Авторская характеристика партизанского движения война и мир. Сочинение «Партизанская война в романе «Война и мир

Определение партизанской войны в романе «Война и мир»

Согласно военной науке, во время войны «Право всегда на стороне больших армий». Рассказывая о партизанской войне в романе «Война и мир» Толстой, опровергает это утверждение и пишет: «Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу».

Французы в 1812 году, считая, что они покорили Россию, очень ошибались. Они никак не рассчитывали, что война – это не только соблюдение правил военной науки, это еще и та незримая сила, которая таится в душах русских людей. Именно эта сила вела за собой и простых крестьян и военных, объединяя их в небольшие отряды, которые оказали неоценимую помощь русской армии в победе над французами.

Наполеон, так пафосно и напыщенно ведущий себя в Вильне, был уверен, что его войско завоюет Россию легко и красиво, и никак не ожидал встретить сопротивление не только со стороны армии, но и от простого народа. Он считал, что его многочисленное войско будет победоносно шествовать по территории России и добавит еще одну страницу в книгу его славы.

Но Наполеон никак не рассчитывал, что эта война станет народной и его армия будет практически уничтожена маленькими отрядами людей, иногда далеких от военной науки – партизанами.

Партизаны часто поступали вопреки логике войны, по наитию, соблюдая собственные правила ведения военных действий. «Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай» – писал о них Толстой.

Потому что, когда дело доходит до защиты своего Отечества, все средства хороши, и, понимая это, абсолютно не знакомые люди в едином порыве объединяются этой целью.

Партизаны, описание и характеры

В романе «Война и мир» партизанская война поначалу описывается как стихийные и бессознательные действия отдельных мужиков и крестьян. Толстой сравнивает уничтожение французов с истреблением бешеных собак: «тысячи людей неприятельской армии - отсталые мародеры, фуражиры - были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку».

Государство не могло не признать силу и эффективность отдельных разрозненных отрядов партизан, которые «уничтожали Великую армию по частям» и поэтому признало партизанское движение вполне официально. К нему примкнули уже многие «партии» по всей линии фронта.

Партизаны – люди особого склада характера, авантюристы по натуре, они в то же время являются настоящими патриотами, без высокопарных речей и красивых выступлений. Их патриотизм – это естественное движение души, не позволяющее стоять в стороне от событий, происходящих в России.

Яркие представители армии в партизанском движении в романе – Денисов и Долохов. Со своими отрядами они готовы напасть на французский транспорт, не желая объединяться ни с немецким, ни с польским генералами. Не задумываясь о тяготах и сложностях походной жизни, словно играючи, они захватывают в плен французов и освобождают русских пленных.

В романе «Война и мир» партизанское движение объединяет людей, которые в обычной жизни, возможно, даже и не встретились бы друг с другом. Во всяком случае, общаться и дружить не стали бы. Как, например, Денисов и Тихон Щербатый, так по-доброму описанный Толстым. Война проявляет истинное лицо каждого человека, и заставляет действовать и поступать так, как велит значимость этого исторического момента. Тихон Щербатый, ловкий и хитрый мужик, в одиночку пробирающийся во вражеский стан, чтобы захватить языка – воплощение людей из простого народа, готовых служить уничтожать врагов из «верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества», как говорил Денисов.

Интересны взаимоотношения между людьми во время военных действий. С одной стороны, Тихон, взяв «пластуна» и решив, что он не подходит для Денисова, потому как ничего толком не знает, легко убивает его. А с другой стороны, он же и говорит, что «Мы французам худого не делаем… Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали…»

Денисов, беря в плен французских солдат, отсылает их под расписку, жалея расстреливать на месте. Долохов даже подсмеивается над этой его щепетильностью. При этом и Денисов и Долохов прекрасно понимают, что если попадутся французам в плен – пощады не будет ни тому, ни другому. И то, что Денисов благородно обращался с пленными, не будет иметь никакого значения. «А ведь поймают - меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку» – говорит ему Долохов.

Некоторые приходят в партизаны за романтикой, так как на войну пришел Петя Ростов, представляющий все происходящее в виде игры. Но чаще всего, люди, участвующие в партизанском движении, делают осознанный выбор, понимая, что в такие сложные и опасные исторические периоды каждый человек должен приложить все свои усилия для победы над врагом.

Русский народ, сочетающий в себе душевную теплоту, смирение по отношению к близким, простоту и скромность, в то же время полон бунтарского духа, смелого, мятежно-стихийного, не позволяющего спокойно наблюдать за тем, как по родной земле ходят завоеватели.

