морского Дракона, женитьба на наследнице клана Макдональдов, его заклятых врагов, всего лишь политический шаг. Невеста в ужасе: ее всю жизнь учили ненавидеть этого человека. Чтобы потянуть время, она скрывается от него под видом дворового мальчишки Джоуи. С первого взгляда разгадав обман, Рори решает принять игру, но, чтобы спутать карты противника, приближает Джоуи к себе в качестве личного слуги. Свадьба неизбежна, но… слишком многое брошено на карту, и слишком многие мечтают получить в жены…

Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего… Константин Залесский

Военно-морской флот Германии до сих пор окутан мифами, и во многом его окружает героический ореол. Возможно, сказалось то, что ВМФ Германии оказался практически не замешанным в военных преступлениях, в отличие от сухопутных войск, которые на протяжении всей войны имели непосредственный контакт с гражданским населением на оккупированных территориях. Все об истории Кригсмарине – штабах и асах подводной войны, линкорах и подлодках, миноносцах и торпедных катерах – в энциклопедии «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха».

Морской закон Иван Стрельцов

Морпех – он и в Персидском заливе морпех. А именно в этом заливе оказался Виктор Савченко. Но наслаждаться солнцем и морем ему не приходится – надо выручать товарищей, попавших в тюрьму султаната. Морской закон – сам погибай, а товарищей выручай. Вместе с российской разведчицей Аленой Воронцовой они захватывают агента ЦРУ Френка Биглера, подставившего россиян. Он подставил – он и поможет, деваться ему некуда. После удачной, но шумной операции пленники освобождены. Теперь надо уносить ноги, но это почти невозможно: на рейде взорвав американский…

Морские кони и морские короли Вольфганг Акунов

В Англии они были известны как «даны», на Руси как «урмане» или «варяги». Их также называли словом норманны (это название сохранилось в топонимах Нормандия и Мурманск). Сейчас мы используем всем понятное слово ВИКИНГИ. Шведский исследователь Ф. Аскеберг в 1944 г. предложил версию происхождения слова «викинг» от древнескандинавского глагола «vikja», что означает «поворачивать, отклоняться». Таким образом, викинг по Ф.Аскбергу - это прежде всего человек, порвавший с привычным жизненным укладом, в каком-то смысле изгой, покинувший свою среду и отправившийся…

Морские зомби Сергей Зверев

В северных морях барражируют не только атомные подводные лодки, но и киты-горбачи. И, похоже, им становится все теснее – киты стали нападать на лодки. Разобраться с этим странным феноменом послали научную экспедицию на субмарине капитана второго ранга Иль Макарова по прозвищу Морской волк. Одного горбача они изловили, и оказалось, что в мозг кита вживлен электронный чип, который воздействует на его поведение. Вскоре стало ясно, кто выпустил в море этих зомби. Американцы захватили экспедицию в плен и требут, чтобы ученые прекратили свои изыскания.…

Сестра морского льва Юрий Иванов

Герой повести, моряк, после долгих лет плавания по морям и океанам мира получает длительный отпуск. Он возвращается на Командоры, где провел юношеские годы, чтобы повидать разные места, встретить людей, с которыми работал и дружил. Случай сталкивает его с девочкой - потомком племени унангунов, населявших когда-то эти острова. Она и служит проводником в его путешествиях, участвует в приключениях. Временно герой повествования становится охот-инспектором - борется с браконьерами, знакомится с жизнью и повадками морских львов, котиков, песцов…

Командиры крылатых линкоров (Записки морского… Василий Минаков

Аннотация издательства: Документальное повествование о подвигах летчиков морской авиации Черноморского флота в годы Великой Отечественной воины, в период подготовки и проведения операции по освобождению Северного Кавказа, города-героя Новороссийска. В центре изображаемых событий - воины 5-го гвардейского минно-торпедного авиаполка, проявившие героизм, мужество и отвагу при нанесении сокрушительных ударов по врагу на море и на суше. Так помечены страницы, номер предшествует. Так помечены ссылки на примечания. lenok555: Вторая книга мемуаров…

Фронт до самого неба (Записки морского летчика) Василий Минаков

Аннотация издательства: В документальной повести Героя Советского Союза В. И. Минакова рассказывается о боевых подвигах летчиков Черноморского флота, воспитанниках Ейского военно-морского авиационного училища, в трудный период Великой Отечественной войны, летом и осенью 1942 года. Книга адресуется массовому читателю. Так обозначены страницы книги (страница предшествует номеру). lenok555: Следующие две книги мемуаров В. И. Минакова - "Командиры крылатых линкоров" и "Гневное небо Тавриды".

