Балы и традиции. Вы поедете на бал? История балов. Бальный этикет Бал какой

Ежегодно, в середине ноября, жители Австрии празднуют день, который называется Мартиниганзель, который и является началом бального сезона.

Ежегодно в середине ноября жители Австрии празднуют день, который называется Мартиниганзель , который и является началом бального сезона. Этот танцевальный период длится, аж до начала Великого поста. А за этот период только в одной столице Австрии проходит около 300 балов. Между прочим, в этой стране балы могут устраивать все, кому только захочется, начиная от трубочистов и заканчивая банковскими служащими. Короче говоря — разрешается плясать до упаду. Но главное — правильно подготовиться к этому процессу.

О популярности Венских балов говорит и тот исторический факт, что еще в XVIII веке, количество участников балов и гостей доходило до 50000 , что оставляло четвертую часть населения Вены в то время. Некоторые помещения для проведения балов были даже оборудованы специальными комнатами для родов. Беременные женщины ни при каких обстоятельствах не хотели упускать возможности участвовать на балах.

Приобрести или забронировать входной билет на любой из многих понравившихся Венских балов можно довольно легко. Это можно сделать даже по интернету. Цена на такой билет будет составлять от 30 евро и выше. Причем, в стоимость билета включены танцы до самого утра, безалкогольные напитки, шампанское, вина и пиво.

Как пройти бесплатно на бал

Между тем, если девушке от 16 до 23 лет, а парню от 18 до 26 лет, то у них есть вполне реальный шанс бесплатно стать участником бала, став для этого дебютантом, которому дается право открыть бал. Хотя, чтобы это произошло, необходимо за определенное время до начала бала прислать в комиссию видеозапись со своим исполнением вальса.

Форма одежды на венском балу

Узнать необходимую форму одежды для бала можно либо на специальном интернет — сайте, либо прочитать на пригласительном билете. Если планируется бал необычайно роскошный, то для мужчин обязательны фрак, галстук- бабочка белого цвета, лакированные туфли и шелковые носки . Наручные часы лучше снять, ибо это признак дурного тона. Если без часов не представляете жизни, то разрешаются только карманные часы на цепочке.

Но такая одежда, как правило, исключение из правил. В подавляющем большинстве случаев разрешается более демократичная одежда. Например, мужчинам можно явиться на бал в смокинге, в военной форме или в простом черном костюме. Причем, совсем необязательно покупать одежду для бала. За 10-20 евро можно взять напрокат вполне приличный фрак.

Что касается женских вечерних туалетов, то особых оговорок и требований к ним нет. Однако приличной и уважающей себя женщине надо помнить, что показываться на двух балах в одном и том же платье не рекомендуется.

Подготовка к балу

Перед тем как пойти на бал, желательно взять уроки танца. В среднем 50- минутный урок вальса может обойтись в 50 евро. Хотя такие уроки брать совершенно необязательно. Дело в том, что имеется несколько залов, в которых играет музыка на любой вкус, начиная от веселой польки и заканчивая тяжелым «металлом». А вообще, можно совсем не танцевать, а все время до окончания бала просидеть с бокалом вина или пива. Только удовольствия от этого будет немного.

Знаменитые венские балы

Среди огромного количества Венских балов, самыми знаменитыми считаются:

  1. Императорский бал. Проводится 31 декабря в резиденции австрийского президента — замке Хофбурге. Гостей этого бала встречают у входа лакеи в ливреях, а юноши в белых париках дарят каждому входящему небольшие сувениры. Участие в Императорским балу обойдется в 135 евро без заказа столика и в 550 евро с банкетом из 4- х блюд.
  2. 22 января проводится бал оркестра Венской филармонии . Как уже понятно из названия бала, место проведения его – столичная филармония. Интересен тем, что все работники филармонии танцуют под музыку приглашенных оркестров. Вход на бал будет составлять 120 евро.
  3. 14 февраля, в концертном зале Курсалон проводится бал Иоганна Штрауса . Стоимость входа на него будет оставлять 45 евро без столика и 120 евро с ужином из 3- х блюд. Бал посвящается Штраусу, причем, его произведения будут звучать, как в классическом исполнении, так и в рок — и джазовой обработке.
  4. В Венской опере 19 февраля проводится Оперный бал . Т.к. этот бал считается главным «гвоздем» бального сезона, то на нем присутствует большое количество гостей и знаменитых людей со всего мира. Бальный зал здесь действительно огромный, причем, его украшают необычные композиции из 60000 роз. Открывает этот бал австрийский президент, а для обслуживания гостей здесь собран лучший обслуживающий персонал, начиная от официантов и заканчивая портными.
  5. И, наконец, 20 февраля, в Венском концертном зале проводится бал кондитеров . Попасть на него можно, заплатив за вход 60 евро. На этом балу выбирается самая красивая девушка. Как правило, ей становится блондинка с пухленькими формами. Победительница бала может в качестве приза унести столько сладостей, сколько весит сама.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик

Бал – это всегда праздник. Яркий, красочный, искрящийся, весёлый. И этот праздник был в России всегда желанным и любимым.

Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени и продолжался весь зимний период. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было делать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими…

Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами, купеческие балы.

История балов в России

Первый бал в России состоялся в Москве на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек.
Возобновил балы Петр I, и с тех пор они стали любимы и почитаемы и в столицах, и в провинциях Российской империи.
Прообразом будущих балов стали петровские ассамблеи. Ассамблеи представляли собой собрания с танцами. Ассамблеи стали проводить в Петербурге и Москве ещё в 1717 году в домах российской знати.

Ассамблеи служили не только средством увеселения - "для забавы", но также местом "для рассуждения и разговоров дружеских".

Затем, в период правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, ассамблеи полностью вытеснили балы и балы-маскарады.

Бал – это торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.

Поэтому с XVIII века во всех высших и средних учебных заведениях, школах и пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах, в гимназии и в юнкерском училище.

В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но и умели превосходно исполнять их. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.

Бальный дресс-код

Бал имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Всё это позволяло сохранить изысканность и привлекательность.

Было принято приходить на бал одетыми парадно. Кавалеры - во фрачной паре, смокинге или костюме (в зависимости от конкретных требований и условий), белой рубашке и жилетке. Кстати, фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов XIX века утвердилась мода на чёрный цвет.

Обязательным предметом туалета кавалеров были белые перчатки. Штатские носили лайковые, а военные – замшевые перчатки.
Причем, по правилам дама имела полное право отказать кавалеру без перчаток. Поэтому лучше было прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.

Костюмы штатских кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах.


Военные приходили в парадных мундирах соответствующих их полкам.

На бал кавалеры приходили в ботинках. Бальные ботинки надевали и военные и лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось. Дело в том, что шпоры во время танца рвали платья. Но некоторые уланы нарушали это правило ради щегольства.

Дамы и девушки одевались в платья соответственно моде. Как правило, платье шилось на один бал и лишь в крайних случаях использовались дважды.

Дамы могли выбирать любой цвет для платья, если он не был оговорён особо. Например, в 24 января 1888 года в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет.

Для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового и айвори, то есть, цвета "слоновой кости".

К платью подбирались перчатки в тон платья или белые. Кстати, надевать кольца поверх перчаток считалось плохим тоном.

Дамы могли украсить себя головным убором.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нём неизменным - открытые шея и плечи.

При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном или колье. То есть, что-либо нужно было надеть обязательно.

Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений, например, с подвеской на шее или скромным браслетиком.

Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не столько для создания свежего дуновения, сколько в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

Оправляясь на бал, дама брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.

Правила поведения на балу

Приняв приглашение приехать на бал, каждый брал на себя, тем самым, обязательство танцевать. Отказываться от участия в танцах, а также выказывать недовольство или дать понять партнеру, что танцуешь с ним лишь по необходимости, считалось признаком дурного тона. И наоборот, признаком хорошего воспитания на балу считалось танцевать с удовольствием и без принуждения вне зависимости от партнера и его талантов.