Выводы

В романе «Война и мир» Толстой, рассказывая о событиях, представляет их не как историк, а как участник этих событий, изнутри. Показывая всю обыденность героических по сути явлений, автор рассказывает нам не просто о войне 1812 года, но о людях, которые привели Россию к победе в этой войне. Он рассказывает читателю о простых людях, с их обычными печалями, радостями и беспокойством о том, как они выглядят. О том, что, несмотря на войну, люди влюбляются и страдают от измен, живут и радуются жизни.

Кто-то использует войну в своих целях, чтобы продвинуться по службе, как Борис Друбецкой, кто-то просто выполняет приказы начальства, стараясь не задумываться о последствиях выполнения этих приказов, как со временем начинает поступать Николай Ростов.

Но есть особые люди, те, кто идет на войну по велению души, из патриотизма, это партизаны почти незаметные, но при этом незаменимые герои войны. Закончить сочинение на тему «Партизанская война в романе «Война и мир» я хочу цитатой из романа: «Французы, отступая в 1812-м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям»

Тест по произведению

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.

В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из‑за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

Роман "Война и мир"-это,безусловно, произведение о русском народе,и "мысль народная"звучит нем мощно и постоянно.Русский народ не только главный герой повествования.но и,по мнению писателя,главный двигатель истории.Познакомимся поближе с тем,как решает данную проблему гениальный автор.
Основной идеей произведения является непобедимая сила народного патриотизма.Это нашло отражение в жанре,композиции,образной системе и языке произведения.Главным,центральным образом эпопеи является народ,в центре внимания автора -его массовый образ.По мнению.Сабурова "образ народа слагается из мотивов,отнесённых к множеству разных лиц"....,"формируя коллективный образ".
Однако прежде следует остановиться на двух противоположных образах,играющих важную роль в романе: на образе крестьянина - партизана Тихона Щербатого и солдата Платона Каратаева.\Крепостной крестьянин Т.Щербатый из - под Гжатска,когда в деревню пришли французы,собрал отряд "молодцов"и занялся истреблением врагов - мародёров.Тихон отнёсся к этому как к необходимости,потому что "ведь надо же очищать родную землю от французов".Он уничтожал врага всеми подручными средствами.В лице Тихона Щербатого автор показывает.как зарождалось партизанское движение,вылившееся в "дубину народной войны".В отряде Денисова Тихон оказался" самым нужным человеком".Своему патриотическому долгу он отдавался легко,весело,естественно."В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое - выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, - все указывали, посмеиваясь, на Тихона.- Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, - говорили про него."В Щербатом Толстой дал обобщённый образ крестьянина - партизана.
Образ этот резко контрастирует с другим представителем народа,показанным автором полно и ярко,"явившегося выразителем всего русского,доброго,круглого ",-Платона Каратаева.Каратаев вечно при деле,всегда добр и кроток.Он живёт как бы созерцая жизнь,радуясь ей.не борясь и не восставая.ОН не борец.И на фоне сражающегося народа - вроде бы чужд толстому.Но он носитель толстовской идеи "непротивления злу насилием" .Каратаев оказал огромное воздействие на Пьера Безухова,попавшего в плен и раздавленного духовно.Именно Каратаев дал ему понимание того,что надо жить "ради простоты.добра и правды"
Но величайшим проявлением русского патриотического характера была Бородинская битва,в которой русский народ одержал победу "над численно сильнейшим неприятелем".Французские генералы сообщали Наполеону,что "русские держатся на своих местах и производят адский огонь,ль которого тает французское войско "
"Наш огонь рядами вырывает их,а они стоят"И Наполеон чувствовал,"как страшный размах руки падал волшебно - бессильно "А одновременно с этим Кутузову докладывали:"Войска твёрдо стоят на своих местах"..Русский народ одержал победу,так как был "более сильным духом противником" .Он защищал Родину.
Весь народ поднялся на войну с Наполеоном.Вт как говорит об этом Толстой.Я считаю.это гимн русскому народу - освободителю.
"Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война - все это были отступления от правил.Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce [четвертую, третью], сделать искусное выпадение в prime [первую] и т. д., - дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие."
Таким образом, подчеркну ещё раз что,Толстой главным героем романа сделал русский народ.Автор писал:"Чтоб произведение было хорошо,надо любить в нём главную мысль.Так...в "Войне и мире "я любил мысль народную." (Я не давно делал уменя дакумен был)

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по старой Смоленской дороге, их войско двигалось по тому же пути, каким пришло в Россию, поэтому вместо обильных, урожайных земель их встречали выжженные поля и разоренные деревни. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Из-за неповоротливых обозов с награбленным в Москве имуществом войско двигалось медленно, окончательно сбив строй.

Но не голод и болезни, а множество партизанских отрядов, успешно нападавших на обозы и даже целые отряды французов, уничтожало французское войско. Партизанские отряды сильно различались: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок, взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Были партизаны, относившиеся к пойманным французам как к военнопленным, с должным уважением, были те, которые безжалостно убивали их за разорение своих деревень, домов или ради богатой добычи.