Морские свинки Кристина Кулагина

Книга содержит многочисленные советы по выбору, кормлению, приручению, дрессировке, разведению и лечению морских свинок. Приведенные в данном пособии рекомендации по уходу за морскими свинками будут полезны как для начинающих, так и для опытных любителей этих красивых, ласковых и неприхотливых грызунов. Те, кто всерьез заинтересуется возможностью племенного разведения морских свинок, смогут почерпнуть из книги информацию о генетических особенностях и породах этих животных.

Луна плывет за окном. Круглая. Большая. Холодная. Она плывет быстро. Будто расталкивает облака и вновь вырывается на простор.

Это только кажется, что она плывет. Если бы луна плыла, да так быстро, она давно скрылась бы за углом дома. А луна видна все время, и, значит, это облака плывут ей навстречу.

А небо вокруг бесконечное, темное и чуть-чуть непонятное, как все, что не имеет конца и края. Если смотреть в сторону от луны, долго смотреть в одну точку, то можно увидеть звезды. Те, что побольше, - спокойные. А самые маленькие - мигающие, как огни на празднике вечером. Рядом с луной звезд не видно, кроме какой-то одной - большой и холодной, как сама луна.

Луна освещает небо и город - крыши, стены, деревья, тротуары и людей, идущих в кино. Но крыши, стены, и деревья, и тротуары, и люди, и даже машины, которые Саша так любит смотреть днем, в лунном свете совсем неинтересные, словно неживые.

Может, их зима такими делает?

Зима уже начинается. Снежок лежит на крышах и в осенней, еще не совсем пожелтевшей траве газонов, и на ветках деревьев, и кое-где на тротуарах. Но снежок лег всюду, и у кино он блестит в свете ярких огней. А там, у кино, весело.

Саша почему-то не верит, что луна светит сейчас всюду. Неужели и над морем? Она светит здесь, над его улицей. И то не везде.

А может, она и везде светит, но в других местах огни забивают ее свет. У кино горят такие огни. И дальше; у площади, где летом бьет в небо голубой фонтан. И еще дальше, где сверкают окна нового завода, большого, как целый город, и тихого, как будто это и не завод вовсе. Так тихо бывает не в городе, а в пионерском лагере после отбоя. Там, в лагере, Саша уже три лета жил. А на море…

Вер! А какое оно, море?

Ну, вот я так и знала, что ты опять не о том думаешь! Задачки же надо решать! Задачки! - Вера отрывается от тетрадки и укоризненно глядит на Сашу. - А про море потом…

Саша и сам понимает. Отходит от окна, садится, берет учебник:

Я знаю… Сейчас… «В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов, - бормочет он. - Известно только, что всего в клетке 35 голов и 94 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов».

Саша грызет карандаш.

У Саши темные глаза и светлые волосы с вихрами на затылке. Вихры торчат, хотя Саша и приглаживает их поминутно ладонями. А днем глаза у Саши совсем не темные, а синие, с голубизной. И днем у него видны веснушки на носу. Только они вовсе не большие. Вечером их и не заметишь.

У Веры веснушек нет, хотя и нос у нее курносый, очень подходящий для веснушек. Волосы у Веры с рыжевато-золотым оттенком. Одни пряди посветлее, другие потемнее. Это они летом на море так выгорают. И лицо у Веры не то смешливое, не то серьезное - не поймешь. Как будто она старается быть серьезной, а на самом деле и не серьезная.

Но Саша сейчас не видит ее лица. И луны, что плывет за запотевшим окном, уже не видит.

Он не грызет теперь карандаш, а водит им по промокашке.

Наконец спрашивает:

А что это за фазаны?

Вера опять пытается говорить требовательно и серьезно. Ямочки под глазами превращаются в морщинки, губы поджаты:

Ну какое это имеет значение! Фазаны! Кролики! Трубы! Важны числа. Их надо решать!

Я знаю, - соглашается Саша.

Он завидует Вере. Как-то у нее все здорово получается с арифметикой. Она берет из нее только цифры, складывает их, множит, вычитает. А у Саши совсем не так. Если про поезд задачка, он об этом поезде начинает думать. Если про пароход - про него. Слова в задачках путают Сашу. А потом он спохватывается: ведь задачка это - и ну торопится!