На балу, более чем на любом другом светском мероприятии, уместно веселое и любезное выражение лица. Показывать на балу, что вы не в духе или чем-то недовольны, неуместно и невежливо по отношению к веселящимся.
Заводить разговоры со знакомыми, прежде чем отдать дань уважения хозяевам, считалось неприличным. В то же время, не поприветствовать знакомых (хотя бы кивком головы) было также неприемлемо.

На балах действовала особая культура приглашения на танец. Допускалось приглашение на танец заранее, как до самого бала, так и на балу. При этом считалось неучтивым, если дама прибывала на бал, пообещав заранее больше трёх первых танцев.

В бальной зале за порядком и танцами следит распорядитель бала.
Во время бала кавалеры должны следить за комфортом и удобством дам: приносить напитки, предлагать помощь. Кавалер должен был следить за тем, чтобы его дама не скучала.
Разговоры на балу, несомненно, допустимы. При этом не рекомендуется затрагивать сложные и серьезные темы, а также собирать вокруг себя большую компанию.

На балах не уместно шутовство. Даже кавалерам, имеющим слишком веселый нрав, рекомендуется вести себя на балу с достоинством. Ссоры и размолвки между кавалерами крайне не приветствуются во время бала, но если разногласия возникли, то разрешать их рекомендуется за пределами танцевального зала. Дамы являются главным украшением любого бала. Посему им подобает вести себя приветливо и мило. Громкий смех, злословие, дурной юмор могут вызвать неодобрение приличного общества. Поведение дам на балу должно отличаться скромностью, выражение крайней симпатии какому-либо кавалеру может породить осуждение.

Более всего неуместны на балу любые проявления ревности как со стороны дам, так и со стороны кавалеров. С другой стороны, нескромные взгляды и вызывающее поведение, провоцирующее других участников бала, также недопустимо.

Танцы

Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.

В начале XIX века бал открывался полонезом, где в первой паре шёл хозяин с наиболее почётной гостьей, во второй паре – хозяйка с наипочетнейшим гостем.
В конце XIX столетия бал начинался вальсом, но придворные, детские и купеческие балы открывались величественным полонезом.

На протяжении XIX столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой на протяжении бала. Так в начале века это число равнялось одному, а уже в 1880-х дозволялось два-три танца, не следующих друг за другом подряд. Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать.


Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и немногословно.
В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы.

По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор.

Как правило, после мазурки кавалер вёл даму к столу на ужин, где можно было пообщаться и даже признаться в любви.
Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками.
Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским, большим выбором горячительных и прохладительных напитков.

В начале века бал заканчивался котильоном или греческим танцем, а со второй половины XIX века завершал программу бала, как правило, вальс.
Гости могли уезжать когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый наносил хозяевам благодарственный визит.

О писание балов встречается во многих текстах русской литературы. На протяжении XIX - начала XX века балы были не просто развлечением, но и местом для неформального общения, местом, где молодой офицер низшего чина, умеющий танцевать и развлекать дам, мог почувствовать себя выше стареющего генерала, а мужчины и женщины - разговаривать друг с другом, не боясь пересудов в обществе. Мы собрали самые известные описания балов в русской классике и попытались проанализировать, о чем идет речь в том или ином эпизоде.

Московский бал 1810 года, ставший дебютом для Наташи Ростовой, - первое, что приходит в голову, когда речь заходит о балах в литературе. Запоминается этот эпизод прежде всего своим эмоциональным накалом, где смешаны мотивы ожидания, разочарования и радости. А между тем, помимо описаний чувств Наташи, Лев Толстой дает в «Войне и мире» довольно интересные подробности бального ритуала XIX века , начиная с того, что бал открывался полонезом, который после Великой французской революции вытеснил менуэт, считавшийся премьерным танцем, и заканчивая порядком, в котором располагались танцы: полонез, мазурка, вальс…

Кстати, именно на вальс - танец, считавшийся молодежным и среди старшего поколения неприличным, - была приглашена дебютантка Наташа.

Еще немного про полонезы. Толстой указывает на то, что император Александр I вел в этом танце хозяйку дома, что полностью соответствовало бальному этикету. Если же самодержец открывал придворный бал, то его партнершей становилась старшая (по положению мужа) приглашенная гостья. В случае с Александром I это часто была его невестка, Александра Федоровна. Имейте это в виду, если вам встретится не вошедшее в итоговый текст «Евгения Онегина» , но также очень известное описание бала.

