Ассоциативные цепочки. Метод последовательных ассоциаций (составление цепочки ассоциаций). Пример использования метода "Список слов"

Ассоциативный метод поиска решений творческих задач

Изучаем ассоциативные методы решения творческих задач

Развиваем ассоциативное мышление

  • Ассоциативная цепочка № 1 .
  • Ассоциативная цепочка № 2 .
  • Ассоциативная цепочка № 3 .
  • Ассоциативная цепочка № 4 .
  • Ассоциативная цепочка № 5 .
  • Ассоциативная цепочка № 6 .
  • Ассоциативная цепочка № 7 .
  • Ассоциативная цепочка № 8 .
  • Игра "Ассоциативная цепочка шагов".
Введение. Что же такое ассоциация? Ассоциация представляет собой связь между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ (понятие). К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год» и т.д. Задачи и классификация ассоциативного мышления: Задачи:
  • создавать новые оригинальные идеи;
  • развивать воображение и фантазию;
  • образовывать смысловые связи.
  • Классификация:
  • по сходству (костёр – спичка);
  • по близости во времени и пространстве (тесто – пирог, цветы – клумба);
  • по противоположным качествам или по контрасту – (яркий – тусклый, жидкий – густой);
  • причинно-следственные (травма – боль, лук – слёзы).
Ассоциативная цепочка №1

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «лифт» и «каска».

ПРИМЕР: Лифт ассоциируется с башенным краном, кран находиться на стройке, на стройке должны быть кирпичи, рабочие строек носят каски.

Ассоциативная цепочка №2

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «компьютерная мышь» и «солнце».

ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце.

Ассоциативная цепочка №3

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «огонь» и «заяц».

ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «небо» и «яйца».

ПРИМЕР: В небе летают самолеты, самолет похож на птицу, птицы вьют гнезда, в которых рождаются детеныши из яиц.

Ассоциативная цепочка №4

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «колесо» и «зоопарк».

ПРИМЕР: Колесо установлено на машине, машина часто бывает в дороге, на которой имеются пешеходные дорожки – зебры, в зоопарке живут зебры.

Ассоциативная цепочка №5

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "зима", "самолёт над пляжем" и "аэропорт".

Ассоциативная цепочка №6

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "чайка", "торт" и "лыжи".

Ассоциативная цепочка №7

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "застолье" и "зима".

Ассоциативная цепочка №8

Игра "Ассоциативная цепочка шагов" Условие: Предлагается объект: кошка.

Задание: Подобрать характеристику к этому объекту. По предложенной характеристике подбирать соответствующий ей новый объект. По этому принципу составить ассоциативную цепочку шагов: объект – характеристика – объект – характеристика...

Для кошки характерны острые зубы, когти и пр. признаки семейства кошачих. Эти характеристики подходят и для тигренка.


Тренировка памяти
>
Как запомнить список слов

В жизни перед нами нередко встает задача запомнить некоторый список, например, список предстоящих дел, необходимых покупок, вещей, которые необходимо взять в дорогу и т.д. С такими списками наверняка сталкивался каждый, и не всегда есть желание, время и возможность этот перечень записывать.

Часто мы просто обдумываем такие списки (по дороге, перед сном), приговаривая: "Как бы не забыть..." Кроме этого, у человека каждой специальности может возникнуть потребность запоминания каких-то специальных списков. Причем нередко важно помнить не только элементы списка, но и их последовательность. Перед вами несколько способов того, как это можно сделать.

Метод последовательных ассоциаций (составление цепочки ассоциаций)

Метод последовательных ассоциаций заключается в последовательном связывании между собой слов списка. При этом каждое последующее слово связывается с предыдущим точно так же, как если бы это была просто пара слов. И для хорошего результата соблюдение всех четырех вышеописанных правил просто необходимо.

В итоге у вас должен получиться сюжет (или рассказ, или цепочка ассоциаций) из всех слов, входящих в список. Подробнее о нюансах составления сюжета вы узнаете из примера. Пример: Вот 12 произвольно взятых слов, мы будем связывать их при помощи метода последовательных ассоциаций: ОГУРЕЦ, ЛОДКА, КОМАР, КОНВЕРТ, ГУСЕНИЦА, КНИГА, РИС, ФОНТАН, ФАРЫ, МЕДВЕДЬ, ТЕЛЕФОН, ЦВЕТЫ.