Сейчас Саша пристыжен. Он водит карандашом по промокашке. И правда: при чем тут фазаны? Голов - тридцать пять. Ног - девяносто четыре. У каждого кролика по четыре ноги. У каждого фазана…

Ты в самом деле фазанов не видел? - спрашивает вдруг Вера. - И в зоопарке?

Саша доволен. Хоть так узнать, что это за зверь такой - фазан и сколько у него ног. Фазан почему-то путается у него с сазаном, а у сазана какие ноги? Рыба!

В зоопарке я давно был, до школы, - признается Саша. - С па… - Он не договаривает, и правильно делает: какой смысл рассказывать Вере, с кем он был в зоопарке до школы. Пять лет назад. Пять лет! Давно!

Фазан - подотряд куриных. У фазанов очень красивое оперение, длинные и широкие хвосты. Все они яркой расцветки. От фазанов произошли наши домашние куры. Мы же это проходили…

Саше теперь все ясно. Раз куры, значит, фазаны - не сазаны и у них по две ноги.

Ну что бы это все сразу объяснить!

Я знаю, - говорит Саша и берется за задачку. «35 голов, 94 ноги… У кроликов по четыре ноги. У фазанов по две…»

Через несколько минут он спрашивает:

Двенадцать и двадцать три?

Фазанов двадцать три, - уточняет Вера.

Фазанов! А кроликов - двенадцать?

Молодец, а я думала, ты…

Ну, что ты думать не умеешь, - не очень решительно говорит Вера и, чтобы не обидеть Сашу, поясняет: - Над задачками.

А Саша уже бормочет следующую задачку:

- «Отец старше сына на двадцать четыре года. Сколько лет сыну, если через три года он будет в пять раз моложе отца?»

Саша перечитывает задачку несколько раз. Потом долго смотрит в окно. Стекла запотели, и луна расплывается, блестит капельками влаги на окне, отражается в белом, покрытом масляной краской подоконнике.

Со стороны кино светятся синие и красные огни. Наверно, морозит. Потому и окно запотело.

Вера занята своей задачкой. Она сидит за столом рядом с Сашей и словно отвернувшись от него. Волосы падают на лоб и на кулачок, которым она подпирает голову. На загорелой руке блестит золотистый пушок, и на левой щеке - Саша видит - тоже пушок. А морщинок уже нет, одни ямочки под глазами.

- «Отец старше сына на двадцать четыре года…» - перечитывает Саша и начинает что-то рисовать в тетрадке.

Уже не карандашом, а чернилами. Ровно по клеточкам. Одна линия - через три клетки. Вторая выше - через пять клеток. Еще выше - маленькая - через две. Линии соединяются под наклонным углом слева и справа. Две новые идут вверх. Это мачты. На них флажки. Внизу на борту три кружка и крючок. Иллюминаторы и якорь есть на каждом корабле, а на военном тем более.

Саша закрывает глаза, стараясь увидеть море. Он не думает уже о корабле. Он хочет представить себе море, по которому идет корабль. Но море в тетрадке не нарисуешь. И потом…

Ну так я и знала! Что ты наделал! - всплеснула руками Вера. - Стоит отвернуться - и ты уже! Да прямо в тетрадке…

Я перепишу! - виновато обещает Саша. - Я знаю…

Он долго переписывает вырванную страницу. Старается.

Чудной ты! - говорит Вера уже более миролюбиво. - Ты аккуратнее, аккуратнее!

Ну, я пойду! Пора! - Саша встает, когда все переписано, и Вера не делает, кажется, никаких замечаний.

Придешь завтра?

Мы ж завтра в школе будем…

Так вечером…

Вечером приду, - обещает Саша, натягивая пальто и теряясь от того, что родители Веры смотрят телевизор. Прощаться с ними или нет? Саша не знает, но на всякий случай протягивает голову в темную столовую: - До свидания!

Будь здоров, Саша! - говорит Верин отец.

До свидания! - подтверждает Верина мама.

А то у тебя с задачками плохо, - наставительно замечает Вера.

Знаю, что плохо, - соглашается Саша. А сам думает: «Про море она мне так и не рассказала».

Почему же он чудной?

Когда Верин отец смеется, он забавно надувает губы и усы у него прыгают. Или дергаются. Но это - одно и то же.