Лалла-Рук - прозвище хорошенькой Александры Федоровны, полученное ею после публикации одноименного стихотворения Жуковского, а царем здесь, конечно, является Александр, а не Николай, как ошибочно полагали некоторые комментаторы романа Александра Пушкина .

В «Войне и мире» после полонеза оркестр заиграл мазурку - один из важнейших танцев вечера. Так же как и полонез, этот танец появился в Польше и стал популярным на европейских балах. В начале века умение танцевать мазурку, особенно среди кавалеров, у которых были сольные партии, было своеобразным маркером хорошего воспитания. К 30-м годам XIX века в моду вошел дендизм, молодые мужчины стали пренебрегать танцем вообще, однако тот же Евгений Онегин «легко мазурку танцевал». Это пушкинское замечание доказывает, что «сплин» его героя в начале романа наполовину поддельный.

Нередко во время исполнения этого танца между юношами и девушками происходили судьбоносные, невозможные в любой другой ситуации объяснения. Именно на мазурку надеялась Кити Щербацкая, героиня «Анны Карениной» .

Частью мазурки была и игра с выбором партнера. В «Евгении Онегине» этот эпизод танца послужил началом конфликта Онегина и Ленского.

Иногда такой выбор был сопряжен с угадыванием каких-либо качеств, причем выбирать могли не только юноши, но и девушки.

Завершался бал обычно котильоном - веселым танцем-игрой, сочетавшим в себе элементы вальса, мазурки, галопа и многих других танцев.

Особым явлением в России XIX - начала XX века был провинциальный бал. И если в крупных городах балы были привилегией дворян, то в провинции гостями становились все статусные жители города. Описание провинциального высшего общества можно встретить у Николая Гоголя в «Мертвых душах» .

В XVIII веке происходит эволюция маскарадов: из площадного зрелища, в котором чаще всего участвовали юродивые и люди с физическими отклонениями, он превращается в изысканный праздник. Однако публика, в отличие от бала, здесь по-прежнему была самая разная. Намек на это мы встречаем в

Балы вчера, сегодня, завтра

Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Но сомнительно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.

Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденция.

С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств.


Допетровская Россия не знала балов. Начало им положено Петром I заведёнными тогда ассамблеями. Петровские балы всегда открывались польским гавотом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. При Анне Иоанновне балы были в большом ходу. Любимая поговорка императрицы Екатерины II была: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает» , и в силу этого она особенно поощряла балы с танцами, достигшими при ней значительного развития. Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что свидетельствуют даже люди, видавшие великолепие Версаля. С тех пор балы вошли в жизнь, как обычное увеселение.

Однако настоящей бальной столицей Европы принято считать Вену.



Балы в Венской государственной опере стали даваться ежегодно в последний четверг перед Великим постом. Исключением стала Вторая мировая война. Тогда балы были прерваны вплоть до 1956 года, когда бал вернулся в стены Венской государственной оперы. С тех пор традиция ежегодного проведения Венского оперного бала нарушалась лишь однажды. В 1991 году Венский Оперный бал был отменен из-за Войны в персидском заливе.

Сегодня Венский Оперный бал является одним из главных ежегодных светских событий в Европе и каждый раз собирает более 5000 гостей, которые ночь на пролет танцуют в государственной опере.

Сезон там начинается в новогоднюю ночь с роскошного Императорского бала и продолжается до конца февраля – по нескольку балов в день. Свой есть у каждой профессиональной ассоциации: Бал фокусников, Бал охотников, Бал фармацевтов... Билеты можно купить по Интернету, но побеспокоиться о них стоит заранее. Например, на знаменитый бал в Венской опере собирается весь цвет Европы и Америки, поэтому билеты стоит заказать за полтора-два месяца.

Балы в России

В русском обществе были приняты два типа балов - большой и малый.
На больших балах танцевали в специальных залах и почти всегда под военный оркестр. Особенностью большого бала было его позднее начало. В столицах и губернских городах большой бал начинался после театрального представления, т. е. около 12 часов ночи. Заканчивался такой бал к 8 часам утра.



