Балерины родившие детей. Диана Вишнева: "Все балерины мечтают о детях". Как происходит отбор детей

В раннем возрасте балет для детей может стать волшебной сказкой, мечтой. Однажды придя на спектакль вместе с родителями, малыш попадает под обаяние этого величественного и впечатляющего искусства. Роскошные декорации, завораживающая музыка, легкие танцовщицы в пышных пачках, как будто парящие над сценой, мужественные грациозные танцоры… Не удивляйтесь, если малыш заявит вам: «Я тоже так хочу!»

Действительно, балет как искусство – это классика танца. Те, кто добивается в нем высот, становятся любимцами публики, им рукоплещут лучшие залы мира.

Вдохновившись желанием ребенка заняться балетом и собственными честолюбивыми мечтами, родители без промедления отправляются вместе с ним в балетную школу.

Преимущества занятий балетом

Идея отдать ребенка в балет заманчива, ведь помимо увлечения красивейшим из видов танцевального искусства, ребенок имеет возможность улучшить свои физические показатели. Занятия балетом исправляют искривление позвоночника, тренирую грацию, гибкость, выносливость, координацию движений. Ученикам балетной школы не грозит , плоскостопие и другие проблемы с фигурой.

Одно удовольствие наблюдать, как балерины двигаются: даже в повседневности у них горделивая посадка головы, благородная осанка, плавные жесты, сдержанность. Но и нагрузки в балете ничуть не меньше, чем в спортивной секции, так что, отдав ребенка на занятия, снисхождения к нему не ждите.

– это три вида воспитания: физическое, духовное, эстетическое. Ребенок с ранних лет научится понимать музыкальные шедевры, раскрывать их красоту в хореографии, эмоционально проживать коллизии сюжета.

Как происходит отбор детей

Не настраивайтесь сами и не настраивайте ребенка, что как только вы с горящими глазами предстанете перед приемной комиссией, вас примут за одну лишь беззаветную любовь к искусству.

Желающих заниматься балетом с каждым годом все больше, а отбор все строже. Откровенно говоря, только для нас, родителей, наши дети прекрасны и талантливы. А вот мастера хореографии, хоть и не скажут прямо, но некрасивого ребенка в балет не возьмут.

У каждого соискателя (это детки от 3 до 12 лет) проверяют физические данные: пропорции тела, подъем стопы, динамические характеристики (например, умение сесть в позу «лотоса» или вывернуть стопы под определенным углом) и т.д. Также важно чувство ритма, умение проявлять эмоции в танце.

Безусловно, существенно и субъективное мнение мастера, который набирает детей. Даже если у ребенка нет всех желательных признаков, но при этом хореограф находит его перспективным по другим параметрам, он может принять положительное решение.

Такой серьезный отбор проводится в профильных балетных училищах, которые «куют кадры» для ведущих театров страны. В кружках любительского балета требования значительно мягче.

Для чего вам балет?

Странный вопрос, подумают многие мамы и папы, рассматривающие балетную перспективу для своих детей. На самом деле, ничего странного. Если вы хотите, чтобы ребенок позанимался «для общего развития» и не грезите сценой, то любительский кружок балета станет для него местом, где он в свое удовольствие будет заниматься искусством. Сегодня у любительских студий есть собственные отчетные концерты, так что запах кулис ваш малыш вдохнет не раз. Зато у него не будет тяжелой нагрузки и катастрофической нехватки времени.

А вот если вы всерьез нацелены на балетную карьеру и видите задатки к этому у сына или дочери, то специалисты рекомендуют с 3-4 лет сначала заняться спортивной гимнастикой, которая по нагрузкам и стилистике близка балету. Там вашему ребенку поставят осанку, натренируют растяжки, дадут понимание ритма – одним словом, разовьют те качества, которые будут ключевыми при поступлении в балетную школу.

А вообще балет для детей – это не только дело, которым можно заниматься, совершенствуясь в нем каждый день, но и достойное времяпровождение наедине с хореографическим искусством в театре.