Потому что он все время о чем-то думает, о постороннем! - говорит Вера.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Сергей Алексеевич Баруздин

Какое оно, море?


Луна плывет за окном. Круглая. Большая. Холодная. Она плывет быстро. Будто расталкивает облака и вновь вырывается на простор.

Это только кажется, что она плывет. Если бы луна плыла, да так быстро, она давно скрылась бы за углом дома. А луна видна все время, и, значит, это облака плывут ей навстречу.

А небо вокруг бесконечное, темное и чуть-чуть непонятное, как все, что не имеет конца и края. Если смотреть в сторону от луны, долго смотреть в одну точку, то можно увидеть звезды. Те, что побольше, - спокойные. А самые маленькие - мигающие, как огни на празднике вечером. Рядом с луной звезд не видно, кроме какой-то одной - большой и холодной, как сама луна.

Луна освещает небо и город - крыши, стены, деревья, тротуары и людей, идущих в кино. Но крыши, стены, и деревья, и тротуары, и люди, и даже машины, которые Саша так любит смотреть днем, в лунном свете совсем неинтересные, словно неживые.

Может, их зима такими делает?

Зима уже начинается. Снежок лежит на крышах и в осенней, еще не совсем пожелтевшей траве газонов, и на ветках деревьев, и кое-где на тротуарах. Но снежок лег всюду, и у кино он блестит в свете ярких огней. А там, у кино, весело.

Саша почему-то не верит, что луна светит сейчас всюду. Неужели и над морем? Она светит здесь, над его улицей. И то не везде.

А может, она и везде светит, но в других местах огни забивают ее свет. У кино горят такие огни. И дальше; у площади, где летом бьет в небо голубой фонтан. И еще дальше, где сверкают окна нового завода, большого, как целый город, и тихого, как будто это и не завод вовсе. Так тихо бывает не в городе, а в пионерском лагере после отбоя. Там, в лагере, Саша уже три лета жил. А на море…

Вер! А какое оно, море?

Ну, вот я так и знала, что ты опять не о том думаешь! Задачки же надо решать! Задачки! - Вера отрывается от тетрадки и укоризненно глядит на Сашу. - А про море потом…

Саша и сам понимает. Отходит от окна, садится, берет учебник:

Я знаю… Сейчас… «В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов, - бормочет он. - Известно только, что всего в клетке 35 голов и 94 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов».

Саша грызет карандаш.

У Саши темные глаза и светлые волосы с вихрами на затылке. Вихры торчат, хотя Саша и приглаживает их поминутно ладонями. А днем глаза у Саши совсем не темные, а синие, с голубизной. И днем у него видны веснушки на носу. Только они вовсе не большие. Вечером их и не заметишь.

У Веры веснушек нет, хотя и нос у нее курносый, очень подходящий для веснушек. Волосы у Веры с рыжевато-золотым оттенком. Одни пряди посветлее, другие потемнее. Это они летом на море так выгорают. И лицо у Веры не то смешливое, не то серьезное - не поймешь. Как будто она старается быть серьезной, а на самом деле и не серьезная.

Но Саша сейчас не видит ее лица. И луны, что плывет за запотевшим окном, уже не видит.

Он не грызет теперь карандаш, а водит им по промокашке.

Наконец спрашивает:

А что это за фазаны?

Вера опять пытается говорить требовательно и серьезно. Ямочки под глазами превращаются в морщинки, губы поджаты:

Ну какое это имеет значение! Фазаны! Кролики! Трубы! Важны числа. Их надо решать!

Я знаю, - соглашается Саша.

Он завидует Вере. Как-то у нее все здорово получается с арифметикой. Она берет из нее только цифры, складывает их, множит, вычитает. А у Саши совсем не так. Если про поезд задачка, он об этом поезде начинает думать. Если про пароход - про него. Слова в задачках путают Сашу. А потом он спохватывается: ведь задачка это - и ну торопится!

Сейчас Саша пристыжен. Он водит карандашом по промокашке. И правда: при чем тут фазаны? Голов - тридцать пять. Ног - девяносто четыре. У каждого кролика по четыре ноги. У каждого фазана…

Ты в самом деле фазанов не видел? - спрашивает вдруг Вера. - И в зоопарке?

Саша доволен. Хоть так узнать, что это за зверь такой - фазан и сколько у него ног. Фазан почему-то путается у него с сазаном, а у сазана какие ноги? Рыба!