Итак, чтобы запомнить эти 12 слов по порядку, избежав однообразного повторения, надо составить из них рассказ, связывая слова последовательно друг с другом, используя метод ассоциаций и не забывая про все 4 правила. Посмотрите, как это можно сделать.

Я представляю, как разрезаю ОГУРЕЦ вдоль, и получается ЛОДКА . Лодка плывет и на всей скорости сталкивается с КОМАРОМ . Комар от страха залезает в КОНВЕРТ . Конверт улетает и, сворачиваясь, превращается в ГУСЕНИЦУ . Гусеница ползет, натыкается на КНИГУ и заползает в нее. В книге вместо букв - РИС . Он начинает разбухать и бьет оттуда как ФОНТАН . Брызги этого рисового фонтана залепляют ФАРЫ проезжающей рядом машины. Фары разлетаются на мелкие кусочки, и один из них по форме очень напоминает МЕДВЕДЯ . Он на моих глазах превращается в настоящего... А теперь закончите этот рассказ сами. Вам осталось связать с предыдущими слова "телефон" и "цветы". При этом постарайтесь мысленно представлять рассказ, как фильм.

Обратите внимание, что каждое слово связывается непосредственно с предыдущим, строго по порядку. Каждый элемент сюжета становится на какое-то время главным действующим лицом и совершает какое-нибудь действие сам. Если не соблюдать это правило, например, сказать, что "гусеница заползла в книгу и стала есть рис...", то слово "книга" может со временем забыться, а в памяти останется лишь гусеница, которая ела рис.

Слово же "книга" выступит в данном случае лишь как дополнение, не осуществляющее самостоятельного действия, что и может послужить причиной его забывания. Обратите внимание так же еще и на то, что в сюжете должно быть как можно меньше "лишних" слов, которые могут перепутаться с запоминаемыми.

Старайтесь использовать в рассказе в качестве вспомогательных нейтральные слова, не вызывающие ярких образов. Сейчас, не подглядывая в книгу воспроизведите все 12 слов. Можете воспроизводить их письменно, можете устно, как вам удобнее.

*** Упражнение 4.

Если у вас есть желание, то можете попробовать составить цепочку ассоциаций (сюжет) полностью самостоятельно. Вот 15 слов, которые после запоминания надо воспроизвести в заданном порядке. КАРТА, ПТИЦА, ЖУРНАЛ, ШАМПУНЬ, ОРЕХ, КРОКОДИЛ, ОБЛАКО, БАНАН, СТАКАН, ПАЛАТКА, КЛЮЧ, КЛУБОК, ЛОЖКА, ЧЕРВЯК, НОСКИ.

Тем, кто хочет всерьез заняться развитием своей памяти, стоит как следует отработать метод последовательных ассоциаций (отработать - это значит добиться безошибочного воспроизведения цепочки слов после однократного ее предъявления) и заглянуть в Приложение , где есть еще несколько рядов слов для запоминания.

Если вы соблюдали все правила составления сюжета, то для вас не составит проблемы воспроизвести слова из Упражнения №4 не только в прямом, но и в обратном порядке. Попробуйте дать запомнить эти же слова человеку, не знакомому с методом ассоциаций, и, сравнив свой и его результат, вы увидите, что ваша память стала уже немного лучше, что метод ассоциаций достаточно эффективен и что у вас теперь есть шанс запомнить список из 15 (и более) наименований тогда, когда вам это будет необходимо.

Все люди обладают способностью мыслить с помощью ассоциаций и регулярно применяют ее в повседневной жизни, а вот как развить ассоциативное мышление, знают далеко не все. О том, что такое ассоциации и как с помощью упражнений улучшить ассоциативную память, будет рассказано в этой статье.

Ассоциативное мышление: что это такое

Ассоциативное мышление представляет собой разновидность мыслительного процесса, в основе которого лежат связи между словами, то есть ассоциации.

Связи могут возникать между предметами, событиями, фактами, информация о которых хранится у человека в памяти. Например, если произнести слово «мимоза», то у многих возникнет мысль о празднике 8 Марта или о знаменитом салате, а слово «мандарин» чаще всего вызывает сладостные воспоминания о прекрасном празднике Новый Год. Такие воспоминания и называются ассоциациями, которые зависят от опыта конкретного человека.