Балет…как много в этом слове…труда, пота, крови, слёз, цветов, улыбок, света…
Балет приходит в жизнь очень рано, но и не задерживается надолго…

Когда впервые входишь в зал, сразу окунаешься в этот безграничный, необычайный, волшебный мир танца! Пребываешь в настоящей эйфории. Сначала часами стоишь у станка, затем выходишь на середину зала и, наконец, оказываешься на сцене. То ты бабочка, то снежинка, то падающий листок, то бегущая волна…
Для кого-то на этом всё и заканчивается. А танец остается лишь детским увлечением, о котором с нежностью и улыбкой вспоминают со временем. Но находятся и те немногие, кто идет дальше, потому что снежинки или цветочка им недостаточно. И впереди у них Кармен, Жизель, Джульетта…

И вот, наконец, попадаешь в зал, в профессиональный зал, дорога из которого ведет на большую сцену. Теперь ты живешь между станком, раздевалкой и сценой, между пуантами и пачкой, между батманами и арабесками. Иного не дано.

И вот ты приходишь на репетицию к своему новому балетмейстеру, и едва ли не первое, что ты слышишь из уст этой статной грациозной женщины: «У балерин не бывает детей. И это аксиома. Если вы этого не понимаете, не тратьте ни свое, ни мое время. Дверь этого зала всегда открыта, и только вам решать, по какую сторону от нее вы окажетесь».

Мне посчастливилось оказаться у нее на занятии лишь раз. Но этого я не забуду никогда. Вскоре после той репетиции балет остался для меня лишь светлым воспоминанием.
И вовсе не из-за ее «золотого правила».

…В мою жизнь балет пришел, когда мне было 6 лет, и ушел…нет, никуда он не ушел, он навсегда стал частью меня, правда, уже по другую сторону сцены.
Не прошло и года с того дня, когда я впервые вошла в зал, как из-за серьезной травмы позвоночника мне запретили, не то что танцевать, но даже сидеть. И это было невыносимо. Так продолжалось три года. Ни о каком балете и речи быть не могло. Но так думал врач. А я, несмотря на все запреты и угрозы, вернулась. И в моей жизни было еще несколько лет слёз и оваций. Но мир танца коварен, и расслабляться в нём нельзя.
Я уже готовилась к выпускным экзаменам, впереди была большая, манящая сцена театра. Была одна из последних репетиций. Пара батманов, тандю, фраппэ, спину размяла, а вот над подъемами толком не поработала. И вот спускаясь с поддержки на правую пуанту, я почувствовала ужасный хруст. Разрыв сухожилий. Это был приговор. И не только для моего красного диплома. Это был конец всему, потому что дважды по одной и той же лестнице тебе подняться уже никто не позволит. С тех самых пор я с дрожью в коленях и необъяснимым трепетом где-то в области диафрагмы вхожу в театр. Особенно, когда иду смотреть «Щелкунчик». Нет, это не любимый мой балет, но он был моим первым…

О ней ходили легенды, но, на самом деле, о ней никто ничего не знал. «У балерин не бывает детей», - именно этой фразой пугают юных девочек, изнуряющих себя диетами и бесконечными тренировками накануне вступительных экзаменов в хореографическое училище. «Великая и ужасная Терпсихора», именно так отзывались о ней студенты. Многие ее просто ненавидели, но никто никогда о ней не сказал дурного слова. Она была строгая, но справедливая, категоричная и бескомпромиссная. Она была бесконечно влюблена в искусство в себе, а вовсе не себя в искусстве. «У балерин не бывает детей», - и в это безоговорочно верила она. Она… Моя мать… Она, «Великая и ужасная Терпсихора», у которой в жизни была одна большая ошибка – я. И мне она этого так и не смогла простить.

***
А ведь у меня так и нет детей. Хотя ей об этом уже не узнать.

Карьера на сцене или семейная жизнь - еще недавно многие балерины придерживались этого правила. Однако современные танцовщицы не боятся становиться женами и матерями. За кого выходят замуж знаменитые артистки балета, как относятся к материнству и как восстанавливаются после родов, рассказывает сайт

Диана Вишнева. Фото: globallookpress.com

Ульяна и ее супруг Владимир Корнев придерживались строгого принципа: о личной жизни не распространяться. Потому о единственном муже балерины известно не так много. Они познакомились в 99-м на вручении питерской премии в области культуры, спустя два года поженились и обвенчались в кругу самых близких — не приглашали даже коллег Ульяны. Владимир — архитектор по образованию и писатель по зову души — после свадьбы занялся строительным бизнесом. Корнев ничего не понимал в балете и не любил разговоров о театре, однако после каждого спектакля дарил супруге 150 алых роз. В 2002-м году Корнев и Лопаткина стали родителями, а в 2010-м развелись — без объяснений и комментариев.