В части романа «Война и мир», рассказывающей о партизанской войне, описаны события всего лишь неполных двух дней, но сколько реализма и трагичности в этом повествовании! Именно здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая. О смерти князя Андрея, даже о смерти Элен и старого Безухова мы узнаем косвенно. Герой на минуту покидает умирающего и уже не видит его смерти. Автор просто констатирует факт. А смерть Пети Ростова, такая быстрая и неожиданная, происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть просто и коротко описана читателям. Этим усугубляется суровый реализм описания. Вот она, война. Даже вид Бородинского поля, усеянного трупами и ранеными, не вызывает такого тяжелого впечатления. Толстой дает почувствовать читателю, что война – это когда убивают. Она ужасна, неприемлема, противоестественна. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из вражеского стана, высунувшегося из-за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!»? Эти вопросы ставит Толстой перед читателями. Опомнитесь, люди, перестаньте убивать ради убийства, ради денег, ради чего бы то ни было!

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – это война народа, который не может по самой своей сути жить под властью захватчиков. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях, независимо от социального происхождения, «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации уверен Толстой. Движимые различными целями и интересами люди разных сословий делают все, что можно только сделать для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считает, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны для чего-то вооружаются и убивают, прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Медведь, залезший в улей, мог бы прогнать, победить другого медведя, если бы тот был слабее его, но он ничего не может поделать с роем разъяренных пчел. Так и французское войско: оно могло бы победить русскую армию в сражении, но оно бессильно против партизанских отрядов, голода и болезней. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Поэтому Наполеон напрасно ждал ключей от Москвы на Поклонной горе, хотя, по правилам ведения европейской войны, мог считать себя хозяином города и рассчитывать на соответствующий прием. Поэтому его войско было уничтожено благодаря партизанской войне, «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

В своем романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой реализует несколько целей. Одна из них – показать развитие, «диалектику души» героев произведения. Можно отметить, что, следуя этой цели, писатель подвергает персонажей испытаниям: испытанию любовью, испытанию семейной и светской жизнью, испытанию смертью. Последнего испытания не избежал почти никто из главных героев. Смерть приходит в жизнь каждого из них по-разному: то врывается гибелью близкого человека, то впивается в грудь осколком снаряда, порой пролетает мимо темной тенью, оставляя беспокойство и страх, а порой – просветлением души, желанием жить дольше и лучше.

Некоторых своих героев Толстой «испытывает» даже не один раз. Например, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Причем создается впечатление, что, по мнению писателя, Болконский оба раза после ранений не прошел испытания, так как после первого ранения (под Аустерлицем) так и не оставил честолюбивых мечтаний, а во второй раз ему не хватило воли, чтобы выжить. «Просветление» Андрея оказывается лишь признаком «пробуждения от жизни». Он наконец-то находит до той поры неизвестный ему смысл жизни (любовь божескую) и умирает.

Пример благотворного воздействия «дыхания смерти» - это испытание Пьера Безухова. Перенесенная Безуховым угроза расстрела в плену у французов вкупе с влиянием немудреной философии Платона Каратаева открывают перед Пьером возможность наслаждения самой жизнью, такой, какая она есть в данный момент и которая была скрыта от князя Андрея.

Такой уникальной способностью жить счастливо и дарить счастье окружающим обладала с рождения Наташа Ростова, ставшая впоследствии женой Пьера. Ровное течение ее жизни нарушает лишь вмешательство отрицательного персонажа Анатоля Курагина, что в итоге толкает Наташу к попытке самоубийства. Однако она выдерживает это испытание смертью. Желание жить перебороло в Наташе желание умереть. В дальнейшем заложенная в ней жизненная сила, главная составляющая которой любовь, помогает героине преодолеть кризис. Как ни странно, известие о смерти Пети, страдания матери помогают ей опять полюбить жизнь, жить во имя близких.

Однако не всегда смерть или угроза смерти помогает героям осмыслить жизнь. Например, смерть Лизы, жены князя Андрея, становится всего лишь упреком ему, тогда еще холодному и потерявшему интерес к своей судьбе и судьбе своих близких. Смерть’Элен Курагиной, отрицательного персонажа, показывает нам, как незаметна смерть человека, существование которого было столь же мелко и бесполезно. Уход из жизни Элен не вызывает никакого чувства жалости. Писатель лишь вскользь упоминает о нем.

Однако, как ни странно, смерть идеального героя Платона Каратаева также не вызывает жалости. Сожаление – да, но не жалость. Каратаев не боится смерти, он принимает ее, как один из атрибутов жизни, поэтому в ней я нет трагичности. Мы сожалеем об уходе из жизни «вполне хорошего» человека, но жалеть самого Платона незачем.

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.

В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из‑за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.