В психологии ассоциации разделяются на несколько подвидов:

  1. Контрастные или противоположные (утро-вечер).
  2. Сходные или аналогичные (печка – микроволновка).
  3. Обобщенные (огурец – овощ, куртка – одежда).
  4. Смежные в пространстве и времени (зима – холод).
  5. Причинно-следственные по (тучи – дождь).
  6. Тематические (кашель – болезнь).
  7. Словообразовательные, появляющиеся на основе единого корня слов (жуть – жуткий).
  8. Фонетические, вызванные созвучностью слов (дочь-ночь).

Ассоциативное мышление очень полезно для решения самых разнообразных задач, они стимулируют мыслительную деятельность. Связи между понятиями проявляются не только в виде слов, у многих людей они возникают в виде образов, запахов, звуков. Все зависит от того, кем является человек (аудиалом, визуалом, кинестетиком).

Все люди по-разному запоминают информацию. Одним легче запомнить то, что они видят, другим нужно записать информацию на бумаге, третьим – прослушать ее. У каждого здорового человека есть способность создавать ассоциативные ряды. Но существует и такое понятие, как «ассоциативное расстройство». Это психическое заболевание, при котором человек не может построить в уме последовательный ряд связанных между собой терминов.

Тренировка мыслительного процесса, построенного на связи понятий, помогает делать новые открытия, генерировать новые идеи, улучшать запоминание нового материала. Так в основу системы быстрого запоминания Т. Бьюзена положен именно ассоциативный метод. Для закрепления новой информации в памяти нужно соотнести ее с уже знакомыми предметами.

Наша память так устроена, что связанные понятия намного легче запоминаются. Если нужно запомнить какое-то новое слово, следует его ассоциировать со знакомым словом по созвучию или по другим критериям. Так новое знание привязывается к базовому, которое уже прочно закрепилось в мозгу человека. Именно по такому принципу и работает ассоциативная память.

ВАЖНО! При помощи установления связей между словами, образами, понятиями в ходе мыслительного процесса развивается память и происходит генерирование идей. Это очень полезно для творческих людей, первооткрывателей новых законов во всех сферах научной и творческой деятельности.

Упражнения для тренировки

Сам мыслительный процесс с помощью построения ассоциативного ряда напрямую связан с творчеством, поэтому развивать его просто необходимо. В юном возрасте он очень хорошо развит.

Малыши, как правило, прекрасно играют словами, создают нетривиальные связи между ними, что помогает им усваивать новые знания. Развитие ассоциативного мышления стимулирует творческие способности, поэтому взрослым также полезно учиться запоминать информацию, используя связанные друг с другом слова.

Специалистами разработаны специальные упражнения, которые не только помогают улучшать мыслительные процессы у взрослых и детей, но также способствуют пополнению словарного запаса и развитию грамотной речи. Они довольно просты, делать их можно на протяжении всего дня.

Самые эффективные развивающие упражнения:

  1. Ассоциативная цепочка. Нужно выдумать два абсолютно разных слова. Следует построить между ними цепочку из слов, которые свяжут их. Например, исходными словами являются лай и машина. Цепочка будет выглядеть следующим образом: лай-собака-хозяин-человек-машина.
  2. Начало ассоциаций. Следует придумать слово, которое послужит началом ассоциативной цепочки. А затем к нему нужно будет подбирать слова, чтобы продолжить цепочку. Например, кофе – аромат – арабика – робуста – сливки – сахар.
  3. Общая ассоциация. Это задание предполагает наличие двух слов, к которым нужно придумывать ассоциации, связывающие их оба. Например, теплый, желтый. Это может быть песок, солнце, огонь.
  4. Связанная ассоциация. Выдумать два слова и подобрать к ним другие, имеющие связь по одному или нескольким признакам. К примеру, исходниками являются слова холодный и яркий. Связанными терминами могут быть лед, свет, мороженое.
  5. Раскрой секрет друдлов . Это упражнение сводится к описанию картинки, на которой изображены своеобразные каракули, но в них изначально заложена вариативность восприятия. Картинка может иметь множество интерпретаций и прекрасно тренирует процесс мышления.
  6. Нетривиальная ассоциация. К выдуманному термину нужно подобрать неординарную ассоциацию. К примеру, после произнесенного слова «компакт-диск» первое, что приходит на ум большинству людей – это музыка или фильм. Но компакт диски можно использовать для украшения елки, для поделок. Значит ассоциацией можно назвать слово «поделка» или «елка».