Большой бал типичен для официальных приемов (царского, губернаторского, дипломатического). Если было известно, что на бал приедет
высокопоставленное лицо, гости съезжались до его появления и не уезжали с бала до тех пор, пока это лицо было на балу.


Костюмированный бал в Зимнем дворце при Николае I. Картина неизв. худ. Начало 1830-х

На таком балу женщины и девушки были в парадных декольтированных светлых туалетах с большим количеством драгоценностей. Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках. Если большой бал устраивался в частном доме, то хозяин и хозяйка встречали гостей в комнате перед залом. Хозяин здоровался с гостем рукопожатием или целуясь, целовал руку гостье; хозяйка, как правило, ограничивалась поклоном, иногда протягивала мужчине руку, с гостьей ликовалась (т. е. прикладывались щечками).

При входе в зал мужчина с хорошо знакомыми обменивался рукопожатием, с мало знакомыми и дамами только раскланивался.
Если бальное платье женщины имело трен , то, танцуя, женщины подхватывали его на руку; в конце XIX столетия на нижнюю сторону трена стали пришивать специальную петлю, за которую женщина поддерживала подол юбки во время танцев. Как только танец заканчивался, трен опускали на пол.
Офицеры никогда не танцевали с оружием , его оставляли в передней. Танцевать надо было в мундирах, но без шпор. Русское офицерство игнорировало это правило, все танцевали в парадной форме и обязательно со шпорами, которыми гордились и лихо звенели при танцевальных движениях.
Танцевать без перчаток считалось недопустимым . В помещениях из-за свечного или лампового освещения было очень жарко. Мужские фраки, крахмальное белье и быстрый темп танцев делали руки потными, а влажные руки быстро загрязняли светлые лифы дам. Притрагиваться к влажным рукам также неприятно. Большой бал состоял из пяти отделений, в каждом отделении было по четыре танца. Между танцами были промежутки для отдыха, а затем антракт, во время которого помещение проветривалось, а общество уходило в гостиные, где пили прохладительные напитки и ели мороженое. После третьего отделения полагался ужин.

Подбор танцев был традиционен и менялся очень медленно. Это давало возможность молодому человеку заранее письмом пригласить девушку на тот или иной танец. Она письмом отвечала ему согласием или сообщала, какой танец у нее свободен. Таким образом, кавалер мог заранее пригласить на танец интересующую его девушку. Девушки также заранее знали, на какие танцы они уже приглашены. Танцующей девушке было неприятно, если хотя бы в одном танце у нее не было партнера
Неявка на бал по болезни или из-за чрезвычайного происшествия освобождала кавалера от его обязательств в приглашении на танец, но требовала последующего письменного или личного извинения. Если же кавалер, заранее пригласивший девушку на танец, не подходил к ней, считалось, что он нанес оскорбление не только ей, но и членам ее семьи. П одобное оскорбление могло быть поводом к дуэли . За девушку и честь семьи вступался ее брат, дядя и даже отец. Общество подвергало оскорбителя общественному осуждению вплоть до отказа ему от дома. Общественному осуждению подвергалась и девушка, если она, обещав тот или иной танец определенному кавалеру, вдруг ему отказывала и принимала приглашение другого. В этом случае оскорбленный считал своим оскорбителем не девушку, а того мужчину, который нарушил этикет. Возникала ссора, а иногда и дуэль.