В зоопарке я давно был, до школы, - признается Саша. - С па… - Он не договаривает, и правильно делает: какой смысл рассказывать Вере, с кем он был в зоопарке до школы. Пять лет назад. Пять лет! Давно!

Фазан - подотряд куриных. У фазанов очень красивое оперение, длинные и широкие хвосты. Все они яркой расцветки. От фазанов произошли наши домашние куры. Мы же это проходили…

Саше теперь все ясно. Раз куры, значит, фазаны - не сазаны и у них по две ноги.

Ну что бы это все сразу объяснить!

Я знаю, - говорит Саша и берется за задачку. «35 голов, 94 ноги… У кроликов по четыре ноги. У фазанов по две…»

Через несколько минут он спрашивает:

Двенадцать и двадцать три?

Фазанов двадцать три, - уточняет Вера.

Фазанов! А кроликов - двенадцать?

Молодец, а я думала, ты…

Ну, что ты думать не умеешь, - не очень решительно говорит Вера и, чтобы не обидеть Сашу, поясняет: - Над задачками.

А Саша уже бормочет следующую задачку:

- «Отец старше сына на двадцать четыре года. Сколько лет сыну, если через три года он будет в пять раз моложе отца?»

Саша перечитывает задачку несколько раз. Потом долго смотрит в окно. Стекла запотели, и луна расплывается, блестит капельками влаги на окне, отражается в белом, покрытом масляной краской подоконнике.

Со стороны кино светятся синие и красные огни. Наверно, морозит. Потому и окно запотело.

Вера занята своей задачкой. Она сидит за столом рядом с Сашей и словно отвернувшись от него. Волосы падают на лоб и на кулачок, которым она подпирает голову. На загорелой руке блестит золотистый пушок, и на левой щеке - Саша видит - тоже пушок. А морщинок уже нет, одни ямочки под глазами.

- «Отец старше сына на двадцать четыре года…» - перечитывает Саша и начинает что-то рисовать в тетрадке.

Уже не карандашом, а чернилами. Ровно по клеточкам. Одна линия - через три клетки. Вторая выше - через пять клеток. Еще выше - маленькая - через две. Линии соединяются под наклонным углом слева и справа. Две новые идут вверх. Это мачты. На них флажки. Внизу на борту три кружка и крючок. Иллюминаторы и якорь есть на каждом корабле, а на военном тем более.

Саша закрывает глаза, стараясь увидеть море. Он не думает уже о корабле. Он хочет представить себе море, по которому идет корабль. Но море в тетрадке не нарисуешь. И потом…

Ну так я и знала! Что ты наделал! - всплеснула руками Вера. - Стоит отвернуться - и ты уже! Да прямо в тетрадке…

МОРСКОЙ КОРТИК

Светлана давно мечтала остаться дома одна. Ей очень хотелось самой похозяйничать, повозиться с Алёшкой, чтобы никто не мешал - ни папа, ни мама, ни бабушка.

Наконец выдался такой вечер.

Бабушка на несколько дней уехала в деревню, а папа с мамой ушли в театр.

Светлана осталась дома главной хозяйкой.

Вымыла посуду, подмела пол, полила цветы и стала с братишкой играть.

Уж скорее бы ты, Алёшка, подрастал! - говорит Светлана, повторяя мамины слова. - Отдадим тебя в детский сад. Знаешь, как там хорошо!

У-у-у! - отвечает Алёшка, словно соглашаясь: «Подрасту, мол! Пойду!»

Они поиграли, а в девять часов, как мама сказала, Света уложила братишку в кровать. Покачала она кровать, покачала - уснул Алёшка.

Потом Светлана разобрала свою постель и стала читать.

Время идёт быстро. Светлана не заметила, как ночь наступила: на часах половина двенадцатого.

«Пора ложиться. А то мама и папа сейчас должны вернуться».

Она обошла ещё раз квартиру, посмотрела, всё ли убрано, заглянула в кухню и тут вспомнила:

«А ведро с мусором? Совсем забыла. Надо вынести!»

Светлана подошла к Алёшке - спит.

«Я сейчас! Быстро!»

Взяла ведро и побежала во двор.

А во дворе сегодня темным-темно. Небо покрыто тучами, не видно ни луны, ни звёзд. Только лампочки у подъездов дома еле-еле светятся.

Светлана идёт вдоль садика.