Итак, ассоциативная память необходима для того, чтобы запомнить необходимую информацию и долгое время удерживать ее в памяти. В создании ассоциативного ряда нет ничего сложного, только нужно учесть, что ассоциация должна быть яркой, необычной, интересной. Тренировка на основе упражнений по ассоциативному мышлению очень хорошо сказывается на развитии творческих способностей, воображения. Она помогает развить память, улучшить качество жизни.

Это не строго групповое упражнение, его можно выполнять и в паре, и даже в одиночку.

Для выполнения упражнений на развитие ассоциативного мышления, желательно иметь под рукой диктофон и блокнот с ручкой - для последующей расшифровки и анализа звукозаписи. Не стоит полагаться на память, выполняя такие упражнения. Упражнения. Работающие с цепочкой ассоциаций, сродни анализу сновидений. А все знают: сновидение нужно записывать по горячим следам, если не хотите тут же забыть 70 % его деталей.

То же и с ассоциациями.

Я предлагаю выполнить три простых упражнения, которые помогают развить ассоциативное мышление у тех, кто выполняет их достаточно регулярно.

Итак, начнём с самого простого - подготовительного упражнения. Я рекомендую начинать любую интеллектуальную разминку именно с него.

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №1

Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации. Во второй части - в несвязанные ассоциации.

Связанные ассоциации

Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже.

Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций - то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.

  • путешествие,
  • вагон,
  • билет,
  • кондуктор,
  • чемодан,
  • пассажир,
  • попутчик,
  • окно,
  • станция...

В следующем раунде игры мы играем в

Несвязанные ассоциации

  • путешествие,
  • расход,
  • закат,
  • бомбёжка,
  • полиэтилен,
  • маска,
  • ребёнок,
  • ужас,
  • воротник

И в первом и во втором случае после окончания игры происходит - шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр.

В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно - размытых) уместно было продолжить его словом.

Например

Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.

Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить - мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.

Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен.

Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».

В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение - понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов.

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №2

«Убегающая ассоциация»

Ведущий называет слово. Например «гардероб».

За время пять минут каждый игрок должен записать в свой личный блокнот цепочку ассоциаций, вызванных этим словом. Цель - отпустить свою мысль, позволяя ей перескакивать от одной ассоциации к другой.

Например: Гардероб,

  • скелет,
  • аптека,
  • весы,
  • небо,
  • ракета,
  • мультфильм,
  • детство,
  • Румыния,
  • бубен,
  • валет,
  • пудинг,
  • холмы...

В ходе шеринга каждый игрок должен объяснить (коротко) свои ассоциации. (Это объяснение фиксируется на диктофон).

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №3

«Пристёгнутая ассоциация»

Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.

Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот.

По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове.

Ведущий и другие игроки в момент шеринга могут задавать наводящие вопросы, провоцировать, не соглашаться или наоборот, соглашаться, поддерживая игрока.

Удачных Вам игр в ассоциации, друзья! Развивайте своё ассоциативное мышление.

Елена Назаренко

Как выигрывать с помощью карт Мельников Илья

Метод последовательных ассоциаций (цепочка)

Метод последовательных ассоциаций заключается в последовательном увязывании слов друг за другом в единый сюжет. Образы связываются в сюжет попарно и главное, не перескакивать через слово, а связывать их один за одним, будто соединяя цепочку. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д.

Ваша картинка, которую вы составили из звеньев цепочки должна быть нестандартной, оригинальной, захватывающей – это одно из обязательных условий. Каждый предмет из цепочки слов должен играть одну из главных ролей в вашем сюжете, он не подходит на второстепенные роли.

Например, надо запомнить последовательность: четки– чехол-чача-чебурек-чаша-часы-чувак-черешня-чинара-чистая вода-чудачка-чек-четверть.

Ваш сюжет может быть не совсем логическим, с элементами фантастики, но слишком сильное удаление в сторону одного или другого, может сыграть злую шутку и испортить качество сюжета.