Малый бал состоял из трех отделений. Он начинался в 8-9 часов вечера и заканчивался к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин, позднее под рояль, для чего приглашался музыкант-тапер. Люди среднего возраста и пожилые вели беседы, играли в карты, мужчины часто уходили играть на бильярде.
Малый бал походил на вечеринку; было принято в середине такого вечера устраивать небольшой импровизированный концерт. В перерывах между танцами разносили прохладительные напитки, мороженое и сладости. В столовой устраивался буфет и ставились столики. На балах подобного типа женщины могли быть в полуоткрытых платьях, мужчины во фраках, военные в мундирах. Перчатки и тут считались обязательными. Хороший тон требовал, чтобы в перерывах танцующие мужчины не садились, они стоя беседовали с сидящими дамами и девушками. Если в танцевальном зале холостой мужчина сидел, то общество за кавалера его уже не принимало.
По команде распорядителя мужчины направлялись к дамам, которых они заранее пригласили на данный танец, кланялись им и, предлагая руку, вводили в танцующий круг. Танцевали чинно, соблюдая очередность, не толкались и выполняли распоряжение руководителя.
Во время танцев кавалер всегда старался начать беседу с девушкой. Балы были местом, где молодежь могла познакомиться и относительно свободно общаться. Танец прекращался, если дама изъявляла к тому желание, но все же было принято танцевать, пока играет музыка. По окончании танца кавалер провожал даму (девушку) к ее месту, благодарил и уходил, если не следовало приглашения остаться для беседы.
Это приглашение могло исходить от лица, сопровождавшего девушку на бал, или от самой женщины. В случае, если сопровождавшего девушку человека на месте не оказывалось, кавалер оставался с ней пока не объявлялось о начале следующего танца. Тогда он извинялся и направлялся к другой приглашенной им даме. На вечеринках совершались новые знакомства, возникало ухаживание, что часто приводило к желанному сватовству. Если молодой человек в течение бала танцевал с одной и той же девушкой несколько танцев, это давало повод ее родным думать, что кавалер - будущий претендент на ее руку.

Если молодой человек был близок к сватовству или был уже помолвлен с девушкой, то сопровождал ее и спутницу в переднюю, где помогал им одеться, а иногда помогал сесть в экипаж. Так как девушка садилась последней, это давало возможность передать ей записку, поцеловать руку.


James Hayllar 1829-1920

Бальный этикет

« В танцах проявляется и галантность кавалеров, и чарующая сдержанность дам...»

( Выдержки из Ball Room Guide, "Правила поведения на балах".)

§1 . Каждый танцор должен строго следовать установленному порядку танца.

§2. Перед каждым танцем несколько тактов музыки, исполненных по сигналу распорядителя, дадут понять танцорам, что пора занять свои места на паркете.

§3. Все указания распорядителя следует неукоснительно соблюдать.

§4. Танцуя по окружности зала, не следует разрывать круг и танцевать сбоку другой пары или прямо перед ней. Количество пар, танцующих одновременно должно соответствовать вместимости зала и составлять от 16 до 24. После нескольких туров пары должны отойти в сторону и дождаться, пока не придет их очередь.

§5. Недопустимо совершать более двух кругов танца.

§6. Круговой танец для небольшой компании займет 15 минут и до 20-30 для большого числа гостей. Между танцами следует делать перерывы по 8-10 минут.

§7. Только распорядитель должен давать указания оркестру.

§8. Конфликты, возникающие между джентльменами, должны улаживаться за пределами бальной залы.

§9. Распорядитель решает, будут ли допустимы дополнительные туры.

§10. Никому не должно быть дозволено танцевать в тяжелых ботинках и верхней одежде, также как и без перчаток.

Если переходить от общих слов к конкретным правилам балов, то, в первую очередь, мы должны отметить, что поскольку хороший вкус подразумевает чувство меры, размер бального зала должен быть соотнесен с числом гостей. Зал не должен быть ни слишком пустым, ни слишком тесным. Лучше всего, без сомнений, когда гости стоящие по периметру как раз охватывают зал.

Также мы расскажем немного о том, как следует одеваться к балу . Есть универсальное правило, как для джентльменов, так и для дам. Одежда должна быть как современной, хорошо пошитой из дорогого материала, и настолько простой, насколько возможно.

Для джентльменов это – черные костюмы, белые рубашки, желтые или белые перчатки, бальные туфли или кожаные ботинки. Одежда не должна стеснять джентльмена, поскольку если он не чувствует себя на балу также свободно как и у себя дома, то ему лучше дома и оставаться. Тем не менее, легкость не должна перерастать в нахальство, поскольку после паясничания, это – самый большой промах для любого пола. Не забывайте, легче хорошо танцевать, нежели хорошо себя вести.