Фото: www.uliana-lopatkina.com

Рождение дочери Марии едва не стоило Лопаткиной карьеры. Во время беременности усугубилась давняя травма стопы — балерина с трудом могла ходить после пары часов тренировок. Декретный отпуск перерос в больничный: в 2003-м Ульяне сделали операцию на ноге. Восстановиться было непросто: организм тяжело переносил длительные нагрузки, не хватало выносливости. Однако Лопаткина, прислушиваясь к советам уже ставших мамами коллег, вернула былую форму и вновь вышла на сцену после двухлетнего перерыва. «Не могу сказать, как принято, что стала совсем другая. Этот особый род любви, что возникает между матерью и ребенком, очень продуктивен. Забот прибавляется, но появляется и больше энергии: начинаешь интенсивнее работать, серьезнее думать, возникает желание реализовывать себя в совершенно необычных ракурсах», — говорит о материнстве Ульяна.

Илзе Лиепа

Личная жизнь знаменитой балерины складывалась непросто: отношения со скрипачом Сергеем Стадлером закончились разводом, а рождения ребенка от второго супруга Владислава Паулюса пришлось ждать более 10 лет. Илзе впервые стала мамой в 2010-м году, в возрасте 46 лет. Надежда — настолько желанный ребенок, что танцовщица планировала ради дочери сделать годовой перерыв в карьере. Но не вышло. После родов женщине позвонил Николай Цискаридзе: «У нас скоро «Пиковая дама». Нужно репетировать». Лиепа вышла на сцену через 2,5 месяца после появления на свет дочери — вернуть форму женщине помогли занятия пилатесом.

После 14 лет совместной жизни Илзе и Владислав расстались, и даже рождение дочери не спасло их брак. Как рассказывала балерина, Паулюс не поддерживал ее в творчестве и бизнесе, устраивал скандалы, лишал финансовой помощи. Решение о разводе Лиепа приняла ради маленькой Нади. «Нет ничего страшнее, чем видеть мать, истерзанную ужасной семейной жизнью. Расставшись с мужем, я наконец-то перестала быть измотанным, опустошенным человеком», — объясняла танцовщица. Отношения между экс-супругами по-прежнему остаются напряженными: не так давно Владислав подал заявление в суд, чтобы добиться права чаще встречаться с наследницей.

Диана Вишнева

В 1995-м балерину приняли в трупу Мариинского театра, а уже через год Диана стала его солисткой. В партнеры девушке достался премьер Фарух Рузиматов, он же оказался ее первой большой любовью. Фарух старше Дианы на 13 лет, но это не мешало влюбленным выступать на равных на сцене и в жизни. Куда большей проблемой оказался сложный характер танцовщика. «Мы расставались, снова сходились - это была страсть, которая могла закончиться только трагически», — вспоминает Вишнева. Так и вышло: артисты разошлись, и только работа спасала балерину от переживаний — Диана уехала танцевать в Европу.

На Олимпиаде в Китае балерина познакомилась со своим будущим мужем Константином Селиневичем, на тот момент менеджером Александра Овечкина. Супруги вместе с 2008-го года, хотя узаконили отношения только в 2013-м — не хватало времени расписаться. Сейчас Константин — не только любящий муж, но и продюсер балерины. Помощник, опора, но не фанат — эту черту особенно отмечает Вишнева. В интервью Диана не раз говорила, что мечтает о детях. Понимала, что после родов уже не сможет танцевать классику так, как раньше, но карьеру выше семьи не ставила — просто «не складывалось». Вскоре желание танцовщицы исполнится: недавно стала известно, что .

Светлана с мужем Вадимом Репиным служат искусству: она — балету, он — музыке. Казалось бы, какие мысли о ребенке в череде постоянных гастролей, разъездов, концертов и спектаклей? Однако супруги очень ждали пополнения в семье, а для Светланы беременность стала… отдыхом. Захарова оставила сцену, гастролировала вместе с мужем, гуляла и просто наслаждалась отдыхом от физических нагрузок и выступлений.