Сейчас за угол дома свернуть - и всё: там под навесом стоят ящики для мусора.

Вот и угол дома. Но что это? Перед ней на тротуаре лежит человек. От страха Светлана остановилась, ноги у неё задрожали, по спине пробежал неприятный холодок.

Светлана посмотрела по сторонам, хотела позвать кого-нибудь - никого.

А человек лежит ничком и не двигается. На нём морская форма. Фуражка отлетела в сторону. А рядом чемодан и тёмная шинель.

Дядя! Дядя! Что с вами? - Светлана нагнулась над моряком. Подумала: «Может, пьяный?»

Моряк не ответил, только чуть слышно простонал. Значит, жив человек.

«Помогите! Человек здесь!» - пробовала крикнуть Светлана, но от волнения у неё горло перехватило.

И вдруг она сообразила:

Подождите, подождите, я сейчас… Только не умирайте!

Человек ничего не ответил, а Светлана, бросив ведро, помчалась домой.

Забыв про всё на свете, даже про Алёшку, она влетела в квартиру, схватила телефонную трубку и набрала номер.

- «Скорая помощь», «скорая помощь»! - кричала она, пока не услышала долгожданного: «„Скорая помощь“ слушает…»

Только после того как она назвала адрес и спокойный голос ей сказал: «Машина выезжает», Светлана вспомнила про Алёшку. К счастью, он спал.

Смотри не просыпайся! - прошептала Света и опять побежала во двор.

Человек всё так же лежал на земле.

Светлана нагнулась, послушала - дышит человек. Значит, жив.

Потерпите, потерпите… - прошептала Света. - Сейчас всё будет хорошо! Только не умирайте!

«Почему так долго нет машины? Сколько прошло минут? Пять, наверное, а может, больше? Только бы скорей!»

Прошло ещё несколько минут, и наконец Светлана услышала звук сирены.

«Ну вот! Это она…»

Два ярких луча света врезались в темноту двора, за ними в ворота въехала машина.

Сюда! Скорей!

Светлана бросилась навстречу машине и стала показывать дорогу. Объехав вокруг садика, машина остановилась. Из неё вышел врач в халате с маленьким ящичком в руке. Нагнулся над моряком.

Носилки! Скорей! - приказал он вставая.

Санитар и шофёр положили моряка на носилки и поставили их в машину.

Вещи вот, не забудьте, - сказала Светлана, передавая санитару шинель и фуражку. - Там чемодан ещё… Тяжёлый…

Санитар подхватил и чемодан.

Он не умрёт? - спросила Светлана у доктора.

Постараемся… Спасибо тебе, - сказал доктор уже из машины. Поехали!

На следующий день Светлана встретила во дворе Архипова.

Света поздоровалась.

Здравствуй, Светлана, - ответил ей Андрей Андреевич.

Светлана заметила, что Андрей Андреевич сегодня почему-то грустный и неразговорчивый.

Вы плохо чувствуете себя? - спросила она.

Нет, я-то ничего, - ответил Андрей Андреевич. - А вот с сыном у меня беда. Приехал вчера в отпуск и не дошёл до дому - попал в госпиталь. С сердцем сделалось плохо.

С сыном? А что с ним? - спросила Светлана.

Сегодня уже ничего. Стало лучше. Я только что оттуда. А вчера так было, что и не спрашивай! Врач сказал, что если бы на пять минут позже привезли его в госпиталь, то не видать бы мне сына… И ведь знаешь, кто его спас? Девчурка какая-то, совсем маленькая. Она его первая заметила и не растерялась, вызвала «скорую помощь». Как бы только узнать, кто она? Ведь, наверное, она из нашего дома. Сын сказал: «Разыщи её во что бы то ни стало и передай вот это».

Андрей Андреевич развернул газету. В ней лежал кортик. Настоящий морской кортик!

Этот кортик сын получил в начале войны, в подарок от адмирала. Видишь надпись: «За находчивость». А теперь просил передать его в подарок девочке, которая спасла ему жизнь. Кстати, ты ничего не слышала, кто эта девочка? - спросил Архипов.

Светлана растерялась.

Теперь над Светланиной кроватью висит боевой кортик. Он принадлежал морскому офицеру Ивану Андреевичу Архипову, а теперь принадлежит Светлане. И если вы возьмёте этот кортик в руки, то прочтёте на нём надпись: «За находчивость».