Непримечательная женщина взяла со стола янтарные четки и положила их в красный чехол. Из ящика, она достала открытую бутылку чачи (почувствуйте характерный запах и посмотрите на цвет жидкости в бутылке). Взяла из холодильника чебурек. Поставила на стол чашу . Взяла весы, чтобы взвесить струю воды. Пригласила чувака вырастить дома енота. Затолкала в бутылку черешню . Под чинарой , возле которой был арык с чистой водой, поставила кровать. Чудачка в разных башмаках (представьте один башмак с длинным носом желтого цвета, а другой башмак высокий с открытым носиком голубого цвета) открыв рот смотрела на дождевого червя. Чек из магазина летал в воздухе и переливался всеми цветами радуги. Четверть арбуза использовалась группой молодых людей в качестве бумеранга (представьте, как вы запускают часть арбуза и как из него брызжет сок, как он летит обратно, переворачиваясь и кружась в воздухе).

Прочувствуйте, что список, который вы запомнили методом цепочки, вы сможете легко воспроизвести с начала до конца, а также не составит труда через одно слово, через два слова. Информация усвоилась гораздо лучше, если бы вы выучили наизусть все звенья цепочки.

Надо помнить и о том, что придуманные вами лично ассоциации и связи гораздо лучше, чем взятые извне, пусть они даже будут яркие, образные и красивые. Но это будет плод чужой мысли, который вам придется запомнить.

Можно потренироваться на специальных упражнениях и оценить свои ошибки. Проанализировать закономерности возникновения ошибок, то, с чем они могут быть связаны. Узнать какие ассоциативные связи помогают вашей памяти, а от каких надо отказаться, так как они не приносят много пользы и не эффективны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Выжми из бизнеса всё! 200 способов повысить продажи и прибыль автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Бизнес-тренинг: с чего начать, как преуспеть. Советы руководителям и тренерам автора Прокофьева Надежда Ильинична

Темы ассоциаций Темы ассоциаций, уместные для корректного отреагирования избытков межличностной агрессии:? лекарство;? животное (зверь);? насекомое;? обувь;? еда;? стихийное бедствие;? оружие;? посуда;? мебель;? болезнь;? исторический персонаж;? спиртные напитки;? детская

Из книги Самые эффективные методики автора Мельников Илья

Метод ключевых слов или метод фонетических ассоциаций Является одним из способов запомнить имена и фамилии. Способ помогает легко запомнить иностранные имена и фамилии. Каждое иностранное слово по своему звучанию напоминает какое-то русское слово и пусть по значению

Из книги Личная эффективность на 100%: Сбросить балласт, найти себя, достичь цели автора Болдогоев Дмитрий

Способ ассоциаций По мнению специалистов, этот способ является самым действенным для запоминания последовательностей. Способ позволяет работать с очень объемным списком последовательностей и обладает ключевыми словами к разнообразной информации. С помощью

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Максимум ассоциаций Упражнение тренирует креативность и ассоциативное мышление. Задача – выдать максимальное количество ассоциаций на заданную тему или с заданными словами. Очень желательно, чтобы это были именно ассоциации, а не синонимы или общепринятые

Из книги Мозг 2.0 [Саморазвитие в XXI веке] автора Шервуд Роб

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

«Цепочка» Одно из самых интересных и простых упражнений называется «Цепочка». Это упражнение удобно выполнять в любой обстановке, если у вас найдется для него несколько свободных минут. Суть этого упражнения в том, что следует мысленно выстраивать цепочку из любых слов.

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Из книги Как создавать инновации автора Пратер Чарльз

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Упражнение 8. Цепочка ассоциаций Иногда мы вроде бы и знаем, чего хотим, но не знаем даже, как приступить к осуществлению желаемого. Нам требуются идеи. Вот хороший способ разбудить свой творческий интеллект для поиска этих идей: возьмите бумагу, ручку, напишите в центре

Из книги автора

1. Использование ассоциаций Фундаментальное свойство психики – ассоциативность.Мозг – совершенная машина для построения связей между разными образами и понятиями. Содержимое памяти представляет собой длинные, сложно организованные цепочки ассоциаций. Стоит

Из книги автора

Метод историй и метод мест Вы знаете два способа запоминания списков: метод историй и метод локаций. У них много общего, и прежде всего оба они удовлетворяют трем основным принципам мнемотехники: ассоциативности, образности и эмоциональности. Но есть и различия: в методе