Фото: globallookpress.com

В 2011-м году балерина родила дочь Аню, а уже через пару месяцев занималась в классе. До беременности Светлана уверяла, что не боится потерять форму и даже не задумывается об этом — ведь впереди такое счастье! Но после родов призналась: было страшно выйти на сцену после перерыва. Период восстановления был тяжелым, мышцы перестали слушаться, поднимать и держать ногу казалось невыполнимой задачей. Постоянные тренировки и поддержка мужа и мамы — только это помогло Захаровой справиться с собой.

Мужем примы Мариинки стал коллега — экс-солист Большого театра Артем Шпилевский. Будущие супруги вместе учились в Академии русского балета и, как выяснилось, давно нравились друг другу. Но признались в чувствах намного позже — во время совместных гастролей в Японии. В 2008-м артисты поженились и стали задумываться о ребенке. Дочь Милада появилась в их семье в 2013-м году — за месяц до 30-летия самой Виктории.


Фото: globallookpress.com

Материнство Виктория называет исключительно обдуманным и осознанным шагом, а мнение «роды рушат карьеру балерины» — мифом. За время беременности Терешкина поправилась на 14 килограммов, но лишний вес ушел без изнурительных диет — только благодаря тренировкам. Вновь встать на пуанты тоже оказалось не так сложно: поначалу ноги не держали, но мышечная память не подвела. Благодаря рождению дочери балерина стала увереннее чувствовать себя на сцене: «В какой-то момент понимаешь, что теперь самая главная твоя обязанность - быть мамой. И это очень помогает танцевать: уже не так волнуешься, ведь есть в твоей жизни что-то еще более важное, чем балет. Более того, мне стало легче физически, например, я замечаю, что у меня не так сводит ноги, как прежде». Справляться с новыми обязанностями Терешкиной помогают мама и муж — Шпилевский ушел со сцены, занялся бизнесом и воспитанием дочери. Хотя и сама Виктория старается как можно больше времени проводить с наследницей и уже с малых лет берет девочку с собой на гастроли.

Дарья Павленко
дочь Ярослава (7 лет)

«Мое возвращение после родов на сцену было сложным. До декрета я была очень худенькая, и чтобы родить, мне нужно было добрать вес. А потом уже мой организм не хотел расставаться с набранными килограммами. К тому же у меня еще была серьезная травма: я разорвала ахилл прямо на сцене, долго восстанавливалась. Конечно, у меня не было и нет супертаблетки для похудения. Любой женский журнал пестрит диетами, которым в реальности никто не следует. Никакой особенной балетной специфики нет, все же знают, что не надо есть много булки и картошку в одиннадцать вечера. Самое главное - психологическая установка, что ты можешь не зацикливаться на еде. Когда у женщины в голове постоянно сидит «всем можно есть, а мне нельзя», это очень тяжело. Сейчас есть много обманок: например, когда хочешь сладкого, можешь купить сахарозаменитель, безопасный и для фигуры, и для зубов»

Виктория Терешкина
Милада (2 года)

«Решение завести ребенка - спланированный и абсолютно осознанный шаг для меня. Мне кажется, сложился стереотип, что после родов будет очень сложно вернуться в прежнюю форму, сохранить гибкость и шаг. Но сейчас уже целое поколение балерин своим примером доказало, что роды не мешают вернуться на сцену. Большинство стали танцевать даже лучше, чем прежде: физические данные не меняются, а материнство привносит в каждую партию дополнительные краски и ощущения Когда я была в положении, даже не представляла, что мне так понравится быть мамой. Пока не родила, заранее соглашалась на какие-то гастроли и выступления в отдаленной перспективе, а как только дочь появилась на свет, сразу стала обдумывать свою жизнь так, чтобы как можно больше быть с ней. Сегодня во время выступлений где-нибудь в Европе я беру ее с собой, потому что для меня самое страшное - это разлучиться с Миладой»

Анастасия Матвиенко
дочь Елизавета (2 года)

«Сейчас придумано много способов поддерживать свою форму в течение беременности. Например, я занималась йогой, ходила на специальные занятия в спортзал, плавала по два раза в неделю. Все это помогает: не совсем уходят мышцы, остается растяжка, плавание позволяет держать спину. Сначала нужно было похудеть, потому что, конечно, я набрала вес - поправилась на семнадцать килограммов. К счастью, в театре теперь много рожавших коллег, есть с кем поговорить об этом. Я не ела после шести, ограничивала себя в мучном, но каких-то специальных диет не использовала. Начинала с гимнастики на полу, потом просто встала к станку и каждый день добавляла какое-нибудь движение. Когда почувствовала, что ноги набрали силу, начала репетировать. Мне очень помогла мой педагог в Мариинском театре Эльвира Геннадьевна Тарасова, она с большим терпением отнеслась к этому процессу. Когда Лизе было пять месяцев, я впервые станцевала па-де-де из балета «Дон Кихот» на концерте, а в шесть месяцев - «Жизель» в театре.