Считается неприличным танцевать с одной дамой более трех-четырех раз, даже если вы находитесь в близких отношениях. Разговоры должны происходить на пониженных тонах и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.

В целом, джентльмен не может быть чрезмерно внимателен к своей партнерше, и должен помнить об этом, оставаясь рядом с ней после приглашения на танец. Приглашения задолго до начала бала на частных танцевальных вечерах считаются невежливыми и никогда не должны превышать трех танцев.

То, что мы сказали о выборе простого костюма для джентльмена, в еще большей степени применимо к дамским нарядам. Также дамы не должны перегружать себя украшениями, потому что ни что так не свидетельствует о дурном вкусе, как танцующие цветочные клумбы. Особое внимание следует уделить выбору перчаток и платка , которые всегда являлись эталоном хорошего вкуса.
Кроме того, даме следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу – это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.Громкий смех, шумная склока, нескромные взгляды и, в общем, все, что расходится с законами красоты должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к джентльмену должно всегда быть размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать джентльменам, пригласившим их на танец – признание, которого достойно любое внимание. Поведение дамы должно быть доброжелательным, но ни в коем случае кокетливым, поскольку ничто так не опускает оценку женщины или девушки в мужских глазах, если он не дурак, как кокетливое поведение. Он решит, что ухаживания, обращенные к незнакомцу – это ухаживания, обращенные ко всем, следовательно, не стоит воспринимать это на свой счет.

Обязанности распорядителя

§1. Устроители бала должны собраться за 15 минут до начала бала.

§2. Они должны установить порядок танцев и распределить между собой обязанности.

§3. Когда дамы входят в залу, церемонемейстер должен ознакомить их с порядком танцев и сопроводить до кресел.

§4. Вежливость и предупредительность по отношению к дамам - первейшая обязанность распорядителей.

§5. Также в обязанности распорядителя входит представления незнакомых людей.

Распорядитель должен делать все, чтобы гости чувствовали веселье и удовольствие!

Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале:

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале

1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.

На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Молодой человек, принимая приглашения на бал, берёт вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.

Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило - это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [оглашается танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".

Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "Я устала", и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших её кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.

Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.

С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта её лица не должна выдать её разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.

Также само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.

Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: "Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а ещё лучше - не винить, а выходить из них с юмором.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина - ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать её за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук - на боку, на талии.

Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать всё время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой её проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть весёлым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.

По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести её до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.

По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.

Также необходимые на балу сведения:

Язык веера


веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";

веер закрывается - "вы мне безразличны";

открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";

веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):

подать верхним концом - симпатия и любовь;

подать ручкой - презрение;

подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

Бальная книжка

Платье, драгоценности, веер и маленькая коробочка или книжечка, с изящным карандашиком-замочком.

Дивная безделушка, полудрагоценная, из черепахи, кости или перламутра, в сафьяновом переплете или с шелковой подкладкой, с бумажными или костяными страницами, иногда в фарфоровом или серебряном чехле.

Она пригождалась не только строгим маменькам, но и порядочным дамам. А как же - все должно быть по порядку!

Вальс, мазурка, кадриль и даже ту-степ. Бальные книжки были в ходу не только у дам, но и у мужчин.

Элементарно они помогали не спутать партнершу в танце и помнить все свои обещания.

Бальный этикет не одобрял постоянного выбора партнеров для танцев - приличным считалось исполнить совместно три-четыре танца, в промежутке приглашая других партнёров.

Если верить Википедии, бальные книжки широко вошли в обиход на публичных балах в 20-х годах 19 века. Изначально их использовали только дамы, но постепенно приобщился и сильный пол.

Наиболее ранние варианты бальных книжек представляли собой веера из тонких пластин, скрепленных заклепкой и носимых в виде брелка, или в особом футляре.

До 40-х годов их могли печатать на фарфоре:

В 50-х годах дорогие материалы сменяются картоном, но зато возрастает дороговизна переплета, а отделка обложки переходит в разряд ювелирного искусства.

И хотя, по словам герцогини, бальные книжки в 90-х годах 19 века - это уже некий анахронизм, реально они существовали ещё в начале 20 века.