Профессия балерины – это не только изящество и постоянная собранность, не только поклонники и охапки цветов, ежедневные тренировки и мокрое от пота трико. Каждая «балетная» рано или поздно встает перед выбором – родить ребенка или сохранить карьеру. Большинство известных российских балерин 20 века выбирали последнее. Беременность, безусловно, сказывалась впоследствии на физической форме танцовщицы, которой уже было сложно также ловко крутиться и подпрыгивать, и тут уже никакими массажами не поможешь. Но есть и такие смелые женщины, которые отваживались на этот подвиг – рождение детей.

Дети для балерин: подвиг танцовщицы

Знаменитой балерине, блистательной приме Большого театра Людмиле Семеняке исполнилось 60 лет. В ее репертуаре были главные партии в «Лебедином озере» и «Жизели», «Спящей красавице» и «Раймонде», «Щелкунчике» и «Спартаке», но своим самым большим достижением Людмила Ивановна считает рождение сына – настоящий подвиг для любой талантливой и перспективной танцовщицы.

Людмилу Семеняку боготворили за виртуозное мастерство танца, в котором сочетались отточенная техника и необыкновенная выразительность. Но Людмила Ивановна смогла достичь высот не только на театральных подмостках. В самом зените славы Семеняка решилась на поступок, который для балерины ее уровня был невероятно рискованным – стала матерью. «Уже через три с половиной месяца после родов я вышла на сцену, а потом уехала на большие гастроли в Англию», – вспоминает она.

Теперь сын Ваня для нее самый дорогой человек на свете. «Это, если можно так выразиться, мой лучший «спектакль», – шутит артистка.

Сегодня можно услышать мнение о том, что представление о материнстве как главной угрозе для балетной карьеры – не более чем миф. Тем не менее, еще несколько лет назад это было именно так. У великой балерины Галины Улановой никогда не было детей, и лишь на закате жизни Галина Сергеевна призналась, что родить ребенка ей не разрешили родители.

«Балерина не должна иметь детей, если не хочет распрощаться со своей сценической жизнью», – сказала ей однажды мать.

Не смогла решиться родить ребенка и бросить сцену и другая прославленная балерина, Майя Плисецкая . «Балет предусматривает, помимо всего прочего, замечательное телосложение и отличную физическую форму. После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…», – оправдывал ее решение супруг, композитор Родион Щедрин. По некоторым сведениям Родион Константинович долго уговаривал супругу отважиться родить ребенка, но, в конце концов, смирился с ее выбором.

В 2002 году впервые стала матерью звезда Мариинского театра Ульяна Лопаткина . Как рассказывала впоследствии сама балерина, она неоднократно слышала о том, как опасно рожать танцовщицам, ведь после родов ухудшается форма, меняется психика. Однако ее желание стать матерью победило.

«Для меня было очень важно родить. Сейчас у меня есть замечательный опыт, в том числе и опыт восстановления после родов. Если грамотно восстанавливать свое тело, все должно получиться», – говорит Ульяна Лопаткина, которая вернулась на сцену в 2003 году.

Недавно Инна Гинкевич , прима-балерина театра имени Немировича-Данченко, во всеуслышание рассказала о подробностях развода со своим не менее знаменитым супругом – актером Дмитрием Исаевым. Любимый бросил успешную жену ради ее лучшей подруги – тоже балерины, но отказавшейся от карьеры ради мужа и нормальной семьи.

«Да она стояла в глухом кордебалете!» – язвительно отзывалась Инна о разлучнице, намекая на незаурядность. Но за кулисами театра шепчутся, что мужчину привлекло просто нормальное женское решение посвятить себя семье.

В 2010 году на свет появилась дочь солистки Большого театра Илзе Лиепа . Для Илзе этот ребенок стал выстраданным и долгожданным: артистка впервые стала мамой в довольно рискованном возрасте – в 46 лет.